Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Удивительное совпадение Во в р ем я В ели кой О т еч е с тв енной в о й ны М у р м а н с к а я с у д о в е р ф ь всем чем м о гл а п ом о г ал а С ев ерном у ф л о ­ ту. В состав последнего в х одили к а к боевые корабли , т а к и суда вспомога тельные , выполн я вш и е р а зны е т ехни ­ ч е с ки е и х о з я й с т в е н н ы е ф у н к ц и и . О д н о и з т а к и х м е л к и х с у д о в ( д е р е ­ в я н н ы й с л уж е б н о - р а з ъ е з д н о й бот «НС -3 » д лин ой о коло 17 м ) т р еб о в а ­ ло ремонта с пост ановкой н а слип . И з в е с тн о , что в т аком случ а е т р е ­ буется пр еж д е всего изготовить клет- ки -слипблоки , на ко торы е в процессе п о д ъ ем а и « с а д и т с я » су дн о . П р о ­ ф и л ь - о ч е р т а н и е с л и п б л о к о в о бы чн о вы бир а е т ся по т еоретич ескому ч ерте ­ ж у , к о т о ры й п о л н о с т ью о п р е д е л я е т ф о рм у судовой поверхности . Н о ч ер ­ т еж к а к р а з отсутствовал , а съемка с его н а р у ж н ы х обводов на п л а в у и с ­ к лю ч а л а с ь . . . Вот т а к ую з а д а ч у п о р у ч и л и мне . П р е ж д е всего я в н им а т е л ь н о о см о т ­ рел внутренние поверхности , не з а н я ­ ты е о бо р у д о в ан и ем , п р е д п о л а г а я по н а т у рным съемкам и с поправкой на т о лщ и н у н а б о р а ко р п у с а , х о т я бы в п е р в ом п р и б л иж е н и и о п р е д е л и т ь в р я д е мест по д лин е судн а ф о рм у бло ­ ков . Сейчас , ко гда пишутся эти строки , я снова , в к о то ры й уж е р а з у д и в л я ­ юсь, к а к о е уд ачное совпадение тогда п рои зош ло и пр едоп р ед ели л о успех! В н а ч а л е 30 -х годов в М у рм ан с к е было со здано отделение ГОИ Н а - Го­ су д а р с т в е н н о г о о к е а н о г р аф и ч е с к о г о института . В скоре М у рм ан с к ой су ­ д о в е р ф и д а л и з а к а з на п о с т р о й к у э к с п е д и ц и о н н о г о н а у ч н о - и с с л е д о в а ­ т ель ско го судна , г л а в ны е р а зм е ры и обводы ко торо го соответствовали н е ­ ко ему с у д н у «М о р ж » с х о р ош им и м о р ех о дным и качествами . В 1933 году мне, 18-летнему , и ве ­ л е л и вы п о л н и т ь т е о р е ти ч е с к и й ч е р ­ т еж с мо д ели д е р е в я н н о г о с у дн а «М о рж » длин ой около 35 см. З ад ан и е выполнял очень ст аратель ­ но . О б в о ды с у д н а в м и н и а тю р е все время , пок а вы п о л н я л а с ь эта работа , были у м ен я п еред гл а з ами на столе, и, м ож е т бы ть , по э тому они в р е з а ­ ли сь мне в память , особенно модель и бок судна . Та к вот, когда 10 лет спустя, уж е во время войны я ок а з ал ся н а «НС -3» и присмотрелся к нему, ср а зу ж е м ель ­ кнул а мысль : это ж «Морж» ! Да , это был тот кор абл ь , который М у р м а н с к а я в е р ф ь с т р о и л а д л я Г О И Н а по моему теоретическому чер ­ тежу , увы , з а терянному в а р х и в а х . . . Но пред с т авь т е себе, мне удалось - таки на основании , видимо, сохр ани в ­ ш е го ся з р и т е л ь н о г о в о с п р и я ти я в прошлом и некоторых свежих замеров н а судне выполнить чертеж постанов ­ ки «Н С - 3 » н а слип! И з го т о вл ен и ем блоков заним ался замечательный док- мастер М их аил Яковлевич Мощалгин . Судно подняли н а слип и отремонти­ ровали в срок по военному гр афи ку . 14 .10 .1979 г. И ВЗДЫХАЮТ о за б о ­ ченные м амы -папы : «Не выучить нам сына, не набрать столько дене г на платные вузы ...» И другие мамы -папы взды хаю т : «Сколько кабинетов исхо ­ д и л и , от о тпуска о т ка за ­ лись , родительскую квар тир у продали , чтоб толь ко балбес учился в «вышке», а он «хвостами» обрастае т . Еле-еле вто ­ рой сем естр перевалил , приш лось «академку» в ректорате выпросить ...» Не отрицаю , д е й с тв и ­ тельно проблема , приме ­ ты времени . И первое , и второе . Хотя «балбес» вгорячах сказано , отнюдь не о недоразвиты х ю но ­ шах речь, и факультеты выбирались по их сердеч­ ной с клонно с ти . Но вот удобно им на плечих ро- § ительских , бесхлопотно , ездумно . Неправда, что старшие зря ворчат, по том у что забыли свою молодость . Не все забылось : бывали и у нас «хвосты», и пропу ­ щенные лекции , и зачеты по чужим кон спе ктам , пролистанным в по сл е ­ днюю но чь ... Но б е зд ум ­ ностью заболевали , мне каж ется , все же пореже , дей ствительно и збало ­ ванные достатком едини ­ цы . И к тому же основная масса студенчества , что ни говори , деш евле с то ­ ила своим родителям . Время д р у го е , рубль дру гой? Да , конечно . Но тем , казалось бы, больше должен тот юноша ценить затраченный на него по с ­ ледний рубль, ведь он -то живе т в се годняш нем , ф инансово-неустойчивом времени . И вообще Люди» корабли и годы... юность во все времена торопится жить взахлеб - сорваться бы поскорей от оп е ки , делать ж и знь по своем у р а зум е н ию ... Ан нет вкуса и хотения ! По- ф игизм? Но при этом даже не хипповый , а иж ­ дивенческий , увы . Впрочем, вовсе не хоте­ ла ударяться в морализа­ торство. По аналогии спич выдала. Потому что при ­ шла в редакцию вдова ря­ дового технаря прошлых лет, которому 21 декабря исполнилось бы 85. Вмес­ те поудивлялись разнооб­ разию морских судеб и в частности - своеобычнос­ ти покойного Петра Алек­ сеевича Савичева. Крестьянский сын с Ладо­ ги. Его детство и юность пришлись на очень непрос ­ тые десятилетия революци­ онной смены формаций, гражданской войны, бытовой неустроенности, политичес­ ких бросков в крайности (НЭП, насильственная кол ­ лективизация, террор). Не­ ужели то время было легче сегодняшнего? Но была о г ­ ромная жажда жизни, сила характера у этого тщедуш­ ного в общем-то паренька. А «заболел» он на всю жизнь математикой, через нее - кораблями. Или наоборот? Не суть важно. В теории су­ достроения более всего за ­ нимался остойчивостью на Мурманской судоверфи, за ­ тем в ЦПТБ. По этим именно дисциплинам уже в зрелом возрасте с удовольствием читал лекции для инженеров, конструкторов, специалис ­ тов высшего и среднего зве­ на. А кроме того - по высшей математике. И просто о смысле жизни, о борьбе за шахматную корону, о числе Пи и связанных с ним курье­ зах, о жизни «отца» русского и советского кораблестрое­ ния Алексея Николаевича Крылова, чье имя носит Все­ союзное научное и инженер­ ное общество. Кстати, и сам был активным рационализа­ тором. Следуя моде (благой в принципе, но опошленной показухой и навязыванием), каждый год брал личные соцобязательства: 3 -4 д о ­ полнительные работы, при ­ чем не те, что как-то были привязаны к его основной работе, а внеплановые. И делал их не в рабочее вре­ мя, как это принято было по­ чти сплошь и рядом, а дома - вечерами, в выходные, в отпуске. А ведь жизнь распоряди­ лась так, что не смог Петр Алексеевич смолоду полу­ чить стационарное высшее образование. Но великое хо­ тение заставляло постоянно учиться самому и передавать знания другим. И выстраива­ лась очень насыщенная жизнь, а в сознании коллег и учеников закрепилось мне­ ние о высокообразованности П. А. Савичева, о его добро ­ желательной готовности по­ мочь. И отнюдь не случайными представляются его высокие награды - орде­ на Красной Звезды, Трудо­ вого Красного Знамени, орден Ленина. Уже выйдя на пенсию, Петр Алексеевич писал за­ метки о прошлом, суховато­ конкретные, но по-своему интересные. О строительстве на Мурманской судоверфи первого цельносварного РТ «Кораблестроитель» заметка П. А. Савичева опубликована в «Рыбном Мурмане» № 44. Сегодня предлагаем еще три странички из прошлого. Ольга ДМИТРИК. Подвело самомнение молодости В те ж е 18 лет , р а б о т а я ч е р т еж н и - к о м - к о н с т р у к т о р о м н а М у р м а н с к о й с у д о с т р о и т е л ь н о й в е р ф и , я н а п р и ­ м е р е у б е д и л с я , ч то в лю б ом д е л е э н е р г и я и ф а н т а з и я х о р ош и , но о пы т им е е т не м ен ьш е е з н а ч е н и е . К а к - то п о д х о ди т ко мне п р е д с е д а ­ т ел ь м е с т к ом а С о л ощ е в ( в п р ош л ом п и т е р с к и й р а б о ч и й ) и г о в о р и т : « С п р о е к т и р у й х о р ош у ю м о т о р н ую л о д к у - у м е с т к ом а о с т а ли с ь д ен ь ги , и если мы их не р е а л и з у е м н а что- л и б о п о л е з н о е , то д е н ь г и ( ч т о - т о о к о л о 5 ты с . р у б л е й ) у н а с о т б е ­ р у т » . И з в е с т н о , что почти все м о р е х о д ­ ны е к а ч е с т в а лю б о г о б о л ьш о г о или м а л о г о с у д н а п р ям о з а в и с я т от т е о ­ р е т и ч е с к и х о б в о д о в , п о э т о м у при п р о е к т и р о в а н и и о с о б о е в н и м а н и е у д е л я е т с я их вы б о р у . О бы ч н о т е о ­ р е т и ч е с ки й ч е р т еж с т р о я т по п р о т о ­ т и п у , то е с т ь з а о с н о в у в ы б и р аю т б л и з к о е по эл ем ен т ам и н а з н а ч е н ию с у д н о , д о с т а т о ч н о п р о в е р е н н о е в м о р е . В т е ж е г о ды в ы ш л а в с в е т о ч е н ь х о р о ш а я к н и г а Ш е д л и н г а о сп а с а т е л ь ны х и м о т о р ны х л о д к а х со м н о ж е с т в о м т е о р е т и ч е с к и х ч е р т е ­ ж е й , и з к о т о р ы х бы л о что вы б р а т ь з а п р о т о т и п . . . Н о я не смог п р е о д о ­ л е т ь ж е л а н и е - с ам ом у ( ! ) вы д ум а т ь к а к ую - т о о р и г и н а л ь н у ю ф о р м у с у ­ д о в о й п о в е р х н о с т и . Ф а н т а з и я , в и д и м о , д а л е к о м е н я з а в е л а , я вы б р а л о б в о ды « у н и к а л ь ­ ны е» ! ! ! Л о д к у п о с т р о и л и . Н а д в о д ­ н а я ее ч а с т ь б ы л а п р и я т н а д л я г л а з а , о к р аш е н а в з е л е н ы й и к р а с ­ ны й ц в е т а . В о бщ ем в ы г л я д е л а на в о д е э ф ф е к т н о ! А в о т с е с т ь в э ту л о д к у , о с о б ен н о в п о р ож нюю , и з - з а и с к лю ч и т е л ь н о й в е р т л я в о с т и бы л о о ч е н ь т р у д н о . П о в ы р а ж е н и ю н а ­ ч а л ь н и к а а х о в е р ф и т е х л е т Ф . К . Н е к р а с о в а , « л о д к а ч у в с т в о в а л а д а ж е п я т а к н а б о р т у » . С е й ч а с н е п ом ню п о ч ем у , но п о ­ к а т а т ь с я н а « с в о е й » л о д к е м н е не д о в е л о с ь . В е р о я т н о , ее з а к о н ч и л и перед самым моим о тпуском , а затем ее п р о д а л и к ому - то . П о сл е этого с л у ч а я я т в ерд о у с в о ­ и л , ч то э н е р г и я , ф а н т а з и я и с а м о ­ м н е н и е п р и о т с у т с т в и и д о л ж н о г о о пы т а в п р о е к тн ом д е л е м о гу т п р и ­ вести к н еж е л а ем ы м , а п одч а с и к у ­ р ь е з н ы м р е з у л ь т а т ам . 28 .11 .1979 г. Один из проектов в годы войны В 8-м томе «И с т о рии второй м и р о ­ вой в о й ны » ( с т р . 154) я п р о чи т ал : «После освобождения Крым а и север ­ ного поб ер еж ья Черно го моря от П е ­ р е к о п а до О д е с сы п ер ед ф л о т ом встали новые з адачи : н ар уш а т ь ком ­ м уник ации и ун и ч тож а т ь т р а н с п о р т ­ ные сред с т ва врага , со зд ав а ть у гро зу побереж ью противника , не допуск ать и сп о л ь з о в ан и е им Д у н а я в о б о р о н и ­ т ел ьны х целях . О дн а к о большая минная опасность во всем северо - з ападном районе , р а з ­ р еш е н и е п р о т и в н и к ом о с т а в л я емы х портов и зн а ч и т е л ьн а я и зношенность к о р а б л е й з а т р у д н я л и р еш е н и е этих з а д а ч » . В 9-м тому н а стр . 100 еще о дн а р ем а р к а о том, что Госком О б о ­ роны р а сп о р я д и л с я о переброск е м а ­ лы х боевых кораблей на Черное море с д р у ги х театров . В с в я зи с этим памя ть во с кр е си л а собы тие одного весеннего д н я ( в е р о ­ я тно , м ар т а или а п р е л я ) 1944 года . В то время я жи л в д ер ев янном доме по Кольскому шоссе (дом этот сох р ани л ­ ся ДО СИХ пор И ЧИСЛИТСЯ ПОД j \ ro 16 по п р о сп е к т у Л е н и н а ) . Н а л е т о в немец- ко -фашистской авиации на Мурманск уж е почти не было , и поэтому ночью можн о бы ло спать относительно сп о ­ койно . В одну из т а ки х ночей с су б ­ боты н а в о с к р е с е н ь е (ч т о - т о о к о л о тр ех ч а сов ) к дом у п о дъ ех ал а м аш и ­ н а с н а ч а л ь н и к ом с л и п а М . Я . Мо- щ а л ги ны м , к о т о ры й со о бщ и л , что меня ж д у т на в е рф и . . . В диспетчерской были главный и н ­ ж ен е р в е рф и М . С. Усач , н ач ал ьни к ТО Северно го ф л о т а и нж ен ер контр- адм и р а л К ай д ан о в , военпред С Ф на верфи инженер капитан 1 ранга И . С. З е л е н и н . Я п о н я л , что п р е д с т о и т в аж н а я и срочн ая работа . Р еч ь шл а о п ер еп р авк е т орп едных к а т е р о в по ж е л е з н о й д о р о г е ч ере з слип М у рм ан ской су д о в е рф и на д р у ­ гой т е а тр в о ен ны х д ей с т ви й . У ж е в 17 декабря 1999 года ближ айшие часы к слипу верфи наме­ р е в а л и с ь п о д а т ь оди н из к а т е р о в , а п о к а вы д а л и т е о р е ти ч е с к и й ч е р т еж к атера . Н ео б х о дим о было вн ач а л е вы п о л ­ нить ч е р т еж п о с т ан о в к и к а т е р а на слиповую тележку , а затем и у ст анов ­ ку с р а с к р е п л е н и ем на ж е л е з н о д о ­ р ож н ую п л а тф о р м у с п р о в е р к о й проходимости к а т ер а через д о п у с т и ­ мый ( п р е д е л ь н ы й ) г а б а р и т ны й к о н ­ тур . З а остаток ночи и утром до п р и х о ­ д а конструкторов я определил все н е ­ о б х о д имы е р а зм е ры д л я п о дъ ем а к а т е р а н а слип . К о н с т р у к т о р о в вы з в али к 10 часам и послали на ж е ­ л е з н ую д о р о г у з а д а н ны м и по с о о т ­ ветствующим платформам д л я нашего гру з а . И вот катер поднят на слип , о т ко р ­ р е к ти р о в аны обводы блоков , вы п о л ­ н ены ч е р т еж и у с т а н о в к и к а т е р а на п л атформ е с его раскреплением ... П о ­ мнится , что катер «вошел» в п р ед ел ь ­ ный габарит , его пришлось несколько н а к л о н и т ь и с д в и н у т ь к о д н ом у из бортов пл а тформы . Н о д аж е эта мера не обеспечила чистого п р о х о д а - угол п е р е с е ч е н и я б о р т а и п а л у бы к а т е р а н е с ко л ь ко вы х оди л « за габарит» . Д л я с о г л а с о в а н н о с т и это го в о б ­ щем -то н е з н а ч и т е л ь н о г о н а р уш е н и я нам с к о н тр - адм и р ал ом К ай д ан о вым п риш ло сь срочно ех а т ь в упр а в л ени е ж ел е зн ой доро ги . Но эти с о г л а с о в а н и я у т р я с а л и с ь уж е на сл едующий день . А в тот п е р ­ вый , воскре сный д ень мы выполнили все н еобходимы е з ам е ры и ч ер т ежи . Ко гд а я уходил н акон ец домой , р аб о ­ чие слип а уж е вовсю р а з в е р н у ли р а ­ бо ту по п о д ъ ем у к а т е р о в . С р о ч н о е , ответственное поручение было выпол ­ нено очень оперативно . 3 .0 1 .1 9 8 0 г. *' (Фото и заметки из семейного архива Иды Алексеевны САВИЧЕВОИ, в прошлом - служащей конструкторского отдела Мурманской судоверфи.) З і \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz