Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.
Сегодня Международный Олим пийский день. Отмечается по решению Международного олимпийского коми тета (в некоторых странах - в другое время). 110 лет со дня рождения поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (Горен ко). Умерла 5.03.1966 года. 70 лет назад (1929) в Мурманск приехал после посещения Карелии и Соловецких островов Алексей Макси мович Горький. Последовавшими пуб ликациями он ввел молодой занолярный город в большую литера- лет назад (1939) принято реше ние о строительстве Кандалакшского алюминиевого завода. 55 лет назад (1944) началась Бело русская наступательная операция. 55 лет назад (1944) началось со здание в СССР нахимовских училищ. Первоначально принимались главным образом дети погибших в годы Вели кой Отечественной войны фронтови- ков-моряков. Тысячи выпускников нахимовских училищ стали. офицерами и высококвалифицированными специ алистами Военно-Морского Флота страны. Поздравляют именинников Алек сандра, Антонину («приобретение вза мен»), Василия («царскии»), Иоанна (Иван - «благодать Божия»), Силуана («лесной»), Тимофея («почитающий Бога»), Феофана («богоявление»). Имя Антонина никогда не было в России массовым, но никогда и не ис чезало из употребления. Антонины именинницы 3 раза - 14 марта, 23 и 26 июня. 24 ИЮНЯ ч е тв е р г Беспокойный, насыщенный не предсказуемыми моментами день. Не планируйте. Ничего не обещайте, что бы сохранить репутацию. День даст внимательным людям уникальную воз можность достичь баланса между сво ими амбициями и реальностью личной жизни. на рейде Вторая половина сентября 1945 года. Двое суток гудел свирепый норд-ост. Почти все мотоботы колхозов Полярной МРС укры лись на реццеДальних Зеленцов. И вот нако нец тучи поднялись повыше, чайки и бакланы с «разговорами» стали покачивать ся на мелкой зыби залива. Бухта спокойная для стоянки судов. Два дня, несмотря на ве тер и дождь, рыбаки перебирали дрифтер ные сети, заменяя рваные, чинили их, ремонтировали оснастку. Раннее утро. На рейде тесно от судов. Причалов, где суда могли бы швартоваться, нет. На судах дымятся трубы камбузных плит, поварихи готовят завтрак и чай. Сонные рыбаки выползают из кубриков на палубу, умываются, покуривают, переговариваются с соседними экипажами. На самом маленьком мотоботе типа «Шойта» (название, к сожалению, не вспом ню) тоже зашевелились. Экипажтам всего из пяти человек, это поморы кольского рыбкол- хангел Гавриил перед этой иконой под сказал одному из послушников афон ского монастыря слова общеизвестной молитвы к Божией Матери: «Достойно есть, яко во истину, блажите Тя Бого родицу». По народным приметам нынешний день Варфоломея и Варнавы ничего не с у л ит , ничем не грозит народу российскому: что Бог даст , то и б у дет; как проведет человек посвящен ный им день ( в о грехе или по-праведному), то ему и станется. Историки напоминают, что 75 лет назад (1924) создан Комитет Севера (Комитет содействия народностям се верных окраин). Возглавил его извес тный ученый II. Г. Смидович. Упразднен Комитет в 1934 годѵ в свя зи с созданием Управления Севмор- нути. Воссоздан в 1991-м (возглавил Е. Б. Комаров). Еще раз восстановлен в 1995 году. Именинники Варнава («сын утеше ния»), Варфоломеи (Нафанаил , «сын Толомея»), Ефрем («плодовитый»). Виктор ГЕОРГДО, Станислав ДАЩИНСКИИ. Трудные дни июня Л 1 . б я т 1 9 2 о 2 a Z 2 х з а л «Дай немного о бок!» ‘веден и благочестив». Был заподозрен в нецеломудрии и оклеветан. Чтобы доказать свою невинность, на епископ ской мантии, яко на лодье, проплыл по реке Оке против течения. В этот день чтится также память святых мучеников Александра воина и Антонішы девы, которым молятся о сохранении супружеского целомудрия. Празднуются соборы Рязанских и Сибирских святых, то есть собрания многочисленных праведников, в земле Российской просиявших. В 30-х годах на побережье Баренцева и Белого морей были созданы моторно-рыбо- ловные станции (МРС) - по типу машинно-тракторных (МТС) в сельском хозяйстве. Они имелй свои суда, орудия лова, мастерские, склады. Мотоботы, орудия лова сдавались в аренду приписанным к МРС колхозам. Работники МРС технически и организационно обслуживали промысловиков. Всего в области насчитывалось пять МРС: Полярная, Те- риберская, Дроздовская, Терская и Кандалакшская. В 1957 году МРС были ликвидиро ваны - слиты с рыбообрабатывающими предприятиями. Арон Липович Гехман в 1942 году начинал свою трудовую жизнь инженером, затем главным инженером Полярной МРС. В 1947-м переведен в Териберку, с 1948-го назна чался на руководящие должности в областном управлении МРС, управлении морско го лова и главке «Севрыба». У Арона Липовича остались яркие впечатления о работе рыбаков в те годы. Сегодня заслуженный ветеран рыбной промышленности с тепло той и изрядной долей юмора делится с читателями своими воспоминаниями. •Hawdeg *б£ ‘сіомнии */£ ’aojHHdah ‘«нвиоисі •ОМ» 'ZZ 'вівноэ '63 *бмсібу\юни *82 ‘і/Аднехэи 'LZ ‘эонос1>| *92 'яиаихво zz ’оннээни -\z -янэдв^о ‘OZ*otfHBudo ‘61« •HHBimHodg *BW4dAo XI- ‘НШ-НВ! *01, 'эофогіхин 'L 'BLf -niodog *9 -«вянвілів)!» -овдвнѵ ’E'etfeadv 'Z 'datfHBHon 'l :HLfV>IHld38OU ’«adBH» ‘9fr 'wwedioijmi •HBBd 'frfr ‘ниво ’et» '«евин» 'ZP 'dBaag чр -ndBp 'Ofr ’ding -dv *8E ‘HBi/JBd -ge ’WBHHv 'SZ *ниньэао 'ZZ •яаомоэо 'VZ •«MHHtfauoBH» *0£ ‘«Mmadg» -gz ‘двдовд ’pz 'Hdojowiiox 'ZZ '4j.obuo|j *|.г -omidoajL *81. ‘оидві ‘gj. -HBiood 'Sl- -BHHtf» ’pi -оинѵ ’ZV 'J-OMOd ' i i -H o d i *01.инАд’6-еинѵ *8 •BJHOtfBBO)! Q *<oiowv»'£ -«BdJH» 'V -’HUVlHOEHdOJOU tfdOaODOdMVH1413810 Б а л лы напряж енно с ти : 2 - нормальный фон, дни нормально го здоровья, активной работы памяти; 3 - дни средней трудности: для де тей до 14 лет , пожилых людей - 50-55 лет и старше; 4 - дни повышенной трудности: для детей до 14 лет, подростков 15-18 лет, части болезненной молодежи 25-35 лет, пожилых людей 50-55 и старше; 5 - дни экстремальной трудности для 100 процентов населения вне зави симости от пола и возраста. А рон Г Е Х М А Н Числа месяца В народе нынче Тимофеев день (по имени свягценномученика Тимофея, епископа Прусского , жившего в I V веке). По преданию, в этот день хо- дят-бродят по земле всякие призра ки, «олазнящие глаз человеческий». ИЗ КУРЬЕЗНО ГО Переоодох хоза имени III Пятилетки. Ботикотличается от других наших судов своими обводами, мень ший по размерам. Двигатель 28 л.с. и двух мачтовый рангоут с парусами позволяют ему «гарцевать» не хуже своих собратьев. Первым на палубе появился сам капитан Михаил Кочеров. Размявшись, вдохнув све жего воздуха, оглянулся. Тут же через фаль шборт справил малую нужду. Бросил взгляд на штормсигнальную мачту, притулившуюся к небольшому служебному домику портнад- зирателя. И... опешил! Еще раз посмотрел - и ничего не может понять: на мачте, на рее, болтается большой набор из черных треу гольников, шаров, крестов, квадратов и ци линдров. Ничего не поняв, приподнял крышку входного капа в кубрик и громко, на весь рецц, закричал: - Кузьма! Кузьма!! Никакой реакции. Кузьма - в годах мужчи на, коренастый помор, страдал неполным зрением (бельмо) и плохим слухом - числил ся, неофициально, помощником капитана. Наконец пришлось воспользоваться помо щьюДанилы, второго члена экипажа. Данила - пожилой колхозник, опытный рыбак, доб рейший, общительный и веселый человек. Вдвоем докричались до Кузьмы. Наконец до помощника дошло, что капи тан требует внимания: - Кузьма, подай книгу! Это Михаил Петрович потребовал тол- стую-претолстую книгу не то лоции, не то «Свод сигналов». Перелистав ее и не найдя расшифровку странного набора знаков, по требовал второй том многостраничного фоли анта. И опять разгадки нет... Кончи лось тем, что капитан принял единственно правильное решение: считай себя ближе к опасности! - и распо рядился пригото виться отдать второй якорь. Как потом выясни лось, это была шутка призывников, кото рые веселились в ожидании отправки ближайшим парохо дом в Териберку, на призывной пункт. Ночью, наткнувшись на связку сигнальных фигур, покоившихся у подножия штормсигнальной мачты, ради озорства подняли их все на рею, тем самым устроили немалый переполох у слабонерв ных (и не опохмелившихся) рыбаков. К обеду погода совсем успокоилась. Зас крипели, защелкали якорные лебедки. Засту чали моторы судов. Подняв бизань-паруса, мотоботы один за другим побежали на выход из бухты. К темноте нужно было успеть осмотреть ся, выбрать место и выметать дрифтерные порядки. Утром поднять их и скорей сдать на факторию серебристую мурманскую сельдь. И опять в море... 1947 год. Летнее утро в Териберке. Небо чистое, солнце уже поднялось над сопками, над губой Завалишина. Вчера еще бушевал шторм. Мотоботы терских и кандалакшских рыбаков отштормовались на реРщебухты Ло- дейная. Теперь мирно и беспечно покачива ются на легкой зыби. Рыбаки деловито собираются в море. Я иду на причал, чтобы проследить за вы ходом наших териберских мотоботов, при не обходимости - уладить вопросы с портнадзором, пограничниками. Впереди меня торопится на свой «боевой пост» завскладами Фролов. Годы его ссуту- Скоро полная вода, недосчитываюсь пос леднего - «Железнодорожника». Задержива ется, может не сойти с обсушки, возможно, неисправность вдвигателе?.. Мне не хочется потерять выхода в море удачливого, умелого экипажа с опытным капитаном Иваном Цапо- вым. Но вот стал слышен дробный выхлоп дизеля, и из-за мыса, из устья реки выбега ет долгожданный «Железнодорожник». Ста ренький мотобот, довоенный. Намокший, грузный, глубоко сидит, но в движении стре мителен, перед форштевнем поднимается заметный белесый бурун. Сбавил ход дале ковато, осторожно кружит по бухте и совсем малым ходом делает попытку пришварто ваться к причалу. Но, зная замашки Ивана Цапова, его залихватство, постоянное жела ние красиво, «с шиком» швартоваться, пока зать ходовые качества подкомандного ему корабля, я почувствовал неладное. Жду. В мою сторону капитан не смотрит. Слы шу звонки телеграфа. Суденышко бросает вперед-назад, вперед-назад. Но швартовка не получается, слишком велико расстояние до причала, чтобы матрос мог бросить конец. Звонки телеграфа сливаются в единый звон - ничего не получается. И вдруг Цапов хватается за переговорную трубу (из рулевой рубки в машинное отделе ние) и громко-громко, смачно выругавшись, кричит: «...дай немного в бок!» Находящиеся на причале люди грохнули смехом. Все было ясно. Не отошел наш Ван от пиршества по случаю очередного дня рож дения любимой супруги, как он потом писал в своей объяснительной записке по факту за держки выхода в море на шесть часов. Православные люди называют се годня имена апостолов Варфоломея и Варнавы. Празднуется икона Божией Матери «Достойно есть». По преданию, ар- (Ф о т о 1947 г. лили, походка немного шаркающая, но еще твердая. Спешит, ибо знает, что перед отхо дом у забывчивых чего-то обязательно не бу дет хватать. Идет прилив. Вот-вот из своей родной реки Териберки начнут выходить мотоботы, которые прятались от шторма в ее устье. Им там, конечно, спокойно: можно отстояться на якоре и даже отлежаться на песчаном бере гу. А колхозники тем временем - в баньку да понемногу горячительного! И не надо беспо коиться о своих «пароходах», никуда не де нутся. Мне важно знать, каково состояние людей - ведь не в гости идут, в море всякое случается. Вот показалась «Сардинка» капитана Се лина, выплыли мотоботы под командованием Михаила Куимова, дяди Саши Сухорукова. Идут карельские рыбаки - у них база тоже в реке Териберке. Швартуются аккуратно, без толкотни. Поздоровавшись, капитаны идут на прописку в портнадзор, кто-то бежит на склад, в мехмастерские. Из реки под громкий выхлоп «Болиндера» выкатывает мотобот «Бойкий» - молодой, года два тому пригнан с новостроя, с Мур манской судоверфи. Из окна рулевой рубки высунулся капитан Анатолий Кукушкин с трубкой в зубах. Малоразговорчивый, мелан холик, в неблагопристойных поступках не за мечался. Почти никогда не сквернословил, по производственным показателям - крепкий середняк. 1 8 - 2 4 июня 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz