Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.
г ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Н О Л Ь Ш О Г О - ^ * ІіРА САФОНОВ Борис Феоктистович (26.08.1915- онс В о л о го д с ко й области. Участник обо- 30.05.1942), подполковник, командир 2 гв. истребитель- роны Советского Заполярья в годы Вс- пого авиаполка Северного флота, дважды Герой ликои Отечественной войны. С 1947 в Советского Союза (16.09.1941, 14.06.1942). Род. в с. Си- Мурманске: плотник, с 1964 бригадир нявино Тульскоіі области. Окончил школу Ф ЗО , аэро- комплексной бригады на строительстве клуб. В армии с 1933. Окончил 1 Военную (Качинскую) кинотеатров «Мурманск», «Мир», меж- школу пилотов (1934). С сентября 1940 в Заполярье. Ко- союзного Дворца культуры, жилого мандовал эскадрильей 72 авиаполка, 78 авиаполком и 2 дома на проспекте Ленина, в котором гвардейским авиаполком ВВС Северного флота. Боевой располагается кафе «Юность», и многих счет открыл 24.06.1941. 30.05.1942 вместе с летчиками других зданий в областном центре. САНАВИАЦИЯ (санитарная авиация), начала дсіі- П. Орловым и В. Покровским вылетел на прикрытие кон- Лит. Крупникова М . Председатель ствовать в Мурманской области в 1940. в°я , на которыіі совершала массированные налеты авиа- совета бригадиров. - «Строительная ция противника. Втроем вступили в боіі с 45 немецкими газета», 1969, 12 сентября. САНГОРОДОК, населенный пункт в 9 км от Колы, самолетами. Сбили 5 и 3 из них - Сафонов. Во время боя по дороге Кола - Мурмаши. Образован в 1955, распола- получил повреждения и самолет ВЫПУСК № 39 галось несколько медицинских одноэтажных корпусов. 20.01.1988 исключен из учетных данных. САН-РУЧЕИ, населенный пункт - см. Чан-Ручей. Б. Ф . Сафонова, отважный летчик погиб. Менее чем за год Великой Отечественной войны Б. Ф . Сафо нов совершил 224 боевых вылета, сбил лично 25 самолетов противни ка и в групповых боях еще 14. В САПАНАДЗЕ Платон Васильевич (1906- 22.02.1978), в 1939-1949 директор Мурманской судовер- Тульской области и в пос. Сафоно- фи, с 1949 начальник Мурманрыбы, во Мурманской области установлс- Главмурманрыбпрома, Управления рыбной промышлен- ны бюсты. Имя носят поселок в пости Мурманского совнархоза. Род. в г. Поти в Аджа- Мурманской области, улицы в рии, грузин. Окончил 5-классное рсмсслсннос училище Мурманске, Полярном, Ссвсромор- (1923), Курсы усовершенствования плавсостава Балтий- ск9.» Туле, пос. Ясногорске Тульс- ского пароходства (1937). Работал в Поти слесарем сѵдо- к°й области. Место гибели летчика ремонтного завода. В 1927-1936 старший машинист, объявлено Координатами славы третий механик на морских судах Черноморского и Бал- Северного флота, тийского пароходств. Инструктор политотдела, помоіц- САФРОНОВ Виктор Александрович, маши нист Кандалакшского локомотивного депо, депутат 8 со зыва Верховного Совета РСФСР (1971-1975). Род. в 1940 в Кировске Мурманской области, русский. С 1957 рабо тал в тресте Рязаньжилстрой. С 1958 в Апатитах. В 1961 окончил железнодорожное училище в Волховстрос. Рабо тал помощником машиниста Кандалакшского локомотив ного депо. С 1965 машинист. САФРОНОВИЧ Леонид Борисович, журна лист, редактор районной газеты «Ловозсрская правда» в 1969-1980. САХАРОВ Алексей Сергеевич (18.03.1910- 16.02.1996), геолог, в 1954-1987 ст. научный сотрудник Геологического института Кольского филиала АН СССР Лит. Сафонов Б .Ф . Биографическая справка. Герои (Кольского научного центра РАН), кандидат геолого-ми- нсралогичсских наук. Род. в Пскове. Окончил Ленинг радский горный институт (1934). В 1934-1941 работал в экспедициях Ломоносовского института АН СССР, инжс- нсром-гсологом в Союзрсдметразведке, начальником партий в Якутолове и Дальстрос. Участник Великой Оте чественной войны. В послевоенное время ведущий нссле- ник начальника отдела кадров Балтийского морского Советского Союз . Т. 2. М ., 1988, с. 420. Ступин Е.С. пароходства. В Мурманске с 1938, руководил междурей- Борис Феоктистович Сафонов. - Не просто имя - бро совой мастерской Мурманрыбы, судоверфью, рыбной графия страны. Кн. 2. Мурма ск, 1989, с. 337-346. Сту- отраслыо Северного бассейна. Оставался в Мурманске пин Е.С. Крылатый богатырь. Повесть. Тула, 1985. все годы Великой Отечественной войны, руководил ре монтом военных, рыболовных и транспортных судов и САФОНОВ аленти Иванович, писатель, выпуском военной продукции. С 1960 на пенсии. Умер и Срочную службу проходил на Северном флоте, на одном доватсль массива Зайстейд в Сальных тундрах Кольского пох. в Тбилиси. корабле с будущим русским поэтом Николаем Рубцовым, полуострова, щелочных массивов Курги, Ковдора, Лово- __ Вместе занимались в литературном объединении при ре- зсРа и Африканды. С его участием открыто шесть минс- САПОГОВ Александр Иванович, в 1950-1980 дакщш газеты «На страже Заполярья». Опубликовал ряд Ралов (литиевый рибскит хондродит, серандит, натисит, капитан на промысловых судах Мурманского тралового статей о жизни и творчестве Н. Рубцова. Живет и рабо- наунтиенит, тетранатроит). Автор более 60 научных тру- флота. Род. в 1907 в с. Воскрссснскос Воскресенского тает в Рязани. дов> в том числе трех монографий. С 198/ на пенсии, района Саратовской области, русский. Окончил Архан- Умер и пох. в Санкт-Петербурге. гельский морскоіі техникум (1932) и с того времени в «САФОНОВЕЦ», газета 2 гв. истребительного авиа- Л?’ ^ тРологичес-^ое Ф°РмиРование массива Зай - Мѵрманском тралфлоте. Работал штурманом. С сентяб- полка Северного флота имени Б. Ф . Сафонова. Издава- стейд в Сальных тундрах. Апатиты, 1956. Ловозерский ря 1950 капитан. лась с 8.12.1942 редактором Г. И. Грабченко. щелочной массив. Апатиты, 1980. Металлогения Лово- зерского массива. Апатиты, 1982. Геологическая изучен- «САРАТОВ», рыболовный траулер (РТ-75) Мурман- САФОНОВО, поселок в 8 км от Североморска, по ностъ СССР. Т. 1. М ., 1979, 1980, 1983. ского тралового флота, построен в 1933 в Ленинграде, дороге Мурманск - Североморск (до 15.07.1954 - Грязная г д у д о п д д w ы і Корпус стальной, клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, Гѵба). Как колония существовал с 1893. По переписи Анатолии Николаевич, капитан па- осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 1926 проживали 72 человека (финны), по переписи 1989 Рохода Севморпути «Сталинград». В 1940 участвовал в т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В - 8006 человек. Переименован в честь дважды Героя Со- спасении «Георгия Седова», дрейфовавшего в Гренланд- Великую Отечественную временно использовался Север- встского Союза Б. Ф . Сафонова, ным флотом как отопитель. После войны возвращен- тралфлоту. Выведен из действующего состава. САФРОНОВ Александр Яковлевич, бригадир комплексной бригады Мѵрманскжилстроя, Героіі Соци- САРВЕСЬ, погост - см. Гирвас-озеро. алистического Труда (5 .04 .1971 ), депутат Верховного . . . . . . Совета РСФСР 8 созыва (1971-1975), почетный гражда- .. - САРДИНЫ, обобщенное название подвидов семей- нин Мурманска (26.11.1990). Род. в 1923 в д. Жаравин- п ° т о п л с н немецкой подлодкой, но большинство команды ✓ 1 Т 1 —* 4 * ГА ТТ Т"'ГАГГО Т“АГГ Л 1 ЖС /А ТТТ.Т1С ГГ/АI VГ* 'T' ТЧТ* ГГ«С ТЛОГГТI'TO ТТО /»ТТОЛЛТ ТУЧ /Л тТТ-»ттr r tf ства сельдиевых рыб. ІІланктонофаги. Сардина (Sard ina ), близка к атлантической сельди. Отличие: на предкрышке радиальные бороздки, сбоку ряд темных пятен. Размер - 14-22 см, реже до 30 см. Нерест в сентябрс-мас. Обитает в прибрежных водах Восточноіі Атлантики от Мавритании до Норвегии, в Средиземном и Черном морях. Многочисленна, мясо вкусное. Жира 2-18%, белка 20%. Сардинеллы, или тропические сардины (Sardinella) из семейства сельдиевых рыб. В отличие от сардины жабер ная крышка гладкая, па боках нет пятен. Размер до 35- 40 хм . Обитают в тропических и субтропических водах. В Атлантике - сардинслла-алаша, или круглая, аурита, золотистая. Один из объектов промысла мурманских рыбаков. Сардинки (Harengula), из семейства сельдевых рыб, близки к сардинам. Отличие: нет ала, меньше позвонков (40-45). Серебристые, размер в прибрежных водах Цен тральной Америки до 20 см, в Атлантике 7-12 см. ском морс. Без помощи ледоколов в полярноіі ночи и при штормовой погоде пробился к кораблю, доставив ему уголь. За «излишний риск» А. Н. Сахарова освободили от капитанства и уволили из Севморпути, но через пол года восстановили. В годы Великой Отечественной уча ствовал в союзных конвоях. «Сталинград» в 1943 ДДХ1Д1 і 1 » V - W . 1 1 I i / i / V / / ± Ѵ7Д и / i v a u c i D i i i i / <> . „ ская Всрхнетосмского раііона Архангельской области, благодаря умелым действиям капитана спасено. Англии- ГІослс окончания в 1939 школы Ф ЗО работал плотником в г. Котласе Архангельской области и в Грязовсцком рай- С А Н - С А Х В героях - восьмой, Полробнее о факте из «Энииклопелии Кольского края» 1 2 а п р е л я - В с е м и р н ы й д е н ь а в и а ц и и и к о с м о н а в т и к и , а 2 0 - г о и с п о л н и т с я 6 5 л е т п о с т а н о в л е н и ю ЦИК С С С Р о б у ч р е ж д е н и и з в а н и я Г е р о я С о в е т с к о г о С о ю з а . В э т о й с в я з и у м е с т н о в с п о м н и т ь и р а с с к а з а т ь о в ы д а ю щ е м с я р у с с к о м л е т ч и к е САУКОВ Александр Александрович М и х а и л е М и х а й л о в и ч е Г р о м о в е . (15 .08 .1902-23 .10 .1964), геохимик, член-корреспондент АН СССР (1953). Род. в д. Чурилово Некоузского рай она Ярославской области, русский. Окончил Ленинград ский политехнический институт (1929). Ученик А. Е. Ферсмана. В 1927 студен- том-практикантом участвовал в работе отряда А. Н. Лабунцова и открытии апа титовых месторождений на плато Рас- вумчорр и Апатитовом цирке в Хибинах. В дальнейшем профессор Московского университета (1952). Именем назван ми- I нерал - сауковит. Лауреат Сталинской премии (1947, 1952) за монографию «Геохимия ртути» и учебник «Геохи мия». Почетный член Королевского гео логического общества Великобритании. Умер и пох. в Москве. САФОНОВ Алексей Иванович (30.03.1933- 2 .11.1987), в годы В с л и ко й Отечественной войны юнга, самый молодой матрос Северного флота. Род. в Мурманске (Роста ), русский. В 1941, после ухода на фронт отца, в 8 лет зачислен юнгоіі (воспитанником экипажа) на лидер «Баку» . Участвовал во всех боевых походах корабля. С 1944 в Нахимов ском училище в Тбилиси (на фронте погибли отец Иван Илларионович, 1900 г.р ., и брат Борис Иванович, 1922 г .р .), после окончания служил в армии. Затем снова в Мурманске, на промысловых судах. Умер и пох. в Кандалакше. Клуб «Дети прифронто вого Мурмана» зачислил его своим почетным членом. Из трагедии сделали победу Летчиков любят и ценят на всех этажах общества. С самого зарож дения отрасли государственные правители поняли: сильная авиа ция - это надежная оборона, глав ное - разумно распорядиться талантами. А талантливых авиа конструкторов и летчиков в нашей стране хватало. В тридцатые годы случился на стоящий авиабум, девиз того вре мени: дальше, быстрее, выше. С развитием самолетостроения уста навливались различные рекорды. И что ни рекорд - национальный праздник: встречи, награждения, банкеты с членами правительства. А все началось с челюскинской эпопеи, с того февральского дня 1934 года, когда в Северном Ледо витом океане затонул ледоколь ный пароход «Челюскин» и всех членов экипажа и пассажиров вы везли с дрейфующей льдины лет чики полярной авиации. Из трагедии сделали победу. Именно в связи с этим событием Центральный Исполнительный Комитет, установил высшую сте пень отличия, «связанного с про явлением героического подвига», - звание Героя Советского Союза. Семь летчиков стали первыми Ге роями: А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Во допьянов, И. В. Доронин. Михаил Михайлович Громов, о ком наша речь (и кому недавно исполнилось 100 лет со дня рож дения), не спасал челюскинцев, но спустя несколько месяцев стал восьмым Героем Советского Со юза, ему также вручили орден Ле нина и особую Грамоту ЦИК СССР (медаль «Золотая Звезда» ввели позднее). Героические вехи Громов к тому времени был из вестным летчиком. Летать он на чал с 1917 года, в годы гражданской войны был инструк тором в авиашколе, затем летчи- ком-испытателем. В то время, в начале двадцатых, своих самоле тов не строили, осваивали маши ны, купленные за границей, в основном немецкие. Он же испы тывал первый отечественный ис требитель И-1 конструктора Н. Н. Поликарпова. На самолете Р-1, так же отечественной постройки, Гро мов впервые изучил и выработал методику ночных полетов в непо году, в тумане. Одним из первых увлекся дальними перелетами. Летом 1925 года в составе авиа группы совершил сложный пере лет по маршруту Москва - Иркутск - пустыня Гоби - Улан-Батор - Пе кин. После триумфального возвра щения стал заслуженным летчиком и орденоносцем. А в сле дующем году за блестящий пере лет по столицам европейских государств стал лучшим летчиком мира и был принят в элитный французский авиаклуб «Старые стволы». В дальнейшем, до Великой Оте чественной войны, Громов испы тывал замечательные самолеты конструктора А. Н. Туполева, в том числе самый большой в то время «Максим Горький». Когда в конце 1933 года Громову из туполевского бюро передали новую машину АНТ-25, то после первых испыта тельных полетов Михаил Михай лович понял, что она способна на многое, и стал готовиться к поко рению рекорда французов. Фран цузские летчики Кодос и Росси в тот год без посадки пролетели по прямой 9104 километра и по замк нутой кривой -10601 километр. В экипаж Громов взял давних товарищей - штурмана Ивана Ти мофеевича Спирина и радиста Александра Ивановича Филина. Вылетели 12 сентября 1934 года. К тому времени уже отшумели праз дники по героям челюскинской эпопеи. Финишировали 15 сентяб ря. За 75 часов экипаж АНТ-25, или «РД» («Рекорд дальности»), как его еще называли, пролетел 12411 ки лометров. Рекорд французов по замкнутой кривой был побит. Че- L IL J JkY 16 - 22 апреля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz