Рыбный Мурман. 1999 г. Август.
В Ы П У С К № 4 6 морс матросом, штурманом, старшим помощником капи тана. Много лет возглавлял рыболовецкий колхоз «Удар ник» в Кольском районе. Затем приобрел траулеры «Створ» и «Петр Дурнов», установил на них консерв ные линии, купил квоты и начал ве сти промысел самостоятельно. Добытая рыба поступает в основном в зарубежные страны - Данию, Норве гию, Финляндию. Член правления Союза рыбопромышленников Севера. Занимается благотворительной дея тельностью, оказывает финансовую помощь Мурманскому драмтеатру, редакциям газет, писателям и журна листам в издании их книг. ПОЛЗУЧИЙ (Thymus serpylium), pa устарник, образует дерновики. Стволы тон- т и м ь я н стение, полукустарник, кие, распростертые, с прямостоячими ветвями до 2,5 см высотой. Продолговато-эллиптические листья. Соцветие с сильным приятным запахом. Растет на сухих скалах и песках. Цветет в августе. В Мурманскоіі области распро странен в районе Кандалакши и Алакуртти. Представлен на территории Кандалакшского заповедника. Подлежит частичной охране. ТИМЬЯН СУБАРКТИЧЕСКИЙ (Thymus subarcticus Klok), полукустарник, морфологически сходный с тимьяном ползучим. Отличия: более широкие листья, рыхловатые соцветия, колокольчатая чашечка, фиолетовый или темно-фиолетовый венчик. Цветет с кон ца июня до середины августа. Растет по песчаным, галеч ным и скалистым берегам водоемов, реже - в лесах, внизу горных тундр. В Мурманской области распространен на юге, побережье Белого моря, на востоке встречается в лесотундре и тундре. Подлежит частичной охране. Лит. Редкие и нуждающиеся в охране растения и жи вотные Мурманской области. Мурманск, 1979. ТИПАНОВКА, населенный пункт на Мурманском берегу, в устье одноименной реки, впадающей в Кильдин- ский пролив. Существовал в 30-50-х гг. Вариант назва ния: Типоновка. ТИПОГРАФИЯ ГАЗЕТЫ «ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА». Создана для выпуска областноіі газеты 31.10.1920, хотя газета стала выходить 21.02.1920. Сегод ня это издательский центр «Север», где печатается 18 периодических изданий, в том числе центральные «Рос сийская газета», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», которые принимаются по каналам спутниковой связи. Одновременно издаются книги. «ТИРВАС» (саамск. - отдых), санаторий-профилак торий комбината «Апатит» на Малом Вудъявре. Прини мает одновременно до 300 пациентов. «ТИРПИЦ», один из самых мощных немецких крей серов. Построен в 1941 на верфях в Вильгельмсхагсне. Водоизмещение 52 600 т, скорость до 30 уз. (55,5 к м / час). Вооружение: 52 орудия калибром от 37 до 381 мм, двенадцать 20-мм автоматов, два трехтрубных торпедных аппарата, четыре гидросамолета. Экипаж 1600 человек. В 1942-1944 находился в Норвежском и Баренцевом морях. 4.07.1942 в составе немецкой эскадры вышел на перехват конвоя союзников СССР PQ-17. Командир подводной лодки Северного флота К-21 капитан 2 ранга Н.А. Лунин на следующий день севернее мыса Нордкап обнаружил его и выпустил по нему 4 торпеды. Считалось, что «Тир- пиц» был поврежден. Однако, как оказалось впослед ствии, ни одна из тех торпед не попала в цель. В ночь на 11.02.1944 в норвежском порту Альтенфьордс но нему нанесли удар самолеты 36 английской авиадивизии и повредили. 12.11.1944 английская авиация потопила его в одном из норвежских фьордов в районе Тромсе. «Тир- пиц» много раз атаковали корабли и самолеты, на нем не раз гремели взрывы, возникали пожары. «На «Тирпиц» пал гнев божий», - писали немецкие газеты. В начале 50- х гг. корабль разрезан на металл. ТИСИНАЛИТ (Tisinalit), водный титаносиликат на трия, марганца, железа и кальция. Кристаллы до 0,5 мм. Обнаружен в пегматитовых жилах на горе Коашва в Хибинах. Назван по составу. ТИСЛЕНКО Георгий Герасимович (1.12.1902- 19.06.1972), капитан-промысловик, в 1937-1945 началь ник Мурманского тралового флота, в 1945-1949 начальник Мурманрыбы. Род. в с. Голая Пристань Го лопристанского района Херсонской области, украинец. Окончил Херсонское мореходное училище (1925). В 1917-1929 ходил на Черном морс матросом, капитаном парусных судов. С 1930 в Мурманском траловом флоте: штурман, с 1931 капитан на'промысловых судах, в том числе шесть лет командовал экипа жем РТ-29 «Киров», 8 лет добивав шимся высоких уловов. Под его руководством освоен отечественный трал с кабелями, применен стопор- блок для ваеров', организована бес прерывная работа двух вахт на уборке рыбы. В Великую Отечествен ную командовал Мурманской базой военизированного тралового флота. С декабря 1949 начальник Мурманско го морского рыбного порта. На пен сии с 1964. Умер и пох. в Киеве. Ы а ТИТАН, населенный пункт и железнодорожная стан ция в 7 км к югу от г. Кировска. Возникли в 1931. ТИТАН ВТОРОЙ, населенный пункт близ Титана. Возник в 1958. Объединен с ним 12.01.1967. ТИТАН НОВЫЙ, населенный пункт в 9 км к югу от г. Кировска. Возник в 1953. Исключен из учетных дан ных 12.01.1977. ТИТАНОЛОВЕНИТ (Titanolovenit), минерал бу ровато-красного цвета в виде кссноморфных зерен до 0,5 мм. Найден в 1936 Е.И. Кутуковой в сиенитовых Жилах Ловозсрского массива. Назван по составу как близкий к поверхности (то есть в ловенитах цирконий преобладает над титаном; в титаноловенитах титан в сумме с ниоби ем преобладает над цирконием). ТИТАНОМАГНЕТИТ (Titanomagnetit), мине рал, разновидность магнетита с повышенным содержани ем титана и примесью ванадия. Главный минерал ильмсниттитаномагнститовых рѵд месторождения Грсмя- ха-Вырмес. Встречается в апатито-нсфелиновых рудах Хибинских месторождений. В настоящее время практи ческого значения не имеет из-за низкого содержания оксида титана (от 8-10% - Грсмяха-Вырмсс, до 16-18°о - Хибины).) ТИТОВ Алексей Иванович, известный карельс кий поэт. Род в 1913. В годы Великой Отечественной вой ны корреспондент газеты 14 армии Карельского фронта «Часовой Севера». Неоднократно бывал в Заполярье и писал о нем стихи, очерки, рассказы. ТИТОВ Николай Иванович (1892-?), в 1923 1924 секретарь Мурманского губкома партии. Род. в Псковской губернии, русский. С 12 лет жил в Петербурге. В 1913 призван служить на Балтийский флот. После Ок тябрьской революции был политработником на флоте. С февраля 1923 в Мурманске. Делегат XII и XIII съездов ВКП(б) (1923-1924) и XIII Всесоюзной партконференции (1924) от Мурманской партийной организации. В авгус те 1924 отозван в распоряжение Севзапбюро ЦК ВКП(б). Дальнейшая судьба неизвестна. ТИТОВА Светлана, поэтесса. Род. 4.09.1977 в Кандалакше. Первая книжка, повесть «Снилось солнце», издана в Мурманске в 1993. Лауреат 1994 литературной премии администрации Мурманскоіі области имени Баева - Подстаницкого. ТИТОВКА, губа по материковому берегу западной части Мотовского залива. Вариант названия: Титовская. До последней четверти XIX в. именовалась Кптовка: но названию морских млекопитающих, часто посещавших воды залива. Переиначили колонисты из Поморья. ТИТОВКА, река, вытекает из оз. Чсптъявр, впадает в губу Титовская Мотовского залива. Длина 83 км. Вари анты названия: Китовка, Китовская, Валесьйок (саамск. валесь - кит, йок - река). Титовкой река стала именовать ся с конца XIX в. В некоторых документах за верхнее течение реки принимается се левый приток Валасйоки. ТИТОВКА, село на западном берегу р. Западная Лица. Постоянное поселение основали три семьи колони стов из Псченги в 1897. По переписи 1926 проживали 105 человек, в 1938 - 57. В 1941 гитлеровцы форсировали реку* но дальше продвинуться не смогли. В настоящее время небольшой поселок дорожников и связистов, об служивающих дорогу Мурманск - Никель. ТИТОВКА, железнодорожная станция на линии Кил- пъявр - Западная Лица. ТИТОВКА НОВАЯ, село, образовано в 1934 в рай оне р. Западная Лица, в 112 км от г. Колы, как колхоз ный поселок. В 1938 проживали 118 человек. Перестало существовать в 1941 в связи с боевыми действиями на этом направлении. Вариант названия: Новая Титовка. ТИТОВКА-ОСТРОВ, населенный пункт на остро ве при входе в губу Титовка. Постоянное поселение осно вал Павел Васильевич Хипагин с сыном Иваном в 1883. Наряду с русскими рыбаками сюда сходились на летний лов саамы Мотовского погоста. По переписи 1926 прожи вали 25 человек, к 1938 - 116. Исключен из учетных дан ных в конце 50-х гг. Вариант названия: Титовский Остров. ТИТОВКА СТАРАЯ, село на берегу губы Мото вского залива, возникло в 1932. Называлось также Запор ная Станция, Контрольная Будка, Титовка. В 1941 здесь велись боевые действия. Исключено из учетных данных 14.07.1971. ТИХОНЕНКО Дмитрий Максимович, Герой Социалистического Труда (9.06.1961), забойщик комби ната «Псченганикель». Род. в 1923 в Донбассе, украинец. Участник Великой Отечественной войны. После воііны работал на шахтах Донбасса. С 1951 на Кольском полу острове. Лит. Кушак /О. На солнечных горизонтах. М у р манск, 1961. ТИХОНОВ Николай Семенович (1896-1979), писатель, общественный деятель. Долгое время (с 1949) возглавлял Советский комитет защиты мира. Избирался депутатом Верховного Совета СССР от территориально го национального округа, в состав которого входила и Мурманская область. ТИШКОВ Георгий Васильевич, с 1992 генераль ный директор, затем президент акционерного общества «Севрыба», депутат 2-й Мурманской областной Думы (избран 7.12.1997). Заслуженный работник рыбного хо зяйства РСФСР, почетный работник рыбного хозяйства России. Род. 5.03.1940 в г. Инза Ульяновскоіі области, - 26 августа 1999 года русский. Окончил Мурманские сред нее (1959) и высшее (1975) мореход ные училища, Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР (1987). Ходил в море матросом, судоводителем, с 1970 капитаном-ди- ректором крупнотоннажных судов. Был капитаиом-флагманом, начальни ком промыслового района, зам. на чальника и начальником Мурманского тралфлота. Один из инициаторов со здания (1992) Союза рыбопромышлен ников Севера, которыіі объединяет около 150 малых и средних предприя тий. ТКАЧЕВ Виктор Алексеевич (29.08.1914 10.05.1975), первый помощник капитана на судах Мур манского морского пароходства, почетный полярник, почетный радист СССР. Родился в Семипалатинске. Окончил техникум связи (1933). Работал радиотехником на предприятиях связи в Новосибирске. С 1938 радист на полярных станциях в Игарке, в бухте Омулевая, Раучуа на Чукотке, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. С 1944 начальник радиостанции на судах Мур манского морского пароходства. С 1950 первый помощ ник капитана. Участник 12 рейсов в Антарктиду на дизель-электроходе «Обь», вынужденного дрейфа у ше стого континента дизель-электрохода «Обь» с 23.04 по 26.07.1973. Умер и пох. в Мурманске. Могила затеря лась. Именем назван теплоход. Лит. Ткачев В. А. 750 тысяч миль за кормой. М у р манск, 1978. ТОВАНД, железнодорожная станция на 50 км желез ной дороги Ручьи-Карельские - Алакуртти. Образована в конце 40-х гг. Исключена из учетных данных 14.07.1971. Вариант названия: Таванд. ТОВАРИЩЕСТВО АРХАНГЕЛЬСКО-МУР МАНСКОГО СРОЧНОГО ПАРОХОДСТВА, ак ционерное общество, созданное московским капиталистом Ф.В. Чижовым в 1875 (акционерами стали также капи тан 2 ранга граф К.Ф. Литке, коммерции советник Т.С. Морозов, инженер-лейтенант барон А.И. Дельвиг и еще 27 юридических лиц). Его предшественником была акци онерная компания Товарищество Беломорско-Мурманско- го срочного пароходства, организованная 16.05.1870 тридцать одним промышленником и торговцем во главе с кольским купцом М.А. Базарным. Но через четыре года она распалась. Ф.Чижов уже в 1883 стал выдавать пай щикам дивиденды. Старые пароходы новая компания заменила новыми, увеличилось число пунктов захода судов. Для Мурманскоіі линии выделили «Архангельск» водоизмещением 540 т, мощность машины 120 л.с., «Оне га» (80 л.с .) и двухколесный пароход «Кемь». В 1881 акционеры приобрели пароходы «Федор Чижов» и «Ве ликий князь Владимир». Были устроены маяки. В наи более опасных местах построили избы для приюта в случае бедствия. 'Пароходство базировалось в Архангельске и действо вало лишь полгода. Остальное время суда зимовали во льдах Северной Двины. Затем расписание плаваний вдоль Мурманского побережья пересмотрели. Они начи нались в' марте от Варде до Семи Островов; пароход зи мовал в Екатерининской гавани или Колс. С открытием Александровска построили собственный причал. Для Мурманской линии купили еще один пароход - «Ломоно сов». Это было двухвинтовое судно с двойным дном и пятыо водонепроницаемыми переборками. Две машины мощностью по 90 л.с. обеспечивали судну скорость в 10,5 уз. Пароход принимал 500-600 пассажиров и 960 т груза. Были открыты Варангерская линия - от Кий-острова до Варде; Онежская - между Архангельском, Онегой и Ксмыо; позднее Новоземсльская - от Архангельска до Новой Земли. Пароходство завоевало репутацию солидного предпри ятия. Регулярные сообщения Архангельска со всеми по селениями Бсломорья, Мурмана, с Печорским берегом и Новоіі Землей поддерживали к началу первой мировой войны только пароходы Товарищества. Пароходство сыг рало значительную роль в заселении Мурмана, в эконо мическом развитии края, его промыслов, в становлении морского коммерческого судоходства на Севере. Суда пароходства доставляли материалы и оборудование для строительства маяков и телеграфных станций на побере жье Баренцева и Белого морей, затем Мурманской желез ной дороги и Мурманского порта, экспортировали лес, рыбу, доставляли импортные грузы из портов Западной Европы. В годы первой мировой, гражданской войн, ин тервенции флот работал без существенного ремонта. Часть судов вышла из строя, другие были угнаны за гра ницу. В 1939 при создании Мурманского морского пароход ства в его состав были переданы из Архангельска грузо пассажирские суда «Сосновец» и «Субботник», принадлежавшие прежде Товариществу. Лит. Чесноков И. Архангельско-Мурманское срочное пароходство. - «Морской флот», 1977, N° 4. Чесноков И. Порт приписки - Мурманск. Мурманск, 1989. ТОВАРИЩЕСТВО БЕЛОМОРСКО-МУРМАН СКОГО СРОЧНОГО ПАРОХОДСТВА, организо вано 16.05.1870 рыбопромышленниками и торговцами во главе с кольским купцом М.А.Базарным. Для пароход ства были построены в Англии пароходы «Великий князь Алексей» и «Качалов». Первый с 1871 обслуживал ли нию Архангельск - Варде с заходами на Кольском побе режье в восемь пунктов: Кола, Семь Островов, Шсльпино, Гаврилово, Териберка, Еретики (Порт-Влади мир), Корабельная бухта, Вайда-Губа. «Качалов» выпол нял рейсы по Белому морю от Архангельска до Кузомсни с остановками в Соловецком монастыре, Онеге, Суме, Сороке, Кеми, Ковде, Кандалакше. В 1873 «Великий князь Алексей» затонул в Баренцевом море, «Качалов» потерпел три аварии и был продан в Норвегию в следу ющем году. Т И М - т о в •I* .к-ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz