Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.

* « ы п Л Ю Б И Т Ь « П О - Р У С С К И » Вот уже который год празд­ нование Нового года в Мурман­ ске начинается с установки снежных фигур на площади Пять углов. И на этот раз нам предстоит любоваться ледяными фантазиями скульпторов из раз ­ ных стран. Жаль только, что продлиться это может недолго. Народ наш красоту любит, но странною любовью. Желание потрогать, попробовать на зуб, узнать, что там внутри, зачас­ тую преобладает над просто вос­ хищением со стороны. А для лазанья и катаний ведь непода­ леку есть фигуры-горки. Недавно наблюдала такую сценку: девочка бегает по одной из фигур, ее пытается догнать младшиіі брат, мама кричит доч­ ке: «Танечка, ты же быстро не бегай, он ведь тебя не может догнать». Дорогие мои, ведь это же снег, а не бетон! Несколько десятков таких пробегов - и от работ скульпторов ничего не ос­ т ан е т с я / Может, побережем труд мастеров, ведь еще не все успели полюбоваться на «зим­ нюю сказку». К известной фразе «красота спасет мир» пора уже добавить продолжение: «Но и мир дол ­ жен спасти красоту». Причем желание спасать желательно воспитывать с детства. Глафира ЗАНУДНАЯ . Ч у ж и е т р а д и ц и и : о п р а в д а н н о л и э т о и д л я в с е х л и э т о в е с е л о ? У і н е к д о т к а з а с ы п к у Футбольное обозрение: «Первый тайм между ко­ мандами ЦСКА и «Торпе­ до» закончился со счетом 1:0 в пользу «Торпедо». Мяч в свои ворота забил капитан армейской ко­ манды. Второй тайм ка­ питан играл уже в звании лейтенанта». Давно ли во многих ш кол ах и даж е детских садах проводился так на зываемый «х эллоуин» - дань з а ­ падной моде , прежд е всего амери ­ кан ской . Это пра здн е с тво в канун Дня всех святых еще называют днем духов , наряжаются в костюмы нечи­ стых сил ( я к о бы для отпугивания сил З л а ) , ор г ани зуе тся такой вот бал -маскарад . Мои знакомые искрение возмути­ лись, когда нх сып-школышк попро­ сил сделать наряд злого духа, потому что так велела учительница. Отец з а ­ явил, что надо забрать ребенка из та ­ кой школы. А мать сыну сразу сказала: «Так делать нельзя. Ты пра­ вославный, на тебе крест». - Ведь школу j\r9 36 (с углубленным изучением английского) мы выбирали специально, - посетовала она успоко­ ившись. - Она привлекает пас хоро ­ шим преподаванием литературы , языков, отношением к детям. Однако на этом фоне - вот такое зло. А спустя месяц уже другая , очень современная, мама обронила: - Хэллоуин пережили, теперь у нас в классе «Вифлиемские звезды» соби­ раются праздновать. Может, мы уже всей Россией и Рождество на католи­ ческий манер будем отмечать? А л е ­ том - американский день независимости. А? Чего уж там! Наши предки оставили нам п р е ­ красную духовную культуру: храмы, иконы , пение , ли т ер а туру , я з ы к . . . Покров а на Н ерли - застывшая му­ зы к а , воплощ енная чистота , к р о ­ тость , милость . А выверенные веками праздники Рождества , Пасхи - их тоже немало. Для нашей культу­ ры характерны целомудрие, доброта, христианские ценности . Зачем нам обращаться к чужому, часто мрачно­ му, пытаться черпать воду из р а зби ­ тых к о лодц ев? У нас есть свои , православные , корни и источники. И действительно, вскоре па роди­ тельском собрании в той же школе № 36 объявили о подготовке к Рожде­ ству - 25 декабря! Позвольте, возра­ зил один папаша, я хотел бы вместе с детьми отмечать православное Рожде­ ство 7 января, как мои предки! Заме ­ чание вызвало всплеск эмоций. Это и удивляет , и огорчает. Учительница попыталась снивелировать ситуацию. Дескать, изучение языка плодотвор­ нее при знакомстве с бытом, культу­ рой и традициями того парода , в нашем случае Великобритании (кста­ ти, хэллоуии в самой Великобритании более скромен, чем в США). Вполне разумно . Но почему навязывается «вместо», а не «плюс к . . .» родным традициям? Изучать - это ведь пе зна­ чит перелицовывать детей в Иванов, не помнящих родства... Почему св. благоверный Александр Невский 'пе сдался рыцарям-католи- кам, пе пошел па соглдасие с послан­ никами папы, а устоял и победил? В переписке с послами из Рима ои пере­ числил все основные события С в я ­ щенного писания и истории Церкви и подытожил: «...обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения пе примем». А Смутное время и нашествие но- ляков-католиков! Когда все же высто­ яла Троица-Сергиева Лавра , по мно­ го горестей выпало па долю русичей, тогда же был замучен голодом св. патриарх Гермогеи в темнице поляка­ ми. А ведь речь тоже шла о насажде­ нии католичества па Руси. А нашествие Наполеона и двупаде- сяти языков - та же католическая эк ­ спансия. Зато теперь русские школы во главе с сеятелями «разумного свет­ лого» сами без боя и с удовольствием рядятся в чужеземные ризы, пляска­ ми привидений вплетаются в зомби- процесс. Поверьте , это не квасной патрио­ тизм, это боль от обилия непритяза ­ т ельных ф ак тиков в массе очень тревожных но своей сути. Не любя , не изучая как следует русскую куль­ туру: жития благоверных князей , ле ­ тописи , Д о с тов е ск о го , Тютчева , древнюю архитектуру , философские р а здум ья о суд ьб е н арода пр а в о ­ славного , - к сож алению , сегодня многие предпочитают упрощенный западный прикид. Н е брошу камнем - все мы дети советского времени, когда пересмат­ ривались многовековые традиции , молодым внушалось о твращение к истории и сути православия , пренеб­ р еж ени е к предкам , стоявшим « з а Веру , Ц ар я и От ечес тво» . П о с л е д ­ ствия такой политики мы и ощущаем на себе и своих детях . Хотелось бы сказать несколько слов о старом и новом стилях летопс- числеипя. Как писал известный рус ­ ский богослов первой половины XX века архиепископ Серафим (Собо ­ лев): «Новый стиль заставляет Рим­ ско -католическую церковь идти п ро ти в ... хода евангельской исто ­ рии. И з Евангелия видно, что Хри ­ стианская Пасха совершалась после иудейской . Но у католиков в силу новой Пасхалии не только бывают годы , когда Пасха совпадает с иудейской, но и когда совершается до Пасхи иудейской - в 1856, 18 9 1, 1894, 19 2 1 и во многие другие годы. К а к только папа Григорий X I I I ввел новый стиль, немедленно в том же 1582 году Вселенский Пат­ риарх Иеремия II вместе со своим Синодом осудил новое римское счисление как несогласное с Преда ­ нием Православной Церкви». То есть по новому стилю , увы , частенько воскресение, вознесение Христа празднуется в тот же день или даже ранее его казни!? Отсюда и все другие сдвиги во времени по григорианскому календарю право ­ славная конфессия не приемлет. Д л я кого-то эти нюансы н е сущ е ­ ственны . Н о у в аж ени я - традиции н арода достойны! Это в конечном итоге свидетельствует о целостнос ­ ти и энергетике нации. И ли мы уже смирились с ролью сат еллит а? И з а в е рш а я р а з г о в о р , п о з д р а в ­ л я ем читателей «Рыбн о го Мурма - н а» в с е х в о з р а с т о в , национ ально с т ей и в е р о и с п о в е д а ­ ний с Новым годом, с новым веком и тысячелетием от РЪждества Хри ­ стова! З д о р о в ь я вам - т елесного и душевного! Счастья вам, дорогие! Галина СИ РО ТИНСКАЯ , Ольга ДМИТ РИИ . 24 - 30 декабря 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz