Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.

л SEAFOOD THE PRESS К подписчикам в Р о с с и и поступил апр ельский ном ер м еж д ун а р о д н о г о " ры бн о г о ” ж урн ала ” § e f o o d I n t e r n a t io n a l” . П р е дл а га ем вашему вниманию о б з о р н ек о торы х материалов . В Норвегии начали дей­ ствовать правила санитарного контроля рыбопродуции, при­ нятые европейским Союзом. Основанием для прекращения действия национальных сани­ т арных норм является со гл а ­ шение по европейской экономической зоне между странами Союза и рядом госу­ дарств, не входящих в данную организацию. * * * Северо- Восточный Атланти­ ческий комитет по ры боло в ­ ству NEAFC установил квоту в 44 тыс. тонн на вылов скум­ брии в международных водах к северу от Шетлендских ост ­ ровов. Кроме того, принято ре ­ шение о проведении рабочего совещания, целью которого я в ­ ляется выработка конкретных предложений но исследова ­ нию, оценке и контролю т еку ­ щих запасов донных видов рыб в данном районе. Отмеча­ ется, что результаты этого со ­ вещания должны лечь в основу новых практических шагов NEAFC , направленных на с о ­ хранение запасов этой рыбы. * * * По оценкам Ф ед ер ации е в ­ ропейских производителей а к ­ вакультуры, общий объем про ­ изводства атлантического лосо ­ ся в 1998 году достиг рекордного уровня и составил 510,400 тонн. Это более чем на 13% выше уровня предыдуще­ го года. Крупнейшим произво ­ дителем данной продукции является Норв е гия , на долю которой в прошедшем году пришлось 350 тыс. тонн . За ней следуют Великобритания и Ф а р е р с к и е острова (115 и 25 тыс. соответственно). Отмеча ­ ется, что общий объем прои з ­ водства атлантического лосося мог быть выше, если бы не ра зр а зивший ся финансовый кризис в основных странах-им- иорт ерах данной продукции , прежде всего в Японии и Рос ­ сии. * * * Британская компания «Land and Sea Sp e c i a l i ty P roduc t s» после семи лет исследований и ра зработки начала прои звод ­ ство нового морского продукта на основе икры золотой сельди (C lupea harengus) - рыбы, при­ надлежащей к классу и виду осетровых. Новый продукт по­ лучил название «Авруга» . Он вырабатывается в результате натуральной обработки, содер­ жит питательные вещества, по­ добные тем, что находятся в традиционной икре, и не с о ­ держи т холестерина . В каче ­ стве консерванта используется минимальное количество соли. В продукте отсутствуют искус­ ственные красящие добавки и ароматизаторы. Как утвержда ­ ют представители компании, новую продукцию отличают э л е г а н т н ы й вид и в к у с о ­ вые к а ч е с т в а , с п о с о б ны е у д о в л е т в о р и т ь щ е п е т и л ь ­ ных г у рм ан о в . * * * Проведены интересные ис­ следования в Дании. В шести супермаркетах страны были куплены шесть пакетов моро­ женого фил е камбалы . С о ­ д ержимое каждого пакета взвесили. После чего их р а з ­ морозили, слили воду и опять взвесили. Оказалось , в четы­ рех из шести приобретенных пакетов содержание воды со ставляло>от 10 до 25%, что значительно выше у с т ано в ­ л енных норм. При этом два пакета принадлеж али веду ­ щим супермаркетам страны. Евгений ВОВЧЕНКО. 15 апреля 1999 года У, ПРАВЛЕНИЕ МУРМАН- РЫБПРОМА. Массивные двери вдоль коридора. Перед иным каби­ нетом аж дух захватывает. Долж­ ность, в моем представлении, соотносится с размером букв на выполненных под бронзу таблич­ ках. Наверное, когда-то так и было. Ведь но штатной численно­ сти МРП относился к организаци­ ям-гигантам. - Раньше работали, ходили но этажам и коридорам здания, дума­ ли, что оно наше. Ничего не дели­ ли, все строили на деньги флотов: и это здание, и причалы, и холо­ дильники. А теперь за все платам,- в рассказе секретаря генерального директора Дидші Васильевны КА­ ЛИНИНОЙ прозвучали досадные нотки. Вот так, переходя из централь­ ного здания в деревянное двухэ­ тажное на Траловой, 20, я узнавала историю последнего десятилетня флота, знакомилась с сотрудника­ ми. Как тесно переплетены их судьбы с предприятием! - Мой отец, Петр Иванович Ля- мов, работат в «Мурмансельди» со дня ее основания. Был капитаном, орденоносец,- рассказывает на­ чальник планового отдела Ирина Петровна КАСТЕРИНА. - Еще девчонкой знала многих. После студенческой скамьи пошла рабо­ тать к плановикам. У Алексея Ива­ новича Сидорова, очень грамотного специалиста, училась. Плановый теперь из-за финансо­ вых трудностей значительно сокра­ щен, как и все береговые службы. Многомесячные проверки налого­ виков в 1994 и 1997 годах закончи­ лись неимоверно большими ЕЖНЫИТЫЛ Б е р е г о в ы е с л у ж б ы ф л о т а Н На снимке: коллектив планового отдела в 1973 г. В нижнем ряду в центре - начальник отдела Алексей Иванович СИДОРОВ; в верхнем ряду вторая слева - Ирина Петровна КАСТЕРИНА. (Фото из личного архива И.П. Кастериной). штрафами за нарушение закона ва­ лютного регулирования. - Арестованы валютные счета, блокированы суда, - говорит Ири­ на Петровна. - Налоговая инспек­ ция считает нашу деятельность за три последних года незаконной, поэтому всю выручку требует сдать в виде штрафов государству. - И какой же выход? - Только амнистирование долгов на правительственном уровне, что­ бы флот был признан* дееспособ­ ным. Мы же платили зарплату рыбакам, вносили текущие плате­ жи в бюджет, несли эксплуатаци­ онные расходы. Сейчас только платежи в Пенсионный фонд со­ ставляют 13 млн. рублей. - Нельзя сбрасывать со счетов и то, что предприятие дает городу 2,5 тысячи рабочих мест. - Вместе с дочерними предприя­ тиями - почти 4 тысячи. Чтобы вести нормальную деятельность, не нарушая законы, совет директоров ищет пути сохранения флота: зак­ лючаются договора о совместной работе, суда сдаются в аренду. - В такое трудное время можно прогнозировать будущее? - Экономика нашего края без рыбноіі отрасли немыслима. Про­ мысел будет - будет и наш флот. Я остаюсь оптимистом! В СЛУЖБЕ ГЛАВНОГО КА IIИТАНА встретили настороженно. Наверное, как п на судне, к внезапно по­ явившейся женщине здесь относятся с 11 редубеждеі інем. Думаю, подкупило мое искреннее восхп щенпе морскими ип спекторами, ведь будучи капитанами и старпомами, они из­ бороздили всю голу­ бую гладь Мирового океана. Как сказал Анатолий Дмитрие­ вич ПЕЛЕНКОВ, главный капитан, ва­ рягов на флоте нет. Все 85 человек капи­ танами стали в Мур манрыбнроме. Всей своей трудовой жиз­ нью они ответили на главный вопрос: ка­ ким должен быть на­ стоящий капитан. Талантливым рыбаком, хорошим организатором производства, чело­ веком, умеющим быстро прини­ мать правильные решения в экстремальных ситуациях. - Анатолий Дмитриевич, в 70-е годы производственные пока­ затели связывали с постоянством работы на одном судне капитанов. А как сейчас? - И сегодня так работают Алек­ сандр Васюков и Владимир Войтах на МБ-0015, Сергей Шѵгаіі и Евге­ ний Свинцов на МБ-0005, Атек- сандр Едемскпй и Владимир Кня­ зев на МЕ-376, Валерий Ветличев на МИ-2386... Говорили о проблемах, о вы­ нужденных загранкомандировках сотрудников службы. Напоследок рассказал главный капитан неири думанную иcropию: Еще когда молодой был, по­ ехал к родителям в Сибирь. Как с утра ушел с ружьишком на охоту, так и вернулся к полночи. Рано утром отец бѵдпт: «Анатолий, вста­ вай, мать шірогов с рыбой напек ла». Еще глаза не протер, а мать из печки уже пышный пирог подхва­ тила. И в нем рядками, да так ис­ кусно, мойва выложена... Ну вы даете, ведь это ж мойва! - Очень деликатесная рыба! - отвечает отец. Вчера сразу два брикета взял, а то больше не доста­ нется. Р а д и о и н ж е н е р о в всегда считали элитой в экипаже. А года три назад пошли разгово­ ры, что компьютеры и спутники будут связь осуществлять... - Д о полной компьютеризации еще далеко. Да к тому же есть еще поисковое, навигационное оборудо­ вание, - возразил мне Василий Ан­ тонович ХАЛЯВКА, руководитель группы связи флота. - Все работа­ ет, поэтому наш труд и незаметен. Радиооператоры не дожидаются, пока что-то сломается. - Как идет переоборудование флота системами ГМССБ? - Пока работаем через Мурман­ ский и Териберский радиоцентры. Переоборудовали только два суд­ на. Наши'корабли на ремонт и ре­ конструкцию «иод класс» становятся в 2001-2002 годах, тог­ да и будем устанавливать новую аппаратуру. Норвежцы тоже сняли ограничения для российских судов до 1 января 2000 года, лишь бы за­ ходили в их порты. - Какие каналы связи работа­ ют? - 16-й международный канал будет работать до 2005 года, часто­ та 500 килогерц - только для рос­ сийских служб. Наши суда для безопасности оснащены радиолока ционнымн ответчиками и радиобу­ ями. Недавно сработал буй на «Принцессе Арктики», и сразу же сигнал поступил на берег. Так что безопасность мореплавания посто­ янно иод контролем. П, іЕРЕЛИСТЫВАЯ СТРАНИ ЦЫ очерков Г.М.Бородулина «Ис­ торическим курсом», невольно обратила внимание на его непод­ дельное восхищение специалиста ми Мурманрыбирома. К началу 90-х годов орденононосцами стали 618 работников флота, а Героями Соцтруда - четверо. За последний год дважды со­ кращали береговые службы, плав­ состав рассредоточился: кто-то пошел искать большие заработки, другие работают в дочерних пред­ приятиях. - Кто же сейчас составляет ко­ стяк флота? - с этим вопросом я обратилась к заместителю началь ника отдела кадров Николаю Александровичу ГОРЧАКОВУ. - Требования к плавсоставу ос­ тались те же: образование, опыт, профессионализм. Основа коллек­ тива - специалисты с большим ста жем. Есть рыбацкие династии. Приходят молодые кадры с дипло мами. - Время упразднило должность помполита... - Теперь сам капитан и руково дитель, п наставник в экипаже. У настоящего капитана и работа сио рится, и уловы богатые, есть зара боток у рыбаков. Комсостав на судах, как правило, не меняется. Если экипаж собран наскоро, фор мально, то могут возникнуть дис циіілинарные нарушения, а из-за них - даже потери промысловых дней. - Почему увольняете «по соб­ ственному желанию», когда нали­ цо пьянка? Жалеете? - Медицинская экспертиза дол жна быть достаточно полной, ссылки на заключение судового врача не достаточно. ГІо факту со ставляем акт, списываем с судна п заносим в «черныіі список». - Просятся обратно? - Да, но у нас жесткая линия. Сейчас на рынке груда большой выбор. За хороших специалистов держимся, ибо других, со сторо иы, прельщать нечем - ни квартир, ни дополнительных льгот. - Какие задачи ставит руковод­ ство перед кадровой службой? - Комплектация экипажей, про фессиональное обучение для Мур манрыбпрома и дочерних предприятий - это и есть наши главные задачи. Думаю, внима тельная работа с кадрами поможет флоту выжить, а дальше - время покажет. Ольга МАКАРОВА. Фото Александра РЛУБЕ и Бориса ВИРИНЛ. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz