Рыбный Мурман. 1999 г. Август.
А О «ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ». На вылове трески в Баренцевом море удача сопут ствовала многим экипажам. В группе ПСТ лучше всех сработали рыбаки траулера «Моздок», с лихвой удвоив планируемый вылов (207%). Отлично работают на вы пуске пищевой продукции и экипажи судов «Рыбак Заполярья» (170%), «Киреевск» (150%), «Кировакан» (124%), «Заставна» (118%), в группе СРТМ - «Борис Зай- цев»(217%), «Болиславль Балдин» (207%), «Иван Шаньков» (198%), «Анато лий Гогунов» (166%) и «Павел Городилов» (153%). В Норвежском море больше недели суда успешно работают на облове сельди: СТМ «Андрей Пашков»- 145%, РТМК-с «Василий Лозовский» -127% , «Борис Сы ромятников» - 120%, «Капитан Богомо лов» -103%. В Мавританской зоне промысел идет вяло. Результаты такие: «Маршал Еременко» -103%, «Капитан Телов»- 103%, «Адмирал Стариков» -100%, «Леонид Гальченко» - 100%. В районе ЮВА в лидерах экипажи БА- Тов «Адмирал Головко»(180%) и «Мар шал Якубовский» (181%), за ними не отстают рыбаки РТМК-с «Захар Соро кин» (161%) и «Василий Филиппов» (122%). АО «МУРМАНРЫБПРОМ» . В Барен цевом море БМРТ переходят на промы сел сельди в НЭЗ. Вся группа судов СТР на промысле донных видов рыб работает успешно, но лучшим стал экипаж «Сосно- воборска», который выдал на борт 193% суточной нормы, не отстают от лидера и рыбаки «Петрищева», поднявшие с тра лом 150 % улова. К промыслу креветки приступил и справляется с суточной нор мой СРТМ-к «Орлан». В Фарерской зоне экипажи судов за кончили промысел скумбрии, полностью выбрав квоту. Все пять судов этой группы переходят на облов сельди. В Марокканской зоне работают три судна. Удача опять сопутствует экипажу БМРТ «Иван Зимаков» - 120%, осталь ные справляются с суточной нормой. Окончание на стр. 16 П Р И Б Р ЕЖ НЫ Й П Р О М Ы С Е Л Получил квоту ■испопыуй В н е о ч е р е д н о е со в ещ ан и е р у к о в о д и т е л е й п р е д п р и я т и й и ч а с т н ы х п р е д п р и н и м а т е л е й , з а н и м а ю щ и х с я п р и б р еж н ы м п р о м ы с л о м , с о с т о я л о с ь в о б л а с т н о й а д м и н и с т р а ц и и . Э к с т р е н н о с т ь м е р о п р и я т и я б ы л а о б у с л о в л е н а п о с т у п и вш е й накануне те л е гр ам м о й из Го скоми те та , в кото р о й п р о з в у ч а л а о б е с п о к о е н н о с т ь м е д л е н н ы м о с в о е н и е м прибреж ной к в о ты и, как ре зул ь та т , н е д о п о л у ч е ние д е н еж ны х ср е д с т в . О б ъ е м ы в ы л о в а на 15 а в гу с та с о с т а в и л и 494 т т р е с к и и 363 т пикши . Как о т м е т и л в с в о е м в ы с т у п л е н и и р у к о в о д и т е л ь А с с о ц и а ц и и при б р еж но го л о в а А . Ю. Л ы с ы й , показатели о т с т а ю т о т у р о в н я п р ош л о г о года . П р и ч и н ы к р о я т с я не т о л ь к о в п о здней ми грации р ы б ы в прибрежную з о н у К о л ь с к о го п о л у о с т р о в а , но и в том , что многие ф и р м ы и предприни м а т е ли ещ е не п р и с т у п а л и к о с в о е нию к в о ты . В э т о м сп и с к е ч и с л я т с я и с е м ь в о и н с к и х ч а с т е й С е в е р н о г о ф л о т а и А р к ти ч е ской гр уппы по гран войск , п о л уч и вш и х квоту при с о д е й с т в и и о б л а с т н о й а д м и н и с т р а ц и и д л я п оп ол н ен и я п р о д о в о л ь с т в е н н о го запаса . И т о г о м с о в е щ а н и я я в и л о с ь р е ш ени е , и с х о д я из к о т о р о г о п о л ь з о в а т е л я м , с е г о д н я не с п р а в л я ю щ и м с я с р е а л ь н ы м и с р о к ам и и о б ъ е м а м и о с в о е н и я к в о ты , б ы л о п р е д л ож е н о о т к а з а т ь с я о т ее ча с ти в п о л ь з у д р у ги х ч л е н о в А с с о ци ац и и . К в о п р о с у о п е р е р а с п р е д е л е н и и к в о т ы р еш е н о в е р н у т ь с я в с е н т я б р е на о ч е р е д н о м з а с е д а н и и р ы б о х о з я й с т в е н н о г о с о в е т а . Н А Р Ы Б О П Р О М Ы С Л О В О М С О В Е Т Е Сроки прозеваешь • улов потеряешь . На жесткость постановлений и дей ствий рыбохозяйственного совета влия ют правительственные телеграммы, которые требуют от комитета по рыбо ловству конкретных мер и гарантий по реализации квот. Недоосвоение более 1000 т тресковой квоты предприятиями прибрежного лова заставляет сегодня бить тревогу. Впереди - только месяц промысла. Не дожидаясь сентября, в прошед шую среду совет принял решение об изъятии квоты у предприятий и частных предпринимателей, не приступивших к вылову рыбы. Таких из 54 пользователей 28. Пока планируется перераспределить 88 т трески между отработавшими выде ленную квоту предприятиями. Анализи руя ситуацию на прибрежном промысле, председательствующий заместитель гу бернатора Ю. Н. Мясников сказал: «Из года в год мы здесь не осваиваем квоту, и вокруг прибрежного промысла стал складываться определенный криминал. Заключаются договора между фирмами по перераспределению квот, но не осва иваются, рыбные фирмы «помогают» во инским частям по поставкам трески в счет выделенной квоты, оставляя им всего 10-15 % от ее объема. Такого до пускать нельзя. Контролировать и наво дить порядок будем жесткими мерами». Председатель рабочей группы Се верного научно-промыслового совета В. П. Торохов проанализировал ситуа цию на промысле пикши. Необходимо мобилизовать все усилия региона, до 1 октября работать в счет общей квоты. Госкомрыболовство требует гарантиро ванного подтверждения успешного про мысла, в случае недоосвоения части квоты грозится отдать ее в следующем году Западному региону. Уже сегодня реальная оценка про мысловых мощностей на вылове сельди заставляет работать совместно Мур манск и Карелию. Архангелогородцы вновь вне союза. Предложение Госком- рыболовства подключить флот Запад ного бассейна на облов сельди в Норвежском море не нашло поддержки. Пока будем ловить ее собственными си лами. Ольга М А К А РО В А . Как возвратиться пароходам? Экономическая целесообразность захода судов в порт Мурманск очевидна всем. Это загруженность су доремонтных предприятий и портовой инфраструкту ры, создание новых рабочих мест и т. д. Тем не менее смена экипажей, междурейсовый и аварийный ремон ты в основном проходят за границей. Все это иногда бывает оправдано, если суда находятся на промысле в отдаленных районах. Но когда с капитанского мос тика видны родные берега, а судно разворачивается и уходит в Норвегию... Понимаешь, что есть на то очень веские причины. Истоки проблемы надо искать в пер вую очередь в сиюминутной экономической выгоде от дельных фирм и ведомств без учета выигрыша государства в целом, в отсутствии положительной эко номической динамики внутреннего рынка и пр. Среди ряда причин, складывающихся неблагоприятно на рынке услуг по обработке судов, является и таможен ное оформление ремонта, произведенного за границей. ...Прихода судна «Леонид Иванов» в порт Мурманск ждали. Короткие стоянки в иниортах максимально были заполнены текущим судоре монтом. В основном он про водился силами экипажа, но пришлось прибегнуть и к ус лугам иностранных фирм. Предъявленный норвежцами но окончанию ремонта счет включал не только ЗИП , стоимость работ, но и сто имость услуг, которыми пользовалось судно во время ремонта: стоянку у причала, подключение к системе энер госнабжения, бункерование, связь, уборку мусора. Счет стал одним из исходных до кументов для декларирова ния. К нему прилагались справки о транспортных рас ходах судна при перемеще нии с места промысла до места ремонта и обратно. Таможенные платежи выли лись в довольно крупную сумму только по этим двум документам: больше одного миллиона рублей пришлось заплатить Мурманрыбпрому как ввозную таможенную по шлину и НДС. По мнению начальника Кандалакшской таможни полковника таможенной службы А. Н. Ногтева, дей ствующие нормативные акты, регламентирующие порядок таможенного офор мления товаров и транспор тных средств, в том числе морских судов, в соответ ствии с режимом переработ ки вне таможенной территории устанавливают одинаковый подход к этой процедуре и не учитывают их статусной разницы. Ведь как таковое, морское транс портное средство, добываю щее или предназначенное для перевозок, не является предметом торга (за исклю чением случаев купли- продажи) и, следовательно, объектом, реально влияю щим на конкурентоспо собность национальных товаров. Специфичность их декла рирования в режиме перера^ ботки вне таможенной территории заключается в том, что фактически иденти фицируется товар, а импор тируется услуга. В реальной сфере торговли'между услу гами подобного рода конку ренции нет, так как ремонт и обслуживание судов являют ся мерой вынужденной, не обходимой транспортному средству для его нормальной и безопасной эксплуатации. Основная цель режимов пе реработки - стимуляция эко номического роста и развития - здесь совсем не преследуется, поэтому отпа дает необходимость ф о р мального декларирования услуги иод видом товаров, я вля ющи хся неотъ емл емоіі частью судов. Однако на практике этого не происходит. Законодательное «крюч котворство» начинается в разъяснительном письме ГГК РФ от 13 ноября 1997 года, согласно которому к опера циям по ремонту отнесены практически все операции по ремонту любого оборудова ния. Сразу же возникает вопрос: а какие операции но ремонту относятся к техни ческому обслуживанию суд на? Нельзя сказать, что Госу дарственный таможенный комитет РФ не предприни мал усилий для облегчения таможенного оформления ТАМОЖНЯ российских судов, которые ремонтировались за грани цей. Планировались мероп риятия, проводились совещания, но они так и не вылились в конкретные ре шения. Одним из первых шагов вновь назначенного предсе дателя ГТК РФ генерал-пол ковника таможенной службы М. В. Ванина стало издание распоряжения от *>22 июля 1999 года № 01 -14 /880 «О таможенном оформлении то варов, перемещаемых через таможенную границу РФ, необходимых для нормаль ной эксплуатации транспорт ных средств». Этот документ относится к декларирова нию предметов материально- технического снабжения и снаряжения, топлива, продо вольствия и т.д., находящих ся на борту и необходимых для нормальной эксплуата ции судна во время рейса и стоянок, в случае их выгруз ки на сухопутную террито рию РФ. Таким образом, данный вопрос частично приведен в соответствие с «Конвенцией по облегчению международ ного морского судоходства» 1965 года. Приходится наде яться, что следующее реше ние будет связано с таможенным оформлением российских судов, которые ремонтируются за границей с привлечением иностранных фирм. Одним из выходов в дан ной ситуации может быть по мещение судов иод таможенный режим свобод ного склада. Северная торго во-иромышленная палата совместно с Кольским науч ным центром, администраци ей Мурманской области и бизнес центром «Интерзеле- ноград» разработала свой проект таможенного режима свободного склада, который планируется открыть на юж ных причалах Мурманского морского рыбного порта. Проект прошел предвари тельное изучение и получил одобрение в ГТК РФ . Пре творение самой идеи теперь зависит только от объединен ных усилий администрации Мурманской области, морс кого рыбного порта, АО «Протеин», Кольского науч ного центра и других заинте ресованных организаций. Александр КОВАЛЕВ, ведущий специалист Северной торгово- промышленной палаты. о «р а з д е л е н н о м в е н и к е » председатель Союза рыбопро мышленников Севера Николай ТРОПИН. - За последнее время шесть раз менялась структура создан ного Государственного комите та ио рыболовству. В таких условиях говорить о каком-то управлении из Москвы рыбо промышленным комплексом в регионах можно только с опре деленной долей условности. С одной стороны, налицо стрем ление федеральных властей усилить государственное регу- ~ лирование в рыбной отрасли России, с другой — углубляю щийся разрыв между региона ми и центром. Предоставив право предприятиям рыбной от расли самостоятельно выживать в условиях рыночной экономи ки, Госкомрыболовство тем са мым сняло с себя ответственность за положение дел в регионах. Созданные в ходе структурных преобразова ний рыбохозяйственные советы на местах в силу своего стату са, малочисленности, отсут ствия опыта работы не смогли взять на себя координирующую роль, сосредоточили свою дея тельность только на решении текущих вопросов. А вопросы перспективного развития наше го Северного бассейна, страте гии и тактики совместного рационального использования водных биоресурсов, обновле ния промыслового флота, со вершенствования таможенного и налогового законодательства, решения инвестиционных про блем остались вне поля их зре ния. Все это привело к разобщен ности рыбодобывающих пред приятий Северного бассеііна, отсутствию единого понимания организации добычи рыбы в традиционных районах про мысла, субъективизму в распре делении квот, нерациональному использованию имеющейся сы рьевой базы. А при таком рас кладе последствия для рыбаков могут быть весьма печальны. - Но квоты по региону не осваиваются в полной мере. - Действительно, если про анализировать освоение квот вылова рыбодобывающими предприятиями Северного бас сейна за последние несколько лег, то окажется, что квоты осваивались всего лишь на 70 - 75 %. Причин тут несколько: и недостаточно хорошая обста новка на промысле отдельных видов рыб, и неоиравданность научных прогнозов, и неудач ная расстановка судов ио райо нам промысла и в частности плохая подготовка к промыслу некоторых экинажеи судов. И все же недоосвоение квот во многом создается искусст венно. Из-за отсутствия единых принципов распределения квот между регионами и пользовате лями Северного бассейна квоты распределяются без фактичес кого наличия технически ис правного промыслового флота. В результате у одних густо, а у других пусто. Действенного механизма перераспределения квот просто нет. Предложения о работе в счет общих квот на том илі^ином объекте, с кото рыми неоднократно выступал Союз рыбопромышленников Севера, принимаются слишком поздно или не принимаются (Окончание на стр. 4-5) 27 августа - 2 сентября 1999 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz