Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.
THE PRESS Р ы б а к и ш т о п а ю т сети И с т о р и я р ы б н о г о х о з я й с т в а п о с т с о в е т с к о й Р о с с и и - п р е ж д е в с е г о и с т о р и я о б ю р о к р а т и ч е с к и х п р е о б р а з о в а н и я х о т р а с л и , к о т о р а я , п о ж а л у й , к а к н и к а к а я д р у г а я , з а п о с л е д н и е г о д ы п о д в е р г а л а с ь м а с с и р о в а н н о м у р е ф о р м а т о р с к о м у н а п о р у . М и н и с т е р с т в о р ы б н о г о х о з я й с т в а п р е в р а щ а л о с ь в г о с у д а р с т в е н н ы й к о м и т е т у п о т о м в к о м и т е т - у ж е б е з с л о в а “ г о с у д а р с т в е н н ы й ” . Ч у т ь п о з ж е о г р о м н о е х о з я й с т в о т р а н с ф о р м и р о в а л о с ь в о д и н и з м н о г и х д е п а р т а м е н т о в М и н и с т е р с т в а с е л ь с к о г о х о з я й с т в а и п р о д о в о л ь с т в и я . И в о т с н о в а о т р а с л ь в о з р о д и л а с ь в в и д е н е д а в н о в о с с т а н о в л е н н о г о г о с у д а р с т в е н н о г о к о м и т е т а ( с о к р а щ е н н о Г о с к о м р ы б о л о в с т в о ) . К о н е ч н о , в се э т о д е л а л о с ь д л я т о г о , ч т о б ы б ы л о у к а к в о д и т с я у л у ч ш е . А в о т о т о м , ч т о п о л у ч и л о с ь , ч т о с е г о д н я в “ с у х о м о с т а т к е ” у - б е с е д а с н е д а в н о н а з н а ч е н н ы м н а п о с т п р е д с е д а т е л я Г о с к о м р ы б о л о в с т в о Н и к о л а е м Е Р М А К О В Ы М . - С чем вы столкнулись в са мом начале вашей работы? Что увидели? Ваши первые впечат ления? - Отвечу коротко: положение в отрасли тяжелейшее. Я прёд- ставлял , знал , что существует кризис отрасли , но даже не предполагал, что он настолько глубок. Флот - основа рыболовства - развален до основания . Если мы говорим, что в Отечестве около четырех тысяч рыболо вецких и иных свя з анных с промыслом судов, то из них только четыре процента при надлежат государству. К тому же износ судов превышает 70 процентов. В тяжелейшем по ложении спасательный флот. Вот и судите сами. - А рыбопромышленность, переработка? - Она в еще более плачевном состоянии. Приватизация всех рыбохозяйственных объектов привела к тому, что рыбопере работка отдана была в руки тех людей, которые оказались не в состоянии обеспечить ее п ро цветание и подъем. А ведь 40 процентов белков мы получаем от рыбной промышленности. - Получается, что вы как бы генерал б е з армии? И можно ли говорить о восстановлении отрасли? - Я отвечаю - да, можно. По чему? Чем мы располагаем? Прежде всего колоссальными биоресурсами. Может быть, са мыми богатыми в мире. Слава Богу, сохранилась наука - она в руках у государства. При оп ределенной поддержке в науку можно вдохнуть вторую жизнь. Как ни странно, но осталось достаточно много профессио нальных кадров. У нас 17 выс ших и средних учебных заведений, сохранились препо давательские кадры . Это уже немало. Хотя, не лукавя , ск а жу: вертикаль власти потеряна сверху донизу. - Как я понимаю, вы собира етесь ее восстанавливать. На верное, речь идет о каких-то территориальных управлени ях? - Да, конечно. Мы будем со здавать маленькие , компакт ные, легко маневрирующие органы управления. С тем что бы ресурсы правильно распре делялись , мы могли бы ими управлять и контролировать . Причем замечу: я не собираюсь кого-либо чего-либо лишать. - Наверное, один из глав нейших вопросов к вам - это об отношении к приватизиро ванным портам и приватизиро ванной промышленности. Собираетесь ли вы возвращать их, а заодно и рыбоохрану в лоно комитета? - Что меня прежде всего по разило , так это приватизация портов. В любом государстве это вызвало бы, мягко говоря, удивление: как это стратегичес кий объект, коим является порт, может принадлежать час тному лицу? Мне это непонят но. Надеюсь, что мне удастся провести анализ приватизации хотя бы крупных портов. Прежде всего хочу выяснить, правильно ли она проведена и в чьих руках порты находятся . То же скажу и о рыбохо зяй ственных объектах. Другое дело рыбоохрана . И разговор о ней, надеюсь, у нас будет впереди. Пока могу лишь сказать: я плотно собираюсь работать с пограничными войс ками, которым в соответствии с указом президента тоже пору чена охрана биоресурсов. - Думаете ли вы о более сильном влиянии государства в лице Госкомрыболовства на внешнеэкономическую д ея тельность? - Обязательно . Это первей шее в нашей деятельности хотя бы потому, что это очень сл а бое место в работе отрасли . Бесконтрольно уходит за р у беж валюта. Р азве можно с этим мириться? Сейчас совмес тно с ГТК и Министерством экономики думаем, как заинте ресовать российского рыбака так, чтобы рыба оставалась в родных портах, чтобы она по падала на наш стол. Ведь зачастую от иностран цев наш рыбак получает цену меньшую, чем у нас в стране. Правда, деньги получает сразу и “живьем” . Да и налоги не платит. У нас же на него набра сывается толпа чиновников . Слишком долго рыбак стоит в наших портах , терпя одни убытки. Я же убежден: больше суток рыбак в порту находить ся не может и не должен . Тут возникают и вопросы тарифно го регулирования, контроль со стороны таможенных органов, многое другое. Этим мы и з а няты. - Говорим о рыбаке, но ры бак б е з флота не рыбак. Я знаю о том, что было взято 120 судов в лизинг за р у б е жом. Оправданно ли это? - Я уже говорил, что 70 про центов нашего рыболовецкого флота изношено. Мы об этом знаем и, конечно, будем обнов лять наш флот. И в основном будем работать с отечественны ми предприятиями. Они строят суда не хуже, чем за границей. У нас уже есть программа , и, повторюсь, с опорой только на отечественное судостроение. - Наверное, я был бы не правильно понят нашими чита- АКЦЕНТ телями, если бы не спросил вас, Николай Александрович, о распределении квот. Каким же оно будет теперь? '- Мы выработаем новый по рядок их распределения, офор мим его как постановление правительства . С тем, чтобы распределение квот находилось как бы под двойным контро лем. - Что-то уже сделано в этом направлении? - Да, вот, скажем, такой при мер. Наши рыбаки , получив квоту, отвозят рыбу куда угод но, но только не в Россию. В то же самое время в Москве су ществует крупное предприятие, располагающее целой сетью хо лодильников , мощностями по переработке рыбы. И они про стаивают. Нет сырья. Так вот, теперь , выдавая квоту, мы будем обязывать ры баков поставить, условно гово ря, 500 тонн рыбы этой фирме. Вот вам и контроль . Словом, если получившие от нас квоты не будут обеспечивать потреб ности внутреннего рынка в сы рье, мы лишим их и квот, и лицензии на судно. - А вот как быть с деньгами за квоты, что отданы регио нам? - Это серьезнейшая пробле ма. Да, действительно, сегодня все промышленные квоты мы отдаем в регионы. Грубо гово ря, губернаторам, где они и ос таются . Но справедливости ради замечу , что зачастую на рыбацкие деньги живет регион - врачи, учителя и так далее. За счет рыбы поддерживается жизнеобеспечение многих горо дов и поселков. Так справедли вы ли претензии к регионам и их руководителям? Словом, идет становление Госкомрыболовства, масса воп росов организационно -право вых. Потому предметный разговор у нас с вами еще впе реди. Беседу подготовил Александр ГАВРИЛЮК. В конце прошлого года депутаты областной Думы на семинаре-совеща- нии с руководителями рыооловецких флотов и береговых предприятий Мурманска обсудили ряд насущных проблем, устранение которых могло бы способствовать развитию рыбохо зяйственного комплекса. Тогда же было решено обобщить реально вы полнимые при поддержке областной администрацші и законодателей пред ложения рыбопромышленников, пор товиков, судоремонтников. В с е 28 , одобренных советом директоров “Севрыбы” , вошли в план меропри ятий, который утвержден председате лем Думы Павлом Сажиновым. Отдельные и з них могут быть реали зованы на уровне местных органов власти, большинство в части совер шенствования таможенного, налого вого и иного законодательства требуют решений центра. Многие пункты плана касаются Мурманского морского рыбного порта. Суть их комментирует управляю щий портом Валерий КУСКОВ: - Вместе с ры б аками мы просили отменить т ам ож ен ные пошлины на о борудо вание , компл ек тующи е изделия , запчасти , поставля емые в Мурманск по импор ту д л я ремонта судов и средств м ехани з ации порта. Администрация и Дума д о л жны были обратиться в п ар л ам ен т с з а к о н о д а т е л ь н о й инициативой о внесении и з м енений и д о п о л н ен и й в Таможенный кодекс . Губер натор Юрий Евдокимов при в стр еч ах с пр ед с ед а т ел ями пр ави т ел ь с т ва Прим аковым и ГТК Д р а г ан овым уж е д о говорился об отмене пошли ны на з апч а с ти . Соответствующий приказ го т о ви т с я . Мы не в о зр аж а ем с н и зи т ь с т а в к у НДС до 10 процентов на услуги , о к а зы ваемые портом по обработке ры б о п р о д у кц и и . Это п ож е л а н и е ры б а к о в . Порт н а стойчиво добивается отмены арендной платы за землю. В прошлом году она обошлась нам в 6 млн. рублей . Т о р г о вый порт от подобного обро ка ос в об ож д ен . О б л а с т н а я Дума обещает пробить в з а к он о д а т е л ьн ом со бр ании России вопрос о сниж ении порту и с т а вки н ало г а на имущество. Флот а , к приме ру, т акую подать не платят . До сих пор городская адми нистрация не спешит прини мать на свой бал анс ж и л ф о н д пор т а . С о д е рж а ни е ч и с л ящ и х с я 55 ты с я ч к в а д р а т н ы х м е т р о в ж и л ь я з а и с т е кш и й год п р и н е с л о 7 , 5 м л н . р у б л е й у бы т к о в . Мы с н о в а в ы д в и н у л и т р е б о в ан и е п о с к о р е е и з б а в и т ь н а с от о б ъ е к т о в с о ц и а л ь ной сф е ры . С 1 я н в а р я в н е с к о л ь к о р а з п о вы с и л б е з о б ъ я с н е ний р а сц енки на свои у с л у ги Р е г и с т р с у д о х о д с т в а . По нашей просьбе по этому п о в о д у о б л д у м а с д е л а е т з а п р о с в Г о с к о м р ы б о л о в с т во . О тм ен им п р е д ъ я в л е ние п о р т о в о й п о ж а р н о й и н с п е к ц и и с у д о в п е р е д к аж д ы м р е й с ом . Мы с о гл а сны , чтобы вы д ач у р а з р еш е н и й в ы д а в а л и с п е ц и а л и с т ы ф л о т о в по п р о т и в о п ож а р н о й б е з о п а с ности . Н е д а в н о мн е у д а л о с ь п о п а с т ь на п р и ем к н о в ом у п р е д с е д а т е лю Г о с к ом ры б о л о в с т в а Н и к о л аю Е р м а к о ву . В д о л г о й до в ер и т ел ьн о й беседе и з л о ж и л с е г о д н яш нюю с и т у а цию в п о р т у в р ам к а х уж е у п о м я н у т о г о к р у г а п р о блем . Э ф ф е к т и в н о й рабо т е пор тов он п ри д а е т б ольшое з н а ч е н и е , в о с п р и н я л наши б еды с п о н и м а н и ем , о б е щ ал р а з о б р а т ь с я , п ом о ч ь . О соб о р у к о в о д и т е л я о т р а с ли з а и н т е р е с о в а л наш п р о е к т о с о з д а н и и в п о р т у з о н ы э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и ти я ( р о с т а ) . В ней он у в и д е л п е р сп е к т и в у . Павел ЛУЖ ИН . 26 февраля - 4 марта 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz