Рыбный Мурман. 1999 г. Апрель.
л SEAFOOD THE PRESS К подписчикам в Р о с с и и поступил апр ельский ном ер м еж д ун а р о д н о г о " ры бн о г о ” ж урн ала ” § e f o o d I n t e r n a t io n a l” . П р е дл а га ем вашему вниманию о б з о р н ек о торы х материалов . В Норвегии начали дей ствовать правила санитарного контроля рыбопродуции, при нятые европейским Союзом. Основанием для прекращения действия национальных сани т арных норм является со гл а шение по европейской экономической зоне между странами Союза и рядом госу дарств, не входящих в данную организацию. * * * Северо- Восточный Атланти ческий комитет по ры боло в ству NEAFC установил квоту в 44 тыс. тонн на вылов скум брии в международных водах к северу от Шетлендских ост ровов. Кроме того, принято ре шение о проведении рабочего совещания, целью которого я в ляется выработка конкретных предложений но исследова нию, оценке и контролю т еку щих запасов донных видов рыб в данном районе. Отмеча ется, что результаты этого со вещания должны лечь в основу новых практических шагов NEAFC , направленных на с о хранение запасов этой рыбы. * * * По оценкам Ф ед ер ации е в ропейских производителей а к вакультуры, общий объем про изводства атлантического лосо ся в 1998 году достиг рекордного уровня и составил 510,400 тонн. Это более чем на 13% выше уровня предыдуще го года. Крупнейшим произво дителем данной продукции является Норв е гия , на долю которой в прошедшем году пришлось 350 тыс. тонн . За ней следуют Великобритания и Ф а р е р с к и е острова (115 и 25 тыс. соответственно). Отмеча ется, что общий объем прои з водства атлантического лосося мог быть выше, если бы не ра зр а зивший ся финансовый кризис в основных странах-им- иорт ерах данной продукции , прежде всего в Японии и Рос сии. * * * Британская компания «Land and Sea Sp e c i a l i ty P roduc t s» после семи лет исследований и ра зработки начала прои звод ство нового морского продукта на основе икры золотой сельди (C lupea harengus) - рыбы, при надлежащей к классу и виду осетровых. Новый продукт по лучил название «Авруга» . Он вырабатывается в результате натуральной обработки, содер жит питательные вещества, по добные тем, что находятся в традиционной икре, и не с о держи т холестерина . В каче стве консерванта используется минимальное количество соли. В продукте отсутствуют искус ственные красящие добавки и ароматизаторы. Как утвержда ют представители компании, новую продукцию отличают э л е г а н т н ы й вид и в к у с о вые к а ч е с т в а , с п о с о б ны е у д о в л е т в о р и т ь щ е п е т и л ь ных г у рм ан о в . * * * Проведены интересные ис следования в Дании. В шести супермаркетах страны были куплены шесть пакетов моро женого фил е камбалы . С о д ержимое каждого пакета взвесили. После чего их р а з морозили, слили воду и опять взвесили. Оказалось , в четы рех из шести приобретенных пакетов содержание воды со ставляло>от 10 до 25%, что значительно выше у с т ано в л енных норм. При этом два пакета принадлеж али веду щим супермаркетам страны. Евгений ВОВЧЕНКО. 15 апреля 1999 года У, ПРАВЛЕНИЕ МУРМАН- РЫБПРОМА. Массивные двери вдоль коридора. Перед иным каби нетом аж дух захватывает. Долж ность, в моем представлении, соотносится с размером букв на выполненных под бронзу таблич ках. Наверное, когда-то так и было. Ведь но штатной численно сти МРП относился к организаци ям-гигантам. - Раньше работали, ходили но этажам и коридорам здания, дума ли, что оно наше. Ничего не дели ли, все строили на деньги флотов: и это здание, и причалы, и холо дильники. А теперь за все платам,- в рассказе секретаря генерального директора Дидші Васильевны КА ЛИНИНОЙ прозвучали досадные нотки. Вот так, переходя из централь ного здания в деревянное двухэ тажное на Траловой, 20, я узнавала историю последнего десятилетня флота, знакомилась с сотрудника ми. Как тесно переплетены их судьбы с предприятием! - Мой отец, Петр Иванович Ля- мов, работат в «Мурмансельди» со дня ее основания. Был капитаном, орденоносец,- рассказывает на чальник планового отдела Ирина Петровна КАСТЕРИНА. - Еще девчонкой знала многих. После студенческой скамьи пошла рабо тать к плановикам. У Алексея Ива новича Сидорова, очень грамотного специалиста, училась. Плановый теперь из-за финансо вых трудностей значительно сокра щен, как и все береговые службы. Многомесячные проверки налого виков в 1994 и 1997 годах закончи лись неимоверно большими ЕЖНЫИТЫЛ Б е р е г о в ы е с л у ж б ы ф л о т а Н На снимке: коллектив планового отдела в 1973 г. В нижнем ряду в центре - начальник отдела Алексей Иванович СИДОРОВ; в верхнем ряду вторая слева - Ирина Петровна КАСТЕРИНА. (Фото из личного архива И.П. Кастериной). штрафами за нарушение закона ва лютного регулирования. - Арестованы валютные счета, блокированы суда, - говорит Ири на Петровна. - Налоговая инспек ция считает нашу деятельность за три последних года незаконной, поэтому всю выручку требует сдать в виде штрафов государству. - И какой же выход? - Только амнистирование долгов на правительственном уровне, что бы флот был признан* дееспособ ным. Мы же платили зарплату рыбакам, вносили текущие плате жи в бюджет, несли эксплуатаци онные расходы. Сейчас только платежи в Пенсионный фонд со ставляют 13 млн. рублей. - Нельзя сбрасывать со счетов и то, что предприятие дает городу 2,5 тысячи рабочих мест. - Вместе с дочерними предприя тиями - почти 4 тысячи. Чтобы вести нормальную деятельность, не нарушая законы, совет директоров ищет пути сохранения флота: зак лючаются договора о совместной работе, суда сдаются в аренду. - В такое трудное время можно прогнозировать будущее? - Экономика нашего края без рыбноіі отрасли немыслима. Про мысел будет - будет и наш флот. Я остаюсь оптимистом! В СЛУЖБЕ ГЛАВНОГО КА IIИТАНА встретили настороженно. Наверное, как п на судне, к внезапно по явившейся женщине здесь относятся с 11 редубеждеі інем. Думаю, подкупило мое искреннее восхп щенпе морскими ип спекторами, ведь будучи капитанами и старпомами, они из бороздили всю голу бую гладь Мирового океана. Как сказал Анатолий Дмитрие вич ПЕЛЕНКОВ, главный капитан, ва рягов на флоте нет. Все 85 человек капи танами стали в Мур манрыбнроме. Всей своей трудовой жиз нью они ответили на главный вопрос: ка ким должен быть на стоящий капитан. Талантливым рыбаком, хорошим организатором производства, чело веком, умеющим быстро прини мать правильные решения в экстремальных ситуациях. - Анатолий Дмитриевич, в 70-е годы производственные пока затели связывали с постоянством работы на одном судне капитанов. А как сейчас? - И сегодня так работают Алек сандр Васюков и Владимир Войтах на МБ-0015, Сергей Шѵгаіі и Евге ний Свинцов на МБ-0005, Атек- сандр Едемскпй и Владимир Кня зев на МЕ-376, Валерий Ветличев на МИ-2386... Говорили о проблемах, о вы нужденных загранкомандировках сотрудников службы. Напоследок рассказал главный капитан неири думанную иcropию: Еще когда молодой был, по ехал к родителям в Сибирь. Как с утра ушел с ружьишком на охоту, так и вернулся к полночи. Рано утром отец бѵдпт: «Анатолий, вста вай, мать шірогов с рыбой напек ла». Еще глаза не протер, а мать из печки уже пышный пирог подхва тила. И в нем рядками, да так ис кусно, мойва выложена... Ну вы даете, ведь это ж мойва! - Очень деликатесная рыба! - отвечает отец. Вчера сразу два брикета взял, а то больше не доста нется. Р а д и о и н ж е н е р о в всегда считали элитой в экипаже. А года три назад пошли разгово ры, что компьютеры и спутники будут связь осуществлять... - Д о полной компьютеризации еще далеко. Да к тому же есть еще поисковое, навигационное оборудо вание, - возразил мне Василий Ан тонович ХАЛЯВКА, руководитель группы связи флота. - Все работа ет, поэтому наш труд и незаметен. Радиооператоры не дожидаются, пока что-то сломается. - Как идет переоборудование флота системами ГМССБ? - Пока работаем через Мурман ский и Териберский радиоцентры. Переоборудовали только два суд на. Наши'корабли на ремонт и ре конструкцию «иод класс» становятся в 2001-2002 годах, тог да и будем устанавливать новую аппаратуру. Норвежцы тоже сняли ограничения для российских судов до 1 января 2000 года, лишь бы за ходили в их порты. - Какие каналы связи работа ют? - 16-й международный канал будет работать до 2005 года, часто та 500 килогерц - только для рос сийских служб. Наши суда для безопасности оснащены радиолока ционнымн ответчиками и радиобу ями. Недавно сработал буй на «Принцессе Арктики», и сразу же сигнал поступил на берег. Так что безопасность мореплавания посто янно иод контролем. П, іЕРЕЛИСТЫВАЯ СТРАНИ ЦЫ очерков Г.М.Бородулина «Ис торическим курсом», невольно обратила внимание на его непод дельное восхищение специалиста ми Мурманрыбирома. К началу 90-х годов орденононосцами стали 618 работников флота, а Героями Соцтруда - четверо. За последний год дважды со кращали береговые службы, плав состав рассредоточился: кто-то пошел искать большие заработки, другие работают в дочерних пред приятиях. - Кто же сейчас составляет ко стяк флота? - с этим вопросом я обратилась к заместителю началь ника отдела кадров Николаю Александровичу ГОРЧАКОВУ. - Требования к плавсоставу ос тались те же: образование, опыт, профессионализм. Основа коллек тива - специалисты с большим ста жем. Есть рыбацкие династии. Приходят молодые кадры с дипло мами. - Время упразднило должность помполита... - Теперь сам капитан и руково дитель, п наставник в экипаже. У настоящего капитана и работа сио рится, и уловы богатые, есть зара боток у рыбаков. Комсостав на судах, как правило, не меняется. Если экипаж собран наскоро, фор мально, то могут возникнуть дис циіілинарные нарушения, а из-за них - даже потери промысловых дней. - Почему увольняете «по соб ственному желанию», когда нали цо пьянка? Жалеете? - Медицинская экспертиза дол жна быть достаточно полной, ссылки на заключение судового врача не достаточно. ГІо факту со ставляем акт, списываем с судна п заносим в «черныіі список». - Просятся обратно? - Да, но у нас жесткая линия. Сейчас на рынке груда большой выбор. За хороших специалистов держимся, ибо других, со сторо иы, прельщать нечем - ни квартир, ни дополнительных льгот. - Какие задачи ставит руковод ство перед кадровой службой? - Комплектация экипажей, про фессиональное обучение для Мур манрыбпрома и дочерних предприятий - это и есть наши главные задачи. Думаю, внима тельная работа с кадрами поможет флоту выжить, а дальше - время покажет. Ольга МАКАРОВА. Фото Александра РЛУБЕ и Бориса ВИРИНЛ. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz