Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.
“От всякого вреда соблюди невредимы...” '(Окончание. Начало на стр. 1) Родившись в 1934 году под именем “Тралфлот”, газета рыбаков Севера не раз меняла свое название. Вспомним только предвоенные - “За социалистическое изобилие” и “На стаха новской вахте”. Крестником газеты следует считать руковод ство народившейся полвека назад “Мурмансельди”, когда на базе двух многотиражек (тралфлотовской “За высокие уловы” и “сельдяной” “Рыбный Мурман”) была создана газета Глав- мурманрыбпрома и политотделов Мурманских тралового и сельдяного флотов “Рыбный Мурман”. Где размещалась в начале 50-х годов редакция? Вот что писал об этом наш незаб венный П. А. Быстроумов: “Промыииіенныи, а также отделы прибрежного промыс ла (был такой тогда), культуры и быта располагались в производственном помещений на втором причале. Двухэ тажный бревенчатый дом. Первый этаж - приемный цех - сюда рыба с траулеров поступала, на втором - бытовки, пара отделов тралфлота и мы. Нам выделили “комнату метров (квадратных) за сто. С высоким потолком и... без окон - вместо них вверху по центру крыши был “фонарь" с немытыми с довоенной поры стеклами ( если они в войну уцелели). Секретариат, редактор, его зам, бухгалтер и машинистка располагались в каменном здании управления рыбокомбината - метрах в ста от нашей “обители", кото рую мы, несмотря на некоторые неудобства, обожали". В редакционном архиве сохранился и до сих пор не публи ковавшийся фельетон Павла Алексеевича под названием “Наша переселенческая одиссея". Действие происходит в 1970 году после выселения редакции из флотского “адмиралтей ства” в двухэтажный деревянный дом на ул. Траловой, 28. “Своими подоконниками первый этаж ниже уровня одного из водоотводных колодцев. И вода веселым ручейком жур чит и журчит себе под крыльцо, вздыбившееся навстречу штатным сотрудникам и посетителям... Заглянем в каби нет j\b 13. Здесь стена треснула сверху донизу, открывая лаз в кабинет Nb 00. Через два года нас уплотнили - впихнули редакцию в две комнаты (в том же доме). Л летом переехали на Траловую, 89 (тоже две комнаты в финском крипнощелевом доме). Нужен ток для пишущей машинки, но бригада тралфлотов- ских электриков ничего сделать не может: дом принадле жит порту, арендует его рыбакколхозсоюз, а проживает редакция, которая всем “до лампочки". Телефон один, но и к нему нет-нет да подключится “флотинспекция". Осенью стало холодно. В большой комнате батареи не работают, а у машинистки - пекло. Зато у нее нет света. Звоню замначучртралфлота: - Помогите! - БудъздеI Вніімательный замнач присылает ту же бригаду элект риков. Они почертыхались, поковырялись, ушли. На другой день свет погас и в большой комнате..." Далее П. А. Быстроумов с датами, диалогами и в лицах описывает “хождение” по начальникам: секретарь парткома флота, начальник главка, инструктор, а затем и завотделом рыбной промышленности обкома партии... Наконец на бюро ОК КПСС (!) начальник главка обещает: “Сейчас меня вызы вают в Москву. На той неделе вернусь и займусь этим сам”. Было это 28 октября. Заканчивается фельетон'такими слова ми: “На календаре конец декабря. Филипповская “неделя” еще не закончилась". Признаться, и мы, нынешние журналисты, поначалу с наи вностью пытались кому-то что-то рассказать и о чем-то попро сить (не за себя - за редакцию!). Но, видно, годы не властны над “большими” начальниками. За все надо платить самим. Потому-то лично я во время освящения нового помещения редакции с особым чувством вслушивался в слова молитвы. В речитатив отца Никодима, перечисляющего имена сегодняш них сотрудников “Рыбного Мурмана”: “... Людмила, Вален тина, Аксинья, Виктор, Любовь, Михаил, Виктория, Борис”. От всякого вреда соблюди вас невредимы, Господи! Виктор ГЕОРГИ. 1949 год. От деревянного железнодорож ного вокзала, затерявшегося между путями, поднимаюсь в город и бреду к самому высо кому зданию - “ Дому капитанов” - ДМО тралового флота (других флотов просто не было). Иду, чтобы стать моряком... Это был долгий и трудный путь с Украины до Мурманска. Путешествие в тамбурах, на площадках, в вагонах и под вагонами. П олвека с газетой Поселили в подвале для нович ков, поступавших в школу юнг тра лового флота. Сюда собралось более 150 ребят со всей страны. Для меня все оыло в Мурманске необыкновен ным: деревянные мостки, незаходя щее солнце, десятки пивных и винниц (не путайте с городом Вин ница). В семнадцать лет все ново и интересно! Выдали робу и таюгрейку. Потом повели на экскурсию в рыбный порт и на суда, стоящие у причала. Столько рыбы не видел никогда. В ожидании решения наших судеб (или сначала учеба, или сразу в море на малых судах - познать его вкус) подрабатывали у Нила Иваны ча*в подвале ДМО, где грузили про довольствие на РТ-шки. И вот наконец первый рейс! Правда, после этого рейса треть “кандидатов” в моряки просто сбе жала. Это был адский труд. Нам доверяли только подачу рыбы на рыбоделы. Хорошо когда шел окунь - не так было напряженно. А когда' ловилась треска, только успевай пикоіі подавать. Матросы шкерили 10-15 рыбин в минуту, и если их 4- 5 человек, да еще подвахта... Тогда рыборазделочных линий не было. Но не было и ленивых! Плохо рабо- вали темы для газеты: о нехватке тать было нельзя, просто никто бы бочек, об очередях к плавбазам (и не позволил. такое было), да мало ли тем для га- После начала занятий впервые увидел газету “За высокие уловы” . Это потом она стала “Рыбным Мур- маном” , соединившись с газетой Мурмансельди. Не скажу, чтобы газета поначалу понравилась, но ин формации было много. Именно ин формации, из которой можно было узнать, что делается на флоте. (И конечно, без рекламы “продаю-иокѵ- паю”.) С тех пор я начал писать. Сейчас у меня хранится более тысячи мате риалов за моей подписью: рассказы, очерки, репортажи, фотографии и просто “информашки” . Из этих ма териалов и материалов в “Полярной правде”, где начал печататься с 1951 года, сделано пять самодельных книжечек. Одно время “Рыбныіі Мурман” выходил непосредственно на про мысле, на плавбазе. Приходишь сда вать рыбу - а тебя уже ждет Павел Быстроумов, один во всех лицах представляющий редакцию. В следу ющий подход уже готова “четвер тинка” - так мы называли газету за ее формат. На судне подходили друзья и да- зеты. Моряки верили в печатное слово, верили, что газета поможет. Росли и крепли флота, росла и газета, которая считалась лучшей в отрасли. Повсеместно началась ме ханизация, и газета посчитала это главной темой. Разве можно было сравнить наши суденышки 1949- 1950 годов, которые ходили в море “от бани до бани” , за иллюминато рами которых висели котомки со сливочным маслом (а тогда выдава ли по килограмму масла и сахара), с новыми механизированными ком плексами на воде, оснащенными са мой современной техникой! И газета много сделала для переоснащения флота. Я горжусь тем, что принимал и принимаю участие в решении этих вопросов. З а годы жизни я закончил два вуза. 26 лет занимаюсь творческой деятельностью с изобретателями и рационализаторами. А ведь одно из моих первых предложений исполь зовано на судне в 1949 году. Помню первый рейс в тралфлоте на бортовичке. Получили промвоо- ружение, но не тралы, а сети. Это были оплетки (подобие авосек) с большими стеклянными шарами. Вышли в район к норвежским бере гам. Утром начали выборку сетей через борт. А сельдь была ... на клочках, что остались от сетей. Ведь тащили через планшир, на ко тором было множество различных крючков. Сначала попытались з ак рывать крючки брезентом, затем ко жаными пластами. Я увидел в боцманском хозяйстве деревянные брусья. Предложил сделать из них некое устройство, сделали, закрепи ли на планшире - и пошло. В об щем, набрали несколько десятков бочек рыоы. Это был первый выход тралфлотовских РТ-шек за селед кой, а специальные суда - СРТ ста ли приходить позже. Мог ли я подумать, что наибольшая часть моей трудовой жизни будет связана с техническим творчеством... Сегодня можно говорить о ны нешнем тяжелом времени и множе стве ошибок не только федеральных властей. Мы и сами рубим сук, на котором сидим. Но верю, очень верю в возрождение отрасли. Важ но, чтобы никто не стоял в стороне. И у нас есть хороший советчик - газета “Рыбный Мурман” . Иосиф ГОНИКМАН , председатель Мурманского территориального Совета ВОИР . ОО "Сприеташм" продает КАНАТ СТМЬНОИ светлый вассортименте, различного rDCTft, любогонаименованияпосамымнизкими! тел. 52-00-51 0 0 0 " О М і Н А " І р е а л и з у е т о п т ом » стиральны й п о р ош о к I о т 9 р у б . 3 0 к о п . за 1кг I - м ы л о х о з я й с т в е н н о е ! о т 2 р у б . 4 0 к о п . за 1 шт | ул. Фурманова, 11, тел. 56-21-67 (10.00-17.00)с ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ Д ЛЯ АММИАЧНЫХ КОМПРЕССОРОВ П Д - 5 5 т е л . 54-39-00 Подлежит обязательной сертификации ЗАО "Норд-Коралл" предлагает К А Б Е Л Ь С У Д О В О Й К Н Р , Н Р Ш М р а з л и ч н о г о с е ч е н и я , КГ, АВВГ, провода, установочные изделия, электродвигатели, судовые светильники К о н т а к т н ы е т е л е ф о н ы : 47 -66 -86 , 4 5 -98 -53 Продукция подлежит обязательной сертификации РЕКЛАМНОЕ БЮРО I ill W I K J . - U l b l е т т г п ш п 183003, г. Мурманск, пр. КаяьатЯ, 110а, kj 40 о 5 6 - 8 0 - 7 0 АВТОТРАНСПОРТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, МОНТАЖ ( я ы с о г н ь ш р а б о т ы ) РАЗРАБОТКА ТОВАРНОГО ЗНАКА, ЛОГОТИПА, ДИЗАЙН ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ, УПАКОВКА, НАКЛЕЙКИ, СУВЕНИРЫ Уважаемыерекламодатели! Готовится к изданию второй номер брошюры-справочника "Рыбный оптовик” за 1999 год. Все заявки на размещение модульной или латентной рекламы принимаются до 25 февраля тел. рекламного отдела: 45^2-19, тел/факс: 45*99*59 Справстік распространяетсябесплатно всей юридическийподгосчиізишеты натерритории России, атакже рекламнымагентствамМосквыиСанкт-Петербурга 19 - 25 февраля 1999 года Ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz