Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.

г ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО^* «СТАЛИНЕЦ», партизанский отряд, действовавший в 1942-1944 на Кандалакшском направлении Карельско­ го фронта. Сформирован 21.08.1942 в Архангельске. На Кольский полуостров прибыл в ноябре 1942. Первона­ чально дислоцировался в пос. Слюда под Кандалакшей, потом перебазировался в район Ены, в Шуми-городок. «СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ», рыболовный траулер (РТ-106) Мурманского тралового флота; постро­ ен в 1949 в Мурманске. Корпус стальной, клепаный. Длина 55,08 м, ширина 9,02 м, осадка 4,35 м. Водоизме­ щение 1089 т. Полезный груз 400 т. Мощность машины 800 л.с. Экипаж 42 человека. Выведен из действующего состава. «СТАЛИНСКИИ БОЕЦ», ежедневная газета 19 ар­ мий Карельского фронта (1-го формирования армии - «К победе»). Выходила в 1942-1944 на четырех поло­ сах малого формата на Кандалакшском направлении (ПП-01445). Редактор подполковник А. А. Мурашов. В редакции служили известные советские писатели, поэты, журналисты Аркадий Евсеев, Владимир Курочкин, Алек­ сандр Смолян, Иван Чинарьян и др. СТАН, жилые и производственные постройки в рай­ оне рыбных промыслов. о «СТАНИСЛАВСКИЙ», первый советский теплоход, который прибыл в порт Кливленд (США, штат Огайо). Встречал мэр г. Пэрк. Вел теплоход капитан Е. М. На­ заров. СТАНКОВ Александр Николаевич, в 1985- 1990 представитель Министерства рыбного хозяііства СССР в Перу. Род. в 1937 в г. Новоград-Волынске Ки­ евской области. Окончил Мурманское мореходное учи­ лище им. И. И. Месяцева (1959) и Мурманское высшее инженерное морское училище (1974) по специальности судовождение на морских путях. Работал в колхозе, хо­ дил в морс матросом на промысловых судах Мурмансель- ди. С 1960 помощник капитана, капитан. После окончания высшего морского училища капитан-директор БМРТ Мурмансельди, инспектор службы мореплавания Севрыбы, зам. главного капитана, генерального директо­ ра Мурманрыбпрома. СТАНЦИИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ТОНУЩИХ КО­ РАБЛЕЙ, построены (две) на Мурманс в 1902. СТАРАЯ ГУБА, населенный пункт в раііоне ст. За ­ шеек. Существовал в 1939-1945. СТАРИКОВ Валентин Георгиевич (18.06.1913 -26.06.1979), капитан-лейтенант, командир подводной лодки М-171 Северного флота, Герой Советского Союза СТАРОВОЙТОВ Петр Андреевич (1908-1975), ученый в области теории и техники промышленного ры­ боловства, кандидат технических наук, заведовал лабора­ торией техники промышленного рыболовства ПИНРО. Разработал методику проектирования донных и разноглу­ бинных тралов. Умер и пох. в Мурманске. СТАРОДУБЦЕВ Михаил Яковлевич (26.10.1928-06.1994), старший флотатор комбината «Апа­ тит», Герой Социалистического Труда (26.04.1971), депу­ тат Верховного Совета РСФСР 7-го созыва (1967-1971) и Верховного Совета СССР 8-го созыва (1971). Род. в с. Парсвка Инжавинского раііона Тамбовской области, рус­ ский. После окончания семилетней щколы работал ком­ байнером в колхозе (1943-1948). Служил в армии в Группе советских войск в Германии. На Кольском полу­ острове с 1952. Флотатор, сменный мастер, технолог на АНОФ-1. В 1964-1987 ст. флотатор, флотатор-наставник на АНОФ-2. Лауреат премии Совета Министров СССР (1971). Умер и пох. в Кировске. Лит. Васильев К. Самый памятный день. - <Полярная правда», 1971, 11 декабря. СТАРООБРЯДЦЫ, люди, не принявшие новшеств церковной реформы патриарха Никона. Их преследова­ ли, ссылали. Центром старообрядчества на Кольском полуострове до конца XVII в. была Кандалакша. СТАРОСТИН Максим Иванович (15.08.1902- 1948), в годы В с л и к о й Отечественной воііны первый сек­ ретарь Мурманского обкома партии. Род. в с. Столыпино Вольского района Саратовской губернии, русский. Рабо­ тал в слесарной железнодорожной мастерской в Иркутс­ ке, секретарь уездного и губернского комитетов ВЛКСМ, служил в транспортной ЧК, в милиции. С 1925 в армии: политбоец, политрук в дальневосточных частях. В 1929 в составе радиобатальона участвовал в вооруженном кон­ фликте на КВЖД. Заочно окончил Иркутский универси­ тет. Преподавал в пехотном училище. В 1938 с отличием завершил учебу в Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева, после чего служил в военно-строительном управлении Наркомата обороны СССР. Работал инструк­ тором в ЦК ВКП(б). С 1939 в Мурманске, первый секре­ тарь обкома партии. Одновременно член Военного совета Северного флота (с июля 1939), а в годы войны - и 14' армии Карельского фронта, председа­ тель Мурманского городского комите­ та обороны. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 22.12.1940). Под его непосредствен­ ным руководством создавались Мур­ манский пограничный округ, Титовский и Кандалакшский укреп­ ленные районы, партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советс­ кий Мурман», формировалась По­ лярная дивизия. С 13.04.1945 опять в аппарате ЦК ВКП(б) и Госконтроле. ________________ Умер и пох. в Москве. С Т А Р Ц Е В А ГУБА , населенный пункт на о. Олений (пос. Лссозаводский) в Кандалакшском заливе. Суще­ ствовал в 1956-1957. С Т А РЦ Е В А Е в г е н и я В л а д и м и р о в н а , врач мур­ манской городской п о л и к л и н и к и .\г° 3, заслуженный врач РСФСР. «СТА РЫЙ Б О Л ЬШ Е В И К » , теплоход Мурманско­ го морского пароходства. В годы Великой Отечественной воііны участвовал в доставке военных грузов по ленд- лизу. 19.05.1942 в составе 34 транспортных судов конвоя PQ-16 (29 союзных и 5 наших) вышел из Исландии в Мурманск. Немецкая авиация неоднократно атаковала транспортные суда, потопила 4 из них, а также корабль противовоздушной обороны, 4 корабля были поврежде­ ны. «Старый большевик» шел в кильватерном строю пос- С Т А - С Т А из рыбаикои жизни - Мастер, там того, матросы какие-то шарики съели из красивой коробочки, говорят - вкусные, а на коробочке при­ бор какой-то нарисован. Наверное, это не конфеты? Капитан со старпомом пошли взгля­ нуть на моряков, которые что-то съели из красивой коробочки. Матросы Вита­ лий, Андрей и Сергей спокойно курили у выхода на верхнюю палубу - в месте отдыха рабочей смены палубной ко­ манды. А коробочка стояла на краешке скамеечки - та самая, старпомовская. Капитан заглянул в коробочку. Там, на дне, осталось с десяток разноцвет­ ных удлиненных светлых шариков. Он достал несколько штук, помял пальца­ ми. - Да, мягкие, похожи на пастилки-ле- денцы, - и вопросительно глянул на старпома. - Ну! - подтвердил один из матросов. -Только мы их еще сахарком присыпа­ ли... - Да это же упаковочный материал, прибор пересыпан был этими опилка­ ми! - воскликнул старпом Вася. - Вы... эт-то съели? - начал заикаться капитан. - Да. А что? - пыхнули на него дым ­ ком матросы. - Что делать, что делать, куда вас везти? - схватился за голову капитан. - Какой порт ближе? Вы же помереть мо­ жете! - Как помереть? - насторожились мат­ росы. - Капитан, не паникуй, - сказал стар­ пом. - Это, вероятно, целлюлоза. В га­ льюн сбегают - и все о ’кэй! - Во-во, точно, целлюлоза, она лечеб­ ная, ею желудок и кишечник прочища­ ют. Таблетки-то продают дюже дорогие. И вторая молодость наступает, - спокой­ но заметил могучий Виталий весом больше центнера. - Особенно благо­ творно влияет на сексуальные способ­ ности. В рекламе даже читал. Капитан не знал, что делать. Выби­ рать трал и бежать к судам, на борту которых есть врачи, или действительно понаблюдать за реакцией моряцких организмов на такой необычный про­ дукт? На всякий случай установили связь с ближайшим судном с врачом на борту... Отрицательной реакции организмов не последовало. Виталий уверенно за­ кидывал в желудок во время обеда и ужина по две порции первого и второго, Андрюша с Сережей от него не отстава­ ли. А вот у капитана от переживаний именно живот и заболел, и он периоди­ чески убегал из рулевой рубки... Через несколько дней в рулевой руб­ ке третий штурман Гена, склонный к философским размышлениям, проком­ ментировал этот случай такой вот фор­ мулой: - Шариковы на шару шарики едят... VI Снятие стресса В условиях полярной ночи в районе Шпицбергена при неблагоприятных ме­ теоусловиях капитаны двух траулеров вынуждены были в силу так называе­ мой производственной необходимости организовать хозработы - с помощью учебного спасательного плота передать снабжение с одного судна на другое. Капитан траулера, которому необхо­ димо было пополнить снабжение, допу­ стил ошибку: отправил на плоту двух матросов без опытного командира, как это диктовали сложные морские усло­ вия. Капитан траулера, передававший снабжение, тоже допустил ошибку: при маневрировании, пытаясь прикрыть плот от ветра правым бортом, подошел к нему довольно близко носовой час­ тью. От резонансной волны, созданной бульбой траулера и ветровым волнени­ ем, плот опрокинулся, и моряки оказа­ лись в воде с температурой плюс два градуса. Ребята мужественно барахта­ лись в воде, держась за опрокинутый плот. Но перевернуть и поставить его в рабочее положение по неопытности так и не сумели. Одного подняли на борт через 15 ми­ нут, второго - через 18. Для полярных широт промежуток времени значитель­ ный. А врача на траулере нет. Поэтому лечение организовали простое - спирто­ водочное растирание и вовнутрь - по потребности. Ребята оказались физически крепки­ ми - не заболели. Но крепко запили. Да и как иначе привык снимать стресс наш простой человек? Увы, научных тракта­ тов на этот счет на борту траулеров не найти, поэтому моряки пошли прото­ ренным предыдущими поколениями путем - пили день, два, неделю, благо­ даря Бога, царя Нептуна, всех святых угодников и во славу морского брат­ ства. Капитану это надоело, и он списал моряков «за систематическую пьянку», отправив их на попутном судне в Мур­ манск. А в отделе кадров флота, ничего не выясняя, их уволили... Спрашиваю капитана: - Зачем списал моряков как за пьян­ ку? Они же мужественные ребята. Если по уму, так им нужен был восстанови­ тельный курс под наблюдением врача. - Но они же пили и пили... - А сам почему пьешь? - С горя. Ведь чуть людей не утопил!.. VII На испуг... После таких случаев, когда чудом спаслись моряки, конечно, любые хо­ зяйственные работы с использованием спасательных плотов у меня, отвечаю­ щего за безопасность мореплавания, вызывают тревогу. Я, где возможно, старался быть бок о бок с матросами, потому что за свою морскую жизнь при­ шлось сотни раз работать на плавсред­ ствах разного типа, и этот опыт ничем не заменить. На одном из траулеров поиздержались с продуктами - дело обычное. Кто-то из экипажа возьми да брякни капитану, дескать, раз продуктов нет, то и работать не будем. Капитан со стажем более десятка лет закатил в руб­ ке истерику: - Бастовать собираются, работы не будет, надо продукты снимать! Но метеоусловия не благоприятство­ вали, и на ближайшие сутки по прогно­ зу изменений не предвиделось. А надо заметить, что как раз, по-моему, вполне можно было переждать сутки. Тем бо­ лее рыба ловилась именно в том райо­ не, где находился наш траулер, и через сутки в этот район можно было подтя­ нуть траулер, на котором находились резервные продукты. Да к тому време­ ни могло и распогодиться... Но запаниковавший капитан бросил рыбное место, помчали за продуктами. Выпукло маячили так называемые не­ производительные потери времени по причине психологической неустойчиво­ сти капитана. Из опыта я знал: в таких случаях не­ обходимо как можно скорее решать проблему, иначе работы действительно не будет. Связались по радиотелефону с сосе­ дями, оговорили план действий. Я по­ просил капитана нашего судна найти добровольца-матроса для плавания под моим руководством на резиновом катере «Орион». К сожалению, меркантильность здо­ рово ударила по душам моряков, неко­ торые специалисты шага не сделают, не подсчитав, сколько это стоит. А не­ редко за меркантильностью прячут эле­ ментарный страх... Так что собрать добровольцев для сложных морских дел на плотах бывает непросто. Но как на фронте - штрафники искупали вину на передовой, так и здесь: матрос, име­ ющий дисциплинарные взыскания, со­ гласился плыть со мной, если будет полностью реабилитирован. Для моря­ ков понятно, какое море при ветре 13-15 м/сек, поэтому добровольцев из более опытных матросов не нашлось. Все шло хороігіо. На резиновом кате­ ре, управляя веслами (на мотор в могу­ чем флоте денег не нашлось), мы благополучно доставили первую партию продуктов. Загрузили на второй ходке оставшиеся продукты и снаряже­ ние и спокойно удерживали, как гово- 25 июня - 1 июля 1999 года (3.04.1942). Род. в г. Сарапул в Удмуртии, русский. Окончил школу Ф ЗО при паровозном депо в г. Пермь. В ВМФ с 1931. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1936), Военно-морскую академию (1948) и Академию Генштаба (1953). Участник советско-фин­ ляндской войны 1939-1940. В Великой Отечественной с июня 1941. Прорывал­ ся на подводной лодке в Петсамо и дру­ гие укрепленные военно-морские базы противника. Совершил 11 боевых похо­ дов, потопил 14 кораблей и транспортов противника. Был начальником Тихооке­ анского высшего военно-морского учи­ лища. С 1972 вице-адмирал в отставке. Умер и пох. в Ленинграде. Автор книг «На боевом курсе», «Четыре похода» (1952), «Не славы ради» (1960), «Будут еще ветры», «На грани жизни и смерти» (1972).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz