Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.
Окончание. Начало на с т р . 1 О с о б е н н о с т и н а ц и о н а л ь н о й р ы б а л к и КАЧЕСТВЕННОЕ ПРОМВООРУЖЕНИЕ ИЗ ДАНИИ ОРУДИЯ ЛОВА ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ ЖАБЕРНЫЕ СЕТИ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА IRON STRAND СУДОВЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ Л И Г » ВАЕРЫ, ТРОСЫ, КАНАТЫ ■ ■ ■ ТРАЛОВЫЕ ДОСКИ- ПЕЛАГИЧЕСКИЕ И ДОННЫЕ RANDEHS REB ТкуЬогоп Skldssmedie ПРОМЫСЛОВЫЙ И ГРУЗОВОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ТАКЕЛАЖ т the blue line f f f W РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ Л У Ш У РЫБООБРАБАТЫВАЮЩИХ МАШИН ит ф і СЕТЕМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА 183012,г. Мурманск, а/а 154 Тел/факс (7-8152)45G789, (47-788) 1051 E-mail:kidiipgiao.ru Однако, несмотря на нео днократные настойчивые тре бования ученых, промысловые усилия на облове трески в течение месяца не только зна чительно превосходили реко мендованные, но и расстановка судов по районам промысла была прямо противоположной оптимальной. В экономической зоне России и на Смежном уча стке, где треска была значи тельно мельче, чем в НЭЗ, работало 100-120 судов, а в экономической зоне Норвегии - 30-40. Особенно наглядно иг норирование советов ПИНРО иллюстрируется распределени ем по районам промысла ос новной «ударной» силы Северного бассейна - судов типа СРТМ-к. Так, в течение января на промысле трески в НЭЗ и зоне Шпицбергена СРТМ-к выполнили всего 186 судо-суток лова, а в РЭЗ и на Смежном участке - 935 (в 5 раз больше). При этом их суточная производительность в экономи ческой зоне Норвегии часто была выше таковой в РЭЗ и на Смежном участке. В условиях, когда основное количество крупной половозре лой трески уже мигрировало в западную часть моря, средняя длина и масса рыбы в уловах в РЭЗ и на Смежном участке зна чительно уступала таковым в экономической зоне Норвегии. По данным научно-промысло вых судов, средняя длина и масса трески в уловах отече ственных траулеров в январе составляли в РЭЗ (включая Смежный участок) соответ ственно 50 см и 1 кг, а в НЭЗ - 61,7 см и 1,9 кг. Нежелание преобладающей части капитанов отечественных судов вести промысел в НЭЗ, где контроль за соблюдением Правил рыболовства жестче, чем в экономической зоне Рос сии, привело к большим нео правданным экономическим потерям из-за преобладания в уловах отече ственного фло та более мелкой, а сле довательно бо лее дешевой рыбы. Следует отметить, что эти недостатки в той или иной степени были присущи орга низации про мысла на п р о т я ж е н и и всех предше ствующих меся цев, но в январе-феврале 1999 года разрыв между реальным ходом промысла тресковых и его биологически и экономичес ки обоснованной оптимальной организацией значительно уве личился. По сообщению нор вежской газеты «Fiskeribladet», при сдаче уловов из российс кой зоны половина груза полу фабриката трески состояла из особей весом менее 1 кг, а в некоторых случаях вес обрабо танной трески не превышал 50- 60 граммов, что чуть больше веса одного экземпляра круп ной сайки. На рыбных рынках Норвегии и Западной Европы, куда в этот период экспортировалось до 70% вылова отечественных су дов, стоимость 1 т полуфабри ката из более крупной трески, добытой в НЭЗ, была выше та ковой из уловов в РЭЗ и на Смежном участке как минимум на 300-400 долларов США. Другими словами , российские суда при реализации на запад ных рынках полуфабриката из более мелкой трески недобира ли на продаже каждой тонны рыбы не менее 350 долларов. С учетом того, что в РЭЗ, включая Смежный участок, оте чественные траулеры добыли в январе 7,4 тыс. т рыбы, прямые убытки при продаже на запад ных рынках 5,2 тыс. т (70% от вылова) более мелкой, а еле- один с сошкой, СЕМЕРО с ложкой «Долыцики» довательно более дешевой трески, составили только за один месяц, по самым прибли зительным расчетам, не менее 1,6-2,1 млн. долларов. Кроме того, не исключена возможность в условиях жест ких требований норвежских властей к размерно-весовым характеристикам трески при обработке уловов на отече ственных судах, работающих в РЭЗ и на Смежном участке и ориентированных на поставки сырья в Норвегию, что часть мелкой рыбы направлялась на промпереработку или смыва лась за борт. Таким образом, несоблюдение рекомендаций института добывающими фло тами ведет не только к значи тельным экономическим потерям, но и способствует со хранению напряженного состо яния запасов трески. Такова цена невыполнения рыбопромышленниками реко мендаций, содержащихся в прогнозах ПИНРО, только по одной позиции - по оптималь ной расстановке судов в райо нах промысла и их своевременной передислока ции на облов более крупной рыбы. Виктор КОМЛИЧЕНКО, флагман отряда научно-промысловых судов ПИНРО. До недавнего времени Глав ное управление навигации и океанографии в Санкт-Петер бурге через гидрографическую службу ČO исправно снабжало участок корректуры навигаци онной камеры Мурманского рыбного порта морскими нави гационными картами, руковод ствами для плавания. Кроме того, в адрес камеры Главное управление еженедельно бес платно ( за минусом почтовых расходов) присылало извеще ния мореплавателям но Миро вому океану. Без всех этих откорректированных карт и по собий государственная админи страция порта ни одно судно в море не выпустит. Ранее расче ты с военными гидрографами порт производил безналично по расценкам ГУ, в отдельных случаях за наличные (1998 год - 22 руб. карта, НДС и 8% в обеспечение транспортно-эксп луатационных расходов). И вдруг отлаженная годами схема сотрудничества между взаимосвязанными сторонами нарушилась. В Питере от ГУ отпочковалось ООО «Чарт-Пи- лог». Фирма-посредник стала закупать у управления карты и руководства для плавания об щего пользования и через ЗЛО «Калган» в Мурманске прода вать порту. Карта берется по 50 рублей за штуку, пеализуется но 6,5 доллара (рублевый экви валент но курсу). Стоимость карт выросла в три раза. У се вероморцев камера ио-нрежне- му берет закрытые карты (для служебного пользования), рас считываясь с ними по старому варианту. Что любопытно, закрытые карты все больше пе реводятся в разряд общедоступ ных (читай - долларовых). На берегах Невы под крышей ГУ родилась еще одна промежуточ ная структура - государствен ное унитарное предприятие «Нави-Далс». Выше упоминал, что раньше извещения морепла вателям но Мировому океану пе ресылались бесплатно. Теперь «Нави-Далс» приобретает их у головного ведомства по 10 руб лей за книжечку, а продает мур манчанам но 2б рублей. Услуги «доброхотов»-посредников заста вили руководство порта схватить ся за голову. Камеру не закрыть - будет парализована работа фло тов. В свою очередь поднимать тарифы до небес - не выход. Ра ботать себе в убыток? Руководители порта и морс кой администрации направили письмо в ООО «Чарт-Пилот» с просьбоіі установить цены в рублях и снизить их до разум ных пределов. Они обратились также в Госкомрыболовство и к заместителю губернатора - ку ратору рыбной отрасли Юрию Мяснйкову, требуя освободить их от корыстных* посредников, вернуть все на круги своя. От ветов пока нет... Н о ви нка науки Недавно конструкторы АО «Дальрыбтехцентр» при участии специалистов Киевского института ядерных исследований создали аэромную установку для вяления рыбы. К камере подводится элект роток в 50 тысяч вольт, воздух внутри ионизируется, за счет чего и происходит процесс вяления. Этим достигается менее жесткий температурный режим, меньший расход соли, готовая продукция получается более высокого каче ства и вдвое дольше хранится. ТЕРИБЕРКА Сквозь «реформы» <к возрождению Динамично развивается про ект «Териберка - Ботсфьорд». В рамках трехстороннего со глашения к нему подключи лись норвежские деловые круги города Мехамна комму ны Гамвик. Они безвозмездно передали Териберке комплектное обору дование филейной фабрику, обязались обучить профессии 30 российских рабочих. В соответствии с программой деятельности губернатора Юрия Евдокимова в поселке намечено открыть совместное российско-финско-норвежское предприятие но реализации проектных решений. Соучреди телями с российской стороны выступают областная и посел ковая администрации, ЗАО «Териберские судоремонтные мастерские» и «Терфишинг». Предусмотрено построить ряд глубоководных причалов, со здать высокомеханизированный рыбоперерабатывающий комп лекс, береговую базу сервисно го обслуживания и ремонта судов, возродить прибрежный промысел рыбы и морепродук тов. На первом этапе бизнес- партнеры рассчитывают на инвестиционную поддержку норвежского фонда СНД, кре дитные средства Европейского банка реконструкции и разви тия. Сейчас областное правитель ство но договору об экономи ческом сотрудничестве с Укра иной прорабатывает одну весь ма перспективную идею. В счет украинских долгов «Газпрому» киевский завод «Ленинская кузница» готов построить для мурманчан пять судов типа СРТМ. Если соглашение будет достигнуто, то не исключено, что суда передадут в пользова ние ЗАО «Терфишинг». Социально-экономическому развитию поселка, без сомне ния, будет способствовать и предполагаемое открытие в его пределах таможенного поста и пограничного контролыю-про- пускного пункта. Страницу подготовил Леонид ПАВЛОВ ПОЗДРАВЛЯЕМ! Указом Президента РФ от 4 июня 1999 года за большой вклад в развитие отечественной науки, подготовку высококвалифициро ванных кадров и в связи с 275-летием Россий ской Академии наук академик, директор Мурманского морского биологического института Кольского научного центра Геннадий Григорьевич М атиш ов награжден орденом Почета. 1 8 - 2 4 июня 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz