Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.

г ЭНЦИКЛОПЕДИЯ К О Ш К О П Н В ’ * т ВЫПУСК № 38 РЫБИИ ЖИР, жир, получасмыіі из свежей печени некоторых рыб (треска, палтус, акула, камбала, макру- рѵс и др .). Содержит большое количество витаминов А и D, используется в пищевых целях, а также в медицине и технике. РЫБКИН Николай Дмитриевич, первый редак­ тор районной газеты «Ловозерская правда». Выпускник Коммунистического института журналистики в Ленингра­ де. До учебы работал секретарем райкома комсомола в Оііротском раііоне на Алтае. Создавал и редактировал га­ зету на станции Дно в Псковской области. Первый номер «Ловозерской правды» вышел 7 ноября 1935. РЫБНАЯ МУКА, порошковая масса, приготовлен­ ная из различных рыб. Из 1 т сырья получают в среднем 200 кг муки. Во многих странах используется в хлебопе­ карной промышленности, а также в животноводстве как корм и удобрение. В звероводческих совхозах Мурманс­ кой области является одним из основных видов корма пушных зверей. РЫБНОЕ ФИЛЕ, мясо рыбы, разделанное и отде­ ленное от костей, плавников и чешуи. РЫБНЫЕ ПРОМЫСЛЫ - см. Промыслы рыбные. «РЫБНЫЙ м у рм а н », еженедельная газета работ­ ников рыбной отрасли Северного рыбопромышленного бассейна. Датой создания считается 14.04.1934, когда вышел первый номер газеты. До 18.03.1936 - «Тралф- лот», с августа 1936 - «За социалистическое изобилие», с июня 1939 - «Рыбный Мурман». Последний уже во время воііны номер вышел 24.06.1941. Снова газета ста­ ла издаваться в Мурманском траловом флоте под назва­ нием «За высокие уловы» в 1946, а в сельдяном флоте выходил «Рыбный Мурман». 17.06.1953 оба издания объединены в одно с названием «Рыбный Мурман». В 1955-1959 осуществлялся также морской выпуск газеты, который набирался и печатался на плавбазах «Памяти Ильича», «Памяти Ленина» непосредственно в раііонах промысла. Для этого были оборудованы походные типог­ рафии: установлены по 1 линотипу, печатные тигельные машины, верстальные столы. Выпускали «морское при­ ложение» журнали­ сты П. Быстроумов, И.Коробов, Б. Чер­ нов, наборщик-пе­ чатник Н. Рябиннн. С 1.01.1980 - ежене­ дельник. Выходил на 12, затем на 16, 24 страницах. Ре­ дакторы: В. К. Новокшанов, А. И. Вяткин, А. С. Шев­ цов, П. А. Филиппов, М. С. Целоусов, Б. Ф. Федоров, Е. В. Михайловский, Н. К. Валкин, А. А. Миронов, Н. А. Бакшсвников, С. Н. Дащинский, А. В. Вилов, с 1994 В. С. Георги. о «РЫБНЫЙ МУРМАН», сборник рассказов и очер­ ков мурманских моряков, изданный в 1933 в Москве с предисловием председателя Комитета Севера П. П. Сми- довича. Опубликованы произведения 26 авторов, в их числе капитанов С. Буркова, И. Демидова, Ф. Михова, радистов, кочегаров, штурманов, колхозников. В кон­ це книги дан словарь морских и рыбацких терминов. По­ могла создать книгу московская писательская бригада под руководством Р. Липец. РЫБОЛОВЕЦКИЕ КОЛХОЗЫ, объединения людей, занимающихся рыбным промыслом. На Кольском полуострове с 30-х гг. среди сссх колхозов были наибо­ лее многочисленными. Действовали в основном в при­ брежных районах Баренцева и Белого морей. К началу 90-х гг. многие имели современные рыболовные трауле­ ры, добивались высоких уловов. В ходе рыночных ре­ форм акционированы, добыча продуктов моря резко снизилась. РЫБОЛОВНЫЕ ТРАУЛЕРЫ, морские суда, предназначенные для лова рыбы тралом. Первые двенад­ цать траулеров английской постройки (1901-1910) пере­ даны мурманским рыбакам из Архангельского тралового «Прошлое Хибин удивительно, будущее, без сомнения, прекрасно!» периферии. Можно жить в Москве и на­ ходиться на периферии!» - Это был Человек-Созидатель, Че­ ловек, устремленный в завтрашний день, - вспоминает Евгения Васильевна Савшак, бывший работник горкома, зас­ луженный работник культуры РСФСР. При Кировско-Апатитский регион конца 60-х и в70-х годах представлял собой ог­ ромнейшую строительную площадку. Здесь находились три (!) Всесоюзные ударные комсомольские стройки. Рас­ ширялась горнодобывающая и перера­ батывающая база комбината «Апатит», воздвигались Кольская атомная иапати- то-бадделеитовая фабрика Ковдорского ГОКа. Кировский горком КПСС стал сво- Об освоении Хибин, о первопроходцах и строителях 30-х написаро немало очерков и рассказов. А вот о тех, кто 20-30 лет назад принял эс­ тафету от пионеров Хибиногорья, пожалуй, сказано немного. Возможно, надеемся на свою память - вроде это было почти вчера... Возможно, считаем, что еще успеем написать и о них. Но время неумолимо стира- ег в памяти имена и даты. А те, кто обустраивал наши города и веси, комбинаты и рудники, ГОКи и карьеры, уходят от нас навсегда. ■ . . . этом всегда за всеми планами и обязательствами видел конкретных людей. Например, считал недопусти­ мым отставание в строительстве объектов соцкультбыта, с особой гордостью докладывал о сданных в районеза годыдевятойпятилетки 600 тыс. кв. мжилья (по нынешним време­ нам - это фантастика! - B.C.), которые улучшатжилищные условия почти 25 тысяч семей. Один из «секретов» Гильманова - его постоянное самообразование. Он никогда нерасставался со словарями и справочниками. Будь то по горному делу игеологии или по экономике ифи­ лософии, - продолжает Евгения Василь­ евна. - Его настольной книгой была авторитетная среди филологов «Практическая стилистика русского языка» Д. Розенталя, хотя отлично владелрусским языком. ГарифГирфа- новичлюбил классику, русскую и зару­ бежную, знал наизусть многое из Пушкина иМаяковского. Немымукором многим партработникам были его многочисленныередакционные правки разного рода документов. В конце 1979 года Гильманова напра­ вили на работу в Москву, в Минатомэ- нергию, где довольно долго он возглавлял кадровую службу. ...Его не стало в памятном всем ок­ тябре 1993 года. После долгих поисков семья нашла тело в одном из моргов 5 октября. Увы, жене толком даже не раз- и журналов. Гариф Гирфанович, чело- промышленно-транспортным отделом проститься с мужем. А в свиде- век немногословный, внешне несколько Кировского ГК КПСС. тельстве о смерти причина указана суровый, былдля них центром притяже- Сам Гильмановлюбил живую и конк- Д°вольно изоитая и банальная - сердеч- ния. Крылатой среди пуіблицистовстала ретную работу, часто бывал на строи- ная недостаточность, лишь близким произнесенная однажды Гильмановым тельных объектах. Но при этом никогда ДРУЗЬЯМсердобольные санитарки шеп- не подменял хозяйственников и управ- нули, что этого мужчину привезли с про- ленцев. Выходил «на верха» - на мини- стреленными конечностями. «Их было стерства и отраслевые отделы ЦК КПСС много таких с Краснопресненской», - до­ лить по самым принципиальным и ре- бавили они. Доподлинно теперь причи­ тающим судьбу строек вопросам, ни- ну смерти не _ установить. На когда не просил, не заискивал перед Краснопресненской тогда расстрелива- столицей, а убеждал и требовал. Высту- ли Верховный Совет. А когда свои стре- пая в 1972 году перед журналистами, ляют в своих, какое сердце тут прибывшими в Хибины из белокамен­ ной, он так их напутствовал: «Передайте Москве, что мы не только создаем про­ изводственные мощности, но мыживем полноценной, насыщенной духовной жизнью. Мы не считаем себя людьми с еобразнымжгабом этих строек. Сегодня только ленивый не бросит камень в бывшие горкомы и обкомы КПСС или не закрасит так называемые «застойные» годы черным цветом, рис­ куя вместе с водой выплеснуть и мла­ денца... Первым секретарем Кировского гор­ кома тогда был Гариф Гирфанович Гильманов. Он родился в 1931 году в Башкирии. В 1956-м после окончания Московского института цветных метал­ лов и золота связал свою судьбу с Кольским Севером. Работал начальни­ ком участка на комбинате «Печенгани- кель». Затем - комсомольская и партийная работа вМурманске и Киров- ско-Апатитском регионе. В60-х - второй секретарь обкома ВЛКСМ изаведующий промышленно-транспортным отделом обкома КПСС. В 70-е годы вХибины часто приезжа­ ли ленинградские писатели. Ихдружба с хибиногорцами имела давние традиции еще с 30-х годов. Нередкими гостями были ижурналисты из столичных газет та, что дает ему право быть всегда и вс всем принципиальным». Горком под руководством Гильмано­ вадействовал четко и слаженно. Гариф Гирфанович ценил самостоятельностьв принятии решений, честность и предан­ ностьделу. Многие из тех, кто с ним ра­ ботал, с гордостью говорят, что они прошли школу Гильманова. Среди них и наш губернатор Юрий Алексеевич Евдо­ кимов, работавший вте годыинструкто­ ром, а затем заведующим фраза: «Прошлое Хибин удивительно, оудущее^ез сомнения, прекрасно!» На мои взгляд, глубже всех смог рас­ крыть характер Гильманова - руководи­ теля и партработника - ленинградский литератор Евгений Кутузов. В 1979 году в книге «Хибины» он писал: «Мне Гиль­ манов кажется идеальным партийным работником: подвижен, но нисколько не суетлив, умеет подолгу слушатьдругих не перебивая, очень интересный собе­ седник, отличнознает экономику, психо­ логию. Прост в обращении с людьми, однако ни с кем недержится запанибра- выдержит... Он жил по правде и посту­ пал по чести и тем нам памятен хибино- горский партийный секретарь Гариф Гильманов, кавалер орденов «Знак По­ чета» иТрудового Красного Знамени... Виталий СЕКРИЕРУ. флота, затем поступали с судостроительных заводов. Первые отечественные траулеры пришли в Мурманск в январе 1932, к концу года их уже было 11. В годы вто­ рой пятилетки (1928-1932) поступали более совершеннее суда: «Ленин», «Коминтерн», «Профинтерн», «Сталин», «Баклан» водоизмещением около 600 т, мощность машин 650 л.с., экипаж 35-43 человека. Можно выделить две ос­ новные группы-поступавших на Мурман РТ. Ленинград­ ской постройки (1931-1933) - «Ворошилов», «Чкалов», «Белуга», «Гольфстрим» и т. д. Многие из них в годы войны переоборудовались в СКР, после воііны возвраща­ лись на промысел. Некоторым вновь поступившим трау­ лерам присваивались имена и номера РТ, погибших в войну. Вторая значительная группа поступлений РТ бель­ гийской, финской и шведской постройки (1952-1956), а с налаживанием разрушенного войной народного хозяй­ ства и отечественной, более мощные и уже не с клепаны­ ми, а со сварными корпусами. Различают траулеры и по способам спуска-подъема трала: РТ бортового и кормово­ го траления. В 1947 на Мурманской судоверфи построи­ ли собственными силами по своему проекту рыболовныіі траулер «Кораблестроитель». Дальнейшего развития се­ рия этого проекта не имела. 30 мая 1987 мурманчане встречали последний РТ из последнего рейса. На промысле уже давно их заменили ПСТ, БМРТ, затем БАТы и РТМК-с. РЫБОЛОВСТВО, любительская или промышлен­ ная добыча рыбы. До революции и в первые годы совет­ ской власти промысел на Мурмане вели в основном на парусных и весельных судах, ставными неводами, запо­ рами. Однако уловы были значительными. В 1892 на Мурмане добыли 710,4 тыс. пудов, в 1895 - 999,3, в 1902 - 402,3, в 1905 - 296,8, в 1910 - 531,0 тыс. пудов рыбы. В 1920 из 12 рыболовных траулеров была образована в Архангельске первая траловая флотилия. В 1926 она пе­ реведена на Мурман. В 1931 для приема и переработки улова образован Мурманский рыбокомбинат , ежегодно" расширялся Мурманский морской рыбный порт - см. соответствующие статьи. В 1935 в Мурманском трало­ вом флоте уже 69 траулеров. Возрастали уловы на каж­ дое судно. В 1938 РТ «Киров» добыл за год 62 тыс. ц рыбы - рекорд того времени. В том же году создастся про­ мысловая разведка. Не прекращался промысел и в военные годы. В 1941- 1944 мурманские рыбаки добыли 850 тыс. ц рыбы. Пос­ ле воііны развернулась борьба за вылов на судно 50-60 тыс. ц рыбы. Стал развиваться колхозный рыболовный флот. Появились траулеры кормового траления, что по­ зволило увеличить добычу рыбы. Ежегодный мировой улов в послевоенное время составлял около 70 млн. т. Из них в СССР добывалось 5 млн. т (1957). В 1970 рыбаки Мурмана перешагнули миллионную тонну добычи рыбы. В 1972 в Ссврыбс имелось 1248 судов, из них 560 ры­ бодобывающие. К концу 80-х гг. в рыбноіі отрасли Мур­ мана занято около 81 тыс. чел., в том числе 30 тыс. в плавсоставе. В России добывалось: в 1994 - 3,5 млн. т рыбы и других морепродуктов, в 1996 - 4,6 млн., в 1997 - 4,8 млн. т. На одного человека - 9,5 кг (в СССР - более 18 кг). В зоне России добывается примерно 3 млн. 400 тыс. т, в 200-мильной зоне иностранных государств 955 тыс. т. РЫБОХОД, устройство при плотине гидростанции для пропуска на нерест рыбы. При строительстве Нижнс- туломской ГЭС сделан специальный рыбоход, на нерест семга поднимается на 16 м по ступеням-водопадам. Об­ ратно молодь скатывается в Кольский залив и в море под турбинами. Рыбоход в 60 м высотой сделан и на Всрхнс- туломской ГЭС, которая вошла в строй в 1965. Но рыба но нему шла плохо - с 1965 по 1969 прошло всего 700 рыбин. В 1970 рыбоход закрыли. РЫБПРОМХОЗ, населенный пункт - см. Тик-Губа. \ РЫЖКОВ Николай Иванович, в 1985-1991 председатель Совета Министров СССР, кандидат в пре­ зиденты Pel) на выборах 1991. Окончил Краматорский машиностроительный техникум и Уральский политехни­ ческий институт. С 1970 директор Уралмашзавода (с 1971 объединение Уралмаш). С 1975 в Москве - зам. министра тяжелого и транспортного машиностроения, первый зам. председателя Госплана. В 1982-1985 в ЦК КПСС. С ян­ варя 1991 находился на пенсии. На пост президента Рос­ сии 12.06.1991 баллотировался вместе с кандидатом в вице-президенты Б. В. Громовым. Выбыл в первом туре, не набрав достаточного количества голосов (16,85?ъ по России и 17,70°о в Мурманской области). Депутат 2-й Государственной Думы России от КПРФ, руководитель фракции «Народовластие». РЫЖКОВ Михаил Павлович (1905-5.05.1998), стаосйший мурманский журналист. В Мурманске с 1924. Работал грузчиком в Мурманском морском торговом пор­ ту. С 1928 в «Полярноіі правде». В 30-х гг. редактор газеты в Тер­ ском районе Мурманской области («Умбскнй рабочий»), затем воз­ главил «Мурманский портовик» (будущая «Арктическая звезда»), одним из первых пришел на Мур­ манское радио. Участник Вели­ кой Отечественной войны, воевал на Мурманском направлении, за­ щищал и штурмовал высоту 314,9. В послевоенное время на хозяйственной работе: возглавлял Главнефтсснаб в Мурманске, был управляющим Мурманским отде­ лением московского треста,«Арк- тикуголь», работал в облисполкоме. РЫЖОВ Александр Сергеевич , поэт. Род. 16.01.1974 в Оленегорске, русский. Заочно учится в Р Ы Б - Р Ы Ж 2 - 8 апреля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz