Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.
* « ы п Л Ю Б И Т Ь « П О - Р У С С К И » Вот уже который год празд нование Нового года в Мурман ске начинается с установки снежных фигур на площади Пять углов. И на этот раз нам предстоит любоваться ледяными фантазиями скульпторов из раз ных стран. Жаль только, что продлиться это может недолго. Народ наш красоту любит, но странною любовью. Желание потрогать, попробовать на зуб, узнать, что там внутри, зачас тую преобладает над просто вос хищением со стороны. А для лазанья и катаний ведь непода леку есть фигуры-горки. Недавно наблюдала такую сценку: девочка бегает по одной из фигур, ее пытается догнать младшиіі брат, мама кричит доч ке: «Танечка, ты же быстро не бегай, он ведь тебя не может догнать». Дорогие мои, ведь это же снег, а не бетон! Несколько десятков таких пробегов - и от работ скульпторов ничего не ос т ан е т с я / Может, побережем труд мастеров, ведь еще не все успели полюбоваться на «зим нюю сказку». К известной фразе «красота спасет мир» пора уже добавить продолжение: «Но и мир дол жен спасти красоту». Причем желание спасать желательно воспитывать с детства. Глафира ЗАНУДНАЯ . Ч у ж и е т р а д и ц и и : о п р а в д а н н о л и э т о и д л я в с е х л и э т о в е с е л о ? У і н е к д о т к а з а с ы п к у Футбольное обозрение: «Первый тайм между ко мандами ЦСКА и «Торпе до» закончился со счетом 1:0 в пользу «Торпедо». Мяч в свои ворота забил капитан армейской ко манды. Второй тайм ка питан играл уже в звании лейтенанта». Давно ли во многих ш кол ах и даж е детских садах проводился так на зываемый «х эллоуин» - дань з а падной моде , прежд е всего амери кан ской . Это пра здн е с тво в канун Дня всех святых еще называют днем духов , наряжаются в костюмы нечи стых сил ( я к о бы для отпугивания сил З л а ) , ор г ани зуе тся такой вот бал -маскарад . Мои знакомые искрение возмути лись, когда нх сып-школышк попро сил сделать наряд злого духа, потому что так велела учительница. Отец з а явил, что надо забрать ребенка из та кой школы. А мать сыну сразу сказала: «Так делать нельзя. Ты пра вославный, на тебе крест». - Ведь школу j\r9 36 (с углубленным изучением английского) мы выбирали специально, - посетовала она успоко ившись. - Она привлекает пас хоро шим преподаванием литературы , языков, отношением к детям. Однако на этом фоне - вот такое зло. А спустя месяц уже другая , очень современная, мама обронила: - Хэллоуин пережили, теперь у нас в классе «Вифлиемские звезды» соби раются праздновать. Может, мы уже всей Россией и Рождество на католи ческий манер будем отмечать? А л е том - американский день независимости. А? Чего уж там! Наши предки оставили нам п р е красную духовную культуру: храмы, иконы , пение , ли т ер а туру , я з ы к . . . Покров а на Н ерли - застывшая му зы к а , воплощ енная чистота , к р о тость , милость . А выверенные веками праздники Рождества , Пасхи - их тоже немало. Для нашей культу ры характерны целомудрие, доброта, христианские ценности . Зачем нам обращаться к чужому, часто мрачно му, пытаться черпать воду из р а зби тых к о лодц ев? У нас есть свои , православные , корни и источники. И действительно, вскоре па роди тельском собрании в той же школе № 36 объявили о подготовке к Рожде ству - 25 декабря! Позвольте, возра зил один папаша, я хотел бы вместе с детьми отмечать православное Рожде ство 7 января, как мои предки! Заме чание вызвало всплеск эмоций. Это и удивляет , и огорчает. Учительница попыталась снивелировать ситуацию. Дескать, изучение языка плодотвор нее при знакомстве с бытом, культу рой и традициями того парода , в нашем случае Великобритании (кста ти, хэллоуии в самой Великобритании более скромен, чем в США). Вполне разумно . Но почему навязывается «вместо», а не «плюс к . . .» родным традициям? Изучать - это ведь пе зна чит перелицовывать детей в Иванов, не помнящих родства... Почему св. благоверный Александр Невский 'пе сдался рыцарям-католи- кам, пе пошел па соглдасие с послан никами папы, а устоял и победил? В переписке с послами из Рима ои пере числил все основные события С в я щенного писания и истории Церкви и подытожил: «...обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения пе примем». А Смутное время и нашествие но- ляков-католиков! Когда все же высто яла Троица-Сергиева Лавра , по мно го горестей выпало па долю русичей, тогда же был замучен голодом св. патриарх Гермогеи в темнице поляка ми. А ведь речь тоже шла о насажде нии католичества па Руси. А нашествие Наполеона и двупаде- сяти языков - та же католическая эк спансия. Зато теперь русские школы во главе с сеятелями «разумного свет лого» сами без боя и с удовольствием рядятся в чужеземные ризы, пляска ми привидений вплетаются в зомби- процесс. Поверьте , это не квасной патрио тизм, это боль от обилия непритяза т ельных ф ак тиков в массе очень тревожных но своей сути. Не любя , не изучая как следует русскую куль туру: жития благоверных князей , ле тописи , Д о с тов е ск о го , Тютчева , древнюю архитектуру , философские р а здум ья о суд ьб е н арода пр а в о славного , - к сож алению , сегодня многие предпочитают упрощенный западный прикид. Н е брошу камнем - все мы дети советского времени, когда пересмат ривались многовековые традиции , молодым внушалось о твращение к истории и сути православия , пренеб р еж ени е к предкам , стоявшим « з а Веру , Ц ар я и От ечес тво» . П о с л е д ствия такой политики мы и ощущаем на себе и своих детях . Хотелось бы сказать несколько слов о старом и новом стилях летопс- числеипя. Как писал известный рус ский богослов первой половины XX века архиепископ Серафим (Собо лев): «Новый стиль заставляет Рим ско -католическую церковь идти п ро ти в ... хода евангельской исто рии. И з Евангелия видно, что Хри стианская Пасха совершалась после иудейской . Но у католиков в силу новой Пасхалии не только бывают годы , когда Пасха совпадает с иудейской, но и когда совершается до Пасхи иудейской - в 1856, 18 9 1, 1894, 19 2 1 и во многие другие годы. К а к только папа Григорий X I I I ввел новый стиль, немедленно в том же 1582 году Вселенский Пат риарх Иеремия II вместе со своим Синодом осудил новое римское счисление как несогласное с Преда нием Православной Церкви». То есть по новому стилю , увы , частенько воскресение, вознесение Христа празднуется в тот же день или даже ранее его казни!? Отсюда и все другие сдвиги во времени по григорианскому календарю право славная конфессия не приемлет. Д л я кого-то эти нюансы н е сущ е ственны . Н о у в аж ени я - традиции н арода достойны! Это в конечном итоге свидетельствует о целостнос ти и энергетике нации. И ли мы уже смирились с ролью сат еллит а? И з а в е рш а я р а з г о в о р , п о з д р а в л я ем читателей «Рыбн о го Мурма - н а» в с е х в о з р а с т о в , национ ально с т ей и в е р о и с п о в е д а ний с Новым годом, с новым веком и тысячелетием от РЪждества Хри стова! З д о р о в ь я вам - т елесного и душевного! Счастья вам, дорогие! Галина СИ РО ТИНСКАЯ , Ольга ДМИТ РИИ . 24 - 30 декабря 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz