Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.

s J «СЕВЕРОМОРЕЦ», танковая колонна, построенная в годы Великой Отечественной войны на средства, со­ бранные моряками Северного флота. Передана 19.12.1942 одной из частей Западного фронта. СЕВЕРОМОРСК, город областного подчинения на восточном берегу Кольского залива, в 27 км от Мурман­ ска, главная база Северного флота. Первоначальное на­ звание Ваенга (в начале XVII в. семужья тоня муномошских саамов). Первое поселение в одноименной губе возникло в 1896. По переписи 1926 проживал 31 че­ ловек. Ленинградские гео­ логи в 1932 открыли здесь запасы глины, на базе кото­ рых построен кирпичный завод. Новый этап в жизни города начался с перемеще­ нием главной базы Северно­ го флота из Полярного в Североморск. С 4.08.1948 - рабочий поселок. В 1949 об­ разован поселковый Совет. Днем рождения города счи­ тается 18 апреля 1951, ког­ да Указом Президиума Верховного Совета СССР рабочий поселок Ваенга по­ лучил новый статус. В ад­ министративное подчинение переданы населенные пунк­ ты: Верхнее и Среднее Вар­ ламово, Грязная Губа (Сафоново), Кортик, Озер­ ки, Росляково, Североморск-1 (13.08.1959 вошел в черту города), Североморск-2 (30.03.1967 объединен с пос. СасЬоново) и Североморск-3 (возник в 1953), Чалм-Пуш- ка (объединен с пос. Сафоново), Щук-Озеро. По перепи­ си 1989 проживали 63495 человек. С 1997 красивый благоустроенный город с пропускным режимом по Ука­ зу Президента РФ получил уточняющий статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Связь с Мурманском рейсовыми автобусами. Для пере­ возки грузов имеется железнодорожная ветка. Лит. Жданов В. П., Орловская Л. Ф. Североморск. Мурманск, 1978. «СЕВЕРОМОРСК», большой противолодочныіі ко­ рабль Северного флота. Государственный и военно-мор­ ской флаги подняты 21.01.1988. Первоначальное название «Симферополь». Нес вахту в Средиземном море, ходил с визитом в Америку, выполнял боевые за­ дания в разных районах Мирового океана. 21.01.1996 пе­ реименован в «Североморск». Ежегодно город Североморск направляет на корабль 20 лучших призыв­ ников. СЕВЕРОМОРСК-1, населенный пункт в 2 км к югу от Североморска. Возник на месте населенного пункта Авиагородок, зарегистрирован во второй половине 50-х гг., 13.08.1959 включен в черту Североморска. СЕВЕРОМОРСК-2, населенный пункт к югу от пос. Сафоново, зарегистрирован в 50-е гг., 30 .03 .1967 объединен с пос. Сафоново. СЕВЕРОМОРСК-3, населенный пункт в 35 км к юго-востоку от Североморска, зарегистрирован в 1953. На картах обозначался как Лесхоз. Лысенко СЕВЕРОМОРСК-7, населенный пункт - см. Зао- зерск. «СЕВЕРОМОРСКАЯ ПРАВДА», городская газе­ та. Первый номер вышел 1.01.1972. Издавалась на четы­ рех полосах малого формата три раза в неделю. Редакторы: Е.И Яловенко, В. С. Мальцев. С 9.11.1993 «Североморские вести» (см). «СЕВЕРОМОРСКИЕ ВЕСТИ», городская газета. До 1994 «Североморская правда». Издается в Северомор­ ске с 1.01.1972 на 16 полосах малого формата 1 раз в не­ делю. Редакторы: Е.И. Гулидов, Л .П . Запарная, В.В. Казанов. «СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК», газета военно- воздушных сил Северного флота в годы Великой Отече­ ственной войны. Выходила на двух-четырех полосах малого формата 1-2 раза в неделю. «СЕВЕРОМОРЦЫ. Северный флот в Великой Оте­ чественной войне 1941-1945 гг.», литературный сборник, изданный в 1956 в Москве. Включены стихотворные и прозаические произведения профессиональных литерато­ ров А. Жарова, К. Симонова, Н. Флерова, Н. Гильярди, М. Зингера, А. Петрова, служивших или бывавших на флоте, а также стихи, рассказы и очерки воинов-северо- морцсв. Редактор-составитель сборника Н. Панов. СЕВЕРОНИКЕДЬ, горно-металлургический комби­ нат, построенный одновременно с городом Мончегорском в Монче-тундре на месте открытых в 1930 геоморфологи­ ческой экспедицией АН СССР руд, содержащих медь, никель и кобальт. О предполагаемых залежах говорил еще в 1922 К.Висконт, спустя семь лет Г. Д. Рихтер. В 1931 в Мопче побывали А. Е. Ферсман и геохимик А. Соседко. Постановление о сооружении предприятия при­ нято ЦК ВКП(б) и .СНК СССР 29.04.1935. В комбинат входят рудник Ниттис-Кѵмужье, металлургический, пла­ вильный, рафинировочный и другие цехи, ряд вспомога­ тельных предприятий. 10.10.1937 задута первая шахтная печь. Первая плавка чернового никеля выдана в 6 утра 23.02.1939, черновой меди - в апреле, а файнштейн пошел 8.10.1938. В 1940 комбинат выдавал окись кобальта и электролитный никель. 13.01.1940 СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли поста­ новление о передаче комбината Североникель, треста «Кольстрой» (а также строительство Кандалакшского алюминиевого завода) в ведение Наркомата внутренних дел СССР. Ставилась задача значительно увеличить вып­ лавку никеля (с 5,4 тыс. т в 1940 до 7 тыс.т) и меди (с 3 до 4,5 тыс.т), в том числе 600 т никеля и 1000 т меди произвести из норильского файнштейна. В связи с этим форсировано строительство пусковых объектов, предпри­ ятия приравнивались к первоочередным объектам оборон­ ного значения. К 1941 планировалось довести выпуск никеля до 10 тыс. т, а к 1942 - до 15 тыс. т. В годы Великой Отечественной войны основное обору­ дование вывезено на Урал, заводские цехи заминирова­ ны и подготовлены к взрыву. 18.05.1942 Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление о восста­ новлении комбината. До конца войны 14 раз получал переходящее знамя ГКО. В 1950 группа инженеров пред­ приятия удостоена Государственных премий, а в 1965 - 11 человек Ленинских. Северьян Иванович Костяев и В. П. Пузанов стали Героями Социалистического Труда. В 1989-1990 комбинат выплавлял 140 тыс. т никеля в год, затем начался спад. В 1993-1996 комбинат выдавал око­ ло 60 тыс. т никеля и меди. Стал работать главным обра­ зом на норильской руде. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ К О Л Ь С К О Г О - ^ - КРАЯ Н есоврем енны е ден был отрабатывать задним ходом, давая положенные сигна­ лы. В подобной ситуации капита­ ны пулей вылетают на мостик, но Владиль Кириллович даже не по­ звонил. Он отлично владел анг­ лийским языком, поэтому часть промысловой информации мы имели от иностранцев. Мне очень нравились его смелые, четкие, безупречные швартовки к базам. Его взаимоотношения с иными коллегами, особенно старшего поколения, были иногда сложны­ ми. Некоторые считали его моло­ дым пробивным выскочкой, получившим известность благо­ даря супруге - журналисту газеты "Рыбный Мурман" и особому бла­ говолению руководства. Разуме­ ется, все это совершенно не соответствовало действительнос­ ти^ Владиль Кириллович просто умел хорошо работать, из любого трудного положения сам находил рациональный выход. К примеру, вернувшись на РТ "Курейка" с грузом свежья, он об­ наружил, что порт не справляется с выгрузкой. На рейде стояло не­ сколько РТ, ожидая своей очере­ ди, капитаны которых находились на берегу, празднуя в застольях завершение рейса. В.К. Лысенко присоединился к ним только после соответствующего оформления НОТИСА и представ­ ления его руководству порта, после чего и был поставлен под выгрузку в первую очередь. Нич­ то не мешало сделать то же са­ мое его коллегам. В словесной пикировке он был находчив, резок, ироничен, что тоже далеко не всем нравилось. Как-то на утреннем промысловом совете давал информацию о сво­ ей работе очень известный капи­ тан - ветеран тралового флота. Выступление его было затяжным, многословным, сопровождалось кряхтением, сморканием, дли­ тельными паузами. Наконец на­ ступила очередь В. К. Лысенко: - Товарищи капитаны, до каких пор в эфире будет твориться по­ добное безобразие: это хрюка­ нье, кваканье и кукареканье? Советую капитанам, которые еще не научились выступать с микро­ фоном, пойти и потренироваться над унитазом! Обиженный ветеран впослед­ ствии написал длинную жалобу в обком партии. В порту В.К. Лысенко, как лю­ бой нормальный мужчина, любил с дружной компанией посидеть в ресторане, поговорить, потанце­ вать, приударить за дамами. По­ скольку выгружались в торговом порту, чаще всего отдыхали в ре­ сторане морского вокзала. Од­ нажды Кириллыч каким-то едким, насмешливым выражением по адресу соседнего стола спрово- з а м е т к и цировал драку, нам также прилич­ но досталось. Несмотря на успешную про­ мысловую работу, богатую прак­ тику судовождения, прекрасное знание английского, общую эру­ дицию, ахиллесовой пятой В.К. Лысенко был его диплом. Он имел только курсовую подготов­ ку. Руководство флота, главка при поддержке капитана порта делало попытку ходатайствовать перед Москвой, чтобы В.К. Лы­ сенко разрешили выдать рабочий диплом капитана дальнего плава­ ния, но получило отказ. Вскоре он вынужден был уйти на учебу, и наши пути разошлись. Через несколько лет, работая у берегов Африки, при стоянке у борта транспортного рефрижера­ тора меня вызвали на связь с БМРТ, стоявшим у противополож­ ного борта транспорта. Это был Владиль Кириллович Лысенко. Он вместе с семьей переехал в Ригу, устроился в Рижскую базу океанического лова. На мой воп­ рос, как работается на новом ме­ сте, ответил, что пока далеко не в восторге от работы, обстановки, окружения, все время вспомина­ ет Мурманск. Они уже закончили выгрузку и готовились к отходу. Я от всей души пожелал ему удачи. Нашел ли он ее, когда совершил свой отчаянный шаг и остался в Швеции? Об этом мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем. ВЫПУСК № 40 «СЕВЕРОНИКЕЛЬ», хоккейная команда (с мячом), выступающая в высшей лиге чемпионатов СССР и Рос­ сии. «СЕВЕРЯНКА», подводная лодка Северного флота, переоборудованная в 1957-1958 в научно-исследователь- скую. Длина 73 м, скорость 17 уз., экипаж 40 человек, глубина погружения 170 м. Использовалась в исследова­ ниях ПИНРО и ВНИРО в 1958-1966 в Баренцевом и Норвежском морях (10 рейсов). Подтвердила необходи­ мость использования малых исследовательских подвод­ ных аппаратов. «СЕВЕРЯНКА», Мурманска. объединение многодетных семей СЕВМОРПУТЬ, трасса по арктическим морям из Мурманска, Архангельска на Дальниіі Восток - см. Се­ верный морской путь. «СЕВМОРПУТЬ», транспортная организация, созда­ на в соответствии с Постановлением СНК СССР от 17.12.1932 с региональными управлениями в Архангель­ ске и Мурманске. Основная цель - круглогодичная дос­ тавка грузов в арктические районы Советского Союза и на Дальниіі Восток. Ликвидирована в послевоенные годы - см. Северный морской путь. СЕВРЕДМЕТ (Северные редкоземельные металлы), название Ловозерского горно-обогатительного комбината. Горнодобывающее предприятие в Ловозерском районе, на двух площадках - у г. Карнасурт и в районе оз. Умбозе- ро. Рудник и фабрика у горы пущены 18.08.1940. На их сооружении работали солдаты и офицеры Красной Армии, оказавшиеся в плену в Финляндии во время советско-финляндской войны 1939-1940. По приказу Л. П. Берия их судили по ст. 58 как изменников Роди­ ны. (В июне 1941 многие из них на станции Пулозеро снова приняли присягу и отправились в район боев на За­ падную Лицу.) В годы Великой Отечественной войны ос­ новное оборудование демонтировано. Восстановлено предприятие 29.09.1951. Первый директор в послевоен­ ные годы Владимир Федорович Игошин. Рудник в рай­ оне Умбозера вошел в строй в 1983. Основной потребитель лопаритовоіі руды, которую добывает и обо­ гащает предприятие, Соликамский магниевый завод, а производитель конечноіі продукции Иртышский химико- металлический завод. В годы перехода к рынку Севред- мет, а с ним и весь поселок Ревда оказались на грани банкротства. 30.06.1998 на предприятии введено внешнее управление. СЕВРЫБА, рыбопромышленное объединение флотов и береговых предприятий Северного бассейна. Действу­ ет с 20-х гг. В 1920-1921 Муррайрыба, в 1921-1922 Му- робластьрыба, в 1923-1924 Облгосрыбпром, с 19.06.1924 по август 1931 Севгосрыбтрест с конторами в Мурманс­ ке и Архангельске. Затем Мурманский государственный рыбопромышленный трест и Главное управление рыбной промышленности Северного бассейна «Севрыба» (10.09.1962). С октября 1976 Всесоюзное рыбопромыш­ ленное объединение (ВРПО ), с декабря 1988 Бассейно­ вое производственное объединение (БПО ). С января 1992 Северная хозяйственная ассоциация рыбопромышленных предприятий (АРП). С 31.05.1996 закрытое акционерное общество (ЗАО). Став коммерческой структурой, Севры­ ба утратила бассейновые координирующие функции, в том числе по отношению к архангельским и карельским рыбопромысловым фирмам. В разные годы руководили Севрыбой А. И. Филиппов, Ю. Н. Быстров, В. И. Дон- заресков, М. И. Каргин, В. Ф. Корельский; в 1991 воз­ главил Г. В. Тишков. «СЕВРЫБА-1», рыболовный траулер. Сконструиро­ ван норвежской фирмой «Крамако». Построен на судо­ верфи «Ботбютт». Длина 56 м, изготовляет до 500-600 т филе в сутки. Экипаж смешанный: 13 норвежских и 22 российских рыбака. Принят в эксплуатацию мурмански­ ми промысловиками в 1997. > «СЕВРЫБА-2», рыболовный траулер. Во многом аналогичен «Севрыбе-1». Построен в Дании. Длина 58 м, С Е В - С Е В 30 апреля - 6 мая 1999 года і : ж - Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz