Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.

г ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Н О Л Ь Ш О Г О - ^ * ІіРА САФОНОВ Борис Феоктистович (26.08.1915- онс В о л о го д с ко й области. Участник обо- 30.05.1942), подполковник, командир 2 гв. истребитель- роны Советского Заполярья в годы Вс- пого авиаполка Северного флота, дважды Герой ликои Отечественной войны. С 1947 в Советского Союза (16.09.1941, 14.06.1942). Род. в с. Си- Мурманске: плотник, с 1964 бригадир нявино Тульскоіі области. Окончил школу Ф ЗО , аэро- комплексной бригады на строительстве клуб. В армии с 1933. Окончил 1 Военную (Качинскую) кинотеатров «Мурманск», «Мир», меж- школу пилотов (1934). С сентября 1940 в Заполярье. Ко- союзного Дворца культуры, жилого мандовал эскадрильей 72 авиаполка, 78 авиаполком и 2 дома на проспекте Ленина, в котором гвардейским авиаполком ВВС Северного флота. Боевой располагается кафе «Юность», и многих счет открыл 24.06.1941. 30.05.1942 вместе с летчиками других зданий в областном центре. САНАВИАЦИЯ (санитарная авиация), начала дсіі- П. Орловым и В. Покровским вылетел на прикрытие кон- Лит. Крупникова М . Председатель ствовать в Мурманской области в 1940. в°я , на которыіі совершала массированные налеты авиа- совета бригадиров. - «Строительная ция противника. Втроем вступили в боіі с 45 немецкими газета», 1969, 12 сентября. САНГОРОДОК, населенный пункт в 9 км от Колы, самолетами. Сбили 5 и 3 из них - Сафонов. Во время боя по дороге Кола - Мурмаши. Образован в 1955, распола- получил повреждения и самолет ВЫПУСК № 39 галось несколько медицинских одноэтажных корпусов. 20.01.1988 исключен из учетных данных. САН-РУЧЕИ, населенный пункт - см. Чан-Ручей. Б. Ф . Сафонова, отважный летчик погиб. Менее чем за год Великой Отечественной войны Б. Ф . Сафо­ нов совершил 224 боевых вылета, сбил лично 25 самолетов противни­ ка и в групповых боях еще 14. В САПАНАДЗЕ Платон Васильевич (1906- 22.02.1978), в 1939-1949 директор Мурманской судовер- Тульской области и в пос. Сафоно- фи, с 1949 начальник Мурманрыбы, во Мурманской области установлс- Главмурманрыбпрома, Управления рыбной промышлен- ны бюсты. Имя носят поселок в пости Мурманского совнархоза. Род. в г. Поти в Аджа- Мурманской области, улицы в рии, грузин. Окончил 5-классное рсмсслсннос училище Мурманске, Полярном, Ссвсромор- (1923), Курсы усовершенствования плавсостава Балтий- ск9.» Туле, пос. Ясногорске Тульс- ского пароходства (1937). Работал в Поти слесарем сѵдо- к°й области. Место гибели летчика ремонтного завода. В 1927-1936 старший машинист, объявлено Координатами славы третий механик на морских судах Черноморского и Бал- Северного флота, тийского пароходств. Инструктор политотдела, помоіц- САФРОНОВ Виктор Александрович, маши­ нист Кандалакшского локомотивного депо, депутат 8 со­ зыва Верховного Совета РСФСР (1971-1975). Род. в 1940 в Кировске Мурманской области, русский. С 1957 рабо­ тал в тресте Рязаньжилстрой. С 1958 в Апатитах. В 1961 окончил железнодорожное училище в Волховстрос. Рабо­ тал помощником машиниста Кандалакшского локомотив­ ного депо. С 1965 машинист. САФРОНОВИЧ Леонид Борисович, журна­ лист, редактор районной газеты «Ловозсрская правда» в 1969-1980. САХАРОВ Алексей Сергеевич (18.03.1910- 16.02.1996), геолог, в 1954-1987 ст. научный сотрудник Геологического института Кольского филиала АН СССР Лит. Сафонов Б .Ф . Биографическая справка. Герои (Кольского научного центра РАН), кандидат геолого-ми- нсралогичсских наук. Род. в Пскове. Окончил Ленинг­ радский горный институт (1934). В 1934-1941 работал в экспедициях Ломоносовского института АН СССР, инжс- нсром-гсологом в Союзрсдметразведке, начальником партий в Якутолове и Дальстрос. Участник Великой Оте­ чественной войны. В послевоенное время ведущий нссле- ник начальника отдела кадров Балтийского морского Советского Союз . Т. 2. М ., 1988, с. 420. Ступин Е.С. пароходства. В Мурманске с 1938, руководил междурей- Борис Феоктистович Сафонов. - Не просто имя - бро­ совой мастерской Мурманрыбы, судоверфью, рыбной графия страны. Кн. 2. Мурма ск, 1989, с. 337-346. Сту- отраслыо Северного бассейна. Оставался в Мурманске пин Е.С. Крылатый богатырь. Повесть. Тула, 1985. все годы Великой Отечественной войны, руководил ре­ монтом военных, рыболовных и транспортных судов и САФОНОВ аленти Иванович, писатель, выпуском военной продукции. С 1960 на пенсии. Умер и Срочную службу проходил на Северном флоте, на одном доватсль массива Зайстейд в Сальных тундрах Кольского пох. в Тбилиси. корабле с будущим русским поэтом Николаем Рубцовым, полуострова, щелочных массивов Курги, Ковдора, Лово- __ Вместе занимались в литературном объединении при ре- зсРа и Африканды. С его участием открыто шесть минс- САПОГОВ Александр Иванович, в 1950-1980 дакщш газеты «На страже Заполярья». Опубликовал ряд Ралов (литиевый рибскит хондродит, серандит, натисит, капитан на промысловых судах Мурманского тралового статей о жизни и творчестве Н. Рубцова. Живет и рабо- наунтиенит, тетранатроит). Автор более 60 научных тру- флота. Род. в 1907 в с. Воскрссснскос Воскресенского тает в Рязани. дов> в том числе трех монографий. С 198/ на пенсии, района Саратовской области, русский. Окончил Архан- Умер и пох. в Санкт-Петербурге. гельский морскоіі техникум (1932) и с того времени в «САФОНОВЕЦ», газета 2 гв. истребительного авиа- Л?’ ^ тРологичес-^ое Ф°РмиРование массива Зай - Мѵрманском тралфлоте. Работал штурманом. С сентяб- полка Северного флота имени Б. Ф . Сафонова. Издава- стейд в Сальных тундрах. Апатиты, 1956. Ловозерский ря 1950 капитан. лась с 8.12.1942 редактором Г. И. Грабченко. щелочной массив. Апатиты, 1980. Металлогения Лово- зерского массива. Апатиты, 1982. Геологическая изучен- «САРАТОВ», рыболовный траулер (РТ-75) Мурман- САФОНОВО, поселок в 8 км от Североморска, по ностъ СССР. Т. 1. М ., 1979, 1980, 1983. ского тралового флота, построен в 1933 в Ленинграде, дороге Мурманск - Североморск (до 15.07.1954 - Грязная г д у д о п д д w ы і Корпус стальной, клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, Гѵба). Как колония существовал с 1893. По переписи Анатолии Николаевич, капитан па- осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 1926 проживали 72 человека (финны), по переписи 1989 Рохода Севморпути «Сталинград». В 1940 участвовал в т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. В - 8006 человек. Переименован в честь дважды Героя Со- спасении «Георгия Седова», дрейфовавшего в Гренланд- Великую Отечественную временно использовался Север- встского Союза Б. Ф . Сафонова, ным флотом как отопитель. После войны возвращен- тралфлоту. Выведен из действующего состава. САФРОНОВ Александр Яковлевич, бригадир комплексной бригады Мѵрманскжилстроя, Героіі Соци- САРВЕСЬ, погост - см. Гирвас-озеро. алистического Труда (5 .04 .1971 ), депутат Верховного . . . . . . Совета РСФСР 8 созыва (1971-1975), почетный гражда- .. - САРДИНЫ, обобщенное название подвидов семей- нин Мурманска (26.11.1990). Род. в 1923 в д. Жаравин- п ° т о п л с н немецкой подлодкой, но большинство команды ✓ 1 Т 1 —* 4 * ГА ТТ Т"'ГАГГО Т“АГГ Л 1 ЖС /А ТТТ.Т1С ГГ/АI VГ* 'T' ТЧТ* ГГ«С ТЛОГГТI'TO ТТО /»ТТОЛЛТ ТУЧ /Л тТТ-»ттr r tf ства сельдиевых рыб. ІІланктонофаги. Сардина (Sard ina ), близка к атлантической сельди. Отличие: на предкрышке радиальные бороздки, сбоку ряд темных пятен. Размер - 14-22 см, реже до 30 см. Нерест в сентябрс-мас. Обитает в прибрежных водах Восточноіі Атлантики от Мавритании до Норвегии, в Средиземном и Черном морях. Многочисленна, мясо вкусное. Жира 2-18%, белка 20%. Сардинеллы, или тропические сардины (Sardinella) из семейства сельдиевых рыб. В отличие от сардины жабер­ ная крышка гладкая, па боках нет пятен. Размер до 35- 40 хм . Обитают в тропических и субтропических водах. В Атлантике - сардинслла-алаша, или круглая, аурита, золотистая. Один из объектов промысла мурманских рыбаков. Сардинки (Harengula), из семейства сельдевых рыб, близки к сардинам. Отличие: нет ала, меньше позвонков (40-45). Серебристые, размер в прибрежных водах Цен­ тральной Америки до 20 см, в Атлантике 7-12 см. ском морс. Без помощи ледоколов в полярноіі ночи и при штормовой погоде пробился к кораблю, доставив ему уголь. За «излишний риск» А. Н. Сахарова освободили от капитанства и уволили из Севморпути, но через пол­ года восстановили. В годы Великой Отечественной уча­ ствовал в союзных конвоях. «Сталинград» в 1943 ДДХ1Д1 і 1 » V - W . 1 1 I i / i / V / / ± Ѵ7Д и / i v a u c i D i i i i / <> . „ ская Всрхнетосмского раііона Архангельской области, благодаря умелым действиям капитана спасено. Англии- ГІослс окончания в 1939 школы Ф ЗО работал плотником в г. Котласе Архангельской области и в Грязовсцком рай- С А Н - С А Х В героях - восьмой, Полробнее о факте из «Энииклопелии Кольского края» 1 2 а п р е л я - В с е м и р н ы й д е н ь а в и а ц и и и к о с м о н а в т и к и , а 2 0 - г о и с п о л н и т с я 6 5 л е т п о с т а н о в л е н и ю ЦИК С С С Р о б у ч р е ж д е н и и з в а н и я Г е р о я С о в е т с к о г о С о ю з а . В э т о й с в я з и у м е с т н о в с п о м н и т ь и р а с с к а з а т ь о в ы д а ю щ е м с я р у с с к о м л е т ч и к е САУКОВ Александр Александрович М и х а и л е М и х а й л о в и ч е Г р о м о в е . (15 .08 .1902-23 .10 .1964), геохимик, член-корреспондент АН СССР (1953). Род. в д. Чурилово Некоузского рай­ она Ярославской области, русский. Окончил Ленинград­ ский политехнический институт (1929). Ученик А. Е. Ферсмана. В 1927 студен- том-практикантом участвовал в работе отряда А. Н. Лабунцова и открытии апа­ титовых месторождений на плато Рас- вумчорр и Апатитовом цирке в Хибинах. В дальнейшем профессор Московского университета (1952). Именем назван ми- I нерал - сауковит. Лауреат Сталинской премии (1947, 1952) за монографию «Геохимия ртути» и учебник «Геохи­ мия». Почетный член Королевского гео­ логического общества Великобритании. Умер и пох. в Москве. САФОНОВ Алексей Иванович (30.03.1933- 2 .11.1987), в годы В с л и ко й Отечественной войны юнга, самый молодой матрос Северного флота. Род. в Мурманске (Роста ), русский. В 1941, после ухода на фронт отца, в 8 лет зачислен юнгоіі (воспитанником экипажа) на лидер «Баку» . Участвовал во всех боевых походах корабля. С 1944 в Нахимов­ ском училище в Тбилиси (на фронте погибли отец Иван Илларионович, 1900 г.р ., и брат Борис Иванович, 1922 г .р .), после окончания служил в армии. Затем снова в Мурманске, на промысловых судах. Умер и пох. в Кандалакше. Клуб «Дети прифронто­ вого Мурмана» зачислил его своим почетным членом. Из трагедии сделали победу Летчиков любят и ценят на всех этажах общества. С самого зарож­ дения отрасли государственные правители поняли: сильная авиа­ ция - это надежная оборона, глав­ ное - разумно распорядиться талантами. А талантливых авиа­ конструкторов и летчиков в нашей стране хватало. В тридцатые годы случился на­ стоящий авиабум, девиз того вре­ мени: дальше, быстрее, выше. С развитием самолетостроения уста­ навливались различные рекорды. И что ни рекорд - национальный праздник: встречи, награждения, банкеты с членами правительства. А все началось с челюскинской эпопеи, с того февральского дня 1934 года, когда в Северном Ледо­ витом океане затонул ледоколь­ ный пароход «Челюскин» и всех членов экипажа и пассажиров вы­ везли с дрейфующей льдины лет­ чики полярной авиации. Из трагедии сделали победу. Именно в связи с этим событием Центральный Исполнительный Комитет, установил высшую сте­ пень отличия, «связанного с про­ явлением героического подвига», - звание Героя Советского Союза. Семь летчиков стали первыми Ге­ роями: А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Во­ допьянов, И. В. Доронин. Михаил Михайлович Громов, о ком наша речь (и кому недавно исполнилось 100 лет со дня рож­ дения), не спасал челюскинцев, но спустя несколько месяцев стал восьмым Героем Советского Со­ юза, ему также вручили орден Ле­ нина и особую Грамоту ЦИК СССР (медаль «Золотая Звезда» ввели позднее). Героические вехи Громов к тому времени был из­ вестным летчиком. Летать он на­ чал с 1917 года, в годы гражданской войны был инструк­ тором в авиашколе, затем летчи- ком-испытателем. В то время, в начале двадцатых, своих самоле­ тов не строили, осваивали маши­ ны, купленные за границей, в основном немецкие. Он же испы­ тывал первый отечественный ис­ требитель И-1 конструктора Н. Н. Поликарпова. На самолете Р-1, так­ же отечественной постройки, Гро­ мов впервые изучил и выработал методику ночных полетов в непо­ году, в тумане. Одним из первых увлекся дальними перелетами. Летом 1925 года в составе авиа­ группы совершил сложный пере­ лет по маршруту Москва - Иркутск - пустыня Гоби - Улан-Батор - Пе­ кин. После триумфального возвра­ щения стал заслуженным летчиком и орденоносцем. А в сле­ дующем году за блестящий пере­ лет по столицам европейских государств стал лучшим летчиком мира и был принят в элитный французский авиаклуб «Старые стволы». В дальнейшем, до Великой Оте­ чественной войны, Громов испы­ тывал замечательные самолеты конструктора А. Н. Туполева, в том числе самый большой в то время «Максим Горький». Когда в конце 1933 года Громову из туполевского бюро передали новую машину АНТ-25, то после первых испыта­ тельных полетов Михаил Михай­ лович понял, что она способна на многое, и стал готовиться к поко­ рению рекорда французов. Фран­ цузские летчики Кодос и Росси в тот год без посадки пролетели по прямой 9104 километра и по замк­ нутой кривой -10601 километр. В экипаж Громов взял давних товарищей - штурмана Ивана Ти­ мофеевича Спирина и радиста Александра Ивановича Филина. Вылетели 12 сентября 1934 года. К тому времени уже отшумели праз­ дники по героям челюскинской эпопеи. Финишировали 15 сентяб­ ря. За 75 часов экипаж АНТ-25, или «РД» («Рекорд дальности»), как его еще называли, пролетел 12411 ки­ лометров. Рекорд французов по замкнутой кривой был побит. Че- L IL J JkY 16 - 22 апреля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz