Рыбный Мурман. 1999 г. Июль.
н ш i f п іііішшш і п Ш т ш Ш ВЫПУСК № 45 (2 .11 .1944 ) . Род. в с. Воскресенское (г. Воскресснск) Московской области, русский. Работал в колхозе. В ар мии с 1941. Воевал на Мурманском направлении. Отли чился в Петсамо-Киркенесской операции. 8.10.1944 у реки Титовка, оставшись один на сопке, отразил все атаки гитлеровцев и возвратился к своим. На следующий день заме нил раненого командира взвода и выполнил с подразделением по ставленную боевую задачу. 26.10.1944 на территории Северной Норвегии в критический момент С ‘ d l боя закрыл своим телом амбразуру к Уж т : вражеского дзота, чем обеспечил выполнение боевой задачи и спас жизни бойцам своего подразделе ния. Пох. на месте боя, кв. 3090. Перезахоронен в пос. Никель Мур манской области. В средней школе № 2 г. Воскрссенска музей П. В. І Н В Я ш Стрельцова. СТРЕЛЬЦЫ, военизированное подразделение, со зданное для охраны Кольского острога в 1624. Посадско го населения в то время в городе насчитывалось около 30 дворов, а служивого - около 190 дворов, в которых жили 500 стрельцов и 8 пушкарей с семьями, всего около 2 тысяч человек. Их военная служба была пожизненной. В отставку уходили только по старости или болезни. Вза мен на службу зачислялись их сыновья. Стрельцы полу чали государственное денежное и хлебное довольствие. Стрелецкая служба заключалась в охране Кольского ос трога, казенных складов и учреждений, несении «отъез жих караулов» - у Цып-Наволока, на Туломе и в других местах (всего до 15). Они вели также пограничную раз ведку, выезжали в Москву с казноіі, донесениями, пре провождали колодников, собирали налоги и пошлины, разыскивали беглых, приводили людеіі по вызову воево ды, выполняли казенные работы. В мирное время отпус кались на тресковые промыслы. Среди них было сильное имущественное расслоение: одни владели крупными про мысловыми угодьями, рыболовными судами и снастями, другие, не имея ни того ни другого, нанимались работни ками к богатым промышленникам и стрелецким команди рам. С 1713 стрельцы стали именоваться солдатами. В чис ле последних в России преобразован в солдатский бата льон Кольский стрелецкий полк и включен в состав Устюжснского полка, который размещался в Архангель ске. В 1715 250 кольских стрельцов и 50 поморов взя ли в Балтийский флот. Летом 1801 орудия из Кольского острога вывезены на Соловки, а воііско перевели в Архан гельск. Лит. Ушаков И .Ф . Кольская старина. Мурманск. «СТРЕМИТЕЛЬНЫМ», эскадренный миноносец Се верного флота. Вошел в строй в ноябре 1938, входил в со став Балтийского флота. По Беломорско-Балтийскому каналу прибыл в Полярныіі летом 1940, вошел в брига ду эсминцев двухдивизионного состава Северного флота. Длина 113 м, ширина 10 м. Водоизмещение 2400 т, наи большая скорость 36 уз. Вооружение: 10 орудиіі разного калибра, 4 пулемета и 2 трехтрубных торпедных аппара та, механизмы для сброса бомб и мин. Экипаж 240-250 человек. Потоплен немецкой авиацией 20.07.1941 в Ека терининской гавани, напротив горы Вестник, в 50 м от берега. Полутонная бомба прошила корабль, и он разло мился. Корма затонула в 2-3 минуты. Погибли 9 офице ров, 102 человека старшинского и рядового состава, в том числе полковой комиссар В. М. Лободенко. 29.03.1942 «Стремительный» поднят. В губе Кислой в честь погиб ших членов экипажа «Стремительного» в 1969 установ лен обелиск. СТРОИТЕЛЬСТВО № 5 1 1 , поселок на север ном берегу Всрхнетуломского водохранилища. Возник в 1955 (зарегистрирован 15.09) в связи со строительством железнодорожной ветки Кола - Печснга. В конце 50-х гг. исключен из учетных данных. СТРОИТЕЛЬСТВО НИВАСТРОЙ, населенный пункт - см. Плотина Нивастрой. СТРОЙКА № 5 0 9 , строительная организация для сооружения железной дороги через центральную часть Кольского полуострова - Кировск (Титан) - Иоканьга. Подчинялась НКВД. В сентябре 1951 прибыли первые 15 военностроительных батальонов и 5 тыс. заключенных. 18.03.1953 НКВД освободили от строительства дороги и возведение ее передали Министерству путей сообщения. Значительную часть заключенных перевели в Псчснгский район, на стройку № 511 (возведение новых мощностей комбината «Псченганикель» и г. Заполярного) и на Даль ний Восток. С 25.07.1953 строительство дороги приоста новилось, и она не введена в строй. о СТРОЙМАТЕРИАЛЫ, понятие, объединяющее лю бые строительные материалы. На Кольском полуострове разведаны и подсчитаны большие запасы таких стройма териалов, как гнейсы, граниты, известняки, кирпичные глины, пески, хибиниты и другие. «СТРОИТЕЛЬ» - см. Стадионы. СТРЫГИН Василий П етрович (25.01.1920- 31.10.1979), майор, командир батальона 155 стрелково го полка 14 стрелковой дивизии 14 армии Карельского фронта, Герой Советского Союза (2 .11.1944). Род. в д. Кузнсцово Курышского раііона Алтаііского края, бело рус. Жил в г. Гѵрьевскс Кемеровской области. Учился в железнодорожном техникуме. В армии с 1939. Окончил Пуховичскос военное училище. В Великую Отечествен ную воііну в действующей армии с июня 1941. Воевал на Мурманском направлении. Отличился в Петсамо-Кирке несской операции. Овладев дорогоіі Титовка - Петсамо, со своим подразделением отразил 9 неприятельских атак. Успешно форсировал реку Пстса- мойоки и оз. Валгоярви. Ёпервыс в боевых действиях на Севере на ладил взаимодействие пехотинцев с легкими танками. Участвовал в освобождении пос. Петсамо и нор вежского г. Киркснеса. В этих боях его батальон уничтожил бо лее 600 неприятельских солдат и офицеров. В 1953 окончил Воен ную академию им. М. В. Фрунзе, командовал частью. Служил на Севере. С 1962 в звании полковни ка в запасе. Жил в Томске, рабо тал ст. преподавателем военной кафедры медицинского института. СТУДЕНЕЦКИЙ Николай Иванович, в 1938 и.о. начальника Мурманского тралового флота , с 1930 начальник Морлова. Род. в 1910 в Харькове, русский. Рано остался без родителей, был беспризорником. Учил ся в Тамбове, Архангельске. С 1938 в Мурманском тра ловом флоте: матрос, засольщик, помощник тралмейстера, с 1932 тралмейстер. СТЮАРТ Е ли завета К онстантиновна (28.09.1906-март 1975), писательница. В годы войны с делегацией трудящихся Новосибирской области приезжа ла на Карельский фронт и в Мурманск, побывала на З а падной Лице и на Северном флоте. Опубликовала о за щитниках Мурманска несколько очерков в новосибирс ких газетах и журналах, которые потом вошли в ряд ее книг. Лит. Писатели о себе. Новосибирск, 1966. «СУББОТНИК», грузотпассажирский пароход Мур манского морского пароходства. Получен в 1939. 1.06.1942 потоплен немецкой авиацией в Мурманском морском порту. Погибли 8 человек, большая часть экипа жа и капитан А. М. Егоров остались живы. Пароход подняли и использовали как баржу морско го торгового порта. СУББОТНИКИ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ, еже годные апрельские рабочие субботы в канун годовщин со дня рождения В. И. Ленина. Традиция восходит к 20-м годам. Первый Всероссийский проведен 1 мая 1920. Боль шинство рабочих и крестьян трудились в этот день на своих рабочих местах, служащие, студенты, школьники, воины Армии и Флота использовались чаще на работах по благоустройству населенных пунктов. Субботники приносили немало дополнительных средств, которые использовались на строительство больниц, детских уч реждений. В Мурманской области выходило на субботни ки в конце 80-х гг. до 500 тыс. человек, каждый второй житель. В последние годы извлечение дополнительных средств с помощью субботников становилось самоцелью, и граждане СССР могли отработать этот день бесплатно в любое другое время. Субботники прекращены с началом рыночных отношений. Попытки возродить субботники на другой основе пока не увенчались успехом. СУВОРОВ Евгений К он стан тинович (26.01.1880-30.12.1953), зоолог, и х т и о л о г . Р о д . в Петер бурге, русский. Участвовал в экспедициях по изучению биологии и промысла рыб и морского зверя Белого моря. СУВОРОВ Родион Михайлович (1.04.1914-?), капитан, зам. командира эскадрильи 118 разведыватель ного авиаполка ВВС Северного флота, Герой Советского Союза (31 .05 .1944). Род. в пос. Висим Пригородного района Свердловской области, русский. После школы Ф ЗО работал на вагонном заводе в г. Нижний Тагил, в «Уралзолоте». Окончил Пермскую военную авиашколу (1939), Энгельсское военно-авиационное училище (1940), Высшие курсы усовершенствова ния офицерского состава ВВС Во енно-Морского Флота (1945). В Великой Отечественной с июня 1941. Воевал в бомбардировочной авиации Западного, Ленинградско го и Волховского фронтов. Дваж ды был ранен, но возвращался в строй. С ноября 1942 на Севере. Совершил более 300 боевых выле тов на воздушную разведку, обна ружил около 8800 кораблей и транспортов противника на море и в портах. С 1948 майор запаса. Жил в Москве, работал в Граж данской авиации. «СУДАК», рыболовный траулер (РТ-54) Мурманского тралового флота; построен в 1931 в Киле (Германия). Корпус стальной, клепаный. Длина 47,5 м, ширина 7,85 ** м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 768,92 т. Полезный груз 170,5 т. Мощность машины 560 л.с. Экипаж 38 человек. В Великую Отечественную сторожевой корабль «Муссон» (СКР -23 ) Северного флота. 11.10.1942 подорвался на минах в проливе Маточкин Шар на Новой Земле. Коман дир капитан-лейтенант Г. Я. Козин и 21 член экипажа спасены, 23 моряка погибли. СТР - СУД Арон ГЕХМАН, бывший главный инженер ------------------------ Териберской моторно рыболовной станции АВГУСТ 47-го года, конец полярно го дня, начало тем ных ночей. В это время колхозные мо торные боты, да и гоеловецкие, начали промышлять мурман скую сельдь дриф терными сетями. Вечером, уложив на промысловой пло щадке порядок (це почку) из 50-60 дрифтерных сетей, скайлов вожак (длинный раститель ный трос длиной око ло двух километров), наплава в виде герметичных деревянных бочат (это уже потом появились ре зиновые), экипажи суденышек отчаливали от причала и удалялись на 10-15 миль от берега. После поискового курсирования, ориентируясь по скоплениям чаек, бакланов и морского зверя, выметывали наплава-бочата и сети, на ходу судна прикрепляя их поводками к вожаку. Так образо вывалась сетная стенка длиной 1500-1800 метров Ф о то 50 -х годов Первый опыт и высотой 6 метров - так называемый дрифтерный порядок. Двигатель останавливался. Суденышко вместе с дрифтерным порядком ложилось в свободный дрейф. Отсюда и название вида промысла - дриф терный. Места для лова сельди дрифтерными сетями вы бирались на основании многолетнего опыта, на пу тях миграции сельди, изученных лабораторией сельди ПИНРО. Но не всегда удачно складывал ся дрейф. Одни - с уловом, а другим обидно на рассвете выбирать из воды полтора километра по лупустых, а то и пустых сетей. Эффективность ра боты на дрифтерном промысле сельди зависела от удачи, от того, наткнулась в дрейфе сетная-стен- ка на сельдь или прошла по пустому месту. Про мысел оставался пассивным, слепым, рыбаки полагались на «счастливый случай». Тем временем, с окончанием войны, началось пополнение прибрежного колхозного и гословец- кого флота за счет возврата мотоботов из Север ного флота, а также поступили и первые трофейные сейнеры и СРТ. И вот в середине августа 1947 года нежданно к причалу в Лодейном, где располагалась Терибер- ская МРС (моторно-рыболовная станция), подо шли два корабля Северного флота типа «большой охотник» под бортовыми номерами 243 и 245. Вместе с директором МРС Степаном Григорьеви чем Иудиным мы были приглашены на борт 243-го, где встретились с прибывшими секретарем обкома партии В.А. Прокофьевым, зав. отделом рыбной промышленности облисполкома М.И. Чечениным, управляющим Кольским госрыбтресгом Е.А. Петру- шихиным (нашим непосредственным начальником) и до того еще малоизвестным нам научным сотрудни ком ПИНРО Олегом Киселевым. Руководители под робно расспросили нас о ходе промысла и нашей оценке подходов сельди, о выполнении плана выхо да судов на промысел, обеспеченности промснаря- жением, топливом, продуктами. Мне, Киселеву и командирам кораблей было поручено всесторонне испытать и внедрить на поиске сельди установлен ную на кораблях поисковую технику, разработать тактику поиска косяков сельди и организации навод ки промысловых судов. В свободное время экипажи «охотников» должны были выполнять свои задачи по боевой подготовке. «Большие охотники» - композитные суда амери канской постройки - успешно принимали участие в военных действиях на северном морском театре. Ус тановленные на судне три мощных многооборотных двигателя позволяли им развивать скорость до 35 узлов, что давало возможность за короткое время обследовать большую акваторию. а і / ШШЗі\ 9 - 1 5 июля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz