Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Сердечно поздравляем вас с наступающим двух тысячным годом! От всей души благодарим труже ников голубой нивы, береговых предприятий, организаций рыбного хозяйства России, ветеранов за ваш самоотверженный труд! Несмотря на трудности, испытываемые отрас лью, мы сумели сохранить материально-техничес кий, научный, кадровый потенциал для стабилизации работы, подъема производства в но вом 2000 году. Залогом этому является большое внимание, уделяемое Правительством Российской Федерации вопросам улучшения работы рыбопро мышленного комплекса. Уверены, что вместе с вами совместными усилиями сумеем вывести от расль из кризиса, снять напряженность в трудовых коллективах, активно участвовать в решении задач продовольственной безопасности Родины. От имени руководства отрасли, ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства искрен не желаем вам, вашим семьям личного, семейного счастья, исполнения ваших желаний в новом году! Особые поздравления морякам, находящимся в море на промысле, крепкого рыбацкого здоровья, счастья, благополучия, плодотворного труда, семь футов под килем! Юрий СИНЕЛЬНИК, и. о. председателя Госкомрыболовства РФ. Андрей ПАВЛОВ, председатель ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства. Дорогие рыбаки Северного промыслового бассейна! Сердечно поздравляю вас с Новым 2000 годом! В уходящем году нам совместно с руководителя ми крупных рыбодобывающих флотов, других под разделений удалось сделать многое для возрождения рыбной отрасли региона. Главное - мыдобились решения о создании государственного органа управления отраслью - Департамента по ры боловству с центром в Мурманске. Уже в первом квартале 2000 года он должен начать свою работу. Более скоординированной станет работа флотов на промысле. Это также позволит нам распределять квоты и контролировать вылов морских биоресур сов, исходя прежде всего из интересов северных регионов. Появится возможность определять перс пективы развития отрасли на Мурмане, планиро вать обновление парка судов, решать кадровые проблемы. Все ради главной цели - чтобы россий ские суда вновь стояли в очередь под разгрузку в родном порту Мурманск, а северяне смогли купить рыбу по доступной цене. В этом направлении предприняты действенные меры - продолжается эксперимент по беспошлин ной доставке рыбы в порт Мурманск силами судна «Мурман-2» компании «Мурман СиФуд». В новом году поставлена задача по расширению экспери мента на другие рыбодобывающие суда ивсе бере говые предприятия Мурманска. Наконец-то мы можем сказать, что началось возрождение и судо ремонтных предприятий города, прежде всего су доверфи, которая недавно отметила свое 75-летие. Дорогие рыбаки-северяне! Мне известно, что в эти предновогодние дни обстановку в Баренцевом море осложняют сильные штормы. Профессия ры бака - одна из самых сложных мужских профессий, поэтому мы вправе гордиться вами. Позвольте от имени комитета выразить особую признательность за ваш нелегкий труд и пожелать вам удачной ры балки и хорошей погоды. Пусть в Новый год выда леко от дома, но будьте уверены, дорогие моряки и рыбаки-северяне, что дома, в Мурманске, вас ждут любящие семьи, надежныедрузья, знакомые. Пусть в наступающем году вам сопутствуютудача иуспех! Будьте здоровы и счастливы. Анатолий ЕВЕНКО, председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурманской области. 35 Л Е Т СЕВРЫБХОЛОДФЛОТУ С 1 января 1965 года плавбазы, танкеры и транспортные суда Мурмансельди перешли в новое предприя тие - Севрыбхолодфлот, задуманный как вспомогательный флот для рыбодобывающей отрасли. Среди пер вых судов-новостроев поступила на новый флот и плавбаза «Даурия». Именно она впоследствии стала «кузницей» капитанских и управленческих кадров для Севрыбхолодфлота и всего бассейна: В. Ф . Корель- ский, А. Ф . Леванов, А. П. Болычев, Н. М. Борисенко, А. М. Зимовейсков, Ю. И. Веденеев и многие дру гие славные имена десятилетиями были на слуху у мурманчан. С капитанского мостика «Даши», как ласково называл ее один из первых «хозяев» судна С. С. Лазарев, в управление флота пришел и Вадим СОКО ЛОВ, ныне - генеральный директор АО «Севрыбхолодфлот». Пора зрелости - Вадим Виссарионович, что собой представляет сегодня Севрыбхолод флот? - В настоящий момент во флоте чис лится 40 судов, все они работающие. Из них 4 танкера, 10 - промысловых, которые эксплуатируются в Северо- Восточной Атлантике, 4 среднетон нажных транспорта типа «Радужный» заняты перевозками в Баренцевом море, остальные - большие суда, эксп луатационной нагрузки до 8 тыс. тонн каждое, работают но всему миру. На Дальнем Востоке постоянно находятся больше 10 единиц флота. Возят рыбу, морепродукты. Активно ходим по американской ли нии. Окорочка, мясо, фрукты - наш традиционный груз. Флот обслужива ет 3 тыс. человек плавсостава. Еще 150 человек трудятся на берегу. Часть мо ряков задействована в совместных с американскими фирмами проектах. На период рейса они заключают контракт с американской компанией, она же выплачивает им зарплату. Когда воз вращаются домоіі, мы их снова прини маем на работу. Единственная дочерняя фирма «Баренцморепро- дукт» занимается нрибрежкой. - Какую роль отводите собствен но рыбодобывающему флоту? - Для предприятия рыбодобыча не основной бизнес. Но в случае небла гоприятной конъюнктуры на рынке перевозок промысловый флот в к а кой-то степени нас подстрахует. За уходящий год мы выловили 7 тыс. тонн рыбы, а с прочими морепродук тами - 13 тыс. тонн, из них 73% про дукции реализовали в Мурманске - донные виды рыбы, сельдь, сайку. - А гребешок? - Он практически весь идет на эк спорт. К сожалению, в России этот деликатесный продукт не пользуется спросом из-за высокой цены, да и нет привычки потребления. Его добыча может быть высокорентабельна, если этим специфическим промыслом з а ниматься всерьез и надолго. Раньше гребешок добывали только норвежцы и исландцы, делали свое дело нера ционально, без видов на перспективу. И в тех местах, где они ловили, се годня гребешка нет. Мы впервые ста ли промышлять в конце 1991 года, строго придерживаясь научных реко мендаций. Поэтому в районах, где работали наши рыбаки, в целом запа сы не уменьшаются. - Вернемся к транспортному фло ту. Существует мнение, что россий ских судовладельцев конкуренты выдавливают из сферы морских пе ревозок. Как вы вписались в миро вой рынок? - Транспортные перевозки - тоже достаточно специфичный бизнес. У нас же в основном рефрижераторные мороя . Это главный сегмент мирового рынка. Современная мировая практика идет но пути контейнерных перевозок, так дешевле и удобней: пришел в порт, выгрузил несколько контейнеров и пошел дальше. Тем не менее своя ниша у нас есть, и говорить, что нас вытесняют, значит, излишне драма тизировать ситуацию, хотя конкурен ция, как и везде, присутствует. Другое дело, что рынок не стоит на месте, он постоянно динамично меня ется, и на эти колебания надо адек ватно . реагировать. Сегодня суда для перевозки женой рыбы с промысла в порт далеко не необходимо ежегодно вводить но 2-3 судна новых проектов, а такой возможности у нас нет. Это пробле ма номер один для всех российских судовладельцев. Ключ к ее реше нию в руках государства. Сами су довладельцы не в силах изменить финансово-кредитную систему, на логовое и таможенное законода тельство, а в нынешних условиях предприятие не может аккумулиро вать для обновления флота деньги. - По прогнозам, на старых су дах флот продержится еще лет пять. А что дальше? - Если бы я знал ответ на этот вопрос! Построить судно довольно просто, для этого надо 12-13 меся цев и 15 20 миллионов долларов, а где их взять? Во всем мире на эти цели берется долгосрочный кредит иод щадящие проценты. В силу по литической и финансовой неста бильности в России ни один здравомыслящий банкир сегодня не даст кредит на 10-15 лет. - А американские партнеры? - Они деловые люди, им необхо димы гарантии, которых мы пока дать не можем. Из-за слабости и аморфности законодательной базы у нас невозможно спрогнозировать работу предприятия на 2-3 года! Сей час иод банкротство можно подвести любое внешне благополучное пред приятие, особенно в рыбопромыш ленном комплексе, независимо от формы собственности. Государствен ным объединениям живется легче: те же долги, штрафы, пени. - Как отразился прошлогодний дефолт на экономике вашего фло та? - Моряки получают в валюте, для них чем ниже курс рубля, тем больше выигрыш. А для компании в этом, наряду с положительным эффектом, есть и негативные мо менты. Флот перевозит много про дуктов, которые закупаются за рубежом. Когда произошел обвал, первые 2-3 месяца мы не ощущали спадов в перевозках, действовали контракты, которые заключались до 17 августа. Затем российские бизнесмены стали работать но-дру- гому. Раньше у них была кредит ная линия: закупали продукты и в течение 6-12 месяцев расплачива лись. А после, по примеру Запада, который в результате августовских событий немало потерял, схема из менилась. Теперь западные партне ры работают только но предоплате. А в самой России из-за крайней бедности населения на ввозимые из-за границы продукты спрос упал. Для Севрыбхолодфлота все это вылилось в снижение объемов перевозок. - Вы сотрудничаете с Междуна родной федерацией транспорта? - Московские деятели этой орга низации очень активны, призывают заключать контракты, подписывать документы в полном соответствии с международными нормами. Мы выполняем обязательства но опла те труда моряков, где сказано, что моряк должен получать не менее 450 долларов в месяц на судне иод российским флагом. Претензий от Международноіі федерации не было, не предъявлялось и судеб ных исков. Другое дело, если мы примем нормы, которые действуют в экономически развитых странах, как того добиваются московские профсоюзные боссы. На мой взгляд, мы еще не готовы обеспе чить оплату труда в 1500 долларов в стране, где минимальная зарпла та чуть больше 3 долларов в месяц. - Многие предприятия активно избавлялись от «социалки». Что осталось у вас? - Последний детский садик пере дали городу в отличном состоянии два года назад. Но продолжаем поддерживать детскую флотилию «Альбатрос», даже в самое трудное время для флота мы не бросили мальчишек. Не собираемся прода вать и лагерь отдыха в Анапе. До 1000 мурманских ребятишек там отдыхают ежегодно. Продать про ще всего, а купить уже ничего не купишь. Разумеется, никаких дохо дов Севрыбхолодфлоту он не при носит, стараемся к минимуму свести убытки. В 1999 году заклю чили договор с администрацией го рода, предоставили им подготовленный лагерь. За это мы получили определенные налоговые послабления. - А еще у вас, наверное, есть и совет ветеранов флота... - Конечно. Только в Мурманске проживает 755 иенсионеров-холод- флотовцев. Как они живут, знают все. Флот помогает по мере сил. Совет ветеранов имеет свой счет в банке, на который ежеквартально управление флота переводит день ги. Они сами решают, на что их по тратить. Второе направление - адресная помощь в медобслужива- нии. Заключаем договора с больни цами, оплачиваем операции, среди них есть серьезные и дорогие, толь ко в этом году прооперированы десятки человек... Обеспечиваем ветеранов рыбой по себестоимости. Но надо понимать, что мы сами но себе не в состоянии обеспечить пен сионерам достойную жизнь. Это прерогатива государства. - Ваши пожелания морякам и ветеранам в преддверии праздни ков - дня рождения флота и Ново го года? - Вместе с флотом мы прошли одни и те же трудности и праздно вали общие победы, которых в последнее время, правда, было не очень много. Но чтобы ни случи лось, наш флот жив и будет разви ваться. Ё его сегодняшнюю относительную стабильность вло жен труд всех моряков и береговых работников. От'имени всего руко водства флота поздравляю с праз дником, желаю здоровья, счастья и морской удачи! Беседовала Ольга МАКАРОВА. ЬЖJ W №48 30 декабря 1999 года - 5 января 2 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz