Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.
Окончание. Начало на стр. 1 Понимая, что наши люди за перестроеч ный и постперестроечный периоды научи лись видеть разницу между пропагандистской шумихой и истинным по ложением дел, тем не менее, компания «Мурман СиФуд» считает необходимым высказать свою позицию по существу обо значенных вопросов. Хотелось бы, чтобы нас правильно поняли: мы не вступаем в дискуссию. Тем более, что спорить с М. И. Зубом, «экспертом, прекрасно разбираю щимся в экономических проблемах не толь ко Мурманской области, но и всего Севера», - дело, сами понимаете, проигрышное. Мы просто выскажем свою позицию и от делим правду от неправды об эксперимен те, так как являемся его непосредственными участниками. ПОЧЕМУ И КАКОЙ РЫБЫ НЕТ В МУРМАНСКЕ Неправда, что в городе Мурманске нет рыбы и что ее всю съели всякие там нор вежцы, датчане и прочий западный люд. (Кстати говоря, мы тоже неплохо поедаем норвежское и датское мясо вместе с други ми продуктами - и ничего, пока не поперх нулись.) Для того чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в любой магазин или на рынок. Какой только рыбы вы здесь не увидите! Продукция мурманских компаний, дальневосточных и тех же норвежцев и дат чан представлена в широком ассортименте. Правда в том, что ценная рыба дорога, как, впрочем, и остальные продукты. Прав да также в том, что у большой группы на селения финансовые доходы не позволяют покупать эту рыбу. Но неправда, что в со ветские времена рыба была дешевле мяса. Да,розничная цена в магазине на треску была 60 копеек за килограмм, но при этом рыболовные компании продавали се по оп товой цене около 2 рублей за I кг. Разни цу дотировало социалистическое государство. В настоящее время государ ство таких дотаций не производит. Сегодня все происходит наоборот. Рыбаки продают рыбу оптовикам, как правило, не менее чем на d 0% дешевле того, что мы видим в мага зинах. Но это никакого отношения к «рыб ной мафии» не имеет, здесь надо говорить уже о «торговой мафии». «Эксперты» должны знать, что основная часть (более 70%) пелагических видов рыб (сельдь, скумбрия, мойва, путассу, сайка), выловленная мурманскими рыболовными компаниями, доставляется и выгружается в порту Мурманска. В 1999 году этот объем составил не менее 200 тыс. тонн. Этого количества хватит, чтобы накормить не сколько Мурманских областей. С другой стороны, основная часть трес ки поставляется на экспорт как наиболее валютоемкий товар. И деньги за эту про дукцию предприятия действительно получа ют сразу «звонкой монетой» и наличными, то есть с банковского счета покупателя на банковский счет продавца. У нас за эту продукцию можно получить не наличные деньги, а векселя, долговые обязательства, рассрочки по платежам или просто не полу чить ничего. Далее следуют судебные раз бирательства и т.д. и т.п. Часто практикуются бартерные операции, напри мер, рыбу - на варенье или на картошку. Но налоги или зарплату вареньем платить не будешь - не поймут ведь. Поэтому на личные деньги на счете в банке предприя тию тоже надо иметь. Между Россией и Норвегией существует соглашение о взаимном контроле выловов и выгрузок готовой продукции в портах. Дей ствует довольно жесткая система монито ринга, которая контролирует баланс вылова и фактических объемов выгрузки. Поэтому иметь неучтенку по продукции здесь довольно сложно, конечно, мы не знаем достоверно, как там, на Дальнем Востоке, утекают народные деньги в Япо нию. Но на Севере контроль за поставками достаточно жесткий. Существуют, навер ное, и у нас отдельные факты, но говорить об этом как о системе профессионалы не будут. Ведь сообщает иногда пресса о слу чаях нарушений в прокурорской системе, но никто же не делает из этого всеобъемлю щих выводов. Горькая правда состоит в том, что боль шинство рыбоперерабатывающих предпри ятий Мурманской области находятся на полупростое - из-за нехватки рыбного сы рья. Предприятия вынужденно в несколь ко раз сократили численность работающих, практически не получали никакого техни ческого развития. Их руководителе бук вально «изворачивались на пупе», поддерживая жизнеспособность оборудова ния. И многим это удалось. Зайдите, на пример, на Мурманский консервный завод, где директором В. А. Барсукова. Чистота, все ухожено, работники в выстиранной спецодежде, полностью соблюдается техно логический процесс, никаких претензий к качеству продукции. Но правда и то, что в самом плачевном состоянии из мурманских рыбоперерабаты вающих предприятий находится ОАО «Мурманский рыбокомбинат», где все пос ледние годы генеральным директором явля ется М. И. Зуо. Грязь, оборудование в все-таки базовым элементом здесь, по наше му мнению, здесь пока еще является флот. Именно по этой причине специалисты компании «Мурман СиФуд» еще несколько лет назад предложили новый вариант (не обязательно единственно правильныіі) раз вития пелагического сектора рыбной про мышленности. Именно по этой причине нами был реализован проект по строитель ству и вводу в эксплуатацию сейнера-трау лера «Мурман-2». Для сравнения можем сказать, что круп ные суда нашего бассейна типа «Горизонт», «Пулковский меридиан» при хорошей про мысловой обстановке способны набрать груз в 2000 тонн за 20 и более дней. «Мур- ман-2» легко может сделать это же в тече ние двух дней. Экипаж «Мурмана-2» примерно в 3-4 раза меньше экипажей вы шеуказанных судов, расход топлива мень ше, так как промысел мойвы и сельди осуществляется не тралом, а кошельком. В итоге удельные затраты на единицу выпус каемой продукции значительно ниже, и идею, так как ее реализация позволяла с / т «Мурман-2» заходить в порт Мур манск, не платя за это 1 /4 стоимости суд на. В состав рабочей группы, которая разработала необходимые материалы, вош ли и представители ООО «Мурман Си Фуд» СЛ. Побединской там не было). После многократных обсуждений в адми нистрации области за подписью председа теля областного правительства А. А. Малинина направлено письмо в Москву, послужившее толчком для официальной проработки вопроса. Нужно сказать откровенно, что хожде ние по московским коридорам власти М. И. Зуб осуществлял в основном сам. На неоднократные наши предложения об ока зании посильной помощи следовал уклон чивый или прямой отказ. К «святому делу» нас не допускали. В результате этих хожде ний никакого документа по свободной тамо женной зоне (складу) принято не было, так как якобы отсутствует необходимая норма тивная база, для подготовки которой требу- Сбольнойголовы аварийном состоянии, не соблюдаются са нитарные нормы, внутри цеха температура такая же, как и на улице. О каком качестве продукции здесь можно говорить? Неправда те картинки, которые показывают в рекламном ролике Л.Побединской, когда аккуратно и чисто одетые работницы укла дывают рыбу в изящные стеклян ные баночки. Это не ОАО «Мурманский рыбокомбинат», это другое предприятие. Не верите? Зайдите, проверьте. А вот когда по телевидению показывали фильм о «Мурмане-2», об условиях труда и быта моряков, о том, как их одевают, обувают, кормят — вот это правда. И мы этим гор димся... Сделаем промежуточный вывод. Рыбы в Мурманске много, во всяком случае, доста точно для того, чтобы накормить всю об ласть. Но в магазинах она дорогая, а местная перерабатывающая промышлен ность и соответственно смежные предприя тия находятся на простое. Так в чем же дело? Сдастся нам, что дело в экономической неэффективности на шего производства. Уж не знаем, право, со гласятся ли с нами «эксперты по Мурманской области и Северу в целом». КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ, И ГДЕ БЫЛА В ТО ВРЕМЯ Г-ЖА ПОБЕДИНСКАЯ Положение дел в нашей промышленнос ти, безусловно, зависит от экономической политики государства вообще и конкретно от степени поддержки государства той или иной отдельно взятой отрасли. Если такой целенаправленной поддержки нет, то от расль должна жить по общим экономичес ким законам (или их подобию) государства. Кажется, это как раз наш случай. А в такой ситуации приходится жить по прави лу: «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Спасательным кругом для нас может явиться резкий подъем экономичес кой эффективности производства. Ведь если по тресковым видам рыб наша низкая эффективность как-то нивелируется высо кими ценами на продукцию, то на пелаги ческих объектах этого резерва нет. Почему сегодня не хватает сырья для береговых рыбоперерабатывающих пред приятий? Прежде всего потому, что цена на его полуфабрикат, продаваемый рыболов ными компаниями, достаточно высока. Если, например, рыбоперерабатывающий завод купит это сырье по столь высокой цене, добавит к этому затраты на перера ботку, оптовая и розничная торговля на крутят свои издержки, то в результате мы получим в магазинах рыбную продукцию по той самой цене, которую сегодня видим. Продать такой товар - дело весьма сложное, а значит нет и возврата денег обратно по цепочке производителю. Производство встает или банкротится... Но может ли рыболовная компания про дать сырье по более низкой цене? Нет. В этом случае она будет нести убытки, так как себестоимость выпускаемой продукции высокая. Читай наоборот —экономическая эффективность низкая. Конечно, нужно снижать затраты и повышать эффектив ность на всех этапах цепочки: море - фаб рика - прилавок рыбного магазина. Но рыбу можно продать по более низкой цене. В октябре 1998 года сейнер-траулер «Мурман-2» приступил к промыслу. При этом квота на промысел была получена суд ном на общих основаниях, как и всеми ос тальными судами и рыболовными компаниями Северного бассейна. Точно так же на общих основаниях «Мурман СиФуд» получил квоту на промысел пелагических видов рыб на 1999 год в объеме: путассу — 3 тыс. тонн, сельди —1,9 тыс. тонн, моіівы —0,9 тыс. тонн. Обратите внимание —ни какого постановления Правительства РФ об эксперименте в тот момент не было, и никакую активность г-жа Л. Побединская по этому вопросу не проявляла. Такие суда, как «Мурман-2», могут рабо тать только в связке с береговыми рыбо- фабриками. На этом и построен основной смысл проекта, так как именно в этом слу чае и достигается наивысший экономичес кий эффект. Но, по существующему у нас законода тельству, если вы покупаете судно за грани цей, то' при пересечении государственной границы, необходимо заплатить налог и пошлину в целом 25% от стоимости кораб ля. Таким образом он становится для вас дороже ровно на четверть, то есть при стро ительной цене судна в 120 млн. норвежских крон, вы должны заплатить дополнительно 30 млн. норвежских крон за то, что зайде те в родной порт! Трудно найти логику в таком законе применительно к рыболовным судам, но не будем сейчас это обсуждать. Хотелось бы отметить, что в данном слу чае речь идет о судне, ни в коем случае не о рыбе. Рыбопродукция, произведенная на судне под российским флагом, является продукцией российского происхождения и не подлежит обложению таможенными по шлинами. Сегодня данная проблема нало гообложения непосредственно самих судов существует у нас только для бербоут-чар- тёрных кораблей, приобретенных за рубе жом. Поэтому неправда, что нашим судам мешают заходить в родной порт и сдавать рыбу на рыбоперерабатывающие предприя тия непомерно высокие таможенные по шлины, так как на Северном бассейне сегодня эксплуатируется 450 добываю щих судов, из них бербоут-чар- терных не более 20. Все остальные суда могут заходить и сдавать рыбу на переработку. Но ... не сдают. Не понятно только, причем здесь «рыбная мафия» во главе с «Мурманом-2». Но вернемся к основной проблеме. Понимая, что в нашем царстве-государ стве отменить какой-либо налог или пошли ну - дело практически невозможное, был предложен другой вариант. «Мурман Си Фуд» через губернатора области Ю. А. Евдокимова обратился в правительство с просьбой распространить действие закона о «финансовом лизинге» на бербоут-чартер- ные суда. В этом случае налог выплачива ется не сразу, а по мерс выкупа судна, то есть его выплата распределяется на весь срок бербоут-чартера (в нашем случае на 10 лет). Таким образом государство получи ло бы свой налог, а Мурманская область, да и не только она, - дешевую рыбу. Параллельно с этим М. Й. Зуб работал над вопросом о создании в порту*Мурманск свободной таможенной зоны (сіиіада). Пос ле его обращения к нам мы поддержали эту ется около полугода. Зато появилось то самое первое постановление № 193 от 19 февраля 1999 г., которое освобождало с / т «Мурман-2» от уплаты 30 млн. крон за заход в родной порт. Но при одном, очень существенном обстоятельстве: вся рыба должна передаваться на ОАО «Мурманс кий рыбокомбинат». Неправда, что постановление предписы вало поставлять рыбу на Мурманский бе рег, потому что Мурманский берег - это рыбоперерабатывающие предприятия не только в Мурманске, но и в области. Прав да в том, что постановление предписывало поставлять рыбу конкретно и только на ОАО «Мурманский рыбокомбинат», на котором в тот момент работало не более 100 человек да существовала куча ржавого обо рудования. Неправда, что постановление на деляло «Мурман СиФуд» квотой в 27 тысяч тонн, никакой речи в постановлении об этом нет, там даже нет слова «квота». Правда в том, что вся рыба была постав лена на ОАО «Мурманский ры бокомбинат» либо за счет собственных квот ООО «Мурман СиФуд», либо за счет свободно го промысла, осуществляемого по олимпийской системе. Неправда, что постановление обязывало с / т «Мурман-2» заходить в порт Мур манск. Оно освобождало судно от уплаты таможенной пошлины и НДС при заходе в Мурманск и при сдаче рыбопродукции на ОАО «Мурманский рыбокомбинат». Где была в этот момент г-жа Л. Побединская, мы не знаем, но, похоже, текста постанов ления она не читала. Правда в том, что все заходы в Мур манск осуществлял по собственной иници ативе, на свой страх и риск «Мурман СиФуд». Почему риск? Об этом мы узна ем чуть ниже. Вернемся в февраль 1999 года. Итак, после постановления правительства нача лась работа по подготовке прихода «Мур мана-2» в Мурманск. В порту отсутствовали какие-либо системы по выгрузке судов подобного типа. Поэтому все пришлось придумывать заново. «Мур ман СиФуд» взял эту работу на себя, так как у ОАО «Мурманский рыбокомбинат» отсутствовали вообще какие-либо денежные средства, а все счета были заблокированы. Наша компания полностью оплатила рабо ты, связанные с проектированием, изготов лением и монтажом на 9-м причале приемного рыбного бункера. До настояще го времени мы не получили ни одной ко пейки компенсации этих затрат. Параллельно ОАО «Мурманский рыбо комбинат» пытался привести более-менее в «человеческий вид» свое разрушенное хо зяйство внутри цеха и сертифицировать его на производство продукции. И совершенно понятно, что без активной помощи админи страции области (без ее давления) сертифи кацию провести было бы невозможно. И контролирующие органы, учитывая гаран тии администрации, понимая необходи мость поставок дешевой рыбы в область, выдали разрешение на производство про дукции. Кроме того, активно обсуждался вопрос экономического взаимодействия между ОАО «Мурманский рыбокомбинат» и ¥ : Ш ' Л Л 17 декабря 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz