Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.
іублей (8 -9 - в прошлом ытк составили 18 млн .). іансово-экономического г Общий грузёо’борОт М урм анско го морского рыбного порта за десять месяцев текущ е го года составил 668 ,5 тыс. тонн против 371 ,6 тыс. всего прошлого года. Принято 230 ,8 тыс. тонн рыбопродукции , 410 ,6 - нефтепродуктов (в прошлом году 118,8 и 246 ,4 соответственно). В отдельные месяцы порт оказывал услуги на сумму до 20 млн. год у ) . Получена прибыль в 8 млн. рублей (в 1998 О том, что способствовало резкому улучшению положения рыбного порта, наша беседа с его управляющим. В с и е И и й Ю С К О / З : «РыбНЬІЙ (Ю р т - Очень тяжелым для нас был прошлый год, - рассказы вает Валерий Васильевич. — Если бы в этом году положение •не изменилось в лучшую сторо ну, Мурманский рыбный порт сегодня признали бы банкро том. В основе его финансово-эко номической стабилизации ле - v. жат два фактора. Во-первых, начали сказываться результаты проведенной структурной реор ганизации предприятия. Из-за резкого (в 6 ра з ) сокращения грузооборота порта в после дние годы мы полностью з а консервировали первый грузовой район. Всю погрузоч но-разгрузочную технику пере бросили в район Петушинки, где образовали единый транс портно-перегрузочный комп лекс. Там у нас находятся холодильники, база электро- и автопогрузчиков и тепловозы. Постепенно сократили числен ность работающих с 6,5 тысячи до 1750 человек. Ввели режим строжайшей экономии во всех структурных подразделениях. Все это значительно снизило производственные затраты. И во-вторых, оживлению работы порта, безусловно, спо собствовало увеличение в два раза объемов поставок рыбо продукции. В результате впер вые за последние несколько лет непрерывного падения произ водства мы получили прибыль. Конечно, это не чистая, а “бу м а ж н а я ” прибыль, так как порт до сих нор имеет задолжен ность перед федеральным и местным бюджетами и внебюд жетными фондами в размере около 40 миллионов рублей без учета пеней и штрафов. Одна ко именно прибыль (даже и «бумажная») позволила нам не только начать в этом году опла ту текущих платежей, но и по гашать накопившуюся с 1992 года задолженность. В про шлом году по всем видам нало гов мы заплатили около 29 млн. рублей, а за 10 месяцев этого года - 40 и до конца года еще заплатим 10-11 млн. Хочу отметить, что выход из долго вой ямы, в которой оказалось предприятие, будет менее бо лезненным, если нам нбйдут навстречу и проведут реструк туризацию нашего долга. - Несмотря на улучшение финансово-экономического по ложения и оживление произ водственной обстановки в порту, наверняка, существуют и проблемы. Назовите главные из них. - Я всегда отмечаю следую щие: нерешенность вопросов, связанных с уплатой налогов на землю и имущество, с пере дачей находящегося на балансе порта жилого фонда в муници пальную собственность и нео правданно заниженный тариф на вырабатываемую нашей ко тельной тепловую энергию. Именно они определяют огром ные непроизводственные затра ты предприятия. Приведу цифры. Ежегодно порт платит 6-7 миллионов рублей налога на имущество, хотя как пред приятие рыбной отрасли дол жен быть в соответствии с постановлением правительства освобожден от него. Мы не вправе требовать отмены нало га и арендной платы на землю. не может быть привлекэтельным і *% . \ себе вігбыток» Но в силах городской админис трации и областной Думы сни зить их размеры. На балансе порта 60 тыс. кв. метров жилой площади, из-за чего в прошлом году предприя тие понесло чистых убытков в размере 7 млн. рублей. В этом году эта цифра будет и того больше. Перед передачей жило го фонда в муниципальную соб ственность мэрия требует его капитального ремонта. Но это обойдется нам в лучшем случае в 20 млн. рублей. Таких сво бодных средств у нас нет. Котельная порта помимо на ших предприятий еще отаплива ет и часть города. Заниженный тариф на ее тепловую энергию (218 рублей за одну гигакало- рию вместо необходимых для получения нулевой рентабель ности 338 рублей) только за 10 месяцев этого года привел к убыткам в 1 миллион рублей. Если бы все эти вопросы были решены, к концу 2000 года рыбный порт, я уверен, смог бы полностью рассчитаться со все ми долгами. - Финансовое положение предприятия напрямую зависит от степени использования его производственных возможнос тей. Какой объем грузов может принять сегодня порт? - Годовой грузооборот толь ко транспортно-перегрузочного комплекса потенциально может составить около 1 млн. тонн. При расконсервации 1-го грузо вого района порт мог бы при нять до 1,5 млн. тонн генеральных грузов. Я не гово рю о нефтеперегрузочном ком плексе. Однако не думаю, что в ближайшие 2-3 года это про изойдет. Даже при увеличении объемов поставок рыбопродук ции вряд ли в следующем году они превысят 400 тыс. тонн. Тем не менее рассчитываем, что с конца января по май порто вые мощности будут загружены за счет интенсивных заходов в порт траулеров с мойвой, селед кой и путассу. К ним мы уже готовимся. ІІа сегодняшний день дополнительно приняли на работу 40 человек. До конца года планируем принять еще 50 портовых рабочих, что позво лит к концу января увеличить количество работающих бри гад. - Недавно рыбный порт р е з ко поднял тарифы на свои ус луги, чем вызвал большое недовольство судовладельцев, в частности руководства тра лового флота . Не боитесь та ким образом отпугнуть своих клиентов? - Мы повысили тарифы только на хранение мешкового груза, то есть муки. И сделали это не от хорошей жизни. Есть объективные законы экономи ки, которые надо учитывать. Приведу только один пример. В январе мы покупали тонну мазута за 800 рублеіі, а сейчас — за 1700. Понятно, что когда наши партнеры повышают цены на предоставляемые у с луги, то мы тоже вынуждены это делать. И реакция судовла дельцев в данном случае выг лядит странной. Когда они повышают цены на свою про дукцию, то у меня не возника ет вопросов, почему они это делают. Я понимаю, что это не погоня за сверхприбылью, а стремление уйти от отрицатель ной рентабельности. У нас ана логичное желание. Если говорить о том, что тарифы резко поднялись, то, наверное, в какой-то мере это решение правомерно. Раньше мы за хранение тонны муки брали 1,5 - 1,8 рубля, а сейчас - 5,5. Но надо учитывать, что мы несколько лет не повышали стоимость своих услуг. И даже сейчас, когда сделали это, они в два раза ниже владивостокс ких и примерно соответствуют калининградским. Я надеюсь, что те, кто с нами работает, поймут, отбросив эмоции, что рыбный порт не может быть привлекательным себе в убы ток. - Примерно 60% всего гру зо о бо р о т а порта приходится на нефтеперегрузочный комп л ек с , К ак идет его техничес кая реконструкция? Нефтебаза иросл п ужила 25 лет и нуждается в полном пе реоборудовании . Стоимость ремонтных работ оценивается в 460 млн. рублей. У рыбного порта таких средств нет. В прошлом году областная адми нистрация впервые целевым назначением выделила нам квоту на треску и пикшу. Все средства от ее реализации по шли на реконструкцию нефте перегрузочного комплекса. Закупл ена и установлена но вая 5-тысячная емкость, час тично обновлена сеть трубопроводов . В этом году мы взяли инвестиции в разме ре 500 тыс. долларов у н ор вежской фирмы “Статойл Благодаря этому смогли заку пить еще две 2-тысячные ем кости. Рассчитываться за эти средства будем своими услуга ми. Тем не менее техническое состояние нефтебазы близко к катастрофическому, и нет ника ких гарантий, что в морозы не лопнут старые емкости, как это уже было. Необходимо продол жать работы но ее реконструк ции, на что нужны дополнительные средства. По этому мы очень надеемся, что администрация области найдет возможность выделить порту целевую квоту на 2000 год для проведения таких работ. - Валерий Васильевич , д а вайте подведем итог нашего разговора . Впервые з а после дние почти десять лет рыбный порт сработал с прибылью. Тем не менее его финансово- экономическое положение ос тается сложным. Существуют и проблемы, сдерживающие дальнейший рост производ ства. Насколько стабильной можно считать наметившуюся тенденцию к выходу из з а т я нувшегося экономического кризиса предприятия? - В ее основе, как я уже го ворил, лежат два фактора, ко торые носят объективный характер. Поэтому склонен рас сматривать положительные ито ги работы порта в уходящем году как начало устойчивого процесса его экономического возрождения. Конечно, многое будет зависеть от того, куда пойдут рыбные потоки, от объемов поставок в порт других грузов. Учитывая это, стараем ся делать его привлекательным для потенциальных клиентов. Большие надежды связываем с проектом создания в южном грузовом районе зоны экономи ческого роста. Все документы по его технико-экономическому обоснованию переданы в рабо чую группу администрации об ласти. Пдсле устранения ее замечаний, если таковые будут, можно начинать реализацию проекта, который даст дополни тельный толчок к подъему про изводства. Беседовал Евгений ВОВЧЕНКО . 24 - 30 декабря 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz