Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.
s J «СЕВЕРОМОРЕЦ», танковая колонна, построенная в годы Великой Отечественной войны на средства, со бранные моряками Северного флота. Передана 19.12.1942 одной из частей Западного фронта. СЕВЕРОМОРСК, город областного подчинения на восточном берегу Кольского залива, в 27 км от Мурман ска, главная база Северного флота. Первоначальное на звание Ваенга (в начале XVII в. семужья тоня муномошских саамов). Первое поселение в одноименной губе возникло в 1896. По переписи 1926 проживал 31 че ловек. Ленинградские гео логи в 1932 открыли здесь запасы глины, на базе кото рых построен кирпичный завод. Новый этап в жизни города начался с перемеще нием главной базы Северно го флота из Полярного в Североморск. С 4.08.1948 - рабочий поселок. В 1949 об разован поселковый Совет. Днем рождения города счи тается 18 апреля 1951, ког да Указом Президиума Верховного Совета СССР рабочий поселок Ваенга по лучил новый статус. В ад министративное подчинение переданы населенные пунк ты: Верхнее и Среднее Вар ламово, Грязная Губа (Сафоново), Кортик, Озер ки, Росляково, Североморск-1 (13.08.1959 вошел в черту города), Североморск-2 (30.03.1967 объединен с пос. СасЬоново) и Североморск-3 (возник в 1953), Чалм-Пуш- ка (объединен с пос. Сафоново), Щук-Озеро. По перепи си 1989 проживали 63495 человек. С 1997 красивый благоустроенный город с пропускным режимом по Ука зу Президента РФ получил уточняющий статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Связь с Мурманском рейсовыми автобусами. Для пере возки грузов имеется железнодорожная ветка. Лит. Жданов В. П., Орловская Л. Ф. Североморск. Мурманск, 1978. «СЕВЕРОМОРСК», большой противолодочныіі ко рабль Северного флота. Государственный и военно-мор ской флаги подняты 21.01.1988. Первоначальное название «Симферополь». Нес вахту в Средиземном море, ходил с визитом в Америку, выполнял боевые за дания в разных районах Мирового океана. 21.01.1996 пе реименован в «Североморск». Ежегодно город Североморск направляет на корабль 20 лучших призыв ников. СЕВЕРОМОРСК-1, населенный пункт в 2 км к югу от Североморска. Возник на месте населенного пункта Авиагородок, зарегистрирован во второй половине 50-х гг., 13.08.1959 включен в черту Североморска. СЕВЕРОМОРСК-2, населенный пункт к югу от пос. Сафоново, зарегистрирован в 50-е гг., 30 .03 .1967 объединен с пос. Сафоново. СЕВЕРОМОРСК-3, населенный пункт в 35 км к юго-востоку от Североморска, зарегистрирован в 1953. На картах обозначался как Лесхоз. Лысенко СЕВЕРОМОРСК-7, населенный пункт - см. Зао- зерск. «СЕВЕРОМОРСКАЯ ПРАВДА», городская газе та. Первый номер вышел 1.01.1972. Издавалась на четы рех полосах малого формата три раза в неделю. Редакторы: Е.И Яловенко, В. С. Мальцев. С 9.11.1993 «Североморские вести» (см). «СЕВЕРОМОРСКИЕ ВЕСТИ», городская газета. До 1994 «Североморская правда». Издается в Северомор ске с 1.01.1972 на 16 полосах малого формата 1 раз в не делю. Редакторы: Е.И. Гулидов, Л .П . Запарная, В.В. Казанов. «СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК», газета военно- воздушных сил Северного флота в годы Великой Отече ственной войны. Выходила на двух-четырех полосах малого формата 1-2 раза в неделю. «СЕВЕРОМОРЦЫ. Северный флот в Великой Оте чественной войне 1941-1945 гг.», литературный сборник, изданный в 1956 в Москве. Включены стихотворные и прозаические произведения профессиональных литерато ров А. Жарова, К. Симонова, Н. Флерова, Н. Гильярди, М. Зингера, А. Петрова, служивших или бывавших на флоте, а также стихи, рассказы и очерки воинов-северо- морцсв. Редактор-составитель сборника Н. Панов. СЕВЕРОНИКЕДЬ, горно-металлургический комби нат, построенный одновременно с городом Мончегорском в Монче-тундре на месте открытых в 1930 геоморфологи ческой экспедицией АН СССР руд, содержащих медь, никель и кобальт. О предполагаемых залежах говорил еще в 1922 К.Висконт, спустя семь лет Г. Д. Рихтер. В 1931 в Мопче побывали А. Е. Ферсман и геохимик А. Соседко. Постановление о сооружении предприятия при нято ЦК ВКП(б) и .СНК СССР 29.04.1935. В комбинат входят рудник Ниттис-Кѵмужье, металлургический, пла вильный, рафинировочный и другие цехи, ряд вспомога тельных предприятий. 10.10.1937 задута первая шахтная печь. Первая плавка чернового никеля выдана в 6 утра 23.02.1939, черновой меди - в апреле, а файнштейн пошел 8.10.1938. В 1940 комбинат выдавал окись кобальта и электролитный никель. 13.01.1940 СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли поста новление о передаче комбината Североникель, треста «Кольстрой» (а также строительство Кандалакшского алюминиевого завода) в ведение Наркомата внутренних дел СССР. Ставилась задача значительно увеличить вып лавку никеля (с 5,4 тыс. т в 1940 до 7 тыс.т) и меди (с 3 до 4,5 тыс.т), в том числе 600 т никеля и 1000 т меди произвести из норильского файнштейна. В связи с этим форсировано строительство пусковых объектов, предпри ятия приравнивались к первоочередным объектам оборон ного значения. К 1941 планировалось довести выпуск никеля до 10 тыс. т, а к 1942 - до 15 тыс. т. В годы Великой Отечественной войны основное обору дование вывезено на Урал, заводские цехи заминирова ны и подготовлены к взрыву. 18.05.1942 Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление о восста новлении комбината. До конца войны 14 раз получал переходящее знамя ГКО. В 1950 группа инженеров пред приятия удостоена Государственных премий, а в 1965 - 11 человек Ленинских. Северьян Иванович Костяев и В. П. Пузанов стали Героями Социалистического Труда. В 1989-1990 комбинат выплавлял 140 тыс. т никеля в год, затем начался спад. В 1993-1996 комбинат выдавал око ло 60 тыс. т никеля и меди. Стал работать главным обра зом на норильской руде. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ К О Л Ь С К О Г О - ^ - КРАЯ Н есоврем енны е ден был отрабатывать задним ходом, давая положенные сигна лы. В подобной ситуации капита ны пулей вылетают на мостик, но Владиль Кириллович даже не по звонил. Он отлично владел анг лийским языком, поэтому часть промысловой информации мы имели от иностранцев. Мне очень нравились его смелые, четкие, безупречные швартовки к базам. Его взаимоотношения с иными коллегами, особенно старшего поколения, были иногда сложны ми. Некоторые считали его моло дым пробивным выскочкой, получившим известность благо даря супруге - журналисту газеты "Рыбный Мурман" и особому бла говолению руководства. Разуме ется, все это совершенно не соответствовало действительнос ти^ Владиль Кириллович просто умел хорошо работать, из любого трудного положения сам находил рациональный выход. К примеру, вернувшись на РТ "Курейка" с грузом свежья, он об наружил, что порт не справляется с выгрузкой. На рейде стояло не сколько РТ, ожидая своей очере ди, капитаны которых находились на берегу, празднуя в застольях завершение рейса. В.К. Лысенко присоединился к ним только после соответствующего оформления НОТИСА и представ ления его руководству порта, после чего и был поставлен под выгрузку в первую очередь. Нич то не мешало сделать то же са мое его коллегам. В словесной пикировке он был находчив, резок, ироничен, что тоже далеко не всем нравилось. Как-то на утреннем промысловом совете давал информацию о сво ей работе очень известный капи тан - ветеран тралового флота. Выступление его было затяжным, многословным, сопровождалось кряхтением, сморканием, дли тельными паузами. Наконец на ступила очередь В. К. Лысенко: - Товарищи капитаны, до каких пор в эфире будет твориться по добное безобразие: это хрюка нье, кваканье и кукареканье? Советую капитанам, которые еще не научились выступать с микро фоном, пойти и потренироваться над унитазом! Обиженный ветеран впослед ствии написал длинную жалобу в обком партии. В порту В.К. Лысенко, как лю бой нормальный мужчина, любил с дружной компанией посидеть в ресторане, поговорить, потанце вать, приударить за дамами. По скольку выгружались в торговом порту, чаще всего отдыхали в ре сторане морского вокзала. Од нажды Кириллыч каким-то едким, насмешливым выражением по адресу соседнего стола спрово- з а м е т к и цировал драку, нам также прилич но досталось. Несмотря на успешную про мысловую работу, богатую прак тику судовождения, прекрасное знание английского, общую эру дицию, ахиллесовой пятой В.К. Лысенко был его диплом. Он имел только курсовую подготов ку. Руководство флота, главка при поддержке капитана порта делало попытку ходатайствовать перед Москвой, чтобы В.К. Лы сенко разрешили выдать рабочий диплом капитана дальнего плава ния, но получило отказ. Вскоре он вынужден был уйти на учебу, и наши пути разошлись. Через несколько лет, работая у берегов Африки, при стоянке у борта транспортного рефрижера тора меня вызвали на связь с БМРТ, стоявшим у противополож ного борта транспорта. Это был Владиль Кириллович Лысенко. Он вместе с семьей переехал в Ригу, устроился в Рижскую базу океанического лова. На мой воп рос, как работается на новом ме сте, ответил, что пока далеко не в восторге от работы, обстановки, окружения, все время вспомина ет Мурманск. Они уже закончили выгрузку и готовились к отходу. Я от всей души пожелал ему удачи. Нашел ли он ее, когда совершил свой отчаянный шаг и остался в Швеции? Об этом мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем. ВЫПУСК № 40 «СЕВЕРОНИКЕЛЬ», хоккейная команда (с мячом), выступающая в высшей лиге чемпионатов СССР и Рос сии. «СЕВЕРЯНКА», подводная лодка Северного флота, переоборудованная в 1957-1958 в научно-исследователь- скую. Длина 73 м, скорость 17 уз., экипаж 40 человек, глубина погружения 170 м. Использовалась в исследова ниях ПИНРО и ВНИРО в 1958-1966 в Баренцевом и Норвежском морях (10 рейсов). Подтвердила необходи мость использования малых исследовательских подвод ных аппаратов. «СЕВЕРЯНКА», Мурманска. объединение многодетных семей СЕВМОРПУТЬ, трасса по арктическим морям из Мурманска, Архангельска на Дальниіі Восток - см. Се верный морской путь. «СЕВМОРПУТЬ», транспортная организация, созда на в соответствии с Постановлением СНК СССР от 17.12.1932 с региональными управлениями в Архангель ске и Мурманске. Основная цель - круглогодичная дос тавка грузов в арктические районы Советского Союза и на Дальниіі Восток. Ликвидирована в послевоенные годы - см. Северный морской путь. СЕВРЕДМЕТ (Северные редкоземельные металлы), название Ловозерского горно-обогатительного комбината. Горнодобывающее предприятие в Ловозерском районе, на двух площадках - у г. Карнасурт и в районе оз. Умбозе- ро. Рудник и фабрика у горы пущены 18.08.1940. На их сооружении работали солдаты и офицеры Красной Армии, оказавшиеся в плену в Финляндии во время советско-финляндской войны 1939-1940. По приказу Л. П. Берия их судили по ст. 58 как изменников Роди ны. (В июне 1941 многие из них на станции Пулозеро снова приняли присягу и отправились в район боев на За падную Лицу.) В годы Великой Отечественной войны ос новное оборудование демонтировано. Восстановлено предприятие 29.09.1951. Первый директор в послевоен ные годы Владимир Федорович Игошин. Рудник в рай оне Умбозера вошел в строй в 1983. Основной потребитель лопаритовоіі руды, которую добывает и обо гащает предприятие, Соликамский магниевый завод, а производитель конечноіі продукции Иртышский химико- металлический завод. В годы перехода к рынку Севред- мет, а с ним и весь поселок Ревда оказались на грани банкротства. 30.06.1998 на предприятии введено внешнее управление. СЕВРЫБА, рыбопромышленное объединение флотов и береговых предприятий Северного бассейна. Действу ет с 20-х гг. В 1920-1921 Муррайрыба, в 1921-1922 Му- робластьрыба, в 1923-1924 Облгосрыбпром, с 19.06.1924 по август 1931 Севгосрыбтрест с конторами в Мурманс ке и Архангельске. Затем Мурманский государственный рыбопромышленный трест и Главное управление рыбной промышленности Северного бассейна «Севрыба» (10.09.1962). С октября 1976 Всесоюзное рыбопромыш ленное объединение (ВРПО ), с декабря 1988 Бассейно вое производственное объединение (БПО ). С января 1992 Северная хозяйственная ассоциация рыбопромышленных предприятий (АРП). С 31.05.1996 закрытое акционерное общество (ЗАО). Став коммерческой структурой, Севры ба утратила бассейновые координирующие функции, в том числе по отношению к архангельским и карельским рыбопромысловым фирмам. В разные годы руководили Севрыбой А. И. Филиппов, Ю. Н. Быстров, В. И. Дон- заресков, М. И. Каргин, В. Ф. Корельский; в 1991 воз главил Г. В. Тишков. «СЕВРЫБА-1», рыболовный траулер. Сконструиро ван норвежской фирмой «Крамако». Построен на судо верфи «Ботбютт». Длина 56 м, изготовляет до 500-600 т филе в сутки. Экипаж смешанный: 13 норвежских и 22 российских рыбака. Принят в эксплуатацию мурмански ми промысловиками в 1997. > «СЕВРЫБА-2», рыболовный траулер. Во многом аналогичен «Севрыбе-1». Построен в Дании. Длина 58 м, С Е В - С Е В 30 апреля - 6 мая 1999 года і : ж - Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz