Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.
г итоги Ч Е Т Ы Р Е Х с М Е С Я Ц Е В По сообщению Комитета по рыбохозяйственному комплексу областноіі администрации, за первые четыре месяца нынешне го года в порт Мурманск по ставлено 52 тыс. 541 тонна рыбы различных видов, что со ставляет 40% от всех поставок прошлого года. Лидируют в этом списке ОАО “Мурманский тралфлот” - 18 тыс.731 тонна и ОАО “Мурманрыбпром” - 17 тыс. 95 тонн. Объем поставок рыбной муки составил 44% от уровня прошлого года. Курсом на ТериОерку Териберку посетили предсе датель правительства области Анатолий Малинин и группа ответственных лиц областной администрации, таможенной и пограничной служб . Позже областной Комитет по рыбо хозяйственному комплексу провел совещение с участием предпринимателей, работаю щих в поселке. Главным вопросом было от крытие таможенного поста в Те- риберке, чтобы промысловики обрели право сдавать рыбу в колхоз «Мурман» и на фабрику ООО «Териберский берег». Мощности этих двух произ водств пока обеспечиваются сы рьем, доставляемым из Мурманска. Имеются резервы для наращивания объемов про изводства. Рыбопереработчики из «Тери- “ берского берега» выпускают со леный клипфиск, филе рыб тресковых видов и готовы со трудничать с рыбодобывающими фирмами по прямым связям. В скором времени это динамично развивающееся предприятие бу дет оказывать рыбакам широкий спектр портовых услуг, включая бункеровку, снабжение судов и даже судоремонт. Пока другие российские и норвежские биз несмены приступают к реализа ции своих проектов, эта компания осуществляет реаль ную программу по развитию но вого рыбообрабатывающего комплекса на Кольском побере жье. Как сказала на совещении ди ректор ООО «Териберский бе рег» Людмила Яриш, уже на этой неделе некоторые судовла дельцы готовы направить свои траулеры в териберскую гавань. Поэтому открытие таможенного пункта и оформление заходов пограничниками являются ис ключительно актуальными. Еще в ноябре прошлого года Мурманское управление тамож ни было склонно положительно решить этот вопрос. К летнему периоду происходит смещение рыбы в прибрежные воды, по этому надо спешить с оконча тельным решением по открытию таможенного поста. А пока про рабатывается вопрос о заходах судов по радиоконосаментам. Людмила ЗАЦАРНАЯ. ВМЕСТО РЕШЕНИЙ - РАЗГОВОРЫ - В свое время мною были подго товлены два предложения на имя гу бернатора области о создании государственной структуры управле ния рыбной отраслью в нашем регио не. В первом из них предлагалось сформировать на базе “Севрыбы” бассейновый департамент двойного подчинения, в который бы на равных условиях вошли Мурманск, Карелия и Архангельск и который мог бы вли ять и отвечать за всю производствен ную цепочку деятельности рыбопромышленного комплекса: до быча - переработка - реализация рыбной продукции. Этим раньше и занималась “Севрыба”. Только в но вых рыночных условиях отношения этого департамента с флотами и бере говыми предприятиями строились бы на договорной основе. Если этот вариант не проходит, было предложено создать государ ственные рыбные комитеты на местах с правами юридического лица. У на шего комитета таких прав сейчас нет. Поэтому мы, не имея возможности принимать решения и реализовывать их, играем роль простых статистов. Новые комитеты, созданные в Мур манске, Архангельске и Карелии, так же имели бы двойное подчинение, а коллегиальным органом управления был бы Северный научно-промысло- вый совет, в который входят все три региона. Но при втором варианте каждый комитет отстаивал бы интересы толь ко своего региона, что неизбежно приведет к сепаратизму. Поэтому я отдавал и сейчас отдаю предпочтение созданию бассейнового органа уп равления в виде рыбного департамен та двойного подчинения. С этим вариантом согласился и наш губерна тор, но при условии финансирования его деятельности из расчета 50% - ре гионы, 50% - федеральный центр. Москва не хочет давать деньги на работу своей же государственной структуры, которая жизненно необхо дима сейчас для наведения порядка в отрасли. Вот вам один ответ на ваш вопрос. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ Ф1 Пі Последнее время в местных средствах массовой информации (статьи в газете «Вечерний Мур манск» от 14.05.1999 года, в га зете «Мурманский вестник» от 14.05.1999 года и других) мусси руется вопрос предоставления та моженных льгот при ввозе рыбопродукции компании «Дол- ‘ ин Шипинг менеджмент ЛТД». ричем для заголовков статей выбирают самые хлесткие назва ния: «Бей своих, чтоб чужие бо ялись» («Вечерний Мурманск»), «Съесть «Дельфина» таможне легче, чем возвратить долги» («Мурманский вестник»). Кого же авторы статей считают своими и кого чужими? Для пропуска товаров через границу для та можни нет ни своих, ни чужих... Разберемся по существу. Для ввоза отечественной ры бопродукции, выловленной и (или) произведенной российски ми судами в Мировом океане (су дами, не переданными в аренду иностранным фирмам), предос тавляются большие льготы, а именно: такая рыбопродукция освобождается от уплаты тамо женной пошлины и налога на добавленную стоимость. Оформ ление ее при ввозе на тамо женную территорию России производится в упрощенном по рядке. Это и есть протекционизм по отношению к отечественной рыбной отрасли России и отече ственным предпринимателям. И не было ни одного случая, чтобы ввозимая отечественная рыбо продукция облагалась указанны ми видами налогов. А поэтому у предпринимателей есть все воз можности для ввоза рыбы и дру гих рыбных продуктов российского происхождения в порт Мурманск на законных , льготных условиях. Второй момент. Я занимаюсь про блемой восстановления управления рыбной отраслью с 1994 года. И за это время у меня сложилось устойчи вое мнение, что не все из тех, кто при зывает к созданию бассейнового или местного регионального органа уп равления, искренне хотят этого. Не которым руководителям акционерных предприятий выгодно, когда они полностью независимы от государства в своей деятельности. В рыночных условиях логика в этом есть. Но ведь практика показала не обходимость и государственного ре гулирования. Никто не призывает вернуться к старым методам управле ния. Это уже и невозможно. Но если думать не только о своем предприя тии, а об отрасли в целом, о страте гии ее развития, придется пожертвовать частью своей свободы. - Но архангелогородцы и карелы, насколько мне известно, уже сформи ровали свои структуры управления рыбной отраслью. Вряд ли они захо тят куда-то еще входить. - Вполне возможно. Но это только подтверждает мои слова о том, что призывы к созданию единого бассей нового органа управления зачастую носят декларативный характер. Ког да речь заходит о конкретных пред ложениях и решениях, энтузиазм исчезает. Ведь у нас в комитете уже разработана структура бассейнового департамента двойного подчинения с приведением многочисленных схем и таблиц. Нужны конкретные решения, « I Но в данном случае речь идет о предоставлении льгот при вво зе рыбопродукции компании «Долфин Шипинг менеджмент ЛТД». А чем эта фирма отлича ется от других иностранных фирм? С точки зрения законов о пропуске товаров через таможен ную границу России - ничем. Эта фирма зарегистрирована в Гиб ралтаре как юридическое лицо. Мурманский траловый флот часть своих судов передал ей в аренду. Согласно договору арен ды фрахтователь, то есть указан ная компания, использует суда по своему усмотрению самостоя тельно, а также ведет вылов и производство рыбопродукции в Мировом океане. Распоряжается рыбопродукцией также самостоя тельно, то есть может продавать ее любой стране мира. В соответствии со ст. 27 пункт «е» Закона «О таможенном тари фе» продукция морского промыс ла, добытая в Мировом океане арендованными (зафрахтованны ми) данной страной судами, счи тается полностью произведенной в данной стране. Правительством России ус тановлен перечень стран, при ввозе товаров которых предос тавлены те или иные преферен ции. Товарам, ввозимым на территорию России (в том числе и рыбопродукции), страной про исхождения которых является Гибралтар, преференций прави тельство России не предостави ло. При рассмотрении исков ар битражные суды разных инстан ций подтвердили тот факт, что продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная судами, арендованными фирмой «Долфин Шипинг менеджмент ЛТД», считается происходящей 10 июня 1999 года СТРУК ТУРА УП РАВЛ ЕНИЯ Как создать эффективную региональную структуру управления рыбной отраслью в рыночных условиях - об этом наш разговор с председателем Комитета по р ы б о х о з я й с т в е н н о м у комплексу администрации области Анатолием ЕВЕНКО. а не разговоры. - Если мы не можем создать бассей новый рыбный департамент, что ме шает сформировать такую же структу ру управления в Мурманске? - Это второй вариант, о котором я уже говорил. Предложения нашего комитета по созданию такой структу ры были переданы Юрию Евдокимо ву и Юрию Мясникову. По словам последнего, с их учетом были разра ботаны и высланы в Госкомрыболов- ство предложения мурманской администрации по созданию у нас рыбного департамента двойного под чинения. Прошло около двух месяцев - Москва молчит. - Странная ” реакция”, если учиты вать, чго новый председатель Госком- рыболовства Николай Ермаков в одном из своих интервью “Российской газете” прямо сказал о необходимости восстановления вертикали управле ния рыбной отраслью. - Я вам больше скажу. Комиссия Главного Контрольного Управления Президента РФ, которая месяц назад закончила свою работу у нас в Мур манске, одним из своих замечаний за писала слабую работу нашего комитета по структурной перестрой ке рыбохозяйственного комплекса ре гиона. Эго после гою, как мы неоднократно выходили на разные уровни с конкретными предложения ми. Ни одно из них не получило под держки федерального центра в виде таких же конкретных решений. Одни разговоры. Кстати, на проходившей недавно в Санкт-Петербурге конфе ренции Ассоциации “Северо-Запад”, в которую входят девять субъектов северо-западного региона страны, мурманская делегация внесла предло жение о формировании в ее рамках рыбного департамента. 15 мая на за седании “круглого стола” руководи телей субъектов Северо-Запада РФ, в котором принимал участие председа тель правительства Мурманской об ласти Анатолий Малинин, был принят меморандум. Одним из его пунктов записано решение об изуче нии нашей инициативы в регионах с тем, чтобы с конкретными предложе ниями о создании северо-западного рыбного департамента выйти в Гос- комрыболовство. - Предположим, нам удалось со здать свой региональный орган управ ления рыбной отраслью. Как он может воздействовать на флота, уп равлять ими, ведь они давно акциони ровались- и перестали быть государственными? - Если мы получим право от феде рального центра на самостоятельное распределение между пользователями выделенных на регион квот, тогда по явится реальная возможность не только более рационально их осваи вать, но и экономически воздейство вать на предприятия рыбо хозяйственного комплекса. Москва в первую очередь должна быть заинтересована в создании каче ственной системы регионального уп равления. Иначе федеральные морские биоресурсы так и останутся бесхозными. Почему в центральной прессе много пишут об огромных де нежных суммах, которые текут мимо федеральной казны в рыбохозяй ственном комплексе? Потому что нет государственного отслеживания этих процессов. Создание бассейновых ре гиональных рыбных департаментов или комитетов с правами контроля и координации деятельности рыбодо бывающих и рыбоперерабатываю щих предприятий - веление времени. Беседовал Евгений ВОВЧЕНКО. из Гибралтара и при ее ввозе на таможенную территорию России облагается таможенной пошли ной. Ее продукция не может быть освобождена и от налога на добавленную стоимость. Законом от 13.03.1995 года № 31-Ф З отменены все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельно сти льготы, за исключением пре доставленных в соответствии с законами РФ «О таможенном та рифе», «О налоге на добавлен ную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом РФ. Эти ми законами и руководствуется таможня при пропуске рыбопро дукции, экспортером которой яв ляется гибралтарская компания «Долфин Шипинг менеджмент ЛТД», а импортерами - россий ские фирмы. Такой подход и действия государственного ве домства основываются на нормах закона, а вот если это ведомство будет нарушать эти нормы зако на, то действительно превратит ся в «братков», как выражается одна из местных газет. И еще о высказываниях прес сы и ироническом выражении «российские моряки ловят рыбу- ’’иностранку” . Не понятно, к кому эта ирония относится. Но вые хозяева флотов, передавая рыболовные суда в аренду инос транной фирме, работают не на Россию и ее граждан, а на инос транное государство. И причина такого положения не столько в надуманных непреодолимых про блемах с таможней, сколько в интересах самих рыбопромыш ленников. Пресс-служба Мурманской таможни. ОТ РЕДАКЦИИ. Этт статью, присланную в «Рыбный Мурман», сопро вождало письмо начальника Мурманской таможни И. А. Жигалова с просьбой о пуб ликации, чтобы «предоста вить читателям возможность самим разобраться, заслушав точку зрения не только рыбо промышленников, но и та можни». Вполне законная просьба, которую мы и вы полнили. Смущает одно: речь в статье идет о публикациях в других газетах, а у нас, жур налистов, не принято с чужих слов критиковать своих кол лег. Но данный случай - осо бый. Аналитических статей о конфликтных ситуациях во взаимоотношениях таможни и юмышленников «Рыб ный Мурман» публиковал не мало. И при этом пытался докопаться до истины, указы вая на просчеты как одной стороны, так и другой. На верное потому-то отдельные фирмы решили, что проще и дешевле «напасть» на тамож ню, используя другие изда ния. Мы, сотрудники рыбацкой газеты, очень вни мательно следим за публика циями по нашей отраслевой тематике и четко отслеживаем эту тенденцию. Порочную тенденцию, с чем, думается, согласятся и коллеги из дру гих газет. Ири этом повторя ем: «Рыбный Мурман» открыт для всех авторов и для высказывания различных точек зрения. Тем более если это касается наших рыбацких проблем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz