Рыбный Мурман. 1999 г. Май.
Подпарусами поморов В музее истории ОАО «Мурманское морское пароходство» состоялось оче редное заседание «Ассоциации исследо вателей Арктики». На данном заседании присутствовали наряду с опытными арктическими знатоками и исследовате лями студенты Мурманского пединсти тута. И это легко объяснить. Ведь этот день члены ассоциации посвятили про блемам плавания экспедиций по Север ному морскому пути. Интересно еще и то, что участники героических плаваний присутствовали прямо здесь, среди уча стников. Рассказ с показом видеофиль ма о путешествии под парусами из Архангельска на Шпицберген «Путь к Груманту», состоявшемся в 1989 году, увлек как старых арктических моряков, так и начинающих исследователей. Ком ментарий к фильму давал побывавший на всех арктических широтах, известный среди моряков и исследователей участ ник многих экспедиций Ростислав Рос тиславович Гайдовский. В том плавании он был единственным профессиональ ным штурманом. После просмотра видеоматериалов со стоялся большой разговор об особенно стях мореплавания на Севере, о славных традициях северных мореходов, к сожа лению, сегодня забытых. ИНТЕРВЬЮ НЕДЕЛИ -По всей видимости, новая система оплаты включена в колдоговор? - Конечно. I Іо трудностей у нас было много, чтобы добиться ее включения в договор. Дело в том, что прежнее руководство при его заключении пыталось исключить нас из числа участников перего воров. Оно делало ставку на аль тернативный профсоюз, удобный и управляемый. При таком рас кладе могло произойти следую щее: записав в проекте колдоговора, к примеру, пункт о более высоком в процентном от ношении увеличении заработной платы, впоследствии договорить ся с альтернативным профсою зом изменить или урезать социальную сферу. Затем при нять обновленный в худшую сто рону колдоговор. I Іо такой вариант не прошел. - И что же было дальш е ? - Мы надеялись на конст руктивный диалог с адми нистрацией. Предполагался своеобразный тайм-аут. Однако руководство, по сути, спровоци ровало новый виток напряженно сти . Причиной стала задержка Юбилей грядет В этом году пароходству исполняется 60 лет. И полным ходом идет подготовка к празднованию юбилея. Сформи рован организационный комитет, возглавляемый генераль ным дирек тором В. Рукшой . П ерспективный план подготовки и проведения празднования включает в себя три раздела : информационно -и здательский , информационно - просветительская деятельность и организационные мероп риятия . Готовится к выходу в свет книга об истории освоения Арктики. Ушли в печать красочные буклеты. В музее па роходства открылась выставка моделей кораблей. А 22 сен тября соберутся вместе и нынешние, и бывшие работники пароходства . Профсоюз - это сила Одно из направлений - пе ревод зарплаты работников па роходства на долларовый эквивалент. I Іынче в каботаж ном плавании взамен суточных выплачивается валюта. На мой взгляд, самое главное - соблюде ние материального благосостоя ния. - И в этом вас поддерживает нынешнее руководство? - Видите ли, мы - партнеры, а не противники. Цель одна - созда ние коллектива единомышленни ков, повышение эффективности перевозок. - Однако, насколько знаю , в пароходстве идут сокращения. Как к этому относится профсо юз? - Сокращения не так уж и вели ки. Как правило, уходят пенсионе ры, что закономерно - коллектив должен омолаживаться. Кроме того, имеются солидные соци альные гарантии для тех, кто по падает под сокращение. К примеру, человек, отработавший в пароходстве свыше тридцати лет, получает десять средних за работных плат с учетом коэффи циента и полярных надбавок. -А как дело обстоит с путе вками на о тды х ? Кто их рас пределяет? - Ими занимается группа соци ального страхования.А приобре тает их пароходство. Ему и карты в руки. Мы же выделяем матери альную помощь ветеранам, пен сионерам. До ста тысяч ежегодно. Кроме того, помогаем деньгами на приобретение лекарств, на прове дение операций... Основное же - забота о соци альной защищенности людей. Виктор ВИКЕН ТЬЕВ . шения и индексации заработной платы. - Какую-нибудь пользу от этого коллектив получил? - Во-первых, благодаря совме стным действиям пароходство по лучило долги от государства и клиентов-фрахтователей. Во-вто- рых, администрация убедилась, что мы обладаем реальной силой в отличие от альтернативного профсоюза. Он присоединился к нашим требованиям только в час ти выплаты зарплаты, а не к кар динальным изменениям. Ведь экономические по казатели пароходства про должали ухудшаться. Дошло до абсурда: суда транспортного флота по итогам девяти месяцев от работали в убыток. Доходы предприятия уменьша лись, а благосостояние ру ководства улучшалось. По сути, они залезали в об щий карман. - И тогда началась «война»? - Наоборот, было приня то решение пойти на комп ромисс. Трудовой спор урегулировали по желанию профсоюза и гіо просьбе нового хозяина пароход ства - нефтяной компании «Лукойл», с тем чтобы впоследствии сесть за стол переговоров и рас смотреть требования моряков. Что и произошло. - В резуль та те появилась новая система оплаты ? - В конечном итоге - да. С ны нешнего года она начала действо вать. Правда, введена она могла бы быть еще в августе 1998 года. Трудно стей хв а та е т на любом предприятии . Не о с тало сь в стороне в этом плане и п ар о хо д с тво . Причин том у много. И общая н е с та б и л ьн о с ть экономики , и снижение та р и ф о в на гр узовы е перевозки , и слож ности с содержанием л е д о ко л ь ного ф л о та . В е д ь 70 миллионов рублей , о твлеченны х в свое время пароходством на поддержание ледо колов в те хнич е с ки исправном со сто янии , д о си х пор не компенсированы го с у д а р с тв о м . И тем не менее вы п л ач и в а е тся за р п л а та , ледо ко лы в ы х о д я т на тр а с сы С евм орп ути . А недавно в па р о хо д с тв е переш ли на новую си с тем у о п л а ты тр у д а , что ве сьм а вы годно д л я со тр удни ко в . Между прочим в этом не м алая з а сл у га проф ком а п л а в со с т а в а . Наш корреспондент в с тр е ти л с я с его пр ед седа телем В аси ли ем ЧИРКОВЫМ . заработной платы, причем при наличии средств. В результате внеочередная профсоюзная кон ференция выразила недоверие генеральному директору 11. Хво- щинскому и членам правления ОАО ММП и потребовала повы- 21 - 27 мая 1999 года С М ЕСТА СОБЫ ТИ Я Музеев в городе хватает. Каждый по-своему интересен. Однако мне ближе музей пароходства. Может быть, своей камерной, почти домаш ней обстановкой, а может быть, пото му, что в нем живет память о людях, покорявших Арктику. С ними прихо дилось встречаться, видеть живыми, слышать рассказы. И каждый раз, когда иду в музей, иду на встречу со старыми знакомцами. I Іедавно зашел в музей поделам и оказался на необычной выставке. От крылась она буквально за час до мо его прихода. Несмотря на раннее время, по залам уже ходили посети тели, останавливались у стендов, о чем-то между собой вполголоса гово рили. Хозяйка музея Валентина Карено ва предложила: - Посмотрите новую экспозицию. Она по-своему уникальна. Выставле ны микромодели военных судов, уча ствовавших во второй мировой войне. Автор - Владимир Самохин. Это его хобби. Мы прошли в малый зал. Возле Память в миниатюре стен стояли стеклянные шкафы. В них на полочках расположились мо дели. Обратил внимание: одни кораб ли большие, а другие - раза в два меньше. - Они что, в разном масштабе изготовлены? - Конечно нет. Масштаб 1:500. Просто в реальной жизни они на столько по размерам отличались друг от друга. По-моему, наглядно. Действительно, сравнение было впечатляющее. Пригляделся кодной из моделей. Ювелирно выполненные надстройки, предметы такелажа, пу шечки, а наверху примостился само летик. Было что-то знакомое в модели. Где-то видел похожий ко рабль, наверное, на фото. Прочел табличку: «Тяжелый крейсер «Принц Евгений», Германия». Исразу вспом нил легендарную историю. Когда пос ле войны страны-победительницы получали суда по репарации, Сталин приказал любой ценой заполучить «Принца Евгения». Кто знает, чем он приглянулся генералиссимусу. Одна ко судьба повернулась лицом к аме риканцам. Крейсер достался им. А в пятидесятых погиб во время ядерных испытаний. I Іынче увидеть его можно только здесь, в музее. Пусть в мини атюре, но зато наглядно. Что ни экспонат, то своя судьба, своя история, иной раз загадочная. Вот линкор «ДжулиоЧезаре». Пост роили его итальянцы в 1911 году. Он принимал участие и в первой, и во второй мировых войнах. После Побе ды в 1945 году достался Советскому Союзу. Четыре года спустя его пере именовали в «I Іовороссийск» и оста вили на Черном море. В 1955 году совершенно неожиданно он взорвал ся в Севастопольской бухте, погибли 604 человека. И по сей день тайна гибели не раскрыта. А фотографии «I Іовороссийска» чрезвычайно редки. За стеклом витрины он стоял во всей красе. Одна из моделей была очень зна кома. Фотографиями этого судна еще совсем недавно пестрели страницы газет и журналов. Еще бы, с его бор та из-под толщи вод Баренцева моря было поднято пять тонн золота. -Легкий крейсер «Эдинбург», - с видом знатока заметил я . - Очіибаетесь, - засмеялась Каре нова. - Его родной брат «Белфаст», они однотипны. Во время войны со провождал конвои в Мурманск. В 1943 году принимал участие в сраже ниях в Баренцевом море. Словом, наш северный ветеран. Правда, дове лось «Белфасту» принимать участие и в корейской войне. -Там и затонул? - К счастью, нет. Жив курилка. Стоит на Темзе в Лондоне. I Іынче в нем филиал Королевского военного музея. Говорят, очень интересные там экспонаты. Почему-то стало немного завидно, что нету нас в Мурманске ничего по добного. Я не говорю о сохранении больших судов, хотя, без всяких со мнений, у многих прав на это более чем достаточно. Взять тот же эсми нец «Гремящий». Он провел свыше 60 конвоев. I Іельзя увидеть «живь ем» и коч или лодью. Забыли облик РТшки. Если не сохранить, то и пер вый атомоход «Ленин» уйдет на игол ки. В памяти останутся только модельки да записи воспоминаний ветеранов. Обидно конечно. В зал вошла небольшая группа ребятишек. Они тут же «прилипли» к витринам с моделями. Подошел к мужчине, что сопровождал ребят. - Вы откуда? - Гимназия №4, - ответил Михаил Захаров (так звали мужчину). - Мы сюда часто ходим. Вроде как коллеги. - В каком смы сле? - Так у нас свой музей Арктики в гимназии. Есть уникальные экспона ты. А ребята тем временем о чем-то спорили,разглядывая модели. По смотрел на разгоревшиеся лица, на подлинный интерес в глазах и поду мал: нет, все-таки прошлое интерес но молодежи. Значит, память и традиции будут живы. Иван ВИКТОРОВ. Фото Бориса ВИРИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz