Рыбный Мурман. 1999 г. Февраль.

” Н е установлено, под чьим флагом суда выходят в море” Когда-то Владивостокская база тралового и рефрижера ­ торного флота (В Б Т РФ ) была мощнейшим рыбодобывающим предприятием Востока России. Она славилась суперсовремен­ ными судами как отечественной, так и зарубежной постройки. Го­ сударство передало базе, кото­ рая превратилась в акционерное общество, семьдесят отличных судов. Все они являлись госу ­ дарственной собственностью. Недавно сотрудники Дальневос­ точной транспортной прокурату­ ры решили проверить, как и где ВБТРФ использует рыбодобы­ вающие корабли. И вот что они написали в справке: “ ...не пред­ ставилось возможным устано­ вить, где эти суда находятся и под чьим флагом выходят в море” . Базу основательно и оконча­ тельно разграбили за один про­ шлый год: стоимость активов предприятия сократилась за этот период с 1,5 трлн. до 0,5 трлн. неденоминированных рублей. Механизм жульнических опера- ; • -цчй, организованных президен­ том ВБТРФ Н. Никитенко и главным бухгалтером Г. Муси­ ной, был предельно прост: они незаконно передавали рыбодо­ бывающий флот базы дочерним предприятиям, в руководстве которых состояли, как правило, родственники или друзья прези­ дента. В ЗЛО “Супер” , напри­ мер, были переданы 12 новых траулеров испанской постройки, за которые ВБТРФ даже не рас­ считалась с государством. За прошлый год полсотни из семи­ десяти судов перешли якобы в аренду. На самом деле по фик ­ тивным договорам аренды они фактически были проданы ком­ пании “Фолкленд Мнвестлинтс ЛТД ” (Либерия). Около 30 млн. долларов сто­ или четыре морских судна ВБТРФ : “Капитан Карташов”, “Капитан Самойленко”, “Капи­ тан Волошин” , “Владимир Чи ­ вилихин” . Их отдали иностранной фирме в виде рас­ чета за предоставленный ранее кредит в 7 млн. долларов - в че­ тыре с лишним раза ниже балан­ совой стоимости! Особую любовь Никитенко- старший питает к американской фирме “Рашен Сии Ф у д с ”, ко­ торую возглавляет его сын Олег. Для него папаша отремонтиро­ вал и модернизировал современ­ ную гигантскую плавбазу “Спасск”, чтобы сбыть ее сынов­ ней фирме по цене ржавого же­ леза одного только корпуса. Между тем затраты ВБТРФ по переоборудованию судна соста­ вили более 30 млрд. неденоми­ нированных рублей. Эксперты определили сделку по продаже “Спасска” как “фиктивную, оформленную на сбыт металло­ лома, в то время как на корабле Когда почти все украли, валюту попрятали на счетах в зарубеж­ ных банках - только тогда и спохватились. С большой долей вероятности можно предсказать, что Никитенко и Мусина отдела­ ются легким испугом, как уже не раз бывало в подобных ситу­ ациях. Как сказал мне дальневосточ­ ный транспортный прокурор Валерий Баляба , расхищение флота, особенно рыбодобываю­ щего, приобрело огромные мас­ штабы. На начало нынешнего года в регионе было зарегистри­ ровано 1135 (!) судовладельчес­ ких компаний, в распоряжении которых имелось 2629 рыболо­ вецких судов. Теперь их количе­ ство сократилось на 530 единиц. Почти каждое четвертое судно поменяло собственника и порт приписки. Действующее законодатель­ ство и уставы акционерных об- “Дальвент” долгое время ис­ пользовала для перевозки авто­ мобилей большой морской рыболовецкий траулер (БМРТ ) “Копет-Даг”. Очевидцы расска­ зывают, что японские машины висели на этом судне гроздьями, при малейшем шторме теплоход мог перевернуться. Но, как го­ ворится, Бог миловал. А когда на “Копет-Даге” что-то слома­ лось, хозяева предпочли бросить судно в Амурском заливе. Там оно дрейфовало свыше двух лет, мешая судоходству. Спросить за это было не с кого - хозяин “Дальвента” В. Костюков, ско­ лотив капитал, навсегда посе­ лился в Дании. Такие же истории произошли с СМРТ “Осока” и “Ж и з о р а ” . Их использовали для перевозки машин с японских свалок, а по­ том бросили в бухте “Диомид”. Сквозьдырявуюсеть Д а л ь н е в о с т о ч н ы й р ы б о л о в н ы й ф л о т н а г л о р а з в о р о в ы в а ю т смонтированы и действуют но­ вейшие дорогостоящие техноло­ гические линии по производству рыбной муки, ф арш а ...” Против Никитенко-старшего и его главбуха Мусиной возбуж­ дено уголовное дело по ст. 201 УК РФ (злоупотребление пол­ номочиями лицом, выполняю­ щим управленческие функции). Следствие установило, что “ ...руководители ВБТРФ пред­ намеренно создавали и увеличи­ вали неплатежеспособность предприятия, допускали сокры­ тие и уничтожение бухгалтерс­ ких документов”. Растащиловка флота происхо­ дила на глазах властей Примор­ ского края, почти пятидесяти 0 ) контролирующих организаций. ществ, приватизировавших ры­ бодобывающие предприятия, обязывают сохранять основную деятельность по добыче и пере­ работке рыбопродукции, обеспе­ чивать безопасность плавания судов. Но в любой день, придя к причалам любого дальневосточ­ ного морского порта, можно увидеть десятки рыболовец­ ких траулеров, “под з а в я зку ” загруженных подержанными японскими, южнокорейскими ав­ томашинами. Капитаны игнори­ руют элементарные требования техники безопасности. Наруша­ ются центровка и предельная загрузка судов, создается значи­ тельная угроза безопасности мо­ реплавания. Владивостокская фирма За сколько можно купить две плавбазы В “Магаданрыбироме” в ходу загадка: за сколько нынче мож­ но приобрести пару плавбаз? Точный ответ знает только кон­ курсный управляющий этой организацией Баженов. Минув­ шим летом он приказал передать все судовое имущество плавбаз “Таусский шельф” и “Комсомо­ лец Магадана”, которые постра­ дали от случившихся на них пожаров, частной фирме “Влас- ко”. Добра на плавбазах сохра­ нилось на многие миллионы рублей. Одни морские мотоботы - ценные и дорогостоящие. А на банковских счетах “Власко” - ни копейки. Уставный капитал был образован путем внесения в него подержанного дивана и старого принтера. Ими-то новоявленные капиталисты и заплатили за мо- ‘гучие плавучие заводы. Руководители АО “Корсаков- ская база океанического рыбо­ ловства” Сахалинской области, четверть акций которого нахо­ дится в федеральной собственно­ сти, решили не затруднять себя хлопотами по управлению пред­ приятием. Они раздали суда ча стным структурам, ни одна из которых не имеет лицензий на право деятельности на морском транспорте и рыбодобывающем флоте. При этом убытки от экс­ плуатации и расходы по содер жанию судов и экипажей относились на счет базы океани­ ческого рыболовства, а доходы от выполнения транспортных услуг и рыбодобычи получали коммерсанты. Предприниматели Голоборо дов и Ворожбин из Владивосток ской частной фирмы “Ист-Корп”, даже не зарегистри­ рованной, не говоря уже о том, что не имеющей ни одной лицен­ зии, стали распоряжаться всем оставшимся флотом Корсаковс- коіі базы океанического рыбо ловства. Решили они якобы отремонтировать БМРТ “Мыс Юдин” в Китае. Послали туда сперва 100 тысяч американских долларов в качестве предоплаты. Потом в счет ремонта передали китайской стороне 625 тонн мо­ роженой сельди. Потом платить китайцам “за ремонт” стали БМРТ: отправили туда “Паеси оиарию” , “Тигель”. Решили чего там мелочиться, и оконча­ тельно расплатились с китайца­ ми “за ремонт” БМРТ “Мыс Юдин” самим БМРТ “Мыс Юдин” . Нетрудно предсказать, что при таких темпах циничного наглого воровства Россия скоро совсем останется без флота. Борис РЕЗНИК. “ И з в е с т и я " . Начало материала на стр. 1 "'JVtа г е л л а н ы ■ I Как я попал в партизанский отряд * Как и многим другим, мне доста- лась судьба оказаться беззарплат- ным. Руководители предприятия, поняв, что взять здесь уже нечего, с почетом ушли на пенсию. Для но­ вых начальников старые долги - пу­ стой звук. Моряков и флотских специалистов отправили в отпуск, а потом сократили. О деньгах, разу­ меется, речи не велось. Сначала народ ходил к кассе каждый день, потом раз в неделю, потом раз в месяц. Через полгода табличка “де­ нег нет” уже не раздражала. Решив, что надеяться нет смыс­ ла, я пошел искать тех, в чьих сей­ фах не заржавели замки. Знакомый коммерсант, не напрягая памяти, чиркнул телефон: “Частник судно откуда-то пригнал, оживляет, капи­ тана ищет. Если рискнешь “партиза­ нить”, то сговоритесь”. К этому времени я уже знал, что “партиза­ нить” - это ходить в море, пренебре­ гая всеми правилами. Мое устройство на работу про­ изошло до смешного быстро. Вла­ дельцем судна оказался бравый мужик лет сорока. - Побережье знаешь? Я назвал деревни, куда зайти мне будет сложно. - Три “лимона” плюс все, что на­ варишь сам. Мы пожали рѵки и пошли смот­ реть пароход. Обшарпанный и ржа- вый, он стоял у развалюхи-причала с большим креном. В грязном сало­ не были разбросаны мазутные фу­ файки, навигационные карты, спасательные жилеты. Стаканы и чертежи, пустая коньячная бутылка и куча окѵрков на столе дополняли картину беспорядка. Над всем этим возвышалась роскошная икона Бо­ гоматери. В кубрике, куда заглянул ради любопытства, сделал только шаг. Иллюминаторы свет не пропускали, вместо выключателя торчали два провода, пахло плесенью и тихо журчала вода. Кусок водонепрони­ цаемой переборки остался в руке. Ну, думаю, попал. Увидя мое уны­ ние, хозяин с жаром произнес: “Не горюй, капитан. Глаза боятся - руки делают”. Частник и его команда Начались трудовые будни. Тре­ бования к судам, составленные еще при социализме, жестки и бескомп­ ромиссны. Люди, контролирующие их выполнение, еще не до конца прониклись мыслью, что в море хо­ дить не им, а тем, кого они проверя­ ют. К счастью, хозяин - тонкий психолог и легко находил обходные пути в чиновных запретах. Заразив­ шись его азартом, и я плел небыли­ цы официальным представителям, брал на время предъявления инс­ пекторам под честное слово требуе­ мое имущество на других судах. Дядя Саша, мой старший помощ­ ник, мне напоминал матроса Фунта с яхты “Беда”. Небольшого роста, неопределенного возраста, мягкий и добрый, он умел делать все, что не­ обходимо в сложном судовом хозяй­ стве. В промежутках между сварочными, плотницкими и покра­ сочными работами он подходил к хозяину и, улыбаясь, произносил: “Давай червонец, пожалуйста”. Мы знали», что через минут сорок будем есть макароны по-флотски, запивая пивом. Но предварительно дядя Саша будет отчитан за расточитель­ ство. “Слон” и Коська, восемнадцати­ летние парни, были взяты на долж­ ность практикантов, хотя по диплому имели звание механиков- дизелистов. В машинное отделение они попадали редко, работая на ре­ монте причала то землекопами, то бетонщиками, то грузчиками. Дип­ ломированным специалистам хозяин сказал: “Механиков я из вас еде лаю, но позже”. Признаться, в ме­ ханизмах он разбирался хорошо. И с того момента для молодежи любое его слово имело силу закона. Вот и вся команда. Был, говорят, еще матрос Лом - высокий и вихра­ стый, как и у капитана Врунгеля. Но за чрезмерное пристрастие к ал­ коголю и приставание к многочис­ ленным любовницам хозяина он был выгнан без выходного пособия. По судовой роли значились дру­ гие люди: моряки со стажем и со­ лидными дипломами, обученные на тренажерах и аттестованные высо­ кими комиссиями. Чужой среди своих Постепенно стараниями дяди Саши и пацанов пароход приобрел вполне приличный вид. Поздним вечером чумазый буксир накачал полный бункер. Пресную воду взя­ ли, врезав трубу в городскую маги­ страль. Стараниями моими и хозяина красавец-лайнер получил заветный документ с оазрешением на выход в море. В оощем, в нача­ ле навигации, когда бывший мой “кормилец”, как и весь каботажный флот, только начинал просыпаться, мы были готовы к трудовым подви­ гам. Но грузоотправители не стояли к нам в очередь. Однажды утром раздался теле­ фонный звонок. Хозяин радостным воплем вещал: “Срочно приезжай. Грузимся, отход вечером”. ...Машина за машиной мы скла­ дывали в трюм муку и сахар, кон­ сервы и тушенку, “Фанту” и водку. Только под конец погрузки, когда грузовая марка скрылась сантимет­ ров на десять, я опомнился: “Плы­ вем-то куда?”. Услышав ответ, про­ сто обалдел от неожиданности: “Куда? В Баренцуху? Да нам до Моржовца не дойти, остановят и арестуют”. Хозяин сказал как отре­ зал: ‘ Не боись! Твое дело - навига­ ция”. В тот день я получил первый аванс - целых пятьсот рублей. Дяде Саше была выдана сумма на про­ дукты из расчета семь дней плава­ ния. Пацаны не получили ничего. В одиночном плавании Довольные, счастливые, уверовав в успех после стольких преград, мы начинали первый рейс. Море встре­ тило ласково. - Поставь-ка Слона на руль. Пой­ дем выпьем по этому поводу, - пред­ ложил шеф. Преподав урок новоиспеченному рулевому, я спустился в салон. Хо­ зяин, литровая бутылка “Арарата”, макароны по-Алотски да Божья Мать Мария - оольше никто не был удостоен права отметить рюмкой выход в море. Выпили мы крепко. Хозяина вдруг потянуло на откро­ венность. - Этот красавец-лайнер достался мне по наследству. Бывший судо­ владелец - рыбокомбинат, где мы с отцом работали, приказал долго жить. А потом и нас, русских, с ок­ раин Советского Союза погнали. Продали мы дом, хозяйство. На эти деньги купили пароход и, пока было можно, ходили по Каспию, Азовскому, Черному морям, бывало и до Греции добирались. Грузопере­ возок в том районе и на пять моих жизней хватило бы, но таможня, на­ логовики, пограничники зажали - не продохнуть. Пришлось уходить. Денег хватило только до Архангель­ ска. Да мне и не важно, где остано­ виться: до перестройки дороги в сибирской таііге рубил, еще раньше БАМ строил, в юности грузчиком в Салехарде был, а начинал на Даль нем Востоке, песни пел в ресторане. Высоцкого любишь?.. Вдруг стало тихо: встал главный, чихнул и остановился дизель-гене­ ратор. Хозяин рванул в машинное' отделение, я - в рулевую рубку. Слон, глупо улыбаясь, крутил штурвал, хотя мы уже стояли.* Че­ рез минуту все прояснилось: рас­ ходная цистерна опустела, подкачать солярку никто не догадался. Нас тихо несло по течению вдоль недале­ кого Зимнего берега. Я искренне порадовался, что выдалась тихая погода и летней ночью на Севере светло. Двигатель запустили. Коська сме­ нил Слона на руле. Шеф пообещал следить за механизмами. Я примос­ тился в салоне на диване прямо под иконой. Как оказалось, это стало лучшим для меня местом до самого возвращения: хватало трех шагов, чтобы взять управление судном на себя. Миновали Сосновец, когда выс­ павшийся дядя Саша появился на камбузе. Вахты он стоять не собп рался, а лишь кашеварил. То есть обязанности вахтенного штурмана и матроса-рулевого для моего старше­ го помощника разницы не имели. Но хозяину как судовладельцу, вложив­ шему в движимую недвижимость большие деньги, я еще доверял. И напрасно. От Моржовца на Канин Нос он проложил курс напрямую. По Орловским кошкам. Сначала нас закачало посреди ровного моря, по том появился песок из-под винта. Потом пару раз ткнулись корпусом. Задним ходом, подняв тучу грязи, снялись. И снова я порадовался, что летом на Севере тихо и светло. Море нас просто щадило. Окончание на стр. 5. 12 - 18 февраля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz