Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.

THE PRESS Р ы б а к и ш т о п а ю т сети И с т о р и я р ы б н о г о х о з я й с т в а п о с т с о в е т с к о й Р о с с и и - п р е ж д е в с е г о и с т о р и я о б ю р о к р а т и ч е с к и х п р е о б р а з о в а ­ н и я х о т р а с л и , к о т о р а я , п о ж а л у й , к а к н и к а к а я д р у г а я , з а п о с л е д н и е г о д ы п о д в е р г а л а с ь м а с с и р о в а н н о м у р е ф о р м а ­ т о р с к о м у н а п о р у . М и н и с т е р с т в о р ы б н о г о х о з я й с т в а п р е в р а щ а л о с ь в г о с у д а р с т в е н н ы й к о м и т е т у п о т о м в к о ­ м и т е т - у ж е б е з с л о в а “ г о с у д а р с т в е н н ы й ” . Ч у т ь п о з ж е о г р о м н о е х о з я й с т в о т р а н с ф о р м и р о в а л о с ь в о д и н и з м н о г и х д е п а р т а м е н т о в М и н и с т е р с т в а с е л ь с к о ­ г о х о з я й с т в а и п р о д о в о л ь с т в и я . И в о т с н о в а о т р а с л ь в о з р о д и л а с ь в в и д е н е д а в н о в о с с т а н о в л е н н о г о г о с у д а р ­ с т в е н н о г о к о м и т е т а ( с о к р а щ е н н о Г о с к о м р ы б о л о в с т в о ) . К о н е ч н о , в се э т о д е л а л о с ь д л я т о г о , ч т о б ы б ы л о у к а к в о д и т с я у л у ч ш е . А в о т о т о м , ч т о п о л у ч и л о с ь , ч т о с е ­ г о д н я в “ с у х о м о с т а т к е ” у - б е с е д а с н е д а в н о н а з н а ч е н ­ н ы м н а п о с т п р е д с е д а т е л я Г о с к о м р ы б о л о в с т в о Н и к о л а е м Е Р М А К О В Ы М . - С чем вы столкнулись в са­ мом начале вашей работы? Что увидели? Ваши первые впечат­ ления? - Отвечу коротко: положение в отрасли тяжелейшее. Я прёд- ставлял , знал , что существует кризис отрасли , но даже не предполагал, что он настолько глубок. Флот - основа рыболовства - развален до основания . Если мы говорим, что в Отечестве около четырех тысяч рыболо ­ вецких и иных свя з анных с промыслом судов, то из них только четыре процента при ­ надлежат государству. К тому же износ судов превышает 70 процентов. В тяжелейшем по­ ложении спасательный флот. Вот и судите сами. - А рыбопромышленность, переработка? - Она в еще более плачевном состоянии. Приватизация всех рыбохозяйственных объектов привела к тому, что рыбопере­ работка отдана была в руки тех людей, которые оказались не в состоянии обеспечить ее п ро ­ цветание и подъем. А ведь 40 процентов белков мы получаем от рыбной промышленности. - Получается, что вы как бы генерал б е з армии? И можно ли говорить о восстановлении отрасли? - Я отвечаю - да, можно. По ­ чему? Чем мы располагаем? Прежде всего колоссальными биоресурсами. Может быть, са ­ мыми богатыми в мире. Слава Богу, сохранилась наука - она в руках у государства. При оп­ ределенной поддержке в науку можно вдохнуть вторую жизнь. Как ни странно, но осталось достаточно много профессио ­ нальных кадров. У нас 17 выс­ ших и средних учебных заведений, сохранились препо­ давательские кадры . Это уже немало. Хотя, не лукавя , ск а ­ жу: вертикаль власти потеряна сверху донизу. - Как я понимаю, вы собира­ етесь ее восстанавливать. На­ верное, речь идет о каких-то территориальных управлени­ ях? - Да, конечно. Мы будем со­ здавать маленькие , компакт ­ ные, легко маневрирующие органы управления. С тем что­ бы ресурсы правильно распре­ делялись , мы могли бы ими управлять и контролировать . Причем замечу: я не собираюсь кого-либо чего-либо лишать. - Наверное, один из глав­ нейших вопросов к вам - это об отношении к приватизиро­ ванным портам и приватизиро­ ванной промышленности. Собираетесь ли вы возвращать их, а заодно и рыбоохрану в лоно комитета? - Что меня прежде всего по­ разило , так это приватизация портов. В любом государстве это вызвало бы, мягко говоря, удивление: как это стратегичес­ кий объект, коим является порт, может принадлежать час­ тному лицу? Мне это непонят­ но. Надеюсь, что мне удастся провести анализ приватизации хотя бы крупных портов. Прежде всего хочу выяснить, правильно ли она проведена и в чьих руках порты находятся . То же скажу и о рыбохо зяй ­ ственных объектах. Другое дело рыбоохрана . И разговор о ней, надеюсь, у нас будет впереди. Пока могу лишь сказать: я плотно собираюсь работать с пограничными войс­ ками, которым в соответствии с указом президента тоже пору ­ чена охрана биоресурсов. - Думаете ли вы о более сильном влиянии государства в лице Госкомрыболовства на внешнеэкономическую д ея ­ тельность? - Обязательно . Это первей­ шее в нашей деятельности хотя бы потому, что это очень сл а ­ бое место в работе отрасли . Бесконтрольно уходит за р у ­ беж валюта. Р азве можно с этим мириться? Сейчас совмес­ тно с ГТК и Министерством экономики думаем, как заинте­ ресовать российского рыбака так, чтобы рыба оставалась в родных портах, чтобы она по­ падала на наш стол. Ведь зачастую от иностран­ цев наш рыбак получает цену меньшую, чем у нас в стране. Правда, деньги получает сразу и “живьем” . Да и налоги не платит. У нас же на него набра­ сывается толпа чиновников . Слишком долго рыбак стоит в наших портах , терпя одни убытки. Я же убежден: больше суток рыбак в порту находить­ ся не может и не должен . Тут возникают и вопросы тарифно ­ го регулирования, контроль со стороны таможенных органов, многое другое. Этим мы и з а ­ няты. - Говорим о рыбаке, но ры­ бак б е з флота не рыбак. Я знаю о том, что было взято 120 судов в лизинг за р у б е ­ жом. Оправданно ли это? - Я уже говорил, что 70 про­ центов нашего рыболовецкого флота изношено. Мы об этом знаем и, конечно, будем обнов­ лять наш флот. И в основном будем работать с отечественны­ ми предприятиями. Они строят суда не хуже, чем за границей. У нас уже есть программа , и, повторюсь, с опорой только на отечественное судостроение. - Наверное, я был бы не­ правильно понят нашими чита- АКЦЕНТ телями, если бы не спросил вас, Николай Александрович, о распределении квот. Каким же оно будет теперь? '- Мы выработаем новый по­ рядок их распределения, офор ­ мим его как постановление правительства . С тем, чтобы распределение квот находилось как бы под двойным контро ­ лем. - Что-то уже сделано в этом направлении? - Да, вот, скажем, такой при­ мер. Наши рыбаки , получив квоту, отвозят рыбу куда угод­ но, но только не в Россию. В то же самое время в Москве су­ ществует крупное предприятие, располагающее целой сетью хо­ лодильников , мощностями по переработке рыбы. И они про­ стаивают. Нет сырья. Так вот, теперь , выдавая квоту, мы будем обязывать ры ­ баков поставить, условно гово­ ря, 500 тонн рыбы этой фирме. Вот вам и контроль . Словом, если получившие от нас квоты не будут обеспечивать потреб­ ности внутреннего рынка в сы­ рье, мы лишим их и квот, и лицензии на судно. - А вот как быть с деньгами за квоты, что отданы регио­ нам? - Это серьезнейшая пробле­ ма. Да, действительно, сегодня все промышленные квоты мы отдаем в регионы. Грубо гово­ ря, губернаторам, где они и ос­ таются . Но справедливости ради замечу , что зачастую на рыбацкие деньги живет регион - врачи, учителя и так далее. За счет рыбы поддерживается жизнеобеспечение многих горо­ дов и поселков. Так справедли­ вы ли претензии к регионам и их руководителям? Словом, идет становление Госкомрыболовства, масса воп­ росов организационно -право ­ вых. Потому предметный разговор у нас с вами еще впе­ реди. Беседу подготовил Александр ГАВРИЛЮК. В конце прошлого года депутаты областной Думы на семинаре-совеща- нии с руководителями рыооловецких флотов и береговых предприятий Мурманска обсудили ряд насущных проблем, устранение которых могло бы способствовать развитию рыбохо­ зяйственного комплекса. Тогда же было решено обобщить реально вы­ полнимые при поддержке областной администрацші и законодателей пред­ ложения рыбопромышленников, пор­ товиков, судоремонтников. В с е 28 , одобренных советом директоров “Севрыбы” , вошли в план меропри­ ятий, который утвержден председате­ лем Думы Павлом Сажиновым. Отдельные и з них могут быть реали­ зованы на уровне местных органов власти, большинство в части совер ­ шенствования таможенного, налого­ вого и иного законодательства требуют решений центра. Многие пункты плана касаются Мурманского морского рыбного порта. Суть их комментирует управляю­ щий портом Валерий КУСКОВ: - Вместе с ры б аками мы просили отменить т ам ож ен ­ ные пошлины на о борудо ­ вание , компл ек тующи е изделия , запчасти , поставля ­ емые в Мурманск по импор ­ ту д л я ремонта судов и средств м ехани з ации порта. Администрация и Дума д о л ­ жны были обратиться в п ар ­ л ам ен т с з а к о н о д а т е л ь н о й инициативой о внесении и з ­ м енений и д о п о л н ен и й в Таможенный кодекс . Губер­ натор Юрий Евдокимов при в стр еч ах с пр ед с ед а т ел ями пр ави т ел ь с т ва Прим аковым и ГТК Д р а г ан овым уж е д о ­ говорился об отмене пошли ­ ны на з апч а с ти . Соответствующий приказ го т о ви т с я . Мы не в о зр аж а ем с н и зи т ь с т а в к у НДС до 10 процентов на услуги , о к а зы ­ ваемые портом по обработке ры б о п р о д у кц и и . Это п ож е ­ л а н и е ры б а к о в . Порт н а ­ стойчиво добивается отмены арендной платы за землю. В прошлом году она обошлась нам в 6 млн. рублей . Т о р г о ­ вый порт от подобного обро ­ ка ос в об ож д ен . О б л а с т н а я Дума обещает пробить в з а ­ к он о д а т е л ьн ом со бр ании России вопрос о сниж ении порту и с т а вки н ало г а на имущество. Флот а , к приме­ ру, т акую подать не платят . До сих пор городская адми ­ нистрация не спешит прини ­ мать на свой бал анс ж и л ф о н д пор т а . С о д е рж а ­ ни е ч и с л ящ и х с я 55 ты с я ч к в а д р а т н ы х м е т р о в ж и л ь я з а и с т е кш и й год п р и н е с л о 7 , 5 м л н . р у б л е й у бы т к о в . Мы с н о в а в ы д в и н у л и т р е ­ б о в ан и е п о с к о р е е и з б а в и т ь н а с от о б ъ е к т о в с о ц и а л ь ­ ной сф е ры . С 1 я н в а р я в н е с к о л ь к о р а з п о вы с и л б е з о б ъ я с н е ­ ний р а сц енки на свои у с л у ­ ги Р е г и с т р с у д о х о д с т в а . По нашей просьбе по этому п о в о д у о б л д у м а с д е л а е т з а п р о с в Г о с к о м р ы б о л о в ­ с т во . О тм ен им п р е д ъ я в л е ­ ние п о р т о в о й п о ж а р н о й и н с п е к ц и и с у д о в п е р е д к аж д ы м р е й с ом . Мы с о ­ гл а сны , чтобы вы д ач у р а з ­ р еш е н и й в ы д а в а л и с п е ц и а л и с т ы ф л о т о в по п р о т и в о п ож а р н о й б е з о п а с ­ ности . Н е д а в н о мн е у д а л о с ь п о ­ п а с т ь на п р и ем к н о в ом у п р е д с е д а т е лю Г о с к ом ры б о ­ л о в с т в а Н и к о л аю Е р м а к о ­ ву . В д о л г о й до в ер и т ел ьн о й беседе и з л о ­ ж и л с е г о д н яш нюю с и т у а ­ цию в п о р т у в р ам к а х уж е у п о м я н у т о г о к р у г а п р о ­ блем . Э ф ф е к т и в н о й рабо т е пор тов он п ри д а е т б ольшое з н а ч е н и е , в о с п р и н я л наши б еды с п о н и м а н и ем , о б е ­ щ ал р а з о б р а т ь с я , п ом о ч ь . О соб о р у к о в о д и т е л я о т р а с ­ ли з а и н т е р е с о в а л наш п р о ­ е к т о с о з д а н и и в п о р т у з о н ы э к о н о м и ч е с к о г о р а з ­ в и ти я ( р о с т а ) . В ней он у в и д е л п е р сп е к т и в у . Павел ЛУЖ ИН . 26 февраля - 4 марта 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz