Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.
ВЫ П УС К № 44 22 октября 1970 на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова спущен на воду, а 27 декабря принят экипажем новый теплоход «Старый большевик». Длина его 130 м, ширина 18,8 м. Грузоподъемность 7420 т. Мощность двигателя 5600 л.с. Автономность плавания 12 тыс. миль. Судно передано Дальневосточному морско му пароходству" и вышло на линию 17.04.1971. СТАСЕНКО М.Д., учитель средней школы К° 2 Мурманска, заслуженный учитель школы РСФСР ( 19э9). «СТАТОИА», бензозаправочная станция в Мурманске совместного российско-норвежского предприятия «Ста- тойл-нафто». Открыта 2.09.1993. Договор предусматри вал 49-летний срок аренды земельного участка, однако срок вскоре сократили до 3 лет. СТАХАНОВ Алексей Григорьевич (1905-1977), забойщик шахты Цснтральная-Ирмнно в Донецкой обла сти, Герой Социалистического Труда (1970). В августе 1935 установил рекорд добычи угля. В стране, в том чис ле и на Мурманс, широко развернулось движение нова торов и передовиков производства за достижение стахановских результатов в труде, что позволило суще ственно поднять производительность. СТАХАНОВСКИЕ РЕЙСЫ. Мурманские рыбаки начали их в ноябре 1935, откликаясь на почин донецко го шахтера А. Стаханова. Первыми приняли высокие обя зательства экипажи РТ-2 «Ленинград», РТ-10 «Лебедка», РТ-12 «Трал», РТ-29 «Киров», РТ-61 «Водник», РТ-71 «Москва», РТ-81 «Коломна». Они вошли в десятку луч ших промысловых судов, значительно перевыполнив го довые задания. В* феврале 1936 практически весь траловый флот встал на стахановскую вахту. Один из первых стахановцев на Мурманской судовер фи Н. А. Амахин 26.11.1935 при изготовлении такелаж ных блоков дал рекордную выработку 933% нормы. СТЕААИНГ, приспособление для выгрузки рыбы с судов изобретателя инженера Я. С. Томаса. В 1932 на каждом из 5 причалов Мурманского морского рыбного порта установлено но два стсллинга, что позволило выс вободить сотни рабочих от тяжелого ручного труда. СТЕПАНЕНКО Александр Михайлович, фо- тохудожник. Род. 11.08.1964 в гСировскс Мурманской области, белорус. Фотографией занимается с 1989. Окон чил факультет журналистики Московского государствен ного университета. В Мурманске с 1991, в «Полярной правде». Участвовал в фотовыставках в Эстонии, Герма нии, Бельгии, Голландии, Норвегии, Польше, Японии, США. Персональные выставки проводились в Мурманске и Москве. В 1994 и 1995 победитель фотоконкурса «Ред кий кадр» передачи центрального ТВ «В мире живот ных». СТЕПАНЕНКО В. И., военный летчик, писатель. Летчикам Заполярья посвящена его повесть «Девять дней без тревог» (М., 1977) - о Героях Советского Союза Б. (1). Сафонове, А. Коваленко, Н. Бокие, 3 . Сорокине, С. Курзснкове и других. СТЕПАНОВ Платон Викторович, действитель ный статский советник, с 7.07.1839 по 9.12.1842 губерна тор Архангельской губернии. В се состав в то время входил и Кольский полуостров. СТЕПАНОВСКАЯ, населенный пункт на Кандалак шском берегу Белого моря, между селениями Кашкаран- цы п Кѵзомень. Существовал в 1939-1960. СТЕФАНЕНКО Наталья Анато льевна, поэтесса. Род. 4.03.1975 в Мур манске. После школы окончила курсы метеорологов. Работала на метеостанции в пос. Иулозсро. Поступила в Литератур ный институт им. А. М. Горького. Стихи публиковались в журнале «Север», лите ратурном альманахе «Мурманский бе рег». За первый сборник «Ворожея» (Мурманск, 1996) удостоена областной литературной премии имени Баева - Подстаницкого. Лит. Антонян Н. Я всем сердцем прошу, приручите меня! - «Рыбный Мурман», 1996, 5 апреля. Коржов Д. Первая книга мурманской Ворожеи. - «Мурманский ве стник», 1996, 14 марта. СТЕРЕОКАУАОН АРКТИЧЕСКИЙ (Stc reocaulon arcticum Lunge), лишайник, образует округлые, несколько приплюснутые, часто легко распадающиеся по душечки серовато-белого цвета до 10 см в диаметре, от дельные стволики маловетвистые, на вид гранулированные, толстоватые. Растет на мелкощебнис той почве в тундре. Распространен в скалистых кустарни ково-лишайниковых и лишайниково-кустарниковых тундрах среди выходов скал. В Мурманскоіі области встречается на полуострове Рыбачий. Для сохранения вида необходим заказник. Различают также стереокаулон пальчатолистный (Stercocaulon dactylopyltum). Обитает на голых камнях, прочно прирастая к ним. В Мурманской области чрезвы чайно редок. Встречен лишь в ущелье Пюхякуру на юго- западе Кольского полуострова. Необходим заказник. Лит. Редкие и нуждающиеся в охране животные и ра стения Мурманской области. Мурманск, 1979. СТЁПИН Сергей Борисович (4.08.1938-8.01.1993), зам. директора ПИНРО по научной работе, кандидат физико-математических наук. Окончил Мурманское мореходное училище, Севе ро-Западный политехнический институт. Работал электромонтажником, конструк тором. Предложил и реализовал идею инструментальных авиаисследований моря для рыбохозяйственных задач. Под его руководством в 1985 оборудованы два самолета-лаборатории Ил -18 спект рометрической, лидарной, фото-, видео-, тспловоіі аппа ратурой и успешно выполняли комплексные исследования морских акваторий. Один работал на Се верном бассейне, другой на Дальнем Востоке. Первый опыт авиамониторинга за высокопродуктивными зонами в океане нашел широкое применение в практике исследо вательских н поисковых работ. С Т А - С Т Ё Алексей КОЛЕСОВ, капитан-флагман Севрыбпромразведки Приколы _ из рыбаикои жизни рят, носом на волну резиновый катер. Траулер подходил нормально, чтобы принять нас с подветренного борта - ничего не предвещало каких-то особых обстоятельств. На середине траулера матрос катера принял бросательный конец, на борту траулера выбрали носовой фалинь - и здесь начались чудеса. Траулер вдруг рванулся вперед. Из-за слабины фали ня катер оказался под кормовым подзо ром, его начало давить под корпус. Вдобавок еще катер вдруг оказался на ветру, и ошалелые волны начали его подкидывать как мячик, а над нами ма ячила громада кормового подзора. Один удар о корпус судна - и перегру женный резиновый катер лопается с выстрелом, разлетаясь на куски... Та кие случаи в моей практике были. Поэтому я и матрос отталкивались от корпуса судна веслами, а порой руками, плечами, чем угодно - лишь бы не допу стить разрыва катера. В такой ситуации надо фалинь обру бать, но у нас для того и секунды в за пасе не было. Подержав нас под подзором кормы траулера несколько минут, в рулевой рубке отцы-команди- ры решили, наверное, что хватит шу тить с морем. Поставили снова катер с подветренного борта, подтянули нас на фалине к середине траулера, где мень ше броски на качке, и, благополучно выгрузив продукты, мы с матросом поднялись на борт судна по штормтра пу, мокрые до нитки и обессиленные. Чаю, конечно, нам никто не предложил. А капитан с крыла мостика громко крикнул: - На х...поехали по такой погоде! - ?!.. Точно проанализировав режим рабо ты траулера, получалось, что, выпол нив эту работу, мы принесли предприятию доход в 10 тысяч долла ров США или уберегли от расхода на эту же цифру. Стоило ли идти на риск? Конечно, из-за любой цифры не стоило. Но на настроение команды эта работа повлияла благоприятно - удалось снять напряженность, связанную с про длением рейса. - Как получилось, - спрашиваю у ка питана через сутки после этой эпопеи, - что обыденные обстоятельства манев рирования привели к созданию экстре мальной ситуации? Капитан не растерялся: - Мы хотели проверить, как вы себя поведете. - И какое впечатление? - Да вроде ничего, коль выбрались. V III Оне проверяют На рыболовном траулере баня-па- рилка - это чудо, отдушина для моря ков. Представьте себе: матрос на ветру при морозе 15-20 градусов 3-4 часа не прерывно работает на палубе - ощуще ние такое, что человек превратился в снеговика. И только в парилке снеговик снова превращается в человека. Греш ным делом люблю парилку. Однажды вечерком после штормо вых дней и головной боли от флотских проблем, когда казалось, что мозги ле зут из ушей от стрессовых ситуаций, решил попариться, чтобы быстренько прийти в себя. Как обычно, разделся в предбаннике и сижу в парилке - оттаиваю, благо стное настроение постепенно возвра щается. Вдруг слышу стук в предбаннике. Но, расслабившись, изме нил флотской привычке - непонятные звуки, стуки вмиг улавливать и сразу выяснять причину их появления. Между тем звуки, стуки прекратились. Но по явился какой-то посторонний запах на подобие тараканьей морилки, и головка у меня закружилась. «Не везет, - подумал я, - совсем не удачный день: вместо трех заходов в парилку придется ограничиться од ним». И вышел в предбанник. Здесь посторонний запах острее. Голову зало мило еще сильнее, даже подташнивать стало. Быстро окатился под прохлад ным душем - и к двери. Дернул за ручку - не открывается. Дернул сильнее - не открывается. Дернул так, что ручка ото рвалась - не открывается! Чудеса... На чал стучать в дверь, аж в рулевой рубке слышно было (рулевой матрос об этом потом говорил), но никто не подходит к двери, не открывает. Осталось действо вать как положено при необычной ситу ации - выбил филенку и в отверстие внизу двери начал выползать. Выполз, поднимаюсь с четверенек - надо мной возвышается старпом: - Надо же, двери ломают, а кто ре монтировать будет! - прокомментиро вал он и ушел. Я оглянулся: на двери бани висел... новый навесной замок. Голова моя больше недели болела после такой па рилки. Третий штурман Гена на мое бурча ние ответствовал доходчиво и неотра зимо: - Занятие по борьбе за живучесть проводил? - Проводил. - О необходимости знать устройство судна, чтобы выползти в темноте, рас сказывал? - Рассказывал. - Как действовать в экстремальных ситуациях учил? - Учил. - Во! Условия и были тебе созданы приближенные к боевым. Радуйся, что газку мало пустили и свет не выключи ли! - И добавил многозначительно: - Проверяют они и оне! - Едрена корень, что-то много стало таких проверок! IX Председатель новый формации На профсоюзной конференции рас сматривался коллективный договор и новое положение об оплате труда ра ботников флота. Председатель профко ма в элегантном костюме, загорелый, лоснящийся и благоухающий заморс ким одеколоном, повертел в руках ра диограмму от рыбаков, посмотрел на директора флота и улыбнулся снисхо дительно: - Тут у одного работника флота «кры ша поехала» - предлагает внести в кол- договор пункт совсем несообразный. Дескать, в случае гибели моряка в море, на производстве, учитывая слож ную экономическую ситуацию, когда потеря кормильца становится для се мьи трагедией, ведущей к нищете, вып лачивать семье единовременное пособие не менее 250 тысяч рублей. Где мы возьмем такие деньги? - И еще раз поправив галстук, опять посмотрел на директора. Директор заулыбался, довольный «зрелым» размышлением профсоюзни ка. Зал промолчал. Предложение откло нили. Ну и как тут рыбаку не стать меркан тильным в условиях риска, не химичить с рыбой, если руководители фирм и профсоюзники'новой формации оцени вают саму его жизнь очень неадекват но? Баренцево море, б ор т МГ-1363 «Геническ», МГ-1365 «Смоленск». лсдиим и был удобной мишенью. 27 мая в раііоне остро ва Медвежий 9 бомбардировщиков атаковали судно с разных сторон. Погибло много моряков. Воздушной вол ной сбило на мостике и контузило капитана И. И. Афа насьева. Пожар распространялся по всему судну, оно потеряло ход. Английские корабли сопровождения пред ложили советским морякам оставить корабль - в любой момент могли взорваться снаряды, бомбы, мины, которы ми были заполнены трюмы. Но команда не покинула судно, передали кораблям сопровождения только ране ных. Пожар потушили, военные грузы целыми и невре димыми доставлены в порт. За подвиг, совершенный в критической ситуации, _ _ _ _ капитану И. И. Афа- S53B6 насьсву (справа), его УрЗР , | J первому помощнику л ѵ'‘ К. М. Петровскому и матросу Б. И. Аказсн- ку ( в центре) присво ено звание Героя Советского Союза. | [ 'Л 25 июня - 1 июля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz