Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.
ПАНОРАМА ОТРАСЛИ У к а з о м п р е з и д е н т а за заслуги в области рыбного хо зяйства и многолетний добросо вестный труд Ринату Кулахметову - бывшему гене ральному директору АО «Мур манская фабрика орудий лова», Вадиму Соколову - генерально му директору АО «Севрыбхо- лодфлот», Николаю Тропину - генеральному директору неком мерческой организации «Союз рыбопромышленников Севера» присвоено почетное звание «Зас луженный работник рыбного хозяйства РФ» . Поздравляем! Р ы Б А К И Северного бассей на (за исключением Архангельс кого тралфлота: ему оставалось выбрать 700 - 800 тонн) 28 мар та полностью освоили квоту по вылову мойвы. Путина закрыта. С ПРОМЫСЛА СЕЛЬДИ в Норвежском море прибыл «по зеленой» в Мурманск РТМК-с «Василий Лозовский» тралового флота. Он доставил 1700 тонн рыбы. За последние четыре года это первый заход судна в родноіі порт. Экипаж работал в иност ранной оффшорной зоне в арен де у гибралтарской компании. С благополучным возвращением на берегу рыбаков поздравили заместитель губернатора Юрий Мясников и генеральный дирек тор флота Юрии Прутков. В п е р в ы е за последние годы Мурманский морской рыб ный порт досрочно выполнил квартальное задание по общему грузообороту. Переработано 217 тысяч тонн различных грузов при планируемых 187. В е д у щ и е с о т р у д н и КИ ПИН РО кандидаты наук Юрий Бочков и Галина Несвето- ва приняли участие в совещании международных экспертов по ат мосферным явлениям в Арктике, которое прошло в Токийском на циональном институте полярных исследований. Были обсуждены результаты январской этого года совместной российско-японской экспедиции в Гренландское и Баренцево моря. На следующий год запланирована еще одна со вместная экспедиция в высокие шпроты. Возможно, к ней при соединятся и английские ученые. С п е ц и а л и с т ы Мурман- ского городского центра санэ- пйднадзора, ветеринарная и другие службы провели рейд по комплексной проверке качества реализуемой в торговле охлаж денной рыбы. Было выявлено массовое заражение рыбы ли чинками морского паразита аникозида, которые при попада нии в человеческий организм могут вызвать заболевание желу дочно-кишечного тракта. Реко мендовано охлажденную рыбу употреблять в пищу после про должительной термической об работки. Б ОБЛАСТНОЙ НАУЧ НОМ БИБЛИОТЕКЕ по иници ативе Международного фонда защиты животных, агентства «Экофакт», Мурманского океа нариума открыта экологическая фотовыставка «Роддом не место для охоты». Работы известных фотомастеров показывают во всей неприглядности антигуман ную сущность зверобойного про мысла во льдах Белого моря, где многие годы идет варварский забой бельков - детенышей грен ландского тюленя. В МОСКВЕ с 26 но 28 аире- ля по обширной программе со стоится семинар «Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий и организаций в 1999 году». Опе ративные консультации. Разбор конкретных ситуации. Семинар проводят Центральный межве домственный институт повыше ния квалификации* ведущих работников и специалистов, об разовательный центр «МЕА- IIОС», ГТК РФ , Министерство внешнеэкономических связей и Российская таможенная акаде мия. Судоверфи - жить! Ф А К Т Н Е Д Е Л И На прошлой неделе на страницах «Рыбного Мурмана» было опубликовано интервью с внешним управляющим Мур манской судоверфи Евгением Панибрат- цем. В нем шла речь о возможности выживания предприятия в сложнейших экономических условиях. В принципе уже разработана концепция развития и перс пективы довольно обнадеживающие. Вопрос погашения долгов тоже ре шен. Кредиторы заключили мировое со глашение. Предусмотрен и график погашения задолженности в течение че тырех лет. Последнюю точку должен был поставить арбитражный суд, утвер див мировое соглашение. И вот 26 мар та суд дал «добро». Мировое соглашение утверждено. Виктор ВИКЕНТЬЕВ. Лимит исчерпан... С 1 февраля текущего года суда, терпящие в море круше ние, не могут посылать в эфир позывные SOS. По междуна родному соглашению столь привычный всем мореплаваю щим сигнал бедствия отныне упразднен. На смену пришла автоматизированная система оповещения о тревожной ситу ации, замкнутая на глобальную спутниковую систему «Инмар- сат». F новой аппаратуре дос таточно нажать заветную кнопку - и сигнал о бедствии тотчас поступит в четыре цент ра чрезвычайной помощи на море. Расположены они в Анг лии, Германии, Австралии, США. Причем точка нахожде ния попавшего в беду судна оп ределяется с погрешностью плюс-минус 200 метров. Что и говорить, система ГМССБ шту ка весьма полезная. Но вот сто ит она ого-го! От 30 до 50 тысяч долларов. К тому же ра дисты и штурманы должны в обязательном порядке пройти переобучение. Это тоже деньги, и немалые. Минимальная цена общего диплома для радиоопе ратора 8 тысяч рублей, для комсостава - и того больше. Но без них теперь в рейс не выпу стят. Государственная админист рация Мурманского морского рыбного порта последние два года неоднократно предупреж дала судовладельцев, что вво дятся новые правила. Системой ГМССБ оснащены на бассейне 138 рыбопромысловых судов из находящихся в эксплуата ции 412. Не спешат руководи тели и с переобучением специалистов. Их всего подго товлено не более тысячи чело чек. Главное управление Регистра, учтя пожелания мо ряков, дало шесть месяцев от срочки па переоборудование судов. Наш флот в массе своей сдает рыбу в инпортах. Теперь без высокоточной аппаратуры российским судам путь туда закрыт. Или же им грозят су ровые штрафы. Проблема. С ней нерадивые судовладельцы вскоре столкнутся вплотную, лимит времени почти исчерпан. Павел ЛУЖИН . НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ В наши дни стало модным сравнивать традиционные русское разгильдяйство и жульничество с большим трудолюбием и про фессиональной честностью работников иностранных компаний и фирм. Наверное, это правомерно. Но только в определенной степени. Оказывается, понятие «жульничество» имеет интер национальный характер. Вот что рассказал капитан ПСТ «Кар- пинск» Владимир ТЮРИН . - С 1990 года я работаю с нор вежцами. Заходим в их порты и сдаем рыбу, хотя считал и счи таю, что сдавать мы ее должны в Мурманском рыбном порту. Но сейчас речь не об этом. Хочу рассказать, как с нами работают норвежцы. Фирмы-покупатели нашей продукции, а в данном случае это «N. II. Nilsen», на фабрику которой в городе Бостфьорд мы сдаем улов, постоянно нас обве шивают. Я говорю «постоянно», потому что знаю эту фабрику с 1992 года. - Владимир Гаврилович, ви димо, нам здесь не обойтись без цифр и конкретных примеров. - Конечно. Рыбу мы сдаем в ящиках емкостью 70 литров. С учетом льда и соотношения объема трески к ее массе чистый вес рыбы в ящике должен со ставлять 42 кг. И весь экипаж заинтересован в том, чтобы гак и было. Потому что если отклоне ние от нормы превышает 4%, то возможно применение санкций со стороны норвежцев вплоть до задержания судна за несоответ ствие объема улова записям в 11 ромысл овом жур 11 ал е . - Но ведь 4% от 42 кг - это чуть больше полутора кило граммов. И, видимо, очень труд но на глазок определить , превышает ли такое отклонение 4 % . - Совершенно верно. И если на норвежских судах процессы сортировки и расфасовки улова в тару автоматизированы, а электронные весы взвешивают каждый ящик, что позволяет им точно знать чистый вес вылов ленной рыбы, то у нас этого нет. Норвежцы это знают, потому и стараются нас обмануть при взвешивании ящика с рыбой во время сдачи им улова. При выходе в море я создаю на судне комиссию, которая два- трп раза в неделю проводит кон трольное взвешивание ящиков с рыбой. Таким образом мы с до статочно высокой точностью знаем общиіі вес улова на день контрольного взвешивания. И вот вам конкретные приме ры. 5 марта сдавали рыбу в Бо стфьорде на фабрику «N.H . Nilsen». Надо сказать, что фаб рика имеет современное обору дование, но контрольное взвешивание норвежцы выпол няют не на электронных весах, а на обычных, безменового типа, которые позволяют легко полу чать желаемый для них вес. В результате контрольного взве шивания на таких весах мы вме сто 42 тонн рыбы сдали норвежцам 38 тонн. 15 марта - та же история. Я знаю, что чистый вес рыбы в моих ящиках составляют около 42 кг. Их весы показывают 38,5. И у меня терпение лопнуло. Настоял на том, чтобы сняли ящик с обычных весов и взвеси ли на электронных. Получилось 43 кг. - И что вы сделали? Был ли документально зафиксирован обман? Мы прекратили дальнейшее взвешивание, и я потребовал вызвать хозяина фабрики. При шел государственныіі инспектор качества продукции. И здесь, надо сказать, нам очень повезло. Ведь к качеству продукции все гда можно придраться. Тогда разницу между реальным весом сданной рыбы п весом, измерен ным жульническим способом, инспектор может списать за счет ее плохого качества. И мы еще штраф будем платить за постав ку якобы плохой рыбы. В данном случае инспектор поступил честно. Он заставил работников фабрики взвешивать всю рыбу на электронных весах. В результате выяснилось, что общий вес нашего улова состав ляет 47 тонн, а не 43,250, как нам хотели записать. Разница - 3750 кг, цена одной тонны трес ки 1700 - 1800 долларов. Вот и считайте, на какую сумму нас хотели обмануть. - Но, может быть, обманыва ют только на этой фабрике? Да нет, я разговаривал с другими капитанами: наших ры баков обманывают везде. Мы ведь сдаем рыбу и в Варде, в Кьеллефьорде, в Хонпнгсвоге, Хаммерфесте, Тромсе - везде одно и то же. II там нечестные приемщики стараются «надуть» нас. И пора уже вмешаться ру ководителям наших акционер ных обществ, которые заключают контракты на постав ку рыбной продукции в Норве гию. Ведь это не только «бьет» по нашим карманам, но и уни жает нас. Я уверен, что своих рыбаков они не обвешивают. - Да , вот вам и хваленая про фессиональная порядочность западного человека. Тем не ме нее наши рыбаки все равно от гружают рыбу в Норвегии. Почему? Вы же сами говорите, что улов должен идти в Мур манск. - Да, я уверен, что мы долж ны работать прежде всего для своего потребителя. И дело здесь не только в патриотичес ких чувствах. Я но своему опы ту знаю, что даже* при существующих ставках контро лирующих структур и методах их работы (а заходящее в Мур манск судно проверяют не менее 12 инспекций) выгрузка рыбы в Мурманском порту в целом была бы выгодной для нас. В прошлом году я работал на ком панию «Норд-Вест» и могу ска зать, что у них вся технологическая цепочка обра ботки рыбы поставлена очень хорошо. Отходов практически нет: и хвосты, и головы, и внут ренности - все идет в дело, и за все они платят. Но выгружаем мы рыбу в Норвегии потому, что это выгод но прежде всего нашим судовла дельцам. Ведь норвежцы платят за рыбу сразу, и через уполно моченный банк деньги немедлен но перечисляются в доход судовладельца. Хотя, если быть справедливым, и экипаж имеет свой интерес в сдаче рыбы за границей. В этом случае люди имеют возможность подзарабо тать на сдаче так называемого «черного нала», например трес ковых язычков, икры. Но в це лом, я повторяю, было бы выгодней выгружать рыбѵ в Мурманске. Ведь тогда оживет вся береговая рыбохозяйствен ная инфраструктура города. З а работают Мурманский рыбный порт, рыбокомбинат. Появятся новые рабочие места. А главное мурманчане наконец смогут увидеть давно забытое изобилие рыбной продукции на прилавках своих магазинов. Вот такой разговор состоял ся у нас с капитаном тралового флота Владимиром Гаврилови чем Тюриным. Надеемся , что поднятая в статье проолема привлечет к себе внимание тех руководителей флотов, которые активно со труднич аю т с нор вежскими фирмами. Мы же со своей стороны всегда будем рады предоставить страницы газеты всем, кто захочет поде литься опытом работы с нашими северными соседями. Евгений ВОВЧЕНКО . А К Т У А Л Ь Н О 2 - 8 апреля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz