Рыбный Мурман. 1999 г. Декабрь.

ПИСЬМА ПИШУТ РАЗНЫЕ А мэр пешком на Варничную не хаживал в гололед? Ну конечно, не замок Вьяно-де- Костело. а все же красиво высится на сопке Варничной больничный корпус медсанчасти «Севрыба». Немало слышал добрых слов о медперсонале, навещая занедуживших друзей... Но одно дело - со стороны погостевать, и совсем другое - самому на больничную койку попасть, тут уж изнутри все хорошее и плохое стократ лучше видится. Жестоко простудился я на вахте, и с «мокрой пневмонией» доставили меня сюда поутру. В приемном покое и не пахло покоем: в креслах задыхался престарелый астматик, на диванчике корчилась влежку молодица, стонала от немочи старушка с узелком в руках, моряки более- менее молодые молча маялись, перетаптывая боли. Да все прибывали и прибывали новые. И меж всеми хлопотал с оказанием срочной помощи, с какой-то сортировкой конвейера плотный доктор с черными усами впроседь. В четких действиях Юрия Тимофеевича Гелева чувствовался профессионализм. Но почему он один? Здесь троим бы крутиться, чтоб больные в ожидании в обморок не падали. Не продумана администрацией организация этого участка. Действительно, чувство покоя, простора и чистоты я ощутил в своем легочном отделении. Воздух чист не по- больничному, и прекрасный вид с десятого этажа на рыбацкий город-герой. Кажется, здесь самый тяжелый верит в скорое выздоровление. И весь персонал эту надежду поддерживает и воплощает: сестры Любовь Козинец, Наталья Кокорева, Лидия Мельник, санитарка Татьяна Перелюк и многие другие - настоящие сестры милосердия. Ветераны труда капитан- директор Полянский, Мамаев, Терехов поручили мне через газету выразить сердечную благодарность медперсоналу за душевную и квалифицированную медицинскую помощь. И на правах ветеранов труда считаем долгом своим ходатайствовать перед администрацией города и области об увеличении ассигнований на лекарства, заработную плату и открытие постоянного автобусного маршрута с южной и северной части города через ОМСЧ «Севрыба». Очень тяжело, особенно в зимний период, добираться сюда больным и медперсоналу. Это действительно важно очень для многих. Виктор ЧУПРИН. ірзости, не бойтесь нестандартных бѵдет вам наградой победа! J Ида САВИЧЕВА. Смелее в бой ш і м коллеги! Петр Савичев: «Как был спроектирован и построен СРТ-1 «Кораблестроитель» После окончания Великой Отече­ ственной войны Мурманскую судо­ верфь обязали в кратчайший срок ввести в строй рыбодобывающие суда, ранее переоборудованные для Северного флота. В начале 1947 года директор судоверфи П. В. Са- панадзе утрясал проблемы этой тру­ доемкой задачи в Министерстве рыбной промышленности СССР и в дополнение ко всему получил от А. И. Микояна новое задание. Предстояло по возвращении в Мур­ манск создать инициативную группу из инженеров верфи и ученых ПИНРО , которая смогла бы в са­ мые сжатые сроки спроектировать первый советский цельносварной средний рыболовный траулер с нео­ граниченным районом плавания! Группу возглавил сам Сапанадзе, в нее вошли главный инженер И. М. Семенов, начальник техотде­ ла Г. А. Бакуревич, главный техно­ лог Л . А. Зеленко, главный конструктор А. А. Феоионтов, на­ чальник мехгруниы X. С. Тассо, ученый Ю. Ю. Марти, старший конструктор Л. А. Смолина и автор этих строк. Необходимо отметить, что в то время никакой документации по су­ дам типа СРТ виомине не было. По­ лученные но репарациям суда «Сазан», «Гроза», «Дельфин» и «Николай Книиович» не были снаб­ жены даже чертежами общего рас­ положения. Теоретические чертежи ио названным судам, выполненные КБ Мурманской судоверфи на осно­ ве натурных съемок, не могли быть использованы в полной мере, по­ скольку уже было решено проекти­ ровать будущий СРТ с «упрощенными» обводами корпуса, цельносварным (в отличие от дово­ енных клепаных). Главный двига­ тель для проектируемого судна уже находился на складе - импортный мощностью 400 л. с. фирмы «Ин- терирайс», имелся и вспомогатель­ ный двигатель «Рустон Горнеби». Таким образом, у СРТ-1 прототип напрочь отсутствовал, что безуслов­ но усложняло решение задачи. На первом совещании авторов проекта главный инженер Семенов сформулировал техническое задание с необходимым минимумом пара­ метров и характеристик будущего СРТ. Большую помощь Проектировщи­ кам оказал Юлий Юльевич Марти, точно изложив практические требо­ вания к современному промыслово­ му судну. Уже через несколько суток (работали в основном в вечер­ нее и ночное время) были определе­ ны все элементы новостроя и сделаны теоретический чертеж и чертеж общего вида как основные документы эскизного проекта. И со­ ответственно утверждены мини­ стром рыбхоза А. А. Ишковым. Набор корпуса и основные конст­ руктивные чертежи выполнили так­ же чрезвычайно быстро, при этом использовано много смелых реше­ ний, вполне оправдавшихся в про­ цессе эксплуатации судна. Вот некоторые из них: - отсутствие погиба бимсов; - седловатость в виде двух прямых в оконечностях судна, соединенных в районе миделя плавной переход­ ной кривой; - безвантовая конструкция фок- мачты; - Это так непредставимо, когда вдруг читала или слышала о родиой судоверфи: сокращения, банкротство, пустые цеха! И опять возликуешь, когда узнаешь: стали выдавать зарплату, отдоковали судно, рассчита­ лись с бюджетом!.. Дорогие судоремонтники! Если вы внимательно прочли экскурс Петра Алексеевича, то не мог­ ли не заметить акценты о сроках спецзадания на фоне и без того слож­ ной послевоенной программы, об уникальности задачи первопроходцев и ряде нестандартных решений на фоне, увы, специфических реалий времени, когда за неудачу летели головы любого ранга... И вот сегод­ ня, поздравляя Мурманскую сѵловепсЬь с 75-летием, я желаю вам. мои молодые коллеги, той же яростной , решений. Смелее в бой, коллеги, да - наличие носового руля; - утилизация тепла отработавших газов; - выхлоп газов через тон бизань-мач­ ты, имеющий форму раструба, на­ правленного в корму. Остойчивость судна проверили ио нормам Регистра СССР, выполнили и расчет общей прочности... Необхо­ димо еще раз подчеркнуть, что в распоряжении проектантов никаких статистических данных , которые могли быть использованы при разра­ ботке проекта, не было. Отсутствова­ ли даже данные о массе некоторых существенных статей нагрузки судна. В августе 1947-го на одной из те­ лежек слипа произвели закладку СРТ-1. Некоторые рабочие чертежи разрабатывались уже одновременно с постройкой судна. А уже 6 ноября в присутствии всего коллектива вер­ фи и многочисленных гостей в тор­ жественной обстановке СРТ-1 был спущен на воду. Событие заснято кинохроникой, вечером отправлена соответствующая телеграмма А. И. Микояну. Достройка судна на плаву прохо­ дила также быстро и качественно. Вообще к постройке привлекли луч­ ших мастеров и рабочих корпусного цеха - П. Г. Лотонина, А. М. Челю- ка, П. И. Попутникова, Гусева, В. Г. Валина, Шиадрева, Егорова, Чула- нова, Муравьева, К. Г. Михалева и др. Руководил постройкой Б. В. Груднев. Ходовые испытания, прово­ дившиеся специальной комиссией, доказали хорошие мореходные каче­ ства СРТ-1. По предложению глав­ ного инженера верфи цельносварному первенцу дали на­ звание «Кораблестроитель». Приказом № 16/ от 9 июня 1948 года но Министерству рыбной про­ мышленности западных районов «за проявленную инициативу в деле со­ здания нового тина современного среднего рыболовного траулера» ав­ торам проекта объявлена благодар­ ность. Так на Мурманской судоверфи был создан флагман средних рыбо­ ловных траулеров. СРТ -1 на п л а в у с р о д ит е л ь с к о й м ет к о й на тоне - М С С В ! А в м у з е е ры б н о й п р омыш ­ л е н н о ст и бас с ейна х р а н и т с я фото пер венца на стапе ­ л е и р я д ом в с я г р у п п а п р о е кт а н ­ то в • и р а б о ч и х . Вот т о л ь к о м о ­ д е л ь « К о р а б л е ­ ст р о ит е л я » из ф о н д о в м у з е я , к сожалению , б е с ­ с л е д н о и с ч е з л а . . . Была молодость и любовь немеренная к жизни вообще, к родной Мурманской судоверфи - самому большому предприятию на побережье, к коллегам - таким же энергичным и жадным на работу, к стар­ шему товарищу и учителю, на которого и из других отделов, ох, девушки смотрели с обожанием... По­ том многое состоялось и сбылось, даже замуж выш­ ла за того самого Петра Савичева, прожили с ним долго в дружбе и уважении. Сегодня Ида Алексеев­ на остается обаятельно-деятельной, спорит с возра­ стом, следит за сообщениями о той же судоверфи, перебирает немалый мужний архив, не переставая удивляться, каким неординарным был Петр Алексе­ евич и как это прекрасно - до сих пор любить саму па­ мять о нем и о пережитом. В архивных папках сотни рассчетных таблиц, которые никак не могли быть выброшены, наоборот, вот-вот мог­ ли понадобиться... Наброски лекций по теории корабле­ строения, по теории остойчивости, по высшей математике - немало их читано было, пока работал кон­ структором с 1930 по 1968 год на судоверфи, да еще де ­ сяток лет в ЦПКТБ. А в соседних папках предполагаемые к публикации суховатые, но завершен­ ные по замыслу и конкретные по фактажу статьи-эпизо­ ды. Почему именно сегодня и именно этот набросок воспоминаний выбран нами, скажется в послесловии... Т 1- t 3 - 9 декабря 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz