Рыбный Мурман. 1999 г. Август.

В Ы П У С К № 4 6 морс матросом, штурманом, старшим помощником капи­ тана. Много лет возглавлял рыболовецкий колхоз «Удар­ ник» в Кольском районе. Затем приобрел траулеры «Створ» и «Петр Дурнов», установил на них консерв­ ные линии, купил квоты и начал ве­ сти промысел самостоятельно. Добытая рыба поступает в основном в зарубежные страны - Данию, Норве­ гию, Финляндию. Член правления Союза рыбопромышленников Севера. Занимается благотворительной дея­ тельностью, оказывает финансовую помощь Мурманскому драмтеатру, редакциям газет, писателям и журна­ листам в издании их книг. ПОЛЗУЧИЙ (Thymus serpylium), pa устарник, образует дерновики. Стволы тон- т и м ь я н стение, полукустарник, кие, распростертые, с прямостоячими ветвями до 2,5 см высотой. Продолговато-эллиптические листья. Соцветие с сильным приятным запахом. Растет на сухих скалах и песках. Цветет в августе. В Мурманскоіі области распро­ странен в районе Кандалакши и Алакуртти. Представлен на территории Кандалакшского заповедника. Подлежит частичной охране. ТИМЬЯН СУБАРКТИЧЕСКИЙ (Thymus subarcticus Klok), полукустарник, морфологически сходный с тимьяном ползучим. Отличия: более широкие листья, рыхловатые соцветия, колокольчатая чашечка, фиолетовый или темно-фиолетовый венчик. Цветет с кон­ ца июня до середины августа. Растет по песчаным, галеч­ ным и скалистым берегам водоемов, реже - в лесах, внизу горных тундр. В Мурманской области распространен на юге, побережье Белого моря, на востоке встречается в лесотундре и тундре. Подлежит частичной охране. Лит. Редкие и нуждающиеся в охране растения и жи­ вотные Мурманской области. Мурманск, 1979. ТИПАНОВКА, населенный пункт на Мурманском берегу, в устье одноименной реки, впадающей в Кильдин- ский пролив. Существовал в 30-50-х гг. Вариант назва­ ния: Типоновка. ТИПОГРАФИЯ ГАЗЕТЫ «ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА». Создана для выпуска областноіі газеты 31.10.1920, хотя газета стала выходить 21.02.1920. Сегод­ ня это издательский центр «Север», где печатается 18 периодических изданий, в том числе центральные «Рос­ сийская газета», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», которые принимаются по каналам спутниковой связи. Одновременно издаются книги. «ТИРВАС» (саамск. - отдых), санаторий-профилак­ торий комбината «Апатит» на Малом Вудъявре. Прини­ мает одновременно до 300 пациентов. «ТИРПИЦ», один из самых мощных немецких крей­ серов. Построен в 1941 на верфях в Вильгельмсхагсне. Водоизмещение 52 600 т, скорость до 30 уз. (55,5 к м / час). Вооружение: 52 орудия калибром от 37 до 381 мм, двенадцать 20-мм автоматов, два трехтрубных торпедных аппарата, четыре гидросамолета. Экипаж 1600 человек. В 1942-1944 находился в Норвежском и Баренцевом морях. 4.07.1942 в составе немецкой эскадры вышел на перехват конвоя союзников СССР PQ-17. Командир подводной лодки Северного флота К-21 капитан 2 ранга Н.А. Лунин на следующий день севернее мыса Нордкап обнаружил его и выпустил по нему 4 торпеды. Считалось, что «Тир- пиц» был поврежден. Однако, как оказалось впослед­ ствии, ни одна из тех торпед не попала в цель. В ночь на 11.02.1944 в норвежском порту Альтенфьордс но нему нанесли удар самолеты 36 английской авиадивизии и повредили. 12.11.1944 английская авиация потопила его в одном из норвежских фьордов в районе Тромсе. «Тир- пиц» много раз атаковали корабли и самолеты, на нем не раз гремели взрывы, возникали пожары. «На «Тирпиц» пал гнев божий», - писали немецкие газеты. В начале 50- х гг. корабль разрезан на металл. ТИСИНАЛИТ (Tisinalit), водный титаносиликат на­ трия, марганца, железа и кальция. Кристаллы до 0,5 мм. Обнаружен в пегматитовых жилах на горе Коашва в Хибинах. Назван по составу. ТИСЛЕНКО Георгий Герасимович (1.12.1902- 19.06.1972), капитан-промысловик, в 1937-1945 началь­ ник Мурманского тралового флота, в 1945-1949 начальник Мурманрыбы. Род. в с. Голая Пристань Го­ лопристанского района Херсонской области, украинец. Окончил Херсонское мореходное училище (1925). В 1917-1929 ходил на Черном морс матросом, капитаном парусных судов. С 1930 в Мурманском траловом флоте: штурман, с 1931 капитан на'промысловых судах, в том числе шесть лет командовал экипа­ жем РТ-29 «Киров», 8 лет добивав­ шимся высоких уловов. Под его руководством освоен отечественный трал с кабелями, применен стопор- блок для ваеров', организована бес­ прерывная работа двух вахт на уборке рыбы. В Великую Отечествен­ ную командовал Мурманской базой военизированного тралового флота. С декабря 1949 начальник Мурманско­ го морского рыбного порта. На пен­ сии с 1964. Умер и пох. в Киеве. Ы а ТИТАН, населенный пункт и железнодорожная стан­ ция в 7 км к югу от г. Кировска. Возникли в 1931. ТИТАН ВТОРОЙ, населенный пункт близ Титана. Возник в 1958. Объединен с ним 12.01.1967. ТИТАН НОВЫЙ, населенный пункт в 9 км к югу от г. Кировска. Возник в 1953. Исключен из учетных дан­ ных 12.01.1977. ТИТАНОЛОВЕНИТ (Titanolovenit), минерал бу­ ровато-красного цвета в виде кссноморфных зерен до 0,5 мм. Найден в 1936 Е.И. Кутуковой в сиенитовых Жилах Ловозсрского массива. Назван по составу как близкий к поверхности (то есть в ловенитах цирконий преобладает над титаном; в титаноловенитах титан в сумме с ниоби­ ем преобладает над цирконием). ТИТАНОМАГНЕТИТ (Titanomagnetit), мине­ рал, разновидность магнетита с повышенным содержани­ ем титана и примесью ванадия. Главный минерал ильмсниттитаномагнститовых рѵд месторождения Грсмя- ха-Вырмес. Встречается в апатито-нсфелиновых рудах Хибинских месторождений. В настоящее время практи­ ческого значения не имеет из-за низкого содержания оксида титана (от 8-10% - Грсмяха-Вырмсс, до 16-18°о - Хибины).) ТИТОВ Алексей Иванович, известный карельс­ кий поэт. Род в 1913. В годы Великой Отечественной вой­ ны корреспондент газеты 14 армии Карельского фронта «Часовой Севера». Неоднократно бывал в Заполярье и писал о нем стихи, очерки, рассказы. ТИТОВ Николай Иванович (1892-?), в 1923 1924 секретарь Мурманского губкома партии. Род. в Псковской губернии, русский. С 12 лет жил в Петербурге. В 1913 призван служить на Балтийский флот. После Ок­ тябрьской революции был политработником на флоте. С февраля 1923 в Мурманске. Делегат XII и XIII съездов ВКП(б) (1923-1924) и XIII Всесоюзной партконференции (1924) от Мурманской партийной организации. В авгус­ те 1924 отозван в распоряжение Севзапбюро ЦК ВКП(б). Дальнейшая судьба неизвестна. ТИТОВА Светлана, поэтесса. Род. 4.09.1977 в Кандалакше. Первая книжка, повесть «Снилось солнце», издана в Мурманске в 1993. Лауреат 1994 литературной премии администрации Мурманскоіі области имени Баева - Подстаницкого. ТИТОВКА, губа по материковому берегу западной части Мотовского залива. Вариант названия: Титовская. До последней четверти XIX в. именовалась Кптовка: но названию морских млекопитающих, часто посещавших воды залива. Переиначили колонисты из Поморья. ТИТОВКА, река, вытекает из оз. Чсптъявр, впадает в губу Титовская Мотовского залива. Длина 83 км. Вари­ анты названия: Китовка, Китовская, Валесьйок (саамск. валесь - кит, йок - река). Титовкой река стала именовать­ ся с конца XIX в. В некоторых документах за верхнее течение реки принимается се левый приток Валасйоки. ТИТОВКА, село на западном берегу р. Западная Лица. Постоянное поселение основали три семьи колони­ стов из Псченги в 1897. По переписи 1926 проживали 105 человек, в 1938 - 57. В 1941 гитлеровцы форсировали реку* но дальше продвинуться не смогли. В настоящее время небольшой поселок дорожников и связистов, об­ служивающих дорогу Мурманск - Никель. ТИТОВКА, железнодорожная станция на линии Кил- пъявр - Западная Лица. ТИТОВКА НОВАЯ, село, образовано в 1934 в рай­ оне р. Западная Лица, в 112 км от г. Колы, как колхоз­ ный поселок. В 1938 проживали 118 человек. Перестало существовать в 1941 в связи с боевыми действиями на этом направлении. Вариант названия: Новая Титовка. ТИТОВКА-ОСТРОВ, населенный пункт на остро­ ве при входе в губу Титовка. Постоянное поселение осно­ вал Павел Васильевич Хипагин с сыном Иваном в 1883. Наряду с русскими рыбаками сюда сходились на летний лов саамы Мотовского погоста. По переписи 1926 прожи­ вали 25 человек, к 1938 - 116. Исключен из учетных дан­ ных в конце 50-х гг. Вариант названия: Титовский Остров. ТИТОВКА СТАРАЯ, село на берегу губы Мото­ вского залива, возникло в 1932. Называлось также Запор­ ная Станция, Контрольная Будка, Титовка. В 1941 здесь велись боевые действия. Исключено из учетных данных 14.07.1971. ТИХОНЕНКО Дмитрий Максимович, Герой Социалистического Труда (9.06.1961), забойщик комби­ ната «Псченганикель». Род. в 1923 в Донбассе, украинец. Участник Великой Отечественной войны. После воііны работал на шахтах Донбасса. С 1951 на Кольском полу­ острове. Лит. Кушак /О. На солнечных горизонтах. М у р ­ манск, 1961. ТИХОНОВ Николай Семенович (1896-1979), писатель, общественный деятель. Долгое время (с 1949) возглавлял Советский комитет защиты мира. Избирался депутатом Верховного Совета СССР от территориально­ го национального округа, в состав которого входила и Мурманская область. ТИШКОВ Георгий Васильевич, с 1992 генераль­ ный директор, затем президент акционерного общества «Севрыба», депутат 2-й Мурманской областной Думы (избран 7.12.1997). Заслуженный работник рыбного хо­ зяйства РСФСР, почетный работник рыбного хозяйства России. Род. 5.03.1940 в г. Инза Ульяновскоіі области, - 26 августа 1999 года русский. Окончил Мурманские сред­ нее (1959) и высшее (1975) мореход­ ные училища, Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР (1987). Ходил в море матросом, судоводителем, с 1970 капитаном-ди- ректором крупнотоннажных судов. Был капитаиом-флагманом, начальни­ ком промыслового района, зам. на­ чальника и начальником Мурманского тралфлота. Один из инициаторов со­ здания (1992) Союза рыбопромышлен­ ников Севера, которыіі объединяет около 150 малых и средних предприя­ тий. ТКАЧЕВ Виктор Алексеевич (29.08.1914 10.05.1975), первый помощник капитана на судах Мур­ манского морского пароходства, почетный полярник, почетный радист СССР. Родился в Семипалатинске. Окончил техникум связи (1933). Работал радиотехником на предприятиях связи в Новосибирске. С 1938 радист на полярных станциях в Игарке, в бухте Омулевая, Раучуа на Чукотке, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. С 1944 начальник радиостанции на судах Мур­ манского морского пароходства. С 1950 первый помощ­ ник капитана. Участник 12 рейсов в Антарктиду на дизель-электроходе «Обь», вынужденного дрейфа у ше­ стого континента дизель-электрохода «Обь» с 23.04 по 26.07.1973. Умер и пох. в Мурманске. Могила затеря­ лась. Именем назван теплоход. Лит. Ткачев В. А. 750 тысяч миль за кормой. М у р ­ манск, 1978. ТОВАНД, железнодорожная станция на 50 км желез­ ной дороги Ручьи-Карельские - Алакуртти. Образована в конце 40-х гг. Исключена из учетных данных 14.07.1971. Вариант названия: Таванд. ТОВАРИЩЕСТВО АРХАНГЕЛЬСКО-МУР­ МАНСКОГО СРОЧНОГО ПАРОХОДСТВА, ак ционерное общество, созданное московским капиталистом Ф.В. Чижовым в 1875 (акционерами стали также капи­ тан 2 ранга граф К.Ф. Литке, коммерции советник Т.С. Морозов, инженер-лейтенант барон А.И. Дельвиг и еще 27 юридических лиц). Его предшественником была акци­ онерная компания Товарищество Беломорско-Мурманско- го срочного пароходства, организованная 16.05.1870 тридцать одним промышленником и торговцем во главе с кольским купцом М.А. Базарным. Но через четыре года она распалась. Ф.Чижов уже в 1883 стал выдавать пай­ щикам дивиденды. Старые пароходы новая компания заменила новыми, увеличилось число пунктов захода судов. Для Мурманскоіі линии выделили «Архангельск» водоизмещением 540 т, мощность машины 120 л.с., «Оне­ га» (80 л.с .) и двухколесный пароход «Кемь». В 1881 акционеры приобрели пароходы «Федор Чижов» и «Ве­ ликий князь Владимир». Были устроены маяки. В наи­ более опасных местах построили избы для приюта в случае бедствия. 'Пароходство базировалось в Архангельске и действо­ вало лишь полгода. Остальное время суда зимовали во льдах Северной Двины. Затем расписание плаваний вдоль Мурманского побережья пересмотрели. Они начи­ нались в' марте от Варде до Семи Островов; пароход зи­ мовал в Екатерининской гавани или Колс. С открытием Александровска построили собственный причал. Для Мурманской линии купили еще один пароход - «Ломоно­ сов». Это было двухвинтовое судно с двойным дном и пятыо водонепроницаемыми переборками. Две машины мощностью по 90 л.с. обеспечивали судну скорость в 10,5 уз. Пароход принимал 500-600 пассажиров и 960 т груза. Были открыты Варангерская линия - от Кий-острова до Варде; Онежская - между Архангельском, Онегой и Ксмыо; позднее Новоземсльская - от Архангельска до Новой Земли. Пароходство завоевало репутацию солидного предпри­ ятия. Регулярные сообщения Архангельска со всеми по­ селениями Бсломорья, Мурмана, с Печорским берегом и Новоіі Землей поддерживали к началу первой мировой войны только пароходы Товарищества. Пароходство сыг­ рало значительную роль в заселении Мурмана, в эконо­ мическом развитии края, его промыслов, в становлении морского коммерческого судоходства на Севере. Суда пароходства доставляли материалы и оборудование для строительства маяков и телеграфных станций на побере­ жье Баренцева и Белого морей, затем Мурманской желез­ ной дороги и Мурманского порта, экспортировали лес, рыбу, доставляли импортные грузы из портов Западной Европы. В годы первой мировой, гражданской войн, ин­ тервенции флот работал без существенного ремонта. Часть судов вышла из строя, другие были угнаны за гра­ ницу. В 1939 при создании Мурманского морского пароход­ ства в его состав были переданы из Архангельска грузо­ пассажирские суда «Сосновец» и «Субботник», принадлежавшие прежде Товариществу. Лит. Чесноков И. Архангельско-Мурманское срочное пароходство. - «Морской флот», 1977, N° 4. Чесноков И. Порт приписки - Мурманск. Мурманск, 1989. ТОВАРИЩЕСТВО БЕЛОМОРСКО-МУРМАН­ СКОГО СРОЧНОГО ПАРОХОДСТВА, организо­ вано 16.05.1870 рыбопромышленниками и торговцами во главе с кольским купцом М.А.Базарным. Для пароход­ ства были построены в Англии пароходы «Великий князь Алексей» и «Качалов». Первый с 1871 обслуживал ли­ нию Архангельск - Варде с заходами на Кольском побе­ режье в восемь пунктов: Кола, Семь Островов, Шсльпино, Гаврилово, Териберка, Еретики (Порт-Влади­ мир), Корабельная бухта, Вайда-Губа. «Качалов» выпол­ нял рейсы по Белому морю от Архангельска до Кузомсни с остановками в Соловецком монастыре, Онеге, Суме, Сороке, Кеми, Ковде, Кандалакше. В 1873 «Великий князь Алексей» затонул в Баренцевом море, «Качалов» потерпел три аварии и был продан в Норвегию в следу­ ющем году. Т И М - т о в •I* .к-ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz