Рыбный Мурман. 1999 г. Июль.

ВСТРЕЧИ (Продолж ение . Н а ча ло в № 2 3 ) И з О Д Е С С Ы Р а й к и н и часть актеров , те, что были москвичами , о т п р а в и л и с ь в М о с к в у . Там п р е д ­ стояли гастроли . А мы , л енин г р а д ­ цы , о т бы л и на н е с к о л ь к о д н ей в Питер . Актерам предстояли недель ­ ные к ани ку лы , мне ж е - многочис ­ л е н н ы е о тч еты но ф и н а н с о в о й деятельности театра . Н а все про все о т в о д и л о с ь д в а д н я с тем , чтобы к а к можно р ан ьш е выеха ть в б ело ­ каменную . Ведь в о б я з анно с ти а д ­ министратора входили подготовка к гастролям , з а к а з транспорта , прием д е к о р а ц и й , о т к ры т и е сче та в б а н ­ ке... Словом , дел х в а т ало . В Пите ­ ре управил ся быстро и на «Красной стреле» отбыл в столицу . Все п р о б л емы в М о с к в е реша - -Но ги моей зд ес ь не будет. О д н а к о м уж чины у с покоили з а ­ г а д о чн ую гостью . А я , и з в и н и в ­ шись , с к а з а л , что о с в ед ом лю с ь у Райкин а , куда их посадить. В снис- ке -то н и к а к о й П р омы с л о в о й не было . Когда вошел в гримерную , М а с ­ тер с т р я х и в а л невидимые пушинки с костюма и готовился к выходу на сцену . -Аркадий И с аако вич , там к ака я - то П р о мы с л о в а пришла ... К у д а ее с аж а т ь ? Р а й к и н и з ум л е н н о в з г л я н у л на меня , отыскал на гримерном с толи ­ ке к а кую - т о т а б л е т к у , п о л ож и л в рот. Потом присел на стул . -К у д а ? - п о в т о р и л он . — Д а в л ож у немедленно посадить! Это же ж е н а гл а вы Моссовета! Что ж е вы, Витя , такой незнайка ... О пром е т ью бро сил с я вниз . Р а с ­ сып ал ся в и з вин ени ях . Дама , види ­ мо, отдала д а н ь моей молодости и н аи в н о с т и и см е ни л а гнев на ми- Виктор ПОРТНЯГИН Р а с с к а з ы з а к а і - і ч и в а - Л И С Ь , и снова н ачинал а сь р епе ти ­ ци я . Р а б о т а л М а с т е р ж е с т к о . Но это не з н а чи т грубо . Просто требо ­ вал от актеров полной отдачи, зная , кто на что способен . Он очень р е в ­ ниво отно сил с я ,, к а к т е п е р ь г о в о ­ р я т , к и м и дж у т е а т р а . И к а к ни с т р ан н о , к т в о р ч е с т в у а к т ер о в , сло вн о видел в н их к о н к у р е н т о в . Прив еду такой пример . Мы работали уж е в ГКЦ З « Р о с ­ сия» , и Р ай кин н еожид анно прибо ­ л е л . Н а эт о т с лу ч а й имелся з а п а с н о й в а р и а н т — с б о р н а я п р о ­ грамма «Избранное» , в достаточной степени смешная и на хорошем про ­ ф е с сион а л ьном уровн е . Солир о в а л в ней Л я х о в и ц к и й в паре с М а к с и ­ мовым , братом Р ай кин а . В этот ра з р еш и л и п о к а з а т ь ее . П е р вы й акт прошел на «ура» . Л я х о в и ц к и й был д о в о л ен д о г л у б и ны д уш и т аким приемом . Еще бы, цен тр ал ьн ая сто ­ ли чн а я сцена! И в д р у г в а н т р ак т е н еожи д анн о з а к ѵлпсами по я вил с я Р ай кин . -П о л у чш е с т ало , р еш и л з а г л я ­ нуть, к а к вы без меня , - с к а з а л он, у лы б а я с ь . -Все х орошо , - в один голос у с ­ п о к а и в а л и его а к т е ры . — З р и т е л и принимаю т отлично... Н а мой в з г л я д , они с о в е рш и л и ошибку . Выходило , что и без М а с ­ тера спектакль принимается отлич ­ но . Н а в е р н о е , это п р о б у д ил о ревность . -•Пожалуй, прочту п ару м он о л о ­ гов, - решил Арк адий Ис аакович . Л я х о в и ц кий сник . Работа ть пос­ ле Мас т ер а кр айн е сложно . И весь успех шел псу под хвост. З а м о л к п ер е з вон тр е т ь е го з в о н ­ к а . З р и т е л и р а с с е ли с ь по своим местам . З аж г л и с ь п р ож е к т о р а . И з стыка з ана в ес а появила с ь с тройная фи г ур а Райкина . З а л словно замер , и потом м е р т в а я т иш и н а р а с к о л о ­ лась громом оваций . Казалось , р у х ­ нет потолок . М а с т е р о тчи т ал д в а м оноло г а . Прошел в свою гримерную . -Вот т е п е р ь сам в иж у - з р и т е л ь н о рм а л ьный . Работайте . З а п р ещ а л он а к т ер ам снима ть с я в кино . И с к лю ч е н и е с о с т а в л я л а Горшенина , жен а известного режи с ­ сера Ф р и д а . О н а поя вл ял ас ь в эпи ­ зодических р о л ях в ф ил ьм а х своего мужа . Д аж е запись на радио без ве­ д ом а Р а й к и н а т у т ж е о тм е н я л а с ь ! Так случилось в Одессе , когда Л я - х о в и ц к и й с М ак сим о вым « п о р а б о ­ т а л и » на местном р а дио . З а п и с ь бы л а просто стерта. М ежд у прочим одной из причин у в о л ь н ен и я из т е а т р а Ж в а н е ц к о г о стали его с амостоят ельные к о н ц е р ­ ты , на ко т о рых иной р а з чит ались м он оло ги , к у п л е н ны е т е а т ром . Т р у д н о с к а з а т ь , п р а в бы л Р а й к ин или нет. Во всяком случае я сн а ч а ­ л а не мог понять такой щепетильно ­ сти . - Д ош л о п о зж е . Ведь театр со здал он и относился к нему к ак к родному ребенку . Т а к что все было вполне ло гично . * Га с т роли в « Р о с с и и » д о л ж н ы были продли ть ся до июня . Все р а с ­ пи с ано по д н ям . И вр о д е сю р п р и ­ з о в н и к а к и х не п р е д в и д е л о с ь . Но человек предполаг ае т , а Б о г р а сп о ­ лаг ае т . Н е ож и д а н н а я т р а г еди я вн е ­ сла свои коррективы в наши планы . ли сь на уди вл ени е легко . Им я Р а й ­ ки н а д е й с т в о в а л о м а ги ч е с ки . Ч и ­ н о вни ки всех р ан г о в с р адо с т ью приним а ли в под арок ф о то М а с т е ­ р а с а в то гр афом , а при глаш ени е на сп е к т а к л ь и вовсе приводило в во ­ сторг. Н а до ска за ть , трепетное у в а ­ ж е ни е к нему бы л о д а ж е у б о л ьш и н с т в а лю д ей из э л и т ны х кругов . Не за ви симо от того, имели они отношение к искусству или нет. h Они почитали д л я себя честыо по ­ бы в а т ь з а к у л и с ам и , о тд а т ь д а н ь у в аж е н и я Р а й к и н у . С кем т о л ь к о не приходилось встречаться по д о л ­ гу с луж бы и мне! В мои о б я з а н н о ­ сти в х о д и л а и в с т р еч а гостей на служебном входе по спискам , ко то ­ ры е мне н ади к т о вы в ал а по т е л еф о ­ ну К а т я , д о ч ь Р а й к и н а . Ц ела я в ер ениц а зн ам ени то с т ей встает пе­ р е д г л а з ам и : с о л и д ны й Арбу зов , и з ящный б елокурый к расавец Л ие ­ на , с е р ь е з н о - см еш л и вы й Бы к о в , з в е з д а тех лет Киндинов , н ачин аю ­ щий эс традник Ха занов , убеленный сединами Моисеев... В с в я з и с этим в спомин а е т с я один к у р ь е з ны й с лу ч а й . Гастроли н а ч и н а л и с ь в М о с к о в с к ом т е а т р е эстрады , что на Берсеневской набе ­ режной , и я впервые з ан я л место на с л уж е б н ом в ход е , д а бы в с тр еч а т ь гостей . С пи с о к бы л д л и н н ы й , но все приходили з аранее . И минут за п я т н а д ц а т ь д о н а ч а л а с п е к т а к л я в о к р у г всех ф ам и л и й п р и г л аш е н ­ ны х с тояли а к к у р а т ны е галочки . Собр ал с я уж е отправить ся з а к у ­ л и сы , к а к р а с п а х н у л а с ь д в е р ь и в ош л а д а м а в ш и к а р н о й шубе ( д о си х нор не з н аю , что это бы ли за м е х а ) в с опр о в ож д е н ии д в у х м у ж ­ чин . -Простите , вы к ком у ? — о с в едо ­ мил ся я . Дама поразилась , лицо ее покрас ­ нело, как будто ск а з ал нечто непри ­ стойное . -Я Промы слов а , - надменно б р о ­ сил а она , ож и д а я некоей н е п о н я т ­ ной мне р е акции . Кто т а к о й П р омы с л о в , но п р о ­ стоте д уш е в н о й не з н а л и посему решил съя звить : -А я Портнягин ... Н а минуту пок а з ало сь , что даму хва тит у д а р . О н а вы т а р ащ ил а г л а ­ з а и словно онемела . З а т ем р а з в е р ­ нул ас ь к выходу : л о с т ь . Д а ж е п о з в о л и л а помочь сня ть шубу. Словом , к онф ли к т был ул аж ен . Хотя эту историю еще д о л ­ го в спомин а ли а к т е ры , б е з з л о б н о п о дш у ч и в а л и , д е с к а т ь , что ему Промы слов , он Пор тн я гин . В те времена любоіі театр , любой а к т е р , к а к о й бы он и з в е с т ны й ни был , полностью зависел от р а споло ­ ж е н и я п а р т и й н ы х ф у н к ц и о н е р о в . О т них зависели з в ани я , поездки за г р а н и ц у , вы п у с к н о вы х с п е к т а к ­ лей... Р ай кин эту н е з р им ую влас ть испытал на себе, заработав несколь ­ ко и нф а р к т о в после р а зно с о в наверху за идеологически невыдер ­ ж а н н ы е с п е к т а к л и . Н е помо г ало д аж е хорошее расположение к нему Б р е ж н е в а . О т н о с и л с я А р к а д и й И с а а к о в и ч к п а р т и й ным бон зам весьма своеобра зно . С одной с торо ­ ны , с у в аж е н и ем , но с д р у г о й - с е д кой и р они ей , к о т о р а я п р о р ы в а ­ л а с ь в к аж д о й м и н и а тю р е . М о с ­ к о в с к а я п у б л и к а з а м и р а л а от смелости р епри з . С л иш к ом уж я в ­ ны е в о з н и к а л и к о л л и з и и . Поч ему ему р а зр еш али это? Думаю , д а в а ли народу возможность поиметь некую отдушину , получи ть и ллю зию сво- б о д о с л о в и я , тем бол ее что ничем с е р ь е зным оно о б е р н у т ь с я Не м о г ­ ло . С п е к т а к л и ш л и п ри иол- пых з а л а х . Б и л е ты к упи т ь было пр актич ески нево зможно . Днем р е ­ петировали новую программу . Все­ гда с удовольствием , сидя в уголке , смотрел на процесс рожд ени я спек ­ т а к л я . И н о г д а Р а й к ин п р е ры в а л р е п е тицию и н е ож и д а н н о в с п ом и ­ нал какой -нибудь эпи зод из жи зни , что было вдво ііне инт ересно . С к о ­ рее всего он при этом сам ра с с л аб ­ л я л с я и актеров на некоторое время з а с т а в л я л оторв а ться от работы . Вот одн а из и с т орий . В с о р о к о ­ вые годы Р ай кин жил в пер ерыв ах между фронтовыми поездками в го­ с тиниц е «М о ск в а » . П р а вд а , по зже он имел дв е к в а р т и ры : одну в Л е ­ нинграде на Киров ском проспекте , другую в Москве в Благовещенском переулке . Но это было значительно позже . В д алеки е годы Р ай кин под­ готовил новую программу для пока ­ з а б ойцам и р ешил п р и г л а с и т ь на просмотр самого С т алин а . Написал письмо , з а п е ч а т а л в к о н в е р т , на ко тором к р у п ны м и б у к в ам и кр а со в а л а с ь надпись : «И .В . С т алину . Л и ч ­ но». На Красной пло­ щади у в о р о т въ е зд а в Кремль отдал часо ­ вым. К а к он р а с с к а з ы ­ в ал , о тв е та в общем- то не ж д а л . Но чем ч ер т не шутит . Д н я через д в а в д в е р ь но ­ м е р а п о с т у ч а ли . Н а пороге стоял военный в шинели с голубыми п е т лицами . _ -Вы Р а й к и н ? — о с ­ ведомился он. — Вам п р а в и т е л ь с т в е н н ы й пакет. После того к ак все ф о рм а л ь н о с т и с его п олуч ени ем бы ли вы п о л н е ны , А р ­ к адий И с а а к о в и ч в з я л его в руки . Внутри о к а з а л а с ь бумага , и спи сан ­ ная к ра сным к а р анд аш ом . А внизу подпи с ь : С т а ли н . Он и з в и н я л с я , что не мож е т прийти . Время т р у д ­ ное. Н о п о сл е в ойны н еп р ем енн о посмотрит сп ек т акль . Т а к что д о в о л ь н о р и с к о в а н н а я за тея з а ко н ч и л а с ь вполне б л а г опо ­ л учно . О д н а к о С т алин т ак и не по­ сетил театр . Н а н ам я т ь у Р а й к и н а ос талось т о л ь к о письмо . 2 - 8 июля 1999 года з л т п

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz