Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.

іублей (8 -9 - в прошлом ытк составили 18 млн .). іансово-экономического г Общий грузёо’борОт М урм анско го морского рыбного порта за десять месяцев текущ е го года составил 668 ,5 тыс. тонн против 371 ,6 тыс. всего прошлого года. Принято 230 ,8 тыс. тонн рыбопродукции , 410 ,6 - нефтепродуктов (в прошлом году 118,8 и 246 ,4 соответственно). В отдельные месяцы порт оказывал услуги на сумму до 20 млн. год у ) . Получена прибыль в 8 млн. рублей (в 1998 О том, что способствовало резкому улучшению положения рыбного порта, наша беседа с его управляющим. В с и е И и й Ю С К О / З : «РыбНЬІЙ (Ю р т - Очень тяжелым для нас был прошлый год, - рассказы­ вает Валерий Васильевич. — Если бы в этом году положение •не изменилось в лучшую сторо­ ну, Мурманский рыбный порт сегодня признали бы банкро­ том. В основе его финансово-эко­ номической стабилизации ле - v. жат два фактора. Во-первых, начали сказываться результаты проведенной структурной реор­ ганизации предприятия. Из-за резкого (в 6 ра з ) сокращения грузооборота порта в после­ дние годы мы полностью з а ­ консервировали первый грузовой район. Всю погрузоч­ но-разгрузочную технику пере­ бросили в район Петушинки, где образовали единый транс­ портно-перегрузочный комп­ лекс. Там у нас находятся холодильники, база электро- и автопогрузчиков и тепловозы. Постепенно сократили числен­ ность работающих с 6,5 тысячи до 1750 человек. Ввели режим строжайшей экономии во всех структурных подразделениях. Все это значительно снизило производственные затраты. И во-вторых, оживлению работы порта, безусловно, спо­ собствовало увеличение в два раза объемов поставок рыбо­ продукции. В результате впер­ вые за последние несколько лет непрерывного падения произ­ водства мы получили прибыль. Конечно, это не чистая, а “бу­ м а ж н а я ” прибыль, так как порт до сих нор имеет задолжен­ ность перед федеральным и местным бюджетами и внебюд­ жетными фондами в размере около 40 миллионов рублей без учета пеней и штрафов. Одна­ ко именно прибыль (даже и «бумажная») позволила нам не только начать в этом году опла­ ту текущих платежей, но и по­ гашать накопившуюся с 1992 года задолженность. В про­ шлом году по всем видам нало­ гов мы заплатили около 29 млн. рублей, а за 10 месяцев этого года - 40 и до конца года еще заплатим 10-11 млн. Хочу отметить, что выход из долго­ вой ямы, в которой оказалось предприятие, будет менее бо­ лезненным, если нам нбйдут навстречу и проведут реструк­ туризацию нашего долга. - Несмотря на улучшение финансово-экономического по­ ложения и оживление произ ­ водственной обстановки в порту, наверняка, существуют и проблемы. Назовите главные из них. - Я всегда отмечаю следую­ щие: нерешенность вопросов, связанных с уплатой налогов на землю и имущество, с пере­ дачей находящегося на балансе порта жилого фонда в муници­ пальную собственность и нео­ правданно заниженный тариф на вырабатываемую нашей ко­ тельной тепловую энергию. Именно они определяют огром­ ные непроизводственные затра­ ты предприятия. Приведу цифры. Ежегодно порт платит 6-7 миллионов рублей налога на имущество, хотя как пред­ приятие рыбной отрасли дол­ жен быть в соответствии с постановлением правительства освобожден от него. Мы не вправе требовать отмены нало­ га и арендной платы на землю. не может быть привлекэтельным і *% . \ себе вігбыток» Но в силах городской админис­ трации и областной Думы сни­ зить их размеры. На балансе порта 60 тыс. кв. метров жилой площади, из-за чего в прошлом году предприя­ тие понесло чистых убытков в размере 7 млн. рублей. В этом году эта цифра будет и того больше. Перед передачей жило­ го фонда в муниципальную соб­ ственность мэрия требует его капитального ремонта. Но это обойдется нам в лучшем случае в 20 млн. рублей. Таких сво­ бодных средств у нас нет. Котельная порта помимо на­ ших предприятий еще отаплива­ ет и часть города. Заниженный тариф на ее тепловую энергию (218 рублей за одну гигакало- рию вместо необходимых для получения нулевой рентабель­ ности 338 рублей) только за 10 месяцев этого года привел к убыткам в 1 миллион рублей. Если бы все эти вопросы были решены, к концу 2000 года рыбный порт, я уверен, смог бы полностью рассчитаться со все­ ми долгами. - Финансовое положение предприятия напрямую зависит от степени использования его производственных возможнос­ тей. Какой объем грузов может принять сегодня порт? - Годовой грузооборот толь­ ко транспортно-перегрузочного комплекса потенциально может составить около 1 млн. тонн. При расконсервации 1-го грузо­ вого района порт мог бы при­ нять до 1,5 млн. тонн генеральных грузов. Я не гово­ рю о нефтеперегрузочном ком­ плексе. Однако не думаю, что в ближайшие 2-3 года это про­ изойдет. Даже при увеличении объемов поставок рыбопродук­ ции вряд ли в следующем году они превысят 400 тыс. тонн. Тем не менее рассчитываем, что с конца января по май порто­ вые мощности будут загружены за счет интенсивных заходов в порт траулеров с мойвой, селед­ кой и путассу. К ним мы уже готовимся. ІІа сегодняшний день дополнительно приняли на работу 40 человек. До конца года планируем принять еще 50 портовых рабочих, что позво­ лит к концу января увеличить количество работающих бри­ гад. - Недавно рыбный порт р е з ­ ко поднял тарифы на свои ус­ луги, чем вызвал большое недовольство судовладельцев, в частности руководства тра ­ лового флота . Не боитесь та­ ким образом отпугнуть своих клиентов? - Мы повысили тарифы только на хранение мешкового груза, то есть муки. И сделали это не от хорошей жизни. Есть объективные законы экономи­ ки, которые надо учитывать. Приведу только один пример. В январе мы покупали тонну мазута за 800 рублеіі, а сейчас — за 1700. Понятно, что когда наши партнеры повышают цены на предоставляемые у с ­ луги, то мы тоже вынуждены это делать. И реакция судовла­ дельцев в данном случае выг­ лядит странной. Когда они повышают цены на свою про ­ дукцию, то у меня не возника­ ет вопросов, почему они это делают. Я понимаю, что это не погоня за сверхприбылью, а стремление уйти от отрицатель­ ной рентабельности. У нас ана­ логичное желание. Если говорить о том, что тарифы резко поднялись, то, наверное, в какой-то мере это решение правомерно. Раньше мы за хранение тонны муки брали 1,5 - 1,8 рубля, а сейчас - 5,5. Но надо учитывать, что мы несколько лет не повышали стоимость своих услуг. И даже сейчас, когда сделали это, они в два раза ниже владивостокс­ ких и примерно соответствуют калининградским. Я надеюсь, что те, кто с нами работает, поймут, отбросив эмоции, что рыбный порт не может быть привлекательным себе в убы­ ток. - Примерно 60% всего гру­ зо о бо р о т а порта приходится на нефтеперегрузочный комп­ л ек с , К ак идет его техничес ­ кая реконструкция? Нефтебаза иросл п ужила 25 лет и нуждается в полном пе­ реоборудовании . Стоимость ремонтных работ оценивается в 460 млн. рублей. У рыбного порта таких средств нет. В прошлом году областная адми­ нистрация впервые целевым назначением выделила нам квоту на треску и пикшу. Все средства от ее реализации по­ шли на реконструкцию нефте­ перегрузочного комплекса. Закупл ена и установлена но ­ вая 5-тысячная емкость, час­ тично обновлена сеть трубопроводов . В этом году мы взяли инвестиции в разме­ ре 500 тыс. долларов у н ор ­ вежской фирмы “Статойл Благодаря этому смогли заку ­ пить еще две 2-тысячные ем­ кости. Рассчитываться за эти средства будем своими услуга­ ми. Тем не менее техническое состояние нефтебазы близко к катастрофическому, и нет ника­ ких гарантий, что в морозы не лопнут старые емкости, как это уже было. Необходимо продол­ жать работы но ее реконструк­ ции, на что нужны дополнительные средства. По­ этому мы очень надеемся, что администрация области найдет возможность выделить порту целевую квоту на 2000 год для проведения таких работ. - Валерий Васильевич , д а ­ вайте подведем итог нашего разговора . Впервые з а после­ дние почти десять лет рыбный порт сработал с прибылью. Тем не менее его финансово- экономическое положение ос ­ тается сложным. Существуют и проблемы, сдерживающие дальнейший рост производ­ ства. Насколько стабильной можно считать наметившуюся тенденцию к выходу из з а т я ­ нувшегося экономического кризиса предприятия? - В ее основе, как я уже го­ ворил, лежат два фактора, ко­ торые носят объективный характер. Поэтому склонен рас­ сматривать положительные ито­ ги работы порта в уходящем году как начало устойчивого процесса его экономического возрождения. Конечно, многое будет зависеть от того, куда пойдут рыбные потоки, от объемов поставок в порт других грузов. Учитывая это, стараем­ ся делать его привлекательным для потенциальных клиентов. Большие надежды связываем с проектом создания в южном грузовом районе зоны экономи­ ческого роста. Все документы по его технико-экономическому обоснованию переданы в рабо­ чую группу администрации об­ ласти. Пдсле устранения ее замечаний, если таковые будут, можно начинать реализацию проекта, который даст дополни­ тельный толчок к подъему про­ изводства. Беседовал Евгений ВОВЧЕНКО . 24 - 30 декабря 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz