Рыбный Мурман. 1999 г. Июнь.

ВЫ П УС К № 43 штабной и преподавательской работе в Главном штабе ВВС и Академии Генштаба. В 1959 ушел в запас. Лит. Киселев А.А. Соколов и его «соколы». - « М ур ­ манский вестник», 1994, 18 октября. СОКОЛОВ Павел Кириллович, в 1955-1964 ка- питан-директор на промысловых судах Мурманского тра­ лового флота. Род. 9.11.1916 в д. Петрочки Сиротинского раііона Витебской области, белорус. Окончил Архангель­ ский морской техникум (1938). Работал табельщиком же­ лезнодорожной станции в Брянске. Ходил в море штурманом на судах Северного морского пароходства. В 1941-1943 на Северном флоте, командир боевой части ТЩ-41. В 1943 демобилизо­ ван и направлен в военизированную базу Мурманского тралфлота. С 1946 третий, второй и старший помощник капитана, с 1950 капитан на судах тралфлота. В 1954-1957 уполномоченный Министер­ ства внешней торговли СССР в Швеции - руководил приемкой траулеров, стро­ ившихся по заказу СССР. Затем снова в Мурманском тралфлоте, возглавлял эки­ пажи БМРТ «Сталинабад», «Душанбе». СОКОЛОВ Сергей Леонидович, Маршал Совет­ ского Союза (1978), Герой Советского Союза (1980). В годы Великой Отечественной войны начальник штаба бронетанковых и механизированных войск Карельского фронта. Род. 1.07.1911 в г. Евпатории Крымской облас­ ти, русский. Трудовую деятельность начал в 1927 рабо­ чим. С 1932 в армии. После окончания Горьковского бронетанкового училища с 1934 по 1941 служил команди­ ром взвода, роты, отдельного танкового батальона. Уча­ стник боев на озере Хасан. В Великую Отечественную войну в действующей армии с июня 1941. Воевал на За ­ падном и Карельском фронтах. Участвовал в Петсамо- Киркенесской операции. После войны окончил Академию.бронетан­ ковых и механизированных войск (1947). Командовал танковым пол­ ком, руководил штабом танковой дивизии. После окончания Акаде­ мии Генерального штаба (1951) слу­ жил на штабных должностях в округах. С 1965 командующий вой­ сками Ленинградского военного ок­ руга. С 1967 первый зам. министра обороны, в 1984-1987 министр обо­ роны СССР, затем в группе гене­ ральных советников Министерства обороны России. Депутат Верховно­ го Совета СССР 7-11 созывов (1966- 1989 \ СОКОЛОВ Федор Николаевич (1924- 14.10.1944), автоматчик Г25 полка морской пехоты Север­ ного флота. Во время Петсамо-Киркенесской операции 14.10.1944 в критический момент боя в порту Линахамари закрыл телом амбразуру вражеского дзота, чем обеспечил бойцам подразделения продвижение вперед и спас их жизни. Род. в д. Васюнино Вологодской области, рус­ ский. Пох. в пос. Линахамари Печенгского района. СОКОЛОВА Зинаида Сергеевна, машинист ба­ шенного крана апатито-нефелиновой фабрики № 2 ком­ бината «Апатит», делегат XXV съезда КПСС (1976). Трудовую деятельность начала электрослесарем этого предприятия в 1955. Работала до июня 1987. СОКОЛОВА Ольга Лаврентьевна, в 1980-1988 начальник Севрыбсбыта ВРПО «Севрыба». Род. 19.05.1939 в г. Голая Пристань Херсонской области, рус­ ская. Окончила Всесоюзный заочныіі институт пищевой промышленности (1964) по специальности экономика и организация промышленности продовольственных това­ ров. Работала весовщиком, экспедитором, кладовщиком по сбыту рыбной промышленности Северного бассейна. В 1962-1980 старший товаровед, старший экономист, зам. начальника, с 1980 начальник Севрыбсбыта. СОКОЛОВА Римма Константиновна, журна­ лист, в 1950-1953 редактор кольскоіі районной газеты «Заполярный труд», затем главныіі редактор Мурманско­ го книжного издательства. Заведовала сектором печати Мурманского обкома партии, работала научным сотруд­ ником Мурманского областного партийного архива до выхода на пенсию. СОКОЛОВ-МИКИТОВ Иван Сергеевич (30.05.1892-20.11.1975), писатель. В первую мировую войну летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах. После револю­ ции учитель, профессиональный литератор. Начинал литературную деятельность как сказочник, выпустил сборник северных народных сказок «Сметана». Участво­ вал в арктических экспедициях на ледоколе «Седов», возглавляемых О. Ю. Шмидтом, а также в экспедиции по спасению ледокола «Малыгин». В качестве корреспон­ дента газеты «Известия» много раз бывал на Кольском полуострове, жил в Кандалакше. Создал очсрковыіі цикл «Белые берега». О Севере написаны и другие его циклы очерков: «Белые острова», «Сердце полярника», «К Зем­ ле Северной», «У Студеного моря», «Свальбард», «У края земли», «Люди во льдах». Болес четверти века жил в селе Карачаево в Тверской области. СОКОЛЬНАЯ ВАРАКА, колония на левом бере­ гу р. Туломы, в 11 км к западу от Колы. Возникла в се­ редине 20-х гг. По переписи 1926 проживали 5 человек (финны). К 1935 расселились. Финны называли колонию Сопули Ваара (сопули - пеструшка, лемминг, ваара - сопка). СОКОЛЬЯ ВАРАКА, хутор Поноііской волости. Существовал в начале 20-х гг. «СОКРУШИТЕЛЬНЫМ», эсминец Северного фло­ та. В 1939 прибыл из Кронштадта вместе с эсминцами «Грозный», «Громкий», «Гремящий». Участвовал в совет­ ско-финляндской и Великой Отечественной войнах. солнце - губа ; населенный пункт на северном бе­ регу оз. Кумужья Салма (пролив между озерами Верхняя и Нижняя Пиренга). Существовал в 1937-1945. СОЛНЦЕВ (Солнцев-Эльбе) Николай Адоль­ фович, физико-географ, один из основоположников ре­ гиональной школы ландшафтоведения, доктор географических наук (1964). В 20-30-х гг. участвовал в экспедициях на Кольский полуостров. Род. 21.02.1902 на ст. Евье (г. Вевис) в Литве. СОЛОВАРАКА, гора на окраине Колы. Во второй половине XVIII в. на ней размещалась обсерватория Пе­ тербургской Академии наук, которую возглавлял руково­ дитель Географического департамента АН академик Степан Яковлевич Румовский (1734-1812). Создание об­ серватории вызвано приближавшимся (в мае 1769) ред­ ким явлением - прохождением тени Венеры по диску Солнца (следующее произойдет только в начале XXI в.). Во время нападения англичан на Колу (1854) на горе спасались мирные жители. Во время Великой Отечествен­ ной войны (в 1941-1944) размещалась зенитная батарея. Лит. Сорокажердъев В. В. Соловарака. - «Полярная правда», 1982, 9 февраля. __ о СОЛОВЕЙ Арсений Мефоаьевич, корабельный врач атомной подводной лодки Іѵ8 Северного флота. Погиб во время учений «Оксан» 12.04.1970 в Бискайском заливе. Именем названа улица в г. Островной (бывшиіі пос. Грсмиха). «СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ», лсдокольныіі па­ роход, в 1922 переименован в «Малыгин» - см. «СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА», ежемесячный исто­ рико-краеведческий и литературный журнал, издавав­ шийся в 1925-1926 Управлением Соловецких лагерей особого назначения (УСЛОН ) . На обложке его значи­ лось: «Полнтико-общсствснныіі, литературный и воспи­ тательный журнал». В публикациях выходил за территориальные рамки Соловецкого архипелага и пуб­ ликовал краеведческие, исторические и другие материа­ лы о Карелии, Архангельской области и Кольском полуострове. В 1927 слился с журналом «Карело-Мур­ манский край», который издавали Совнарком Карелии и правление Мурманской железной дороги. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, возник в 1436. Имел промысловые угодья на Кольском полуострове. СОЛОВЬЕВ Петр Евграфович, инженер, ру­ ководитель работ на строительстве Мурманской железной дороги (участок Кандалакша - Мурманск). СОЛОГУБ Гавриил Андреевич (1900-1973), в 1940-1962 заведующий Кандалакшской железнодорожной больницей, заслуженный врач РСФСР. Род. в с. Попас- нос Перещспинского района Днепропетровской области. Работал учителем на Украине. Окончил Днепропетровс­ кий медицинский институт. Приехал на Север и остался здесь навсегда. Участник советско-финляндской войны 1939-1940. В Великую Отечественную создал в Кандалак­ ше городскую станцию переливания крови. В послевоен­ ное время организовал грязелечение. Первым в Кандалакше и районе удостоен почетного звания. Умер и пох. в Кандалакше. У входа в железнодорожную больни­ цу - мемориальная доска. СОЛОДИЛОВ Юрий Иванович 19.08.1995), в 1982-1994 директор Мурманского авиапредприятия, на­ родный депутат СССР (1989). Украи­ нец. Окончил Ленинградское высшее авиационное училище гражданской авиации. Под его руководством впер­ вые на Севере освоены новые вертоле­ ты Ка-32 и самолеты Ту -154М. Заслуженный пилот СССР. Отличник Аэрофлота. Награжден орденом Тру­ дового Красного Знамени и медалями. В Верховный Совет избран от Северо- (1937- СОЛОВЕЦКАЯ ШКОЛА ЮНГ верного флота. см. Юнги Се- С О К - С О Л ГерманАНУФРИЕВ, бывший капитан Мурманского тралфлота и Севрыбпромразведки На редкость Уходить в длительный рейс в летнюю солнечную теплую п о ­ году морально всегда значи ­ тельно тяжелей, чем в пасмурную , дождливую или зи ­ мой... Стояли как назло редкие для севера жаркие дни , солнце на безоблачном небе светило днем и ночью . Ранним утром мы сидели в плавках с сы ном за завтраком на кухне, жена с доч ­ кой находились в отъезде. Сын рассказывал мне что-то из с в о ­ ей беззаботной курсантской жизни , но мои мы сли бы ли за ­ няты предстоящим отходом, на­ значенным на сегодня . Междурейсовый ремонт был вчера неожиданно закончен раньше запланированно го . Се­ годня предстоял водолазный осмотр корпуса, сдача судна ин­ спекции Регистра. Целую вере­ ницу др у ги х предотходовы х дел, рассчитанных на несколько дней, предстояло завершить за сутки . За окном раздался скрип то р ­ мозов , к подъезду подкатило раннее такси. - Это не к тебе спешит дама? - подначил сын , кивнув на пасса­ жирку. Взглянув на всякий случай в окно , разочаровал его, но з в о ­ нок прозвенел именно в нашу квартиру. Оба срочно пры гнули в брюки , и я впустил в квартиру слегка возбужденную неопреде­ ленного возраста особу. - Вы Герман Андреевич Ануф ­ риев? Прежде чем ответить, отчаян­ но, но безрезультатно рою сь в далеком холостом прошлом. На­ конец виновато подтверждаю , что фамилия и имя д е й с тви ­ тельно мои. - Где ваш старший механик? - Простите, но с кем я го в о ­ рю? - спрашиваю я в свою оче­ редь. - Я его жена, он не ночевал дома. Наш «дед» - великий труже ­ ник, отдавший флоту почти три десятилетия, несмотря на пред­ пенсионный возраст, вы глядел крепким и моложавым м ужчи ­ ной. Вчера после подписания актов заводу он относительно рано убы л на берег. На всякий случай не спешу сообщать суп ­ руге об этом. Договорились , что я немедленно позвоню ей с суд ­ на, как только вы ясню местона­ хождение стармеха. ...На борту царила нервозная предотходовая горячка. Несмот­ ря на ранний час, покрасочная бригада маляров уже висела по наружным бортам , работали водолазы , метались по своим заведованиям групповы е спе ­ циалисты , горели нави гацион ­ ные огни, крутились антенны ло каторов , работали все в с п о ­ мо гательные дви гатели . Стар­ пом с воспаленным и глазами, вторые сутки безвылазно гото ­ вивший судно к предъявлению Регистру, дополни тельно д е р ­ гался в ожидании пожарника , инспектора безопасности мо ­ реплавания, санитарного врача, снабженцев. Старший механик, причина моей особой озабоченности , пока отсутствовал . Штурмана задействованы на получение пособий, карт из корректорской, приборов , компасов из провер ­ ки, пиротехники , прод у ктов с судовой лавкой . Как всегда на отходе , катастрофически не хватало людей и времени. При­ везли спасательные плоты пос ­ ле переукладки , вы грузили на причал. Д о говорился с кранов ­ щиком, разумеется, не бесплат­ но, о немедленной установке их на штатные места. За этим занятием и застал меня стармех, появившийся на­ конец на борту . Его отню дь не респектабельный вид вы зы вал сочувствие . Отозвав в сторону, объясняю ситуацию , по во з ­ можности стараясь деликатно не задавать ника ких вопросов . Затем зво ню его супруге и, как мне наивно кажется, у сп о ка и ­ ваю ее. Стармех бы стро о кунул ся в вод оворо т неотложны х дел, а на трапе уже появилась мрач ­ ная фигура пожарного инспекто­ ра. Я срочно передаю старпому из пред стави тельских запасов б у ты л ку водки - такова м но го ­ летняя традиция . Пожарного инспектора сменил инспектор Регистра, с которым немедля начали осмотр осушительной системы ... На инструктаж в службу мореплавания я уже не успевал , о чем предупредил по телефону. После ухода инспе к ­ тора Регистра собираю сь и я бежать в управление . Но ту т в каю ту зашел старший механик с необычной просьбой - сопрово ­ ди ть его домой и зайти на не ­ с кол ь ко минут. Не без колебаний неохотно со глаш а ­ юсь. Д верь квартиры «дед» о т ­ крыл своим ключом , пропустив меня вперед . Бы стро прохожу на кухню . - Вот, Ирина Сергеевна, д о с ­ тавил вам нашу пропажу в цело­ сти и сохранности , - говорю ей на с кол ь ко возможно бодрым голосом . Ирина Сергеевна решительно отставляет меня в сторону и выдает зв о н кую пощечину мужу. Подобная ярость супруги давала повод предполагать, что в молодости «дед» был далеко не безгрешен. Вторая пощечина, но уже с дру гой стороны под- твердилд мою гипотезу . С тре ­ вогой смотрю на часы, пы таюсь остави ть их вдвоем и ретиро ­ ваться, но не тут-то было . Ири­ на Сергеевна забирает клю чи у мужа и заявляет, что мы со 11 - 17 июня 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz