Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.

г НА ВЫХОДЕ ИЗ Окончание. Начало на стр. 1 МУРМАНСКОЙ СУДОВЕРФИ - 75 ! - Кстати, о конкурентах. Флота, мы знаем, поуменьшились, да и часть судов в разгоне по заг­ раничным морям и портам, где . их и предпочитают ремонтиро­ ва ть . Выходит, что в Мурманс­ к е идет жестокая борьба за заказчика? - Не очень чтобы жестокая, но име­ ет место быть. Хотя бы потому, что сегодня судоремонтом у нас зани­ маются 250 фирм. Кстати, многие руководители и рабочие этих фирм прошли в свое время хорошую шко­ лу именно на нашей судоверфи. Но у каждого своя ниша. Мы свою нишу отрабатываем на хорошем уровне. Повторюсь, докование рыбацких су­ дов и некоторые иные технологичес­ кие возможности у нас лучшие на северо-западе, мы единственные здесь обладатели технологии обра­ ботки коленчатых валов, гальваниза­ ции, оцинковки, облицовки гребного вала, а полную разборку-сборку ВРШ выполняем за неделю! Хотя пока и не обеспечиваем европейс­ кий класс почистки и покраски кор­ пуса судна. Сейчас прорабатываем с вице-премьером Николаем Аксе­ ненко и с и. о. председателя Гос- комрыболовства Юрием " Синельником возможность строи­ тельства элинга, и наши услуги не уступят по качеству киркенесской фирмы, зато будут раза в 2-3 де­ шевле. Но даже и сейчас мы выдер­ живаем нишу в 40% судоремонта. - Поясните, пожалуйста, 40%... - Существует портфель заказов бас­ сейна, потребность судоремонта. Прежде, являясь монополистом, мы осваивали ежегодно 68% этой по­ требности - остальное ждало у даль­ них причалов или перебивалось МРТО. Да, сейчас этот пресловутый портфель уменьшился, и никто его попросту не обсчитывал. Мы сами с помощью Регистра подняли доку­ ментацию по техническому состоя­ нию судов, сверились со статистикой сделанного коллегами из ММФ, «Северина» и т. д., получи­ лось, что 40% бассейновой потреб­ ности планового судоремонта мы можем выдержать (без учета МРТО и аварийного ремонта - это уж неиз­ бежный довесок к программе). Считаю это тоже показательным по­ зитивным моментом. На весь порт­ фель заказов мы и не претендуем. Но уж свои 40% должны выдержи­ в а т ь четко. У нас как-то со времен монопольных предприятий и центра­ лизованных заказов еще не очень заботятся об имидже фирмы (куда, мол, ты денешься - тебе прикажут ко мне прийти, да и некуда тебе боль­ ше податься). Сейчас судовладелец может выбирать, а мы все должны делать, чтобы он выбрал именно нас. Демонстрировать качества, привлекательные заказчику, и дер­ жать марку. Если какие-то операции или даже весь заказ мы оценили до­ роже, чем в фирме X, то предлагаем другие преимущества (в сроке, в бо­ лее эффективной технологии, диа­ пазоне услуг или еще в чем-то), чтобы заказчик отдал все же пред­ почтение нам. То есть изначально наши специалисты набирают только тот объем работ, исполнение кото­ рых гарантировано. И не более того. Как бы ни был соблазнителен заказ X, никакие «авось сделаем» в прин­ ципе недопустимы. Это же психоло­ гический момент: ищем и находим причины, если вдруг пароход не вы­ шел... Ан, нет - изначально мы (и за­ казчик) должны быть уверены в реальности обещанного качества и сроков. В противном случае худая слава брехунов уведет заказчиков к тем самым конкурентам. - И как удается гарантия при таком сокращении сил и средств, каковое мы имеем сейчас на судоверфи? - Удается. Даже не в силу опытнос­ ти кадров. А именно в силу прове­ денной реструктуризации. Даже когда еще все было стабильно и регламентировано из центра, мы чувствовали объективное противо­ речие интересов в цепи: объедине­ ние - завод - цех. Каждый цех - как удельное княжество (в слесарно-ме­ ханическом тысяча человек!). У на­ чальника цеха куча проблем: загрузка станочного парка, загрузка людей, социальные (и общественно- политические, прости Господи) за­ морочки, и над всем - его величество План! Любой ценой: не­ добираешь в одном - перебирай в другом. И по валу план, как правило, выполнялся и перевыполнялся. А вот товарная продукция (конкретное где-то там у причала судно) могла и задвинуться. Потому что цеху выгод­ но на судне освоить наибольший объем, а когда остаются, как мы го­ ворим, петушки-гребешки, которые очень мало стоят, но трудозатратны, то ведь не найдешь, чье это, и не за­ гонишь никого на доделку... Итак по цепочке до объединения, которое по валу может бодро рапортовать: все цеха план выполнили, люди зарабо­ тали, но товарную продукцию - суд­ но - «объели» и не сдали! Мы ушли от цеховой структуры. Трудно, со скрипом и ошибками на­ чалось это в 90-м году, пробовали организацию производств - судоре­ монтное, транспортное и т. п. (шесть государственных юридических лиц появилось), кооперативы поощря­ ли... Но ведь шли не по накатанному пути, вокруг еще шло по-старому, чуть позже - вообще не понять, что, как и куда идет... Люди, в том числе мои заместители, были не готовы к кардинальным переменам. Директи­ вами ведь враз и глубинно ничего не изменишь, необходимо было менять природу производственных условий. При бесцеховом производстве со­ здана и иная система оплаты труда, которая призвана изменить психо­ логию каждого работника - ориенти­ роваться на конечный результат. Прежде персонал вспомогательного производства, инженерно-техничес­ кий работник, не завязанные впря­ мую на судоремонте, были уверены в получении оклада плюс коэффици­ ент, полярка, может быть, премия, плюс социальные почти бесплатные гарантии, главное - не пить, не про­ гуливать. Отсюда известное вкоре­ нившееся расслабление и иждивенчество. Сегодня всем, от ге­ нерального директора до водителя и кладовщика, гарантирован только минимум, определенный законода­ тельством. Все остальное надо за- ра-бо-тать. Не от вала зависеть, а от парохода - чем их больше сдано, чем ниже себестоимость судоре­ монта, тем выше заработок. Почему, думаете, у меня в кабинете полови­ на ламп не горит, хотя рабочее ме­ сто достаточно освещено? - Так я вслед за вами в кабинет ворвалась, не успели вклю­ чить. - Ничего подобного. Просто иллю­ минация нам сейчас для беседы не нужна. Эта, казалось бы, копеечная экономия тоже скажется на сниже­ нии себестоимости и повышении зарплаты. А сколько таких мелочей - метелки, перчатки, инструмент... В настоящий момент экономия тепла, электроэнергии, материалов важна не ради победной цифры в строке «экономика должна быть эконом­ ной», за которую то ли будет поощ­ рение, то ли нет. В нашем случае любая экономия скажется на зара­ ботке каждого из нас. Со мной про­ бовали спорить, мол, как уборщица влияет на себестоимость ремонта? Влияет! Но пока на деле этот прин­ цип не будет вполне работать, мы что-то недополучим в свой карман. Это надо понять, принять-и так именно жить, иначе ничего не изме­ нится. На очень серьезное преобра­ зование мы пошли в про­ изводственном и психологическом плане. И это тоже важнейший пози­ тив, и дальше он будет проявляться сильнее. Все на своей шкуре про­ чувствовали суть и необходимость перемен. Эта встряска - по жизни трудная, но она уже пережита. В нас, старых директорах (я не про возраст, но ведь уже 10 лет - гене­ ральный!) сильна зависимость от социального фактора. Это не обяза­ тельно плохо - привыкаешь глобаль­ но мыслить, потому что за все ответственен (от плана до огромной инфраструктуры - Мурманская судо­ верфь страшно много потеряла из былой социальной сферы, всего было и не удержать). Но такой груз ответственности за все сразу лиша­ ет решительности. Надо уметь (при­ шлось учиться!) абстрагироваться от прикладного и сопутствующего, от проблем социальной напряженнос­ ти. Есть законы экономики, рынка - имей мужество на жесткие решения. Не просто выживать, а возрождать­ ся в новом жизиестойком качестве - в конечном счете выиграют как раз те рабочие и служащие, ради кото­ рых мы тянули и не решались на не­ популярные резкие повороты. Руководствоваться следует прежде всего экономической целесообраз­ ностью. Ни обком партии, ни главк нам не помогут, достойно жить и за­ рабатывать - только наша забота! - Вы хо тите с ка за ть , что с о ц и ­ альной напряженности на суд о ­ верфи больше нет? - Даже в самые трудные времена я убеждал людей: судоверфь стоит на земле - вот причалы, цеха, высоко­ квалифицированные специалисты- судоремонтники всегда будут в цене.При любом раскладе сегод­ няшней борьбы за ресурсы я не верю в полное оскудение Баренцева моря, в конце концов и в Мировой океан нам путь не заказан. Куда по­ везут рыбу - в Данию или Канаду - тоже не суть важно (для судоремон­ тника). Но рыбалка будет, и суда ре­ монтировать надо. Мы самый органичный партнер рыбацкого фло­ та. Исторически! Вот получил Мур­ манский тралфлот первые 15 РТ и после 88 рейсов первые 15 судоре­ монтников начали с ними работать. Все это уже было и было давно, а мы сейчас и последующие за нами поколения должны совершить оче­ редной виток по восходящей. Убеждал. Но это были слова, а гла­ за видели, что цеха не загружены, не отапливаются, растаскиваются, зар­ плата не вовремя и мало. Перед по­ ходом в цеха морально подготавливал себя, тяжело шел и грубости слышал, непонимание на каждом шагу. Сердце разрывалось - должен же людям помочь, и нет воз­ можности в силу объективных причин. Всего год назад... И ведь сколько проверок ни делали проку­ ратура, аудиторы, налоговики, ОБЭП - ведь никто не обвинил, что я или главный бухгалтер увели какие-то деньги в сторону... А сегодня с удовольствием иду в цеха. Тепло, свет, крышу ремонтиру­ ем, спецодежда - по мелочи пока для людей делаем, но это и на имидж работает. И рабочие загово­ рили по-другому: не о заработке только, который еще мал, а о техно­ логии,’ оснастке - о Производстве! - И уже не только старое про­ живаете, начинаете приобре­ тать новое? - Представьте себе! С.апреля мы уже очень значительную сумму по­ тратили на сварочное, компрессор­ ное оборудование и всевозможные приспособления. Год-два назад даже мечтать не могли о новье, ко­ торое предлагали заводы-изготови- тели. Сегодня еще не можем размахнуться на дорогие покупки, но уже ищем-высматриваем самое лучшее и эффективное. В старые добрые времена не искали - сверху обязывали, даже если тебе не нуж­ но или вообще ерундой считаешь... Сегодня жизнь заставляет! - Таким образом, из пике выш­ ли и смотрите орлами... - У нас есть перспектива роста. Мы уже оглядываемся: что еще можем сделать, в чем не удовлетворяем су­ довладельцев? Ведь вот я говорил о 40%. Это 2,5 млн. долларов, то есть весь порт­ фель бассейна около 7 млн. А в это время рыбаки-северяне в Германии, в Дании производят ремонт на 10 млн. долларов. То есть потенциаль­ ный рынок судоремонта есть, эти 10 млн. - недоосвоенные нами объе­ мы... Если вместе с правительством, с губернатором (пытаемся это ре­ шить, пока не получается) сумеем снять таможенные пошлины на вво­ зимые запчасти и судовое оборудо­ вание (или погашение в рассрочку), то это привлечет как раз те 10 млн. долларов, которые судовладельцы оставляют за границей - вот вам до­ полнение в бюджет, дополнительные рабочие места. Как «Мурман СиФу- ду» установлена льгота за ввоз рыбы для поддержания рыбообра­ батывающей сферы отрасли... И второе. Отсюда вытекающее. Об­ щим местом стало рассуждение об устарелости отечественного флота. Но! Не просто изношены, а и мо­ рально устарели судовые внутренно­ сти. Корпуса же изношены всего на 18%! А в судостроении до 60% средств идет как раз на корпус. Есть два пути развития высокопроизво­ дительного отечественного флота. Пусть строят новые - 3, 5, 20 (я не думаю, что завтра 100 судов постро­ ят, в стране денег нет таких). Второй путь - модернизация. Новый двига­ тель, рыбофабрику, промысловое, навигационное, грузовое оборудова­ ние, облагородить или частично пе­ репланировать судовые помещения - все это мы можем! И не только мы, хватит загрузки для всех судоремон­ тников Земли Кольской. И самое ин­ тересное - в 3 раза дешевле западного варианта, то есть каждое четвертое судно будет для нас бес­ платное. Есть выгода? Реальная. Обсчитанная. Мы провели исследование - для* собственно судостроения у нас нет технологических условий. А вот с ни­ жегородским «Лазуритом» рассмот­ рели вариант достройки получается! Построенные в Нижнем Новгороде подлодки ведь перегоня­ ли в Северодвинск на достройку. А сейчас бы траулер так же перегнать в Мурманск... Между прочим в 1940 году на нашей судоверфи траулеры «Иван Папанин» и «Валерий Чкалов» как раз достроили, перегнав с Ле-. нинградской верфи. Аналог есть... Со временем, я верю, мы загрузим и простаивающие пока основные фон­ ды. При утверждении зоны экономи­ ческого развития... Уже про­ сматриваются и инвесторы проек­ тов. Но конкретнее не рискну ска­ зать - боюсь спугнуть птицу счастья! Записала Ольга ДМИТРИК. Сегодня все 1300 судоремонтников МСВ работают на конечный результат - на выход из ремонта очередного траулера. Ветераны и молодежь, победите­ ли конкурса профессионального мастерства, классные специалисты... Рассказ о них - тема будущих публикаций. Сегодня на снимках - сварщики Сергей Губин и Владимир Карнавин, слесарь Александр Выхованец, фрезеровщик Александр Плотников, слесарь-судоремонтник Петр Пидстрела; на стр. 1 - генеральный директор Владимир Храпов, фрезеровщик Александр Андрианов. Фото Бориса ВИРИНА. 3 - 9 декабря 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz