Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.
г ЭНЦИКЛОПЕДИЯ К О Ш К О П Н В ’ * т ВЫПУСК № 38 РЫБИИ ЖИР, жир, получасмыіі из свежей печени некоторых рыб (треска, палтус, акула, камбала, макру- рѵс и др .). Содержит большое количество витаминов А и D, используется в пищевых целях, а также в медицине и технике. РЫБКИН Николай Дмитриевич, первый редак тор районной газеты «Ловозерская правда». Выпускник Коммунистического института журналистики в Ленингра де. До учебы работал секретарем райкома комсомола в Оііротском раііоне на Алтае. Создавал и редактировал га зету на станции Дно в Псковской области. Первый номер «Ловозерской правды» вышел 7 ноября 1935. РЫБНАЯ МУКА, порошковая масса, приготовлен ная из различных рыб. Из 1 т сырья получают в среднем 200 кг муки. Во многих странах используется в хлебопе карной промышленности, а также в животноводстве как корм и удобрение. В звероводческих совхозах Мурманс кой области является одним из основных видов корма пушных зверей. РЫБНОЕ ФИЛЕ, мясо рыбы, разделанное и отде ленное от костей, плавников и чешуи. РЫБНЫЕ ПРОМЫСЛЫ - см. Промыслы рыбные. «РЫБНЫЙ м у рм а н », еженедельная газета работ ников рыбной отрасли Северного рыбопромышленного бассейна. Датой создания считается 14.04.1934, когда вышел первый номер газеты. До 18.03.1936 - «Тралф- лот», с августа 1936 - «За социалистическое изобилие», с июня 1939 - «Рыбный Мурман». Последний уже во время воііны номер вышел 24.06.1941. Снова газета ста ла издаваться в Мурманском траловом флоте под назва нием «За высокие уловы» в 1946, а в сельдяном флоте выходил «Рыбный Мурман». 17.06.1953 оба издания объединены в одно с названием «Рыбный Мурман». В 1955-1959 осуществлялся также морской выпуск газеты, который набирался и печатался на плавбазах «Памяти Ильича», «Памяти Ленина» непосредственно в раііонах промысла. Для этого были оборудованы походные типог рафии: установлены по 1 линотипу, печатные тигельные машины, верстальные столы. Выпускали «морское при ложение» журнали сты П. Быстроумов, И.Коробов, Б. Чер нов, наборщик-пе чатник Н. Рябиннн. С 1.01.1980 - ежене дельник. Выходил на 12, затем на 16, 24 страницах. Ре дакторы: В. К. Новокшанов, А. И. Вяткин, А. С. Шев цов, П. А. Филиппов, М. С. Целоусов, Б. Ф. Федоров, Е. В. Михайловский, Н. К. Валкин, А. А. Миронов, Н. А. Бакшсвников, С. Н. Дащинский, А. В. Вилов, с 1994 В. С. Георги. о «РЫБНЫЙ МУРМАН», сборник рассказов и очер ков мурманских моряков, изданный в 1933 в Москве с предисловием председателя Комитета Севера П. П. Сми- довича. Опубликованы произведения 26 авторов, в их числе капитанов С. Буркова, И. Демидова, Ф. Михова, радистов, кочегаров, штурманов, колхозников. В кон це книги дан словарь морских и рыбацких терминов. По могла создать книгу московская писательская бригада под руководством Р. Липец. РЫБОЛОВЕЦКИЕ КОЛХОЗЫ, объединения людей, занимающихся рыбным промыслом. На Кольском полуострове с 30-х гг. среди сссх колхозов были наибо лее многочисленными. Действовали в основном в при брежных районах Баренцева и Белого морей. К началу 90-х гг. многие имели современные рыболовные трауле ры, добивались высоких уловов. В ходе рыночных ре форм акционированы, добыча продуктов моря резко снизилась. РЫБОЛОВНЫЕ ТРАУЛЕРЫ, морские суда, предназначенные для лова рыбы тралом. Первые двенад цать траулеров английской постройки (1901-1910) пере даны мурманским рыбакам из Архангельского тралового «Прошлое Хибин удивительно, будущее, без сомнения, прекрасно!» периферии. Можно жить в Москве и на ходиться на периферии!» - Это был Человек-Созидатель, Че ловек, устремленный в завтрашний день, - вспоминает Евгения Васильевна Савшак, бывший работник горкома, зас луженный работник культуры РСФСР. При Кировско-Апатитский регион конца 60-х и в70-х годах представлял собой ог ромнейшую строительную площадку. Здесь находились три (!) Всесоюзные ударные комсомольские стройки. Рас ширялась горнодобывающая и перера батывающая база комбината «Апатит», воздвигались Кольская атомная иапати- то-бадделеитовая фабрика Ковдорского ГОКа. Кировский горком КПСС стал сво- Об освоении Хибин, о первопроходцах и строителях 30-х написаро немало очерков и рассказов. А вот о тех, кто 20-30 лет назад принял эс тафету от пионеров Хибиногорья, пожалуй, сказано немного. Возможно, надеемся на свою память - вроде это было почти вчера... Возможно, считаем, что еще успеем написать и о них. Но время неумолимо стира- ег в памяти имена и даты. А те, кто обустраивал наши города и веси, комбинаты и рудники, ГОКи и карьеры, уходят от нас навсегда. ■ . . . этом всегда за всеми планами и обязательствами видел конкретных людей. Например, считал недопусти мым отставание в строительстве объектов соцкультбыта, с особой гордостью докладывал о сданных в районеза годыдевятойпятилетки 600 тыс. кв. мжилья (по нынешним време нам - это фантастика! - B.C.), которые улучшатжилищные условия почти 25 тысяч семей. Один из «секретов» Гильманова - его постоянное самообразование. Он никогда нерасставался со словарями и справочниками. Будь то по горному делу игеологии или по экономике ифи лософии, - продолжает Евгения Василь евна. - Его настольной книгой была авторитетная среди филологов «Практическая стилистика русского языка» Д. Розенталя, хотя отлично владелрусским языком. ГарифГирфа- новичлюбил классику, русскую и зару бежную, знал наизусть многое из Пушкина иМаяковского. Немымукором многим партработникам были его многочисленныередакционные правки разного рода документов. В конце 1979 года Гильманова напра вили на работу в Москву, в Минатомэ- нергию, где довольно долго он возглавлял кадровую службу. ...Его не стало в памятном всем ок тябре 1993 года. После долгих поисков семья нашла тело в одном из моргов 5 октября. Увы, жене толком даже не раз- и журналов. Гариф Гирфанович, чело- промышленно-транспортным отделом проститься с мужем. А в свиде- век немногословный, внешне несколько Кировского ГК КПСС. тельстве о смерти причина указана суровый, былдля них центром притяже- Сам Гильмановлюбил живую и конк- Д°вольно изоитая и банальная - сердеч- ния. Крылатой среди пуіблицистовстала ретную работу, часто бывал на строи- ная недостаточность, лишь близким произнесенная однажды Гильмановым тельных объектах. Но при этом никогда ДРУЗЬЯМсердобольные санитарки шеп- не подменял хозяйственников и управ- нули, что этого мужчину привезли с про- ленцев. Выходил «на верха» - на мини- стреленными конечностями. «Их было стерства и отраслевые отделы ЦК КПСС много таких с Краснопресненской», - до лить по самым принципиальным и ре- бавили они. Доподлинно теперь причи тающим судьбу строек вопросам, ни- ну смерти не _ установить. На когда не просил, не заискивал перед Краснопресненской тогда расстрелива- столицей, а убеждал и требовал. Высту- ли Верховный Совет. А когда свои стре- пая в 1972 году перед журналистами, ляют в своих, какое сердце тут прибывшими в Хибины из белокамен ной, он так их напутствовал: «Передайте Москве, что мы не только создаем про изводственные мощности, но мыживем полноценной, насыщенной духовной жизнью. Мы не считаем себя людьми с еобразнымжгабом этих строек. Сегодня только ленивый не бросит камень в бывшие горкомы и обкомы КПСС или не закрасит так называемые «застойные» годы черным цветом, рис куя вместе с водой выплеснуть и мла денца... Первым секретарем Кировского гор кома тогда был Гариф Гирфанович Гильманов. Он родился в 1931 году в Башкирии. В 1956-м после окончания Московского института цветных метал лов и золота связал свою судьбу с Кольским Севером. Работал начальни ком участка на комбинате «Печенгани- кель». Затем - комсомольская и партийная работа вМурманске и Киров- ско-Апатитском регионе. В60-х - второй секретарь обкома ВЛКСМ изаведующий промышленно-транспортным отделом обкома КПСС. В 70-е годы вХибины часто приезжа ли ленинградские писатели. Ихдружба с хибиногорцами имела давние традиции еще с 30-х годов. Нередкими гостями были ижурналисты из столичных газет та, что дает ему право быть всегда и вс всем принципиальным». Горком под руководством Гильмано вадействовал четко и слаженно. Гариф Гирфанович ценил самостоятельностьв принятии решений, честность и предан ностьделу. Многие из тех, кто с ним ра ботал, с гордостью говорят, что они прошли школу Гильманова. Среди них и наш губернатор Юрий Алексеевич Евдо кимов, работавший вте годыинструкто ром, а затем заведующим фраза: «Прошлое Хибин удивительно, оудущее^ез сомнения, прекрасно!» На мои взгляд, глубже всех смог рас крыть характер Гильманова - руководи теля и партработника - ленинградский литератор Евгений Кутузов. В 1979 году в книге «Хибины» он писал: «Мне Гиль манов кажется идеальным партийным работником: подвижен, но нисколько не суетлив, умеет подолгу слушатьдругих не перебивая, очень интересный собе седник, отличнознает экономику, психо логию. Прост в обращении с людьми, однако ни с кем недержится запанибра- выдержит... Он жил по правде и посту пал по чести и тем нам памятен хибино- горский партийный секретарь Гариф Гильманов, кавалер орденов «Знак По чета» иТрудового Красного Знамени... Виталий СЕКРИЕРУ. флота, затем поступали с судостроительных заводов. Первые отечественные траулеры пришли в Мурманск в январе 1932, к концу года их уже было 11. В годы вто рой пятилетки (1928-1932) поступали более совершеннее суда: «Ленин», «Коминтерн», «Профинтерн», «Сталин», «Баклан» водоизмещением около 600 т, мощность машин 650 л.с., экипаж 35-43 человека. Можно выделить две ос новные группы-поступавших на Мурман РТ. Ленинград ской постройки (1931-1933) - «Ворошилов», «Чкалов», «Белуга», «Гольфстрим» и т. д. Многие из них в годы войны переоборудовались в СКР, после воііны возвраща лись на промысел. Некоторым вновь поступившим трау лерам присваивались имена и номера РТ, погибших в войну. Вторая значительная группа поступлений РТ бель гийской, финской и шведской постройки (1952-1956), а с налаживанием разрушенного войной народного хозяй ства и отечественной, более мощные и уже не с клепаны ми, а со сварными корпусами. Различают траулеры и по способам спуска-подъема трала: РТ бортового и кормово го траления. В 1947 на Мурманской судоверфи построи ли собственными силами по своему проекту рыболовныіі траулер «Кораблестроитель». Дальнейшего развития се рия этого проекта не имела. 30 мая 1987 мурманчане встречали последний РТ из последнего рейса. На промысле уже давно их заменили ПСТ, БМРТ, затем БАТы и РТМК-с. РЫБОЛОВСТВО, любительская или промышлен ная добыча рыбы. До революции и в первые годы совет ской власти промысел на Мурмане вели в основном на парусных и весельных судах, ставными неводами, запо рами. Однако уловы были значительными. В 1892 на Мурмане добыли 710,4 тыс. пудов, в 1895 - 999,3, в 1902 - 402,3, в 1905 - 296,8, в 1910 - 531,0 тыс. пудов рыбы. В 1920 из 12 рыболовных траулеров была образована в Архангельске первая траловая флотилия. В 1926 она пе реведена на Мурман. В 1931 для приема и переработки улова образован Мурманский рыбокомбинат , ежегодно" расширялся Мурманский морской рыбный порт - см. соответствующие статьи. В 1935 в Мурманском трало вом флоте уже 69 траулеров. Возрастали уловы на каж дое судно. В 1938 РТ «Киров» добыл за год 62 тыс. ц рыбы - рекорд того времени. В том же году создастся про мысловая разведка. Не прекращался промысел и в военные годы. В 1941- 1944 мурманские рыбаки добыли 850 тыс. ц рыбы. Пос ле воііны развернулась борьба за вылов на судно 50-60 тыс. ц рыбы. Стал развиваться колхозный рыболовный флот. Появились траулеры кормового траления, что по зволило увеличить добычу рыбы. Ежегодный мировой улов в послевоенное время составлял около 70 млн. т. Из них в СССР добывалось 5 млн. т (1957). В 1970 рыбаки Мурмана перешагнули миллионную тонну добычи рыбы. В 1972 в Ссврыбс имелось 1248 судов, из них 560 ры бодобывающие. К концу 80-х гг. в рыбноіі отрасли Мур мана занято около 81 тыс. чел., в том числе 30 тыс. в плавсоставе. В России добывалось: в 1994 - 3,5 млн. т рыбы и других морепродуктов, в 1996 - 4,6 млн., в 1997 - 4,8 млн. т. На одного человека - 9,5 кг (в СССР - более 18 кг). В зоне России добывается примерно 3 млн. 400 тыс. т, в 200-мильной зоне иностранных государств 955 тыс. т. РЫБОХОД, устройство при плотине гидростанции для пропуска на нерест рыбы. При строительстве Нижнс- туломской ГЭС сделан специальный рыбоход, на нерест семга поднимается на 16 м по ступеням-водопадам. Об ратно молодь скатывается в Кольский залив и в море под турбинами. Рыбоход в 60 м высотой сделан и на Всрхнс- туломской ГЭС, которая вошла в строй в 1965. Но рыба но нему шла плохо - с 1965 по 1969 прошло всего 700 рыбин. В 1970 рыбоход закрыли. РЫБПРОМХОЗ, населенный пункт - см. Тик-Губа. \ РЫЖКОВ Николай Иванович, в 1985-1991 председатель Совета Министров СССР, кандидат в пре зиденты Pel) на выборах 1991. Окончил Краматорский машиностроительный техникум и Уральский политехни ческий институт. С 1970 директор Уралмашзавода (с 1971 объединение Уралмаш). С 1975 в Москве - зам. министра тяжелого и транспортного машиностроения, первый зам. председателя Госплана. В 1982-1985 в ЦК КПСС. С ян варя 1991 находился на пенсии. На пост президента Рос сии 12.06.1991 баллотировался вместе с кандидатом в вице-президенты Б. В. Громовым. Выбыл в первом туре, не набрав достаточного количества голосов (16,85?ъ по России и 17,70°о в Мурманской области). Депутат 2-й Государственной Думы России от КПРФ, руководитель фракции «Народовластие». РЫЖКОВ Михаил Павлович (1905-5.05.1998), стаосйший мурманский журналист. В Мурманске с 1924. Работал грузчиком в Мурманском морском торговом пор ту. С 1928 в «Полярноіі правде». В 30-х гг. редактор газеты в Тер ском районе Мурманской области («Умбскнй рабочий»), затем воз главил «Мурманский портовик» (будущая «Арктическая звезда»), одним из первых пришел на Мур манское радио. Участник Вели кой Отечественной войны, воевал на Мурманском направлении, за щищал и штурмовал высоту 314,9. В послевоенное время на хозяйственной работе: возглавлял Главнефтсснаб в Мурманске, был управляющим Мурманским отде лением московского треста,«Арк- тикуголь», работал в облисполкоме. РЫЖОВ Александр Сергеевич , поэт. Род. 16.01.1974 в Оленегорске, русский. Заочно учится в Р Ы Б - Р Ы Ж 2 - 8 апреля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz