Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.

* СВ С е Вы пуск № 3 'вгодня рыбацкий еженедельник вновь предоставляет свои страницы "Арктической звезде ' - именно так называлась газета тружеников Мурманского морского пароходства. И хотя эта газета вот уже несколько лет не выходит ; но остались ее читатели , которые могут найти в ‘Рыбном Мурмане ' не только статьи об основных проблемах моряков Севера, но и постоянную информацию о дислокации кораблей пароходства. Кратчайшим путем В пароходстве начата подготовка к эксперимен­ тальному сверхраннему транзитному рейсу по Сев- морпути теплохода “Иван Папанин” под проводкой атомного ледокола “Россия”. Он призван продемонстри­ ровать эксплуатационные возможности нашего флота при перевозке грузов крат­ чайшим путем из Мурманска в страны Азиатско-Тихооке­ анского региона. Грузоотправителем вызва­ лась быть южнокорейская компания “Юсон Глобал” , подписавшая протокол наме­ рений с ММП. Она обязуется изыскать варианты загрузки теплохода продукцией, заку­ паемой в северных регионах России, для ее доставки в ко­ рейский порт Пусан. ѵ^овсем недавно, в середине февраля, исполнилось сто лет со дня подъема Государственного флага России на ледоколе “Ер­ мак”. А поскольку это судно было первым в мире приспособленным для плавания в Арктике, то вполне резонно считать эту дату как столетие основания ледокольного флота. К сожалению, “Ермак” пошел “на иголки”, сохранился лишь якорь, что установлен на проспекте Ленина. Однако остались ветераны, которые трудились на ледовых трассах в составе его экипажей. Решили они встретиться, чтобы поговорить не только о днях минувших, но и о сегодняшних проблемах. В помещениях музея пароход­ ства многолюдно, в глазах рябит от множества форменных ките­ лей с золотыми шевронами на рукавах. Внимательно разгляды­ вают ледовые капитаны много­ численные фотографии, вспоминают былое. Странные дела творятся нын­ че. Веками русские люди стреми­ лись к Северу. Сотни экспедиций снаряжались для исследований арктического региона. Было аб ­ солютно ясно, что для освоения приполярных районов Сибири и Дальнего Востока требуется про­ ложить судоходные трассы. А для этого нужны специальные суда. Вот и строился ледоколь­ ный флот, осваивался Северный морской путь. Сегодня вроде как он и не ну­ жен. По крайней мере складыва­ ется такое впечатление. Через шесть - восемь лет атомоходы потребуют замены. Только вот заменить их нечем. Разве что атомоходом “50 лет Победы", который строится в Санкт-Пе­ тербурге вот уже 15 лет. Пока еще в России самый многочис­ ленный и мощный ледокольный флот в мире. А что же будет даль­ ше? Разговорился с Анатолием Ва­ сильевичем Александровичем, заместителем генерального ди­ ректора пароходства. - Может, не нужен нам Север­ ный морской путь, да и атомохо­ ды тоже? - Как это не нужен? - даже уди­ вился Александрович. - Без него весь сектор Западной Арктики На снимках: капитан-наставник пароходства ветеран Леонид Степанович Селиверстов; "ледовые" капитаны вспоминают... Фото автора. окажется бесхозным в плане дос­ тавки грузов, нефтепродуктов. А ведь это и отдаленные погранза­ ставы, и Дудинка, и Певек. Кро­ ме того, необходимо доставлять с Приобского месторождения га­ зовый конденсат. Кстати, он пользуется большим спросом в Западной Европе. Сохранить не­ обходимо нажитое. А пароход­ ству передать функции оператора не только ледокольно­ го флота, но и завоза. И, конеч­ но, наладить финансирование. Да вы поговорите с нашими “старейшинами". У одного из стендов заметил Леонида Степановича Селивер­ стова, ветерана, капитана-на- ставника пароходства. - Каково, на ваш взгляд, сегод­ ня положение в Арктике? Леонид Степанович на секун­ ду задумался и покачал головой: - Худо обстоят дела. Арктика превратилась в задворки некогда великой северной державы. Ну а флот? Да как вся страна, так и флот. Расформировывают его: кто-то отхватил суда, кто-то при­ чалы... А мы только горестно го­ ворим: “ Ну что творят?” . - А раньше что же, проблем не было? - Были. Но атомные ледоколы второго и третьего поколений достигли Северного полюса, провели транспортные суда с за­ пада на восток по высокоширот­ ным трассам в сверхранние сроки, обеспечили круглогодич­ ную навигацию в Западном сек­ торе Арктики. Всего и не перечислить. Кроме того, были проработа­ ны перспективные планы даль­ нейшего развития арктического мореплавания и освоения север­ ных регионов Сибири и Дальне­ го Востока, транзитного плавания из Атлантического в Тихий океан - в Юго-Восточную Азию и к западному побережью США и Канады. Вопросов же финансирования не возникало. Всем была понятна важность Ар­ ктики. - Не знаю как вам, а мне ны­ нешняя ситуация чем-то напоми­ нает судьбу “Ермака”. Такое же отношение к накопленному. - Точно, - подтвердил Леонид Степанович. - Мне пришлось ра­ ботать на “Ф. Литке" и на “Лене" в 1954 - 1957 годах. И я имел возможность вблизи на­ блюдать работу “ Ермака”. Все­ гда поражала его активная подвижность во льдах. А ведь ему, “ Еремушке” , как называли его моряки, было тогда почти 60 лет. И все же в сентябре 1956 года он совместно с ледоколом “ Ка ­ питан Белоусов" провел караван в составе 67 судов. Это были в ос­ новном речные суда различных типов. Такого в Арктике еще не случалось. А его - под резак! Когда встал вопрос о сохране­ нии легендарного “ Ермака" как музея, у чиновников уже был го­ тов ответ: “ Беречь “ Ермак” как реликвию очень дорого. К тому же ледокол не имеет каких-то особых заслуг” . Вот и вся оценка трудов ледокола. В 1965 году по­ ставили его как утиль, облили соляркой и подожгли. Несколько суток пылал он дымным факе­ лом и потом превратился в груду металлолома. Так и пароходство нынче ока­ залось в некотором роде в анало­ гичном положении. Трудись, пока есть силенки, а там будь что будет. Гори ясным пламенем. Вот такой нерадостной оказа­ лась встреча. Одно вселяло опти­ мизм - решение создать в Мурманске ассоциацию исследо­ вателей Арктики. Может, она со­ вместно с руководством пароходства сможет пробить же­ лезный заслон равнодушия. Виктор ВИКЕНТЬЕВ. Учебно-тренажерный центр Мурманского морского пароходства оказывает следующие виды образовательных услуг: V курсы судоводителей на радиолокационном тренажере (ПЕЛЕНГ) по примене­ нию судовых радиолокационных средств (РНП и САРП); V курсы повышения квалификации по судоводительской и судомеханической специальностям и проверка знаний по данным специальностям; V курсы тренажерной подготовки лиц морских профессий к борьбе за живу­ честь судна и безопасной работе на нефтяных танкерах (УТС “ КОЛГІИНО” ); V курсы подготовки по специальности “ матрос” , “ моторист” , “ оператор ЭВМ” ; V курсы морского английского языка, в том числе по радиотелефонии. Справки по телефонам: 5 2 -5 2 -1 2 , 5 2 -3 0 -1 3 , 5 2 -6 4 -5 0 (англ. яз.). Адрес: ул. К. Либкнехта, 46/1, каб. № 216. С 9.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья. Лицензия департамента мореплавания Минтранспорта РФ N9 8 от 18.10.1998 г. Лицензия управления образова­ ния администрации Мурманской области № А 730842 от 20.03.1997 г. 26 февраля - 4 марта 1999 года Мурманское морское п а р о х о д с т в о СДАЕТ В АРЕНДУ пом ещ ения под офисЫ : ул. Книповича, 23; ПортоѲЬій проезд, 31а; дл. К. Либкнехта, 46/1. Цена договорная. Справки по тея . 45-09-28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz