Рыбный Мурман. 1999 г. Май.

Сою зу рыбопромышленников Севера - 7 лет Союз рыбопромыш­ ленников Севера завер­ шает своеобразную семилетку. В 92-м* в пик приватизации, прагматики рыбного дела взяли ношу бро­ шенной государством собственности на себя. И тогда же поняли: за это с них спросится, а значит, надо объединяться. Создали союз малых предприятий. Потребовалось шесть лет на то, чтобы предприниматели догада­ лись о необходимости реорганизовать свой альянс, и коммерческая структура транс- П мировалась в некоммерческую, рошел год. На прошлой неделе состо­ ялось итоговое собрание представителей малого и среднего рыбного бизнеса. Глав­ ный вывод, который сделали для себя ру­ ководители малых и средних предприятий, - собственность обязываеті Следователь­ но, надо соответствовать той роли, кото­ рая в условиях нарождающейся либераль­ ной экономики предназначена частному сектору. Сегодня в России эклектичное пре­ зидентское правление, формирующееся региональное госуправление, непродук­ тивная законодательная власть на всех уровнях, проблемы в правовом поле и су­ дебных органах. Мы хотели бы иметь сильное государство, в то же время опаса­ емся этого, поскольку не раз убеждались в разрушительной мощи бюрократии. Са­ мое время начинать строить гражданское общество. Некоммерческая организация «Союз рыбопромышленников Севера» - прообраз одной из естественных его час­ тей. Надо сказать, что здравомыслящие ры­ бопромышленники Севера сейчас хорошо понимают, какими методами отраслевой федеральный орган управления продолжа­ ет пользоваться и кто подпитывает эту си­ стему. Поздновато спохватились, но еще не все потеряно. Семилетний опыт объединения рыбо­ промышленников позволяет надеяться, что по крайней мере у нас в области и на бассейне в построении системы взаимоот­ ношений государства и предпринимателя не будет допущено много ошибок. Дальневосточники предлагают создать общественно-политическое движение «Рыбаки России», рискуя ѵтонѵть в пар­ ламентских водоворотах. Какая особая теоретическая платформа может быть у такого движения? На какие слон рыбац­ кого сообщества оно будет опираться, если налицо недоговоренность между собственниками и наемными работника­ ми? Почему бы новым рыбацким русским не оставаться родником, одним из соци­ ально-экономических истоков политичес­ ких течений? Пусть партии и движения поборются за ту часть общества, которая занимается практикой хозяйствования. Но для этого надо, чтобы структуры, подобные СРПС, были открытыми для общества. В этом и заключается демок­ ратизм, одновременно любимый россия­ нами и отвергаемый ими. Мы - коллекти­ висты, и мы же топим друг друга. Давайте договариваться. Другого пути нет. При советской власти накоплен опыт проведения хозяйственных активов. Так коммунисты мобилизовывали лидеров производства. Подробные отчеты о со ­ браниях публиковались в газетах - ре­ шался вопрос пропаганды в массах. В этой форме сотрудничества нет ничего плохого. Сегодня «Рыбный Мурман» созна­ тельно публикует выступления учас­ тников собрания Союза рыбопромыш ленников Севера. Всем читателям предо­ ставляется возможность как бы побы­ вать среди «рыбацких полковников». Пусть наши читатели сами делают выво­ ды и думают о том, что с нами будет происходить. . Людмила ЗАЦАРНАЯ. Защитим рыбный бизнес Из отчетного доклада правления и исполнительной дирекции - Год назад произведена реор­ ганизация Союза, в результате ко­ торой он стал более организованным и сплоченным. Количество членов значительно уменьшилось. Мы расстались с теми предприятиями, деятельность которых не была связана с рыб­ ной промышленностью на Севере, и с теми предприятиями, интерес которых заключался лишь в полу­ чении квот (не получив их, они только числились, не выполняли требований устава, превращая Союз в тяжелую, неуправляемую структуру). В то же время реорганизация не преследовала цель превратить СРПС в замкнутую организацию. В отчетном периоде рассмотрено 28 заявлений о приеме и принято 26 предприятий. Таким образом численность возросла до 87 пред­ приятий. Те предпринимательские структуры, которые искренне за­ интересованы в развитии промыш­ ленного рыболовства на Севере, могут стать членами Союза и рас­ считывать на его помощь и под­ держку. СРІІС сегодня является одним из ведущих рыбодобывающих объединений в области и на бас­ сейне. Это не только стабильный рост объемов добычи и выпуска рыбопродукции. Эго почти 6 ты­ сяч рабочих мест, это весомый вклад в формирование бюджетов всех уровней, это активное учас­ тие в реализации социальных программ. Своеобразным подар­ ком городу Мурманску можно считать принятый госкомиссией в эксплуатацию в апреле этого года Мурманский музей-океанариум. Деятельность 63 предприятий непосредственно связана с добы­ чей рыбы. 56 предприятий имеют в собственности промысловый флот. 11 предприятий ориентиру­ ют свою деятельность на развитие прибрежного рыболовства. Мно­ гие активно развивают береговую рыбопереработку и марикультуру. На балансе предприятий - 73 суд­ на для ведения морского промыс­ ла, в том числе 6 БМРТ, 3 СТМ, 2 ПСТ, 45 СРТМ-к, 7 СТР, 12 МРТ-к, около 30 судов для веде­ ния прибрежного промысла и свы­ ше 10 вспомогательных и транспортных судов. В 1998 г. вылов всеми предпри­ ятиями Союза достиг 132,5 тыс. тонн, что составляет 19,2% от объема добычи предприятиями об­ ласти и 15,1% общего объема до­ бычи всеми предприятиями бассейна. В истекшем году по об­ щему объему добычи рыбы СРГІС обошел такие предприя- Николай ТРОПИН, генеральный директор СРПС тия, как Мурманрыбпром и Ар­ хангельский траловый флот. Учи­ тывая состояние и перспективы сырьевой базы, предприятия СРПС стали больше внимания уделять пелагическим и иедоосва- иваемым объектам промысла. Так, если в 1993 г.доля трески в общем объеме вылова составляла 89%, то в 1998 г. ее доля уменьшилась на 28%. В истекшем году на долю предприятий СРІІС пришлось 46,8% от общего объема добычи креветки на бассейне, 47,6% добы­ чи камбалы. После длительного перерыва фирмы «Мурман Си Фѵд» и «Карат» возобновили до­ бычу палтуса в районах Флемиш- ГІаса и Западной Гренландии. Деятельность правления и ис­ полнительной дирекции была со­ средоточена на координации работы предприятий в вопросах промысла и защите их интересов в органах государственного и отрас­ левого управления. Во многом благодаря усилиям рыбаков восстановлен статус фе­ дерального органа по рыболов­ ству. И мы наконец поняли, что рассчитывать на какую-либо по­ мощь со стороны правительства нам не приходится. У него совер­ шенно другие задачи, смысл кото­ рых сводится к одному: где, с кого и как взять деньги. В прошедшем году с особой от­ четливостью проявилось стремле­ ние правительства ввести плату за водные биоресѵрсы. В 1998 г. нам удалось сдержать этот процесс. Введение платы приведет к тому, что промышленные квоты вольно или невольно станут объектом те­ невой купли-продажи как на феде­ ральном уровне, гак и на местном. Через подставные фирмы путем различного рода махинаций зна­ чительная часть квот будет куп­ лена зарубежными, московскими и другими компаниями, далекими от забот по развитию рыбной промышленности на Севере. По нашему мнению, одной из основных задач является восста­ новление управляемости отрасли. Однако это отнюдь не означает возвращения к жесткой командно- административной системе. Под управляемостью мы понимаем со­ вершенствование структуры уп­ равления, приведение ее в соответствие с реалиями сегод­ няшнего дня. При этом должен быть сохранен бассейновый прин­ цип управления путем создания на базе ЗАО «Севрыба» неком­ мерческого объединения рыбаков Севера. Необходима разработка четких и понятных рыбакам нормативно­ правовых актов, начиная от полу­ чения лицензии и принципа распределения квот и заканчивая вопросами реализации продукции, отчетности и контроля. Управля­ емость должна быть направлена на создание условий развития про­ изводства и защиту интересов оте­ чественных производителей рыбной продукции на федераль­ ном и местном уровнях. Необходимо усиление принци­ пов коллегиальности как на уров­ не регионов, гак и на уровне Госкомрыболовсгва, включение в состав коллегиальных органов представителей объединений, ас­ социаций и союзов рыбопромыш­ ленников. Тревожит и тот факт, что от­ сутствует единый порядок рас­ пределения сырьевых ресурсов междѵ регионами и пользователя­ ми. Недостатки существующего порядка явились одной из глав­ ных причин недоосвосния квот вылова трески и пикши за после­ дние два года как но всем регио­ нам, так и по всем рыбодобывающим предприятиям. Предприятиям СРГІС первона­ чально были утверждены на 1998 г. промышленные квоты вы­ лова трески в объеме 38 тыс. 456 т, или в расчете на одно судно типа СРТМ-к 556 г, что составля­ ет 35% усредненного годового объема вылова по этому типу су­ дов. В этих условиях многие пред­ приятия Союза были вынуждены приобретать конкурсные квоты ад­ министрации региона, учебных за­ ведений, сблокированные квоты рыбоперерабатывающих предпри­ ятий, работать но подрядам науч­ но-исследовательских органи­ зации. В результате общий объем утвержденных квот на вылов трес­ ки составил 57 тыс. 147 т, а фак­ тический вылов трески составил 81 тыс. 121 т. Парадокс заключа­ ется в том, что при этом собствен­ ная общая квота предприятиями освоена всего на 77%. В течение года правление нео­ днократно ставило перед феде­ ральным органом по рыболовству вопрос перераспределения квот. К сожалению, предложения СРІІС не всегда находили понимание и поддержку в Москве, принятие по ним решений норой растягивалось на несколько месяцев. Мы были вынуждены обратиться в Госкоми­ тет с просьбой разрешить работу в счет общей квоты СРПС. Наконец в ноябре «добро» было получено, что позволило многим предприя­ тиям успешно доработать до кон­ ца года. Просчеты, допущенные при распределении квот на 1998 г., повторились и при рас­ пределении квот на 1999 г. Затянувшийся экономический кризис, резкое ухудшение про­ мысловой обстановки на вылов трески и пикши заставили нас пе­ ресмотреть свои взгляды на вопро­ сы обновления и замены рыбодобывающих судов. В бли­ жайшей перспективе строить но­ вые суда многим из нас не под силу. Анализ работы некоторых предприятий показывает, что про­ блему обновления флота можно / решать другими, более дешевыми способами. Первый путь - модер­ низация и реновации судов, рабо­ тающих на облове донных пород в Баренцевом и Норвежском морях. Средний возраст наших судов со­ ставляет 14,7 года. Средний воз­ раст норвежских судов - 24 года. Значит, дело не только и не столько в возрасте, сколько в от­ ношении к вопросам содержания судов и их технического оснаще­ ния. Второй путь - приобретение судов на условиях бербоут-чарте- ра, в том числе и для промысла пелагических объектов. За после­ дние два года предприятиями СРПС приобретено на этих усло­ виях у иностранных фирм 11 про­ мысловых судов. Важнейшим вопросом является правильное соотношение добыва­ ющих мощностей и сырьевых ре­ сурсов. Именно поэтому решения судовладельцев о приобретении новых судов, равно как и переме­ щении их внутри предприятий Союза, должны согласовываться с правлением. Проведены встречи с руководя­ щими работниками АРУ ФГІС, Мурманской таможни, админист­ рации Мурманского рыбного пор­ та. Достигнута договоренность о том, что таможенники и погранич­ ники готовы встречаться с руково­ дителями предприятий СРПС для конструктивного и делового со­ трудничества. В 1998 г. впервые в нашей практике проведен «круг­ лый стол», результатом которого явилось то, что мы стали разгова­ ривать на одном языке. Есть серь­ езные сдвиги в части сокращения затрат времени при таможенном оформлении прихода судов, прак­ тически решен вопрос таможенно­ го оформления судовых запасов приходящих в порт Мурманск су­ дов в режиме реэкспорта. Вместе с тем надо признать, что многие наши проблемы решаются крайне медленно. Наш главный недостаток - мы пытаемся ставить и решать вопро­ сы не языком цифр и аргументов, а языком эмоций. Неоднократные обращения исполнительной дирек­ ции к руководителям предприятий предоставить конкретные приме­ ры, доказательства зачастую про­ сто игнорируются. Вопросы информации и отчет­ ности сегодня приобретают чрез­ вычайно важное значение. Если мы в ближайшее время не наведем должного порядка, для многих предприятий и СРГІС в целом эго будет связано с очень большими неприятностями. Продолжилось конструктивное сотрудничество СРПС с област­ ной Думой, администрациями об­ ласти и города Мурманска. Открытая, порой бескомпромисс­ ная позиция правления и дирек­ ции в вопросах развития рыбохозяйственного комплекса находігі понимание во властных органах. Однако возможности об­ ластной Думы в решении наших проблем используются явно недо­ статочно. (Прения по докладу опубликованы на стр. 4 ) 21 - 27 мая 1999 года L _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz