Рыбный Мурман. 1999 г. Май.

( Подарок на бедность МЫСЛИ СТАРОГО МАРАЗМАТИКА ПРОГУЛКИ Пока хозяин возился на кухне, я разглядывал картины. Тут и многочисленные пейзажи, прозрач­ ные акварели, всевозможная графика. Внимание привлек портрет. С холста из-под кустистых бро­ вей смотрели внимательные глаза. А лицо скуль­ птурной лепки притягивало взгляд. - Это писал Яна Френкеля , - сказал Морозов, расставляя на сголе чашки. - Здесь он мне и пози­ ровал. - А что, он разве был в Мурманске? - В 1973 году выступал с концертами. Тут-то я и предложил ему попозировать. И хотя времени у него было в обрез, согласился. Писал его четыре часа без перекуров. По Френкель выдержал. Хотя, конечно, далось это ему непросто. Вообще портрет - дело сложное. Иной раз не нужно даже прописывать детали. Главное - настро­ ение. Передать характер человека можно и неко­ ей недоговоренностью. В этом вся сложность. Самое главное для меня в портрете - типаж- ность. Стараюсь строить их на контрастах цвета и найти пластическую «идею лица». И все же Морозов по сути своей не портретист, хотя галерея образов внушительна. Прежде всего Действительно, в хорошем пейзаже чувствуется течение времени - и нынешнего, и минувшего. Образы становятся эпическими. Вот, к примеру, взять фиорд с высоты птичьего полета. Чуть-чуть соприкасаются холодная, стылая вода и скалы. А у их подножия белеет неведомый город. Наверное, лаконичность письма вкупе с тонко переданным настроением и привлекает внимание, заставляет по-новому отнестись к окружающему миру. В этом и есть основная задача художника. И Морозову ее удалось разрешить полностью. Виктор ВИКЕНТЬЕВ. Н а с н и м к а х : «В е ч ерний М у рм а н с к » ( в в е р ­ х у ) ; «Саамские ры б а ки » ( в н и з у ) : первая выс ­ тавка Морозова в М урманске , конец 50-х годов ( в центре ). Фото Бориса ВИРИНА. ВСЯКАЯ ПРОФЕССИЯ так или иначе I завязана на потребителе, то есть на всех нас. I А уж творческая тем более. Не могут суще-1 ствовать без зрителя художник, актер... Как Н бы это банально ни звучало. Обратная связь I просто необходима, иначе творческий про -1 цесс становится невостребованным. Меня всегда привлекала живопись заслуженно­ го художника России Николая Михайловича Мо­ розова. Пейзажи нашего заполярного края заставляли как-то по-новому взглянуть на суровую красоту природы. И может быть, только благода­ ря ему заметил, что сопки у нас разноцветные, особенно по осени: одни багряные, другие изум- рудно-лазурные. Взгляд как бы «замыливается», не обращая внимания на колорит. И только ху ­ дожник помогает увидеть по-новому привычное. Давно собирался выбраться в мастерскую к Морозову, да как-то не было повода, чтобы напро­ ситься в гости. А тут у Николая Михайловича юбилей случился - 70 лег ему исполнилось. Так что был прямой резон договориться о встрече. ...Мастерская расположилась на верхотуре ше­ стиэтажки. Первое, что поражало, это огромное количество картин. Часть висела на стенах впере­ межку с фотографиями, часть стояла у стен. Воз­ ле огромного окна мольберт с неоконченной работой. - Добро пожаловать, - улыбнулся Морозов. - Сейчас чаек спроворю, а вы оглядитесь. он пейзажист. Глядя на его работы, видишь, как менялась манера письма. Со временем она стала более свободноіі, иной раз даже интуитивной. Иногда Николай Михайлович любит возвращать­ ся к одной и той же теме. Вот и пишет многочис­ ленные вариации. Вроде уже закончена картина, стоит на стеллаже, ан нет, родилась новая идея, и снова холст занимает свое место на мольберте. - Вот для меня самый дорогой подарок, - Моро­ зов достал вышивку. - Сестра порадовала. По мо­ ему рисунку вышила целую картину. Представляете, 34 тысячи крестиков. Это же какой труд! Ему, можно сказать, повезло. Картины живут по всему Кольскому краю. Часть работ прописа­ лась в Москве, Санкт-Петербурге. Иные и вовсе убыли за рубеж. Так что обратная связь есть. - Самое главное - внимание людей, - сказал Николаіі Михайлович. - Достичь его можно только на выставках. Без них художник просто гибнет. Поэтому не понимаю, когда говорят, что творят для себя. Такого не бывает. Любой пейзаж мертв без человеческого взгляда. ПРОЧТИ И РАССКАЖИ ДРУГОМУ Кризис кризисом, а жизнь продолжается. И хотя не всегда она радует нас приятными новостями, все же продолжается. Впрочем, так было всегда, за всю историю государства Рос­ сийского. И самое удивительное , в Мурманске появляю тся даже новостройки. Н а ПРОСПЕКТЕ Героев-североморцев предполагается возве­ сти еще одну заправку «Статойла». Будут снесены две «деревяш­ ки» и дом, где располагалась амбулатория. После завершения строительства войдет в строй и подземный переход около кино­ театра «Мир». РЕМОНТ теплотрассы вовсю идет на Кольском проспекте. А посему остановка «Ледовое озеро» перекочевала метров на двад­ цать к северу. В середине июля все вернется на круги своя, пото­ му как ремонт будет завершен. В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ собрался градостроительный совет. Сно­ ва обсуждался вопрос о выделении места для строительства ме­ чети. СОЗДАЕТСЯ учебный центр по энергосберегающим техноло­ гиям. Реализуется программа по линии і АСИС и шведского фон­ да «СИДА». Из Швеции со стажировки возвратились преподаватели лицея № 14 и представители ТЭКОСа и Облводо- канала. Они ознакомились с новым энергосберегающим оборудо­ ванием. Правда, такового у нас пока нет, но, возможно, появится. Вот ИДОЖДАЛИСЬ мы полярного дня: солнышко вовсе не будет заходить за горизонт. Если, конечно, тучи не помешают. Эта благодать продлится до 24 июля. П р и б ы л В ПОРТ «Павлик Ларишкин». Доставил он дары от норвежского Красного Креста. Все полученное будет распределе­ но среди малоимущих. Смогут они отведать сухого молока, мас­ лица, сахарку... Вот только надолго ли хватит этой помощи? Ерофей ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ . 28 мая - 3 июня 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz