Рыбный Мурман. 1999 г. Март.

с О т х о д в е ч е р о м Н а з а к а т е РЕПОРТАЖ У ТРАПА Ночью в Мурманский рыб­ ный порт прибыл с полным гру­ зом “по зеленой” БМРТ “ Семен Лапшенков” . Экипаж во главе с капитаном Виктором Приходько доставил с промыс­ ла 960 тонн мойвы. Поднимаясь по трапу, я услышала сообще­ ние по внутренней селекторной связи: “Внимание всего экипа­ жа! Отход вечером. В 18.00 всем быть на борту .” Это зна­ чит, что наша беседа с капита­ ном Виктором Приходько явно превратится в экспресс-интер­ вью... Разгрузка идет полным ходом, а Виктор Павлович, наблюдая за ней, рублеными фразами дает ин­ струкции новому судовому врачу. Наше общение прерывается теле­ фонными звонками, докладами и распоряжениями. - Меньше месяца находились на промысле в районе Кильдинс- кой банки, где сейчас на облове мойвы около 20 судов, - говорит капитан. - Кроме “Лапшенкова” здесь работают суда Мурманрыб­ прома “Цимлянск”, “Кронштадт”, “Домодедово”, “Леонид Новоспас­ ский”. Обстановка на промысле пока складывается благоприятная: непромысловых дней мало, и мой­ ва сосредоточена удачно - на гра­ нице территориальных вод. Наш среднесуточный улов - 60-70 тонн рыбы, ее сразу отправляли на за­ морозку. Экипаж работал в море с хоро­ шим настроением. Взять улов было стимулом, чтобы до 1 апре­ ля - окончания моіівенной путины - успеть сделать еще один заход. Оперативная обработка судна - это заслуга службы эксплуатации флота. Сжатые сроки стоянки - дополнительная экономия про­ мыслового времени и денежных средств. Технолог судна Сергей Гамов дополняет: - Переход короткий, поэтому готовимся к заметам еще до выхо­ да в море, чтобы с первым тралом уже войти в режим работы. Все вопросы служб добычи и об­ работки заранее согласованы, проблемы решаются опера­ тивно. - Какая мойва ловится? - Рыба прекрасная! Все, кому мы ее отгружаем, довольны. Раз­ меры 16-18 см, хорошей жирнос­ ти, она сейчас начинает нагуливать икру. Капитан довольно добавляет: - Крупную мойву я видел в море только в 93-м, да и та была помельче. С такой рыбалкой, ду­ маю, квоту, которую дали Мур- манрыбпрому, выберем. Для капитана Приходько “Се­ мен Лапшенков” давно стал вто­ рым домом. С 1975 года, после окончания мореходки, он стал работать в МРП, а с 1991 года хозяйничает на 0014-м. И ни разу не изменил пароходу. - Виктор Павлович, не секрет, что сегодня наш флот не скоро будет заменен на более современ­ ный. Как “здоровье” “Лапшен­ кова” ? - При условии нормальной эк­ сплуатации такое судно может работать 25-30 лет. А ему 13 мар­ та исполнится только 18. В кол­ лективе есть люди, которые ходят на “Лапшенкове” дольше, чем я, прикипели к пароходу душой. Основной костяк - комсостав - держится почти постоянный. Это и обеспечивает стабильную рабо­ ту экипажа и исправность судна. - А о чем мечтает капитан? - Конечно, о еще большей one ративностн приемки судна, как это делается за рубежом агентиру ющими фирмами. Там все упро щено, а у нас пока много сложностей, даже в ходе экспери­ мента. Спускаясь по трапу, наблюда­ ли, как идет разгрузка трюмов. Стрелка крана с легкостью пере­ носила коробки с рыбой, перехва­ ченные лентами. На причале между холодильником и подъез­ жающими фурами бойко сновали автопогрузчики. Александр Пет­ рович Бабаев, бригадир 14-й бри гады докеров, заверил, что, если не подведет техника, свою норму - 200-250 тонн за смену - бригада выполнит. Уже уходя с причала, увидела, что с бортовых машин начали выгружать картонную тару. Рабо­ тали там люди из плаврезерва Мурманрыбпрома. - Моряки должны в море хо­ дить, с ними и разговаривайте! - с досадоіі бросил один из мужчин, разгружая машину. - А лично я за 97-й недавно зарплату получил, больше тысячи долларов поте рял... Да, рыбацкая судьба - она зло­ дейка! Кому - “белый пароход”, а кому - тосковать на причале да обивать пороги отдела кадров. И хоть тяжел морской труд - нет для моряка работы лучше, чем в море при хорошей рыбалке. Что­ бы встреча в порту длилась не более суток - от рассвета до зака­ та. А там - вновь на промысел. Ольга МАКАРОВА. Каков в ы л о в - таков и доход М о р е н а в сех одно Частные судовладельцы в большей час­ ти своей производственной деятельности нацелены на западную экономику. Буду­ щая работа губернского флота, по идее, должна внести ясность в вопрос, может ли вообще кто-либо обеспечить рыбой Мур­ манск. Вот и рыбный порт собираются сде­ лать областной собственностью, если, конечно, даст добро федеральный центр. Тогда, стало быть, будет легче управлять рыбопромышленным комплексом. А ведь разных “экономик” не бывает, предприя тия всех форм собственности одинаково должны подчиняться рыночным реалиям и законодательству, из общего строя вырыва­ ются лишь те, кто пользуется протекцией власти. В этом смысле интересно узнать: а как же живут и работают сегодня рыбаки одно­ го из старейших мурманских флотов - государственного предприятия “Севрыбп- ромразведка”? Ведь этот флот более дру­ гих ориентирован на отечественную экономику. Н а чем д е рж и т ся ф л о т Начальник флота Павел Васильевич Виноградов привел такие данные: если взять соотношение вылова к количеству су­ дов, то это далеко не худший флот на бас­ сейне (3,8% от количества всех кораблей вылавливают 4% рыбы). При этом покры­ вает 10-12% объемов переработки рыбного порта и почти на треть загружает работой судоверфь. Выполняет флот и свои обяза­ тельства перед ПИНРО. Сейчас предпри­ ятие регулярно перечисляет около 80°о платежей в бюджеты всех уровней и вне­ бюджетные фонды. Сокращается величина убытков от основной деятельности. Руко­ водство с великим трудом добивается по­ полнения флота. Даже строится новый офис управления. Все это доводы в пользу того, что коллектив изо всех сил старается выжить. У гр о з а р а з о р е н и я Банкротство, как дамоклов меч, висит над предприятием все последние годы. С ЕВРЫ Б П РОМ РА ЗВ ЕД КА Производство убыточно. Одно из 20 судов заложено под зарплату. Еще недавно рыба­ ки объявляли голодовки, и сейчас многие получают зарплату через суд. Уходят луч­ шие специалисты. Обстановка в коллекти­ ве напряженная, люди не видят перспектив, утрачивают веру в руководите­ ля. В коллективе глухой раздор: моряки кивают на береговые службы, а управлен­ цы недоумевают, почему показатели рабо­ ты на промысле хуже, чем на других флотах? Рейсовые задания, как правило, не выполняются. В итоге квота на вылов донных рыб за прошлыіі год выбрана менее чем наполовину. Сейчас рейсовые задания сокращены на треть. Знать, великоваты были (прямо ска­ зать, заведомо невыполнимы). В предыду­ щем колдоговоре было сказано, что при невыполнении заданий по не зависящим от рыбаков причинам они получают 75% дол­ жностных окладов. Коли так, только лишь не заладится на промысле - у моряков опус­ кались руки. На судах процветает воровство. До 5% улова идет на сторону, продают и промво- оружение. Только за прошлый год пред­ приятие потеряло 58 тралов, их стоимость равняется месячному фонду оплаты труда. И наказать виновных в нарушениях у начальства рука не поднимается. Во-пер­ вых, не будешь же вместо работы устраи­ вать одни разборки. Во-вторых, согласно КЗоТу, много с нарушителей не возьмешь. А в-третьих, как наказать тралмейстера за то, что продал трал, ведь у него трое де­ тей... Возвращается моряк домоіі - и душа рвется от досады: уходят годы, а в семье достатка все нет и пет, и превращен добыт чик в морского разбоііника, шаромыжника. С о б р а л и с ь , п о г о в о р и л и . . . Профсоюзная конференция началась с дилеммы, поставленной председателем профкома Иваном Ивановичем Балабано­ вым: или повышение зарплаты в соответ­ ствии с отраслевыми и областными соглашениями, или коллективный трудовой спор. Виноградов, обложившись сводками и диаграммами, направил дискуссию в дру­ гое русло: или постепенное повышение зар­ платы наряду с повышением производительности труда и экономией ре­ сурсов, или банкротство. - У нас люди не бедные! - запальчиво высказался Виноградов принародно. - В рейсе моряка кормят на 71 рубль в день. Вне зависимости от выполнения плана на­ числяются 8 долларов суточных. Абсолют­ но все социальные льготы оплачиваем. Если бы не было денег, то не мог бы, на­ пример, проштрафившийся экипаж из соб­ ственных кошельков 58 тысяч крон отдать норвежским таможенникам. Вот профком требует повысить рублевую ставку в два раза. А все ли рыбаки на сто процентов выполняют своп обязанности? Ни один не заинтересован работать на результат. Отто­ го, что механики плохо ухаживают за обо­ рудованием, у нас большая аварийность. И краіінего не найдешь! Работник виноват в том, что недоработал, а я - в том, что не могу с него за это спросить. - Другие флота работают по-иНому, - заметил один из присутствующих. - Но не в ущерб экономике! - парировал Павел Васильевич. Так что же это за прожорливое чудови­ ще такое - “экономика” , которое надо под­ держивать за счет живота своего? Профсоюз как раз и ратует за то, чтобы оплата труда была одной из главных со­ ставляющих в затратах. П л а ч е в н а я а рифм е тика В 1997 году, самом тяжелом за всю ис­ торию предприятия, суда пробыли на про­ мысле в общей сложности 2800 суток. В 1998-м этот показатель выше: 3400 судо- суток. А вылов сократился на 20 процен­ тов. За прошлый год флот заработал 9 млн. долларов. Свыше 5 млн. истратили на топ­ ливо, 1 млн ушел на услуги в портах и ско- ропорт, 0,7 млн. долларов - на ремонт. Всего затраты составили 10,2 млн. долла­ ров. Сегодня только лишь за оснащение су­ дов комплексами спутниковой связи пред­ приятие должно уплатить 1 млн долларов - это сопоставимо с прошлогодним годовым фондом оплаты труда (1 8 млн. рублей). , Нынче в связи с ростом курса доллара на оплату труда надо отводить в два раза больше средств, и то мало будет. П ош л и н а м и р о в ую Чего только не предлагали выступав­ шие: и сдачу судов в аренду экипажам, и возрождение совета трудового коллектива, и жесткие санкции к нарушителям. А мо­ жет, сосредоточить внимание на регуляр­ ности зарплаты? Но главным оставался все тот же вопрос: как заинтересовать работни­ ков предприятия в наращивании объемов производства при довольно низкой оплате труда? Иван Иванович Балабанов напом­ нил, что давно настаивает на кардиналь­ ном изменении системы оплаты труда, чтобы исключить уравниловку. - Но гарантии в оплате существуют все­ гда, независимо от производительности, - поддержал его председатель обкома проф союза рыбаков Александр Леонидович Первухин. - Позиция руководства “не по­ вышать ставки” бесперспективна. И все же в результате за предложение Балабанова проголосовали 7 человек, за мнение Виноградова увеличивать зарплату с учетом производственных показателен судов - 14 человек. С 1 марта повысили ставки береговых сотрудников, затем будут повышать периодически. Что касается системы оплаты труда - в этом, ко всеобщему одобрению, сошлись. На том и порешили: составить новое поло жение об оплате труда, предусматриваю­ щее выплату морякам 10-12% от стоимости выработанной продукции, включая валю ту, а тарифную ставку матроса 1 класса оставить прежней - 228 рублей. В колдого­ воре, в соответствии с КЗоТом, значится и такая фраза: “При невыполнении рейсово го (периодного) задания по независящим от экипажа причинам заработная плата выплачивается в размере 2 / 3 должностно го оклада”. Собственно, ничего нового не придума ли, система оплаты труда от выработки действует и на других флотах. Вот только, боюсь, жизненный уровень работников предприятия, как и всех трудящихся, бу дет rio-прежнему падать. Долго еще нам придется идти к тому светлому будущему, когда честные работники и работодатели не будут сожалеть о своей участи. Людмила ЗАЦАРНАЯ . 1 2 - 1 8 марта 1999 года (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz