Рыбный Мурман. 1999 г. Июль.

н ш i f п іііішшш і п Ш т ш Ш ВЫПУСК № 45 (2 .11 .1944 ) . Род. в с. Воскресенское (г. Воскресснск) Московской области, русский. Работал в колхозе. В ар ­ мии с 1941. Воевал на Мурманском направлении. Отли­ чился в Петсамо-Киркенесской операции. 8.10.1944 у реки Титовка, оставшись один на сопке, отразил все атаки гитлеровцев и возвратился к своим. На следующий день заме­ нил раненого командира взвода и выполнил с подразделением по­ ставленную боевую задачу. 26.10.1944 на территории Северной Норвегии в критический момент С ‘ d l боя закрыл своим телом амбразуру к Уж т : вражеского дзота, чем обеспечил выполнение боевой задачи и спас жизни бойцам своего подразделе­ ния. Пох. на месте боя, кв. 3090. Перезахоронен в пос. Никель Мур­ манской области. В средней школе № 2 г. Воскрссенска музей П. В. І Н В Я ш Стрельцова. СТРЕЛЬЦЫ, военизированное подразделение, со­ зданное для охраны Кольского острога в 1624. Посадско­ го населения в то время в городе насчитывалось около 30 дворов, а служивого - около 190 дворов, в которых жили 500 стрельцов и 8 пушкарей с семьями, всего около 2 тысяч человек. Их военная служба была пожизненной. В отставку уходили только по старости или болезни. Вза­ мен на службу зачислялись их сыновья. Стрельцы полу­ чали государственное денежное и хлебное довольствие. Стрелецкая служба заключалась в охране Кольского ос­ трога, казенных складов и учреждений, несении «отъез­ жих караулов» - у Цып-Наволока, на Туломе и в других местах (всего до 15). Они вели также пограничную раз­ ведку, выезжали в Москву с казноіі, донесениями, пре­ провождали колодников, собирали налоги и пошлины, разыскивали беглых, приводили людеіі по вызову воево­ ды, выполняли казенные работы. В мирное время отпус­ кались на тресковые промыслы. Среди них было сильное имущественное расслоение: одни владели крупными про­ мысловыми угодьями, рыболовными судами и снастями, другие, не имея ни того ни другого, нанимались работни­ ками к богатым промышленникам и стрелецким команди­ рам. С 1713 стрельцы стали именоваться солдатами. В чис­ ле последних в России преобразован в солдатский бата­ льон Кольский стрелецкий полк и включен в состав Устюжснского полка, который размещался в Архангель­ ске. В 1715 250 кольских стрельцов и 50 поморов взя­ ли в Балтийский флот. Летом 1801 орудия из Кольского острога вывезены на Соловки, а воііско перевели в Архан­ гельск. Лит. Ушаков И .Ф . Кольская старина. Мурманск. «СТРЕМИТЕЛЬНЫМ», эскадренный миноносец Се­ верного флота. Вошел в строй в ноябре 1938, входил в со­ став Балтийского флота. По Беломорско-Балтийскому каналу прибыл в Полярныіі летом 1940, вошел в брига­ ду эсминцев двухдивизионного состава Северного флота. Длина 113 м, ширина 10 м. Водоизмещение 2400 т, наи­ большая скорость 36 уз. Вооружение: 10 орудиіі разного калибра, 4 пулемета и 2 трехтрубных торпедных аппара­ та, механизмы для сброса бомб и мин. Экипаж 240-250 человек. Потоплен немецкой авиацией 20.07.1941 в Ека­ терининской гавани, напротив горы Вестник, в 50 м от берега. Полутонная бомба прошила корабль, и он разло­ мился. Корма затонула в 2-3 минуты. Погибли 9 офице­ ров, 102 человека старшинского и рядового состава, в том числе полковой комиссар В. М. Лободенко. 29.03.1942 «Стремительный» поднят. В губе Кислой в честь погиб­ ших членов экипажа «Стремительного» в 1969 установ­ лен обелиск. СТРОИТЕЛЬСТВО № 5 1 1 , поселок на север­ ном берегу Всрхнетуломского водохранилища. Возник в 1955 (зарегистрирован 15.09) в связи со строительством железнодорожной ветки Кола - Печснга. В конце 50-х гг. исключен из учетных данных. СТРОИТЕЛЬСТВО НИВАСТРОЙ, населенный пункт - см. Плотина Нивастрой. СТРОЙКА № 5 0 9 , строительная организация для сооружения железной дороги через центральную часть Кольского полуострова - Кировск (Титан) - Иоканьга. Подчинялась НКВД. В сентябре 1951 прибыли первые 15 военностроительных батальонов и 5 тыс. заключенных. 18.03.1953 НКВД освободили от строительства дороги и возведение ее передали Министерству путей сообщения. Значительную часть заключенных перевели в Псчснгский район, на стройку № 511 (возведение новых мощностей комбината «Псченганикель» и г. Заполярного) и на Даль­ ний Восток. С 25.07.1953 строительство дороги приоста­ новилось, и она не введена в строй. о СТРОЙМАТЕРИАЛЫ, понятие, объединяющее лю­ бые строительные материалы. На Кольском полуострове разведаны и подсчитаны большие запасы таких стройма­ териалов, как гнейсы, граниты, известняки, кирпичные глины, пески, хибиниты и другие. «СТРОИТЕЛЬ» - см. Стадионы. СТРЫГИН Василий П етрович (25.01.1920- 31.10.1979), майор, командир батальона 155 стрелково­ го полка 14 стрелковой дивизии 14 армии Карельского фронта, Герой Советского Союза (2 .11.1944). Род. в д. Кузнсцово Курышского раііона Алтаііского края, бело­ рус. Жил в г. Гѵрьевскс Кемеровской области. Учился в железнодорожном техникуме. В армии с 1939. Окончил Пуховичскос военное училище. В Великую Отечествен­ ную воііну в действующей армии с июня 1941. Воевал на Мурманском направлении. Отличился в Петсамо-Кирке­ несской операции. Овладев дорогоіі Титовка - Петсамо, со своим подразделением отразил 9 неприятельских атак. Успешно форсировал реку Пстса- мойоки и оз. Валгоярви. Ёпервыс в боевых действиях на Севере на­ ладил взаимодействие пехотинцев с легкими танками. Участвовал в освобождении пос. Петсамо и нор­ вежского г. Киркснеса. В этих боях его батальон уничтожил бо­ лее 600 неприятельских солдат и офицеров. В 1953 окончил Воен­ ную академию им. М. В. Фрунзе, командовал частью. Служил на Севере. С 1962 в звании полковни­ ка в запасе. Жил в Томске, рабо­ тал ст. преподавателем военной кафедры медицинского института. СТУДЕНЕЦКИЙ Николай Иванович, в 1938 и.о. начальника Мурманского тралового флота , с 1930 начальник Морлова. Род. в 1910 в Харькове, русский. Рано остался без родителей, был беспризорником. Учил­ ся в Тамбове, Архангельске. С 1938 в Мурманском тра­ ловом флоте: матрос, засольщик, помощник тралмейстера, с 1932 тралмейстер. СТЮАРТ Е ли завета К онстантиновна (28.09.1906-март 1975), писательница. В годы войны с делегацией трудящихся Новосибирской области приезжа­ ла на Карельский фронт и в Мурманск, побывала на З а ­ падной Лице и на Северном флоте. Опубликовала о за­ щитниках Мурманска несколько очерков в новосибирс­ ких газетах и журналах, которые потом вошли в ряд ее книг. Лит. Писатели о себе. Новосибирск, 1966. «СУББОТНИК», грузотпассажирский пароход Мур­ манского морского пароходства. Получен в 1939. 1.06.1942 потоплен немецкой авиацией в Мурманском морском порту. Погибли 8 человек, большая часть экипа­ жа и капитан А. М. Егоров остались живы. Пароход подняли и использовали как баржу морско­ го торгового порта. СУББОТНИКИ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ, еже годные апрельские рабочие субботы в канун годовщин со дня рождения В. И. Ленина. Традиция восходит к 20-м годам. Первый Всероссийский проведен 1 мая 1920. Боль­ шинство рабочих и крестьян трудились в этот день на своих рабочих местах, служащие, студенты, школьники, воины Армии и Флота использовались чаще на работах по благоустройству населенных пунктов. Субботники приносили немало дополнительных средств, которые использовались на строительство больниц, детских уч­ реждений. В Мурманской области выходило на субботни­ ки в конце 80-х гг. до 500 тыс. человек, каждый второй житель. В последние годы извлечение дополнительных средств с помощью субботников становилось самоцелью, и граждане СССР могли отработать этот день бесплатно в любое другое время. Субботники прекращены с началом рыночных отношений. Попытки возродить субботники на другой основе пока не увенчались успехом. СУВОРОВ Евгений К он стан тинович (26.01.1880-30.12.1953), зоолог, и х т и о л о г . Р о д . в Петер­ бурге, русский. Участвовал в экспедициях по изучению биологии и промысла рыб и морского зверя Белого моря. СУВОРОВ Родион Михайлович (1.04.1914-?), капитан, зам. командира эскадрильи 118 разведыватель­ ного авиаполка ВВС Северного флота, Герой Советского Союза (31 .05 .1944). Род. в пос. Висим Пригородного района Свердловской области, русский. После школы Ф ЗО работал на вагонном заводе в г. Нижний Тагил, в «Уралзолоте». Окончил Пермскую военную авиашколу (1939), Энгельсское военно-авиационное училище (1940), Высшие курсы усовершенствова­ ния офицерского состава ВВС Во­ енно-Морского Флота (1945). В Великой Отечественной с июня 1941. Воевал в бомбардировочной авиации Западного, Ленинградско­ го и Волховского фронтов. Дваж­ ды был ранен, но возвращался в строй. С ноября 1942 на Севере. Совершил более 300 боевых выле­ тов на воздушную разведку, обна­ ружил около 8800 кораблей и транспортов противника на море и в портах. С 1948 майор запаса. Жил в Москве, работал в Граж­ данской авиации. «СУДАК», рыболовный траулер (РТ-54) Мурманского тралового флота; построен в 1931 в Киле (Германия). Корпус стальной, клепаный. Длина 47,5 м, ширина 7,85 ** м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 768,92 т. Полезный груз 170,5 т. Мощность машины 560 л.с. Экипаж 38 человек. В Великую Отечественную сторожевой корабль «Муссон» (СКР -23 ) Северного флота. 11.10.1942 подорвался на минах в проливе Маточкин Шар на Новой Земле. Коман­ дир капитан-лейтенант Г. Я. Козин и 21 член экипажа спасены, 23 моряка погибли. СТР - СУД Арон ГЕХМАН, бывший главный инженер ------------------------ Териберской моторно­ рыболовной станции АВГУСТ 47-го года, конец полярно­ го дня, начало тем­ ных ночей. В это время колхозные мо­ торные боты, да и гоеловецкие, начали промышлять мурман­ скую сельдь дриф­ терными сетями. Вечером, уложив на промысловой пло­ щадке порядок (це­ почку) из 50-60 дрифтерных сетей, скайлов вожак (длинный раститель­ ный трос длиной око­ ло двух километров), наплава в виде герметичных деревянных бочат (это уже потом появились ре­ зиновые), экипажи суденышек отчаливали от причала и удалялись на 10-15 миль от берега. После поискового курсирования, ориентируясь по скоплениям чаек, бакланов и морского зверя, выметывали наплава-бочата и сети, на ходу судна прикрепляя их поводками к вожаку. Так образо­ вывалась сетная стенка длиной 1500-1800 метров Ф о то 50 -х годов Первый опыт и высотой 6 метров - так называемый дрифтерный порядок. Двигатель останавливался. Суденышко вместе с дрифтерным порядком ложилось в свободный дрейф. Отсюда и название вида промысла - дриф­ терный. Места для лова сельди дрифтерными сетями вы­ бирались на основании многолетнего опыта, на пу­ тях миграции сельди, изученных лабораторией сельди ПИНРО. Но не всегда удачно складывал­ ся дрейф. Одни - с уловом, а другим обидно на рассвете выбирать из воды полтора километра по­ лупустых, а то и пустых сетей. Эффективность ра­ боты на дрифтерном промысле сельди зависела от удачи, от того, наткнулась в дрейфе сетная-стен- ка на сельдь или прошла по пустому месту. Про­ мысел оставался пассивным, слепым, рыбаки полагались на «счастливый случай». Тем временем, с окончанием войны, началось пополнение прибрежного колхозного и гословец- кого флота за счет возврата мотоботов из Север­ ного флота, а также поступили и первые трофейные сейнеры и СРТ. И вот в середине августа 1947 года нежданно к причалу в Лодейном, где располагалась Терибер- ская МРС (моторно-рыболовная станция), подо­ шли два корабля Северного флота типа «большой охотник» под бортовыми номерами 243 и 245. Вместе с директором МРС Степаном Григорьеви­ чем Иудиным мы были приглашены на борт 243-го, где встретились с прибывшими секретарем обкома партии В.А. Прокофьевым, зав. отделом рыбной промышленности облисполкома М.И. Чечениным, управляющим Кольским госрыбтресгом Е.А. Петру- шихиным (нашим непосредственным начальником) и до того еще малоизвестным нам научным сотрудни­ ком ПИНРО Олегом Киселевым. Руководители под­ робно расспросили нас о ходе промысла и нашей оценке подходов сельди, о выполнении плана выхо­ да судов на промысел, обеспеченности промснаря- жением, топливом, продуктами. Мне, Киселеву и командирам кораблей было поручено всесторонне испытать и внедрить на поиске сельди установлен­ ную на кораблях поисковую технику, разработать тактику поиска косяков сельди и организации навод­ ки промысловых судов. В свободное время экипажи «охотников» должны были выполнять свои задачи по боевой подготовке. «Большие охотники» - композитные суда амери­ канской постройки - успешно принимали участие в военных действиях на северном морском театре. Ус­ тановленные на судне три мощных многооборотных двигателя позволяли им развивать скорость до 35 узлов, что давало возможность за короткое время обследовать большую акваторию. а і / ШШЗі\ 9 - 1 5 июля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz