Рыбный Мурман. 1999 г. Ноябрь.

СОТРУДНИЧЕСТВО PRESS - INFORM Териберка Какизбежэть по норвежскому стандарту в судоходстве И н т ер е с пр едприним ател ей -сев ерян к с о т р у д ­ нич еств у с н орв еж ским и партнерами в о бл а сти рыбной промышленности огром ен . И стоки его не только в интеграции р о с сий ск ой рыбной отрасли в индустрию Н орвегии , но и в этнических тради ­ циях и и сторич еском уклад е д в у х н ар одов , ж и ­ вущих на Крайнем С ев ер е . На семинаре недавнего парт- нериата, подводя итоги пятилет­ него сотрудничества, председатель комитета област­ ной администрации но рыбохо­ зяйственной деятельности Анатолий Евенко отметил, что в сфере рыбной промышленности оно до сих пор не переросло рамки дискуссии, иоэтому-то г-- практический результат остается нулевым. Из двух десятков предложенных проектов только один находится в стадии осуще­ ствления - «Териберка - Богсфь- орд» (см. «РМ» № 39). Можно понять норвежских предпринимателей, которые ос­ торожничают из-за отсутствия гарантированной защищенности своих инвестиций, сложности и нестабильности федерального законодательства. Но как пока­ зывает международное сотруд­ ничество с европейскими партнерами, работать на Кольс­ кой земле можно, если есть по­ мощь и заинтересованность руководства региона. Создание промышленной ин­ фраструктуры для прибрежного промысла невозможно без под­ держки жизнедеятельности бере­ говых поселений, в недалеком прошлом густо расположенных на Мурмане. Выход из депрес­ сивного состояния всей социаль­ но-промышленной V сферы Териберки лежит и в основе иро- ^ екта «Териберка - Ботсфьорд», который с норвежской стороны осуществляется компанией «ТІордик Си Холдинг», имею­ щей в собственности рыбодобы­ вающий флот и четыре перерабатывающие фабрики. Фундаментом проекта являет­ ся норвежская «философия про­ цветания», ИО ( которой высоко 11 ро 11 з вод ител ьный труд участников производства дол­ жен быть обязательно осознан­ ным, -Г; подкрепленные благополучием окружающей сре­ ды. Проект нашел поддержку в министерстве регионального коммунального хозяйства Нор­ вегии. Подписан и договор об обоюдном сотрудничестве меж­ ду администрациями поселка и коммуны Финнмарк. Финансо­ вые вливания готово сделать во­ сточное отделение норвежского госфонда СНД* который инвес­ тирует развитие приграничных российских поселков. Все это должно стать прочной основой для обеспечения производствен­ ной части проекта, куда входит открытие перерабатывающей фабрики европейского уровня, создание небольшого добываю­ щего флота, реанимирование су­ доремонтных мастерских и постройка алюминиевых ботов для прибрежного промысла. Ар­ тур Йоргенсон, руководитель проекта с норвежской стороны («мотор» проекта, как его назы­ вают российские партнеры), про­ комментировал стратегическую линию будущего производства: - Мы хотим достичь поступа­ тельного производственного раз­ вития фабрики . Исходя из нашего опыта, думаем, что этот процесс займет около пяти лет. Необходимо найти и некоторые технологические решения. Если говорить о рынках сбыта, то их создание является одной из важ­ ных составляющих. Приходится выбирать ту рыночную страте­ гию, которая поможет предпри­ ятию выжить, получить значительную прибыль. Наш многолетний опыт подсказывает, что только ориентация на вы­ пуск конечного продукта стано­ вится жизнеспособным направлением. А на первом эта­ пе начнем с производства клин- фикса, который будет экспортироваться за рубеж, и с создания небольших морозиль­ ных мощностей для заморозки прилова. Очевиден интерес норвежцев - эго доступ к сырью. Но все финансовые риски надо бы сде­ лать минимальными, чтобы про­ ект заработал в полную силу - ...Как один из итогов работы нартнериата, можно назвать встречу норвежских и российс­ ких участников - руководителей предприятий «Терфишинг» и «Логфиш» - у председателя пра­ вительства Мурманской области Анатолия Малинина. Там и были обозначены конкретные сроки ввода перерабатывающей фабрики (которые уже не раз отодвигались) - май 2000 года. Сегодня трудно прогнозиро­ вать и кажется невероятным, что созданныіі в будущем неболь­ шой производственный комп­ лекс снимет проблему безработицы и социальной на­ пряженности в поселке с насе­ лением в две тысячи человек. Обнадеживает то, что он может дать 100 и более рабочих мест, станет катализатором для прито­ ка инвестиций. Как и иностран­ ные партнеры, мурманские и местные рыбопромышленники возлагают надежду на включе­ ние Териберки в Гіроекгы 2000 года по созданию зоны экономи­ ческого роста, что, несомненно, оживит финансовый и производ­ ственный климат на побережье. Ольга МАКАРОВА. субстандартных ситуаций? ‘ ' ' ' ѵ -У*' JW чѵ Второй международный семи­ нар «Субстандартное судоход­ ство - проблемы и пути их решения через сотрудничество», организованный российским морским Регистром судоходства (PC ) , состоялся в Санкт-Петер­ бурге 20-21 октября. Информация , содержащаяся в выступлениях участников, в первую очередь адресована вла­ дельцам судов, классифициро­ ванных PC. При большом разнообразии тематики объеди­ няющим моментом всех выступ­ лений были проблемы, связанные с влиянием человечес­ кого фактора на безопасность мореплавания. Актуальность об суждаемых вопросов безопасно­ сти человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения морской окружающей среды вызвала большой интерес у представителей международного морского сообщества. Уделялось достаточное вни­ мание и задержанию судов пор­ товыми властями за несоответствия требованиям МКУБ и ПДНВ и координации усилий различных заинтересо­ ванных сторон, обеспокоенных уровнем происшествий, имею­ щих общей причиной негатив­ ные проявления человеческого фактора (представлены перспек­ тивные разработки в рассматри­ ваемой области). Докладчики подробно расска­ зали о практике работы порто­ вых властей, ИМО , ЕС, Парижского меморандума, клу­ бов Р&І, капитанов портов, мор­ ских академий, крюинговых компаний. Был также дан крат­ кой обзор но E Q U A S Y S - базе данных, предназначенной обоб­ щить максимальное количество информации о судне, получен­ ной из разных источников. В ходе обсуждения докладов участниками семинара выражена большая обеспокоенность по поводу чрезмерной формализа ­ ции процессов оценки годности судна и экипажа к плаванию, ог­ ромного количества необходи­ мых сертификатов, множества проверок, а также еще раз под­ тверждена необходимость созда­ ния для капитанов системы помощи в принятии решений. - В семинаре приняли участие более 200 делегатов, что свиде­ тельствует о высоком уровне признания. Выступления док ­ ладчиков воспринимались ауди­ торией с большим интересом. Я очень рад, что наши инициативы получают поддержку мирового морского сообщества, что мы расцениваем как исключительно партнерские отношения, - подво­ дя итог двухдневной работы, отметил Н. Решетов, генераль­ ный директор PC. - Это позво­ ляет нам находить общий язык с судовладельцами в вопросах поддержания судов на таком высоком уровне, чтобы навсегда исключить из употребления сло­ во «субстандартное» примени­ тельно к судоходству. Участники семинара приняли заявление, в котором призвали судовладельцев, морские админи­ страции, образовательные учреж­ дения и учебные центры, а также крюинговые компании уделить особое внимание подготовке вы­ сококвалифицированных моря­ ков в соответствии с действующими международными и национальными стандартами, активно применять принцип са­ морегулирования безопасности в рамках МКУБ для укрепления сотрудничества между админист­ рациями флага, портовыми влас­ тями и классификационными обществами в целях объединения усилий по минимизации негатив­ ного влияния человеческого фак­ тора в судоходстве. он сегодня обоюдно выгоден. А в рассматриваемом проекте ниче­ го нового норвежцы не изобре­ ли: подобный подход к созданию комплексного произ­ водства уже применен при от­ крытии одной из фабрик компании «Нордик Си Хол­ динг» в норвежском местечке- Мехамне. Модель, как говорят, опробована, поэтому можно на­ деяться на успех с поправкой на российские условия. Следу ющая составл я ющая проекта - судоремонт и произ­ водство алюминиевых ботов на базе Териберских СРМ - будет проходить при поддержке не­ скольких норвежских компаний, занимающихся изготовлением орудий лова, оснащением прибо­ рами связи н т. д., готовых вло­ жить инвестиции в это производство. Норвежские партнеры в про­ шлом году провели тестирование около 30 кандидатов на обуче­ ние в Норвегии. Их уровень зна­ ний произвел на * норвежцев благоприятное впечатление, и, выезжая небольшими группами на учебу в Ботсфьорд, они на не 6 - В Е С Т И 5-14 ноября С П Р О М Ы С Л А х о ь ц) зрерабатывающей фабрике за 8 месяцев получат профессию квалифицированного рыоообра- ботчика. В течение учебного цикла они изучат производство всех типов продукции, позна­ комятся с управленческими фун­ кциями на фабрике. Администрация ОАО «Мурманский траловый флот» , служба главного капитана с глубоким при­ скорбием извещают, что 17 ноября на 65-м году пос­ ле продолжительной болезни скончался оывший капитан флота КИКОТЬ Анатолий Александрович, и выражают искреннее соболезнование семье и близким покойного. Гражданская панихида состоит­ ся у здания городского морга 20 ноября в 11.00. В Баренцевом море штормовая погода. Цикло­ ны оыстро смещаются с запада на восток, обуславливая сильные ветры со сменой направ­ ления от западного к востоку, северо-востоку. В течение недели на промысле дислоцировалось 210 судов, из них от Мурманской области - 120 (на лову - 69), от Архангельской - 30, от Каре­ лии - 15 II прочие - 45 судов. Средний вылов на судно по Мурманской области составил 5,9 т. Лучшие выловы в течение недели: МИ-0195 «Севрыба-2» (капитан С. В. Соколов­ ский - ЗАО «Севрыба»). На западном склоне Медвежииской банки вылов б ноября составил 45.2 тонны (треска - 40%); БМРТ-0356 «Кронштадт» (капитан В. В. Бой­ ков - Мурманрыбпром). У Новой Земли на до ­ быче сайки вылов 6 ноября составил 40,4 т, 5 ноября - 22 т; СТМ 0705 «Ордынский» (капитан А. Л. Доцен- ко - тралфлог). На Рыбачьей банке вылов 6 но­ ября составил 29,2 т (пикша - 100%); БМРТ-0098 «Мурман» (капитан Г. А. Скляров - ООО «Мурман СиФуд»). На западном скло­ не Медвежииской банки вылов 7 ноября соста­ вил 31,3 т (треска - 78%), 8 ноября - 30,5 т (треска - 89%); МИ 0301 «Сапфир» (капитан В. И. Муравьев - тралфлог). На западном склоне Медвежииской банки вылов 7 ноября составил 28,2 т (треска - 82%), 8 ноября - 25,1 (треска - 67%), 10 нояб­ ря - 26 т (треска - 96%). Вылов трески и пикши с начала года по 11 но­ ября составляет : трески - 119961,5, пикши - 19920.2 тонны. АО «МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ф л о т », в Баренцевом море на вылове трески промысловых дней за неделю выпало немного, плохие погодные условия стали причиной низкой про­ изводительности для боль­ шинства экипажей, только рыбаки четырех тра­ улеров сработали успешно: «Сапфир» - 154%, «Ордынский» - 120%, «Красиокамепск» - 112%, «Топаз» - 106% задания но выпуску пищевой ры­ бопродукции. Удачно ловили мойву в районе Шпицбергена рыбаки суиертраулеров «Алек­ сандр Мироненко» и «Максим Старостин», ко­ торые добились выработки соответственно в 165% и 152%. На облове путассу в Норвежском море промысловая обстановка пока слабовата. У экипажа РТМК-с «Капитан Богомолов» выработ­ ка чуть выше среднесуточного задания - 117%, а рыбаки траулера «Борис Сыромятников» срабо­ тали только на 96%. На промысле сайки успеш­ но промышлял экипаж траулера «Мария Мелентьева» - 148%. В Мавританской зоне иромобстановка остается слабой, результаты не­ дели таковы: «Павел Кутахов» - 87%, «Адмирал Шабалин» - 76%, «Петр Сгибнев» - 69%. По- прежнему успешно рыбачат тралфлотовцы в зоне Намибии. У промысловиков РТМК-с «Василий Филиппов» - 168% выработки, а только пришед­ ший на промысел экипаж БАТ «Адмирал Голов­ ко» за два дня рыбалки выдал 138% планируемого. АО « М у р м а н р ы б п р о м ». в Баренцевом море лишь небольшая группа траулеров осталась на облове донных, лидирует экипаж СТР «Ма­ лахов» - 180% среднесуточного вылова! Удачно ловят и экипажи СТР «Комарно» и «Тимофей Зелянукин» - 130 и 113% соответственно. На облове сайки успешно справились с заданием промысловики БМРТ «Домодедово». В Марок­ канской зоне на промысле сардины полуторную норму выдают рыбаки БМРТ «Владимир Бро- дюк». АО «СЕВ РЫ БХОЛОДФЛОТ » . В Баренцевом море в пределах среднесуточной нормы на обло­ ве сайки работает экипаж УПС «Профессор Кленова». Ярусолов «Мийдуранд» продолжает вылов трески и зубатки. Остальные добывающие суда ушли на выгрузку. Десятидневный шторм стал причиной приостановки промысла в прибре­ жье, зато возобновлен на днях научныіі промы­ сел краба, первая сотня стригунов доставлена на берег. (Окончание на стр. 16) 1 9 - 2 5 ноября 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz