Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.

г ВЫ П УС К № 44 «Рыбный Мурман» 45-32-19 С. Н. Дащинский 48-64-75 «СП-1» - первая в мире научная дрейфующая во льдах Арктики станция. Организована под руководством О. Ю. Шмидта 21.05.1937. Возглавлял И. Д. Папанин. Снята 19.02.1938 ледокольными судами «Мурман» и «Таймыр» - см. также «Северный полюс-1». СПАДЕ Константин Юрьевич, штурман на «Ер­ маке», затем капитан-предприниматель. В 1910 основал фирму «Русские северные морские промыслы». Органи­ зовал промышленный лов рыбы тралом на небольших приобретенных им судах («Север», «Юг», «Восток», «Запад») мощностью 300 л.с. и грузоподъемностью 100 тонн. В 1913 создал промышленную базу сво­ его флота в Порчнихе (Зелснецкая губа). В 1910-1914 траловым способом добыл около 52 тыс. пудов рыбы. Про­ вел несколько экспедиций для изучения запасов рыбы у берегов Исландии. Фирма прекратила существование в связи с псрвоіі мировой и гражданскоіі войнами. «СПАРТАК», рыболовный траулер (РТ-58) Мурман­ ского тралового флота; построен в 1931 в Ленинграде. Корпус стальной, клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В Великую Отечественную сторожевой корабль (СКР-76) Северного флота. 17.05.1942 потоплен немецкой авиацией на рейде Иоканьгской военно-морской базы. Командир К. С. Попов и 3 члена экипажа погибли, остальные спа­ сены. «СПАСАТЕЛЬ», информационный бюллетень Мур­ манской областноіі поисково-спасательной службы МЧС. Издается с 1995, печатается в Кировске. СПАСИБЕНКО Павел Петрович (5.11.1906- 15.01.1979), директор Мурманского областного института усовершенствования учителей в 1939-1940. Род. в Петро­ заводске. Работал с 14 лет: пастух, курьер, разнорабочий. Окончил уездную совпартшколу в г. Новая Ладога (1924) и Ленинградский педагогический институт им. А. И. Гер­ цена (1932). Затем учитель в школе, преподаватель педу­ чилища, Института усовершенствования учителей, директор ИУУ. Участник Великой Отечественной воііны, защищал Советское Заполярье. Позднее работал в обла­ стном отделе народного образования, заведовал кабине­ том^ литературы в Институте усовершенствования учителей. СПЕКОВ Александр Васильевич (8.04.1916- 25.01.1940), телефонист взвода связи 2 пограничного полка Северо-Западного фронта, Герой Советского Союза (26.04.1940). Род. в с. Верещаки Новозыбковского рай­ она Брянской области, русский. С 1931 жил в г. Бийске Алтайского края. Работал на заводе «Механлит». В ар­ мии с 1937. Участник советско-финляндской войны 1939- 1940. В ночь с 24 на 25 января 1940, находясь в полевом карауле в числе 13 бойцов-пограничников, подвергся нападению роты маннергеймовцев. Оставшись один в горящем доме, сражался до последнего патрона и переда­ вал сведения о противнике командованию отряда. ГІогиб в этом бою. Пох. в Кандалакше. Именем названы одна из пограничных застав Арктического пограничного округа, улицы в Бийске и Кандалакше, тепловоз и теплоход, установлены памятники в Бийске и Кандалакше (открыт 6.11.1959, установлен на средства, собранные комсомоль­ цами города, автор - архитектор С. Островская). СПЕЦПЕРЕСЕАЕНЦЫ, высланные с постоянных мест проживания в другие раііоны страны по решениям судов или внесудебных органов сельские жители цент­ ральных и других районов СССР в годы коллективиза­ ции и в иное время. (До апреля 1934 их называли спецпереселенцами, до 1944 трудопоселенцами, с марта 1944 снова спецпереселенцами, с 1949 спецпоселенцами.) В 1930-1931 в Мурманский округ направлено с Псков­ щины, Новгородчины, Украины, Белоруссии, Кубани и Северного Кавказа около 8 тыс. раскулаченных семей общей численностью около 40 тыс. человек. Расселили в 14 населенных пунктах. Самыми крупными из них были Хибиногорск (Кировск) и Нивастрой. На 1.01.1935 в Хибиногорскс и его окрестностях про­ живали 21325 спецпсрсселснцев (58% населения города; в 1932 в Хибиногорскс спсцперсселенцы составляли 72,5% от всех жителей города, в тресте «Апатит» - 63,3%). Было построено 6 специальных поселков: Айкуайвенчорр - 484 человека, совхоза «Индустрия» - 245, Рудник - 225, Пригор - 205, ІОкспорйок - 109, Титан - 37 человек. Всего в хибинских спсцпоселках находились 1355 человек. В Нивастрос на 1.01.1932 проживали 1466 семей спсц- псрссслснцсв - 6166 человек (66% населения; в 1932 - 56,7%), в Мурманске - 4 тыс. человек, Сайда-Губе - 700, Дальних Зеленцах - 500, Тсрибсркс, Тюва-Губс и Порт- Владимирс - по 300, Западной Лице - 200, в Харловке, Шсльпино и Лопатке - по 100 человек. Только одну треть людей обеспечили постоянным жи­ льем, остальные ютились в бараках, погостах, станови­ щах, палатках. В поселке Нивастрой зимой 1931 /32 жили в палатках 1360 человек. На 1.03.1939 в Мурманской области в таких поселках расселили 7317 семей, 24244 трудпосслснца. За 9 лет их количество сократилось почти вдвое. Многие погибали от тяжелых условий жизни. Только в Хибиногорскс за 4 года (1931-1934) умерло 2540 спецпсрссслснцсв. Особенно высокой была смерт­ ность среди детей. В Нивастрос за 5 месяцев 1931 (август- декабрь) смерть унесла 273 ребенка. Совершались массовые побеги. В Мурманском округе в 1932-1933 самовольно покинули места ссылки 917 чело­ век. А в 1932-1937 бежало более 30% от числа выслан­ ных. Снижалась численность сисцперсссленцев и за счет восстановления их в правах гражданства и снятия с уче­ та. Только в Хибиногорскс в 1932-1934 количество таких людей перевалило за полторы тысячи. Наиболее актив­ но этот процесс пошел в послевоенный период: реабили­ тировали спецпереселенцев - участников воііны. В годы Великой Отечественной войны 503 спецпсрссе- ленца из Мурманской области были призваны на фронт, 349 из них награждены орденами и медалями, а ссыль­ ный из Дальних Зеленцов Анатолий Михайлович Зверев из Астраханской области удостоен звания Героя Советс­ кого Союза. В 1947 в Мурманской области оставались 2764 семьи спецпсрсселснцев (5487 человек). 10 поселков размеща­ лось в Кировском районе, 9 - в Мончегорском и 3 - в Кандалакшском. Еще 1700 человек жили в 5 поселках на строительстве НиваГЭС-3. В 1950 в области оставались 792 семьи высланных из категории «бывшие кулаки» (1390 человек). Смерть И. В. Сталина положила начало ликвидации гулаговской системы спецпоселсний. Постановлением правительства от 13.08.1954 (j\r9 1738/789сс) сняты все ограничения с людей этоіі категории. Так закончилась рассчитанная на 5 лег, но затянувшаяся почти на четверть века ссылка для 3 млн. граждан СССР. Все жертвы политических репрессий позднее реабили­ тированы. Лит. Шаіиков В.Я. Раскулачивание в СССР и судь­ бы спецпереселенцев. 1930-1954. Мурманск, 1996. Спец- переселенцы на Мурмане...(1930-1936). Мурманск, 1993. СПИРИН Иван Тимофеевич (9.08.1898- 4.11.1960), генерал-лейтенант, Герой Советского Союза (27.06.1937). Род. в г. Коломна Московской области, русский. Окончил 3 курса института и в 1930 Качинское военно-авиационное училище. В сентябре 1930 в качестве штурмана участвовал в перелете трех советских самоле­ тов по маршруту Москва - Анкара - Тегеран - Кабул - Ташкент - Москва. В составе экипажа самолета М. В. Во­ допьянова участвовал в высадке на дрейфующую льдину первой арктической экспедиции И. Д. Папанина. За этот полет удостоен звания Героя Советского Союза. В конце 30-х гг. жил в Кандалакше. Участник гражданской, со­ ветско-финляндской и Великой Отечественной войн. В Великую Отечественную возглавлял авиагруппу, которая наносила удары по тылам противника. После воііны окончил Академию Генштаба. Был главным штурманом ВВС. С 1955 в отставке. Умер в Москве, пох. на Введен­ ском кладбище. Мемориальная доска в Москве, бюст в г. Коломна. СПОДУМЕН (Spodumcn, от греческ. сподус - пепел; за пепельно-серый цвет у некоторых разновидностей), рудный минерал, литиевый алюмосиликат. Образует столбчатые кристаллы с вертикальной штриховкой жел­ того, фиолетового, розоватого или лилового цвета, иногда изумрудно-зеленого (ювелирные). Блеск слабый стеклян­ ный. Твердость 6,5 - 7, плотность 3,15. Встречается в пегматитах совместно с колумбит-танга- литом, бериллом и поллуцитом - минералами лития, бе­ риллия, тантала и ниобия (месторождения Полмостундры, Колмозера, Васин-Мыльк и др .). СПОРТА, площадь в центральной части Мурманска, неподалеку от железнодорожного и автобусного вокзалов. На нее выходят или находятся рядом главные спортив­ ные сооружения города: плавательный бассейн, Цент­ ральный стадион, Ледовый Дворец и Дворец спорта. Несколько лет с юга площадь замыкал магазин «Спорт­ товары», но с 1993 перепрофилирован. СПУТНИК, поселок в 6 км от пос. Печснга. Зареги­ стрирован в 1958 (до 8.12.1960 - 139 км дороги Мурманск - Печснга). База бригады морской пехоты Северного флота. СРЕДНИИ, полуостров между материком и полуос­ тровом Рыбачий 25 х 13 км. Всхолмленное плоскогорье. Сопки до 350 м высотоіі. Много рек, озер, нет леса. Пе­ решеек от 500 до 1000 м соединяет с п-вом Рыбачий . С юга ограничен горным хребтом Муста-Тунтури (финск. муста - черный, тунтури - гора, сопка), по которому про­ ходила линия фронта все годы воііны. Здесь оставался единственный в стране пограничный столб, за который не смогли перешагнуть немецко-фашистские захватчики. СРЕДНИИ РУЧЕЙ, населенный пункт в раііоне Ура-губы. Существовал в 1956-1958. СРЕДНИИ РУЧЕЙ, населенный пункт в 10 км от Саііда-губы. Существовал с 1959 по 14.07.1971. СРЕДНЯЯ ГУБА, населенный пункт в одноименной губе на восточном берегу Кольского залива. Существовал с 1853-1854. Постепенно жители покинули его, но в 1893 вновь возник как колония. По переписи 1926 проживали 35 человек, к 1938 - 82. Включен в черту пос. Тюва-Губа 28.12.1957. СРЕДНЯЯ ПЛОЩАДКА, населенный пункт на о. Кильдин в Баренцевом море. Существовал в 1955-1960. СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, построена в селе Ку- зомснь на Терском побережье Белого моря в 1863. Трех­ главая с деревянными крестами. Высота 20,3 м, ширина 10,7 м, длина 21,3 м. Иконы Тсодоровской Божией Ма­ тери (старого письма), Александра Невского, Дмитрия Солунского, Сретения Господня. Резное деревянное изоб­ ражение Распятия на кресте Иисуса Христа. Двухъярус­ ное медное высеребренное паникадило. СРТМ, средний рыболовный траулер морозильный. Водоизмещение около 950 т. Скорость 20 км в час. Суточ­ ная переработка рыбы 6-12 т. СРТР, средний рыболовный траулер рефрижератор­ ный. Водоизмещение около 750 т, скорость 20-21 км в час. К замораживанию рыбы не предназначен. «СССР В-6», дирижабль, потерпел катастрофу 6.02.1938 на пути из Москвы в Мурманск в районе Кан­ далакши. Предполагалось, что дирижабль из Мурманс­ ка возьмет курс к полюсу, чтобы снять пагіанинцсв. Построен советскими специалистами под руководством итальянского инженера Умберто Нобиле. Длина 104,5 м, три мотора, средняя скорость 113 км в час. Мог подни­ маться на высоту 4500 м. Вылетел из Москвы 5.02.1938. Авария произошла у горы Небло у железнодорожной станции Белое Море. Погибли 13 из 19 членов экипажа: 1-й командир Н. С. Гудованцев, 2-й командир И. В. Паньков, 1-й помощник командира С. В. Демин, 2-й по­ мощник командира В. Г. Лянгузов, 3-й помощник коман­ дира Т. С. Кулагин, 1-й штурман А. А. Ристланд, 2-й штурман Г. Н. Мячков, старший бортмеханик Н. А. Ко- няшин, 1-й бортмеханик К. А. Шмельков, бортмеханики М. В. Никитин, Н. Н. Кондратов , бортрадист В. Д. Чернов... Уцелели: 4-й помощник командира В. И. По- чекин, бортинженер В. А. Устинович, бортмеханик Д. И. Матюнин, инженер-радист А. В. Воробьев, а также К. П. Новиков и А. Н. Бурмакин. Погибшие похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве. На Кольском полуос­ трове, неподалеку от места катастрофы, установлен па­ мятный знак. Одна из улиц Кандалакши носит название Аэронавтов. В краеведческом музее Кандалакши представлены ча­ сти конструкции погибшего дирижабля, кран для подачи газа в его оболочку, телефон, по которому шли перегово­ ры спасателей и уцелевших воздухоплавателей с Москвоіі из Белого Моря. «СССР-США», трансатлантический перелет летчиков В. П. Чкалова, Г. Ф. Баіідѵкова, А. В. Белякова на од­ номоторном самолете АНТ-25 из Москвы через Северный полюс в США. Самолет весом 11180 кг взлетел с подмос­ ковного аэродрома Щелково в 4 часа 4 минуты 18.06.1937. В 8 утра достиг Кольского полуострова и в 10 часов 32 минуты вышел за его пределы. Отсюда он взял курс на Землю Франца-Иосифа, затем на Северный по­ люс и Канаду. Через 63 часа 16 минут после взлета при­ землился в американском городе Ванкувере, преодолев со средней скоростью 175 к м / ч а с 11430 км. Через месяц почти по этому же маршруту пролетел другой экипаж (М. М. Громов, С. А. Данилин, А. Б. Юмашев). В 1975 в Ванкувере открыт музеіі, посвященный перелету В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова - см. также АНТ-25. С П - 1 - с с с 25 июня - 1 июля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz