Рыбный Мурман. 1998 г. Январь.

г C H I S J E j R O M в е Ш Р О Ѳ С К И И о ч и и С е в е р о м о р с к т ѳ л . ( 2 3 7 ) 7 - 5 4 - 5 6 А п а т и т ы , К и р о в с к т е л . ( 2 5 5 ) З - е Т” - * 4 0 Р А Б О Ч И М М о н ч е г о р с к т ѳ л . ( 2 3 © ) 2 - 3 3 - 3 0 І Ѵ І у Т р ® ѵ і С і і - і М у р м а н с к , М у р м а н с к а я о б л а с т ь т е л . 4 5 - 3 2 - 1 9 . -45 -99 -50 НАУКА НА БОРТУ Экспедиция будет иметь научные программы и на ­ учное оборудование, ра з ­ личных специалистов геофизиков, биологов, ме­ теорологов, гидрологов. В Арктике стерты отнюдь не все белые пятна. Главная научная цель здесь - иссле­ дование дна Северного Ле ­ довитого океана, и многое здесь еще предстоит от­ крыть. Никто еще не видел дна океана в районе полю­ са, хотя есть снимки повер­ хности Марса. Те исследования, что проводи­ лись советскими станциями “СП ” , сейчас из-за отсут­ ствия средств свою работу закончили. Но комплекс исследований, проводимых ими, своего значения не потерял. Если в глубинах вод Арктики появится л а ­ боратория, спускаемый с ледокола батискаф, делаю­ щий снимки, фиксирующий геофизические параметры донной поверхности на глу­ бине 4 км, это будет иметь большое научное значение. Очень важным практи­ ческим вопросом является для нас выяснение возмож­ ностей склеенной древеси­ ны при воздействии низких температур. Такие суда в Арктике еще не ходили, и нас волнует ее поведение. В свое время много было спо­ ров относительно плавания нашего коча “Помор” . Хо­ дили ли наши предки-помо­ ры во льдах, способны ли были их суда выжиматься на лед? О возможностях корабля было написано много статей и диссерта­ ций, но только мы провери­ ли возможности этого корабля в море. ВСТРЕЧА НА ПОЛЮСЕ Проект похода на Север­ ный полюс атомного ледо­ кола “Арктика” и подводного стратегическо­ го ракетоносца “Карелия” - это тема отдельная. Хочу подчеркнуть: мы пойдем в дрейф независимо от того, состоится ли на полюсе встреча глав северных стран и будет ли помещен на дно океана памятник покорителям полюса. Не получится пойти в нынеш­ нем, 1998 году - пойдем в 1999-м. Но пойдем! Конечно, можно ехидни­ чать по этому поводу, но уже сейчас мировые турис­ тические агентства продают билеты на встречу нового, XXI века на Южном полю­ се. Именно там люди уви­ дят первый луч солнца южного полярного лета. На Северном же полюсе будет полярная ночь. На точках полюсов, где схо­ дятся все меридианы и вре­ менные пояса, мы раньше всех встретим новый век и позже всех проводим ста­ рый. Так почему бы главам правительств этого себе не позволить? Встретить но­ вый век не в фешенебель­ ном отеле, а на льду полюса, что принадлежит всему человечеству, являет­ ся достоянием всего мира... Можно ли ручаться за то, что курс нашего дрейфа точно и вовремя совпадет с географической точкой Се­ верного полюса? Конечно нет. И если ледокол и под­ водный крейсер могут ока­ заться на полюсе в четко заданное время, мы туда можем и не попасть - на то воля Божья. Но мы хоро­ шо изучили дрейфы льда. Нужно сказать, советские полярные станции прохо­ дили от полюса довольно близко. Где мы будем в са­ мый момент новогодних торжеств на полюсе - неиз­ вестно. Надеюсь, на него нас подбросят вертолетом. Если же нет - в претензии не будем. Наш поход и так будет достаточным рекор­ дом, имеющим свое науч­ ное, исследовательское, спортивное и политическое значение. Отдельный вопрос: по­ тянет ли такую экспедицию страна? Время ли для нее сейчас? Дело в том, что мы привлекаем деньги спонсо­ ров и внутри страны, и за рубежом. Разорять бюджет и отнимать деньги у кого- либо мы не собираемся. В то же время наши завод “Авангард” , трикотажная фабрика, другие предприя­ тия смогли бы получить на этом проекте заказы. Про­ ект планируется как меж­ дународный. Да и у нас по России денег бродит очень много. И не надо думать, что их нет. Если сопоста­ вить требуемые для экспе­ диции 2,5 млн. долларов с расходами, скажем, на ежедневную телерекламу или на избирательные кам­ пании, то наши затраты просто мизерны. К полюсу мы пойдем не первые и не последние. И за нами (или вместо нас) найдутся люби­ тели и желающие. Но если честь снаряжения и сам приоритет этой экспедиции будут принадлежать в пер­ вую очередь России и на ­ шей Карелии - думаю, престиж их от этого не по­ страдает. Скорее наобо­ рот... Альманах ’’Морской клуб” г. Петрозаводск (Печатается с небольшими сокращениями) ООО “АЕВЯТКА предлагает организациям города и области, частным лицам РАДИОСТАНЦИИ гражданского и профессионального диапазонов дальностью до 50 км - от 65 у.е. системы ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ индивидуальные ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ АНТЕННЫ РАДИОТЕЛЕФОНЫ 900 МГц По вопросам п р и о б р е т е н и я обращ аться .- ул. Книповича , 46 , реЖим р а б о т ы : еж ед невно с 9 .00 до 18DO в с у б б о т у с 11.00 до 16.00 ПРОДАЕМ БУМАГУ ГАЗЕТНУЮ И ПИСЧУЮ Обращаться по адресу: г. Мурманск, ул. Папанина, 17 (с 10.00 до 17.00) Телефоны : 45-32-19, 45-29-98 Продукция подлежит . обязательной сертификации, а услуги - лицензированию - Э/НО п /м в и н ц и я і/ Учредитель и издатель ООО "Поморская сторона ' Мурмандаиджест №36 январь, февраль 1998 года ѴЪ одном из выпусков ”Мурмандайджеста” л З б ы л о рассказано о дерзком проекте петро­ заводских мореходов достичь Северного полюса на деревянном парусно-моторном корабле, кото­ рый, вмерзнув в л ед , должен на руоеже двух ве­ ков достичь ’’макушки” Земли . На верное , было бы странно, если бы проект полярного дрейфа “Северный полюс-2000” не вызвал критической, а порой и иронической реак­ ции некоторой части читающей публики . Что делать, в последнее время мы отвыкли от экспе­ диций подобного масштаба. Имеет ли проект должную проработку и научное обоснование? Обладает ли корабль экспедиции необходимыми качествами для прохода через л едо в ую Аркти ­ ку? И зачем вообще изучать Арктический бас ­ сейн, изученный, быть может, лучше, чем любой другой район мира? Какие цели, помимо желания водрузить российский флаг на Северном полюсе, предусмотрено достичь в ходе осуществления проекта? На какие средства и с чьим участием он будет реализовываться? Эти и другие вопро­ сы можно услышать сегодня в газетных и жур­ нальных публикациях , в передачах радио и телевидения, просто на улице, в очередях... Д у ­ мается, ответить на эти вопросы лучше, чем инициатор проекта “Северный полюс-2000” , пре­ зидент Карельско го Морско го историко-куль­ турного центра Виктор ДМИТРИЕВ , не сможет никто. Ему и слово. зачем люди ИДУТ К ПОЛЮСУ? Действительно, зачем? Для чего, рискуя жизнью, стремятся туда на лыжах , мотонартах, воздушных шарах, дельтапланах, ледо­ колах, подводных лодках, пешком вновь покорять не однажды покоренный по­ люс? Но Северный полюс не перестал быть для его покорителей одной из са­ мых недоступных точек планеты. Хочу заметить - до сих пор никто не ходил к полюсу полярной ночью. Все побывали там летом, полярным днем. Одно дело - проделать тур в каюте ле­ докола и другое - дрейфо­ вать с пятиметровыми льдами при -40 градусов и студеной вьюге. Путь от острова Врангеля до чистой воды у острова Ян-Майен займет около трех лет. (До исходной точки дрейфа ко­ рабль вполне может пройти в караване за ледоколом.) Почему мы обратились к строительству деревянного корабля? Сейчас, в наше время, мы занимаемся воз­ рождением техники дере­ вянного судостроения. И для нас очень важно прове­ рить его возможности именно в Арктике. КОРАБЛЬ ДЛЯ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ Судно для ледового дрейфа будет названо “По­ лярный Одиссей” - в честь нашего клуба и первого из известных истории путеше­ ственников, о ком дошла до нас молва. Это будет не­ большое современное дере­ вянное судно, имеющее ход под дизелем до 9 узлов и паруса - как дань традиции и на случай аварии винта. Длиной 24 метра и шири­ ной 8,5 метра, с 5-6 члена­ ми экипажа и с каютами на 1 5 - 1 6 человек. Мощ­ ностью двигателя 350 - 500 л. с. Водоизмещение корабля всего около 200 тонн - втрое меньше, чем у судна Нансена “Ф р ам ”. В свое время Колин Ачер, его строитель, сумел построить судно Нансену из импортных материалов - дуба и гринхарда - желез­ ного дерева. Все перипетии “полярной одиссеи” “Ф р ам ” выдержал достой­ но, достигнув 86 градусов северной широты. Наш ко­ рабль будет обладать не меньшим запасом прочнос­ ти, хотя построят его из обыкновенной карельской сосны, склеенной клеем ВИАМ-Б-3, по современ­ ной технологии, хорошо освоенной на заводе “Аван­ гард” и в Морском центре. Строиться будет “Поляр ­ ный Одиссей” по правилам морского Регистра, по рег­ ламенту, установленному для деревянных судов еще в 1944 году. Он будет иметь четырехслойную ди ­ агональную обшивку из со­ сны, сплошной набор ламинированных (кл ее ­ ных) шпангоутов, а для предотвращения перетира­ ния об лед - тонкую сталь­ ную ледовую обшивку 4 - 6 " Северны й п о лю с -2 0 0 0 " : мм. Обводы корпуса будут традиционные, поморские, способствующие выталки­ ванию при ледовом сжатии. Даже если судно раздавят льды - деревянный корабль не утонет; так, корпус ко­ рабля Де-Лонга “Жанетта” был в свое время выброшен на берег Гренландии. “Полярный Одиссей” будет нести на борту еще и два небольших плавучих контейнера: один - жилой, а в другом будет разме­ щаться баня. Они сами по себе пригодны для авто­ номного обитания и даже в случае возможноіі гибели корабля позволят продол­ жить экспедицию. Если го­ ворить о самом крайнем варианте - у экспедиции остаются лыжи, мотодель­ тапланы, мотонарты или собачьи упряжки, а также спасение с помощью авиа­ ции, как это было с экспе­ дициями Дмитрия Шпаро и Владимира Чукова. Но для того чтобы продолжить путь, экипажу корабля в жестоких условиях Аркти­ ки “воздушный мост” не нужен: трюмы корабля вмещают 600 тонн груза, то есть топливо и продукты длительного хранения. Хватит на три года и еще останется... Судно будет снабжено маленькими ди ­ зель-электростанциями с 300-процентным резервиро ванием, ветроэлекгростан- циями, каталитическими печами, позволяющими го­ рючему окисляться и д а ­ вать тепло без пламени. На нем будут проверены са ­ мые современные техничес­ кие средства, применены новые конструкционные материалы, каких не было во времена Нансена: клеи, пропитки, краски, гермети­ ки, современные утеплите­ ли, легкая зимняя одежда. Сейчас люди, желающие испытать себя в морском арктическом туризме, гото­ вы выложить за это удо ­ вольствие по 30 тыс. долларов и выше (за каюгу на ледоколе). И мы им мо­ жем в этом помочь. Через установленные на борту камеры наш поход будет видеть весь мир. Я уверен: коммерческий успех здесь вполне может быть достиг­ нут.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz