Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.

ВЫПУСК № 40 СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ, условная ли­ ния на широте 66° 33' 27" северной широты. Соответствует углу наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты. На этой линии один раз в году бывает полярный день и одна полярная ночь. К северу от Полярного круга они увеличиваются и у полюса делят год пополам: б месяцев - ночь, б месяцев - день. «-* СЕВЕРНЫЙ ф л о т , один из четырех военно-мор- ских флотов России. Создан в соответствии с приказом народного комиссара обороны от 15.04.1933. Но его ис­ токи восходят к Беломорской флотилии (1732-1862), Флотилии Северного Ледовитого океана (1916-1918), Морским силам Северного моря (1920-1922). 18 мая - 15 августа 1933 по внутренним водным системам из Кронш­ тадта в Мурманск прошли сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», подводные лодки «Декабрист» и «Народо­ волец» (экспедиция ЭОН-1). 1.06.1933 издан приказ о формировании Северной военной флотилии. Ее пополни­ ли также эсминцы «Урицкий» и «Валериан Куіібышев». Местом базирования стал Мурманск. Командиром и ко­ миссаром флотилии назначен В. А. Закупнсв, начальни­ ком политотдела П. П. Байрачный, впоследствии репрессированные. 22.07.1933 правительственная комис­ сия в составе И. В. Сталина, С. М. Кирова и К. Е. Во­ рошилова прибыла в Мурманск. На буксире «Буревестник» она обошла и осмотрела места будущих стоянок и базирования флотилии. В том же году началось строительство главной базы флота в Полярном. 6.11.1934 управление флотилии, корабли отдельных дивизионов подводных лодок и эскадренных миноносцев перебазиро­ вались в Полярный. 11.05.1937 Северная военная флотилия преобразована в Северный военно-морской флот. В феврале 1938 под­ водные лодки Д-3, Щ-402, 1Д-404 молодого флота уча­ ствовали в снятии экспедиции папанинцев с дрейфующей на льдине научной станции «Северный полюс-1» (СП-1). С 5.08 по 17.10.1940 в сопровождении на разных участ­ ках пути ледоколов и транспортного судна в надводном положении впервые прошла Северным морским путем из Полярного во Вла­ дивосток подлодка * ІД-423. В предвоен­ ные годы создава­ лась авиация Северного флота. Первые самолеты МБР-2, ставшие ос- верного флота за годы войны потоплено 628 боевых и вспомогательных кораблей противника, повреждено 237, сбито около 1308 самолетов. В 1941-1945 флот провел 76 конвоев союзников, состоявших из 1435 транспортных судов и 1152 кораблеіі охранения, для чего совершил 838 боевых выходов в море. Проведено также 2,5 тыс. судов во внутренних конвоях. Флот лишился в боях и походах за время воііны 7854 человек убитыми и ранеными, 1743 пленными и пропавшими без вести, 1308 в результате не боевых потерь - всего 10905 человек. 48 тыс. северомор­ цев награждены орденами и медалями, 85 удостоены зва­ ния Героя Советского Союза, а Б. Ф. Сафонов, Л. О. Шабалин и В. Н. Леонов - дважды. Все годы войны фло­ том командовал адмирал А. Г. Головко. 259 моряков-сс- вероморцев в составе сводного батальона Северного флота участвовали 24 июня 1945 в Параде Победы в Москве. В сентябре 1947 штаб Северного флота передислоциро­ вался в пос. Ваенгу (с 18.04.1951 Североморск). В пос­ левоенные годы флот модернизировался и перевооружался. В январе 1959 включена в состав фло­ та первая отечественная атомная подводная лодка К-3. В июле 1962 под командованием капитана 2 ранга Л.А. Жильцова она достигла Северного полюса. В сентябре 1963 совершен переход атомных подводных лодок с Се­ верного флота на Тихий океан подо льдами Арктики (ко­ мандиры капитан 2 ранга И. Р. Дубяга и капитан 1 ранга А. П. Михайловский). За послевоенный период 41 севе­ роморец удостоен звания Героя Советского Союза, 22 человека - Героя Российской Федерации. На Северном флоте в военное и мирное время служи­ ли многие ставшие известными деятели российской куль­ туры: артист кино М. Пуговкин, певец Б. Штоколов, композитор Б. Терентьев, художник А. Меркулов, поэты Д. Ковалев, Н. Букин, писатель Н. Черкашин... О фло­ те сняты художественные фильмы «Повесть о «Неисто­ вом», «Правда лейтенанта Климова», «Океан», «Торпедоносцы», «Командир счастливой «Щуки», «Тя­ желая вода» и др. В 90-е гг. началось резкое сокращение сил и личного состава флота. Выведено из действующего состава 95 подводных лодок. Лит. Козлов И. А., ІЛломин В. С. Краснознаменный Северный флот. 3-е изд. М ., 1983. Вайнер Б. А. Север­ ный флот в Великой Отечественной войне. М ., 1964. Головко А. Г. Вместе с флотом. 2-е изд. М ., 1979. Се­ верный флот России. М ., 1996. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АТЛАНТИКА (СВА), важнейший промысловый район мурманских рыбаков и промысловиков других стран. Включает: Баренцево, Норвежское, Северное и Балтийское моря, Восточную не вой для ее созда­ нии, прибыли из Ленинграда в Мур­ манск еще 17.09.1936. В 1939- 1940 были сформи- Герман А Н У Ф РИ ЕВ , бывший капитан Мурманского тралфлота и Севрыбпромразведки Гренландию и Исландию, Азорские острова, Ла-Манш, Ирландский шельф, Бискайский залив, Северо-Ат­ лантический хребет. Средний ежегодный улов око­ ло 10,5 млн. т. СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АТЛАНТИКА (СЗА), промысловый раііон мурманских и других рыбаков: За ­ падная Гренландия, Лабрадор, Ньюфаундленд, Новая Шотландия, Новая Англия, Баффинова Земля. Средний ежегодный улов около 4,5 млн. т. СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ПРОХОД, проход из Тихого океана в Северный Ледовитый арктическими мо­ рями. Впервые прошли этим путем с одноіі зимовкоіі в 1914-1915 гидрографические суда ледокольного типа «Вайгач» и «Таймыр» водоизмещением 1200 т каждыіі с паровыми машинами в 1200 л.с. Суда вышли из Влади­ востока 7.07.1914 и пришли в Архангельск 16.09.1915. В 1934 за одну навигацию этот путь прошел ледорез «Литке». Вышел он из Владивостока 28.06, а пришел в Мурманск 22.09 (капитан Н. М. Николаев, руководитель экспедиции В. Ю. Визе). СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК, один из первых коммерческих банков в России, зарегистрирован 17.03.1989. Акционерное общество от­ крытого типа. Акционеры - юридические и физические лица России, Норвегии, Финляндии, Швеции, в том чис­ ле Внешторгбанк России. Вкладчиками банка стали 150 тыс. жителей Мурманской области, которые внесли на его счета 223 млрд. рублей. Расчеты велись в рублях и ва­ люте. Клиенты - предприятия и организации всех форм собственности и частные лица. Отделения имелись в Мурманске, Архангельске, Кандалакше, Оленегорске, Заполярном, Полярных Зорях. Генеральная лицензия по­ лучена 7.11.1994. Банк приобрел 250 кг золота. В фонд регулирования в Центральном банке перечислялись 20% всех сумм вкладов. С весны 1995 банк попал в сложное положение. Кли­ енты задолжали ему 390 млрд. рублей, в том числе завод Севморпути 17 млрд., предприятия Оленегорска - 47 млрд. В списке должников оказались более 20 крупных предприятий и организаций. Не погасила крупную ссуду в 7 млн. долларов фирма «Арктикссрвис». Многие дру­ гие неоправданные расходы банка привели его к краху. 150 тыс. вкладчиков оказались обманутыми. Руководи­ тель В. М. Кириченко смещен, назначена новая админи­ страция. «СЕВЕРОК», радиостанция; использовали партиза­ ны Карельского фронта в годы Великой Отечественной войны, в том числе отряды, действовавшие на Мурманс­ ком и Кандалакшском направлениях. «СЕВЕРОМОРЕЦ», газета Северного оборонитель­ ного района. Издавалась на полуострове Рыбачий с 5.09.1941. Сотрудничали фронтовые поэты А. Бордюгов- ский, Е. Лсднев, Г. Тиунов, Д. Пегашов. Редакторы: С. П. Скитов, В. Тихомиров, с февраля 1944 - поэт, ав­ тор стихов популярной песни рыбачинцев «Прощайте, скалистые горы» Николай Букин. «СЕВЕРОМОРЕЦ», военный совхоз на берегу Щу- козера в пригороде Североморска. Основные отрасли: мо­ лочное животноводство, птицеводство, выращивание овощей в теплицах. С Е В - С Е В Капитан рованы 72 смешанный авиаполк и 118 морской ближне- разведывательный. В ноябре создаются ВВС Северного флота. Северный флот участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940. К июню 1941 в составе флота 8 эсмин­ цев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 116 самолетов. Состав надводных, подводных кораблей и самолетов флота пополнялся все годы воііны. 14.08.1941 в составе флота образована Беломорская воен­ ная флотилия (см.). Северный флот в годы Великой Отечественной войны оборонял морское побережье, полуострова Рыбачий и Средний, поддерживал сухопутные войска, защищал морские коммуникации и нарушал коммуникации против­ ника. Вместе с войсками Карельского фронта не допус­ тил захвата противником Мурманска и базы флота в Полярном. Из личного состава флота сформированы не­ сколько полков и батальон морской пехоты общей чис­ ленностью около 10 тыс. человек, которые сражались не только в Заполярье, но и иод Москвой и в Сталинграде. 31.07.1942 создан подчиненный флоту Северный оборо­ нительный район. В начале 1944 флот имел 9 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 15 торпедных катеров, более 70 охотников за подводными лодками и сторожевых кате­ ров, 15 торпедных катеров, 40 катеров, 23 подводные лодки и 353 самолета. В течение года были получены до­ полнительно 3 подводные лодки, 2 Тр, 32 торпедных ка­ тера и 62 противолодочных катера. К октябрю 1944 боевая мощь флота выросла по сравнению с довоенной в шесть раз. Это позволило во взаимодействии с Карельс­ ким фронтом успешно участвовать в Петсамо-Киркенес­ ской операции. Надводными, подводными кораблями и авиацией Се- Улица Ленинградская всегда была любимым местом прогулок мурманчан. В сквере, напротив гостиницы, я делал первые шаги еще ребенком, держась за мате­ ринскую руку, значительно позже здесь же, но уже под руку прогу­ ливался с девушками. В период междурейсовых стоянок шли на эту улицу и собирались с друзья­ ми в ресторане гостиницы "Арк­ тика”, который был для нас долгие годы своеобразным клу­ бом встреч. Однажды, вернув­ шись в родной порт, обнаружил, что гостиница "Арктика" снесена. Это было сделано временщика­ ми, не любившими наш город. Они обязаны были при строи­ тельстве новой гостиницы найти решение, позволяющее сохра­ нить старую "Арктику" - настоя­ щий памятник архитектуры - постройки 1933 года, имеющую более сотни прекрасных гости­ ничных номеров. Однако в описываемый период до этих печальных дней было еще очень далеко, и в погожий летний вечер мы сидели в ресто­ ране с моим старым товарищем, как обычно, за столиком у окна. Зал был почти заполнен, когда свободное место за нашим сто­ лом занял импозантный мужчина, предварительно вежливо попро­ сив разрешения. Соседу было лет 35-40, плотного телосложения, ак­ куратные усы, строгии темный костюм, умело подобранный гал­ стук. Его лицо показалось мне знакомым, но спрашивать что- либо по этому поводу не хоте­ лось, оживленная беседа за столом была почти светской. Речь шла о корифеях американс­ кого джаза, книжных новинках, театральных постановках Моск­ вы, последних анекдотах и т.д. Наш новый собеседник держался свободно, был начитан, остро­ умен, раскован. Вечер прошел в веселой непринужденной обста­ новке. Прощаясь, мы обоюдно поблагодарили друг друга за при­ ятную компанию. К сожалению, отгул моих вы­ ходных дней заканчивался, и с первого рабочего дня я сразу был направлен на ближайший от­ ходящий БМРТ в должности вто­ рого помощника. Первое знакомство с капитаном было полной неожиданностью для обо­ их, поскольку всего пару дней назад именно с ним мы вместе сидели за одним столом в "Арк­ тике", рассказывая друг другу ве­ селые анекдоты... Но на борту судна, вступая в должность, это было забыто немедленно. Так я познакомился, уже вполне офи­ циально, с капитаном Владилем Кирилловичем Лысенко. Фамилия капитана часто встре­ чалась на страницах местной рессы, звучала в радиопереда­ чах. Владиль Кириллович в тече­ ние ряда лет был активным инициатором свежьевых рейсов на РТ "Курейка" - ежегодно около 85% всей добытой рыбопродук­ ции доставлялось в свежем виде. Промысловиком он был опыт­ ным и инициативным, ведь рыбу надо было не только сохранить товарной и доставить в порт, но и прежде всего поймать. С тем и другим он справлялся успешно, за что вполне заслуженно был награжден орденом Ленина. Во время визита Н.С. Хрущева в Мурманск В.К. Лысенко от имени рыбаков Мурмана выступал пе­ ред высоким гостем... Но вернем­ ся к тому рейсу. Приступили к работе. Обста­ новка на мостике была спокойной и деловой, капитан приучал к са­ мостоятельности, поощрял ини­ циативу, по прошествии определенного времени стал пол­ ностью доверять помощникам. Я поражался его выдержке. В конце суток В.К. Лысенко уходил отды­ хать, причем всегда раздевался и нормально ложился в постель, появляясь /іа мостике только ут­ ром, что в условиях большой ску­ ченности промысловых судов было среди капитанов большой редкостью. Однажды на своей ночной вахте при опасном сбли­ жении с другим судном я вынуж- 30 апреля - 6 мая 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz