Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.
г ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО^* «СТАЛИНЕЦ», партизанский отряд, действовавший в 1942-1944 на Кандалакшском направлении Карельско го фронта. Сформирован 21.08.1942 в Архангельске. На Кольский полуостров прибыл в ноябре 1942. Первона чально дислоцировался в пос. Слюда под Кандалакшей, потом перебазировался в район Ены, в Шуми-городок. «СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ», рыболовный траулер (РТ-106) Мурманского тралового флота; постро ен в 1949 в Мурманске. Корпус стальной, клепаный. Длина 55,08 м, ширина 9,02 м, осадка 4,35 м. Водоизме щение 1089 т. Полезный груз 400 т. Мощность машины 800 л.с. Экипаж 42 человека. Выведен из действующего состава. «СТАЛИНСКИИ БОЕЦ», ежедневная газета 19 ар мий Карельского фронта (1-го формирования армии - «К победе»). Выходила в 1942-1944 на четырех поло сах малого формата на Кандалакшском направлении (ПП-01445). Редактор подполковник А. А. Мурашов. В редакции служили известные советские писатели, поэты, журналисты Аркадий Евсеев, Владимир Курочкин, Алек сандр Смолян, Иван Чинарьян и др. СТАН, жилые и производственные постройки в рай оне рыбных промыслов. о «СТАНИСЛАВСКИЙ», первый советский теплоход, который прибыл в порт Кливленд (США, штат Огайо). Встречал мэр г. Пэрк. Вел теплоход капитан Е. М. На заров. СТАНКОВ Александр Николаевич, в 1985- 1990 представитель Министерства рыбного хозяііства СССР в Перу. Род. в 1937 в г. Новоград-Волынске Ки евской области. Окончил Мурманское мореходное учи лище им. И. И. Месяцева (1959) и Мурманское высшее инженерное морское училище (1974) по специальности судовождение на морских путях. Работал в колхозе, хо дил в морс матросом на промысловых судах Мурмансель- ди. С 1960 помощник капитана, капитан. После окончания высшего морского училища капитан-директор БМРТ Мурмансельди, инспектор службы мореплавания Севрыбы, зам. главного капитана, генерального директо ра Мурманрыбпрома. СТАНЦИИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ТОНУЩИХ КО РАБЛЕЙ, построены (две) на Мурманс в 1902. СТАРАЯ ГУБА, населенный пункт в раііоне ст. За шеек. Существовал в 1939-1945. СТАРИКОВ Валентин Георгиевич (18.06.1913 -26.06.1979), капитан-лейтенант, командир подводной лодки М-171 Северного флота, Герой Советского Союза СТАРОВОЙТОВ Петр Андреевич (1908-1975), ученый в области теории и техники промышленного ры боловства, кандидат технических наук, заведовал лабора торией техники промышленного рыболовства ПИНРО. Разработал методику проектирования донных и разноглу бинных тралов. Умер и пох. в Мурманске. СТАРОДУБЦЕВ Михаил Яковлевич (26.10.1928-06.1994), старший флотатор комбината «Апа тит», Герой Социалистического Труда (26.04.1971), депу тат Верховного Совета РСФСР 7-го созыва (1967-1971) и Верховного Совета СССР 8-го созыва (1971). Род. в с. Парсвка Инжавинского раііона Тамбовской области, рус ский. После окончания семилетней щколы работал ком байнером в колхозе (1943-1948). Служил в армии в Группе советских войск в Германии. На Кольском полу острове с 1952. Флотатор, сменный мастер, технолог на АНОФ-1. В 1964-1987 ст. флотатор, флотатор-наставник на АНОФ-2. Лауреат премии Совета Министров СССР (1971). Умер и пох. в Кировске. Лит. Васильев К. Самый памятный день. - <Полярная правда», 1971, 11 декабря. СТАРООБРЯДЦЫ, люди, не принявшие новшеств церковной реформы патриарха Никона. Их преследова ли, ссылали. Центром старообрядчества на Кольском полуострове до конца XVII в. была Кандалакша. СТАРОСТИН Максим Иванович (15.08.1902- 1948), в годы В с л и к о й Отечественной воііны первый сек ретарь Мурманского обкома партии. Род. в с. Столыпино Вольского района Саратовской губернии, русский. Рабо тал в слесарной железнодорожной мастерской в Иркутс ке, секретарь уездного и губернского комитетов ВЛКСМ, служил в транспортной ЧК, в милиции. С 1925 в армии: политбоец, политрук в дальневосточных частях. В 1929 в составе радиобатальона участвовал в вооруженном кон фликте на КВЖД. Заочно окончил Иркутский универси тет. Преподавал в пехотном училище. В 1938 с отличием завершил учебу в Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева, после чего служил в военно-строительном управлении Наркомата обороны СССР. Работал инструк тором в ЦК ВКП(б). С 1939 в Мурманске, первый секре тарь обкома партии. Одновременно член Военного совета Северного флота (с июля 1939), а в годы войны - и 14' армии Карельского фронта, председа тель Мурманского городского комите та обороны. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 22.12.1940). Под его непосредствен ным руководством создавались Мур манский пограничный округ, Титовский и Кандалакшский укреп ленные районы, партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советс кий Мурман», формировалась По лярная дивизия. С 13.04.1945 опять в аппарате ЦК ВКП(б) и Госконтроле. ________________ Умер и пох. в Москве. С Т А Р Ц Е В А ГУБА , населенный пункт на о. Олений (пос. Лссозаводский) в Кандалакшском заливе. Суще ствовал в 1956-1957. С Т А РЦ Е В А Е в г е н и я В л а д и м и р о в н а , врач мур манской городской п о л и к л и н и к и .\г° 3, заслуженный врач РСФСР. «СТА РЫЙ Б О Л ЬШ Е В И К » , теплоход Мурманско го морского пароходства. В годы Великой Отечественной воііны участвовал в доставке военных грузов по ленд- лизу. 19.05.1942 в составе 34 транспортных судов конвоя PQ-16 (29 союзных и 5 наших) вышел из Исландии в Мурманск. Немецкая авиация неоднократно атаковала транспортные суда, потопила 4 из них, а также корабль противовоздушной обороны, 4 корабля были поврежде ны. «Старый большевик» шел в кильватерном строю пос- С Т А - С Т А из рыбаикои жизни - Мастер, там того, матросы какие-то шарики съели из красивой коробочки, говорят - вкусные, а на коробочке при бор какой-то нарисован. Наверное, это не конфеты? Капитан со старпомом пошли взгля нуть на моряков, которые что-то съели из красивой коробочки. Матросы Вита лий, Андрей и Сергей спокойно курили у выхода на верхнюю палубу - в месте отдыха рабочей смены палубной ко манды. А коробочка стояла на краешке скамеечки - та самая, старпомовская. Капитан заглянул в коробочку. Там, на дне, осталось с десяток разноцвет ных удлиненных светлых шариков. Он достал несколько штук, помял пальца ми. - Да, мягкие, похожи на пастилки-ле- денцы, - и вопросительно глянул на старпома. - Ну! - подтвердил один из матросов. -Только мы их еще сахарком присыпа ли... - Да это же упаковочный материал, прибор пересыпан был этими опилка ми! - воскликнул старпом Вася. - Вы... эт-то съели? - начал заикаться капитан. - Да. А что? - пыхнули на него дым ком матросы. - Что делать, что делать, куда вас везти? - схватился за голову капитан. - Какой порт ближе? Вы же помереть мо жете! - Как помереть? - насторожились мат росы. - Капитан, не паникуй, - сказал стар пом. - Это, вероятно, целлюлоза. В га льюн сбегают - и все о ’кэй! - Во-во, точно, целлюлоза, она лечеб ная, ею желудок и кишечник прочища ют. Таблетки-то продают дюже дорогие. И вторая молодость наступает, - спокой но заметил могучий Виталий весом больше центнера. - Особенно благо творно влияет на сексуальные способ ности. В рекламе даже читал. Капитан не знал, что делать. Выби рать трал и бежать к судам, на борту которых есть врачи, или действительно понаблюдать за реакцией моряцких организмов на такой необычный про дукт? На всякий случай установили связь с ближайшим судном с врачом на борту... Отрицательной реакции организмов не последовало. Виталий уверенно за кидывал в желудок во время обеда и ужина по две порции первого и второго, Андрюша с Сережей от него не отстава ли. А вот у капитана от переживаний именно живот и заболел, и он периоди чески убегал из рулевой рубки... Через несколько дней в рулевой руб ке третий штурман Гена, склонный к философским размышлениям, проком ментировал этот случай такой вот фор мулой: - Шариковы на шару шарики едят... VI Снятие стресса В условиях полярной ночи в районе Шпицбергена при неблагоприятных ме теоусловиях капитаны двух траулеров вынуждены были в силу так называе мой производственной необходимости организовать хозработы - с помощью учебного спасательного плота передать снабжение с одного судна на другое. Капитан траулера, которому необхо димо было пополнить снабжение, допу стил ошибку: отправил на плоту двух матросов без опытного командира, как это диктовали сложные морские усло вия. Капитан траулера, передававший снабжение, тоже допустил ошибку: при маневрировании, пытаясь прикрыть плот от ветра правым бортом, подошел к нему довольно близко носовой час тью. От резонансной волны, созданной бульбой траулера и ветровым волнени ем, плот опрокинулся, и моряки оказа лись в воде с температурой плюс два градуса. Ребята мужественно барахта лись в воде, держась за опрокинутый плот. Но перевернуть и поставить его в рабочее положение по неопытности так и не сумели. Одного подняли на борт через 15 ми нут, второго - через 18. Для полярных широт промежуток времени значитель ный. А врача на траулере нет. Поэтому лечение организовали простое - спирто водочное растирание и вовнутрь - по потребности. Ребята оказались физически крепки ми - не заболели. Но крепко запили. Да и как иначе привык снимать стресс наш простой человек? Увы, научных тракта тов на этот счет на борту траулеров не найти, поэтому моряки пошли прото ренным предыдущими поколениями путем - пили день, два, неделю, благо даря Бога, царя Нептуна, всех святых угодников и во славу морского брат ства. Капитану это надоело, и он списал моряков «за систематическую пьянку», отправив их на попутном судне в Мур манск. А в отделе кадров флота, ничего не выясняя, их уволили... Спрашиваю капитана: - Зачем списал моряков как за пьян ку? Они же мужественные ребята. Если по уму, так им нужен был восстанови тельный курс под наблюдением врача. - Но они же пили и пили... - А сам почему пьешь? - С горя. Ведь чуть людей не утопил!.. VII На испуг... После таких случаев, когда чудом спаслись моряки, конечно, любые хо зяйственные работы с использованием спасательных плотов у меня, отвечаю щего за безопасность мореплавания, вызывают тревогу. Я, где возможно, старался быть бок о бок с матросами, потому что за свою морскую жизнь при шлось сотни раз работать на плавсред ствах разного типа, и этот опыт ничем не заменить. На одном из траулеров поиздержались с продуктами - дело обычное. Кто-то из экипажа возьми да брякни капитану, дескать, раз продуктов нет, то и работать не будем. Капитан со стажем более десятка лет закатил в руб ке истерику: - Бастовать собираются, работы не будет, надо продукты снимать! Но метеоусловия не благоприятство вали, и на ближайшие сутки по прогно зу изменений не предвиделось. А надо заметить, что как раз, по-моему, вполне можно было переждать сутки. Тем бо лее рыба ловилась именно в том райо не, где находился наш траулер, и через сутки в этот район можно было подтя нуть траулер, на котором находились резервные продукты. Да к тому време ни могло и распогодиться... Но запаниковавший капитан бросил рыбное место, помчали за продуктами. Выпукло маячили так называемые не производительные потери времени по причине психологической неустойчиво сти капитана. Из опыта я знал: в таких случаях не обходимо как можно скорее решать проблему, иначе работы действительно не будет. Связались по радиотелефону с сосе дями, оговорили план действий. Я по просил капитана нашего судна найти добровольца-матроса для плавания под моим руководством на резиновом катере «Орион». К сожалению, меркантильность здо рово ударила по душам моряков, неко торые специалисты шага не сделают, не подсчитав, сколько это стоит. А не редко за меркантильностью прячут эле ментарный страх... Так что собрать добровольцев для сложных морских дел на плотах бывает непросто. Но как на фронте - штрафники искупали вину на передовой, так и здесь: матрос, име ющий дисциплинарные взыскания, со гласился плыть со мной, если будет полностью реабилитирован. Для моря ков понятно, какое море при ветре 13-15 м/сек, поэтому добровольцев из более опытных матросов не нашлось. Все шло хороігіо. На резиновом кате ре, управляя веслами (на мотор в могу чем флоте денег не нашлось), мы благополучно доставили первую партию продуктов. Загрузили на второй ходке оставшиеся продукты и снаряже ние и спокойно удерживали, как гово- 25 июня - 1 июля 1999 года (3.04.1942). Род. в г. Сарапул в Удмуртии, русский. Окончил школу Ф ЗО при паровозном депо в г. Пермь. В ВМФ с 1931. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1936), Военно-морскую академию (1948) и Академию Генштаба (1953). Участник советско-фин ляндской войны 1939-1940. В Великой Отечественной с июня 1941. Прорывал ся на подводной лодке в Петсамо и дру гие укрепленные военно-морские базы противника. Совершил 11 боевых похо дов, потопил 14 кораблей и транспортов противника. Был начальником Тихооке анского высшего военно-морского учи лища. С 1972 вице-адмирал в отставке. Умер и пох. в Ленинграде. Автор книг «На боевом курсе», «Четыре похода» (1952), «Не славы ради» (1960), «Будут еще ветры», «На грани жизни и смерти» (1972).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz