Рыбный Мурман. 1999 г. Ноябрь.

«Рыбный Мурман> 45-32-19 С. Н. Дащинский 48-64-75 ШЕВЦОВ Александр Степанович (18.11.1906- 6.05.1985), журналист, писатель. Род. в Екатсринодарс, русский. В три года лишился родителей, был беспризор­ ным. Окончил 5 классов школы. С 15 лет в отрядах 4QH . Работал грузчиком в Новороссийском порту, при­ емщиком грузов на железной дороге, актером, режиссе­ ром в Новороссийске, Ростове-на-Дону, Ленинграде. С 1932 в газетах Красноярска, Ленинградском отделении ТАСС. С 1939 в Мурманске, в “Полярноіі правде”. Ходил в море. В 1941 добровольно ушел на фронт. До 1944 кор­ респондент газеты 7 Воздушноіі армии “Боевая вахта”. Окончил курсы летчиков-штурманов, совершил 30 бое­ вых вылетов на самолетах По-2, Пе, Су-2, Ил-22. Уча­ стник Парада Победы 24.06.1945 в Москве. С 1947, после демобилизации, в “Полярной правде” , затем редактор “Рыбного Мурмана”. С 1953 пер­ вый помощник капитана на судах Мурманского сельдяного флота. Рыбацким будням северян посвя­ щены повести “И снова горят ма­ яки ”, “Считай себя ближе к о п а с н о с т и ” , “Трудныіі слу­ чай” ( I960), “На все четыре ветра” (1961), многие расска­ зы, очерки, ми- н и а т ю р ы . воен- отра События ной поры жейы романе-хронике “Это трудное лето” (1985). Умер в Ле­ нинграде, пох. на Казанском кладбище. I ШЕИН Павел Степанович (18.06.1921- » 16.05.1945), штурман-радист 118 разведывательного авиа­ полка Северного флота, Герой Советского Союза (22.01.1944). Род. в с. Дружино Романовского раііона Саратовской области, русский. Жил в Ессентуках Став­ ропольского края. В ВМФ с 1939. Окончил Военно-мор­ ское авиационное училище им. С. А. Леваневского 1 (1941). В Великой Отечественной с августа 1941. К ссн- , тябрю 1943 совершил 105 боевых вылетов, погиб при выполнении служебных обязанностей. Пох. в Баку. Име- ( нем названа улица в Ессентуках. I ШЕАГАЧЕВСКАЯ ПОЖНЯ, хутор на левом бе- I регу р. Туломы, в 26 км от Колы. Возник в сер. 20-х гг. , По переписи 1926 проживали 2 человека (финны), к 1936 г переселились. Название происходит от пожни (сенокоса) • у ручья Шслгоч, впадающего в Тулому. Затоплен Ниж- I нстуломским водохранилищем, і ШЕАЕПИН Николай Алексеевич, в 1962-1974 j управляющий трестом Кандалакштрансстрой, почетный І железнодорожник, заслуженный строитель РСФСР. Род. І 9.07.1909 в Вязьме Смоленской области, русский. Окон- I чил Ленинградский институт инженеров железнодорож- I ного транспорта (1935) по специальности инженер-путеец \ и Высшие инженерные курсы Наркомата путей сообще­ ния (1944). Работал прорабом на Уссурийской железной I дороге, главным инженером треста Томской дороги, в Куйбышеве (Самаре), Вильнюсе. С 1962 в Кандалакше. ! Строил вторые пути железной дороги в Мурманской об- ( ласти и Карелии, подъездные пути и многие другие I объекты. С 1974 на пенсии, выехал в Ленинградскую j область. ! ШЕАЬПИНО, населенный пункт в губе Шельпинс- . кой, к востоку от устья р. Вороньей по Мурманскому I берегу. Постоянное поселение с 1884, до того рыбацкое становище. Название могло возникнуть от архангельского І шельпяк - колтужник, ком обледенелого снега, который нежится по воде. По переписи 1926 проживали 38 чело- ! век. Исключен из учетных даных в 1957. ШЕРГИН Борис Викторович (28.10.1896- 31.10.1973), русский советский писатель-фольклорист. Род. в Архангельске в семье корабельного мастера, рус­ ский. Ходил на парусниках в море, бывал на Мурманс. Собрал по берегам Белого моря много русских народных сказок, литературно обработал и издал их. С 1913 жил в Москве. Жизнь жестоко обошлась с ним: в молодости потерял ногу, последние 15 лет был слепым, в одиноче­ стве жил в коммунальной комнатушке. Творчество посвя­ щено Северу. Автор книг «У архангельского города, у корабельного пристанища» (1924), «Архангельские но­ веллы» (1936), «Поморщина-корабелыцина» (1947), «Оксан - морс русское» (1959, 1961). ШЕРНЕР Фердинанд (12.06.1892-2.07.1973), не­ мецкий генерал-фельдмаршал (1945). В 1942-1943 коман­ довал 19 горным корпусом в Заполярье. ШЕРОНКИН Михаил Васильевич, судоремон­ тник, Герой Социалистического Труда. Род. в 1920 в д. Новошино Мордовщинского района Горьковской обла­ сти. С 16 лет начал работать на Сретенском судостро­ ительном заводе: ученик слесаря, слесарь-сборщик судовых механизмов. Во время _ Великой Отечественной воевал г. составе 65 отдельной стрелковой бригады в Карелии, служил на j E флоте. После демобилизации в ^ V 1950 на Мурманской судоверфи, * где отработал более 30 лет. В доко с вом цехе возглавлял комплексную ш бригаду (70 человек), которая в Я Е в числе других работ сиециализиро валась на ремонте донно забортной ^ ЯШ * J I арматуры винторулевых устройств, с регулируемым Л ит , Зы хо в ска я Р. Трудная власть. - “Полярная правда ” , 1971, 28 ноября. ШЕРШНЕВ Виктор Нилович, руководитель строительства атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Россия», Герой Социалистического Труда (1985). Окон­ чил Ленинградский судостроительный техникум (1948) и Ленинградский кораблестроительный институт (1955). Работал на Балтийском заводе: помощником мастера, мастером, технологом, строителем и главным строителем. С 1967 главный инженер, а с 1989 директор Балтийско­ го завода. ШЕСТАЯ АРМИЯ, в годы гражданской воііны со­ единение воііск Красноіі Армии. Сражалась против бело­ гвардейцев и интервентов на Севере. 7.03.1920 передовые части Шестой армии (1 стрелковая дивизия) вошли в Мурманск. ШЕСТАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ БАТАРЕЯ 143 артполка 14 стрелковой дивизии. До Великой Отечествен­ ной располагалась на о. Кильдин. В начале воііны пере­ брошена в раііон Западной Лицы. Отличилась 8-14 сентября. Позиции се находилігсь на стыке трех дорог в 50 км северо-западнее Мурманска, расчеты четырех ее 122-миллиметровых гаубиц мужественно сражались, не имея ни флангов, ни тыла, 27 воинов батареи погибли, в том числе командир батареи лейтенант Г. Ф. Лысенко (см.), но не пропустили врага в Мурманск. В дальнейшем батарея освобождала Северную Норвегию, прошла с бо­ ями до Германии. После войны 143 артиллерийский полк возвращен в Заполярье и расформирован. Батарея воз­ рождена в 1946. На 51 км дороги Мурманск - Псченга, в Мурманске на центральном проспекте, в Долине Славы и в Луостари (14.09.1981) установлены памятники вои­ нам батареи. ШЕСТОЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ БАТАРЕЕ, па мятник. Открыт в Мурманске, на проспекте Ленина, 6.11.1959 (архитектор Д. Водолажский) в честь героичес­ кой батареи (см.). ШЕСТАЯ (6-я) ОТДЕЛЬНАЯ ОЛЕНЕ-ЛЫЖ- НАЯ БРИГАДА - см. Вторая (2 -я ) отдельная олене- лыжная бригада. ШЕСТНАДЦАТЫЙ (16-й) ТРАНСАТЛАНТИ­ ЧЕСКИЙ КОНВОИ (PQ-16), включал 35 транспор­ тов, в том числе голландский «Петр Великий», и 9 кораблсіі охранения, в том числе английские тяжелые крейсеры «Кент и Норфолк», легкие «Ливерпуль» и «Нигерия», польский миноносец «Гарланд». Конвой вышел из Исландии 14.05.1942 (из Рейкъявика - 21.05). В пути подвергался ожесточенным атакам немецкой авиа­ ции. 7 транспортных судов было потеряно, а с ними 32 тыс. т грузов, в том числе 147 танков, 77 транспортных самолетов, 770 автомашин. Остальные суда 30.05 пришли в Мурманск («Гарланд» - 29.05). Конвоіі доставил 321 танк, 124 самолета, 2507 автомашин, оружие, боеприпа­ сы, продовольствие. ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ БРИГАДА МОРС- КОЙ ПЕХОТЫ (63-я бмп), сформирована на Тихо­ океанском флоте. К 10.07.1942 переброшена на п-ов Рыбачий. Командир полковник Алексей Максимович Крылов, комиссар Борис Иванович Михайлович. Проти­ востояла противнику на одном из важнейших направле­ ний фронта. В октябре 1944 участвовала в штурме сильно укрепленных позиций на хребте Муста-Тунтури. ШЕФФНЕР И., немецкий исследователь, автор пер­ вого фундаментального труда о лопарях «Лаппония, или Новое и вернейшее описание страны лопареіі и самого лопарского народа, в котором излагается многое еще никому не ведомое о его происхождении, суевериях, кол­ довстве, образе жизни, обычаях, а также о природе жи­ вотных и металлов, встречающихся в Лапландии, с приложением подобранных к тому рисунков». ШИБАЕВ Николай Иванович (1904-1981), вице- адмирал, в 1952-1956 начальник штаба, в 1956-1961 пер­ вый зам. командующего Северным флотом. В ВМФ с 1926. Окончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1931), Военно-морскую академию (1939). В Великую Отечественную начальник минно-торпедного управления ВМФ. После Заполярья служил в централь­ ном аппарате Министерства обороны СССР. С 1973 ад­ мирал в отставке. ШИГАНОВ Владимир Владимирович, журна­ лист, с 1998 редактор мурманской городской газеты “Ве­ черний Мурманск”. Род. 20.09.1946 в д. Мимашкино Касимовского района Рязанской области, русский. Окон­ чил вечернее отделение индустриально- ВЩЯННВЦВ го техникума, Ленинградский университет (1975) и Высшую партиіі- -оЩ ную школу при ЦК КПСС (1980). Ра- ботал на заводе формовщиком, техником, мастером. Служил в армии. | | j M | С 1968 в печати. С 1971 в Мурманской ШИЛЕЙКО Иван Игнатьевич (22.08.1902- 3.11.1967), врач-инфекционист, организатор здравоохра­ нения в Хибинах, заслуженный врач РСФСР (1963), почетныіі гражданин Кировска (1967). Род. в д. Кобыль- ники в Белоруссии, белорус. Воспитывался в детском приюте в Новочеркасске. В 1921 окончил учительскую се­ минарию, работал учителем. После окончания 2 Ленин­ градского медицинского института (1927) врач в ШЕ В - ШИЛ 1 2 - 1 8 ноября 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz