Рыбный Мурман. 1999 г. Март.
с О т х о д в е ч е р о м Н а з а к а т е РЕПОРТАЖ У ТРАПА Ночью в Мурманский рыб ный порт прибыл с полным гру зом “по зеленой” БМРТ “ Семен Лапшенков” . Экипаж во главе с капитаном Виктором Приходько доставил с промыс ла 960 тонн мойвы. Поднимаясь по трапу, я услышала сообще ние по внутренней селекторной связи: “Внимание всего экипа жа! Отход вечером. В 18.00 всем быть на борту .” Это зна чит, что наша беседа с капита ном Виктором Приходько явно превратится в экспресс-интер вью... Разгрузка идет полным ходом, а Виктор Павлович, наблюдая за ней, рублеными фразами дает ин струкции новому судовому врачу. Наше общение прерывается теле фонными звонками, докладами и распоряжениями. - Меньше месяца находились на промысле в районе Кильдинс- кой банки, где сейчас на облове мойвы около 20 судов, - говорит капитан. - Кроме “Лапшенкова” здесь работают суда Мурманрыб прома “Цимлянск”, “Кронштадт”, “Домодедово”, “Леонид Новоспас ский”. Обстановка на промысле пока складывается благоприятная: непромысловых дней мало, и мой ва сосредоточена удачно - на гра нице территориальных вод. Наш среднесуточный улов - 60-70 тонн рыбы, ее сразу отправляли на за морозку. Экипаж работал в море с хоро шим настроением. Взять улов было стимулом, чтобы до 1 апре ля - окончания моіівенной путины - успеть сделать еще один заход. Оперативная обработка судна - это заслуга службы эксплуатации флота. Сжатые сроки стоянки - дополнительная экономия про мыслового времени и денежных средств. Технолог судна Сергей Гамов дополняет: - Переход короткий, поэтому готовимся к заметам еще до выхо да в море, чтобы с первым тралом уже войти в режим работы. Все вопросы служб добычи и об работки заранее согласованы, проблемы решаются опера тивно. - Какая мойва ловится? - Рыба прекрасная! Все, кому мы ее отгружаем, довольны. Раз меры 16-18 см, хорошей жирнос ти, она сейчас начинает нагуливать икру. Капитан довольно добавляет: - Крупную мойву я видел в море только в 93-м, да и та была помельче. С такой рыбалкой, ду маю, квоту, которую дали Мур- манрыбпрому, выберем. Для капитана Приходько “Се мен Лапшенков” давно стал вто рым домом. С 1975 года, после окончания мореходки, он стал работать в МРП, а с 1991 года хозяйничает на 0014-м. И ни разу не изменил пароходу. - Виктор Павлович, не секрет, что сегодня наш флот не скоро будет заменен на более современ ный. Как “здоровье” “Лапшен кова” ? - При условии нормальной эк сплуатации такое судно может работать 25-30 лет. А ему 13 мар та исполнится только 18. В кол лективе есть люди, которые ходят на “Лапшенкове” дольше, чем я, прикипели к пароходу душой. Основной костяк - комсостав - держится почти постоянный. Это и обеспечивает стабильную рабо ту экипажа и исправность судна. - А о чем мечтает капитан? - Конечно, о еще большей one ративностн приемки судна, как это делается за рубежом агентиру ющими фирмами. Там все упро щено, а у нас пока много сложностей, даже в ходе экспери мента. Спускаясь по трапу, наблюда ли, как идет разгрузка трюмов. Стрелка крана с легкостью пере носила коробки с рыбой, перехва ченные лентами. На причале между холодильником и подъез жающими фурами бойко сновали автопогрузчики. Александр Пет рович Бабаев, бригадир 14-й бри гады докеров, заверил, что, если не подведет техника, свою норму - 200-250 тонн за смену - бригада выполнит. Уже уходя с причала, увидела, что с бортовых машин начали выгружать картонную тару. Рабо тали там люди из плаврезерва Мурманрыбпрома. - Моряки должны в море хо дить, с ними и разговаривайте! - с досадоіі бросил один из мужчин, разгружая машину. - А лично я за 97-й недавно зарплату получил, больше тысячи долларов поте рял... Да, рыбацкая судьба - она зло дейка! Кому - “белый пароход”, а кому - тосковать на причале да обивать пороги отдела кадров. И хоть тяжел морской труд - нет для моряка работы лучше, чем в море при хорошей рыбалке. Что бы встреча в порту длилась не более суток - от рассвета до зака та. А там - вновь на промысел. Ольга МАКАРОВА. Каков в ы л о в - таков и доход М о р е н а в сех одно Частные судовладельцы в большей час ти своей производственной деятельности нацелены на западную экономику. Буду щая работа губернского флота, по идее, должна внести ясность в вопрос, может ли вообще кто-либо обеспечить рыбой Мур манск. Вот и рыбный порт собираются сде лать областной собственностью, если, конечно, даст добро федеральный центр. Тогда, стало быть, будет легче управлять рыбопромышленным комплексом. А ведь разных “экономик” не бывает, предприя тия всех форм собственности одинаково должны подчиняться рыночным реалиям и законодательству, из общего строя вырыва ются лишь те, кто пользуется протекцией власти. В этом смысле интересно узнать: а как же живут и работают сегодня рыбаки одно го из старейших мурманских флотов - государственного предприятия “Севрыбп- ромразведка”? Ведь этот флот более дру гих ориентирован на отечественную экономику. Н а чем д е рж и т ся ф л о т Начальник флота Павел Васильевич Виноградов привел такие данные: если взять соотношение вылова к количеству су дов, то это далеко не худший флот на бас сейне (3,8% от количества всех кораблей вылавливают 4% рыбы). При этом покры вает 10-12% объемов переработки рыбного порта и почти на треть загружает работой судоверфь. Выполняет флот и свои обяза тельства перед ПИНРО. Сейчас предпри ятие регулярно перечисляет около 80°о платежей в бюджеты всех уровней и вне бюджетные фонды. Сокращается величина убытков от основной деятельности. Руко водство с великим трудом добивается по полнения флота. Даже строится новый офис управления. Все это доводы в пользу того, что коллектив изо всех сил старается выжить. У гр о з а р а з о р е н и я Банкротство, как дамоклов меч, висит над предприятием все последние годы. С ЕВРЫ Б П РОМ РА ЗВ ЕД КА Производство убыточно. Одно из 20 судов заложено под зарплату. Еще недавно рыба ки объявляли голодовки, и сейчас многие получают зарплату через суд. Уходят луч шие специалисты. Обстановка в коллекти ве напряженная, люди не видят перспектив, утрачивают веру в руководите ля. В коллективе глухой раздор: моряки кивают на береговые службы, а управлен цы недоумевают, почему показатели рабо ты на промысле хуже, чем на других флотах? Рейсовые задания, как правило, не выполняются. В итоге квота на вылов донных рыб за прошлыіі год выбрана менее чем наполовину. Сейчас рейсовые задания сокращены на треть. Знать, великоваты были (прямо ска зать, заведомо невыполнимы). В предыду щем колдоговоре было сказано, что при невыполнении заданий по не зависящим от рыбаков причинам они получают 75% дол жностных окладов. Коли так, только лишь не заладится на промысле - у моряков опус кались руки. На судах процветает воровство. До 5% улова идет на сторону, продают и промво- оружение. Только за прошлый год пред приятие потеряло 58 тралов, их стоимость равняется месячному фонду оплаты труда. И наказать виновных в нарушениях у начальства рука не поднимается. Во-пер вых, не будешь же вместо работы устраи вать одни разборки. Во-вторых, согласно КЗоТу, много с нарушителей не возьмешь. А в-третьих, как наказать тралмейстера за то, что продал трал, ведь у него трое де тей... Возвращается моряк домоіі - и душа рвется от досады: уходят годы, а в семье достатка все нет и пет, и превращен добыт чик в морского разбоііника, шаромыжника. С о б р а л и с ь , п о г о в о р и л и . . . Профсоюзная конференция началась с дилеммы, поставленной председателем профкома Иваном Ивановичем Балабано вым: или повышение зарплаты в соответ ствии с отраслевыми и областными соглашениями, или коллективный трудовой спор. Виноградов, обложившись сводками и диаграммами, направил дискуссию в дру гое русло: или постепенное повышение зар платы наряду с повышением производительности труда и экономией ре сурсов, или банкротство. - У нас люди не бедные! - запальчиво высказался Виноградов принародно. - В рейсе моряка кормят на 71 рубль в день. Вне зависимости от выполнения плана на числяются 8 долларов суточных. Абсолют но все социальные льготы оплачиваем. Если бы не было денег, то не мог бы, на пример, проштрафившийся экипаж из соб ственных кошельков 58 тысяч крон отдать норвежским таможенникам. Вот профком требует повысить рублевую ставку в два раза. А все ли рыбаки на сто процентов выполняют своп обязанности? Ни один не заинтересован работать на результат. Отто го, что механики плохо ухаживают за обо рудованием, у нас большая аварийность. И краіінего не найдешь! Работник виноват в том, что недоработал, а я - в том, что не могу с него за это спросить. - Другие флота работают по-иНому, - заметил один из присутствующих. - Но не в ущерб экономике! - парировал Павел Васильевич. Так что же это за прожорливое чудови ще такое - “экономика” , которое надо под держивать за счет живота своего? Профсоюз как раз и ратует за то, чтобы оплата труда была одной из главных со ставляющих в затратах. П л а ч е в н а я а рифм е тика В 1997 году, самом тяжелом за всю ис торию предприятия, суда пробыли на про мысле в общей сложности 2800 суток. В 1998-м этот показатель выше: 3400 судо- суток. А вылов сократился на 20 процен тов. За прошлый год флот заработал 9 млн. долларов. Свыше 5 млн. истратили на топ ливо, 1 млн ушел на услуги в портах и ско- ропорт, 0,7 млн. долларов - на ремонт. Всего затраты составили 10,2 млн. долла ров. Сегодня только лишь за оснащение су дов комплексами спутниковой связи пред приятие должно уплатить 1 млн долларов - это сопоставимо с прошлогодним годовым фондом оплаты труда (1 8 млн. рублей). , Нынче в связи с ростом курса доллара на оплату труда надо отводить в два раза больше средств, и то мало будет. П ош л и н а м и р о в ую Чего только не предлагали выступав шие: и сдачу судов в аренду экипажам, и возрождение совета трудового коллектива, и жесткие санкции к нарушителям. А мо жет, сосредоточить внимание на регуляр ности зарплаты? Но главным оставался все тот же вопрос: как заинтересовать работни ков предприятия в наращивании объемов производства при довольно низкой оплате труда? Иван Иванович Балабанов напом нил, что давно настаивает на кардиналь ном изменении системы оплаты труда, чтобы исключить уравниловку. - Но гарантии в оплате существуют все гда, независимо от производительности, - поддержал его председатель обкома проф союза рыбаков Александр Леонидович Первухин. - Позиция руководства “не по вышать ставки” бесперспективна. И все же в результате за предложение Балабанова проголосовали 7 человек, за мнение Виноградова увеличивать зарплату с учетом производственных показателен судов - 14 человек. С 1 марта повысили ставки береговых сотрудников, затем будут повышать периодически. Что касается системы оплаты труда - в этом, ко всеобщему одобрению, сошлись. На том и порешили: составить новое поло жение об оплате труда, предусматриваю щее выплату морякам 10-12% от стоимости выработанной продукции, включая валю ту, а тарифную ставку матроса 1 класса оставить прежней - 228 рублей. В колдого воре, в соответствии с КЗоТом, значится и такая фраза: “При невыполнении рейсово го (периодного) задания по независящим от экипажа причинам заработная плата выплачивается в размере 2 / 3 должностно го оклада”. Собственно, ничего нового не придума ли, система оплаты труда от выработки действует и на других флотах. Вот только, боюсь, жизненный уровень работников предприятия, как и всех трудящихся, бу дет rio-прежнему падать. Долго еще нам придется идти к тому светлому будущему, когда честные работники и работодатели не будут сожалеть о своей участи. Людмила ЗАЦАРНАЯ . 1 2 - 1 8 марта 1999 года (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz