Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.
н АЧАЛОМ ЭТОЙ ИСТОРИИ обоснованнее считать не на- _ _падение вооруженных ин д и й ц е в на корабль, а подписание контракта 22 августа 1996 года меж ду «Севрыбой» и фирмой «International Towing Services INS» (в дальнейшем - ITS): «Севрыба» сда вала, a ITS принимала «Стахано вец» для коммерческого использования за 2900 долларов в сутки. Напомню, что это морское ледо- кольно-спасательное судно стоимо стью более 10 миллионов долларов предназначалось для дежурств в удаленных районах Мирового океа на и спасения судов, терпящих бед ствие. Являлось государственной собственностью России. 18 мая 1994 года его передали для хозяйствен ного использования акционирован ной к тому времени «Севрыбе». Она-то и решила распорядиться им по-своему - сдать во фрахт. Хотя не привлекательный опыт подобных «Севрыба» решила аспорядиться судном по-своему сделок уже накапливался. За год до того голландец Ван дер Ду из фирмы «Marine Managmtnt Group» зафрахтовал еще более мощный буксир «Гигант», и тот тащил два российских корабля на металл в США. Но сделка сорвалась, «Ги гант» арестовали в Америке за долги. Из прессы стало известно, что «Гигант» стал яхтой для бога тых пассажиров, желающих совер шить Арктический круиз. И здесь хитрый 50-летний голлан дец не хотел терять барыши и ре шил заработать на буксировке противолодочного крейсера «Моск ва». Это известный боевой корабль. Спущенный на воду в январе 1965 года, он имел полное водоизмеще ние 14 600 тонн, мог нести до 14 вер толетов Ка-25. После раздела Черноморского флота в 1992 году он достался Украине, с него сняли все более-менее ценное, и он ржавел у причала в Севастополе. В 1997 году Украина продала крейсер Индии за 3,1 миллиона долларов. Покупате лем выступила индийская фирма .Хитрый голландец не хотел терять барыши «Elbert Overseas Ink» во главе с г- ном Мубаром, специализирующимся на приобретении устаревших укра инских кораблей на металлолом. 28 апреля того же года Ван дер Ду и Мубар подписали соответствующий контракт. И в июле «Стахановец» под командованием капитана А. Но викова прибыл в Севастополь, отку да спасатель с крейсером на буксире взял курс в южные моря. Кратчайший путь в Индию - через Суэцкий канал. Но почти невозмож но протащить по нему такую грома дину. Решили обойти Африку. Однако еще в Босфоре крейсер опасно разворачивало, можно было повредить береговые постройки. А на юге Африки караван попал в сильный шторм, вертолетоносец оторвало и носило по бушующему морю, как «летучего голландца». «Стахановцу» оставалось ходить вокруг него и подавать сигналы опасности приближающимся судам. Крейсер хорошо хлебнул воды, за метно накренился и осел. Индийские власти потом уверяли, что вода по пала внутрь крейсера через отвер стия, проделанные командой, чтобы украсть цветной металл. Судовладе лец объяснял пробоины динамичес кими нагрузками и проржавевшим корпусом. А российские моряки бо ролись за индийский металлолом: откачивали излишнюю забортную воду, заваривали пробоины, переба- лансировали крейсер. Караван свернул в Кейптаун. Там ремонт продолжали с месяц, обо- Вертолетоносец оторвало и носило по бушующему морю, как «летучего голландца» шелся он индийцам в 400 тысяч дол ларов. Расчетливый Мубар, по-види- мому, уже тогда задумался о возмещении своих непредвиденных расходов. Заранее подготовил иск в суд и отслеживал дальнейший путь каравана. 15 октября «Стахановец» со сво им «прицепом» подошел к террито- выходить в город, стали лечить мат- роса-буфетчика А.Терентьева. Моря ки получали в кредит продовольствие. О происшествии поставили в известность МИД Ин дии. Наше генеральное консульство в Бомбее рекомендовало «Севрыбе» добиться освобождения судна под залог, но судовладелец предпочел суд. Тогда «Севрыба» наняла три адвокатские фирмы (из Индии, Да нии и Великобритании) и обратилась в Высший суд Калькутты с контрис ком. Индийцы, поняв, что быстрой выгоды не получить, приуныли и предложили мировое соглашение с небольшой компенсацией. «Севры ба» к тому времени уже освоилась с ситуацией и стояла на своем. Международный конфликт «Стахановец» иморскоеправо Почти полтора года назад (27 октября 1997) береговая охрана Индии за пределами своих территориальных вод захватила российское ледокольно спасательное судно и вскоре привела его в порт Бомбей. «Стахановец» (так назывался спасатель) принадлежал «Севрыбе» (Г. В. Тишков) и буксировал противолодочный крейсер «Москва», проданный Индии на металлолом. Уже и город-порт Бомбей переименовали в Мумбай , и суд по возникшему в связи с захватом делу перенесли из Калькутты, и российское посольство в Дели старалось помочь нашим мореходам , а мурманское судно все еще под арестом. Игорь КОРЕЛЬСКИЙ риальным водам Индии на траверзе Бомбея и, ожидая дальнейших ука заний судовладельца, бросил якорь в территориальных водах. Пока «Севрыба» вела переговоры с фрах тователем об оплате, индийский бизнесмен метнулся в Высший суд Калькутты с иском к ITS и «Севры бе» о возмещении убытков. Вот краткая хроника дальнейших собы тий. 17 октября к «Стахановцу» швар туется катер с представителями фирмы, купившей крейсер, и судеб ными исполнителями: буксир арес тован, следуйте в Бомбей. Капитан отказывается - действуете в между народных водах, и суд Калькуттский не указ, в Бомбее имеется свой, морской. Капитан действовал . грамотно, боролся с произволом 23 октября снова гости: индийский буксир и корабль береговой охраны № 59. Гости невежливы: маневриру ют вокруг судов и открывают огонь из автоматического оружия, высажи вают на борт десант. Под конвоем следуют в Бомбей, где три недели никого не выпускают на берег. Капитан действовал грамотно, бо ролся с произволом. Известил рос сийских дипломатов в Индии, местные средства информации. Ста рательно помогал экипажу генераль ный консул нашей страны в Бомбее А.Будник. С его помощью моряки по лучили возможность покидать судно, С ноября 1997 по май 1998 года прошло... 15 заседаний по делу! Первые решения были не в пользу «Севрыбы»: 500 тысяч долларов за лога - и забирайте свой «Стахано вец». «Севрыба» готова была пойти на это, обеспечив залог банковской гарантией. Тогда индийцы увеличили Индийцы боялись, что русские могут затопить крейсер ставку залога до 1 миллиона 312 ты сяч 187 долларов. Суд пошел .на встречу своим землякам, приняв их условия, и удалился на каникулы. «Стахановец» по-прежнему в Ин дии... Почему его задержали в нейтраль ных водах? Скорее всего индийцы боялись, что экипаж в случае неожи данных обстоятельств может зато пить крейсер или выбросить на берег, на котором уже немало поко ится украинских судов, и в Индии не знают, что с ними делать. Каковы доводы «Севрыбы»? Что, она ни в чем не виновата? При заключении договора на бук сировку стороны согласились на юрисдикцию английских судов, одна ко иск возбужден в рамках суда Ин дии; арестована госсобственность России в нарушение Гражданского кодекса Индии - без согласия феде рального правительства; нарушен иммунитет государственного судна в открытом море; задержание про изошло за пределами территориаль ных вод Индии. К сожалению, и фе деральный орган власти - Госкомры- боловство России - оставил без внимания это ЧП, переведя даль нейшую «стрелку» на МИД России. Нарушались и судебные процеду ры - Индия подписала Конвенцию ООН 1982 года по морскому праву, однако суд противодействовал в вы даче его решений. У индийского суда были свои аргу менты, подкрепленные ссылками на ту же Конвенцию: судно, хотя и госу дарственное, но использовалось в коммерческих целях; находилось в пределах юридической досягаемос ти (не более 24 миль от берега) и подпадало под частичный суверени тет страны... Нашим морякам надо помнить и о праве прибрежного государства в определенных случаях преследо вать другое судно «по горячим сле дам» (ст. 111) вплоть до территориальных вод его страны. Исходя из международного права, нашим буксировщикам можно дать несколько полезных советов. Первое. В судах разных стран при рассмотрении подобных дел буксир и ведомое им судно рассматривают ся как единое целое. Поэтому, не смотря ни на какие положения Суд пошел навстречу своим землякам-индийцам контракта, судовладелец в случае нанесения убытков третьей стороне, повреждения буксируемого объекта или нарушения правил мореплава ния привлекается к ответственности. В такой ситуации очень важно, что бы капитан буксира своевременно подал морской протест властям, гра мотно собрал показания членов ко манды, чтобы доказать потом в суде действия непреодолимых сил сти хии и сослаться на форс-мажорные обстоятельства. Обязательно обра щение к генеральному консулу Рос сии в стране задержания, чтобы составить Акт о морском протесте и обеспечить защиту государством ин тересов своих граждан за рубежом. Второе. Если владелец буксируе мого объекта обвинит владельца буксира в разворовывании транспор тируемого судна, то он должен пред ставить коммерческие акты на наличие и отсутствие такого имуще ства. К тому же все эти претензии можно адресовать и фрахтователю. Конечно о чем должна быть соответ ствующая отметка в коносаменте. Третье. При первых признаках разногласий между партнерами ка равану разумнее всего не подходить к берегу ближе 24 миль, чтобы не дать повода береговой охране для досмотра, задержания и ареста. Четвертое. Любой буксир феде ральной собственности, выполняю щий коммерческую буксировку, лишается иммунитета. Исключение составляет лишь буксировка военно го корабля того же государства на некоммерческих условиях. Пятое. Если судно все же аресто вано, власти задержавшего его госу дарства обязаны освободить судно после предоставления залога. И - последнее, пожалуй, самое главное. Следует всегда выбирать надежных, проверенных партнеров. Не нарушать местное и международ ное законодательство. Потому что издержки, связанные с судами, бы вают намного значительнее выгод от буксировочной операции. А потому все операции такого рода должны быть застрахованы в серьезном страховом обществе. К сожалению, наше общество «Ингосстрах» с удо вольствием берет взносы, а полу чить там страховую премию, как оказалось, весьма проблематично. Посольство РФ в Индии , а. Нью-Дели. 23 - 29 апреля 1999 года J Л Н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz