Рыбный Мурман. 1998 г. Январь.
г C H I S J E j R O M в е Ш Р О Ѳ С К И И о ч и и С е в е р о м о р с к т ѳ л . ( 2 3 7 ) 7 - 5 4 - 5 6 А п а т и т ы , К и р о в с к т е л . ( 2 5 5 ) З - е Т” - * 4 0 Р А Б О Ч И М М о н ч е г о р с к т ѳ л . ( 2 3 © ) 2 - 3 3 - 3 0 І Ѵ І у Т р ® ѵ і С і і - і М у р м а н с к , М у р м а н с к а я о б л а с т ь т е л . 4 5 - 3 2 - 1 9 . -45 -99 -50 НАУКА НА БОРТУ Экспедиция будет иметь научные программы и на учное оборудование, ра з личных специалистов геофизиков, биологов, ме теорологов, гидрологов. В Арктике стерты отнюдь не все белые пятна. Главная научная цель здесь - иссле дование дна Северного Ле довитого океана, и многое здесь еще предстоит от крыть. Никто еще не видел дна океана в районе полю са, хотя есть снимки повер хности Марса. Те исследования, что проводи лись советскими станциями “СП ” , сейчас из-за отсут ствия средств свою работу закончили. Но комплекс исследований, проводимых ими, своего значения не потерял. Если в глубинах вод Арктики появится л а боратория, спускаемый с ледокола батискаф, делаю щий снимки, фиксирующий геофизические параметры донной поверхности на глу бине 4 км, это будет иметь большое научное значение. Очень важным практи ческим вопросом является для нас выяснение возмож ностей склеенной древеси ны при воздействии низких температур. Такие суда в Арктике еще не ходили, и нас волнует ее поведение. В свое время много было спо ров относительно плавания нашего коча “Помор” . Хо дили ли наши предки-помо ры во льдах, способны ли были их суда выжиматься на лед? О возможностях корабля было написано много статей и диссерта ций, но только мы провери ли возможности этого корабля в море. ВСТРЕЧА НА ПОЛЮСЕ Проект похода на Север ный полюс атомного ледо кола “Арктика” и подводного стратегическо го ракетоносца “Карелия” - это тема отдельная. Хочу подчеркнуть: мы пойдем в дрейф независимо от того, состоится ли на полюсе встреча глав северных стран и будет ли помещен на дно океана памятник покорителям полюса. Не получится пойти в нынеш нем, 1998 году - пойдем в 1999-м. Но пойдем! Конечно, можно ехидни чать по этому поводу, но уже сейчас мировые турис тические агентства продают билеты на встречу нового, XXI века на Южном полю се. Именно там люди уви дят первый луч солнца южного полярного лета. На Северном же полюсе будет полярная ночь. На точках полюсов, где схо дятся все меридианы и вре менные пояса, мы раньше всех встретим новый век и позже всех проводим ста рый. Так почему бы главам правительств этого себе не позволить? Встретить но вый век не в фешенебель ном отеле, а на льду полюса, что принадлежит всему человечеству, являет ся достоянием всего мира... Можно ли ручаться за то, что курс нашего дрейфа точно и вовремя совпадет с географической точкой Се верного полюса? Конечно нет. И если ледокол и под водный крейсер могут ока заться на полюсе в четко заданное время, мы туда можем и не попасть - на то воля Божья. Но мы хоро шо изучили дрейфы льда. Нужно сказать, советские полярные станции прохо дили от полюса довольно близко. Где мы будем в са мый момент новогодних торжеств на полюсе - неиз вестно. Надеюсь, на него нас подбросят вертолетом. Если же нет - в претензии не будем. Наш поход и так будет достаточным рекор дом, имеющим свое науч ное, исследовательское, спортивное и политическое значение. Отдельный вопрос: по тянет ли такую экспедицию страна? Время ли для нее сейчас? Дело в том, что мы привлекаем деньги спонсо ров и внутри страны, и за рубежом. Разорять бюджет и отнимать деньги у кого- либо мы не собираемся. В то же время наши завод “Авангард” , трикотажная фабрика, другие предприя тия смогли бы получить на этом проекте заказы. Про ект планируется как меж дународный. Да и у нас по России денег бродит очень много. И не надо думать, что их нет. Если сопоста вить требуемые для экспе диции 2,5 млн. долларов с расходами, скажем, на ежедневную телерекламу или на избирательные кам пании, то наши затраты просто мизерны. К полюсу мы пойдем не первые и не последние. И за нами (или вместо нас) найдутся люби тели и желающие. Но если честь снаряжения и сам приоритет этой экспедиции будут принадлежать в пер вую очередь России и на шей Карелии - думаю, престиж их от этого не по страдает. Скорее наобо рот... Альманах ’’Морской клуб” г. Петрозаводск (Печатается с небольшими сокращениями) ООО “АЕВЯТКА предлагает организациям города и области, частным лицам РАДИОСТАНЦИИ гражданского и профессионального диапазонов дальностью до 50 км - от 65 у.е. системы ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ индивидуальные ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ АНТЕННЫ РАДИОТЕЛЕФОНЫ 900 МГц По вопросам п р и о б р е т е н и я обращ аться .- ул. Книповича , 46 , реЖим р а б о т ы : еж ед невно с 9 .00 до 18DO в с у б б о т у с 11.00 до 16.00 ПРОДАЕМ БУМАГУ ГАЗЕТНУЮ И ПИСЧУЮ Обращаться по адресу: г. Мурманск, ул. Папанина, 17 (с 10.00 до 17.00) Телефоны : 45-32-19, 45-29-98 Продукция подлежит . обязательной сертификации, а услуги - лицензированию - Э/НО п /м в и н ц и я і/ Учредитель и издатель ООО "Поморская сторона ' Мурмандаиджест №36 январь, февраль 1998 года ѴЪ одном из выпусков ”Мурмандайджеста” л З б ы л о рассказано о дерзком проекте петро заводских мореходов достичь Северного полюса на деревянном парусно-моторном корабле, кото рый, вмерзнув в л ед , должен на руоеже двух ве ков достичь ’’макушки” Земли . На верное , было бы странно, если бы проект полярного дрейфа “Северный полюс-2000” не вызвал критической, а порой и иронической реак ции некоторой части читающей публики . Что делать, в последнее время мы отвыкли от экспе диций подобного масштаба. Имеет ли проект должную проработку и научное обоснование? Обладает ли корабль экспедиции необходимыми качествами для прохода через л едо в ую Аркти ку? И зачем вообще изучать Арктический бас сейн, изученный, быть может, лучше, чем любой другой район мира? Какие цели, помимо желания водрузить российский флаг на Северном полюсе, предусмотрено достичь в ходе осуществления проекта? На какие средства и с чьим участием он будет реализовываться? Эти и другие вопро сы можно услышать сегодня в газетных и жур нальных публикациях , в передачах радио и телевидения, просто на улице, в очередях... Д у мается, ответить на эти вопросы лучше, чем инициатор проекта “Северный полюс-2000” , пре зидент Карельско го Морско го историко-куль турного центра Виктор ДМИТРИЕВ , не сможет никто. Ему и слово. зачем люди ИДУТ К ПОЛЮСУ? Действительно, зачем? Для чего, рискуя жизнью, стремятся туда на лыжах , мотонартах, воздушных шарах, дельтапланах, ледо колах, подводных лодках, пешком вновь покорять не однажды покоренный по люс? Но Северный полюс не перестал быть для его покорителей одной из са мых недоступных точек планеты. Хочу заметить - до сих пор никто не ходил к полюсу полярной ночью. Все побывали там летом, полярным днем. Одно дело - проделать тур в каюте ле докола и другое - дрейфо вать с пятиметровыми льдами при -40 градусов и студеной вьюге. Путь от острова Врангеля до чистой воды у острова Ян-Майен займет около трех лет. (До исходной точки дрейфа ко рабль вполне может пройти в караване за ледоколом.) Почему мы обратились к строительству деревянного корабля? Сейчас, в наше время, мы занимаемся воз рождением техники дере вянного судостроения. И для нас очень важно прове рить его возможности именно в Арктике. КОРАБЛЬ ДЛЯ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ Судно для ледового дрейфа будет названо “По лярный Одиссей” - в честь нашего клуба и первого из известных истории путеше ственников, о ком дошла до нас молва. Это будет не большое современное дере вянное судно, имеющее ход под дизелем до 9 узлов и паруса - как дань традиции и на случай аварии винта. Длиной 24 метра и шири ной 8,5 метра, с 5-6 члена ми экипажа и с каютами на 1 5 - 1 6 человек. Мощ ностью двигателя 350 - 500 л. с. Водоизмещение корабля всего около 200 тонн - втрое меньше, чем у судна Нансена “Ф р ам ”. В свое время Колин Ачер, его строитель, сумел построить судно Нансену из импортных материалов - дуба и гринхарда - желез ного дерева. Все перипетии “полярной одиссеи” “Ф р ам ” выдержал достой но, достигнув 86 градусов северной широты. Наш ко рабль будет обладать не меньшим запасом прочнос ти, хотя построят его из обыкновенной карельской сосны, склеенной клеем ВИАМ-Б-3, по современ ной технологии, хорошо освоенной на заводе “Аван гард” и в Морском центре. Строиться будет “Поляр ный Одиссей” по правилам морского Регистра, по рег ламенту, установленному для деревянных судов еще в 1944 году. Он будет иметь четырехслойную ди агональную обшивку из со сны, сплошной набор ламинированных (кл ее ных) шпангоутов, а для предотвращения перетира ния об лед - тонкую сталь ную ледовую обшивку 4 - 6 " Северны й п о лю с -2 0 0 0 " : мм. Обводы корпуса будут традиционные, поморские, способствующие выталки ванию при ледовом сжатии. Даже если судно раздавят льды - деревянный корабль не утонет; так, корпус ко рабля Де-Лонга “Жанетта” был в свое время выброшен на берег Гренландии. “Полярный Одиссей” будет нести на борту еще и два небольших плавучих контейнера: один - жилой, а в другом будет разме щаться баня. Они сами по себе пригодны для авто номного обитания и даже в случае возможноіі гибели корабля позволят продол жить экспедицию. Если го ворить о самом крайнем варианте - у экспедиции остаются лыжи, мотодель тапланы, мотонарты или собачьи упряжки, а также спасение с помощью авиа ции, как это было с экспе дициями Дмитрия Шпаро и Владимира Чукова. Но для того чтобы продолжить путь, экипажу корабля в жестоких условиях Аркти ки “воздушный мост” не нужен: трюмы корабля вмещают 600 тонн груза, то есть топливо и продукты длительного хранения. Хватит на три года и еще останется... Судно будет снабжено маленькими ди зель-электростанциями с 300-процентным резервиро ванием, ветроэлекгростан- циями, каталитическими печами, позволяющими го рючему окисляться и д а вать тепло без пламени. На нем будут проверены са мые современные техничес кие средства, применены новые конструкционные материалы, каких не было во времена Нансена: клеи, пропитки, краски, гермети ки, современные утеплите ли, легкая зимняя одежда. Сейчас люди, желающие испытать себя в морском арктическом туризме, гото вы выложить за это удо вольствие по 30 тыс. долларов и выше (за каюгу на ледоколе). И мы им мо жем в этом помочь. Через установленные на борту камеры наш поход будет видеть весь мир. Я уверен: коммерческий успех здесь вполне может быть достиг нут.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz