Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.

ПАНОРАМА ОТРАСЛИ У к а з о м п р е з и д е н т а за заслуги в области рыбного хо­ зяйства и многолетний добросо­ вестный труд Ринату Кулахметову - бывшему гене­ ральному директору АО «Мур ­ манская фабрика орудий лова», Вадиму Соколову - генерально­ му директору АО «Севрыбхо- лодфлот», Николаю Тропину - генеральному директору неком­ мерческой организации «Союз рыбопромышленников Севера» присвоено почетное звание «Зас­ луженный работник рыбного хозяйства РФ» . Поздравляем! Р ы Б А К И Северного бассей­ на (за исключением Архангельс­ кого тралфлота: ему оставалось выбрать 700 - 800 тонн) 28 мар­ та полностью освоили квоту по вылову мойвы. Путина закрыта. С ПРОМЫСЛА СЕЛЬДИ в Норвежском море прибыл «по зеленой» в Мурманск РТМК-с «Василий Лозовский» тралового флота. Он доставил 1700 тонн рыбы. За последние четыре года это первый заход судна в родноіі порт. Экипаж работал в иност­ ранной оффшорной зоне в арен­ де у гибралтарской компании. С благополучным возвращением на берегу рыбаков поздравили заместитель губернатора Юрий Мясников и генеральный дирек­ тор флота Юрии Прутков. В п е р в ы е за последние годы Мурманский морской рыб­ ный порт досрочно выполнил квартальное задание по общему грузообороту. Переработано 217 тысяч тонн различных грузов при планируемых 187. В е д у щ и е с о т р у д н и КИ ПИН РО кандидаты наук Юрий Бочков и Галина Несвето- ва приняли участие в совещании международных экспертов по ат­ мосферным явлениям в Арктике, которое прошло в Токийском на­ циональном институте полярных исследований. Были обсуждены результаты январской этого года совместной российско-японской экспедиции в Гренландское и Баренцево моря. На следующий год запланирована еще одна со­ вместная экспедиция в высокие шпроты. Возможно, к ней при­ соединятся и английские ученые. С п е ц и а л и с т ы Мурман- ского городского центра санэ- пйднадзора, ветеринарная и другие службы провели рейд по комплексной проверке качества реализуемой в торговле охлаж­ денной рыбы. Было выявлено массовое заражение рыбы ли ­ чинками морского паразита аникозида, которые при попада­ нии в человеческий организм могут вызвать заболевание желу­ дочно-кишечного тракта. Реко­ мендовано охлажденную рыбу употреблять в пищу после про­ должительной термической об­ работки. Б ОБЛАСТНОЙ НАУЧ­ НОМ БИБЛИОТЕКЕ по иници­ ативе Международного фонда защиты животных, агентства «Экофакт», Мурманского океа­ нариума открыта экологическая фотовыставка «Роддом не место для охоты». Работы известных фотомастеров показывают во всей неприглядности антигуман­ ную сущность зверобойного про­ мысла во льдах Белого моря, где многие годы идет варварский забой бельков - детенышей грен­ ландского тюленя. В МОСКВЕ с 26 но 28 аире- ля по обширной программе со­ стоится семинар «Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий и организаций в 1999 году». Опе­ ративные консультации. Разбор конкретных ситуации. Семинар проводят Центральный межве­ домственный институт повыше­ ния квалификации* ведущих работников и специалистов, об­ разовательный центр «МЕА- IIОС», ГТК РФ , Министерство внешнеэкономических связей и Российская таможенная акаде­ мия. Судоверфи - жить! Ф А К Т Н Е Д Е Л И На прошлой неделе на страницах «Рыбного Мурмана» было опубликовано интервью с внешним управляющим Мур­ манской судоверфи Евгением Панибрат- цем. В нем шла речь о возможности выживания предприятия в сложнейших экономических условиях. В принципе уже разработана концепция развития и перс­ пективы довольно обнадеживающие. Вопрос погашения долгов тоже ре­ шен. Кредиторы заключили мировое со­ глашение. Предусмотрен и график погашения задолженности в течение че­ тырех лет. Последнюю точку должен был поставить арбитражный суд, утвер­ див мировое соглашение. И вот 26 мар­ та суд дал «добро». Мировое соглашение утверждено. Виктор ВИКЕНТЬЕВ. Лимит исчерпан... С 1 февраля текущего года суда, терпящие в море круше­ ние, не могут посылать в эфир позывные SOS. По междуна­ родному соглашению столь привычный всем мореплаваю­ щим сигнал бедствия отныне упразднен. На смену пришла автоматизированная система оповещения о тревожной ситу­ ации, замкнутая на глобальную спутниковую систему «Инмар- сат». F новой аппаратуре дос­ таточно нажать заветную кнопку - и сигнал о бедствии тотчас поступит в четыре цент­ ра чрезвычайной помощи на море. Расположены они в Анг­ лии, Германии, Австралии, США. Причем точка нахожде­ ния попавшего в беду судна оп­ ределяется с погрешностью плюс-минус 200 метров. Что и говорить, система ГМССБ шту­ ка весьма полезная. Но вот сто­ ит она ого-го! От 30 до 50 тысяч долларов. К тому же ра­ дисты и штурманы должны в обязательном порядке пройти переобучение. Это тоже деньги, и немалые. Минимальная цена общего диплома для радиоопе­ ратора 8 тысяч рублей, для комсостава - и того больше. Но без них теперь в рейс не выпу­ стят. Государственная админист­ рация Мурманского морского рыбного порта последние два года неоднократно предупреж­ дала судовладельцев, что вво­ дятся новые правила. Системой ГМССБ оснащены на бассейне 138 рыбопромысловых судов из находящихся в эксплуата­ ции 412. Не спешат руководи­ тели и с переобучением специалистов. Их всего подго­ товлено не более тысячи чело­ чек. Главное управление Регистра, учтя пожелания мо­ ряков, дало шесть месяцев от­ срочки па переоборудование судов. Наш флот в массе своей сдает рыбу в инпортах. Теперь без высокоточной аппаратуры российским судам путь туда закрыт. Или же им грозят су­ ровые штрафы. Проблема. С ней нерадивые судовладельцы вскоре столкнутся вплотную, лимит времени почти исчерпан. Павел ЛУЖИН . НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ В наши дни стало модным сравнивать традиционные русское разгильдяйство и жульничество с большим трудолюбием и про­ фессиональной честностью работников иностранных компаний и фирм. Наверное, это правомерно. Но только в определенной степени. Оказывается, понятие «жульничество» имеет интер­ национальный характер. Вот что рассказал капитан ПСТ «Кар- пинск» Владимир ТЮРИН . - С 1990 года я работаю с нор вежцами. Заходим в их порты и сдаем рыбу, хотя считал и счи­ таю, что сдавать мы ее должны в Мурманском рыбном порту. Но сейчас речь не об этом. Хочу рассказать, как с нами работают норвежцы. Фирмы-покупатели нашей продукции, а в данном случае это «N. II. Nilsen», на фабрику которой в городе Бостфьорд мы сдаем улов, постоянно нас обве­ шивают. Я говорю «постоянно», потому что знаю эту фабрику с 1992 года. - Владимир Гаврилович, ви­ димо, нам здесь не обойтись без цифр и конкретных примеров. - Конечно. Рыбу мы сдаем в ящиках емкостью 70 литров. С учетом льда и соотношения объема трески к ее массе чистый вес рыбы в ящике должен со­ ставлять 42 кг. И весь экипаж заинтересован в том, чтобы гак и было. Потому что если отклоне­ ние от нормы превышает 4%, то возможно применение санкций со стороны норвежцев вплоть до задержания судна за несоответ­ ствие объема улова записям в 11 ромысл овом жур 11 ал е . - Но ведь 4% от 42 кг - это чуть больше полутора кило ­ граммов. И, видимо, очень труд­ но на глазок определить , превышает ли такое отклонение 4 % . - Совершенно верно. И если на норвежских судах процессы сортировки и расфасовки улова в тару автоматизированы, а электронные весы взвешивают каждый ящик, что позволяет им точно знать чистый вес вылов ­ ленной рыбы, то у нас этого нет. Норвежцы это знают, потому и стараются нас обмануть при взвешивании ящика с рыбой во время сдачи им улова. При выходе в море я создаю на судне комиссию, которая два- трп раза в неделю проводит кон­ трольное взвешивание ящиков с рыбой. Таким образом мы с до­ статочно высокой точностью знаем общиіі вес улова на день контрольного взвешивания. И вот вам конкретные приме­ ры. 5 марта сдавали рыбу в Бо стфьорде на фабрику «N.H . Nilsen». Надо сказать, что фаб­ рика имеет современное обору­ дование, но контрольное взвешивание норвежцы выпол­ няют не на электронных весах, а на обычных, безменового типа, которые позволяют легко полу­ чать желаемый для них вес. В результате контрольного взве­ шивания на таких весах мы вме­ сто 42 тонн рыбы сдали норвежцам 38 тонн. 15 марта - та же история. Я знаю, что чистый вес рыбы в моих ящиках составляют около 42 кг. Их весы показывают 38,5. И у меня терпение лопнуло. Настоял на том, чтобы сняли ящик с обычных весов и взвеси­ ли на электронных. Получилось 43 кг. - И что вы сделали? Был ли документально зафиксирован обман? Мы прекратили дальнейшее взвешивание, и я потребовал вызвать хозяина фабрики. При шел государственныіі инспектор качества продукции. И здесь, надо сказать, нам очень повезло. Ведь к качеству продукции все­ гда можно придраться. Тогда разницу между реальным весом сданной рыбы п весом, измерен­ ным жульническим способом, инспектор может списать за счет ее плохого качества. И мы еще штраф будем платить за постав­ ку якобы плохой рыбы. В данном случае инспектор поступил честно. Он заставил работников фабрики взвешивать всю рыбу на электронных весах. В результате выяснилось, что общий вес нашего улова состав­ ляет 47 тонн, а не 43,250, как нам хотели записать. Разница - 3750 кг, цена одной тонны трес­ ки 1700 - 1800 долларов. Вот и считайте, на какую сумму нас хотели обмануть. - Но, может быть, обманыва­ ют только на этой фабрике? Да нет, я разговаривал с другими капитанами: наших ры­ баков обманывают везде. Мы ведь сдаем рыбу и в Варде, в Кьеллефьорде, в Хонпнгсвоге, Хаммерфесте, Тромсе - везде одно и то же. II там нечестные приемщики стараются «надуть» нас. И пора уже вмешаться ру­ ководителям наших акционер­ ных обществ, которые заключают контракты на постав­ ку рыбной продукции в Норве­ гию. Ведь это не только «бьет» по нашим карманам, но и уни ­ жает нас. Я уверен, что своих рыбаков они не обвешивают. - Да , вот вам и хваленая про­ фессиональная порядочность западного человека. Тем не ме­ нее наши рыбаки все равно от­ гружают рыбу в Норвегии. Почему? Вы же сами говорите, что улов должен идти в Мур ­ манск. - Да, я уверен, что мы долж ­ ны работать прежде всего для своего потребителя. И дело здесь не только в патриотичес­ ких чувствах. Я но своему опы­ ту знаю, что даже* при существующих ставках контро­ лирующих структур и методах их работы (а заходящее в Мур­ манск судно проверяют не менее 12 инспекций) выгрузка рыбы в Мурманском порту в целом была бы выгодной для нас. В прошлом году я работал на ком­ панию «Норд-Вест» и могу ска­ зать, что у них вся технологическая цепочка обра­ ботки рыбы поставлена очень хорошо. Отходов практически нет: и хвосты, и головы, и внут­ ренности - все идет в дело, и за все они платят. Но выгружаем мы рыбу в Норвегии потому, что это выгод­ но прежде всего нашим судовла­ дельцам. Ведь норвежцы платят за рыбу сразу, и через уполно­ моченный банк деньги немедлен­ но перечисляются в доход судовладельца. Хотя, если быть справедливым, и экипаж имеет свой интерес в сдаче рыбы за границей. В этом случае люди имеют возможность подзарабо­ тать на сдаче так называемого «черного нала», например трес­ ковых язычков, икры. Но в це­ лом, я повторяю, было бы выгодней выгружать рыбѵ в Мурманске. Ведь тогда оживет вся береговая рыбохозяйствен­ ная инфраструктура города. З а ­ работают Мурманский рыбный порт, рыбокомбинат. Появятся новые рабочие места. А главное мурманчане наконец смогут увидеть давно забытое изобилие рыбной продукции на прилавках своих магазинов. Вот такой разговор состоял­ ся у нас с капитаном тралового флота Владимиром Гаврилови­ чем Тюриным. Надеемся , что поднятая в статье проолема привлечет к себе внимание тех руководителей флотов, которые активно со труднич аю т с нор­ вежскими фирмами. Мы же со своей стороны всегда будем рады предоставить страницы газеты всем, кто захочет поде­ литься опытом работы с нашими северными соседями. Евгений ВОВЧЕНКО . А К Т У А Л Ь Н О 2 - 8 апреля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz