Рыбный Мурман. 1999 г. Март.

г 1 THE PRESS Вышел в свет мартовский но­ мер ежемесячной газеты “Fishing news interna tiona l” , издающейся в Лондоне. На 44 страницах со­ держится большой объем инфор­ мации по рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрас­ лям разных стран, освещены вопросы разработки новых сис­ тем лова, обработки и хранения рыбной продукции, строитель­ ства современных судов. Публи­ куемый в газете материал может заинтересовать не только специ­ алистов рыбного хозяйства, но и всех, кто связан с морем. Мур­ манчанам же прежде всего будет интересно узнать о последних рыбацких новостях из стран Скандинавии. В газете помещено несколько статей, освещающих вопросы строительства и модернизации траловых флотов Норвегии, Ис­ ландии и Дании. В частности, в одной из них рассказывается о планах норвежской фирмы “Tendos” оснастить строящийся в городе Egersund траулер своими системами транспортировки и охлаждения рыбы. На его борту E I S H I N G N E W S I n t e r n a t i o n a l будут установлены новые прием­ ный бункер, сортировочная ма­ шина, палубное устройство водоотлива, вакуумный насос для выгрузки рыбы, а также ма­ шина по производству льда..Эта машина способна производить 40 тонн льда в сутки и обеспечива­ ет охлаждение рыбы на борту траулера до минус 1° С всего за 20 минут. На предпоследней странице газеты помещена небольшая за ­ метка о покупке норвежской су- довл адел ьческо іі ком пані іей “Bergstral AS” , расположенной около г. Kristiansund, исландско­ го морозильного траулера, кото­ рый после переоборудования будет вести лицензионный лов сайды. Судно было построено в Исландии в 1976 году. После его доставки в январе текущего года на норвежскую судоверфь оно получило название “Bergs tra l”. В марте после переоборудования и получения разрешения нор­ вежских властей судно должно выйти в район промысла. Специалистов наверняка заин­ тересует статья о разработанном датской фирмой “Thy boron Traw lb inde r i AS” новом трале, который существенно повышает производительность промыслово­ го лова песчанки и кильки. Он изготовлен из легких специально пропитанных найлоновых бече­ вок, что, наряду с применением нового сетевязания, позволило увеличить размеры трала почти в два раза. Так, па переоборудо­ ванном под новый трал датском судне вместо старого трала с ра­ струбом в 20 метров установлен новый с раструбом в 38 метров. За два дня промысла улов этого траулера составил 350 тонн. В прошлом год}' новыми тралами оборудованы около десятка су­ дов. В текущем планируется ос­ настить примерно еще 20 траулеров, в том числе и из Нор­ вегии. Не обошли издатели газеты своим вниманием и российских рыбаков. Так, на шестой стра­ нице помещена статья о разработанной Союзом рыбо­ промышленников Севера про­ грамме обновления рыболовного флота за счет закупки и строи­ тельства судов экспедиционного рыбного промысла. Предпочте­ ние, которое отдается именно этим судам, объясняется резким снижением запасов трески и пик­ ши в Баренцевом и Норвежском морях и, как следствие, необхо­ димостью смещения акцента на ведение промысла в отдаленных районах Мирового океана. Кро ­ ме того, Союзом составлена про­ грамма развития береговой инфраструктуры рыбохозяіѴ ственного комплекса до 2005 года, которая и предусматривает строительство 15 рыбообрабаты­ вающих заводов общей произво­ дительностью более 3500 тонн рыбной продукции и 2 мли. 200 тыс. уел. б. консервов в год. Так пишет “Fishing news in te rna tiona l”. Любители необычных фактов могут познакомиться со статис­ тическими данными о случаях морского пиратства. В неболь­ шой заметке (стр. 13) приведены отдельные цифры из нового док­ лада Международного Морского бюро. В частности, в прошедшем году зафиксировано 192 нападе­ ния на морские суда (в 1997 годѵ - 247). Однако, несмотря на об­ щее снижение активности пират­ ских действий, такие нападения стали носить более жестокий ха ­ рактер. Так, в 1998 году при зах ­ вате судов морскими разбойниками убито 67 человек (в 1997 - 51). В качестве приме­ ра приводится недавний случай нападения на китайское судно, в результате которого застрелены все 23 члена экипажа. Евгений ВОВЧЕНКО. ▼ 11 1 2 - 1 8 марта 1999 года DE FACTO НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИИ К Іа организационном собрании в Архангельске (нашу область пред­ ставлял председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу Ана­ толий Евенко) создано общественное некоммерческое объединение “ Совет Белого моря” . В его состав воіили представители Мурманской и Архангельской областей, республики Карелия, Ненецкого автономного округа. Новый межрегиональный координирующий орган призван спо­ собствовать развитию условий в бассейне Белого моря для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, науч­ ных, экологических и управленческих целей. Особо подчеркнута важ­ ность рационального регулирования зверобойного промысла, добычи рыбы, морепродуктов и водорослей. Рыбопромышленники негодуют, а таможня ждет нужные законы О тн ош ени я м урм ан ски х с у д о в л а д е л ь ц е в и т ам ож енн ик ов д а л ек и от д р уж е лю б ны х . П о м н ен ию п е р вы х , т в о р и т с я б е с п р е д е л , в р а б о т е т ам ож н и п р е о б л а д а е т ф и с к а л ь ­ н о е н а ч а л о - д о х о д ы в к а з н у л ю б о й ц е н о й , что м еш а е т р а зв и т ию р ы б о х о з я й с т в е н ­ н о г о к о м п л е к с а о б л а с т и . Ры б н ы е п о ток и п о в е р н у ты на З а п а д , в с в ою о ч е р е д ь , н е у д е л д о к е р ы и с у д о р ем о н т н и к и . С т р аж и г о с у д а р с т в е н н ы х э к о н о м и ч е с к и х и н т е р е ­ с о в н ачи с т о о т в ер г аю т б е с п о ч в е н н ы е , с и х точки з р е н и я , о б в и н е н и я в с в о й а д р е с . К т о прав ? Ч ьи ар гум ен ты в е с о м е е ? Вы в о ды и з п о л ем и ч е с к о г о д и а л о г а и з в е с т ­ н о г о ры б о п р омыш л ен н и к а , д е п у т а т а о б л а с т н о й Д умы В л а д и м и р а Г У С Е Н К О В А и и . о . начальника М у рм а н с к о й т ам ож н и п ол к о вн ик а т а м ож е н н о й с л у ж б ы В а л е р и я Ш А У Л О В А к аж ды й в о л ен д л я с е б я с д е л а т ь сам . боргской таможни не произво ­ д и т с я ” . Наша же в нарушение статьи 35 З акон а “О таможен­ ном т а р иф е ” обирает клиентов по полноіі программе - пошли­ на и сопутствующие поборы. В а л е р и й Ш А У Л О В : Мы - руки , голова - в Москве. Ру ­ ковод с т ву ем ся дей с т вующим р о с сий с ким з а к о н о д а т е л ь ­ ством , но п р е д с т а в л я т ь нас слепыми его исполнителями в корне неверно. С нашей сторо­ ны пожелания судовладельцев учтены , приняты соответству ­ ющие меры, чтобы судам , р а ­ ботающим на мойвенной путине , был предоставлен р е ­ жим р е э к сп о р т а ( о б р а тны й вывоз товаров , ввезенных из- за г р ан и цы ; при условии , что они не будут вы груж а ть ся во время стоянки судна в порту и н а х о ди т ь с я под т амож енным контролем . Проек т “В р ем ен ­ ной технологической схемы та ­ м ож енно го оф о рм л ен и я товаров в режиме р еэк спор та” уже разработан. В дальнейшем с разрешения ГТК ( запрос на ­ правл ен ) она может быть р а с ­ п р о с т р ан ен а в к аж дом конкретном случае и на другие рыболовные суда. В л а д и м и р Г У С Е Н К О В : В Г р аж д ан с к ом код ек с е РФ морские суда и суда вну тр ен ­ него водного транспорта , под­ л еж ащие государственной р е ­ ги с тр ации , о тн о с я т с я к н едвижимо с ти . П о с к о л ь к у в главе 13 Таможенного кодекса России не предусматривает ­ ся в о зм ожн о с т ь прим енения с о д е рж ащ и х с я в ней норм к каким-либо объектам, п р и зн а ­ ваемым по закону недвижимо ­ стью , от сутствую т пр авовы е основания для применения с о ­ держ ащих ся в ней положений (в том числе касающихся в зи ­ мания т аможенных платежей ) к судам, отнесенным ГТК к не­ движимым вещам, в случае их ремонта вне таможенной т е р ­ ритории РФ . Р а зъ я сн ени я по запросу Союза российских су ­ довлад ельцев даны ведущими специалистами Института з а ­ ко н о д а т е л ь с т в а и п р а в о в е д е ­ ния при пр а ви т ел ь с т в е Российской Федерации. Есть и прецедент . Н априм ер , а р б и т ­ р аж ны й суд Х а б ар о в с к о го к р а я п ри зн ал н ед ей с т ви т ел ь ­ ным п о с т ановл ени е т аможни порта Ванино по обвинению Сахалин ско го морского п ар о ­ ходства в нарушении таможен­ ных правил ( “ П е р е р а б о т к а т оваров вне тамож енной т е р ­ ри то рии ” ) при проведении с у ­ доремонта за границей . Наша же таможня стоит непоколеби­ мо: выполнил ремонт, скажем, в Норвегии - при заходе плати за весь объем ремонта, прирав­ няв его к товару , подать в со ­ лидном р а змере . Причем без с ки д о к , хотя в ц и р к у л я р н ом письме ГТК установлено , что декларироваться должны суда, у к о т о ры х в процессе работ были изменены основные п о ­ казатели - геометрические р а з ­ меры , мощность главно го двигателя, назначение. Я вско­ ре поеду в Москву. Хочу зару ­ читься п одд ерж кой л и д е р о в к р у п ны х ф р а к ц и й Г о с у д а р ­ ственной Думы , чтобы они внесли в новую редакцию Т а ­ моженного кодекса (принятие ожидается в первом квартале ) поправки , которы е исключат ныне д ей с т вующи е т ам ож е н ­ ные несуразности в части оп ­ р ед ел ени я п он я ти я “т о в а р ” , платежей з а остатки с н а бж е ­ ния , ремонт на ин о с т р анны х верф ях и т. д. В а л е р и й Ш А У Л О В : У т ­ верждения рыбопромышленни­ ка Гусенков а и иже с ним субъективны . Заключение ин­ ститута для нас законной силы не имеет. Мы строго д ей с т ву ­ ем в рам ках тамож енных п р а ­ вил , и н с т р у кций и предписаний свыше. Отсебяти­ ну не и зобретаем , мы - го су ­ д а р с т в ен ны е сл уж ащ и е . П о ­ ступит п р и к а з ГТК или пост ановление правительства не в зы скива ть платежи за ре ­ монт судов на з а гр ан б а з ах - с доро гой душой будем их вы ­ полнять . Я не утверждаю , что сегодняшнее таможенное з а к о ­ нодательство идеально о траж а ­ ет все сегодняшние рыночные реалии , не содержит спорных норм. Но мы об я з аны неукос ­ нительно следовать тому, что в нем прописано. Возможно, но ­ вый Т аможенный кодекс , к о ­ то рый п р о х о ди т о б к а т к у в Госдуме , будет более с о в е р ­ шенным, упростит толкование спорных моментов - не берусь судить. З а чертоіі нашеіі з аочной полемики остались еще не з а т ­ рону ты е темы: з а х о д в М у р ­ м анск судов из з а р у б еж н о г о но в о с тр о я , а р е н д о в а н ны х на условиях “бербоу т -ч арт ера” и т. д . Думаю , пол е зно бы с о ­ брать “круглый с т о л ” с у ч а с ­ тием представителей областной администрации , таможни , ры ­ бод обы в ающ и х с т р у к т у р и прессы и сообща конструктив ­ но об суди т ь все н абол евши е вопросы. Посредник в б е с е д е - Леонид ПАВЛОВ . Ф о т о Б о р и с а В I I Р И Н А . В л а д и м и р Г У С Е Н К О В : Не стремлюсь сводить счеты, предъявлять личные претензии к т ам ож н е , х о т я их н а к о п и ­ лось немало . Буду говорить о типичных д л я всех ры б о п р о ­ мыш л ен н и к о в п р об л ем а х , с которыми они сталкиваются по роду деятельности при контак ­ тах с этим ведомством . Н е о ­ днокр а тн о мы при подд ержк е Северной торгово-промышлен­ ной палаты тщетно пытались опротестовать незаконный , на наш в з г л я д , п рош ло годний прика з Государственного т а ­ моженного комитета (ГТК ) о тамож енном оф о рм л ен и и о с ­ татков м атериально -техничес ­ кого с н а бж е н и я б унк ерно го топлива , воды, судовых п р и ­ пасов, закупленных в инпорту и имеющихся на борту судна в момент прихода в Мурманск с о б я з а т е л ь ны м оф о рм л ен и ем грузовой таможенной д екл ар а ­ ции, уплатоіі пошлины , НДС и сборов за оформление . Н е ­ правомочность действий М у р ­ манской таможни очевидна. К прим еру , на Б а л т и й с к о й т а ­ м ожн е оф о рм л е н и е о с т а тков происходит с взиманием т о л ь ­ ко НДС и сборов . Чере з Вы ­ бор гскую и Н о в о р о с си й с к ую они вообще в во з я т ся б е сп р е ­ пятственно , без оформлени я . Цитирую из ответа: “Д еклари ­ ров ание остатков бункерного т оп ли в а , воды , п р од о в о л ь ствия в зоне деятельности Вы- ш О х ш 0 £ 1 S 5s Чя с, m

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz