Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.
” Н е установлено, под чьим флагом суда выходят в море” Когда-то Владивостокская база тралового и рефрижера торного флота (В Б Т РФ ) была мощнейшим рыбодобывающим предприятием Востока России. Она славилась суперсовремен ными судами как отечественной, так и зарубежной постройки. Го сударство передало базе, кото рая превратилась в акционерное общество, семьдесят отличных судов. Все они являлись госу дарственной собственностью. Недавно сотрудники Дальневос точной транспортной прокурату ры решили проверить, как и где ВБТРФ использует рыбодобы вающие корабли. И вот что они написали в справке: “ ...не пред ставилось возможным устано вить, где эти суда находятся и под чьим флагом выходят в море” . Базу основательно и оконча тельно разграбили за один про шлый год: стоимость активов предприятия сократилась за этот период с 1,5 трлн. до 0,5 трлн. неденоминированных рублей. Механизм жульнических опера- ; • -цчй, организованных президен том ВБТРФ Н. Никитенко и главным бухгалтером Г. Муси ной, был предельно прост: они незаконно передавали рыбодо бывающий флот базы дочерним предприятиям, в руководстве которых состояли, как правило, родственники или друзья прези дента. В ЗЛО “Супер” , напри мер, были переданы 12 новых траулеров испанской постройки, за которые ВБТРФ даже не рас считалась с государством. За прошлый год полсотни из семи десяти судов перешли якобы в аренду. На самом деле по фик тивным договорам аренды они фактически были проданы ком пании “Фолкленд Мнвестлинтс ЛТД ” (Либерия). Около 30 млн. долларов сто или четыре морских судна ВБТРФ : “Капитан Карташов”, “Капитан Самойленко”, “Капи тан Волошин” , “Владимир Чи вилихин” . Их отдали иностранной фирме в виде рас чета за предоставленный ранее кредит в 7 млн. долларов - в че тыре с лишним раза ниже балан совой стоимости! Особую любовь Никитенко- старший питает к американской фирме “Рашен Сии Ф у д с ”, ко торую возглавляет его сын Олег. Для него папаша отремонтиро вал и модернизировал современ ную гигантскую плавбазу “Спасск”, чтобы сбыть ее сынов ней фирме по цене ржавого же леза одного только корпуса. Между тем затраты ВБТРФ по переоборудованию судна соста вили более 30 млрд. неденоми нированных рублей. Эксперты определили сделку по продаже “Спасска” как “фиктивную, оформленную на сбыт металло лома, в то время как на корабле Когда почти все украли, валюту попрятали на счетах в зарубеж ных банках - только тогда и спохватились. С большой долей вероятности можно предсказать, что Никитенко и Мусина отдела ются легким испугом, как уже не раз бывало в подобных ситу ациях. Как сказал мне дальневосточ ный транспортный прокурор Валерий Баляба , расхищение флота, особенно рыбодобываю щего, приобрело огромные мас штабы. На начало нынешнего года в регионе было зарегистри ровано 1135 (!) судовладельчес ких компаний, в распоряжении которых имелось 2629 рыболо вецких судов. Теперь их количе ство сократилось на 530 единиц. Почти каждое четвертое судно поменяло собственника и порт приписки. Действующее законодатель ство и уставы акционерных об- “Дальвент” долгое время ис пользовала для перевозки авто мобилей большой морской рыболовецкий траулер (БМРТ ) “Копет-Даг”. Очевидцы расска зывают, что японские машины висели на этом судне гроздьями, при малейшем шторме теплоход мог перевернуться. Но, как го ворится, Бог миловал. А когда на “Копет-Даге” что-то слома лось, хозяева предпочли бросить судно в Амурском заливе. Там оно дрейфовало свыше двух лет, мешая судоходству. Спросить за это было не с кого - хозяин “Дальвента” В. Костюков, ско лотив капитал, навсегда посе лился в Дании. Такие же истории произошли с СМРТ “Осока” и “Ж и з о р а ” . Их использовали для перевозки машин с японских свалок, а по том бросили в бухте “Диомид”. Сквозьдырявуюсеть Д а л ь н е в о с т о ч н ы й р ы б о л о в н ы й ф л о т н а г л о р а з в о р о в ы в а ю т смонтированы и действуют но вейшие дорогостоящие техноло гические линии по производству рыбной муки, ф арш а ...” Против Никитенко-старшего и его главбуха Мусиной возбуж дено уголовное дело по ст. 201 УК РФ (злоупотребление пол номочиями лицом, выполняю щим управленческие функции). Следствие установило, что “ ...руководители ВБТРФ пред намеренно создавали и увеличи вали неплатежеспособность предприятия, допускали сокры тие и уничтожение бухгалтерс ких документов”. Растащиловка флота происхо дила на глазах властей Примор ского края, почти пятидесяти 0 ) контролирующих организаций. ществ, приватизировавших ры бодобывающие предприятия, обязывают сохранять основную деятельность по добыче и пере работке рыбопродукции, обеспе чивать безопасность плавания судов. Но в любой день, придя к причалам любого дальневосточ ного морского порта, можно увидеть десятки рыболовец ких траулеров, “под з а в я зку ” загруженных подержанными японскими, южнокорейскими ав томашинами. Капитаны игнори руют элементарные требования техники безопасности. Наруша ются центровка и предельная загрузка судов, создается значи тельная угроза безопасности мо реплавания. Владивостокская фирма За сколько можно купить две плавбазы В “Магаданрыбироме” в ходу загадка: за сколько нынче мож но приобрести пару плавбаз? Точный ответ знает только кон курсный управляющий этой организацией Баженов. Минув шим летом он приказал передать все судовое имущество плавбаз “Таусский шельф” и “Комсомо лец Магадана”, которые постра дали от случившихся на них пожаров, частной фирме “Влас- ко”. Добра на плавбазах сохра нилось на многие миллионы рублей. Одни морские мотоботы - ценные и дорогостоящие. А на банковских счетах “Власко” - ни копейки. Уставный капитал был образован путем внесения в него подержанного дивана и старого принтера. Ими-то новоявленные капиталисты и заплатили за мо- ‘гучие плавучие заводы. Руководители АО “Корсаков- ская база океанического рыбо ловства” Сахалинской области, четверть акций которого нахо дится в федеральной собственно сти, решили не затруднять себя хлопотами по управлению пред приятием. Они раздали суда ча стным структурам, ни одна из которых не имеет лицензий на право деятельности на морском транспорте и рыбодобывающем флоте. При этом убытки от экс плуатации и расходы по содер жанию судов и экипажей относились на счет базы океани ческого рыболовства, а доходы от выполнения транспортных услуг и рыбодобычи получали коммерсанты. Предприниматели Голоборо дов и Ворожбин из Владивосток ской частной фирмы “Ист-Корп”, даже не зарегистри рованной, не говоря уже о том, что не имеющей ни одной лицен зии, стали распоряжаться всем оставшимся флотом Корсаковс- коіі базы океанического рыбо ловства. Решили они якобы отремонтировать БМРТ “Мыс Юдин” в Китае. Послали туда сперва 100 тысяч американских долларов в качестве предоплаты. Потом в счет ремонта передали китайской стороне 625 тонн мо роженой сельди. Потом платить китайцам “за ремонт” стали БМРТ: отправили туда “Паеси оиарию” , “Тигель”. Решили чего там мелочиться, и оконча тельно расплатились с китайца ми “за ремонт” БМРТ “Мыс Юдин” самим БМРТ “Мыс Юдин” . Нетрудно предсказать, что при таких темпах циничного наглого воровства Россия скоро совсем останется без флота. Борис РЕЗНИК. “ И з в е с т и я " . Начало материала на стр. 1 "'JVtа г е л л а н ы ■ I Как я попал в партизанский отряд * Как и многим другим, мне доста- лась судьба оказаться беззарплат- ным. Руководители предприятия, поняв, что взять здесь уже нечего, с почетом ушли на пенсию. Для но вых начальников старые долги - пу стой звук. Моряков и флотских специалистов отправили в отпуск, а потом сократили. О деньгах, разу меется, речи не велось. Сначала народ ходил к кассе каждый день, потом раз в неделю, потом раз в месяц. Через полгода табличка “де нег нет” уже не раздражала. Решив, что надеяться нет смыс ла, я пошел искать тех, в чьих сей фах не заржавели замки. Знакомый коммерсант, не напрягая памяти, чиркнул телефон: “Частник судно откуда-то пригнал, оживляет, капи тана ищет. Если рискнешь “партиза нить”, то сговоритесь”. К этому времени я уже знал, что “партиза нить” - это ходить в море, пренебре гая всеми правилами. Мое устройство на работу про изошло до смешного быстро. Вла дельцем судна оказался бравый мужик лет сорока. - Побережье знаешь? Я назвал деревни, куда зайти мне будет сложно. - Три “лимона” плюс все, что на варишь сам. Мы пожали рѵки и пошли смот реть пароход. Обшарпанный и ржа- вый, он стоял у развалюхи-причала с большим креном. В грязном сало не были разбросаны мазутные фу файки, навигационные карты, спасательные жилеты. Стаканы и чертежи, пустая коньячная бутылка и куча окѵрков на столе дополняли картину беспорядка. Над всем этим возвышалась роскошная икона Бо гоматери. В кубрике, куда заглянул ради любопытства, сделал только шаг. Иллюминаторы свет не пропускали, вместо выключателя торчали два провода, пахло плесенью и тихо журчала вода. Кусок водонепрони цаемой переборки остался в руке. Ну, думаю, попал. Увидя мое уны ние, хозяин с жаром произнес: “Не горюй, капитан. Глаза боятся - руки делают”. Частник и его команда Начались трудовые будни. Тре бования к судам, составленные еще при социализме, жестки и бескомп ромиссны. Люди, контролирующие их выполнение, еще не до конца прониклись мыслью, что в море хо дить не им, а тем, кого они проверя ют. К счастью, хозяин - тонкий психолог и легко находил обходные пути в чиновных запретах. Заразив шись его азартом, и я плел небыли цы официальным представителям, брал на время предъявления инс пекторам под честное слово требуе мое имущество на других судах. Дядя Саша, мой старший помощ ник, мне напоминал матроса Фунта с яхты “Беда”. Небольшого роста, неопределенного возраста, мягкий и добрый, он умел делать все, что не обходимо в сложном судовом хозяй стве. В промежутках между сварочными, плотницкими и покра сочными работами он подходил к хозяину и, улыбаясь, произносил: “Давай червонец, пожалуйста”. Мы знали», что через минут сорок будем есть макароны по-флотски, запивая пивом. Но предварительно дядя Саша будет отчитан за расточитель ство. “Слон” и Коська, восемнадцати летние парни, были взяты на долж ность практикантов, хотя по диплому имели звание механиков- дизелистов. В машинное отделение они попадали редко, работая на ре монте причала то землекопами, то бетонщиками, то грузчиками. Дип ломированным специалистам хозяин сказал: “Механиков я из вас еде лаю, но позже”. Признаться, в ме ханизмах он разбирался хорошо. И с того момента для молодежи любое его слово имело силу закона. Вот и вся команда. Был, говорят, еще матрос Лом - высокий и вихра стый, как и у капитана Врунгеля. Но за чрезмерное пристрастие к ал коголю и приставание к многочис ленным любовницам хозяина он был выгнан без выходного пособия. По судовой роли значились дру гие люди: моряки со стажем и со лидными дипломами, обученные на тренажерах и аттестованные высо кими комиссиями. Чужой среди своих Постепенно стараниями дяди Саши и пацанов пароход приобрел вполне приличный вид. Поздним вечером чумазый буксир накачал полный бункер. Пресную воду взя ли, врезав трубу в городскую маги страль. Стараниями моими и хозяина красавец-лайнер получил заветный документ с оазрешением на выход в море. В оощем, в нача ле навигации, когда бывший мой “кормилец”, как и весь каботажный флот, только начинал просыпаться, мы были готовы к трудовым подви гам. Но грузоотправители не стояли к нам в очередь. Однажды утром раздался теле фонный звонок. Хозяин радостным воплем вещал: “Срочно приезжай. Грузимся, отход вечером”. ...Машина за машиной мы скла дывали в трюм муку и сахар, кон сервы и тушенку, “Фанту” и водку. Только под конец погрузки, когда грузовая марка скрылась сантимет ров на десять, я опомнился: “Плы вем-то куда?”. Услышав ответ, про сто обалдел от неожиданности: “Куда? В Баренцуху? Да нам до Моржовца не дойти, остановят и арестуют”. Хозяин сказал как отре зал: ‘ Не боись! Твое дело - навига ция”. В тот день я получил первый аванс - целых пятьсот рублей. Дяде Саше была выдана сумма на про дукты из расчета семь дней плава ния. Пацаны не получили ничего. В одиночном плавании Довольные, счастливые, уверовав в успех после стольких преград, мы начинали первый рейс. Море встре тило ласково. - Поставь-ка Слона на руль. Пой дем выпьем по этому поводу, - пред ложил шеф. Преподав урок новоиспеченному рулевому, я спустился в салон. Хо зяин, литровая бутылка “Арарата”, макароны по-Алотски да Божья Мать Мария - оольше никто не был удостоен права отметить рюмкой выход в море. Выпили мы крепко. Хозяина вдруг потянуло на откро венность. - Этот красавец-лайнер достался мне по наследству. Бывший судо владелец - рыбокомбинат, где мы с отцом работали, приказал долго жить. А потом и нас, русских, с ок раин Советского Союза погнали. Продали мы дом, хозяйство. На эти деньги купили пароход и, пока было можно, ходили по Каспию, Азовскому, Черному морям, бывало и до Греции добирались. Грузопере возок в том районе и на пять моих жизней хватило бы, но таможня, на логовики, пограничники зажали - не продохнуть. Пришлось уходить. Денег хватило только до Архангель ска. Да мне и не важно, где остано виться: до перестройки дороги в сибирской таііге рубил, еще раньше БАМ строил, в юности грузчиком в Салехарде был, а начинал на Даль нем Востоке, песни пел в ресторане. Высоцкого любишь?.. Вдруг стало тихо: встал главный, чихнул и остановился дизель-гене ратор. Хозяин рванул в машинное' отделение, я - в рулевую рубку. Слон, глупо улыбаясь, крутил штурвал, хотя мы уже стояли.* Че рез минуту все прояснилось: рас ходная цистерна опустела, подкачать солярку никто не догадался. Нас тихо несло по течению вдоль недале кого Зимнего берега. Я искренне порадовался, что выдалась тихая погода и летней ночью на Севере светло. Двигатель запустили. Коська сме нил Слона на руле. Шеф пообещал следить за механизмами. Я примос тился в салоне на диване прямо под иконой. Как оказалось, это стало лучшим для меня местом до самого возвращения: хватало трех шагов, чтобы взять управление судном на себя. Миновали Сосновец, когда выс павшийся дядя Саша появился на камбузе. Вахты он стоять не собп рался, а лишь кашеварил. То есть обязанности вахтенного штурмана и матроса-рулевого для моего старше го помощника разницы не имели. Но хозяину как судовладельцу, вложив шему в движимую недвижимость большие деньги, я еще доверял. И напрасно. От Моржовца на Канин Нос он проложил курс напрямую. По Орловским кошкам. Сначала нас закачало посреди ровного моря, по том появился песок из-под винта. Потом пару раз ткнулись корпусом. Задним ходом, подняв тучу грязи, снялись. И снова я порадовался, что летом на Севере тихо и светло. Море нас просто щадило. Окончание на стр. 5. 12 - 18 февраля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz