Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.
квоты обижен не был Очередной мурманский рыбо хозяйственный совет, работу ко торого гибко направлял его председатель Юрий Мясников, рассмотрел весьма насыщенную повестку дня. Главное - распре делил между пользователями ре гиональные лимиты вылова водных биоресурсов бассейна Белого моря и юго-восточной ча сти Баренцева. Предложения вносили специалисты комитета по рыбохозяйственному комп лексу областной администрации. Пяти хозяйствам - рыболовец ким колхозам “Всходы комму-" ішзма” , “Беломорский рыбак” , “Волна” , ТОО “Память Л ени на” , малому предприятию “Вос ход” - выделена морская квота на промысел 60 тонн семги. По результатам полугодия она мо жет быть перераспределена. Удовлетворены все заявки на добычу 350 тонн морских водо рослей. В резерве осталось 11650 тонн. В прошлом году во дорослей не было взято ни тон ны из выделенных 250. На протяжении ряда лет су щественно не осваивались квоты но вылову беломорской сельди. На текущий год ее промысловый объем уменьшен до 150 тонн. Они в разных долях поделены между 26 хозяйствами, органи зациями и частными предприни мателями. 1600 тонн чешско- печорской сельди без разделения на квоты выделены траловому флоту , “Мурманрыбнрому” , “Севрыбпромразведке” , Союзу рыбопромышленников Севера, Мурманскому рыбакколхозсою- зу. Квоты на забой 7320 и 1700 голов гренландского тюленя от даны колхозам “Волна”и “Бело морский рыбак” . Других претендентов не нашлось. Пять хозяйств Терского п Ловозерско- го районов взялись добыть 100 голов кольчатой нерпы. Без особых споров на 52 суд на в прибрежной зоне Баренце ва моря были выделены квоты на промысел 915 тонн трески и 305 тонн пикши (зарезервирова ны 456 тонн). В истекшем году квоты соответственно выбраны на 65 и 128 процентов. Берего вым рыбоперерабатывающим предприятиям АО “Полярис” , “Северная Пальмира”, “Проте ин” , “Мурманский рыбоком бинат” , “Мурманский рыбо мукомольный завод”, первому и второму коптильным заводам по коэффициенту численности ра ботающих выделены в виде “сблокированных” квоты на 2000 тонн трески п 400 тонн пикши. Отказано в них коопера тиву “Умбский рыбозавод” , ак ционированному Канда лакшскому рыбоконсервному, общественному объединению ин валидов “Дион”, которое приоб рело в собственность у тралфлота фирму “Бриз М ТФ ” и плавбазу “Прнлукн” . По мне нию совета, сырьем их должны обеспеч іівать учредител 11 . Павел ЛУЖИН. Е FACTO DE FACTO DE FACTO П е р в ы е и г о т о н н м о й в ы , д о с т а в л е н н о й с п р о м ы с л а СТМ С трело к” , “ О д ое в с к ” , БМРТ “ Д е м я н с к ” т р а л о в о го ф ло та , в ы г р у ж е ны в М у р м а н с ко м м о р с к о м ры б н ом пор ту . В с ко р е м ойва п о с т у п и т в пр о д аж у в м у н и ц и п а л ь ны е м а га зи ны . В ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРА- ЦИИ з а м е с т и т е л ь гу б е р н а то р а Ю рий М я с н и ко в п р о в е л с о в ещ а ние с у ч а с т н и к а м и п р о гр а м м ы ТАСИС “ В о с с т а н о в л е н и е стада ,£м ги в в е р х о в ь я х р е ки Т ул о - и ы ” . Проект, р у ко в о д я т ко торы м ф и н с к и й и х т и о л о г М арку К а о ко - ран то и и с п о л н и т е л ь н ы й д и р е к то р М и к ко П у н ку р и , б уд е т о с ущ е с т в л я т ь в ы и г р а вш и й т е н д е р к о н с о р ц и у м во гл а в е с “ Х е л ь с и н к и к о н с а л т и н г гр у п п ЛТД ” при со д е й с т в и и НИИ о хо ты и р ы б н о г о х о з я й с т в а , с л уж бы л е с н о й о х р а н ы Ф и н л я н д и и и д з у х ги д р о т е х н и ч е с к и х ш о тл а н д с к и х ф и рм . Ф и н а н с и р у е т п р о - г Е в р о с о ю з . В ы д е л е н 1 млн >ро. Бы л намечен план и зы с ка - .-л ьс ки х р а б о т на т е к ущ и й год . о р о с с и й с к о й с т о р о н ы з а д е й с т в о в а н ы ПИНРО , у п р а в л е н и е “ М у р м а н р ы б в о д ” , АО “ К о л э н е р - г о ” , “ А р к т и к С а лм о н ” . В МУРМАНСКЕ начата р е а л и з а ц и я г у м а н и т а р н о й п р о г р а м м ы г у б е р н а т о р а Ю р и я Е в д о к и м о в а “ Ш к о л ь н ы е з а в т - р а к и ” д л я д е те й и з м а л о и м ущ и х с е м е й . Ее с п о н с о р а м и с т а л и т р и н о р в е ж с к и е ф и р м ы . В ы п у с к п ищ е в ы х к о м п л е к т о в в в а к у у м н о й у п а к о в к е из р ы б н ы х и д р у г и х п о л уф а б р и к а т о в о с ущ е с т в л я е т с я на т е х н о л о г и ч е с к о й л и н и и АО “ П р о т е и н ” . П о ка и х п р о и з в о д и т с я о к о л о п о л у т о р а т ы с я ч в д е н ь , н о б у д е т з н а ч и т е л ь н о б о л ьш е . М н о ги е ш к о л ы и д е т с к и е д ом а о б л а с т н о го ц е н тра и б л и з л е ж а щ и х п о с е л к о в уже п о л у ч и л и б е с п л а т н ы е п р о д у к т о в ы е н а б о р ы . П о д д е р ж а т ь п р о гр а м м у р еш и л и п р е д п р и н и м а те л ь В л а д и м и р Г у с е н к о в . Он намерен ежем есячно по с тавл я ть за в о д у 5 то нн р ы бы . ГІО РЕШЕНИЮ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУДОХОДСТВА при ООН о т н ы н е т е л е гр аф ны й си гнал бедствия на море SOS пе р е с та н е т р а з д а в а т ь с я в эф и р е . С п е ц и а л ь н ы е с и с т е м ы с в я з и ГМДСС , к о т о р ы м и в о б я з а т е л ь ном п о р я д ке д о л ж н ы б ы т ь в те кущ ем го д у о с н ащ е ны суда в о д о и зм ещ е н и ем бо ле е 300 то н н , в э к с т р е н н ы х с и т уа ц и я х б у д у т с р а б а ты в а т ь а в т о м а т и ч е с ки , у к а зы в а я м е с т о п о л о ж е ние п о п а вш е го в беду ко р а б л я с т о ч н о с т ь ю д о п о л о в и н ы м или . В СТОЛИЦЕ И сландии Р е й кь я в и к е п р ош л о за сед а ние м еж д у н а р о д н о й и с с л е д о в а т е л ь с к о й г р у п п ы , р е г у л и р ую щ е й п р о м ы сел о к у н я -к л ю в а ч а в м ор е Ир - м и н ге р а . По п р е д л о ж е н ию с п е ц и а л и с т о в ПИНРО в л е тн и е м е с я ц ы с и л ам и у ч е н ы х р а з н ы х стран реш ено пр о в е с ти т р а л о в о а к у с т и ч е с к ую с ъ е м к у д л я у т о ч н е ни я з а п а с о в о к у н я и о п р е д е л е нию щ адящ их о б ъ ем о в е го в ы л о в а . П р и ПРОВЕРКЕ качества п р о д у кц и и , содержащ ейся на складе р ы б о л о в е ц к о г о к о л х о з а “ Э н е р ги я ” , что в Ура -Губе , с п е ц и а л и с ты М у р м а н с к о го цен тра с т а н д а р т и з а ц и и и м е т р о л о ги и с н я л и с р е а л и за ц и и о т д е л ь н ы е ее в и д ы . Так, к о н с е р в ы “ П ечень т р е с ки н а т у р а л ь н а я ” со д е рж а л и и з б ы т о ч н о е к о л и ч е с т в о с о л и , им ели к р о в я н ы е с гу с т ки , п о с т о р о н н и е в к л ю ч е н и я . Сами б а н ки вы гл я д е л и н е п р и гл я д н о . З а б р а к о в а л и и п а р т и ю м о р о ж е н о го м о р с к о го ерш а . Во м н о ги х п р о в е р е н н ы х р ы б а х бы л и о б н а р у ж е ны л и ч и н к и н ем а то д п а р а з и т о в , с п о с о б н ы х в ы з в а т ь т яж е лы е за б о л е в а н и я при п о п а д а н и и в о р га н и зм ч е л о в е ка . К о т в е т с т в е н ны м л и ц ам п р и м е н е ны ш тр аф ны е са н кц и и . А А м о ж е т н е н а с т у п и т ь - О чем шел р а з говор на конференции? Ну, это проистекает из темы. В основном велась речь о перспективах . Касалось это и энергетических ресурсов, эко логии, использования полезных ископаемых... Одним из вопро сов, что обсуждались , стало развитие транспортной систе мы. Говорили о возможности использования в приполярных областях судов, авиации, под водных лодок , экранопланов для доставки грузов . Нас же интересует день сегодняшний. Ведь нет будущего без сохране ния настоящего. Поэтому мы в первую очередь говорили о на сущных проблемах. - Неужели у нас сложилось такое катастрофическое поло жение , что перспектива иллю зорна? - Сегодня ледокольный флот России переживает труднейшие времена. Если мы не сможем содержать его в исправном со стоянии (причина - отсутствие средств), то уже в ближайшие месяцы иод угрозоіі срыва ока жутся гарантированные пере возки на Дудинском направлении. Не сможем мы во время летней навигации доста вить в отдаленные арктические регионы топливо и другие гру зы. Кстати, то, что случилось в прошлом году при доставке топлива в Певек, - это первая ласточка. - А что же случило сь ? Н а сколько знаю , танкер провели успешно. Провели. А чего это сто ило? Проводка атомоходом “Советский Союз” танкера ста ла в полном смысле слова геро ической. Вопреки логике, знаниям, опыту да и требовани ям нормативных документов мы вынуждены были ради спа сения жителей Павека в экстре мальных условиях доставить топливо. А это был ноябрь де- кабрь. Обычно в этот период здесь навигация заканчивается. Вот и стал по воле обстоя тельств рейс героическим. - И в чем же причина такого положения? - Дело в том, что содержание и использование ледоколов и вспомогательного флота произ водится пароходством на осно ве договора доверительного управления с Российской Феде рацией. Пароходство обязано содержать ледоколы в т ехни чески исправном состоянии, чтобы они могли осуществлять проводку судов с грузами во льдах Арктики. Основная проблема в содер жании атомоходов заключается в недостаточном финансирова нии. ИНТЕРВЬЮ НЕДЕЛИ Вот уже несколько лет существует международная организация “ Северный форум” /О сновн ая цель его создания - сохранение жизнедеятельности в арктических регионах планеты. Поэтому в его состав вошли государства, так или иначе завязанные на Арктику. Каждые два года проходят международные научно- практические конференции, на которых обсуждаются насущные проолемы. Недавно в Санкт-Петербурге прошла очередная встреча, на ней обсуждалась перспектива развития Арктической транспортной системы в XXI веке. Присутствовали на конференции и представители Мурманского морского пароходства. С одним из них, директором по эксплуатации ледокольного флота Анатолием ГОРШКОВСКИМ, встретился наш корреспондент. - Можно поконкретнее? - Отчего же нет. Требуются средства на ремонт, закупку ядерного топлива, вывоз отра ботанного и на многое другое, не говоря уже о выплате з арп латы плавсоставу. Другими словами, доходов от работы ледоколов на трассе Севморпу- ти (в 1998 году - около 220 миллионов рублей) и бюджет ной дотации, выделяемой в ми зерном объеме (в 1998 году - 42 миллиона рублей), явно недо статочно для покрытия расхо дов. В прошлом году они составили 305 миллионов руб лей, причем без учета затрат на закупку ядерного топлива и вывоз отработанного. - И к чему это может приве сти? - Часть недостающих средств последние годы покрывает па роходство - от 40 до 60 милли онов рублей ежегодно. Поэтому несем убытки за счет отвлечения средств из оборота транспортного флота . В итоге ремонтные работы переносятся на более поздние сроки, откла дывается перезарядка реакто ров. Практически все плановые технологические сроки обслу живания флота нарушены . А это приведет если не к полной остановке ледокольного флота, то к резкому ограничению его возможностей. - Чем вызвано снижение до ходов? Ведь ледоколы не про^ стаивают, трудятся. - В значительной степени не достаток средств ледокольного флота связан с падением грузо перевозок в Арктике. Они уменьшились в четыре раза за последние несколько лет. Соот ветственно упали доходы. Анализ сложившихся гру зопотоков и анализ потенци альных показывает , что самоокупаемость ледокольного флота уже в будущем году вполне реальна. Предполагает ся увеличение объемов перево зимых Севморпутем грузов . Основные надежды связаны с разработкой нефтяных место рожден иіі Тимано-Печорской провинции, принадлежащих компании “Л У К о й л ” . С ерь е з ность же их н ам е р е н и й •под тверждается приобретением 50 процентов акций пароходства. Кроме того, не следует з абы вать про РАО “Норильский никель” , он пользуется нашими услугами круглый год. - И все же где взять деньги на содержание атомоходов? Надеяться на федеральный бюджет навряд ли стоит. - Конечно, вопросы государ ственной финансовой поддерж ки федерального атомного ледокольного флота важны. Однако не менее важно участие в финансировании содержания ледоколов и потребителей Арк тическое! транспортной схемы. Я имею в виду оплату за потон- ные сборы, своевременную по дачу заявок . В этом случае работа будет выполнена в срок. Дело в том, что планирова ние и своевременное выполне ние северного завоза дает реальную возможность снизить расходы, исключить риск э в а куации населения арктических поселений. Нынче на первом месте стоит необходимость вы работки рационального м ех а низма составляющих элементов Арктической транспортной ма гистрали ( л едокольныіі флот, арктические порты, Росгидро мет и др .). Цель одна - оптими зация и сокращение расходов в ближайшем будущем. - Допустим , все проблемы дня сегодняшнего решены . А что ожидает в XXI веке? - При условии должного тех нического ухода нынешний л е докольный флот позволит обеспечить прогнозируемые до 2005 года объемы перевозок, включая вывоз с Тнмано-Печо- ры. Правда, при условии заме ны атомохода “Арк тик а” (его списывают в 2000 году) атомо ходом “50 лет Победы” (сейчас он строится в Санкт-Петербур ге). Возникает необходимость вывода из эксплуатации отслу живших свои срок ледоколов . “О б в ал ” списаний приходится на 2005 - 2007 годы. Поэтому крайне важно не только дост роить атомоход “50 лет Побе ды ” , но и срочно заняться проектированием, а в дальней шем и постройкой ледокола нового поколения. Он должен обладать новыми качествами . Ведь задачи будут более слож ные, включая круглогодичное плавание по высокоширотным, приполюсным трассам. Обслуживание больших гру зопотоков , особенно т р ан зи т ных, потребует строительства и транспортных судов усиленно го ледового класса и усов ер шенствования управления Арктической транснортноіі сис темой (при условии сохранения и развития существующих тех нической и технологической баз). - Н асколько я понял , вы го ворили об этом на к о нф е р е н ции? - Да. Старался привлечь вни мание, к проблемам дня сегод няшнего. Ведь иначе завтра может не наступить. Виктор ВИКЕНТЬЕВ . Фото Бориса Б И РИН А . 19 - 25 февраля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz