Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.

ВЫ П УС К № 44 22 октября 1970 на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова спущен на воду, а 27 декабря принят экипажем новый теплоход «Старый большевик». Длина его 130 м, ширина 18,8 м. Грузоподъемность 7420 т. Мощность двигателя 5600 л.с. Автономность плавания 12 тыс. миль. Судно передано Дальневосточному морско­ му пароходству" и вышло на линию 17.04.1971. СТАСЕНКО М.Д., учитель средней школы К° 2 Мурманска, заслуженный учитель школы РСФСР ( 19э9). «СТАТОИА», бензозаправочная станция в Мурманске совместного российско-норвежского предприятия «Ста- тойл-нафто». Открыта 2.09.1993. Договор предусматри­ вал 49-летний срок аренды земельного участка, однако срок вскоре сократили до 3 лет. СТАХАНОВ Алексей Григорьевич (1905-1977), забойщик шахты Цснтральная-Ирмнно в Донецкой обла­ сти, Герой Социалистического Труда (1970). В августе 1935 установил рекорд добычи угля. В стране, в том чис­ ле и на Мурманс, широко развернулось движение нова­ торов и передовиков производства за достижение стахановских результатов в труде, что позволило суще­ ственно поднять производительность. СТАХАНОВСКИЕ РЕЙСЫ. Мурманские рыбаки начали их в ноябре 1935, откликаясь на почин донецко­ го шахтера А. Стаханова. Первыми приняли высокие обя­ зательства экипажи РТ-2 «Ленинград», РТ-10 «Лебедка», РТ-12 «Трал», РТ-29 «Киров», РТ-61 «Водник», РТ-71 «Москва», РТ-81 «Коломна». Они вошли в десятку луч­ ших промысловых судов, значительно перевыполнив го­ довые задания. В* феврале 1936 практически весь траловый флот встал на стахановскую вахту. Один из первых стахановцев на Мурманской судовер­ фи Н. А. Амахин 26.11.1935 при изготовлении такелаж­ ных блоков дал рекордную выработку 933% нормы. СТЕААИНГ, приспособление для выгрузки рыбы с судов изобретателя инженера Я. С. Томаса. В 1932 на каждом из 5 причалов Мурманского морского рыбного порта установлено но два стсллинга, что позволило выс­ вободить сотни рабочих от тяжелого ручного труда. СТЕПАНЕНКО Александр Михайлович, фо- тохудожник. Род. 11.08.1964 в гСировскс Мурманской области, белорус. Фотографией занимается с 1989. Окон­ чил факультет журналистики Московского государствен­ ного университета. В Мурманске с 1991, в «Полярной правде». Участвовал в фотовыставках в Эстонии, Герма­ нии, Бельгии, Голландии, Норвегии, Польше, Японии, США. Персональные выставки проводились в Мурманске и Москве. В 1994 и 1995 победитель фотоконкурса «Ред­ кий кадр» передачи центрального ТВ «В мире живот­ ных». СТЕПАНЕНКО В. И., военный летчик, писатель. Летчикам Заполярья посвящена его повесть «Девять дней без тревог» (М., 1977) - о Героях Советского Союза Б. (1). Сафонове, А. Коваленко, Н. Бокие, 3 . Сорокине, С. Курзснкове и других. СТЕПАНОВ Платон Викторович, действитель­ ный статский советник, с 7.07.1839 по 9.12.1842 губерна­ тор Архангельской губернии. В се состав в то время входил и Кольский полуостров. СТЕПАНОВСКАЯ, населенный пункт на Кандалак­ шском берегу Белого моря, между селениями Кашкаран- цы п Кѵзомень. Существовал в 1939-1960. СТЕФАНЕНКО Наталья Анато­ льевна, поэтесса. Род. 4.03.1975 в Мур­ манске. После школы окончила курсы метеорологов. Работала на метеостанции в пос. Иулозсро. Поступила в Литератур­ ный институт им. А. М. Горького. Стихи публиковались в журнале «Север», лите­ ратурном альманахе «Мурманский бе­ рег». За первый сборник «Ворожея» (Мурманск, 1996) удостоена областной литературной премии имени Баева - Подстаницкого. Лит. Антонян Н. Я всем сердцем прошу, приручите меня! - «Рыбный Мурман», 1996, 5 апреля. Коржов Д. Первая книга мурманской Ворожеи. - «Мурманский ве­ стник», 1996, 14 марта. СТЕРЕОКАУАОН АРКТИЧЕСКИЙ (Stc reocaulon arcticum Lunge), лишайник, образует округлые, несколько приплюснутые, часто легко распадающиеся по­ душечки серовато-белого цвета до 10 см в диаметре, от­ дельные стволики маловетвистые, на вид гранулированные, толстоватые. Растет на мелкощебнис­ той почве в тундре. Распространен в скалистых кустарни­ ково-лишайниковых и лишайниково-кустарниковых тундрах среди выходов скал. В Мурманскоіі области встречается на полуострове Рыбачий. Для сохранения вида необходим заказник. Различают также стереокаулон пальчатолистный (Stercocaulon dactylopyltum). Обитает на голых камнях, прочно прирастая к ним. В Мурманской области чрезвы­ чайно редок. Встречен лишь в ущелье Пюхякуру на юго- западе Кольского полуострова. Необходим заказник. Лит. Редкие и нуждающиеся в охране животные и ра­ стения Мурманской области. Мурманск, 1979. СТЁПИН Сергей Борисович (4.08.1938-8.01.1993), зам. директора ПИНРО по научной работе, кандидат физико-математических наук. Окончил Мурманское мореходное училище, Севе­ ро-Западный политехнический институт. Работал электромонтажником, конструк­ тором. Предложил и реализовал идею инструментальных авиаисследований моря для рыбохозяйственных задач. Под его руководством в 1985 оборудованы два самолета-лаборатории Ил -18 спект­ рометрической, лидарной, фото-, видео-, тспловоіі аппа­ ратурой и успешно выполняли комплексные исследования морских акваторий. Один работал на Се­ верном бассейне, другой на Дальнем Востоке. Первый опыт авиамониторинга за высокопродуктивными зонами в океане нашел широкое применение в практике исследо­ вательских н поисковых работ. С Т А - С Т Ё Алексей КОЛЕСОВ, капитан-флагман Севрыбпромразведки Приколы _ из рыбаикои жизни рят, носом на волну резиновый катер. Траулер подходил нормально, чтобы принять нас с подветренного борта - ничего не предвещало каких-то особых обстоятельств. На середине траулера матрос катера принял бросательный конец, на борту траулера выбрали носовой фалинь - и здесь начались чудеса. Траулер вдруг рванулся вперед. Из-за слабины фали­ ня катер оказался под кормовым подзо­ ром, его начало давить под корпус. Вдобавок еще катер вдруг оказался на ветру, и ошалелые волны начали его подкидывать как мячик, а над нами ма­ ячила громада кормового подзора. Один удар о корпус судна - и перегру­ женный резиновый катер лопается с выстрелом, разлетаясь на куски... Та­ кие случаи в моей практике были. Поэтому я и матрос отталкивались от корпуса судна веслами, а порой руками, плечами, чем угодно - лишь бы не допу­ стить разрыва катера. В такой ситуации надо фалинь обру­ бать, но у нас для того и секунды в за­ пасе не было. Подержав нас под подзором кормы траулера несколько минут, в рулевой рубке отцы-команди- ры решили, наверное, что хватит шу­ тить с морем. Поставили снова катер с подветренного борта, подтянули нас на фалине к середине траулера, где мень­ ше броски на качке, и, благополучно выгрузив продукты, мы с матросом поднялись на борт судна по штормтра­ пу, мокрые до нитки и обессиленные. Чаю, конечно, нам никто не предложил. А капитан с крыла мостика громко крикнул: - На х...поехали по такой погоде! - ?!.. Точно проанализировав режим рабо­ ты траулера, получалось, что, выпол­ нив эту работу, мы принесли предприятию доход в 10 тысяч долла­ ров США или уберегли от расхода на эту же цифру. Стоило ли идти на риск? Конечно, из-за любой цифры не стоило. Но на настроение команды эта работа повлияла благоприятно - удалось снять напряженность, связанную с про­ длением рейса. - Как получилось, - спрашиваю у ка­ питана через сутки после этой эпопеи, - что обыденные обстоятельства манев­ рирования привели к созданию экстре­ мальной ситуации? Капитан не растерялся: - Мы хотели проверить, как вы себя поведете. - И какое впечатление? - Да вроде ничего, коль выбрались. V III Оне проверяют На рыболовном траулере баня-па- рилка - это чудо, отдушина для моря­ ков. Представьте себе: матрос на ветру при морозе 15-20 градусов 3-4 часа не­ прерывно работает на палубе - ощуще­ ние такое, что человек превратился в снеговика. И только в парилке снеговик снова превращается в человека. Греш­ ным делом люблю парилку. Однажды вечерком после штормо­ вых дней и головной боли от флотских проблем, когда казалось, что мозги ле­ зут из ушей от стрессовых ситуаций, решил попариться, чтобы быстренько прийти в себя. Как обычно, разделся в предбаннике и сижу в парилке - оттаиваю, благо­ стное настроение постепенно возвра­ щается. Вдруг слышу стук в предбаннике. Но, расслабившись, изме­ нил флотской привычке - непонятные звуки, стуки вмиг улавливать и сразу выяснять причину их появления. Между тем звуки, стуки прекратились. Но по­ явился какой-то посторонний запах на­ подобие тараканьей морилки, и головка у меня закружилась. «Не везет, - подумал я, - совсем не­ удачный день: вместо трех заходов в парилку придется ограничиться од­ ним». И вышел в предбанник. Здесь посторонний запах острее. Голову зало­ мило еще сильнее, даже подташнивать стало. Быстро окатился под прохлад­ ным душем - и к двери. Дернул за ручку - не открывается. Дернул сильнее - не открывается. Дернул так, что ручка ото­ рвалась - не открывается! Чудеса... На­ чал стучать в дверь, аж в рулевой рубке слышно было (рулевой матрос об этом потом говорил), но никто не подходит к двери, не открывает. Осталось действо­ вать как положено при необычной ситу­ ации - выбил филенку и в отверстие внизу двери начал выползать. Выполз, поднимаюсь с четверенек - надо мной возвышается старпом: - Надо же, двери ломают, а кто ре­ монтировать будет! - прокомментиро­ вал он и ушел. Я оглянулся: на двери бани висел... новый навесной замок. Голова моя больше недели болела после такой па­ рилки. Третий штурман Гена на мое бурча­ ние ответствовал доходчиво и неотра­ зимо: - Занятие по борьбе за живучесть проводил? - Проводил. - О необходимости знать устройство судна, чтобы выползти в темноте, рас­ сказывал? - Рассказывал. - Как действовать в экстремальных ситуациях учил? - Учил. - Во! Условия и были тебе созданы приближенные к боевым. Радуйся, что газку мало пустили и свет не выключи­ ли! - И добавил многозначительно: - Проверяют они и оне! - Едрена корень, что-то много стало таких проверок! IX Председатель новый формации На профсоюзной конференции рас­ сматривался коллективный договор и новое положение об оплате труда ра­ ботников флота. Председатель профко­ ма в элегантном костюме, загорелый, лоснящийся и благоухающий заморс­ ким одеколоном, повертел в руках ра­ диограмму от рыбаков, посмотрел на директора флота и улыбнулся снисхо­ дительно: - Тут у одного работника флота «кры­ ша поехала» - предлагает внести в кол- договор пункт совсем несообразный. Дескать, в случае гибели моряка в море, на производстве, учитывая слож­ ную экономическую ситуацию, когда потеря кормильца становится для се­ мьи трагедией, ведущей к нищете, вып­ лачивать семье единовременное пособие не менее 250 тысяч рублей. Где мы возьмем такие деньги? - И еще раз поправив галстук, опять посмотрел на директора. Директор заулыбался, довольный «зрелым» размышлением профсоюзни­ ка. Зал промолчал. Предложение откло­ нили. Ну и как тут рыбаку не стать меркан­ тильным в условиях риска, не химичить с рыбой, если руководители фирм и профсоюзники'новой формации оцени­ вают саму его жизнь очень неадекват­ но? Баренцево море, б ор т МГ-1363 «Геническ», МГ-1365 «Смоленск». лсдиим и был удобной мишенью. 27 мая в раііоне остро­ ва Медвежий 9 бомбардировщиков атаковали судно с разных сторон. Погибло много моряков. Воздушной вол­ ной сбило на мостике и контузило капитана И. И. Афа­ насьева. Пожар распространялся по всему судну, оно потеряло ход. Английские корабли сопровождения пред­ ложили советским морякам оставить корабль - в любой момент могли взорваться снаряды, бомбы, мины, которы­ ми были заполнены трюмы. Но команда не покинула судно, передали кораблям сопровождения только ране­ ных. Пожар потушили, военные грузы целыми и невре­ димыми доставлены в порт. За подвиг, совершенный в критической ситуации, _ _ _ _ капитану И. И. Афа- S53B6 насьсву (справа), его УрЗР , | J первому помощнику л ѵ'‘ К. М. Петровскому и матросу Б. И. Аказсн- ку ( в центре) присво­ ено звание Героя Советского Союза. | [ 'Л 25 июня - 1 июля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz