Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.

г 30 апреля - 6 мая 1999 года СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (до начала XX в. Северо-Восточный проход), транспортная аркти­ ческая магистраль от Мурманска и Архангельска до Чу­ котки и Дальнего Востока. (От Мурманска до Владивостока 5,8 тыс. миль - 11 тыс. км.) Пролегает вдоль устьев крупнейших рек азиатского Севера и вмес­ те с Обью, Енисеем, Хатангой, Оленеком, Леной, Инди­ гиркой создает единую водно-транспортную систему страны. Впервые прошел Ледовитым океаном с запада на вос­ ток с одной зимовкой в 1878-1879 швед Норденшельд. Из Владивостока в Архангельск в 1913-1916, с двумя зимов­ ками, совершили переход российские ледоколы «Тай­ мыр» и «Вайгач». Путь Норденшельда в 1918-1920 повторил Амундсен, но и ему пришлось зимовать дваж­ ды. Нужна была опорная база Севморпути в европейской части России, и ее стали создавать еще в начале XX в. В 1915 в Архангельске сформировали из 24 судов ледоколь­ ную флотилию. Почти одновременно вошел в строй Мур­ манский морской незамерзающий порт. Начала действовать железная дорога от Петрозаводска до Мур­ манска. В 1921 два отряда судов так называемой Карской эк­ спедиции за одну навигацию прошли из Мурманска и Ар­ хангельска до Усть-Ениссйска и Нового ГІорта в Обской губе и возвратились назад. В 1932 сквозное плавание с запада на восток с научно-исследовательскими целями совершил за одну навигацию (2 месяца и четыре дня) ледокольный пароход «А. Сибиряков». После этого, 17.12.1932, правительство приняло постановление об организации Главного управления Северного морского пути при СНК СССР. Начальником Главсевмориути на­ значили О. Ю. Шмидта. В декабре 1934 в Мурманске организовано территориальное управление Главсевморпу- ти. Началась новая эпоха в освоении Арктики. 28.06.1934 из Владивостока на запад вышел ледокол «Федор Литке», по пути освободил из ледового плена суда первой Ленской экспедиции «Товарищ Сталин», В 1954-1955 специально для Севморпути построены в Финляндии три ледокола с дизель-электрическими уста­ новками, в 1960 вышел в Арктику первый атомный ледо­ кол «Ленин». В мае 1975 в Мурманск пришел атомоход «Арктика», а потом целая флотилия атомоходов. К тому времени Главное управление Севморпути из самостоятель­ ной организации стало одним из главков Минморфлота, а затем ликвидировано. Но оно сыграло свою роль в ос­ воении арктической трассы. С помощью атомных ледоко­ лов Северный морской путь действует практически круглогодично. Перевозки России составляли в благопри­ ятные годы до 65 млн. тонн грузов (в годы реформ сни­ зились до 2,5 млн.). Предпринимаются усилия сделать его международным. 1.08.1995 из японского порта Йоко­ гама вышел российский теплоход «Кандалакша» с 20 учеными России, Норвегии и Японии с целью детально­ го его исследования. 6.10.1995 итоги исследований обсуж­ дались в Токио. Лит. Кауфман А. Северная артерия. - «Полярная правда», 1997, 17 декабря. Корнева Е. Ваш подвиг воо­ душевляет. - «Мурманский вестник », 1997, 16 декабря. СЕВЕРНЫЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РАЙОН (СОР), создан для защиты Мурманска 31.04.1942.. С 18.07.1942 командир СОР генерал-лейтенант артиллерии С. И. Кабанов (в сентябре 1943 сто сменил генерал-лей­ тенант Е. Т. Дубовцев), начальник штаба капитан 2 ранга Д. А. Туз, комиссар Б. М. Балев. В состав оборонитель­ ного района входили 194 пушечно-артиллерийский полк, 12, 6э и 254 бригады морской пехоты, 347, 348 и 349 от­ дельные пулеметные батальоны, 336' отд. дивизион связи, 343 отд. химический батальон, 113 и 145 отд. дивизионы береговой артиллерии, взвод танков, полевой госпиталь № 2215, прачечный отряд и другие вспомогательные под­ разделения. СОР имел свой штаб и политотдел. «СЕВЕРНЫЙ ОДЕНЬ» (Renntier), кодовое назва­ ние немецкой наступательной операции по овладению «Таймыр». В экспедиции участвовали также зверобойное судно «Мурманец» и три подводные лодки Северного флота: Д-3, Щ-402 и Щ-404. Научная работа на СП-1 принесла первые достоверные данные о природе Цент­ ральной Арктики, дала представления о ее глубинном геологическом строении, позволила обрисовать профиль дна океана. Изменились представления о формировании льда в Северном Ледовитом океане и прибрежных морях. Найдена и зафиксирована жизнь в высоких широтах - от малейших растений и животных в толще воды до тюле­ ней, медведей и птиц. В дальнейшем подобные станции организовывались многократно. Лит. Папанин П. Д. Жизнь на льдине. 7-е изд. М ., 1977. Федоров Е. К. Полярные дневники. 2-е изд. Л., 1982. Тихомиров Г. С. К истории экспедиции Папанина. Документальный очерк. М ., 1980. «СЕВЕРНЫЙ ПОДЮС-2000», проект междуна­ родного ледового дреііфа поморского корабля через вер­ шину планеты с проведением научных наблюдений и экспериментов. В новогоднюю ночь 2000 года предпола­ гается встреча на Северном полюсе поморского деревян­ ного корабля экспедиции, атомного подводного ракетоносца Северного флота «Карелия» и атомного ле­ докола «Арктика». Ледокол доставит на полюс глав го­ сударств, которые участвовали в покорении, освоении и исследовании вершины планеты. Батискаф, доставлен­ ный на борту ледокола, позволит впервые в истории по­ казать человечеству дно океана в районе Северного полюса. На глубину 4000 м предполагается опустить ра­ диобуй с информацией о пионерах Арктики. Главы госу­ дарств подпишут меморандум о статусе Северного полюса как зоны мира. С Е В - С Е В о СЕВЕРНЫЙ м а я к , населенный пункт на о. Киль- дин в Баренцевом море. Существовал в 50-60-х гг. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ БАНК ел/. Банки. © «Рыбный Мурман» ® С. Н. Дащинский 45-32-19 48-64-75 СЕВЕРНЫЙ, микрорайон в северной части Мурман­ ска, к западу от проспекта Геросв-североморцев. Начал застраиваться в 30-е гг. вдоль береговой полосы Кольско­ го залива. Крупное жилищное строительство разверну­ лось в 60-е гг. «СЕВЕРНЫЙ», рыболовный траулер (РТ-83) Мур­ манского тралового флота; построен в 1933 в Ленингра­ де. Корпус стальной, клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. Участвовал в спасении папанинцев. В Великую Отече­ ственную тральщик (ТІД-40). После войны возвращен тралфлоту. Выведен из действующего состава. СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЫБО­ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРЕСТ - см. Севгосрыбтрест. СЕВЕРНЫЙ КАЛОТТ, содружество народов стран Северной Европы - см. Дни мира Северного Калотта. СЕВЕРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, бывший техникум физкультуры в Монче­ горске. Готовит специалистов по зимним видам спорта: лыжным гонкам, горнолыжному спорту, спортивным еди­ ноборствам, многоборью, спортивным играм, а также по художественной гимнастике. с е в е рны й к р а й , территориально-экономическая область. Образована весной 1929 с центром в Архангель­ ске. СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН, самый малый на планете, занимает 3% поверхности Земли. Впервые как самостоятельный океан определен в 1650 голландским географом Б. Варениусом. Долго не имел единого названия. Европейцы с середины XVII в. назы­ вали его Гиперборейским (Крайнесеверным), на русских картах обозначался как «Морс-окиян», «Ледовое море», «Северный океан». В 1845 Мировой океан географами поделен на 5 океанов, в том числе Северный Ледовитый. В СССР это название официально принято в 1935. На 40% площади океана глубины редко превышают 200 м, у полюса - около 5 тыс. м. Имеются подводные хребты Ахмундсена, Гаккеля, Ломоносова, Макарова, Менделее­ ва, Нансена и др. Льды зимой занимают около 10-11 млн. кв. км, летом 7,5-8 млн. «Володарский» и «Правда», зимовавшие у островов Ком­ сомольской Правды, и через 84 дня вошел в Кольский залив. Командовал ледоколом Н. М. Николаев, а науч­ ным руководителем был В. Ю. Визе. В 1935 из Мурманска под проводкой во льдах ледоко­ ла «Красин» прошли Севморпутем в бухту Провидения два балтийских лесовоза - «Ванцстти» и «Искра», пре­ одолев за 38 суток (с 19 августа по 1 сентября) 3221 милю. Это был рекордно короткий срок. Из Владивосто­ ка тем же путем на запад прошли с 23 июля по 16 сентяб­ ря того же года пароходы «Анадырь» и «Сталинград». Впервые ледоколы были расставлены на всем протяже­ нии Севморпути. Арктика давала о себе знать. В 1 937 вынужденно ос­ тались на зимовку во льдах от Земли Франца-Иосифа до Тикси 26 судов - они зимовали караванами в трех райо­ нах: «Русанов», «Пролетарий», «Рошаль» (107 человек) вместе с ледоколом «Ермак» до 2.06.1938 в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа; карский караван из шести судов с 4.11.1937 по 6.07.1938 находился в районе Дик­ сона; у Северной Земли оказались во льдах ледорез «Литке», пароходы «Крестьянин», «Урицкий», «Прав­ да», «Моссовет», «Молотов»; в море Лаптевых остались на долгие зимние месяцы вместе с ледоколом «Ленин» пять судов: «Товарищ Сталин», «Рабочий», «Диксон», «Ильмень», гидрографическое судно «Камчадал». 23.01.1938 раздавлен льдами и затонул пароход «Рабо­ чий»; «Садко», «Малыгин», «Седов» с 29.10.1937 тоже оказались отрезанными льдами. Из 217 человек большин­ ство вывезли полярные летчики, в августе 1938 «Ермак» вывел «Малыгина» и «Садко», а 15 моряков остались дреііфовать. Их сняли 13.01.1940 за 81 параллелью и доставили в Мурманск. На рубеже 30-40-х гг. на трассу Севморпути вышли ледоколы отечественной постройки, и путь в Тихий оке­ ан стал надежно действующей летней трассой. В годы Великой Отечественной войны Севморгіуть оставался не только транспортной магистралью, но нередко иревра-- щался в театр военных действий. районом никелевых рудников в Петсамо. Составная часть плана Барбаросса. Как и намечалось, удар здесь был нанесен 22.06.1941. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, крайняя верхняя точка Зем­ ли. Давно люди стремились достичь се. У Северного по­ люса всплывали подводные лодки Северного флота К-3, К-178, К-181 и др. Разработан план выброса туристов на Северном полюсе на парашютах. База для этого создается на одном из аэродромов на Новой Земле. Стоимость «удовольствия» около 6 тыс. долларов. «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС», рыболовный траулер (РТ- 64) Мурманского тралового флота; построен в 1932 в Ленинграде. Корпус стальной, сварной. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полез­ ный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В Великую Отечественную сторожевой корабль «Бриз» (СКР-25) Северного флота. После войны возвра­ щен тралфлоту. Выведен из его состава. «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-1» (СП-1), научная стан­ ция на дрейфующей льдине, впервые в мире создана 21.05.1937. Полярники и оборудование доставлены лет­ чиком М. В. Водопьяновым на самолете «СССР-Н-170». В состав дрейфующего экипажа входили гидро­ лог П. П. Ширшов, магнитолог П. В. Федоров, радист Э. Т. Кренкель. Возглавил станцию И. Д. Папанин. На­ учная работа началась сразу же. Измерена глубина оке­ ана - 4290 м, размер льдины - 3 км в ширину и 5 км в длину, толщина льда 3 м. 28.06.1937 на льдине получи­ ли сообщение о присвоении И. Д. Папанину звания Ге­ роя Советского Союза, сто товарищи награждены орденами Ленина. 19.02.1938 льдину вынесло в Гренлан­ дское море. Она резко уменьшилась в размерах. Папа- нинцы сняты гидрографическими судами «Мурман» и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz