Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.
ВЫПУСК № 40 СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ, условная ли ния на широте 66° 33' 27" северной широты. Соответствует углу наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты. На этой линии один раз в году бывает полярный день и одна полярная ночь. К северу от Полярного круга они увеличиваются и у полюса делят год пополам: б месяцев - ночь, б месяцев - день. «-* СЕВЕРНЫЙ ф л о т , один из четырех военно-мор- ских флотов России. Создан в соответствии с приказом народного комиссара обороны от 15.04.1933. Но его ис токи восходят к Беломорской флотилии (1732-1862), Флотилии Северного Ледовитого океана (1916-1918), Морским силам Северного моря (1920-1922). 18 мая - 15 августа 1933 по внутренним водным системам из Кронш тадта в Мурманск прошли сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», подводные лодки «Декабрист» и «Народо волец» (экспедиция ЭОН-1). 1.06.1933 издан приказ о формировании Северной военной флотилии. Ее пополни ли также эсминцы «Урицкий» и «Валериан Куіібышев». Местом базирования стал Мурманск. Командиром и ко миссаром флотилии назначен В. А. Закупнсв, начальни ком политотдела П. П. Байрачный, впоследствии репрессированные. 22.07.1933 правительственная комис сия в составе И. В. Сталина, С. М. Кирова и К. Е. Во рошилова прибыла в Мурманск. На буксире «Буревестник» она обошла и осмотрела места будущих стоянок и базирования флотилии. В том же году началось строительство главной базы флота в Полярном. 6.11.1934 управление флотилии, корабли отдельных дивизионов подводных лодок и эскадренных миноносцев перебазиро вались в Полярный. 11.05.1937 Северная военная флотилия преобразована в Северный военно-морской флот. В феврале 1938 под водные лодки Д-3, Щ-402, 1Д-404 молодого флота уча ствовали в снятии экспедиции папанинцев с дрейфующей на льдине научной станции «Северный полюс-1» (СП-1). С 5.08 по 17.10.1940 в сопровождении на разных участ ках пути ледоколов и транспортного судна в надводном положении впервые прошла Северным морским путем из Полярного во Вла дивосток подлодка * ІД-423. В предвоен ные годы создава лась авиация Северного флота. Первые самолеты МБР-2, ставшие ос- верного флота за годы войны потоплено 628 боевых и вспомогательных кораблей противника, повреждено 237, сбито около 1308 самолетов. В 1941-1945 флот провел 76 конвоев союзников, состоявших из 1435 транспортных судов и 1152 кораблеіі охранения, для чего совершил 838 боевых выходов в море. Проведено также 2,5 тыс. судов во внутренних конвоях. Флот лишился в боях и походах за время воііны 7854 человек убитыми и ранеными, 1743 пленными и пропавшими без вести, 1308 в результате не боевых потерь - всего 10905 человек. 48 тыс. северомор цев награждены орденами и медалями, 85 удостоены зва ния Героя Советского Союза, а Б. Ф. Сафонов, Л. О. Шабалин и В. Н. Леонов - дважды. Все годы войны фло том командовал адмирал А. Г. Головко. 259 моряков-сс- вероморцев в составе сводного батальона Северного флота участвовали 24 июня 1945 в Параде Победы в Москве. В сентябре 1947 штаб Северного флота передислоциро вался в пос. Ваенгу (с 18.04.1951 Североморск). В пос левоенные годы флот модернизировался и перевооружался. В январе 1959 включена в состав фло та первая отечественная атомная подводная лодка К-3. В июле 1962 под командованием капитана 2 ранга Л.А. Жильцова она достигла Северного полюса. В сентябре 1963 совершен переход атомных подводных лодок с Се верного флота на Тихий океан подо льдами Арктики (ко мандиры капитан 2 ранга И. Р. Дубяга и капитан 1 ранга А. П. Михайловский). За послевоенный период 41 севе роморец удостоен звания Героя Советского Союза, 22 человека - Героя Российской Федерации. На Северном флоте в военное и мирное время служи ли многие ставшие известными деятели российской куль туры: артист кино М. Пуговкин, певец Б. Штоколов, композитор Б. Терентьев, художник А. Меркулов, поэты Д. Ковалев, Н. Букин, писатель Н. Черкашин... О фло те сняты художественные фильмы «Повесть о «Неисто вом», «Правда лейтенанта Климова», «Океан», «Торпедоносцы», «Командир счастливой «Щуки», «Тя желая вода» и др. В 90-е гг. началось резкое сокращение сил и личного состава флота. Выведено из действующего состава 95 подводных лодок. Лит. Козлов И. А., ІЛломин В. С. Краснознаменный Северный флот. 3-е изд. М ., 1983. Вайнер Б. А. Север ный флот в Великой Отечественной войне. М ., 1964. Головко А. Г. Вместе с флотом. 2-е изд. М ., 1979. Се верный флот России. М ., 1996. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АТЛАНТИКА (СВА), важнейший промысловый район мурманских рыбаков и промысловиков других стран. Включает: Баренцево, Норвежское, Северное и Балтийское моря, Восточную не вой для ее созда нии, прибыли из Ленинграда в Мур манск еще 17.09.1936. В 1939- 1940 были сформи- Герман А Н У Ф РИ ЕВ , бывший капитан Мурманского тралфлота и Севрыбпромразведки Гренландию и Исландию, Азорские острова, Ла-Манш, Ирландский шельф, Бискайский залив, Северо-Ат лантический хребет. Средний ежегодный улов око ло 10,5 млн. т. СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АТЛАНТИКА (СЗА), промысловый раііон мурманских и других рыбаков: За падная Гренландия, Лабрадор, Ньюфаундленд, Новая Шотландия, Новая Англия, Баффинова Земля. Средний ежегодный улов около 4,5 млн. т. СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ПРОХОД, проход из Тихого океана в Северный Ледовитый арктическими мо рями. Впервые прошли этим путем с одноіі зимовкоіі в 1914-1915 гидрографические суда ледокольного типа «Вайгач» и «Таймыр» водоизмещением 1200 т каждыіі с паровыми машинами в 1200 л.с. Суда вышли из Влади востока 7.07.1914 и пришли в Архангельск 16.09.1915. В 1934 за одну навигацию этот путь прошел ледорез «Литке». Вышел он из Владивостока 28.06, а пришел в Мурманск 22.09 (капитан Н. М. Николаев, руководитель экспедиции В. Ю. Визе). СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК, один из первых коммерческих банков в России, зарегистрирован 17.03.1989. Акционерное общество от крытого типа. Акционеры - юридические и физические лица России, Норвегии, Финляндии, Швеции, в том чис ле Внешторгбанк России. Вкладчиками банка стали 150 тыс. жителей Мурманской области, которые внесли на его счета 223 млрд. рублей. Расчеты велись в рублях и ва люте. Клиенты - предприятия и организации всех форм собственности и частные лица. Отделения имелись в Мурманске, Архангельске, Кандалакше, Оленегорске, Заполярном, Полярных Зорях. Генеральная лицензия по лучена 7.11.1994. Банк приобрел 250 кг золота. В фонд регулирования в Центральном банке перечислялись 20% всех сумм вкладов. С весны 1995 банк попал в сложное положение. Кли енты задолжали ему 390 млрд. рублей, в том числе завод Севморпути 17 млрд., предприятия Оленегорска - 47 млрд. В списке должников оказались более 20 крупных предприятий и организаций. Не погасила крупную ссуду в 7 млн. долларов фирма «Арктикссрвис». Многие дру гие неоправданные расходы банка привели его к краху. 150 тыс. вкладчиков оказались обманутыми. Руководи тель В. М. Кириченко смещен, назначена новая админи страция. «СЕВЕРОК», радиостанция; использовали партиза ны Карельского фронта в годы Великой Отечественной войны, в том числе отряды, действовавшие на Мурманс ком и Кандалакшском направлениях. «СЕВЕРОМОРЕЦ», газета Северного оборонитель ного района. Издавалась на полуострове Рыбачий с 5.09.1941. Сотрудничали фронтовые поэты А. Бордюгов- ский, Е. Лсднев, Г. Тиунов, Д. Пегашов. Редакторы: С. П. Скитов, В. Тихомиров, с февраля 1944 - поэт, ав тор стихов популярной песни рыбачинцев «Прощайте, скалистые горы» Николай Букин. «СЕВЕРОМОРЕЦ», военный совхоз на берегу Щу- козера в пригороде Североморска. Основные отрасли: мо лочное животноводство, птицеводство, выращивание овощей в теплицах. С Е В - С Е В Капитан рованы 72 смешанный авиаполк и 118 морской ближне- разведывательный. В ноябре создаются ВВС Северного флота. Северный флот участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940. К июню 1941 в составе флота 8 эсмин цев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 116 самолетов. Состав надводных, подводных кораблей и самолетов флота пополнялся все годы воііны. 14.08.1941 в составе флота образована Беломорская воен ная флотилия (см.). Северный флот в годы Великой Отечественной войны оборонял морское побережье, полуострова Рыбачий и Средний, поддерживал сухопутные войска, защищал морские коммуникации и нарушал коммуникации против ника. Вместе с войсками Карельского фронта не допус тил захвата противником Мурманска и базы флота в Полярном. Из личного состава флота сформированы не сколько полков и батальон морской пехоты общей чис ленностью около 10 тыс. человек, которые сражались не только в Заполярье, но и иод Москвой и в Сталинграде. 31.07.1942 создан подчиненный флоту Северный оборо нительный район. В начале 1944 флот имел 9 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 15 торпедных катеров, более 70 охотников за подводными лодками и сторожевых кате ров, 15 торпедных катеров, 40 катеров, 23 подводные лодки и 353 самолета. В течение года были получены до полнительно 3 подводные лодки, 2 Тр, 32 торпедных ка тера и 62 противолодочных катера. К октябрю 1944 боевая мощь флота выросла по сравнению с довоенной в шесть раз. Это позволило во взаимодействии с Карельс ким фронтом успешно участвовать в Петсамо-Киркенес ской операции. Надводными, подводными кораблями и авиацией Се- Улица Ленинградская всегда была любимым местом прогулок мурманчан. В сквере, напротив гостиницы, я делал первые шаги еще ребенком, держась за мате ринскую руку, значительно позже здесь же, но уже под руку прогу ливался с девушками. В период междурейсовых стоянок шли на эту улицу и собирались с друзья ми в ресторане гостиницы "Арк тика”, который был для нас долгие годы своеобразным клу бом встреч. Однажды, вернув шись в родной порт, обнаружил, что гостиница "Арктика" снесена. Это было сделано временщика ми, не любившими наш город. Они обязаны были при строи тельстве новой гостиницы найти решение, позволяющее сохра нить старую "Арктику" - настоя щий памятник архитектуры - постройки 1933 года, имеющую более сотни прекрасных гости ничных номеров. Однако в описываемый период до этих печальных дней было еще очень далеко, и в погожий летний вечер мы сидели в ресто ране с моим старым товарищем, как обычно, за столиком у окна. Зал был почти заполнен, когда свободное место за нашим сто лом занял импозантный мужчина, предварительно вежливо попро сив разрешения. Соседу было лет 35-40, плотного телосложения, ак куратные усы, строгии темный костюм, умело подобранный гал стук. Его лицо показалось мне знакомым, но спрашивать что- либо по этому поводу не хоте лось, оживленная беседа за столом была почти светской. Речь шла о корифеях американс кого джаза, книжных новинках, театральных постановках Моск вы, последних анекдотах и т.д. Наш новый собеседник держался свободно, был начитан, остро умен, раскован. Вечер прошел в веселой непринужденной обста новке. Прощаясь, мы обоюдно поблагодарили друг друга за при ятную компанию. К сожалению, отгул моих вы ходных дней заканчивался, и с первого рабочего дня я сразу был направлен на ближайший от ходящий БМРТ в должности вто рого помощника. Первое знакомство с капитаном было полной неожиданностью для обо их, поскольку всего пару дней назад именно с ним мы вместе сидели за одним столом в "Арк тике", рассказывая друг другу ве селые анекдоты... Но на борту судна, вступая в должность, это было забыто немедленно. Так я познакомился, уже вполне офи циально, с капитаном Владилем Кирилловичем Лысенко. Фамилия капитана часто встре чалась на страницах местной рессы, звучала в радиопереда чах. Владиль Кириллович в тече ние ряда лет был активным инициатором свежьевых рейсов на РТ "Курейка" - ежегодно около 85% всей добытой рыбопродук ции доставлялось в свежем виде. Промысловиком он был опыт ным и инициативным, ведь рыбу надо было не только сохранить товарной и доставить в порт, но и прежде всего поймать. С тем и другим он справлялся успешно, за что вполне заслуженно был награжден орденом Ленина. Во время визита Н.С. Хрущева в Мурманск В.К. Лысенко от имени рыбаков Мурмана выступал пе ред высоким гостем... Но вернем ся к тому рейсу. Приступили к работе. Обста новка на мостике была спокойной и деловой, капитан приучал к са мостоятельности, поощрял ини циативу, по прошествии определенного времени стал пол ностью доверять помощникам. Я поражался его выдержке. В конце суток В.К. Лысенко уходил отды хать, причем всегда раздевался и нормально ложился в постель, появляясь /іа мостике только ут ром, что в условиях большой ску ченности промысловых судов было среди капитанов большой редкостью. Однажды на своей ночной вахте при опасном сбли жении с другим судном я вынуж- 30 апреля - 6 мая 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz