Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.

г FISHING NEW S International К подписчикам в России пришел майский номер ежемесячника “Fishing News International” , издающегося в Лондоне. Предлагаем краткий обзор отдельных материалов этого номера. РОССИЯ , Норвегия и Исландия до­ стигли соглашения о взаимном обмене квотами. Исландские рыбаки имеют право выловить в этом году в Баренце­ вом море севернее 62 градуса 4450 тонн трески, включая прилов. Норвегия по­ лучила квоту на вылов в исландских водах 625 тонн донной рыбы и 17 тыс. тонн мойвы. По условиям соглашения Исландии запрещено ведение промысла мойвы в Баренцевом море. Норвежские судовладельцы критически оценили дан­ ное соглашение и назвали его нелепым. НОРВЕЖСКИЕ компании заключи­ ли контракт на покупку российской кво­ ты в 20 тыс. тонн на треску и пикшу, что дает им право вести промысел в Ба ­ ренцевом море. С начала 90-х годов Норвегия купила у России квоты общим объемом 130 тыс. тонн на сумму более 1 млн. крон. Их осваивают около 20 норвежских судов. Однако власти Нор­ вегии опасаются, что большие объемы вылова рыбы в российской экономичес­ кой зоне, где в основном обитают мало­ размерная молодая треска и пикша, приведут к истощению их запасов в Ба ­ ренцевом море. В прошлом году россий­ ские рыбаки отгрузили в портах Норвегии 7 тыс. тонн трески и пикши, больше половины из которых имели вес менее 1 кг, в основном от 300 до 500 граммов. Это свидетельствует о том, что идет интенсивный вылов неполовозре­ лой рыбы. В связи с этим существуют опасения, что в настоящее время запасы нерестовой трески и пикши в Баренце­ вом море составляют менее 500 тыс. тонн —минимальный уровень, который, по мнению норвежских и российских специалистов, обеспечивает их воспроиз­ водство. ПОЛЬСКАЯ “Северная судоверфь” , расположенная в Гданьске, впервые бу­ дет участвовать в выставке морской и рыбной продукции “Polfish-99”, которая пройдет в этом городе в период с 8 по 11 июня. Она представит несколько новых проектов судов различного назначения. Одним из них является проект 45-мегро- вого одновинтового двухпалубного све- жьевого траулера кормового траления с удлиненной баковой надстройкой. Он предназначен для ведения промысла донных и пелагических видов рыб. Тра­ улер оснащен двигательной установкой мощностью 1869 кВт при скорости вра­ щения вала 900 оборотов в минуту, что обеспечивает судну скорость 12,5 узла и создает тяговое усилие на швартовах в 30 тонн. Его палубное оборудование включает электрогидравлическую систе­ му автоматического траления, две 27- тонные гидравлические траловые лебедки и четыре гидравлические траль­ ные лебедки по 9,2 тонны каждая. Объем рыбного трюма траулера состав­ ляет 465 куб. метров. НОРВЕЖСКАЯ компания “Tekno the rn”, производящая морозиль­ ные установки для рыбной промышлен­ ности, приобрела другую компанию с такой же специализацией “ Industrie Kulde of Faushe” , расположенную около Буде. Таким образом, “Teknothern” ста­ ла ближе к своим основным северным заказчикам. В настоящее время прово­ дится реорганизация деятельности “Industrie Kulde of Faushe” с тем, чтобы стать основным офисом компании “Tekno the rn” на севере страны. Одним из основных направлений ее работы яв ­ ляется разработка и установка холо­ дильных установок на рыболовные суда. В частности, на строящемся на судоверфи “Larsnes” промысловом суд­ не для крючкового лова будет установ­ лено морозильное оборудование компании “Tekno the rn”. Его возможно­ сти позволяют замораживать 20 тонн рыбопродукции в день и создавать необ­ ходимый температурный режим в двух морозильных рыбных трюмах, имею­ щих объемы 230 и 235 куб. метров. Перевод Евгения ВОВЧЕНКО. SEAFOOD I N T E R N A T I O N A L Вышел в свет майский номер международно­ го «рыбного» журнала «Seafood International». Предлагаем вашему вниманию обзор некоторых материалов. ^ В РЕЗУЛЬТАТЕ ФИНАНСОВОГО К РИ ЗИ ­ СА в Азии и России экспортеры пелагической ры­ бопродукции все большее внимание уделяют странам Западной Африки. В частности, устойчи­ вый рынок сбыта данной продукции имеет Ниге­ рия. На формирование цен на пелагические виды рыбы в текущем году влияет ряд факторов. Из- за снижения объемов ее вылова в Марокканской рыболовной зоне власти Марокко ввели двухме­ сячный запрет на ведение промысла в 25-мильной зоне от своего побережья. Более благоприятная промысловая обстановка наблюдалась в Маври­ танской рыболовной зоне. Начали вести интен­ сивный лов рыбы у берегов Западноіі Африки дітские рыболовные суда, которые оснащены эф ­ фективными рыбообрабатывающими фабриками и способны выпускать продукцию высокого каче­ ства. Отмечается повышение спроса на мороже­ ную мелкую пелагическую рыбу в государствах Балтии, на Украине и в России. В январе-апреле текущего года средняя цена 1 кг скумбрии на мировом рынке составляла $1,5, ставриды - 0,5, сардины - около 1 и сельди - око­ ло $0,5. ЗАКУПЩИКИ РЫБОПРОДУКЦИИ для су­ пермаркетов в Великобритании были шокирова­ ны санитарными условиями, которые существуют на рыбном рынке в порту города Петерхед. Во время своего визита на этот рынок они увидели, как не переодетые в рабочее платье люди ходят по коробкам с рыбой и при этом еще и курят. Некоторые поставщики рыбопродукции после увиденного выразили желание покупать рыбу не­ посредственно на рыболовных судах. В настоящее время более 65% всех рыбных по­ ставок в Великобританию реализуется в крупных магазинах. Поэтому, как считают специалисты, существующая ситуация в области соблюдения са­ нитарных норм на рыбных рынках может приве­ сти к их закрытию. В недавнем докладе по состоянию рыбной про­ мышленности Великобритании отмечается, что отечественная рыбопродукция теряет свою конку­ рентоспособность в сравнении с импортной. Объемы реализации свежей и мороженой трески, пикши и камбалы в супермаркетах страны значи­ тельно ниже объемов продаж этой продукции, по­ ставляемой по импорту. Так, только 20% реализуемой в Великобритании свежей пикши яв ­ ляется отечественной, трески - 43%. АНГЛИЙСКАЯ КОМПАНИЯ «Bluecrest Foodservice» начала производство нового рыбно­ го продукта - филе трески в тесте, в которое до­ бавляется йоркширское пиво (разновидность горького английского пива). Ранее, как заявили представители компании, другие производители пытались также готовить гесто, взбитое с пивом. Однако только «Bluecrest Foodservice» удалось, по их мнению, достичь оптимального содержания пива в тесте, что придает ему тонкий и мягкий вкус. Порция филе состоит из 20 обжаренных в тесте кусочков трески весом от 220 до 280 г каж­ дый. Предполагается, что основными закупщика­ ми нового рыбного продукта будут английские пабы и рестораны. Перевод Евгения ВОВЧЕНКО. Российские поставки рыбы ма ­ лого размера продолжаются в том же темпе и в тех же количествах, что, и прежде. Ион Арне Харьо, сотрудник от­ дел ени я «R a f i sk lag» в Варде: «Если рыба малого размера добы ­ вается в российской зоне, то в этом случае мы ничего не можем сделать. В некоторых случаях об­ р аботанная рыба (бе з головы и внутренностей) весит не более 50 - 60 граммов. На прошлой неделе ( в середине апреля . - Р е д . ) , н а ­ пример , был доставлен улов из российской зоны , состоящий из 155 тонн рыбы, откуда 73 тонны были ниже размерного ряда 1 кг. Но проблема , однако , состоит в том, что такая малая рыба пользу­ ется спросом в Европе по причине низкой цены. Она продается на внешних рын ­ ках за 1000 - 1200 USD за тонну, в то время как рыба размером от 500 граммов и выше идет, как пра­ вило, не ниже чем за 2000 USD . Н орв еж ски е рыбаки , ведущие промысел в российской зоне, рас­ сказывают , что они не видели ни одного российского пограничного корабля, осуществляющего теперь и функции рыбного контроля , с сентября прошлого года. Помощ­ ник командующего береговой о х ­ раны Норвегии Рой Воллвик утверждает: «Мы можем подтвер­ дить наблюдения рыбаков ...» На десять тысяч тонн больше было поставлено на рыбоприемные фабрики северной Норвегии рыбопродукции из России В прошлом году по состоянию на 11 апреля было поставлено ры ­ бопродукции на сумму более 200 миллионов норв еж ских крон . В этом же году на тот же срок ино­ странные поставки рыбы (из кото­ рых свыше 90% составляют российские) осуществлены на сум­ му более 400 миллионов крон. Как количество , так и стоимость рыбопродукции стабильно возрас­ тали на про тяж ении всей зимы, что объясняется тем, что российс­ кие рыбаки имели более лучший доступ к важнейшим видам рыб в своей зоне, чем это было в течение двух последних лет. Кроме того, было меньше перегру зок рыбы в море. Сыграли свою роль и про ­ должающиеся проблемы на внут ­ реннем российском рыбном рынке. Производство же экспор ­ тной рыбопродукции в России сильно з атруднено действующим законодательством и устаревшим оборудованием . Таким образом, увеличение по­ ставок российской рыбы на ф а б ­ рики северной Норвегии происходит вопреки снижению квоты для России с 301 тысячи тонн в 1998 году до 239 тысяч в 1999-м, а также вопреки все более широко осуществляемой в после­ днее время практике создания со­ вместных предприятий и бербоут-чартера с другими страна­ ми, с которыми Норвегия конку ­ рирует за российские рыбные поставки. Норвежские авиаторы против русских рыбаков Ассоциация морской рыбной промышленности Норвегии к ате ­ горически во зража ет против вве ­ дения налога на добавочную стоимость на товары , ввозимые в Норвегию иностранными рыболов­ ными судами. Предложение , сде­ ланное Департаментом финансов , сейчас находится в стадии р а с ­ смотрения . Рыбная отрасль Н о р ­ вегии чувствует себя жертвой предпринимаемой попытки увели­ чения конкурентоспособности нор­ вежских авиакомпаний . Именно обращение со стороны авиакомпаний послужило отправ ­ ной точкой д л я предложения . Авиационные компании Норвегии считают противоречащим свобод­ ной конкуренции тот ф ак т , что они вынуждены платить у к а з а н ­ ный налог, в то время как иност­ ранные авиаперево зчики освобождены от него. Норм атив ­ ные акты, которые сейчас прохо ­ д я т слушания , охватываю т не только международные авиапере ­ возки, но и международные морс­ кие перевозки. В 1998 году было зарегистриро­ вано около 4800 заходов иност ­ ранны х рыболовных судов в норвежские порты. Доставленная ими рыба стала весьма важным ф ак тором в росте экспорта н ор ­ вежской готовой рыбопродукции , которая сейчас по стоимости экс ­ порта занимает второе место в стране. P . S . И звестно , что одним из решающих факторов, заставляю­ щих русских отказываться от д о ­ ставки добытой рыбы к себ е домой, в Мурманск - это уровень таможенных платежей и уровень сервиса , если их сравнивать с норвежскими. Перевод Михаила ШИКЕРЫ (И з апрельских и майских номеров газеты). З і \ 4 - 10 июня 1999 года Š

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz