Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.

квоты обижен не был Очередной мурманский рыбо­ хозяйственный совет, работу ко­ торого гибко направлял его председатель Юрий Мясников, рассмотрел весьма насыщенную повестку дня. Главное - распре­ делил между пользователями ре­ гиональные лимиты вылова водных биоресурсов бассейна Белого моря и юго-восточной ча­ сти Баренцева. Предложения вносили специалисты комитета по рыбохозяйственному комп­ лексу областной администрации. Пяти хозяйствам - рыболовец­ ким колхозам “Всходы комму-" ішзма” , “Беломорский рыбак” , “Волна” , ТОО “Память Л ени ­ на” , малому предприятию “Вос­ ход” - выделена морская квота на промысел 60 тонн семги. По результатам полугодия она мо­ жет быть перераспределена. Удовлетворены все заявки на добычу 350 тонн морских водо­ рослей. В резерве осталось 11650 тонн. В прошлом году во­ дорослей не было взято ни тон­ ны из выделенных 250. На протяжении ряда лет су ­ щественно не осваивались квоты но вылову беломорской сельди. На текущий год ее промысловый объем уменьшен до 150 тонн. Они в разных долях поделены между 26 хозяйствами, органи­ зациями и частными предприни­ мателями. 1600 тонн чешско- печорской сельди без разделения на квоты выделены траловому флоту , “Мурманрыбнрому” , “Севрыбпромразведке” , Союзу рыбопромышленников Севера, Мурманскому рыбакколхозсою- зу. Квоты на забой 7320 и 1700 голов гренландского тюленя от даны колхозам “Волна”и “Бело­ морский рыбак” . Других претендентов не нашлось. Пять хозяйств Терского п Ловозерско- го районов взялись добыть 100 голов кольчатой нерпы. Без особых споров на 52 суд­ на в прибрежной зоне Баренце­ ва моря были выделены квоты на промысел 915 тонн трески и 305 тонн пикши (зарезервирова ны 456 тонн). В истекшем году квоты соответственно выбраны на 65 и 128 процентов. Берего­ вым рыбоперерабатывающим предприятиям АО “Полярис” , “Северная Пальмира”, “Проте­ ин” , “Мурманский рыбоком бинат” , “Мурманский рыбо­ мукомольный завод”, первому и второму коптильным заводам по коэффициенту численности ра ботающих выделены в виде “сблокированных” квоты на 2000 тонн трески п 400 тонн пикши. Отказано в них коопера тиву “Умбский рыбозавод” , ак ционированному Канда лакшскому рыбоконсервному, общественному объединению ин­ валидов “Дион”, которое приоб­ рело в собственность у тралфлота фирму “Бриз М ТФ ” и плавбазу “Прнлукн” . По мне нию совета, сырьем их должны обеспеч іівать учредител 11 . Павел ЛУЖИН. Е FACTO DE FACTO DE FACTO П е р в ы е и г о т о н н м о й в ы , д о с т а в л е н н о й с п р о м ы с л а СТМ С трело к” , “ О д ое в с к ” , БМРТ “ Д е ­ м я н с к ” т р а л о в о го ф ло та , в ы г р у ­ ж е ны в М у р м а н с ко м м о р с к о м ры б н ом пор ту . В с ко р е м ойва п о ­ с т у п и т в пр о д аж у в м у н и ц и п а л ь ­ ны е м а га зи ны . В ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРА- ЦИИ з а м е с т и т е л ь гу б е р н а то р а Ю рий М я с н и ко в п р о в е л с о в ещ а ­ ние с у ч а с т н и к а м и п р о гр а м м ы ТАСИС “ В о с с т а н о в л е н и е стада ,£м ги в в е р х о в ь я х р е ки Т ул о - и ы ” . Проект, р у ко в о д я т ко торы м ф и н с к и й и х т и о л о г М арку К а о ко - ран то и и с п о л н и т е л ь н ы й д и р е к ­ то р М и к ко П у н ку р и , б уд е т о с ущ е с т в л я т ь в ы и г р а вш и й т е н ­ д е р к о н с о р ц и у м во гл а в е с “ Х е л ь с и н к и к о н с а л т и н г гр у п п ЛТД ” при со д е й с т в и и НИИ о хо ты и р ы б н о г о х о з я й с т в а , с л уж бы л е с н о й о х р а н ы Ф и н л я н д и и и д з у х ги д р о т е х н и ч е с к и х ш о тл а н ­ д с к и х ф и рм . Ф и н а н с и р у е т п р о - г Е в р о с о ю з . В ы д е л е н 1 млн >ро. Бы л намечен план и зы с ка - .-л ьс ки х р а б о т на т е к ущ и й год . о р о с с и й с к о й с т о р о н ы з а д е й ­ с т в о в а н ы ПИНРО , у п р а в л е н и е “ М у р м а н р ы б в о д ” , АО “ К о л э н е р - г о ” , “ А р к т и к С а лм о н ” . В МУРМАНСКЕ начата р е а л и ­ з а ц и я г у м а н и т а р н о й п р о г р а м ­ м ы г у б е р н а т о р а Ю р и я Е в д о к и м о в а “ Ш к о л ь н ы е з а в т - р а к и ” д л я д е те й и з м а л о и м ущ и х с е м е й . Ее с п о н с о р а м и с т а л и т р и н о р в е ж с к и е ф и р м ы . В ы ­ п у с к п ищ е в ы х к о м п л е к т о в в в а ­ к у у м н о й у п а к о в к е из р ы б н ы х и д р у г и х п о л уф а б р и к а т о в о с ущ е ­ с т в л я е т с я на т е х н о л о г и ч е с к о й л и н и и АО “ П р о т е и н ” . П о ка и х п р о и з в о д и т с я о к о л о п о л у т о р а т ы с я ч в д е н ь , н о б у д е т з н а ч и ­ т е л ь н о б о л ьш е . М н о ги е ш к о л ы и д е т с к и е д ом а о б л а с т н о го ц е н ­ тра и б л и з л е ж а щ и х п о с е л к о в уже п о л у ч и л и б е с п л а т н ы е п р о ­ д у к т о в ы е н а б о р ы . П о д д е р ж а т ь п р о гр а м м у р еш и л и п р е д п р и н и ­ м а те л ь В л а д и м и р Г у с е н к о в . Он намерен ежем есячно по с тавл я ть за в о д у 5 то нн р ы бы . ГІО РЕШЕНИЮ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУДОХОДСТВА при ООН о т н ы н е т е л е гр аф ны й си гнал бедствия на море SOS пе ­ р е с та н е т р а з д а в а т ь с я в эф и р е . С п е ц и а л ь н ы е с и с т е м ы с в я з и ГМДСС , к о т о р ы м и в о б я з а т е л ь ­ ном п о р я д ке д о л ж н ы б ы т ь в те ­ кущ ем го д у о с н ащ е ны суда в о д о и зм ещ е н и ем бо ле е 300 то н н , в э к с т р е н н ы х с и т уа ц и я х б у д у т с р а б а ты в а т ь а в т о м а т и ­ ч е с ки , у к а зы в а я м е с т о п о л о ж е ­ ние п о п а вш е го в беду ко р а б л я с т о ч н о с т ь ю д о п о л о в и н ы м или . В СТОЛИЦЕ И сландии Р е й кь ­ я в и к е п р ош л о за сед а ние м еж д у ­ н а р о д н о й и с с л е д о в а т е л ь с к о й г р у п п ы , р е г у л и р ую щ е й п р о м ы ­ сел о к у н я -к л ю в а ч а в м ор е Ир - м и н ге р а . По п р е д л о ж е н ию с п е ц и а л и с т о в ПИНРО в л е тн и е м е с я ц ы с и л ам и у ч е н ы х р а з н ы х стран реш ено пр о в е с ти т р а л о в о ­ а к у с т и ч е с к ую с ъ е м к у д л я у т о ч ­ н е ни я з а п а с о в о к у н я и о п р е д е л е нию щ адящ их о б ъ ем о в е го в ы л о в а . П р и ПРОВЕРКЕ качества п р о ­ д у кц и и , содержащ ейся на складе р ы б о л о в е ц к о г о к о л х о з а “ Э н е р ­ ги я ” , что в Ура -Губе , с п е ц и а л и с ­ ты М у р м а н с к о го цен тра с т а н д а р т и з а ц и и и м е т р о л о ги и с н я л и с р е а л и за ц и и о т д е л ь н ы е ее в и д ы . Так, к о н с е р в ы “ П ечень т р е с ки н а т у р а л ь н а я ” со д е рж а л и и з б ы т о ч н о е к о л и ч е с т в о с о л и , им ели к р о в я н ы е с гу с т ки , п о с т о ­ р о н н и е в к л ю ч е н и я . Сами б а н ки вы гл я д е л и н е п р и гл я д н о . З а б р а ­ к о в а л и и п а р т и ю м о р о ж е н о го м о р с к о го ерш а . Во м н о ги х п р о ­ в е р е н н ы х р ы б а х бы л и о б н а р у ­ ж е ны л и ч и н к и н ем а то д п а р а з и т о в , с п о с о б н ы х в ы з в а т ь т яж е лы е за б о л е в а н и я при п о п а ­ д а н и и в о р га н и зм ч е л о в е ка . К о т в е т с т в е н ны м л и ц ам п р и м е н е ­ ны ш тр аф ны е са н кц и и . А А м о ж е т н е н а с т у п и т ь - О чем шел р а з говор на конференции? Ну, это проистекает из темы. В основном велась речь о перспективах . Касалось это и энергетических ресурсов, эко ­ логии, использования полезных ископаемых... Одним из вопро­ сов, что обсуждались , стало развитие транспортной систе­ мы. Говорили о возможности использования в приполярных областях судов, авиации, под­ водных лодок , экранопланов для доставки грузов . Нас же интересует день сегодняшний. Ведь нет будущего без сохране­ ния настоящего. Поэтому мы в первую очередь говорили о на­ сущных проблемах. - Неужели у нас сложилось такое катастрофическое поло ­ жение , что перспектива иллю­ зорна? - Сегодня ледокольный флот России переживает труднейшие времена. Если мы не сможем содержать его в исправном со­ стоянии (причина - отсутствие средств), то уже в ближайшие месяцы иод угрозоіі срыва ока­ жутся гарантированные пере­ возки на Дудинском направлении. Не сможем мы во время летней навигации доста­ вить в отдаленные арктические регионы топливо и другие гру­ зы. Кстати, то, что случилось в прошлом году при доставке топлива в Певек, - это первая ласточка. - А что же случило сь ? Н а ­ сколько знаю , танкер провели успешно. Провели. А чего это сто ­ ило? Проводка атомоходом “Советский Союз” танкера ста­ ла в полном смысле слова геро­ ической. Вопреки логике, знаниям, опыту да и требовани­ ям нормативных документов мы вынуждены были ради спа­ сения жителей Павека в экстре­ мальных условиях доставить топливо. А это был ноябрь де- кабрь. Обычно в этот период здесь навигация заканчивается. Вот и стал по воле обстоя ­ тельств рейс героическим. - И в чем же причина такого положения? - Дело в том, что содержание и использование ледоколов и вспомогательного флота произ­ водится пароходством на осно­ ве договора доверительного управления с Российской Феде ­ рацией. Пароходство обязано содержать ледоколы в т ехни ­ чески исправном состоянии, чтобы они могли осуществлять проводку судов с грузами во льдах Арктики. Основная проблема в содер­ жании атомоходов заключается в недостаточном финансирова ­ нии. ИНТЕРВЬЮ НЕДЕЛИ Вот уже несколько лет существует международная организация “ Северный форум” /О сновн ая цель его создания - сохранение жизнедеятельности в арктических регионах планеты. Поэтому в его состав вошли государства, так или иначе завязанные на Арктику. Каждые два года проходят международные научно- практические конференции, на которых обсуждаются насущные проолемы. Недавно в Санкт-Петербурге прошла очередная встреча, на ней обсуждалась перспектива развития Арктической транспортной системы в XXI веке. Присутствовали на конференции и представители Мурманского морского пароходства. С одним из них, директором по эксплуатации ледокольного флота Анатолием ГОРШКОВСКИМ, встретился наш корреспондент. - Можно поконкретнее? - Отчего же нет. Требуются средства на ремонт, закупку ядерного топлива, вывоз отра ­ ботанного и на многое другое, не говоря уже о выплате з арп ­ латы плавсоставу. Другими словами, доходов от работы ледоколов на трассе Севморпу- ти (в 1998 году - около 220 миллионов рублей) и бюджет­ ной дотации, выделяемой в ми­ зерном объеме (в 1998 году - 42 миллиона рублей), явно недо­ статочно для покрытия расхо ­ дов. В прошлом году они составили 305 миллионов руб­ лей, причем без учета затрат на закупку ядерного топлива и вывоз отработанного. - И к чему это может приве­ сти? - Часть недостающих средств последние годы покрывает па ­ роходство - от 40 до 60 милли­ онов рублей ежегодно. Поэтому несем убытки за счет отвлечения средств из оборота транспортного флота . В итоге ремонтные работы переносятся на более поздние сроки, откла ­ дывается перезарядка реакто ­ ров. Практически все плановые технологические сроки обслу ­ живания флота нарушены . А это приведет если не к полной остановке ледокольного флота, то к резкому ограничению его возможностей. - Чем вызвано снижение до ­ ходов? Ведь ледоколы не про^ стаивают, трудятся. - В значительной степени не­ достаток средств ледокольного флота связан с падением грузо­ перевозок в Арктике. Они уменьшились в четыре раза за последние несколько лет. Соот­ ветственно упали доходы. Анализ сложившихся гру ­ зопотоков и анализ потенци­ альных показывает , что самоокупаемость ледокольного флота уже в будущем году вполне реальна. Предполагает­ ся увеличение объемов перево­ зимых Севморпутем грузов . Основные надежды связаны с разработкой нефтяных место­ рожден иіі Тимано-Печорской провинции, принадлежащих компании “Л У К о й л ” . С ерь е з ­ ность же их н ам е р е н и й •под­ тверждается приобретением 50 процентов акций пароходства. Кроме того, не следует з абы ­ вать про РАО “Норильский никель” , он пользуется нашими услугами круглый год. - И все же где взять деньги на содержание атомоходов? Надеяться на федеральный бюджет навряд ли стоит. - Конечно, вопросы государ­ ственной финансовой поддерж­ ки федерального атомного ледокольного флота важны. Однако не менее важно участие в финансировании содержания ледоколов и потребителей Арк­ тическое! транспортной схемы. Я имею в виду оплату за потон- ные сборы, своевременную по­ дачу заявок . В этом случае работа будет выполнена в срок. Дело в том, что планирова ­ ние и своевременное выполне­ ние северного завоза дает реальную возможность снизить расходы, исключить риск э в а ­ куации населения арктических поселений. Нынче на первом месте стоит необходимость вы­ работки рационального м ех а ­ низма составляющих элементов Арктической транспортной ма ­ гистрали ( л едокольныіі флот, арктические порты, Росгидро­ мет и др .). Цель одна - оптими­ зация и сокращение расходов в ближайшем будущем. - Допустим , все проблемы дня сегодняшнего решены . А что ожидает в XXI веке? - При условии должного тех­ нического ухода нынешний л е ­ докольный флот позволит обеспечить прогнозируемые до 2005 года объемы перевозок, включая вывоз с Тнмано-Печо- ры. Правда, при условии заме­ ны атомохода “Арк тик а” (его списывают в 2000 году) атомо ходом “50 лет Победы” (сейчас он строится в Санкт-Петербур­ ге). Возникает необходимость вывода из эксплуатации отслу­ живших свои срок ледоколов . “О б в ал ” списаний приходится на 2005 - 2007 годы. Поэтому крайне важно не только дост ­ роить атомоход “50 лет Побе­ ды ” , но и срочно заняться проектированием, а в дальней­ шем и постройкой ледокола нового поколения. Он должен обладать новыми качествами . Ведь задачи будут более слож­ ные, включая круглогодичное плавание по высокоширотным, приполюсным трассам. Обслуживание больших гру ­ зопотоков , особенно т р ан зи т ­ ных, потребует строительства и транспортных судов усиленно­ го ледового класса и усов ер ­ шенствования управления Арктической транснортноіі сис­ темой (при условии сохранения и развития существующих тех ­ нической и технологической баз). - Н асколько я понял , вы го­ ворили об этом на к о нф е р е н ­ ции? - Да. Старался привлечь вни­ мание, к проблемам дня сегод­ няшнего. Ведь иначе завтра может не наступить. Виктор ВИКЕНТЬЕВ . Фото Бориса Б И РИН А . 19 - 25 февраля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz