Рыбный Мурман. 1999 г. Март.
г ТОЧКА ЗРЕНИЯ Г олос в трубк е вы давал со б е с едни к а . В добродуш ны х интона циях проскальзывали короткие фразы с ж е лезными нотками , по которым с р а з у выри совы вал ся ч еловек с твердым характ ером , с е р ь е зн о отно сящ ий ся к лю б ом у д е л у . И к нашей встрече тоже . Король Баренцева меря - так и в шутку, и всерьез зовут рыбаки капитана Юрия Ивановича ЕКИМОВА. В его уютной квартире разго вор начался с воспоминаний. - Между прочим, сегодня ис полнилось'42 года, как я в Мур манрыбпром пришел. Да, вот так с марта 57-го и покатились мои рыбацкие годочки. Флот на звания менял, перестраивался, а я всю трудовую жизнь с ним, задумался капитан Екимов, буд то перебирая в уме картины пе режитого. - В школе нас четыре друга было. По газетам чаще выискивали рассказы о море, а карту раскроем... там такая синь необъятная! Вот гак и сговори лись в мореходное училище по ступать. В Мурманске с документами Юра немного запоздал, друзей уже зачислили на механическое отделение, и мест не было. - Чего нос повесил? С другом бѵдешь плавать на одном судне. Ты капитаном, а ои механиком ѵ тебя, - уговаривали в приемной комиссии. Так и стал студентом судово дительского факультета. Похо же, в мореходке сразу определили характер 16-летнего нарня: уже в 27 лет он был на значен капитаном на СРТ «Ижма» и руководил сельдяной путиной в Атлантике. * За 35 лет только один рейс в рыбацкой жизни у Юрия Ивано вича был неудачным. Не сложи лась тогда рыбалка. Да такого и быть не может, чтобы за все годы - и только удача. Л что за ней? Накопленный опыт, умение прекрасно ориентироваться в промысловой обстановке, кото рые и приносили экипажу сверхуловы. Награждали орденами, почет ными знаками, встречали эки паж с цветами, оркестром да хлебом-солыо. Газеты называли его лучшим рыбаком Северного бассейна, пионером в освоении современных методов рыбного лова, а коллеги прозвали «коро лем Баренцева моря». Хоть и относит это звание сам Юрий Иванович к рыбацким байкам под чарку, но с тем, что не одни раз избороздил северные морс кие просторы и каждый квадрат как свою пять знает, соглашает ся. Отличная работа в море на чем держится/ На качественном ремонте, хорошем снабжении судна и умелом подборе экипа жа. Тот, кто с ленцой да больше языком треплет, с Екимовым в море сам не пойдет. Капитан знает, что терпение, выносли вость и трудолюбие должны быть в характере рыбака, чтобы до седьмого пота вкалывать и не спать сутками, когда идет рыба. Как-то еще в первые годы за ходов в норвежские порты со брались капитаны у Екимова. Иваныч, норвежцы просят показать им советское судно. Да вай твое покажем? - А чего это вдруг меня выб рали? - Да у тебя порядок п чистота что в каютах, что на палубе. Нам за тобой не угнаться! Собрал капитан комсостав, распределил все обязанности и принимал гостей но высшему разряду: экскурсия, фильмы', разговоры в кают-компании, а главное - постарался на камбузе кок-кудесник, накормил отмен ным обедом. Вот вам борщ укра инекий, а кто хочет - щи со сметаной, вторые блюда в боль шом ассортименте, а ѵж компот и пирожков со всякой начинкой - это ѵж тому, кто в конце обе да смог осилить! Двадцать шестой год ходит в море Юрий Иванович на СТР «Сосногорск». Сам ездил на приемку нового сейнера трауле ра в Ярославль, участвовал в ис пытаниях, делал обкатку судна по Волге. Как родной плавучий дом для него 0305-й, где, по словам Юрия Ивановича, каждый уго лочек знает. А работу двигателя слышит капитан, как ѵдары соб ственного сердца. В каюте с го ловой накроется, но посторонний шум сразу заставит насторожиться. Звонит: - ”Дед” , что это у тебя в ма шине? - Ничего... - Я через подушку слышу. А ну, давай в машину! Смотришь, побежал стармех в машину в тапочках. С п о т к н у л с я , одну тапочку потерял, бежит дальше босиком! На чужое судно приходит ка питан, видит: что-то удобнее сде лано. Глядь, это * же и на «Сосногорске» появилось. - Жаль, что перестройка затя нула петлю так, что пришлось суда Мурмаирыбпрома на метал лолом в Индию продавать. По нимаю, что иначе не выжить было. Да и сегодняшние кораб ли изношены на 50-70 процен тов, через пять лет положение будет тяжелым, - говорит о се годняшнем дне флота Юрий Иванович. Обостренное чувство ответ ственности всегда было у капи тана Екимова. II * когда капитаном флагманом в Атлан тике ходил, и сейчас, когда и рыбы стало меньше в Баренце вом море, н от рыбацкого брат ства осталось, как скажет капитан, шиш да маленько. - У нас как в море вышел j ушки на макушке, прослушивай все иромсоветы, чтобы первым оказаться на промысловой кон центрации, - рассказывает Юрий Иванович. - Но сейчас молодежь пошла хитрая, со своими секре тами. Врут безбожно! Иной баз и слушаешь, а где точно рыбал- ка, не знаешь. Раньше такого не было. Для экипажа он руководитель и наставник. Молодого просто по-отцовски пожурит, а если нужно - такого леща задаст! В минуты отдыха побалагурит, расскажет анекдот, про дом на берегу расспросит. Семья для моряка, как в песне, надежный причал. Знает, что сейчас в море не за романтикой ходят, а про кормить семьи. II чем удачней рыбалка, тем лучше настроение в экипаже. На каждую мелочь внимание обращает: как одет, как накормлен рыбак. Вот уж кормежка это главнее всего! II как не отведать рыбы с первым тралом? Тут всем только тарел ки подаваіі! Бывало, повар штук пять противней мойвы нажарит, только успевай подкладывать. А вот рецепт блюда «мойва по-екпмовекп»: берется хорошая рыбка, лучше самочка икряная. Моется іГ на раскаленную сково роду рядочками укладывается, поверх лучок колечками, следу ющий рядок рыбы поперек. Перчиком обложить, водички подлить, сковороду закрыть и минут 15-20 пропарить. А теперь - за хвостики. Аппетитно! ...- Ну что, Иваныч, плясать будешь? улыбаясь п показывая в руке телеграмму, радист загля нул в каюту. Пришлось от- иляс ывать . Д вух комиатную квартиру семья ждала долго. И вот известие. Да еще в центре города! Все, о чем когда-то меч тали. Спускаясь по трапу, в руке сжимал телеграмму. Первый раз придется искать по адресу свой дом. Сел в такси, не очень ори ентируясь, промахнул до Коль ского, потом обратно. Вышел, подумал, сел на троллейбус и стал искать заветный номер, раз глядывая сквозь стекло дома на проспекте Ленина. Вот в этой небольшой кварти ре позже громко отмечал свое 50-летие, свадьбу дочери, рожде ние внуков, юбилей жены. Зара жая друг друга энергией и непоседливостью, Мария Алек сеевна и Юрий Иванович и сей час живут в ней дружно, с нерасплескапной любовыо и большим уважением друг к дру- гу. ...Затянулся нынешний от пуск у капитана. Второй год сто ит на Мурманской судоверфи 0305-й, скоро должен закон читься ремонт траулера. Навер ное, он, как и его бессменный капитан, ждет, когда с мостика прозвучит команда: «Всем по местам! С якоря сниматься!» Ольга МАКАРОВА. ждет перемен Написать эту статью побудила меня дискуссия в прессе на тему оздоров ления рыбной отрасли на шего кра я . Проблему знают все, а как ее р е шать - пока что-то яснос ти нет. Но самое главное - каждый тянет одеяло на себя: предприятия, адми нистрация области, масса посредников ... В резуль тате страдают все, но в основном - береговые предприятия. Обратимся к статисти ке. З а годы « либ ер ал ь ных» реформ выпуск пищевой рыбной продукции по бассейну сни зил ся на 59,4°о, соленой продукции - на 63 ,2Ѵ Выпуск рыбы мороженоіі со ставил 37,б°о, копченой - всего 3,5°о, консервов - 14,8%. Наши консервные заводы стоят, в то же время в других регионах строят консервные цеха. Только в Калининграде их возводится больше десяти. Отовсюду к нам на предпри ятие приезжают представители для покупки оборудования по выпуску консервов. На мой взгляд , первое, что надо сделать, - наконец н ал а дить в нашем регионе м а р к е тинговую службу на базе «Севрыбсбыта», пока еще изве стного в России и странах СНГ, имеющего большой банк данных о клиентах . На нашем бассейне сбытом занимаются все кому не лень. Держат боль шие штаты , имеют кучу ком мерческих . агентов , а итог плачевный. Как ни странно, но августов ский кризис для российских то- в а р о п р о и з в о д и т е л е й , работающих в рублевой зоне, обернулся положительной сто роной. Приток сырья и готовой продукции из стран Балтии и с З ап а д а резко сократился . И сра зу подскочили цены. Вот тут п нужен настоящий марке тинг, чтобы знать, какую лу ч ше выпускать продукцию , в каком количестве и какие сло жились цены на рынке. Нам дан только один год - 1999-й, когда сможем вырвать ся из патовой ситуации и встать на ноги. Об этом надо постоян но думать и в этом напр авл е нии двигаться , отбросив все амбиции. Все рыбацкие и береговые предприятия должны сгруппироваться вокруг «Севрыбы», чтобы была общая марка мурманского рыбопромышленного комплекса. Я не ратую за возврат к пре жним методам руководства , хотя раньше было очень много и хорошего . Пусть это будет концерн или холдинг , в кото ром были бы учтены финансо вые интересы и в целом бассейна, и каждого предприя тия. Только общими усилиями мы можем влиять на рынок и сд ерживать натиск кон к у р ен тов. З а это постоянно ратует генералыіыіі директор «Севры бы» Г. В. Тишков. Именно так работает Дальне восточный регион , который продвигает свои товар на ры нок только за счет консолида ции на базе «Дальрыбсбыта» п «Дальрыбы» . Практически до 50°о рыбной продукции Д аль него Востока - в Мурманске! А если взять Центральную Рос сию, особенно Поволжье, да и Сибирь, то продукция «Даль рыбсбыта» там составляет бо лее 9 0 /о. Дальневосточники в каждой области , республике имеют своих представителей, а поэтому гибко регулируют по ставки и по ассортименту, и по ценам. В экспериментальном поряд ке у нас решен вопрос по при ходу в порт одного судна , которое будет до ст авля ть по 500-700 тонн рыбы пелагичес ких видов. Я имею в виду су пертраулер «Мурман-2». Этот объем береговые предприятия не переработают в короткие сроки, особенно такое сырье, как мойва - будут громадные потери. Мы имеем печальный опыт массовых поставок партий мойвы бывшему рыбокомбинату. Единовременно из 100 тонн охлажденной мойвы с трудом на пищевые цели брали 20-25 тонн, остальная рыба шла на муку. Сейчас с механизацией при емки и переработки ничего не изменилось. Надо в порт пус кать гіо три - пять траулеров , имеющих в трюмах до 50 тонн рыбы. Суда должны подходить по гр аф и ку , что сократит их время пребывания в порту. При такой постановке дела и береговые предприятия будут работать с оптимальной нагруз кой и без потерь. Теперь спрашивается, какое отношение имеет к выш еска занному НПЦ «С евры б т ех центр»? Смена видового состава сы рья заставляет добытчиков на правлять уловы в Мурманский порт. Перед сдачей продукции необходимы частичная об р а ботка сырья , его сортировка . Также нужна глубокая перера ботка на береговых предприя тиях . «Севрыбтехцентр» обладает большим банком д ан ных по рыборазделочной т ех нике и технологии , особенно для тех видов рыб , которые поступают в наш порт (мойвы, путассу, сельди, скумбрии, сай ки и др у ги х видов ) , а т а кж е для выпуска консервов. Игорь СИБИРСКИЙ, внешний управляющий ОАО НПЦ «Севрыбтехцентр». 26 марта - 1 апреля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz