Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.
ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ. А КАК? Математическая ошибка в задачке по делению квот РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ СЕВЕРНОГО НАУЧНО -ПРОМЫСЛОВОГО СОВЕТА (СНПС ) ВЫ ЗВАЛ НЕГАТИВНУЮ ОЦЕНКУ СОЮ ЗА РЫ БОПРОМЫШЛЕННИКОВ СЕВЕРА В х о д е переговоров стороны вроде бы шли к ра зумн о му компромиссу: определить долю каждого регионально го поль зоват еля на о сн о в е фактической работы за последние 3-5 лет . Предполагалось , что реальное наличие д ей с тв ующ и х прои звод ств енны х мощностей станет той доминантой , от которой с л е д о в ал о бы отталкиваться в дальнейшей ди скус сии . Тогда все заинтересованные сто роны были бы изначально поставлены в равные условия . Н о рекомендации рабочей группы были проигнорированы, окончательные решения принимались келейно . Отбросив в сторону эмоции , можно прибегнуть к про стой логике: в целом по объективным причинам р о с си й с кая д о л я О ДУ трески уменьшилось на 1 9 ,2% , сл ед ов ат ельн о , на столько ж е меньший объ ем р е с ур с о в должны получить рыбодобывающие предприятия. Но для каждого юридического субъекта промысла секвестр выли вается предположительно в 25 -30% от уровня текущего года . Напрашивается вопрос: куда делась разница? Логи- фонд помощи подобным предприятиям , куда судовл а дельцы будут добровольно от числять фиксиров анную сумму. Об этом говорил и ге неральный директор СРС . - Паше твердое убеждение, что наделение этих органи заций квотами - нецивили зованный подход в государственном протекцио низме. Тем более что дел а ется это в обход закона об і і с кл юч ител ьной э кон оми ческой зоне России. Разуме ется, им нужна поддержка. И подобный фонд был бы полезен. То, что по силам областному правительству, можно решить ческая связь отсутствует . Своими мыслями по этому поводу делится генеральный справедливо и гласно. По один дир ектор С ою за рыбопромышленников С ев ера ,Ю||Р0С остается без ответа: ноче- Николай Григорьевич Т РОПИН . м у ' т о ,,осле Россииско-иорвежс- - На научно -промысловом совете сделан еще один шаг в сторону несправедливого распределения квот. По мо ему мнению, мы пошли на неоправданные уступки другим регионам. При сни жении бассейновой квоты на 23% квота Мурманской области уменьшена на 25,1%, а Архангельской об ласти - только на 13,9%. В уходящем году на одно а р хангельское судно п рихо дится 900 тонн квоты трески и пикши (42 едини цы флота), на одно мурман ское - 620 тонн (202 единицы ) . А решения СНПС еще более усугубили диспропорцию . Я думаю, тем самым создаются пред посылки для конфронтации между рыбаками двух обла стей. На этом скользком пути и мы, и арх ан г ело го родцы больше потеряем, чем найдем. По пелагии - такой же ущер бный подход , как и в части трески и пикши . Однако за тресковыми баталиями распре деление квот пелагических ви дов рыб между регионами отошло па второй план. Когда год назад определяли объемы лимитов сельди для регионов на 1999 год, наши рыбопро мышленники т акж е говорили, что распределение сырьевых ресурсов произведено без уче та производственных мощнос тей. - Анали зируя работу ф л о тов в текущем году, можно сказать , что опасения оп равдались , - подтверждает Н.Г. Тропин . - В Мурман- рыбироме недоосвоение по сельди составило 5 тысяч тонн. То же самое по ф л о там Карелии и Архангельс ка. Н а научно-промысловом совете необходимо было с коррек тировать процент ное соотношение с учетом приведенных фактов . Но ной теме, как распределение этого не случилось. Теперь квот, - сплошные белые пятна, в следующем году у одних То, на что в былые годы мало будет густо, у других пусто, кто обращал внимание, в усло- Сеичас кампания по распре- виях недостатка биоресурсов делению сырьевых ресурсов подходит к последнему этапу, наиболее важному для конкрет ных предприятий - разделу био ресурсов внутри региона между пользователями . Как для них повернется дело на ры бохозяйственном совете? Види мо, не обойдется без третьего раунда этого захватывающего поединка с административными властями. Очевидно, всем разногласп- рыбы. приобретает совсем другой смысл. Если обобщить факты , то льготные условия для одних и дискриминационные для других лежат в плоскости чиновничье го произвола. Столоначальни кам не к чему прозрачные для всех правила игры. Теперь, ког да квоты —кот наплакал, рыба ки будут считать каждую ушедшую на сторону тонну ям в переговорном процессе мы обязаны одному обстоя тельству - отсутствию правил д еления . Не сиюминутных , принятых на раз , чтобы подо гнать з аданны е цифры , а ут в ержденных на достаточно долгий период. - Все должны стартовать в равных условиях, — говорит Николай Григорьевич. - На процентное разделение квот между предприятиями надо выходить через имеющиеся коэффициенты для каждого тина судов. На основе сум марного коэффициента легко рассчитать долю (процент) каждого предприятия, ассо циации. Это предложение изложено в записке председателя правления СРС Б.Д. Кудрина на имя пред седателя мурманского рыбохо зяйственного совета ІО.Н. Мясннкова. Подобная схема ле жит в основе квотного деления в Союзе. - Я далек от того, чтобы иде ализировать положение с распределением квот среди организаций нашего Союза, - замечает Н. Г. Тропин. - Но у нас таких проблем, кото рые возникли на СНПС , просто нет. С кл ады вается в 11 е чагл е ние , что в такой важной и деликат- Ради объективности надо от метить, что к властным струк турам часто обращаются руководители учебных заведе ний, научных институтов, во енные , рыбопереработчики . Все просят ресурсы для пере продажи и «поддержки шта нов». Как им откажешь хоть в малой доле? Финансирование таких организаций от «рыбье го хвоста» было, есть и будет, по оно проводилось в завуали рованной форм е . Возможно , пришло время для серьезных решений , к примеру , создать российско-норвежс кой комиссии нроиорциоиально не снижена квота для выполне ния федеральных программ? Ресурсы от нас уходят неизвес тно куда. В этом смысле инте ресно предложение, которое прозвучало в конце нашей бесе ды с генеральным директором СРС Н. Г. Трониным: - Мы знаем, что квоты про даются иностранным ф и р мам в течение последних 5-6 лет. Почему нельзя д о пустить наши предприятия до освоения этих квот? По пятно, что российские ком пании не могут платить по 600-700 долл аров за тонну тресковой квоты. Однако надо иметь в виду, что, зап латив 250-300 долларов (мы согласны д аж е на нулевую рентабельность , только бы суда не простаивали ! ) , ос тальные деньги мы вернем в качестве налогов . Такая схема просчитана нашими экономистами . Свои 800 долларов с тонны рыбы мо жет получить родиое госу дарство , не тор гуя сь с иностранцами . Но почему- то никого , кроме судо вл а дельцев, это не интересует! Беседовала Ольга МАКАРОВА . DE FACTO Президиум обкома профсоюза работников рыбного хозяйства заявил, что считает распределение квот на треску и пикш у дис криминационным по отношению к рыбакам и жителям Мурман ской области. Решено предложить Госкомитету по рыболовству отменить решение Северного научно-промыслового совета. При этом : - считать наиболее приемлемым предложения рабочей группы СНПС по принятию за основу расчет сложившегося процента реализации квот каждым бассейном и регионами за 3-летний пе риод; - считать возможным и правильным : а) пропорциональное уменьшение кво т между всеми пользо вателями с о тчислений определенно го процента средств на строительство новых судов; б) исключение из распределения квот на треску и пикш у Ка лининградской и Ленинградской областей ка к нетрадиционных пользователей ресурсов Баренцева моря с приведением в со ответствие пропорционального уменьшения квот между субъек тами Северного бассейна; в) реализацию квоты , выделенной для выполнения постанов ления правительства, производить на кон кур сной основе с уча стием российских пользователей. Под председательством вице- губернатора Юрия Мясникова состоялось рабочее совещание участников эксперимента по беспошлинному заходу в Мур манск траулера “Мурман-2” ком пании “Мурман СиФуд” . Эксперимент продлен до 1 ян варя 2001 года новым постановле нием Правительства РФ. Последний значительно отличается от предыдущего аналогичного доку мента, жестко привязывая постав щика рыбы к Мурманскому рыбокомбинату. Его генеральный директор Михаил Зуб и стал основ ным докладчиком. Он предложил схему реализации правительствен ного постановления силами 15 организаций, которым даже и пред писан порядок действий. Не будем вдаваться в подробности схемы, но отметим ряд моментов, чреватых проблемами. Исходная посылка состоит в том, что целью пролонгированного на следующий год эксперимента являются не экономические инте ресы конкретных фирм, а наработ ка необходимого пакета документов о создании свободно го таможенного склада на терри тории Мурманского рыбного порта. Наверное, это благое дело, если в результате на прилавках магазинов области появится больше хорошей и дешевой рыбы. Но как-то не ве рится, что такое может произойти благодаря чудо-складу без учета экономических интересов того же “Мурман СиФуда”. Именно эта компания пока что несет серьез ные убытки в ходе эксперимента. Также не очень верится, что пред ложенная схема поставки и про хождения рыбопродукции до потребителя будет эффективно ра ботать без решения вопросов с контролирующими органами - та моженной и ветеринарной служба ми, областной и зональной СЭС. А они наверняка возникнут, так как 99% охлажденки заражено парази тами и требует либо заморозки, либо термической обработки, чего один рыбокомбинат не осилит из- за недостаточных мощностей. Не обнадеживает также предло женный Михаилом Зубом принцип решения этих вопросов: “Мы все должны действовать нестандартно”. Но контролирующие органы для того и созданы, чтобы действовать стандартно, в рамках принятых за конов. Или каким образом тамо женный комитет может оказывать содействие участникам эксперимента в свете существую щего законодательства”? Именно это предписано ему в проекте, тогда как давно уже стало очевид ным, что целью таможенного зако нодательства является не содействие отечественным пред приятиям, а пополнение казны. Не хочется выглядеть в глазах читателей этаким пессимистом, не верящим в возможность достиже ния благой цели эксперимента (ка ковой является не создание свободного таможенного склада, а удовлетворение спроса населения в дешевой рыбе хорошего каче ства), но не могу не поделиться еще одним наблюдением. Во вре мя совещания было видно, что са мым заинтересованным в проекте лицом является Михаил Зуб. Оно и понятно, и дай Бог, чтобы наш рыбокомбинат возродил былую трудовую славу. Но у меня сложи лось впечатление, что остальные участники эксперимента, прежде всего компания “Мурман СиФуд”, да и сам его куратор Юрий Мяс ников (да простит он меня, если я ошибаюсь), заметно охладели к нему. Ведь многие вопросы могли быть сняты, если бы новое поста новление правительства о продол жении эксперимента учло рекомендации областной админис трации. Евгений ВОВЧЕНКО. 1 0 - 1 6 декабря 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz