Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.
г 30 апреля - 6 мая 1999 года СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (до начала XX в. Северо-Восточный проход), транспортная аркти ческая магистраль от Мурманска и Архангельска до Чу котки и Дальнего Востока. (От Мурманска до Владивостока 5,8 тыс. миль - 11 тыс. км.) Пролегает вдоль устьев крупнейших рек азиатского Севера и вмес те с Обью, Енисеем, Хатангой, Оленеком, Леной, Инди гиркой создает единую водно-транспортную систему страны. Впервые прошел Ледовитым океаном с запада на вос ток с одной зимовкой в 1878-1879 швед Норденшельд. Из Владивостока в Архангельск в 1913-1916, с двумя зимов ками, совершили переход российские ледоколы «Тай мыр» и «Вайгач». Путь Норденшельда в 1918-1920 повторил Амундсен, но и ему пришлось зимовать дваж ды. Нужна была опорная база Севморпути в европейской части России, и ее стали создавать еще в начале XX в. В 1915 в Архангельске сформировали из 24 судов ледоколь ную флотилию. Почти одновременно вошел в строй Мур манский морской незамерзающий порт. Начала действовать железная дорога от Петрозаводска до Мур манска. В 1921 два отряда судов так называемой Карской эк спедиции за одну навигацию прошли из Мурманска и Ар хангельска до Усть-Ениссйска и Нового ГІорта в Обской губе и возвратились назад. В 1932 сквозное плавание с запада на восток с научно-исследовательскими целями совершил за одну навигацию (2 месяца и четыре дня) ледокольный пароход «А. Сибиряков». После этого, 17.12.1932, правительство приняло постановление об организации Главного управления Северного морского пути при СНК СССР. Начальником Главсевмориути на значили О. Ю. Шмидта. В декабре 1934 в Мурманске организовано территориальное управление Главсевморпу- ти. Началась новая эпоха в освоении Арктики. 28.06.1934 из Владивостока на запад вышел ледокол «Федор Литке», по пути освободил из ледового плена суда первой Ленской экспедиции «Товарищ Сталин», В 1954-1955 специально для Севморпути построены в Финляндии три ледокола с дизель-электрическими уста новками, в 1960 вышел в Арктику первый атомный ледо кол «Ленин». В мае 1975 в Мурманск пришел атомоход «Арктика», а потом целая флотилия атомоходов. К тому времени Главное управление Севморпути из самостоятель ной организации стало одним из главков Минморфлота, а затем ликвидировано. Но оно сыграло свою роль в ос воении арктической трассы. С помощью атомных ледоко лов Северный морской путь действует практически круглогодично. Перевозки России составляли в благопри ятные годы до 65 млн. тонн грузов (в годы реформ сни зились до 2,5 млн.). Предпринимаются усилия сделать его международным. 1.08.1995 из японского порта Йоко гама вышел российский теплоход «Кандалакша» с 20 учеными России, Норвегии и Японии с целью детально го его исследования. 6.10.1995 итоги исследований обсуж дались в Токио. Лит. Кауфман А. Северная артерия. - «Полярная правда», 1997, 17 декабря. Корнева Е. Ваш подвиг воо душевляет. - «Мурманский вестник », 1997, 16 декабря. СЕВЕРНЫЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РАЙОН (СОР), создан для защиты Мурманска 31.04.1942.. С 18.07.1942 командир СОР генерал-лейтенант артиллерии С. И. Кабанов (в сентябре 1943 сто сменил генерал-лей тенант Е. Т. Дубовцев), начальник штаба капитан 2 ранга Д. А. Туз, комиссар Б. М. Балев. В состав оборонитель ного района входили 194 пушечно-артиллерийский полк, 12, 6э и 254 бригады морской пехоты, 347, 348 и 349 от дельные пулеметные батальоны, 336' отд. дивизион связи, 343 отд. химический батальон, 113 и 145 отд. дивизионы береговой артиллерии, взвод танков, полевой госпиталь № 2215, прачечный отряд и другие вспомогательные под разделения. СОР имел свой штаб и политотдел. «СЕВЕРНЫЙ ОДЕНЬ» (Renntier), кодовое назва ние немецкой наступательной операции по овладению «Таймыр». В экспедиции участвовали также зверобойное судно «Мурманец» и три подводные лодки Северного флота: Д-3, Щ-402 и Щ-404. Научная работа на СП-1 принесла первые достоверные данные о природе Цент ральной Арктики, дала представления о ее глубинном геологическом строении, позволила обрисовать профиль дна океана. Изменились представления о формировании льда в Северном Ледовитом океане и прибрежных морях. Найдена и зафиксирована жизнь в высоких широтах - от малейших растений и животных в толще воды до тюле ней, медведей и птиц. В дальнейшем подобные станции организовывались многократно. Лит. Папанин П. Д. Жизнь на льдине. 7-е изд. М ., 1977. Федоров Е. К. Полярные дневники. 2-е изд. Л., 1982. Тихомиров Г. С. К истории экспедиции Папанина. Документальный очерк. М ., 1980. «СЕВЕРНЫЙ ПОДЮС-2000», проект междуна родного ледового дреііфа поморского корабля через вер шину планеты с проведением научных наблюдений и экспериментов. В новогоднюю ночь 2000 года предпола гается встреча на Северном полюсе поморского деревян ного корабля экспедиции, атомного подводного ракетоносца Северного флота «Карелия» и атомного ле докола «Арктика». Ледокол доставит на полюс глав го сударств, которые участвовали в покорении, освоении и исследовании вершины планеты. Батискаф, доставлен ный на борту ледокола, позволит впервые в истории по казать человечеству дно океана в районе Северного полюса. На глубину 4000 м предполагается опустить ра диобуй с информацией о пионерах Арктики. Главы госу дарств подпишут меморандум о статусе Северного полюса как зоны мира. С Е В - С Е В о СЕВЕРНЫЙ м а я к , населенный пункт на о. Киль- дин в Баренцевом море. Существовал в 50-60-х гг. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ БАНК ел/. Банки. © «Рыбный Мурман» ® С. Н. Дащинский 45-32-19 48-64-75 СЕВЕРНЫЙ, микрорайон в северной части Мурман ска, к западу от проспекта Геросв-североморцев. Начал застраиваться в 30-е гг. вдоль береговой полосы Кольско го залива. Крупное жилищное строительство разверну лось в 60-е гг. «СЕВЕРНЫЙ», рыболовный траулер (РТ-83) Мур манского тралового флота; построен в 1933 в Ленингра де. Корпус стальной, клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. Участвовал в спасении папанинцев. В Великую Отече ственную тральщик (ТІД-40). После войны возвращен тралфлоту. Выведен из действующего состава. СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЫБО ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРЕСТ - см. Севгосрыбтрест. СЕВЕРНЫЙ КАЛОТТ, содружество народов стран Северной Европы - см. Дни мира Северного Калотта. СЕВЕРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, бывший техникум физкультуры в Монче горске. Готовит специалистов по зимним видам спорта: лыжным гонкам, горнолыжному спорту, спортивным еди ноборствам, многоборью, спортивным играм, а также по художественной гимнастике. с е в е рны й к р а й , территориально-экономическая область. Образована весной 1929 с центром в Архангель ске. СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН, самый малый на планете, занимает 3% поверхности Земли. Впервые как самостоятельный океан определен в 1650 голландским географом Б. Варениусом. Долго не имел единого названия. Европейцы с середины XVII в. назы вали его Гиперборейским (Крайнесеверным), на русских картах обозначался как «Морс-окиян», «Ледовое море», «Северный океан». В 1845 Мировой океан географами поделен на 5 океанов, в том числе Северный Ледовитый. В СССР это название официально принято в 1935. На 40% площади океана глубины редко превышают 200 м, у полюса - около 5 тыс. м. Имеются подводные хребты Ахмундсена, Гаккеля, Ломоносова, Макарова, Менделее ва, Нансена и др. Льды зимой занимают около 10-11 млн. кв. км, летом 7,5-8 млн. «Володарский» и «Правда», зимовавшие у островов Ком сомольской Правды, и через 84 дня вошел в Кольский залив. Командовал ледоколом Н. М. Николаев, а науч ным руководителем был В. Ю. Визе. В 1935 из Мурманска под проводкой во льдах ледоко ла «Красин» прошли Севморпутем в бухту Провидения два балтийских лесовоза - «Ванцстти» и «Искра», пре одолев за 38 суток (с 19 августа по 1 сентября) 3221 милю. Это был рекордно короткий срок. Из Владивосто ка тем же путем на запад прошли с 23 июля по 16 сентяб ря того же года пароходы «Анадырь» и «Сталинград». Впервые ледоколы были расставлены на всем протяже нии Севморпути. Арктика давала о себе знать. В 1 937 вынужденно ос тались на зимовку во льдах от Земли Франца-Иосифа до Тикси 26 судов - они зимовали караванами в трех райо нах: «Русанов», «Пролетарий», «Рошаль» (107 человек) вместе с ледоколом «Ермак» до 2.06.1938 в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа; карский караван из шести судов с 4.11.1937 по 6.07.1938 находился в районе Дик сона; у Северной Земли оказались во льдах ледорез «Литке», пароходы «Крестьянин», «Урицкий», «Прав да», «Моссовет», «Молотов»; в море Лаптевых остались на долгие зимние месяцы вместе с ледоколом «Ленин» пять судов: «Товарищ Сталин», «Рабочий», «Диксон», «Ильмень», гидрографическое судно «Камчадал». 23.01.1938 раздавлен льдами и затонул пароход «Рабо чий»; «Садко», «Малыгин», «Седов» с 29.10.1937 тоже оказались отрезанными льдами. Из 217 человек большин ство вывезли полярные летчики, в августе 1938 «Ермак» вывел «Малыгина» и «Садко», а 15 моряков остались дреііфовать. Их сняли 13.01.1940 за 81 параллелью и доставили в Мурманск. На рубеже 30-40-х гг. на трассу Севморпути вышли ледоколы отечественной постройки, и путь в Тихий оке ан стал надежно действующей летней трассой. В годы Великой Отечественной войны Севморгіуть оставался не только транспортной магистралью, но нередко иревра-- щался в театр военных действий. районом никелевых рудников в Петсамо. Составная часть плана Барбаросса. Как и намечалось, удар здесь был нанесен 22.06.1941. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, крайняя верхняя точка Зем ли. Давно люди стремились достичь се. У Северного по люса всплывали подводные лодки Северного флота К-3, К-178, К-181 и др. Разработан план выброса туристов на Северном полюсе на парашютах. База для этого создается на одном из аэродромов на Новой Земле. Стоимость «удовольствия» около 6 тыс. долларов. «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС», рыболовный траулер (РТ- 64) Мурманского тралового флота; построен в 1932 в Ленинграде. Корпус стальной, сварной. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полез ный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В Великую Отечественную сторожевой корабль «Бриз» (СКР-25) Северного флота. После войны возвра щен тралфлоту. Выведен из его состава. «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-1» (СП-1), научная стан ция на дрейфующей льдине, впервые в мире создана 21.05.1937. Полярники и оборудование доставлены лет чиком М. В. Водопьяновым на самолете «СССР-Н-170». В состав дрейфующего экипажа входили гидро лог П. П. Ширшов, магнитолог П. В. Федоров, радист Э. Т. Кренкель. Возглавил станцию И. Д. Папанин. На учная работа началась сразу же. Измерена глубина оке ана - 4290 м, размер льдины - 3 км в ширину и 5 км в длину, толщина льда 3 м. 28.06.1937 на льдине получи ли сообщение о присвоении И. Д. Папанину звания Ге роя Советского Союза, сто товарищи награждены орденами Ленина. 19.02.1938 льдину вынесло в Гренлан дское море. Она резко уменьшилась в размерах. Папа- нинцы сняты гидрографическими судами «Мурман» и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz