Рыбный Мурман. 1999 г. Май.
Сою зу рыбопромышленников Севера - 7 лет Союз рыбопромыш ленников Севера завер шает своеобразную семилетку. В 92-м* в пик приватизации, прагматики рыбного дела взяли ношу бро шенной государством собственности на себя. И тогда же поняли: за это с них спросится, а значит, надо объединяться. Создали союз малых предприятий. Потребовалось шесть лет на то, чтобы предприниматели догада лись о необходимости реорганизовать свой альянс, и коммерческая структура транс- П мировалась в некоммерческую, рошел год. На прошлой неделе состо ялось итоговое собрание представителей малого и среднего рыбного бизнеса. Глав ный вывод, который сделали для себя ру ководители малых и средних предприятий, - собственность обязываеті Следователь но, надо соответствовать той роли, кото рая в условиях нарождающейся либераль ной экономики предназначена частному сектору. Сегодня в России эклектичное пре зидентское правление, формирующееся региональное госуправление, непродук тивная законодательная власть на всех уровнях, проблемы в правовом поле и су дебных органах. Мы хотели бы иметь сильное государство, в то же время опаса емся этого, поскольку не раз убеждались в разрушительной мощи бюрократии. Са мое время начинать строить гражданское общество. Некоммерческая организация «Союз рыбопромышленников Севера» - прообраз одной из естественных его час тей. Надо сказать, что здравомыслящие ры бопромышленники Севера сейчас хорошо понимают, какими методами отраслевой федеральный орган управления продолжа ет пользоваться и кто подпитывает эту си стему. Поздновато спохватились, но еще не все потеряно. Семилетний опыт объединения рыбо промышленников позволяет надеяться, что по крайней мере у нас в области и на бассейне в построении системы взаимоот ношений государства и предпринимателя не будет допущено много ошибок. Дальневосточники предлагают создать общественно-политическое движение «Рыбаки России», рискуя ѵтонѵть в пар ламентских водоворотах. Какая особая теоретическая платформа может быть у такого движения? На какие слон рыбац кого сообщества оно будет опираться, если налицо недоговоренность между собственниками и наемными работника ми? Почему бы новым рыбацким русским не оставаться родником, одним из соци ально-экономических истоков политичес ких течений? Пусть партии и движения поборются за ту часть общества, которая занимается практикой хозяйствования. Но для этого надо, чтобы структуры, подобные СРПС, были открытыми для общества. В этом и заключается демок ратизм, одновременно любимый россия нами и отвергаемый ими. Мы - коллекти висты, и мы же топим друг друга. Давайте договариваться. Другого пути нет. При советской власти накоплен опыт проведения хозяйственных активов. Так коммунисты мобилизовывали лидеров производства. Подробные отчеты о со браниях публиковались в газетах - ре шался вопрос пропаганды в массах. В этой форме сотрудничества нет ничего плохого. Сегодня «Рыбный Мурман» созна тельно публикует выступления учас тников собрания Союза рыбопромыш ленников Севера. Всем читателям предо ставляется возможность как бы побы вать среди «рыбацких полковников». Пусть наши читатели сами делают выво ды и думают о том, что с нами будет происходить. . Людмила ЗАЦАРНАЯ. Защитим рыбный бизнес Из отчетного доклада правления и исполнительной дирекции - Год назад произведена реор ганизация Союза, в результате ко торой он стал более организованным и сплоченным. Количество членов значительно уменьшилось. Мы расстались с теми предприятиями, деятельность которых не была связана с рыб ной промышленностью на Севере, и с теми предприятиями, интерес которых заключался лишь в полу чении квот (не получив их, они только числились, не выполняли требований устава, превращая Союз в тяжелую, неуправляемую структуру). В то же время реорганизация не преследовала цель превратить СРПС в замкнутую организацию. В отчетном периоде рассмотрено 28 заявлений о приеме и принято 26 предприятий. Таким образом численность возросла до 87 пред приятий. Те предпринимательские структуры, которые искренне за интересованы в развитии промыш ленного рыболовства на Севере, могут стать членами Союза и рас считывать на его помощь и под держку. СРІІС сегодня является одним из ведущих рыбодобывающих объединений в области и на бас сейне. Это не только стабильный рост объемов добычи и выпуска рыбопродукции. Эго почти 6 ты сяч рабочих мест, это весомый вклад в формирование бюджетов всех уровней, это активное учас тие в реализации социальных программ. Своеобразным подар ком городу Мурманску можно считать принятый госкомиссией в эксплуатацию в апреле этого года Мурманский музей-океанариум. Деятельность 63 предприятий непосредственно связана с добы чей рыбы. 56 предприятий имеют в собственности промысловый флот. 11 предприятий ориентиру ют свою деятельность на развитие прибрежного рыболовства. Мно гие активно развивают береговую рыбопереработку и марикультуру. На балансе предприятий - 73 суд на для ведения морского промыс ла, в том числе 6 БМРТ, 3 СТМ, 2 ПСТ, 45 СРТМ-к, 7 СТР, 12 МРТ-к, около 30 судов для веде ния прибрежного промысла и свы ше 10 вспомогательных и транспортных судов. В 1998 г. вылов всеми предпри ятиями Союза достиг 132,5 тыс. тонн, что составляет 19,2% от объема добычи предприятиями об ласти и 15,1% общего объема до бычи всеми предприятиями бассейна. В истекшем году по об щему объему добычи рыбы СРГІС обошел такие предприя- Николай ТРОПИН, генеральный директор СРПС тия, как Мурманрыбпром и Ар хангельский траловый флот. Учи тывая состояние и перспективы сырьевой базы, предприятия СРПС стали больше внимания уделять пелагическим и иедоосва- иваемым объектам промысла. Так, если в 1993 г.доля трески в общем объеме вылова составляла 89%, то в 1998 г. ее доля уменьшилась на 28%. В истекшем году на долю предприятий СРІІС пришлось 46,8% от общего объема добычи креветки на бассейне, 47,6% добы чи камбалы. После длительного перерыва фирмы «Мурман Си Фѵд» и «Карат» возобновили до бычу палтуса в районах Флемиш- ГІаса и Западной Гренландии. Деятельность правления и ис полнительной дирекции была со средоточена на координации работы предприятий в вопросах промысла и защите их интересов в органах государственного и отрас левого управления. Во многом благодаря усилиям рыбаков восстановлен статус фе дерального органа по рыболов ству. И мы наконец поняли, что рассчитывать на какую-либо по мощь со стороны правительства нам не приходится. У него совер шенно другие задачи, смысл кото рых сводится к одному: где, с кого и как взять деньги. В прошедшем году с особой от четливостью проявилось стремле ние правительства ввести плату за водные биоресѵрсы. В 1998 г. нам удалось сдержать этот процесс. Введение платы приведет к тому, что промышленные квоты вольно или невольно станут объектом те невой купли-продажи как на феде ральном уровне, гак и на местном. Через подставные фирмы путем различного рода махинаций зна чительная часть квот будет куп лена зарубежными, московскими и другими компаниями, далекими от забот по развитию рыбной промышленности на Севере. По нашему мнению, одной из основных задач является восста новление управляемости отрасли. Однако это отнюдь не означает возвращения к жесткой командно- административной системе. Под управляемостью мы понимаем со вершенствование структуры уп равления, приведение ее в соответствие с реалиями сегод няшнего дня. При этом должен быть сохранен бассейновый прин цип управления путем создания на базе ЗАО «Севрыба» неком мерческого объединения рыбаков Севера. Необходима разработка четких и понятных рыбакам нормативно правовых актов, начиная от полу чения лицензии и принципа распределения квот и заканчивая вопросами реализации продукции, отчетности и контроля. Управля емость должна быть направлена на создание условий развития про изводства и защиту интересов оте чественных производителей рыбной продукции на федераль ном и местном уровнях. Необходимо усиление принци пов коллегиальности как на уров не регионов, гак и на уровне Госкомрыболовсгва, включение в состав коллегиальных органов представителей объединений, ас социаций и союзов рыбопромыш ленников. Тревожит и тот факт, что от сутствует единый порядок рас пределения сырьевых ресурсов междѵ регионами и пользователя ми. Недостатки существующего порядка явились одной из глав ных причин недоосвосния квот вылова трески и пикши за после дние два года как но всем регио нам, так и по всем рыбодобывающим предприятиям. Предприятиям СРГІС первона чально были утверждены на 1998 г. промышленные квоты вы лова трески в объеме 38 тыс. 456 т, или в расчете на одно судно типа СРТМ-к 556 г, что составля ет 35% усредненного годового объема вылова по этому типу су дов. В этих условиях многие пред приятия Союза были вынуждены приобретать конкурсные квоты ад министрации региона, учебных за ведений, сблокированные квоты рыбоперерабатывающих предпри ятий, работать но подрядам науч но-исследовательских органи зации. В результате общий объем утвержденных квот на вылов трес ки составил 57 тыс. 147 т, а фак тический вылов трески составил 81 тыс. 121 т. Парадокс заключа ется в том, что при этом собствен ная общая квота предприятиями освоена всего на 77%. В течение года правление нео днократно ставило перед феде ральным органом по рыболовству вопрос перераспределения квот. К сожалению, предложения СРІІС не всегда находили понимание и поддержку в Москве, принятие по ним решений норой растягивалось на несколько месяцев. Мы были вынуждены обратиться в Госкоми тет с просьбой разрешить работу в счет общей квоты СРПС. Наконец в ноябре «добро» было получено, что позволило многим предприя тиям успешно доработать до кон ца года. Просчеты, допущенные при распределении квот на 1998 г., повторились и при рас пределении квот на 1999 г. Затянувшийся экономический кризис, резкое ухудшение про мысловой обстановки на вылов трески и пикши заставили нас пе ресмотреть свои взгляды на вопро сы обновления и замены рыбодобывающих судов. В бли жайшей перспективе строить но вые суда многим из нас не под силу. Анализ работы некоторых предприятий показывает, что про блему обновления флота можно / решать другими, более дешевыми способами. Первый путь - модер низация и реновации судов, рабо тающих на облове донных пород в Баренцевом и Норвежском морях. Средний возраст наших судов со ставляет 14,7 года. Средний воз раст норвежских судов - 24 года. Значит, дело не только и не столько в возрасте, сколько в от ношении к вопросам содержания судов и их технического оснаще ния. Второй путь - приобретение судов на условиях бербоут-чарте- ра, в том числе и для промысла пелагических объектов. За после дние два года предприятиями СРПС приобретено на этих усло виях у иностранных фирм 11 про мысловых судов. Важнейшим вопросом является правильное соотношение добыва ющих мощностей и сырьевых ре сурсов. Именно поэтому решения судовладельцев о приобретении новых судов, равно как и переме щении их внутри предприятий Союза, должны согласовываться с правлением. Проведены встречи с руководя щими работниками АРУ ФГІС, Мурманской таможни, админист рации Мурманского рыбного пор та. Достигнута договоренность о том, что таможенники и погранич ники готовы встречаться с руково дителями предприятий СРПС для конструктивного и делового со трудничества. В 1998 г. впервые в нашей практике проведен «круг лый стол», результатом которого явилось то, что мы стали разгова ривать на одном языке. Есть серь езные сдвиги в части сокращения затрат времени при таможенном оформлении прихода судов, прак тически решен вопрос таможенно го оформления судовых запасов приходящих в порт Мурманск су дов в режиме реэкспорта. Вместе с тем надо признать, что многие наши проблемы решаются крайне медленно. Наш главный недостаток - мы пытаемся ставить и решать вопро сы не языком цифр и аргументов, а языком эмоций. Неоднократные обращения исполнительной дирек ции к руководителям предприятий предоставить конкретные приме ры, доказательства зачастую про сто игнорируются. Вопросы информации и отчет ности сегодня приобретают чрез вычайно важное значение. Если мы в ближайшее время не наведем должного порядка, для многих предприятий и СРГІС в целом эго будет связано с очень большими неприятностями. Продолжилось конструктивное сотрудничество СРПС с област ной Думой, администрациями об ласти и города Мурманска. Открытая, порой бескомпромисс ная позиция правления и дирек ции в вопросах развития рыбохозяйственного комплекса находігі понимание во властных органах. Однако возможности об ластной Думы в решении наших проблем используются явно недо статочно. (Прения по докладу опубликованы на стр. 4 ) 21 - 27 мая 1999 года L _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz