Рыбный Мурман. 1999 г. Май.
( Подарок на бедность МЫСЛИ СТАРОГО МАРАЗМАТИКА ПРОГУЛКИ Пока хозяин возился на кухне, я разглядывал картины. Тут и многочисленные пейзажи, прозрач ные акварели, всевозможная графика. Внимание привлек портрет. С холста из-под кустистых бро вей смотрели внимательные глаза. А лицо скуль птурной лепки притягивало взгляд. - Это писал Яна Френкеля , - сказал Морозов, расставляя на сголе чашки. - Здесь он мне и пози ровал. - А что, он разве был в Мурманске? - В 1973 году выступал с концертами. Тут-то я и предложил ему попозировать. И хотя времени у него было в обрез, согласился. Писал его четыре часа без перекуров. По Френкель выдержал. Хотя, конечно, далось это ему непросто. Вообще портрет - дело сложное. Иной раз не нужно даже прописывать детали. Главное - настро ение. Передать характер человека можно и неко ей недоговоренностью. В этом вся сложность. Самое главное для меня в портрете - типаж- ность. Стараюсь строить их на контрастах цвета и найти пластическую «идею лица». И все же Морозов по сути своей не портретист, хотя галерея образов внушительна. Прежде всего Действительно, в хорошем пейзаже чувствуется течение времени - и нынешнего, и минувшего. Образы становятся эпическими. Вот, к примеру, взять фиорд с высоты птичьего полета. Чуть-чуть соприкасаются холодная, стылая вода и скалы. А у их подножия белеет неведомый город. Наверное, лаконичность письма вкупе с тонко переданным настроением и привлекает внимание, заставляет по-новому отнестись к окружающему миру. В этом и есть основная задача художника. И Морозову ее удалось разрешить полностью. Виктор ВИКЕНТЬЕВ. Н а с н и м к а х : «В е ч ерний М у рм а н с к » ( в в е р х у ) ; «Саамские ры б а ки » ( в н и з у ) : первая выс тавка Морозова в М урманске , конец 50-х годов ( в центре ). Фото Бориса ВИРИНА. ВСЯКАЯ ПРОФЕССИЯ так или иначе I завязана на потребителе, то есть на всех нас. I А уж творческая тем более. Не могут суще-1 ствовать без зрителя художник, актер... Как Н бы это банально ни звучало. Обратная связь I просто необходима, иначе творческий про -1 цесс становится невостребованным. Меня всегда привлекала живопись заслуженно го художника России Николая Михайловича Мо розова. Пейзажи нашего заполярного края заставляли как-то по-новому взглянуть на суровую красоту природы. И может быть, только благода ря ему заметил, что сопки у нас разноцветные, особенно по осени: одни багряные, другие изум- рудно-лазурные. Взгляд как бы «замыливается», не обращая внимания на колорит. И только ху дожник помогает увидеть по-новому привычное. Давно собирался выбраться в мастерскую к Морозову, да как-то не было повода, чтобы напро ситься в гости. А тут у Николая Михайловича юбилей случился - 70 лег ему исполнилось. Так что был прямой резон договориться о встрече. ...Мастерская расположилась на верхотуре ше стиэтажки. Первое, что поражало, это огромное количество картин. Часть висела на стенах впере межку с фотографиями, часть стояла у стен. Воз ле огромного окна мольберт с неоконченной работой. - Добро пожаловать, - улыбнулся Морозов. - Сейчас чаек спроворю, а вы оглядитесь. он пейзажист. Глядя на его работы, видишь, как менялась манера письма. Со временем она стала более свободноіі, иной раз даже интуитивной. Иногда Николай Михайлович любит возвращать ся к одной и той же теме. Вот и пишет многочис ленные вариации. Вроде уже закончена картина, стоит на стеллаже, ан нет, родилась новая идея, и снова холст занимает свое место на мольберте. - Вот для меня самый дорогой подарок, - Моро зов достал вышивку. - Сестра порадовала. По мо ему рисунку вышила целую картину. Представляете, 34 тысячи крестиков. Это же какой труд! Ему, можно сказать, повезло. Картины живут по всему Кольскому краю. Часть работ прописа лась в Москве, Санкт-Петербурге. Иные и вовсе убыли за рубеж. Так что обратная связь есть. - Самое главное - внимание людей, - сказал Николаіі Михайлович. - Достичь его можно только на выставках. Без них художник просто гибнет. Поэтому не понимаю, когда говорят, что творят для себя. Такого не бывает. Любой пейзаж мертв без человеческого взгляда. ПРОЧТИ И РАССКАЖИ ДРУГОМУ Кризис кризисом, а жизнь продолжается. И хотя не всегда она радует нас приятными новостями, все же продолжается. Впрочем, так было всегда, за всю историю государства Рос сийского. И самое удивительное , в Мурманске появляю тся даже новостройки. Н а ПРОСПЕКТЕ Героев-североморцев предполагается возве сти еще одну заправку «Статойла». Будут снесены две «деревяш ки» и дом, где располагалась амбулатория. После завершения строительства войдет в строй и подземный переход около кино театра «Мир». РЕМОНТ теплотрассы вовсю идет на Кольском проспекте. А посему остановка «Ледовое озеро» перекочевала метров на двад цать к северу. В середине июля все вернется на круги своя, пото му как ремонт будет завершен. В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ собрался градостроительный совет. Сно ва обсуждался вопрос о выделении места для строительства ме чети. СОЗДАЕТСЯ учебный центр по энергосберегающим техноло гиям. Реализуется программа по линии і АСИС и шведского фон да «СИДА». Из Швеции со стажировки возвратились преподаватели лицея № 14 и представители ТЭКОСа и Облводо- канала. Они ознакомились с новым энергосберегающим оборудо ванием. Правда, такового у нас пока нет, но, возможно, появится. Вот ИДОЖДАЛИСЬ мы полярного дня: солнышко вовсе не будет заходить за горизонт. Если, конечно, тучи не помешают. Эта благодать продлится до 24 июля. П р и б ы л В ПОРТ «Павлик Ларишкин». Доставил он дары от норвежского Красного Креста. Все полученное будет распределе но среди малоимущих. Смогут они отведать сухого молока, мас лица, сахарку... Вот только надолго ли хватит этой помощи? Ерофей ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ . 28 мая - 3 июня 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz