Рыбный Мурман. 1999 г. Август.

А О «ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ». На вылове трески в Баренцевом море удача сопут­ ствовала многим экипажам. В группе ПСТ лучше всех сработали рыбаки траулера «Моздок», с лихвой удвоив планируемый вылов (207%). Отлично работают на вы­ пуске пищевой продукции и экипажи судов «Рыбак Заполярья» (170%), «Киреевск» (150%), «Кировакан» (124%), «Заставна» (118%), в группе СРТМ - «Борис Зай- цев»(217%), «Болиславль Балдин» (207%), «Иван Шаньков» (198%), «Анато­ лий Гогунов» (166%) и «Павел Городилов» (153%). В Норвежском море больше недели суда успешно работают на облове сельди: СТМ «Андрей Пашков»- 145%, РТМК-с «Василий Лозовский» -127% , «Борис Сы­ ромятников» - 120%, «Капитан Богомо­ лов» -103%. В Мавританской зоне промысел идет вяло. Результаты такие: «Маршал Еременко» -103%, «Капитан Телов»- 103%, «Адмирал Стариков» -100%, «Леонид Гальченко» - 100%. В районе ЮВА в лидерах экипажи БА- Тов «Адмирал Головко»(180%) и «Мар­ шал Якубовский» (181%), за ними не отстают рыбаки РТМК-с «Захар Соро­ кин» (161%) и «Василий Филиппов» (122%). АО «МУРМАНРЫБПРОМ» . В Барен­ цевом море БМРТ переходят на промы­ сел сельди в НЭЗ. Вся группа судов СТР на промысле донных видов рыб работает успешно, но лучшим стал экипаж «Сосно- воборска», который выдал на борт 193% суточной нормы, не отстают от лидера и рыбаки «Петрищева», поднявшие с тра­ лом 150 % улова. К промыслу креветки приступил и справляется с суточной нор­ мой СРТМ-к «Орлан». В Фарерской зоне экипажи судов за­ кончили промысел скумбрии, полностью выбрав квоту. Все пять судов этой группы переходят на облов сельди. В Марокканской зоне работают три судна. Удача опять сопутствует экипажу БМРТ «Иван Зимаков» - 120%, осталь­ ные справляются с суточной нормой. Окончание на стр. 16 П Р И Б Р ЕЖ НЫ Й П Р О М Ы С Е Л Получил квоту ■испопыуй В н е о ч е р е д н о е со в ещ ан и е р у к о в о ­ д и т е л е й п р е д п р и я т и й и ч а с т н ы х п р е д п р и н и м а т е л е й , з а н и м а ю щ и х с я п р и б р еж н ы м п р о м ы с л о м , с о с т о я ­ л о с ь в о б л а с т н о й а д м и н и с т р а ц и и . Э к с т р е н н о с т ь м е р о п р и я т и я б ы л а о б у с л о в л е н а п о с т у п и вш е й накануне те л е гр ам м о й из Го скоми те та , в кото ­ р о й п р о з в у ч а л а о б е с п о к о е н н о с т ь м е д л е н н ы м о с в о е н и е м прибреж ной к в о ты и, как ре зул ь та т , н е д о п о л у ч е ­ ние д е н еж ны х ср е д с т в . О б ъ е м ы в ы л о в а на 15 а в гу с та с о ­ с т а в и л и 494 т т р е с к и и 363 т пикши . Как о т м е т и л в с в о е м в ы с т у п л е н и и р у к о в о д и т е л ь А с с о ц и а ц и и при б р еж ­ но го л о в а А . Ю. Л ы с ы й , показатели о т с т а ю т о т у р о в н я п р ош л о г о года . П р и ч и н ы к р о я т с я не т о л ь к о в п о ­ здней ми грации р ы б ы в прибрежную з о н у К о л ь с к о го п о л у о с т р о в а , но и в том , что многие ф и р м ы и предприни ­ м а т е ли ещ е не п р и с т у п а л и к о с в о е ­ нию к в о ты . В э т о м сп и с к е ч и с л я т с я и с е м ь в о и н с к и х ч а с т е й С е в е р н о г о ф л о т а и А р к ти ч е ской гр уппы по гран ­ войск , п о л уч и вш и х квоту при с о д е й ­ с т в и и о б л а с т н о й а д м и н и с т р а ц и и д л я п оп ол н ен и я п р о д о в о л ь с т в е н н о ­ го запаса . И т о г о м с о в е щ а н и я я в и л о с ь р е ­ ш ени е , и с х о д я из к о т о р о г о п о л ь з о ­ в а т е л я м , с е г о д н я не с п р а в л я ю щ и м с я с р е а л ь н ы м и с р о ­ к ам и и о б ъ е м а м и о с в о е н и я к в о ты , б ы л о п р е д л ож е н о о т к а з а т ь с я о т ее ча с ти в п о л ь з у д р у ги х ч л е н о в А с с о ­ ци ац и и . К в о п р о с у о п е р е р а с п р е д е ­ л е н и и к в о т ы р еш е н о в е р н у т ь с я в с е н т я б р е на о ч е р е д н о м з а с е д а н и и р ы б о х о з я й с т в е н н о г о с о в е т а . Н А Р Ы Б О П Р О М Ы С Л О В О М С О В Е Т Е Сроки прозеваешь • улов потеряешь . На жесткость постановлений и дей­ ствий рыбохозяйственного совета влия­ ют правительственные телеграммы, которые требуют от комитета по рыбо­ ловству конкретных мер и гарантий по реализации квот. Недоосвоение более 1000 т тресковой квоты предприятиями прибрежного лова заставляет сегодня бить тревогу. Впереди - только месяц промысла. Не дожидаясь сентября, в прошед­ шую среду совет принял решение об изъятии квоты у предприятий и частных предпринимателей, не приступивших к вылову рыбы. Таких из 54 пользователей 28. Пока планируется перераспределить 88 т трески между отработавшими выде­ ленную квоту предприятиями. Анализи­ руя ситуацию на прибрежном промысле, председательствующий заместитель гу­ бернатора Ю. Н. Мясников сказал: «Из года в год мы здесь не осваиваем квоту, и вокруг прибрежного промысла стал складываться определенный криминал. Заключаются договора между фирмами по перераспределению квот, но не осва­ иваются, рыбные фирмы «помогают» во­ инским частям по поставкам трески в счет выделенной квоты, оставляя им всего 10-15 % от ее объема. Такого до­ пускать нельзя. Контролировать и наво­ дить порядок будем жесткими мерами». Председатель рабочей группы Се­ верного научно-промыслового совета В. П. Торохов проанализировал ситуа­ цию на промысле пикши. Необходимо мобилизовать все усилия региона, до 1 октября работать в счет общей квоты. Госкомрыболовство требует гарантиро­ ванного подтверждения успешного про­ мысла, в случае недоосвоения части квоты грозится отдать ее в следующем году Западному региону. Уже сегодня реальная оценка про­ мысловых мощностей на вылове сельди заставляет работать совместно Мур­ манск и Карелию. Архангелогородцы вновь вне союза. Предложение Госком- рыболовства подключить флот Запад­ ного бассейна на облов сельди в Норвежском море не нашло поддержки. Пока будем ловить ее собственными си­ лами. Ольга М А К А РО В А . Как возвратиться пароходам? Экономическая целесообразность захода судов в порт Мурманск очевидна всем. Это загруженность су­ доремонтных предприятий и портовой инфраструкту­ ры, создание новых рабочих мест и т. д. Тем не менее смена экипажей, междурейсовый и аварийный ремон­ ты в основном проходят за границей. Все это иногда бывает оправдано, если суда находятся на промысле в отдаленных районах. Но когда с капитанского мос­ тика видны родные берега, а судно разворачивается и уходит в Норвегию... Понимаешь, что есть на то очень веские причины. Истоки проблемы надо искать в пер­ вую очередь в сиюминутной экономической выгоде от­ дельных фирм и ведомств без учета выигрыша государства в целом, в отсутствии положительной эко­ номической динамики внутреннего рынка и пр. Среди ряда причин, складывающихся неблагоприятно на рынке услуг по обработке судов, является и таможен­ ное оформление ремонта, произведенного за границей. ...Прихода судна «Леонид Иванов» в порт Мурманск ждали. Короткие стоянки в иниортах максимально были заполнены текущим судоре­ монтом. В основном он про­ водился силами экипажа, но пришлось прибегнуть и к ус­ лугам иностранных фирм. Предъявленный норвежцами но окончанию ремонта счет включал не только ЗИП , стоимость работ, но и сто­ имость услуг, которыми пользовалось судно во время ремонта: стоянку у причала, подключение к системе энер­ госнабжения, бункерование, связь, уборку мусора. Счет стал одним из исходных до­ кументов для декларирова­ ния. К нему прилагались справки о транспортных рас­ ходах судна при перемеще­ нии с места промысла до места ремонта и обратно. Таможенные платежи выли­ лись в довольно крупную сумму только по этим двум документам: больше одного миллиона рублей пришлось заплатить Мурманрыбпрому как ввозную таможенную по­ шлину и НДС. По мнению начальника Кандалакшской таможни полковника таможенной службы А. Н. Ногтева, дей­ ствующие нормативные акты, регламентирующие порядок таможенного офор ­ мления товаров и транспор­ тных средств, в том числе морских судов, в соответ­ ствии с режимом переработ­ ки вне таможенной территории устанавливают одинаковый подход к этой процедуре и не учитывают их статусной разницы. Ведь как таковое, морское транс­ портное средство, добываю щее или предназначенное для перевозок, не является предметом торга (за исклю­ чением случаев купли- продажи) и, следовательно, объектом, реально влияю­ щим на конкурентоспо ­ собность национальных товаров. Специфичность их декла­ рирования в режиме перера^ ботки вне таможенной территории заключается в том, что фактически иденти­ фицируется товар, а импор­ тируется услуга. В реальной сфере торговли'между услу­ гами подобного рода конку­ ренции нет, так как ремонт и обслуживание судов являют­ ся мерой вынужденной, не­ обходимой транспортному средству для его нормальной и безопасной эксплуатации. Основная цель режимов пе­ реработки - стимуляция эко­ номического роста и развития - здесь совсем не преследуется, поэтому отпа­ дает необходимость ф о р ­ мального декларирования услуги иод видом товаров, я вля ющи хся неотъ емл емоіі частью судов. Однако на практике этого не происходит. Законодательное «крюч­ котворство» начинается в разъяснительном письме ГГК РФ от 13 ноября 1997 года, согласно которому к опера­ циям по ремонту отнесены практически все операции по ремонту любого оборудова­ ния. Сразу же возникает вопрос: а какие операции но ремонту относятся к техни­ ческому обслуживанию суд­ на? Нельзя сказать, что Госу­ дарственный таможенный комитет РФ не предприни­ мал усилий для облегчения таможенного оформления ТАМОЖНЯ российских судов, которые ремонтировались за грани­ цей. Планировались мероп­ риятия, проводились совещания, но они так и не вылились в конкретные ре ­ шения. Одним из первых шагов вновь назначенного предсе­ дателя ГТК РФ генерал-пол­ ковника таможенной службы М. В. Ванина стало издание распоряжения от *>22 июля 1999 года № 01 -14 /880 «О таможенном оформлении то­ варов, перемещаемых через таможенную границу РФ, необходимых для нормаль­ ной эксплуатации транспорт­ ных средств». Этот документ относится к декларирова­ нию предметов материально- технического снабжения и снаряжения, топлива, продо­ вольствия и т.д., находящих­ ся на борту и необходимых для нормальной эксплуата­ ции судна во время рейса и стоянок, в случае их выгруз­ ки на сухопутную террито­ рию РФ. Таким образом, данный вопрос частично приведен в соответствие с «Конвенцией по облегчению международ­ ного морского судоходства» 1965 года. Приходится наде­ яться, что следующее реше­ ние будет связано с таможенным оформлением российских судов, которые ремонтируются за границей с привлечением иностранных фирм. Одним из выходов в дан­ ной ситуации может быть по­ мещение судов иод таможенный режим свобод­ ного склада. Северная торго во-иромышленная палата совместно с Кольским науч­ ным центром, администраци­ ей Мурманской области и бизнес центром «Интерзеле- ноград» разработала свой проект таможенного режима свободного склада, который планируется открыть на юж­ ных причалах Мурманского морского рыбного порта. Проект прошел предвари­ тельное изучение и получил одобрение в ГТК РФ . Пре­ творение самой идеи теперь зависит только от объединен­ ных усилий администрации Мурманской области, морс­ кого рыбного порта, АО «Протеин», Кольского науч­ ного центра и других заинте­ ресованных организаций. Александр КОВАЛЕВ, ведущий специалист Северной торгово- промышленной палаты. о «р а з д е л е н н о м в е н и к е » председатель Союза рыбопро­ мышленников Севера Николай ТРОПИН. - За последнее время шесть раз менялась структура создан­ ного Государственного комите­ та ио рыболовству. В таких условиях говорить о каком-то управлении из Москвы рыбо­ промышленным комплексом в регионах можно только с опре­ деленной долей условности. С одной стороны, налицо стрем­ ление федеральных властей усилить государственное регу- ~ лирование в рыбной отрасли России, с другой — углубляю­ щийся разрыв между региона­ ми и центром. Предоставив право предприятиям рыбной от­ расли самостоятельно выживать в условиях рыночной экономи­ ки, Госкомрыболовство тем са­ мым сняло с себя ответственность за положение дел в регионах. Созданные в ходе структурных преобразова­ ний рыбохозяйственные советы на местах в силу своего стату­ са, малочисленности, отсут­ ствия опыта работы не смогли взять на себя координирующую роль, сосредоточили свою дея ­ тельность только на решении текущих вопросов. А вопросы перспективного развития наше­ го Северного бассейна, страте­ гии и тактики совместного рационального использования водных биоресурсов, обновле­ ния промыслового флота, со­ вершенствования таможенного и налогового законодательства, решения инвестиционных про­ блем остались вне поля их зре­ ния. Все это привело к разобщен­ ности рыбодобывающих пред­ приятий Северного бассеііна, отсутствию единого понимания организации добычи рыбы в традиционных районах про­ мысла, субъективизму в распре­ делении квот, нерациональному использованию имеющейся сы­ рьевой базы. А при таком рас­ кладе последствия для рыбаков могут быть весьма печальны. - Но квоты по региону не осваиваются в полной мере. - Действительно, если про­ анализировать освоение квот вылова рыбодобывающими предприятиями Северного бас­ сейна за последние несколько лег, то окажется, что квоты осваивались всего лишь на 70 - 75 %. Причин тут несколько: и недостаточно хорошая обста­ новка на промысле отдельных видов рыб, и неоиравданность научных прогнозов, и неудач­ ная расстановка судов ио райо­ нам промысла и в частности плохая подготовка к промыслу некоторых экинажеи судов. И все же недоосвоение квот во многом создается искусст­ венно. Из-за отсутствия единых принципов распределения квот между регионами и пользовате­ лями Северного бассейна квоты распределяются без фактичес­ кого наличия технически ис­ правного промыслового флота. В результате у одних густо, а у других пусто. Действенного механизма перераспределения квот просто нет. Предложения о работе в счет общих квот на том илі^ином объекте, с кото­ рыми неоднократно выступал Союз рыбопромышленников Севера, принимаются слишком поздно или не принимаются (Окончание на стр. 4-5) 27 августа - 2 сентября 1999 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz