Рыбный Мурман. 1999 г. Март.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ кольско MPA ВЫ П У С К № 3 6 комбинате: мастер ремонтно-механического цеха, инженер Союза архитекторов СССР за проект де­ по внедрению новой техники, инженер-конструктор на- тальной планировки южного района Мур- многих проектов жилых и общественных зданий и комп­ лексов, микрорайонов Мурманска, Колы, Полярного, Никеля, поселков. Участвовала в творческих конкурсах, выставках архитекторов СССР. Наиболее значительные работы - типовой проект 72-квартирной панельной блок-секции серии 1-464 ДМ для Заполярного с одно- и двухкомнатны­ ми квартирами (соавтор инженер-конст- руктор В. Д. Швец). Отмечена дипломом , чальник конструкторского отдела. С 1958 в Мурманском филиале ЦКБ Продмаша, с 1960 в ПИНРО. В 1962 назна­ чен главным инженером, а в 1977 директором Мурманс­ кого рыбокомбината. РАССОХИН Василий Васильевич, генерал-май­ ор, в 1942-1944 командир 12 бригады морской пехоты Се­ верного флота. Род. в 1900 в с. Гати Тульскоіі области, русский. Работал пастухом, на кирпичном заводе, в булоч­ ной, чайной. Учился в Ленинграде. В Красной Армии с 1920. Участник гражданской войны. В советско-финлян­ дскую 1939-1940 командир полка. С начала Великой Оте­ чественной командир 118 стрелкового полка на Ухтинском направлении Карельского фронта. В мае-апреле 1942 под его командованием проведена Ппкшуевская боевая опера­ ция: 12 бригада морской пехоты высадилась на побережье Мотовского залива, в тылу противника, и 15 суток вела манска. Лауреат премии Совета Министров СССР 1983 за проектирова­ ние и строительство общественно-жилого комплекса № 305 в Мурманске. С 1984 на пенсии. РАТКЕ Иене, норвежский профессор ботаники и экологии. В 1800-1802 путешествовал вдоль Кольского за­ лива, сделал его описание. км от пос. Никель. Возник в связи со строительством ГЭС финской фирмой «Иматран-Войма». ГЭС вступила в строй в августе 1955. Мощность 43,2 тыс. кВт. РБ-47, американский шестидвигательный военный са­ молет-разведчик. 1.07.1960, взлетев с авиабазы Брайз- Нортон (Англия), нарушил воздушное пространство СССР в районе Северного побережья Кольского полуос­ трова. Сбит летчиком ПВО Василием Поляковым. В море подобраны штурман Джон Ричард Маккоун и второй пи­ лот Фримени Брус Олмстед; траулер «Тобольск» доставил их в Североморск. В составе экипажа были также первый пилот капитан Палм, штурман Маккоун, специалисты по фото- и радиоэлектронной разведке капитан Поза, первые лейтенанты Гоуфорт и Филиппе. Пропали без вести. 14.10.1960 архангельский рыболовный траулер поднял в сетях из воды останки еще одного американского летчика. А 13.10.1961 РТ «Ялта» с глубины 130 м поднял парашют, баллоны небольшого размера, куртку-жилет, металличес­ кую коробку без крышки, сумку с документами. бои, уничтожив до 6 тыс. солдат и офицеров противника. В ЭТ0И тв0Рческ01‘ организации. Пьеса В послевоенные годы продолжал военнѵю глѵжЛѵ П„п„- «Беспокойная старость», написанная и опубликованная в РАХМАНОВ Леонид Николаевич, драматург, у * - * ^ - ~ - ~ j ------------ сценарист (фильм «Депутат Балтики»). В годы Великой 24.01.19Ы Президиум Верховного Совета СССР освобо- Отечественной в газете 14 армии Карельского фронта «Ча- ~ " ...... ........... совой Севера». Род. 28.02.1908 в г. Котельнич Вятской губернии, русский. С 1925 в Ленинграде. Учился в элек­ тротехническом институте. Печататься начал с 1927. В 1929-1932 в РАППе. С 1934, со времени создания Союза писателей СССР, в этой творческой организации. Пьеса дил оставшихся в живых американских летчиков от ответ­ ственности. Лит. Вертешип А. Эхо холодной войны. - «Рыбак Се­ вера», 1995, 25 августа. Чистяков Н. Трагический реци­ див. - В кн. По закону совести. М. РЕВДА (саамск. реввт - самый сильный олень-самец гирвас; рийвд - место гона оленей, лосей), поселок у се­ веро-западных склонов Ловозерских тундр, в 27 км от Ловозера. Первым жителем в тех местах, до рождения поселка, считается ненец Василий Хатанзей. Возник в конце 40-х гг. как поселок горняков и обогатителей Лово- зерского горно-обогатительного комбината. С 16.05.1950 - рабочий поселок. Несколько средних и музыкальная шко- п л и и и г и - т л і і гіі л ЛЬІ’ КЛУ6>больница, поликлиника, автобусная станция. ИАЧИНСКИИ Яков Давыдович (19.02.1902- Связан с железнодорожной станцией Оленегорск и Мур- 2 .01 .1987), инженер-проектировщик, главный инженер майском автобусными маршрутами. Со станции Титан атЛеКнТш7коТпремииа проложена железнодорожная ветка, используется для ««логический .шетитут (1928). Работал в ленинградском ” Т Р" Гру30В Иа горно-обогатительный комбинат. - т — - ------ ---------- - Г — институте «Механобр». С 1935 в Мончегорске. 44 года J5.0 d . 1992 утвержден герб Ревды, разработанный А. Б. го флота возглавлял Гидрографическую службу ВМФ. С оставался главным инженером-проектировщиком «Северо- Хрусталевым, единственный из Мурманской области вне- 1 У 6 0 в отставке. никеля». Премия присуждена за участие в работе по ин- грнный R грпяпьтгичрпгий матпнѵѵті тенсификации процессов и усовершенствование производства никеля и кобальта из сульфидных руд. у с у бу. Окон­ чил Академию Генштаба, служил в Главной инспекции Вооруженных Сил СССР и заместителем начальника Во­ енно-морской академии. В отставке с 1957. Соч. Рассохин В. Крепче гранита. - «На страже З а ­ полярья», 1964, 18 ноября. РАССОХО Анатолий Иванович, адмирал, в 1958-1963 начальник штаба Северного флота. Род. в 1915. В ВМФ с 1932. Окончил Военно-морское артиллерийское училище (1936), Военно-морскую академию (1957). В 1941-1945 командир эскадренного миноносца и лидера эс­ минцев на Тихоокеанском флоте. Затем командовал диви­ зионом эскадренных миноносцев, начальник штаба, командир эскадры Тихоокеанского флота. После Северно- 1937, обошла более 400 театров. МХАТ показывал ее в Лондоне, Париже, Токио. Переведена на 11 языков. Шла в Польше, Румынии, Чехословакии. Участник советско- финляндской войны 1939-1940. Вместе с Ильей Бражни- ным и другими ленинградскими писателями 24.06.1941 отправился в Мурманск. Служил на Кандалакшском на­ правлении, на Рыбачьем. После Севера корреспондент ЛенТАСС. РАСТОРГУЕВА Александра Сергеевна, č тектор, член Союза архитекторов РСФСР (1956). архи- Род. 5.05.1925 в Ташкенте, русская. Окончила Московский ар­ хитектурный институт (1949) и направлена в Мурманск- гражданпроект, где проработала 34 года. Автор и соавтор РАЯКОСКИ (финск. рая - граница, коски - порог), вторая гидроэлектростанция на пограничной с Норвегией реке Паз и поселок энергетиков на ее правом берегу, в 87 С л о во к Начиная публикацию газетного варианта «Энциклопедии Кольского края», мы крепко рассчитывали на сотрудничество с читателями. Идея «ЭКК» прекрасна, но это и грандиознейший объем работы, непосиль­ ный для одиночки. В океане собранной информации, увы, еще много белых пятен: не всегда достовер­ ны даіы или их просто нет, неверны иные отчества, нет достаточных сведений о многих и многих достойных земляках и событиях, не каждую статью можем сопроводить фотографией... Мы в общем-то не ошиблись в предположениях - живая реакция читателей помогает исправлять и до­ полнять собранный материал. Хотя нередки и голословные телефонные эмоции с претензиями и обида­ ми, которые делу ничуть не помогают. А вот конкретным поправкам искренне рады и приглашаем к соавторству всех заинтересованных в создании полноценной «Энциклопедии...» северян, особенно па­ мятливых ветеранов, кадровиков, пресс-службы и Т. п. Мы, правда, отказались от публикации новых статей по давно прошедшей букве - они обрабатываются, накапливаются и войдут в книгу, над которой параллельно работаем. По настоятельной просьбе Карелрыбфлота сегодня публикуется часть дополне­ ний, но считаем эту практику нецелесообразной. Редколлегия «Энциклопедии Кольского края». АВЕРЬЯНОВ Юрий Иванович, почетный радист СССР (1961), с 9.04.1984 начальник радиостанции Мур­ манского управления АО «Карелрыбфлот». Род. 14.02.1932 в д. Красное Вологодской области. Окончил Мурманское мореходное училище, радио­ техническое отделение (1955). В рыбной промышленности Заполярья с 1952, на­ чальник радиостанции, инженер-гидро­ акустик на промысловых судах (1955-1965). С июля 1965 начальник от­ дела связи флота, руководил модерниза­ цией средств связи, рыбопоиска и электронавигации в связи с переходом на новую технику. ГРУНИН Анатолий Гаврилович, засл. работник третьего пом. капитана (1969), с 1977 ка­ питан. Участвовал в освоении новых ти­ пов рыбопромысловых судов и новых промысловых районов. С июля 1986 зам. директора но кадрам, с июня 1988 мо- ринспектор, с марта 1994 зам. генераль­ ного директора по кадрам. С 14.08.1998 начальник Мурманского управления эк­ сплуатации флота, 1 зам. генерального директора АО «Карелрыбфлот». се в геральд еск атрикул Всероссийского ге­ ральдического общества (7.06.1992, № 46). В Свердловской области есть г. Ревда. Названия не связа­ ны между собой. По переписи 1989 проживало 14249 человек. Предпола­ галось, к 2000 г. население вырастет в два раза. Однако с 1990 начался его отток. В Ревде насчитывалось по годам: 1990 - 13 тыс. жителей, 1991 - 12,4, 1992 - 11,8, 1993 - 11,3, 1994 - 10,8. К началу 1996 в поселке оставалось око­ ло 5 тыс. жителей. Главная причина миграции - резкое сокращение мощностей и объемов производства Ловозер- ского горно-обогатительного комбината. РЕВДИТ (Revdit), минерал, округлые выделения не­ правильной формы диаметром до 2 см. Плотные фарфо­ ровидные или рыхлые массы белого цвета. Обнаружен в выработках г. Карнасурт Ловозерского массива. Назван по имени пос. Ревда, расположенного вблизи района наход­ ки. РЕВКОМ (Революционный комитет), создан в Мур­ манске из представителей действовавших на Мурмане ре­ волюционных организаций в октябре 1917. Возглавил А. А. Александров. Рассматривал и решал дела, имевшие отношение к общественному порядку, предотвращению гражданской войны. Ревком второго состава образован 9.03.1920. Возглавлял Т. Д. Аверченко. Принял на себя всю полноту власти. РЕВНИВЦЕВ Владимир Васильевич, в нача­ ле 80-х гг. начальник Севрыбы. Род. в 1929 в Астрахан­ ской области, русский. Окончил Астраханский морской рыбопромышленный техникум (1948) по специальности судовождение и судоводительский факультет Мурманско­ го высшего инженерного морского училища (1974). С 1943 м і л ѵ л і л л г ю ігл .. ученик слесаря, матрос, помощник капитана, капитан ры- ім ИХ/ т ИЛО о Юрии Игоревич, заслуженный ра- боловных и больших морозильных рыболовных траѵле- T H I T U - п м ^ и п і і г т г ч г л \ и , т і і т п о и и л / - т . і ( Л \ 1 П 1 О О а Л 1 Г г J ботник рыбной промышленности России (11.10.1996). Род. 1.10.1947 в Мурманске. Окончил су­ домеханическое отделение Мурманского ш ш Щ 0 Ж жж жж ж л & д і и д v i i u u ж Mf U U V . 1 1 li ilY ^ - - - - - - - <**1 * * J Г ^ рыбной промышленности России (1995) и Карелии (1997). мореходного училища (1969). Третий, т* А П Л О 4 Г Ч О О _ __ Т Т _____- _____ ____________________________ _ ___________ ____ к П Т А П п и р т * ш т т г т і т і и ю ѵ м і и г т г n N /f і Род. 19.03.1938 в г. Пскове. Окончил с отличием Астра­ ханскую мореходную школу (1957), работал механиком рыбопромыслового судна на Каспии. В июле 1961 приехал в Мурманск, работал судовым механиком Мурманской оперативной группы Беломорской базы гослова (ныне АО «Карелрыбфлот), конструктором, мастером по судоремон­ ту флотской плавмастерской «Фреза». Заочно окончил ------ - —ѵ - ----- электромеханический факультет Мурманского высшего СЛУЖ° ЬІ флота, инженерного морского училища (1973) и ’“***" судомеханическое отделение Мурманско­ го среднего мореходного училища им. И. И. Месяцева. Возглавлял механико-судо­ вую службу Карелрыбфлота, выходил в море, руководя освоением нового класса промысловых судов типа «Атлантик-333» (в рыбацком просторечии - «омули»). С 1985 главный инженер, затем начальник управления эксплуатации флота. Лит. Бабуро В. Е. В круговерти рыбацких дел. - «Рыбный Мурман», 1998, 20-26 марта. второй, старший механик в Мурманской оперативной группе Беломорской базы гослова, ныне АО «Карелрыбфлот» (1969-1996), зам. начальника механико­ судовой службы, участвовал в освоении новых типов судов «Атлантик-333», с 18.11.1998 начальник механико-судовой ОСТАШКОВ Юрий Алексеевич, капитан, Герой Социалистического Труда (21.04.1971). Род. 10.04.1931 в г. Пушкино Ленинградской области. Окончил курсы ма­ лого плавания (1952), курсы дальнего плавания (1958), Мурманское среднее мореходное училище (1967). В Мур­ манской оперативной группе Беломорской базы гослова с 1951 по 1994: боцман, третий, второй, старший пом. капи­ тана, капитан, капитан-флагман. Прини­ мал участие в освоении новых типов судов и новых промысловых районов. За освоение кошелькового промысла в усло­ виях открытого океана удостоен звания Героя Соцтруда. Избирался депутатом Верховного Совета Карельской АССР (1971-1975). После выхода на пенсию КАИМАШЕВИЧ Николай Иванович, заслужен­ ный работник рыбного хозяйства. Род. 12.10.1950 в д. ___ _ ____ __________ м__ _ Броники Ровенской области, украинец. Окончил Херсон- живет в Санкт-Петербурге, ское мореходное училище (1969), Мурманское высшее ин- Лит. Бабуро В. Остров Надежды. женерное морское (1985). В Мурманской оперативной Петрозаводск. - «Северный курьер», группе Беломорской базы гослова начинал с должности 1992, 28 июля. ров, морской инспектор, заместитель начальника Мурманского тралового флота. С 1977 генеральный дирек­ тор Мурманрыбпрома, с 1980 начальник Севрыбы. «РЕВОЛЮЦИЯ», грузовой пароход Северного мор­ ского пароходства, порт приписки Мурманск. 3.12.1944 в составе конвоя следовал из Мурманска в Архангельск. В районе Лицких островов потерял ход из-за падения пара и дрейфовал в охранении тральщика Т-38. Атакован не­ мецкой подводной лодкой U-1163. Затонул через минуту после взрыва торпеды. Погибли капитан А. Г. Мочалов и весь экипаж (21 человек), а также находившийся на борту пассажир. «РЕВОЛЮЦИЯ», рыболовный траулер (РТ-65); по­ строен в 1932 в Ленинграде. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. В Великую Отечественную сторожевой корабль (СКР-50) Северного флота. После войны возвращен тралфлоту. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ, издавались в 20- 30-е гг. в Ленинграде и Петрозаводске. Широко освеща­ лась деятельность Мурманской железной дороги («Дальний Север», «Вестник Мурманской железной до­ роги», «Мурман», «Карело-Мурманский край» и др. - см). Р А С - Р Е Г 1 V Л [ ’ 5 - 11 марта 1999 года L _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz