Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.

Окончание. Начало на стр. 1 Понимая, что наши люди за перестроеч­ ный и постперестроечный периоды научи­ лись видеть разницу между пропагандистской шумихой и истинным по­ ложением дел, тем не менее, компания «Мурман СиФуд» считает необходимым высказать свою позицию по существу обо­ значенных вопросов. Хотелось бы, чтобы нас правильно поняли: мы не вступаем в дискуссию. Тем более, что спорить с М. И. Зубом, «экспертом, прекрасно разбираю­ щимся в экономических проблемах не толь­ ко Мурманской области, но и всего Севера», - дело, сами понимаете, проигрышное. Мы просто выскажем свою позицию и от­ делим правду от неправды об эксперимен­ те, так как являемся его непосредственными участниками. ПОЧЕМУ И КАКОЙ РЫБЫ НЕТ В МУРМАНСКЕ Неправда, что в городе Мурманске нет рыбы и что ее всю съели всякие там нор­ вежцы, датчане и прочий западный люд. (Кстати говоря, мы тоже неплохо поедаем норвежское и датское мясо вместе с други­ ми продуктами - и ничего, пока не поперх­ нулись.) Для того чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в любой магазин или на рынок. Какой только рыбы вы здесь не увидите! Продукция мурманских компаний, дальневосточных и тех же норвежцев и дат­ чан представлена в широком ассортименте. Правда в том, что ценная рыба дорога, как, впрочем, и остальные продукты. Прав­ да также в том, что у большой группы на­ селения финансовые доходы не позволяют покупать эту рыбу. Но неправда, что в со­ ветские времена рыба была дешевле мяса. Да,розничная цена в магазине на треску была 60 копеек за килограмм, но при этом рыболовные компании продавали се по оп­ товой цене около 2 рублей за I кг. Разни­ цу дотировало социалистическое государство. В настоящее время государ­ ство таких дотаций не производит. Сегодня все происходит наоборот. Рыбаки продают рыбу оптовикам, как правило, не менее чем на d 0% дешевле того, что мы видим в мага­ зинах. Но это никакого отношения к «рыб­ ной мафии» не имеет, здесь надо говорить уже о «торговой мафии». «Эксперты» должны знать, что основная часть (более 70%) пелагических видов рыб (сельдь, скумбрия, мойва, путассу, сайка), выловленная мурманскими рыболовными компаниями, доставляется и выгружается в порту Мурманска. В 1999 году этот объем составил не менее 200 тыс. тонн. Этого количества хватит, чтобы накормить не­ сколько Мурманских областей. С другой стороны, основная часть трес­ ки поставляется на экспорт как наиболее валютоемкий товар. И деньги за эту про­ дукцию предприятия действительно получа­ ют сразу «звонкой монетой» и наличными, то есть с банковского счета покупателя на банковский счет продавца. У нас за эту продукцию можно получить не наличные деньги, а векселя, долговые обязательства, рассрочки по платежам или просто не полу­ чить ничего. Далее следуют судебные раз­ бирательства и т.д. и т.п. Часто практикуются бартерные операции, напри­ мер, рыбу - на варенье или на картошку. Но налоги или зарплату вареньем платить не будешь - не поймут ведь. Поэтому на­ личные деньги на счете в банке предприя­ тию тоже надо иметь. Между Россией и Норвегией существует соглашение о взаимном контроле выловов и выгрузок готовой продукции в портах. Дей­ ствует довольно жесткая система монито­ ринга, которая контролирует баланс вылова и фактических объемов выгрузки. Поэтому иметь неучтенку по продукции здесь довольно сложно, конечно, мы не знаем достоверно, как там, на Дальнем Востоке, утекают народные деньги в Япо­ нию. Но на Севере контроль за поставками достаточно жесткий. Существуют, навер­ ное, и у нас отдельные факты, но говорить об этом как о системе профессионалы не будут. Ведь сообщает иногда пресса о слу­ чаях нарушений в прокурорской системе, но никто же не делает из этого всеобъемлю­ щих выводов. Горькая правда состоит в том, что боль­ шинство рыбоперерабатывающих предпри­ ятий Мурманской области находятся на полупростое - из-за нехватки рыбного сы­ рья. Предприятия вынужденно в несколь­ ко раз сократили численность работающих, практически не получали никакого техни­ ческого развития. Их руководителе бук­ вально «изворачивались на пупе», поддерживая жизнеспособность оборудова­ ния. И многим это удалось. Зайдите, на­ пример, на Мурманский консервный завод, где директором В. А. Барсукова. Чистота, все ухожено, работники в выстиранной спецодежде, полностью соблюдается техно­ логический процесс, никаких претензий к качеству продукции. Но правда и то, что в самом плачевном состоянии из мурманских рыбоперерабаты­ вающих предприятий находится ОАО «Мурманский рыбокомбинат», где все пос­ ледние годы генеральным директором явля­ ется М. И. Зуо. Грязь, оборудование в все-таки базовым элементом здесь, по наше­ му мнению, здесь пока еще является флот. Именно по этой причине специалисты компании «Мурман СиФуд» еще несколько лет назад предложили новый вариант (не обязательно единственно правильныіі) раз­ вития пелагического сектора рыбной про­ мышленности. Именно по этой причине нами был реализован проект по строитель­ ству и вводу в эксплуатацию сейнера-трау­ лера «Мурман-2». Для сравнения можем сказать, что круп­ ные суда нашего бассейна типа «Горизонт», «Пулковский меридиан» при хорошей про­ мысловой обстановке способны набрать груз в 2000 тонн за 20 и более дней. «Мур- ман-2» легко может сделать это же в тече­ ние двух дней. Экипаж «Мурмана-2» примерно в 3-4 раза меньше экипажей вы­ шеуказанных судов, расход топлива мень­ ше, так как промысел мойвы и сельди осуществляется не тралом, а кошельком. В итоге удельные затраты на единицу выпус­ каемой продукции значительно ниже, и идею, так как ее реализация позволяла с / т «Мурман-2» заходить в порт Мур­ манск, не платя за это 1 /4 стоимости суд­ на. В состав рабочей группы, которая разработала необходимые материалы, вош­ ли и представители ООО «Мурман Си­ Фуд» СЛ. Побединской там не было). После многократных обсуждений в адми­ нистрации области за подписью председа­ теля областного правительства А. А. Малинина направлено письмо в Москву, послужившее толчком для официальной проработки вопроса. Нужно сказать откровенно, что хожде­ ние по московским коридорам власти М. И. Зуб осуществлял в основном сам. На неоднократные наши предложения об ока­ зании посильной помощи следовал уклон­ чивый или прямой отказ. К «святому делу» нас не допускали. В результате этих хожде­ ний никакого документа по свободной тамо­ женной зоне (складу) принято не было, так как якобы отсутствует необходимая норма­ тивная база, для подготовки которой требу- Сбольнойголовы аварийном состоянии, не соблюдаются са­ нитарные нормы, внутри цеха температура такая же, как и на улице. О каком качестве продукции здесь можно говорить? Неправда те картинки, которые показывают в рекламном ролике Л.Побединской, когда аккуратно и чисто одетые работницы укла­ дывают рыбу в изящные стеклян­ ные баночки. Это не ОАО «Мурманский рыбокомбинат», это другое предприятие. Не верите? Зайдите, проверьте. А вот когда по телевидению показывали фильм о «Мурмане-2», об условиях труда и быта моряков, о том, как их одевают, обувают, кормят — вот это правда. И мы этим гор­ димся... Сделаем промежуточный вывод. Рыбы в Мурманске много, во всяком случае, доста­ точно для того, чтобы накормить всю об­ ласть. Но в магазинах она дорогая, а местная перерабатывающая промышлен­ ность и соответственно смежные предприя­ тия находятся на простое. Так в чем же дело? Сдастся нам, что дело в экономической неэффективности на­ шего производства. Уж не знаем, право, со­ гласятся ли с нами «эксперты по Мурманской области и Северу в целом». КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ, И ГДЕ БЫЛА В ТО ВРЕМЯ Г-ЖА ПОБЕДИНСКАЯ Положение дел в нашей промышленнос­ ти, безусловно, зависит от экономической политики государства вообще и конкретно от степени поддержки государства той или иной отдельно взятой отрасли. Если такой целенаправленной поддержки нет, то от­ расль должна жить по общим экономичес­ ким законам (или их подобию) государства. Кажется, это как раз наш случай. А в такой ситуации приходится жить по прави­ лу: «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Спасательным кругом для нас может явиться резкий подъем экономичес­ кой эффективности производства. Ведь если по тресковым видам рыб наша низкая эффективность как-то нивелируется высо­ кими ценами на продукцию, то на пелаги­ ческих объектах этого резерва нет. Почему сегодня не хватает сырья для береговых рыбоперерабатывающих пред­ приятий? Прежде всего потому, что цена на его полуфабрикат, продаваемый рыболов­ ными компаниями, достаточно высока. Если, например, рыбоперерабатывающий завод купит это сырье по столь высокой цене, добавит к этому затраты на перера­ ботку, оптовая и розничная торговля на­ крутят свои издержки, то в результате мы получим в магазинах рыбную продукцию по той самой цене, которую сегодня видим. Продать такой товар - дело весьма сложное, а значит нет и возврата денег обратно по цепочке производителю. Производство встает или банкротится... Но может ли рыболовная компания про­ дать сырье по более низкой цене? Нет. В этом случае она будет нести убытки, так как себестоимость выпускаемой продукции высокая. Читай наоборот —экономическая эффективность низкая. Конечно, нужно снижать затраты и повышать эффектив­ ность на всех этапах цепочки: море - фаб­ рика - прилавок рыбного магазина. Но рыбу можно продать по более низкой цене. В октябре 1998 года сейнер-траулер «Мурман-2» приступил к промыслу. При этом квота на промысел была получена суд­ ном на общих основаниях, как и всеми ос­ тальными судами и рыболовными компаниями Северного бассейна. Точно так же на общих основаниях «Мурман СиФуд» получил квоту на промысел пелагических видов рыб на 1999 год в объеме: путассу — 3 тыс. тонн, сельди —1,9 тыс. тонн, моіівы —0,9 тыс. тонн. Обратите внимание —ни­ какого постановления Правительства РФ об эксперименте в тот момент не было, и никакую активность г-жа Л. Побединская по этому вопросу не проявляла. Такие суда, как «Мурман-2», могут рабо­ тать только в связке с береговыми рыбо- фабриками. На этом и построен основной смысл проекта, так как именно в этом слу­ чае и достигается наивысший экономичес­ кий эффект. Но, по существующему у нас законода­ тельству, если вы покупаете судно за грани­ цей, то' при пересечении государственной границы, необходимо заплатить налог и пошлину в целом 25% от стоимости кораб­ ля. Таким образом он становится для вас дороже ровно на четверть, то есть при стро­ ительной цене судна в 120 млн. норвежских крон, вы должны заплатить дополнительно 30 млн. норвежских крон за то, что зайде­ те в родной порт! Трудно найти логику в таком законе применительно к рыболовным судам, но не будем сейчас это обсуждать. Хотелось бы отметить, что в данном слу­ чае речь идет о судне, ни в коем случае не о рыбе. Рыбопродукция, произведенная на судне под российским флагом, является продукцией российского происхождения и не подлежит обложению таможенными по­ шлинами. Сегодня данная проблема нало­ гообложения непосредственно самих судов существует у нас только для бербоут-чар- тёрных кораблей, приобретенных за рубе­ жом. Поэтому неправда, что нашим судам мешают заходить в родной порт и сдавать рыбу на рыбоперерабатывающие предприя­ тия непомерно высокие таможенные по­ шлины, так как на Северном бассейне сегодня эксплуатируется 450 добываю­ щих судов, из них бербоут-чар- терных не более 20. Все остальные суда могут заходить и сдавать рыбу на переработку. Но ... не сдают. Не понятно только, причем здесь «рыбная мафия» во главе с «Мурманом-2». Но вернемся к основной проблеме. Понимая, что в нашем царстве-государ­ стве отменить какой-либо налог или пошли­ ну - дело практически невозможное, был предложен другой вариант. «Мурман Си­ Фуд» через губернатора области Ю. А. Евдокимова обратился в правительство с просьбой распространить действие закона о «финансовом лизинге» на бербоут-чартер- ные суда. В этом случае налог выплачива­ ется не сразу, а по мерс выкупа судна, то есть его выплата распределяется на весь срок бербоут-чартера (в нашем случае на 10 лет). Таким образом государство получи­ ло бы свой налог, а Мурманская область, да и не только она, - дешевую рыбу. Параллельно с этим М. Й. Зуб работал над вопросом о создании в порту*Мурманск свободной таможенной зоны (сіиіада). Пос­ ле его обращения к нам мы поддержали эту ется около полугода. Зато появилось то самое первое постановление № 193 от 19 февраля 1999 г., которое освобождало с / т «Мурман-2» от уплаты 30 млн. крон за заход в родной порт. Но при одном, очень существенном обстоятельстве: вся рыба должна передаваться на ОАО «Мурманс­ кий рыбокомбинат». Неправда, что постановление предписы­ вало поставлять рыбу на Мурманский бе­ рег, потому что Мурманский берег - это рыбоперерабатывающие предприятия не только в Мурманске, но и в области. Прав­ да в том, что постановление предписывало поставлять рыбу конкретно и только на ОАО «Мурманский рыбокомбинат», на котором в тот момент работало не более 100 человек да существовала куча ржавого обо­ рудования. Неправда, что постановление на­ деляло «Мурман СиФуд» квотой в 27 тысяч тонн, никакой речи в постановлении об этом нет, там даже нет слова «квота». Правда в том, что вся рыба была постав­ лена на ОАО «Мурманский ры­ бокомбинат» либо за счет собственных квот ООО «Мурман СиФуд», либо за счет свободно­ го промысла, осуществляемого по олимпийской системе. Неправда, что постановление обязывало с / т «Мурман-2» заходить в порт Мур­ манск. Оно освобождало судно от уплаты таможенной пошлины и НДС при заходе в Мурманск и при сдаче рыбопродукции на ОАО «Мурманский рыбокомбинат». Где была в этот момент г-жа Л. Побединская, мы не знаем, но, похоже, текста постанов­ ления она не читала. Правда в том, что все заходы в Мур­ манск осуществлял по собственной иници­ ативе, на свой страх и риск «Мурман СиФуд». Почему риск? Об этом мы узна­ ем чуть ниже. Вернемся в февраль 1999 года. Итак, после постановления правительства нача­ лась работа по подготовке прихода «Мур­ мана-2» в Мурманск. В порту отсутствовали какие-либо системы по выгрузке судов подобного типа. Поэтому все пришлось придумывать заново. «Мур­ ман СиФуд» взял эту работу на себя, так как у ОАО «Мурманский рыбокомбинат» отсутствовали вообще какие-либо денежные средства, а все счета были заблокированы. Наша компания полностью оплатила рабо­ ты, связанные с проектированием, изготов­ лением и монтажом на 9-м причале приемного рыбного бункера. До настояще­ го времени мы не получили ни одной ко­ пейки компенсации этих затрат. Параллельно ОАО «Мурманский рыбо­ комбинат» пытался привести более-менее в «человеческий вид» свое разрушенное хо­ зяйство внутри цеха и сертифицировать его на производство продукции. И совершенно понятно, что без активной помощи админи­ страции области (без ее давления) сертифи­ кацию провести было бы невозможно. И контролирующие органы, учитывая гаран­ тии администрации, понимая необходи­ мость поставок дешевой рыбы в область, выдали разрешение на производство про­ дукции. Кроме того, активно обсуждался вопрос экономического взаимодействия между ОАО «Мурманский рыбокомбинат» и ¥ : Ш ' Л Л 17 декабря 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz