Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.

_ о “ПРОЛЕТАРИИ” ^грузовой пароход Мурманского морского пароходства, сухогруз. Получен пароходством в 1939. 5.12.1944 на пути из Петсамо в Кольский залив в составе конвоя ( “Спартак”, “Селенга” и “Пролетарий”) в охранении 4 больших и 2 малых охотников за подвод­ ными лодками подвергся торпедной атаке с немецкой подлодки U-995 у п-ова Рыбачий в Баренцевом море. Капитан П. Г. Ижмяков и 31 член экипажа погибли, спа­ сены 17 членов экипажа и 5 солдат-пассажиров. ПРОЛЕЙЧИК Виталий Парфенович, с 1968 ка- питан-директор транспортных рефрижераторов Севрыбхо- лодфлота. Род. 27.09.1938 в д. Новоселки Могилевской области, белорус. Окончил Мурманское мореходное учи­ лище им. И. И. Месяцева (1959) и Высшее инженерное морское училище (1974). Ходил в море третьим, вторым, старшим помощником капитана, с 1968 капитан ТР “Ва­ лентин Серов” . В 1982-1983 руководил представитель­ ством Министерства рыбного хозяйства СССР в Польше. ПРОЛИВЫ, железнодорожная станция в 9 км к югу от Кандалакши. До 28.05.1938 в составе Карелии. До 196/^ называлась Проливы Новые. ПРОЛИВЫ СТАРЫЕ, железнодорожная станция в 15 км к югу от Кандалакши. До мая 1938 в составе Каре­ лии. В 1967 исключена из учетных данных. ПРОЛОМНИК СЕВЕРНЫЙ (Androsace septentrionalis), однолетнее или двулетнее растение с тон­ ким корнем. Растет на мелкоземе, в расщелинах скал и на камнях. Листья собраны в густой прикорневой розетке. Цветоносные стрелки опушены короткими ветвистыми волосками. Прицветники в виде обвертки у основания соцветия. Цветки белые, мелкие. Цветет в конце июля - начале августа. В Мурманской области распространен на побережье Белого моря, в низовьях Поноя. ПРОМЗОНА, микрорайон в восточной части Мур­ манска, в долине р. Росты. Застроен промышленными предприятиями и базами в бО-80-e гг. ПРОМЫСЛОВАЯ РАЗВЕДКА (промразведка), поиск объектов водного промысла, информация о степени их концентрации и рекомендации о периодах и способах добычи. Различают перспективную промразведку - по изу­ чению освоенных и новых районов промысла и оператив­ ную - в период промысла. ПРОМЫСЛОВЫЙ РЕЙС, процесс, включающий переходы на водный промысел и обратно, добычу объек­ тов водного промысла, выпуск продукции и перегрузку в море грузов с судна на судно. ПРрМЫСЛЫ ЗВЕРОБОЙНЫЕ, оформились в ХѴИ-ХѴІІІ вв. на побережье Белого моря от Кандалакши до Поноя. Промысловой единицей была лодка (от 4 до 7 промысловиков). Несколько.'лЪдак'объединялись в ар­ тель. л /І * Лит. Бернштам Т. А. Поморы. Ленинград, 1978. ПРОМЫСЛЫ РЫБНЫЕ, существовали на Мурма- не с давних времен. Покрученики нанимались на сезон. Использовались в основном парусные суда и гребные лод­ ки. В 20-х гг. нынешнего века получены первые 12 тра­ улеров. В 1925 РТ добыли трески в 2,5 раза больше, чем в 1920. В дальнейшем суда совершенствовались, особен­ но в послевоенные годы. Приходили мощные суда кормо­ вого траления - БМРТ, ППР, супертраулеры БАТ и . РТМК-с, использовались плавбазы для переработки и до­ ставки продуктов промысла. ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ И КО­ ЛОНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ, название управ­ ления Мурманской железной доропі после постановления СТО 25.02.1923 о колонизации Карело-Мурманского края. Дорога обязана была не только обеспечивать пере­ возки, но и эксплуатировать природные богатства, разви­ вать промышленность, строить лесозаводы, добывать рыбу в зоне ее действия. ПРОНИН Александр Георгиевич (1927-1992), директор коптильного завода N 3 Мурманского рыбоком­ бината. Лауреат Государственной премии СССР, заслу­ женный работник рыбного хозяйства РСФСР и заслуженный изобретатель России. Умер и пох. в Мурман­ ске. ПРОНИН Павел Иванович (1917-20.05.1958), лейтенант, милиционер Кандалакшского городского отде­ ла милиции. Род. в Петрограде. С 1924 жил в Москве. Окончил ФЗУ, работал на заводе. С 1938 по 1946 служил в пограничных войсках, прошел путь от рядового до на­ чальника заставы. В 1943-1946 командовал заставой на Кандалакшском направлении. В 1947 демобилизовался по состоянию здоровья. Работал на Кандалакшском механи­ ческом заводе. В марте 1950 направлен на работу в мили­ цию. Погиб при задержании преступника у ст. Ковда. Именем названа улица в Кандалакше. ПРОНЧЕНКО Григорий Степанович (29.01.1900-25.12.1935), инженер-геолог, первый руково­ дитель первоіі в Хибинах партийной ячейки. Род. в с. Горелово Смоленской области, русский. Рано лишился родителей. Учился и зарабатывал на жизнь продажей га­ зет. С 1916 в Петрограде. Работал на железнодорожной станции Ржевка, на Охтинском военном заводе. Окончил Смоленский рабфак, в 1924-1931 в Московской горной академии, на геологоразведочном отделении. Еще во вре­ мя учебы, в 1929, приезжал в Хибины, закладывал пер­ вую буровую скважину, которая заработала 20.08.1929. После окончания академии, с сентября 1932, руководил геологоразведочными работами треста “Апатит” . Один из первооткрывателей Хибин, наряду с А. Е. Ферсманом э ііц ішло ііш ія Н О Ж Н О Г О ^ * - К Р А Я ВЫПУСК № 35 ПОЛЯРНИК л е д о к о л м ож е т б о р о ть с я с ним . В на ­ чале , п о ка не б ы л о п о в р е ж д е н и й и м ы не с т е с н я л и с ь д а в а т ь х о р о ш и й хо д , л е д о к о л шел с к в о з ь л е д б е с п о ­ д о б н о . Д аж е 14 -ф утовы е п о л я л о м а ­ л и с ь п о д уд ар ам и “ Е рм а ка ” . В ш п и ц б е р ге н с к и х п л а в а н и я х д н ем и н о ч ь ю не п р е кр ащ а л и с ь на ­ у ч н ы е н а б л ю д е н и я : и зм е р я л и т о л ­ щ ину л ь д а , е го кр е п о с т ь , с о л е н о с т ь и тем п е р а т у р у в о д ы , б р а л и п р о б ы д о н н о го ила , и з уч ал и м а гне ти зм ; х у ­ д о ж н и к Е. И. С то л и ц а р и с о в а л и д аж е ... с н и м а л с я ф и л ь м (“ с и н е м а - то гр ам м а ” ). В Н ь ю к а с л , гд е р е м о н т и р о в а л с я “ Ерм а к” , прие хала к о м и с с и я из м о р ­ с к о го м инистерства , она со с тоял а из о д н и х н е д о б р ож е л а те л е й , к о т о р ы е еще д о п о с т р о й к и о т в е р га л и и д ею л е д о к о л а . Не з а д а в ни о д н о го в о п ­ р о са М а ка р о в у и ка пи та н у В а с и л ь е ­ ву, к о м и с с и и с о с т а в и л а о т р и ц а т е л ь ны й о тче т, с у ть е го с в о ­ д и л а с ь к том у , что л е д о к о л н е д о с та ­ т о ч н о про ч е н , не с п о со б е н рабо та ть в п о л я р н ы х л ь д а х , е го м о ж н о и с ­ п о л ь з о в а т ь т о л ь к о в Ф и н с к о м з а л и ­ ве. В то ж е в р ем я н а ч а л а с ь т р а в л я в печати . В о т о д и н о б р а зч и к . О б лож ку ж у р н а л а “ Р а з в л е ч е н и е ” у кр аш а л а ка р и ка т у р а , и зо б р а ж аю щ а я н о с л е ­ д о к о л а , на к о т о р о м б ы л и ш л ем Е р ­ м а ка и б о р о д а М а ка р о в а . И с т и х и - п о д с та ть кари ка туре . М а ка ро в с то й ко пере нес газе тную т р а в л ю , р а з р ы в с М е н д е л е е вы м , х о л о д н о с т ь с о с т о р о н ы Г е о гр аф и ­ ч е с к о го о бщ е с тв а и А ка д е м и и наук. З им н и е с о б ы т и я на Б а л ти ке о т в л е к ­ л и е го о т с т о л и ч н ы х д р я з г . У о с т р о ­ в а Г о гл а н д в ы с к о ч и л на ка м н и б р о н е н о с е ц “ Г е н е р а л -а д м и р а л А п ­ р а кс и н ” . На о с тро ве у с та новил и мач ­ т у б е с п р о в о л о ч н о г о те л е гр аф а и зо б р е та те л я А . С. П о п о в а , о д н о го и з д р у з е й а дм и р а л а , п о с т р о и л и д о ­ м и к , у с т а н о в и л и а п п а р а т у р у . И 24 я н в а р я 1900 год а “ Е р м а к ” п о л у ч и л р а д и о гр ам м у о т м о р с к о го м и н и с те р ­ с тв а : “ О к о л о Л а в е н с а р и о т о р в а л о л ь д и н у с р ы б а к а м и , о каж и те п о ­ м ощ ь ” . Это б ы л а п е р в а я д е л о в а я оф и ц и а л ь н а я рад и о грам м а . Д о э то ­ го П о по в д л я н а с тр о й ки а ппара туры п о сы л а л теле граммы т о л ь к о ча стно ­ го хара ктера . П осле сп а сения р ы б а к о в “ Е рм а к” о с в о б о д и л за т е р ты й л ь д а м и к р е й ­ сер “ А дм и рал Н а хим о в ” , а затем ста ­ щ ил с кам ней б р о н е н о се ц , ко тор ом у с ве сенней п о д в и ж ко й л ь д а гро зил а гиб ел ь . С па се нны й к о р а б л ь с то и м о ­ с т ью в 4 ,5 м ил л и о н а рублей п о л н о с ­ т ь ю о к у п и л за тра ты на п о с т р о й к у и р ем о н т “ Ерм а ка ” . О се н ью в Н ью ка с ­ л е н о с о в ую ча с ть л е д о к о л а зам е н и ­ л и на б олее м ощ н ую , те п е р ь на нем о т с у т с тв о в а л п е ре д н и й вин т. Б л а го д а р я у с п е х ам на Б а л ти ке М а ка р о в у р а зр еш и л и н о в у ю э к с п е ­ д и ц и ю в А р к т и к у , н о о гр а н и ч и л и р ай он плавания п ро с тра н с твом м еж ­ д у Ш п и ц б е р ге н о м , З ем л е й Ф р а н ц а - И о сиф а и Н о в о й З ем л ей , п о р у ч и л и п р о в е р и т ь в о зм о ж н о с т ь т о р г о в о г о пути не через Ю го р с ки й Ш ар , а в о к ­ р у г а р хи п е л а га Н овая З ем л я . К со ж а л е н ию , л е д о в а я о б с т а н о в ­ ка в т о м р а й о н е л е т о м 1901 год а б ы л а т яж е л о й . “ Е рм а к ” п о п а л в л о ­ вуш ку и о к о л о месяца д р е йф о в а л в о л ь д а х . 20 а в гу с та , б р о с и в я к о р ь в Т р ом с е , М а ка р о в т е л е гр аф и р о в а л В и тте : “ С е вер на я ч а с ть Н о в о й З ем ­ л и в э то л е т о бы л а о б л о ж е н а т яж е ­ л ы м и н е т р о н у ты м и с з и м ы п р и б р е ж н ы м и л ь д а м и , к о т о р ы е н а ­ х о д и л и с ь в е с ь и ю л ь в сж а ти и . “ Е р ­ м а к ” п о те р я л тр и н е д е л и в у п о р н о й б о р ь б е с э тим и л ь д ам и , в с л е д с т в и е ч е го п р и ш л о с ь п р о гр а м м у с о к р а ­ ти ть . С д ела ны д в а рейса к Земле Ф р а н ­ ц а -И о сиф а и о б р а т н о ... С о б р а л и б о л ьш о й материал по ле д о ве д е нию , гл у б о к о в о д н ы м и м а гн и тны м и с с л е ­ д о в а н и я м , с о с т а в л е н а кар та Н о в ой З ем л и о т С ухо го Носа д о п о л у о с тр о ­ ва А дм и р а л те й с тв а . Путь на Е нисей кр у гом Н овой Зем ли д л я ком м е р че с ­ к и х п а р о х о д о в с ч и т а ю н е п р а к т и ч ­ ны м . “ Е рм а к ” вы д е р ж а л ч р е з в ы ч а й н о тяжелое и спы та ни е в о л ь д а х впол не успеш но . Повреждений ни в корпусе , ни в м е ха н и зм е нет. В се з д о р о в ы , э ки п а ж с ком а н д и р ом в о гл а в е р а б о ­ тали с б е с п р им е р н о й э н е р ги е й ” . Н е см о тр я на с о л и д н ы е н а у ч ны е ре зул ь та ты , в Петербур ге п о счи тали э к с п е д и ц и ю н е у д а ч н о й , о т л у ч и л и М а ка р о в а о т “ Е рм а ка ” , а л е д о к о л у о гр а н и ч и л и д е я т е л ь н о с т ь п о р там и Б ал ти ки , где он и тр у д и л с я д о се ре ­ д и н ы т р и д ц а ты х год о в . А М а каров в се це л о о тдал ся в о е н ­ ном у ф лоту. В р у с с ко -я п о н с к ую в о й ­ ну он ко м а н д о в а л ф л о том на Т и хом о кеа н е , п о ги б 13 а п р е л я 1904 года (по н о в о м у с т и л ю ) на ф л а гм а н с ком к о р а б л е “ П е т р о п а в л о в с к ” , п о д о ­ р в а вш ем с я на мине б л и з Порт-Арту - ра. С праш ивае тся : м о гла л и б ы т ь б о ­ л е е с ч а с т л и в о й п о л я р н а я с у д ь б а э то го ч е л о в е к а ? М о гла , е сл и б ы он уп о тре б и л в се с в о и д уш е в ны е с и л ы и о р га н и з а т о р с к и е с п о с о б н о с т и на и з у ч е н и е и д о с т и ж е н и е С е в е р н о го м о р с к о го пути , где , к а к М а ка ро в п и ­ сал , зд а н и е Р о с с и и ф а с а д ом о б р а ­ щ ено к С е в е р н о м у Л е д о в и т о м у о кеан у , где “ Е рм а к ” , п р и п и с а н н ы й к М урм а н с ку , х о д и л в п о с л е в о е н н ы е го ды . Но М а каро ва в л е кл и “ б е лы е п я т ­ на ” Ц ен тр а л ьно й А р к т и к и , н е о т к р ы ­ ты е о с т р о в а . Он , п а т р и о т с в о е й с т р а н ы , в б о р ь б е с п о л я р н ы м и л ь д а м и з а б о т и л с я о п р и р ащ е н и и т е р р и то р и и го с уд а р с тва . У важ ение и пам я ть - тож е п а тр и о ­ ти зм . Д л я д а н н о й с та тьи и с п о л ь з о ­ в а н ы д в е р е д ки е к н и г и : п е р в а я - п я т и с о т с т р а н и ч н ы й т р у д С тепана О с и п о в и ч а “ Е рм а к ” в о л ь д а х ” 1901 год а и з д а н и я ; в то р а я - “ С. О. М а ка ­ р о в и за в о е в а н и е А р к т и к и ” . Эта к н и ­ га у н и к а л ь н а . Она и зд а н а в б л о ка д н о м Л е н и н гр а д е в 1943 год у . Ум и ра я о т гол о д а , п о д гр о х о т ф аш и ­ с т с к и х б о м б р а б о ч и е т и п о гр аф и и напеча тали кн и гу о р у с с ком а дм и р а ­ л е М а каро ве и е го де тищ е - л е д о к о ­ л е “ Е р м а к ” . П о и с ти н е э то б ы л и П а трио ты с б о л ьш о й б у квы ... Вл . СОРОКАЖЕРДЬЕВ . (см.), И. Г.Эйхфелъдом (см.), В. И. Кондриковым (см.), II. Н. Воронцовым (см.). Готовил книгу “Из истории ос­ воения Мурманского края”. Трагически погиб при сходе снежной лавины с горы ІОкспорр. Похоронен в Кировс- ке. На могиле установлена глыба хибинского апатита. Именем названа улица в пос. Кукисвумчорр. Лит. Помпеев Ю. Хибинска ' спарта. Мурманск, 1971. Движение. М., 1980. л>. -о «Кйпѵятссия»;-. ПРОПЛЕТИН B o d i - 1994 гла­ ва администрации г. ІЙЭД- ТЕНЬ й ПАРИЖЕ» Д . 9.00, 18.20, О'?' ные объявл-Ш І- 9.42,19.0?гитут _________ _ ______ ___________ — , ІО -І& .Іёханик. С того времени в Кировск* ™;/женер-кон- структор Расвумчоррского ^ дни к а , меха­ ник, начальник цеха движения, зам. главного механика, гл. механик рудника, зам. главного инженера и зам. генераль­ ного директора объединения “Апатит”. Участвовал в подготовке к эксплуатации крупнейшего в СССР рудоспуска N° 5 (диаметр 5 м, вы­ сота 410 м), в освоении 120-тонных самосвалов японской фирмы “Комацу” , руководил строительством жилья, школ с зимними садами и бассейнами, санатория-профи- лактория “Гирвас”, реконструкцией Дворца культуры к о м н а т а “Апатит” . ГІРОСТИХИН Виктор Васильевич (11 .08 .1943- гражданин города 20.08.1938 в пос. ОктяС го района Московской Окончил Тульский (1960), горнь."Ч.инжене1 °Р Р 19.12.1989), журналист, в 1987-1989 редактор газеты “Ар­ ктическая звезда”. Род. в с. Андреевка Полтавской области. В 1952 семья переехала в г. Бендеры. После окончания в 1962 ремесленного училища работал на Ти­ распольском консервном заводе слесарем. С 1970, после окончания пединститута, в Мурманске. Работал в газете “Комсомолец Заполярья” литературным сотрудником. В 1971-1975 в Мурманском горкоме, обкоме ВЛКСМ, за­ ведовал отделами пропаганды и кѵльтурно-массовой ра­ боты. С 1977, после окончания Ленинградской высшей партиііной школы, на партработе. С 1978 первый помощ­ ник капитана на судах загранплавания Мурманского морского пароходства. Автор книг “Долгие вахты” , “Сквозной арктический” (Мурманск, 1984 и 1986) и 3-го тома серии книг “Не просто имя - биография страны” (Мурманск, 1991) - о знаменитых капитанах Мурманско­ го морского пароходства. Трагически погиб в Мурманс­ ке. ПРОТАС Ярослав Николаевич (1941- 23.02.1996), генеральный директор геолого-геофизическо- го производственного объединения по разведке нефти и газа “Союзморгео” , один из организаторов морскоіі гео- изики в России. Род. в Витебской области, белорус. Ра­ ботал слесарем в МТС. В 1961 окончил геологоразведочный техникум. Прошел путь от техника Тихоокеанской экспедиции*до генерального директора единственного в стране производственного объединения по разведке нефти и газа. Непосредственно участвовал в открытии нефтяных и газовых месторождений на шель­ фе Сахалина, Штокмановского конденсатного и Прираз­ ломного нефтяного месторождений. Умер и пох. в Мурманске. ПРОТАШИНСКИЙ Дмитрий Алексеевич (1863-1912), надворный советник, потомственный дворя­ нин, просветитель лопареіі. Род. в Бессарабии. Окончил историко-филологический факультет Московского уни­ верситета. Кавалер ордена св. Станислава 3 степени. Много лет работал в школе Печеигского монастыря. Учил грамоте детей и взрослых из окрестных саамских погос­ тов. Умер и пох. в Печенге. ПРОТИВОЛАВИННАЯ СЛУЖБА, специальная служба для борьбы с лавинами, предупреждения лавин­ ной опасности. Действует с 1936 в Хибинах. Применяют­ ся в основном миномёты для обстрела лавиноопасных участков и принудительного спуска лавин, когда они еще не представляют опасности. Используются математичес­ кие методы прогноза лавинной опасности, достижения российской и зарубежной науки: ПРОТОКИ, населенный пункт на 28 км автодороги Оленья - Ловозеро. Возник в конце 50-х гг. 25.05.1977 ис­ ключен из учетных данных. Вновь зарегистріірован в июне 1992. Расположен между протоками из оз. иемужье в оз. Сухое и из оз. Сухое в оз. Нелкозеро. ПРОТОЛОФОЗИЯ УДЛИНЕННАЯ (Protolophozia elongata Schljak), растение светло- и жел- товато-зеленого или буроватого цвета. Длина до 1 см, ширина до 3 мм. Листья двулопастные. Распространено на юго-западе Кольского полуострова, в ущелье Пюхяку- РУ- ПРОТОПОПОВ Валентин Владимирович, ка­ питан 1 ранга, командир атомной подводной лодкн Север­ ного флота, Герой Советского Союза (1986). Род. 6.12.1939 в с. Крекшино Московской области, русский. В 1962 закончил Рижское высшее военно-морское учили­ ще подводного плавания, в 1976 Военно-морскую акаде­ мию им. А. А. Гречко. В 1980 лодка под его командованием всплыла в географической точке Северно­ го полюса. “ПРОФСОЮЗЫ РОССИЙ - НА ВЫБОРЫ”, Мурманское региональное отделение общероссийского об­ щественного движения - см. Движения и объединения. Д СІ П Р О - П Р О 19 - 25 февраля 1999 года J Л Ж - Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz