Рыбный Мурман. 1999 г. Август.

Т А М - Т А С ® «Рыбный Мурман» @ С. Н. Дащинский 4 5 -3 2 -1 9 4 8 -6 4 -7 5 ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ, орган системы таможен­ ной службы, в полном объеме выполняющий таможенный контроль в определенном месте, но, в отличие от тамож­ ни, не обладающий правом юридического лица. На Коль- _ ском полуострове одним из первых был учрежден -> «У м б с к и й» (в с. Умба). Первое упоминание относит­ ся к 1899-1900. В 1916 преобразован в таможенную зас­ таву, с 31.05.1922 - Умбский таможенный пост Архангельского таможенного округа. Основные функции - таможенный контроль за экспортом древесины. Упраз­ днен 1.01.1926. В настоящее время в составе Мурманской таможни три поста: «Борисоглебский», «Лотта» (образованы 14.03.1991, с 1965 пограничные таможенные пункты) и «Мурмашинский» (образован 10.07.1989 ). « Б о р и с о г л е б с к и й » , на российско-норвежской границе. Зона деятельности распространяется на Никель, Заполярный, Линахамари, Печенгу, Раякоски, Янискос- ки и прилегающие территории. Первый начальник Уль­ янов Владимир Александрович; « Л о т т а», на российско-финляндской границе в районе 231 км автодороги Кола - госграница. Зона дея­ тельности распространяется на пос. Верхнетуломский и прилегающую территорию. Первый начальник Рядовкин Игорь Николаевич. «М у р м а ш и н с к и й » , в международном аэропор­ ту «Мурманск». Зона деятельности распространяется на пос. Мурмаши и прилегающую территорию. Первый на­ чальник Болдырев Иван Тихонович. В состав Кандалакшской таможни входят таможенные посты «Апатиты», «Мончегорский», «Оленегорский», «Ковдорский», «Салла». ТАМОЖЕННЫЙ ПУНКТ, место таможенного оформления и контроля как на границе, так и внутри та­ моженной территории. На Кольском полуострове первым был образован в 1965 «Борисоглебск» на совстско-нор- ^ вежской границе . Затем появились «Лотта»(1969), «Янискоски» (1988), «Кундас», «Онкома» (1989), «Сал­ ла» (1992) - на российско-финляндской. В 1993 создан таможенный пункт в Заполярном и в 1995 «Кильдинс- кий» на автодороге Мурманск - Санкт-Петербург. Тамо­ женные пункты носят временный и оперативный характер. ТАМОЖНЯ (от тюркск. тамга - клеймо, ярлык; ро­ довой знак собственности; сбор, пошлина), государствен­ ное учреждение (таможенный орган) федеральной исполнительной власти, обеспечивающее порядок переме­ щения через границу товаров и транспортных средств, та­ моженный контроль, взимание платежей, осуществляющее борьбу с контрабандой, производство дознания и оперативно-розыскную деятельность. Право­ охранительная и военизированная структура. На Кольс­ ком полуострове две: Кандалакшская и Мурманская. До 1926 действовали Кольская, Керетская и Ковдинская (с 1719). К а н д а л а к ш с к а я (г. Кандалакша), впервые упоминается в 1719 в «Книге Кольского острога таможен­ ного десятинного и пошлинного збору...» Вторая жизнь Кандалакшской таможни началась после окончания стро- ительства Мурманской железной дороги - 2.05.1916. Де­ партамент таможенных сборов России учредил таможенную заставу в порту Кандалакша за счет упраз­ днения Сумской заставы. Ее возглавил титулярный совет­ ник 44-летний Николай Андреевич Ульянов. Оформляла грузы, прибывавшие из-за границы и направлявшиеся в глубь страны. 1.01.1926 упразднена, обязанности возло­ жены на Мурманскую таможню. 5.08.1992 воссоздана. Зона деятельности - Ковдорский и Терский районы, го­ рода Кандалакша, Апатиты, Кировск, Мончегорск, Оле­ негорск с подчиненными территориями. Учреждены таможенные посты «Апатиты», «Ковдор­ ский», «Мончегорский», «Оленегорский», «Салла». К е р е т с к а я (с. Кереть), с 1719 в составе Кольс­ кой таможни. С 1893 таможенный пост, с 1916 таможен­ ная застава, с 1922 таможня 3 разряда. Относилась к архангельским таможенным органам. Располагалась на южном берегу Белого моря, осуществляла в основном контроль за экспортом древесины. Упразднена 1.01.1926, обязанности возложены на Мурманскую таможню. К о в д и н с к а я (с. Ковда), с 1719 в составае Коль­ ской таможни, с 1893 таможенная застава, с 1922 тамож­ ня 3 разряда. Относилась к архангельским таможенным органам. Основная деятельность - контроль за экспортом древесины. Упразднена 1.01.1926. К о л ь с к а я (г. Кола), первое официальное упоми­ нание 18 (5).03.1695 в Боярском приговоре «О сборе с Кольских промышленников за десятину рыбы и сала ^ подати, а с иноземцев таможенной пошлины ефимками' и об уплате оной в К о л ь с к у ю таможню, а не приказ Большой Казны». Согласно «Книге Кольского острога таможенного десятинного и пошлинного сбору надзира­ теля холмогорца Якова Жеребцова с товарищи 1719 году», в состав Кольской таможни входили волостные таможенные отделения в Кандалакше, Ксрети, Ковде, Порьей Губе. В 1764 Кольская таможенная застава Ар­ хангельской таможни, с 1811 самостоятельное таможен­ ное учреждение. В 1825 упразднена Александром I. В 1865 восстановлен таможенный пост, в мае 1869 упразд­ нен. В 1919 восстановлен в составе Мурманскоіі тамож­ ни. Еще раз упразднен в 1926. Кольская таможня - первый таможснныіі орган на Кольском полуострове. ТАМОЖНЯ МУРМАНСКАЯ, учреждена Депар­ таментом таможенных сборов Российской империи после окончания строительства Мурманской железной дороги 28.10.1916. Постановлением Временного правительства Северной области 11.12.1919 отнесена к постоянной та­ можне 1 класса IV разряда со штатом 25 единиц. Управ­ ляющий коллежский советник Демснчук Сильвестр Львович. В регион деятельности входила Карелия до Беломорска. Сейчас в составе Мурманской таможни три поста: «Мурмашинский», «Борисоглебский» и «Лотта». Зона деятельности включает Мурманск, Кольский, Пе- ченгский и Североморский районы. С 1990 входит в Се­ веро-Западное таможенное управление России. Осуществляет все виды таможенного контроля. Управле­ ние в Мурманске (ул. Горького, 15). ТАНКЕРЫ, морские наливные суда для перевозки жидких грузов. ТАНСКИЙ Николай Георгиевич, ст. лейтенант, командир катера «малый охотник» (МО-204) 2 гв. ди­ визиона истребителей подводных лодок Северного фло­ та, Герой Советского Союза (5.11.1944). Род. 20.07.1920 в с. Геройское Голопристанского рай­ она Херсонской области, украинец. В армии с 1938. Окончил Высшее воен­ но-морское училище им. М.В.Фрунзе (1941), Военно-морскую академию (1956). На Севере с 1941. Отличился в Петсамо-Киркенесской операции. Под ураганным огнем противника умело организовал высадку десанта морской пехоты в порту Линахамари. После войны продолжал службу в ВМФ. С 1975 капитан 1 ранга запаса. Жил в Ленинграде. ТАНТАЛ (Tantalum), химический элемент пятой группы Периодической системы Менделеева. Назван по имени героя греческой мифологии Тантала. Светло-серый с синеватым отливом металл, тяжелый и тугоплавкиіі. Плотность 16,6 г / с м кв. Температура плавления 3014 градусов. Химически стоек. Используется в металлургии, ядерной энергетике, химическом машиностроении, элек­ тронике, медицине, ювелирном деле. Значительные запа­ сы разведаны в Ловозерских тундрах. ТАНТАЛИТ (Tantalit, по элементу танталу; сино­ ним - руда танталовая твердая), минерал группы слож­ ных оксидов, окись ниобия, тантала, железа и марганца. Черные, бурые кристаллы. Хрупкий. Плотность 6,2-8,2 г / см . куб. Встречается в основном в пегматитах совмес­ тно со сподуменом, бериллом, поллуцитом, на Кольском полуострове - в Вороньих тундрах. Добывается из россы­ пей. ТАНТИТ (Tantit), минерал, образует прожилки до 0,5 мм, мелкие линзочки, выделения до 0,4-0,5 мм. Об­ наружен в гранитных пегматитах Кольского полуостро­ ва в ассоциации с микролитом, холтитом и др. Назван по химическому составу. ТАРАКАНОВ Дмитрий Александрович (31.01.1948-1.01.1990), журналист. Род. в Мурманске, русский. Окончил Мурманский пе­ дагогический институт и отделение печати Ленинградской высшей партийной школы. Работал на Мур­ манском радио, корреспондентом газеты Северного флота «На страже Заполярья», редактором газеты «Комсомолец Заполярья». В 80-е гг. собственный корреспондент газеты «Водный транспорт» по Северному бассейну. Один из инициаторов воз­ рождения в России Днеіі славянской' письменности и культуры. Скоропо­ стижно скончался, пох. в Мурманс­ ке. ТАРАН Андрей Филиппович (1907-05.1960), ка- питан-промысловик. Род. в с. Збурьевка Голопристанско­ го района Херсонской области, украинец. Окончил Херсонский морскоіі техникум (1931). Работал юнгой, матросом на парусных судах Херсонского парусного фло­ та. После окончания техникума в Мурманском траловом флоте: третий, второй, старший помощник капитана, с 1935 капитан на промысловых судах. В 1937-1941 воз­ главлял промысловую разведку Мурманрыбы, первую в стране (заместитель - доктор биологи­ ческих наук, профессор М.П.Сомов). В 1941-1945 зам. начальника Главссврыб- прома (Архангельск), в 1945-1950 - зам. начальника Мурманрыбы. С 1950 снова на капитанском мостике. С 1956 капитан-директор БМРТ «Серафимо­ вич». Депутат Верховного Совета РСФСР 5-го созыва (1959-1963). Деле­ гат XXI съезда КПСС. Умер и пох. в Мурманске. Имя носит проезд в Мур­ манске. «ТАРАН», сатирические плакаты, издававшиеся газе­ той «Краснофлотец» Северного флота в годы Великой Отечественной воііны. Участвовали в их создании худож­ ники и поэты. ТАРАНЕВСКИЙ Александр Алексеевич, ху- дожнпк-плакатист, график, член Союза художников Рос­ сии (1983). Род. 5.04.1943 на ст. Казанка Николаевской области, украинец. Участник республиканских, всесоюз­ ных и международных выставок плаката. ТАРАСОВ Алексей Кондра- тьевич (23.03.1922 -29.10.1984), капитан, заместитель командира эс­ кадрильи 20 гв. истребительного авиаполка 14 смешанной авиадивизии ВВС Северного флота, Герой Совете- * * кого Союза (19.08.1944). Род. в д. Гаіфильцево Собинского района Вла­ димирской области, русский. Учился в индустриальном техникуме. В ВМФ с 1940. Окончил Серпуховскую военную школу пилотов (1941), Воен- но-воздушную академию (1953). В _________________ Великой Отечественной с 1941. Воевал на Западном фронте. С марта 1942 на Севере. Совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных боях сбил 10 самолетов против­ ника. С 1956 подполковник запаса. Жил в Ленинграде. Работал в Гражданском воздушном флоте. ТАРАСОВ Владимир Сергеевич, инженер-ме- таллург, лауреат Лснинскои премии (1965). Род. в 1919, русский. В 1949 окончил Северо-Кавказский горно-метал- лургический институт и с того времени на Североникеле. Премия присуждена за участие в работе по интенсифика­ ции процессов и усовершенствованию производства нике­ ля и кобальта из сульфидных руд. ТАРАСОВ Игорь Михайлович (1929-2.09.1998), капитан на судах Севрыбхолодфлота. В рыбной отрасли с 1944. Прошел путь от матроса до капитана. ТАРАСОВ Тимофей Захарович, краснофлотец Северного флота, депутат Верховного Совета РСФСР 1 созыва (1938). Затем машинист-турбинист эсминца «Ва­ лериан Куйбышев». Позднее стал политработником. Слу­ жил на Северном и Черноморском флотах. Погиб в 1942 в одном из боев в районе Тамани. «ТАРМО» («Энергия »), финский рыболовецкий кол­ хоз. Образован в феврале 1930 в с. Ура-Губа Полярного (Кольского) района. Вступили первоначально 93 хозяй­ ства, 480 из 530 жителей. Колхоз располагал в первый год своего существования 6 мотоботами и 40 различными малыми судами. Многие колхознпки-финны в 30-е гг. были репрессированы, семьи их высланы в Карелию, Сибирь и на Дальний Восток. Остававшееся финское население было выслано в связи с созданием Северного флота и развернувшимися неподалеку сражениями совет- ско-финляндской войны 1939-1940. В годы Великой Оте­ чественной воііны колхоз прекратил существование. В послевоенные годы восстановлен под названием «Энер­ гия», но в нем уже не оказалось финнов. ТАРНЫЙ КОМБИНАТ, береговое предприятие рыбной отрасли. Вступило в строй 15.02.1932 в Мурман­ ске. Изготовляет бочки, консервные банки разных разме­ ров и конфигураций и другую тару для рыбной продукции. ТАСИС, разработанная в ЕЭС программа содействия странам Восточной Европы и России, направленная на реформирование рыбной отрасли. Касается и Мурмана, прежде всего оптового рынка. На первом этапе создаст- 20 - 26 августа 1999 года J Л Ш Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz