Рыбный Мурман. 1998 г. Январь.
И Н О С Т Р А Н Н Ы Е И Н В Е С Т И Ц И И Q 6e эти статьи были предложены нам авторами одновременно. И есть в этом совпа дении объяснимая закономерность: Наталья Николаевна ЩЕБЛРОВЛ и Валентина Ивановна И ГОНИНА работают в одном учреждении - преподают в кооперативном техникуме Мурманского облпотребсоюза, готовят будущих специалистов для пашей рыночной экономи ки. И одновременно учатся сами - в аспирантуре Московского университета потребительс кой кооперации. • Во время нашей встречи одна из собеседниц призналась: - Вот учим детей экономической грамоте, говорим им на лекциях, какой по теории должна быть экономика любого рыночного хозяйства, а приходим на предприятия - и оторопь берет: как же извращена здравая экономическая мысль нашими псевдорыночпыми реформами. И если Гете писал: “Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет...’ , то у нас все так же, только с точностью до наоборот: теория - правильная, а плоды реформ - гнилые. С высоких московских трибун слышим призывы к здравому смыслу и правильные рецепты эко номических преобразований, а на самом деле... Вот и думаем: как же наши студенты после окончания техникума “впишутся” в наш рынок... А в заключение беседы авторы публикаций сказали: вот предлагаем вам эти статьи - пусть читатели рассудят и нас, и наших студентов, и наших реформаторов. ЗАКОН - ВСЕМУ И ВСЕМ ГАРАНТИЯ Сложившаяся за последние годы непростая, а точнее, даже трудная социально-экономическая и политическая ситуация в стране заставляет нас искать новые пути решения существующих про блем . На переломном этапе развития России , ког да намечается выход из кризиса и становится реальным постепенное оживление экономики, осо бенно актуально звучит вопрос привлечения пря мых иностранных инвестиции и создание совместных предприятий. Как же в этом плане обстоят дела в экономи ке России вообще и в Мурманской области - в час тности? У нас (в целом по России) в настоящее время зарегистрировано 20 тысяч предприятии с иностранным капиталом. Для наглядности^ срав ним огромную Россию с маленькой Эстонией: там предприятий с иностранными инвестициями столько же - 20 тысяч. И практически все они дей ствуют. У нас же реально существующих , т.е. выдающих продукцию на-гора, только 12 тысяч. И ничтожно мала их доля в экономике страны: лишь 3 процента валового национального продукта при ходится на предприятия с иностранным капита лом, то есть на СП. Не отличается в этом плане картина в Кольс ком Заполярье, здесь зарегистрировано 300 пред приятий с иностранным капиталом, реально действующих - только 140. И менее 3 процентов внешнеторгового оборота области приходится на эти предприятия. К рупнейшим (если не самым крупным) на Северо-Западе яв ляется совместное российс- ко-германское предприятие - АО “Норд-Вест Ф .К . ”. Имея 3 завода, оснащенных самым современным, в том числе и импортным, техно логическим оборудованием, предприятие производит бо лее 130 наименований рыб ной и мясной продукции. За 8 лет своего существования “Норд-Вест Ф .К .” успешно удовлетворял потребности в пищевой продукции не толь ко Мурманской области, но и друпіх регионов России. И на экспорт поставляло свои деликатесы это предприятие, доля иностранного капитала в уставном фонде которого составляет 50 процентов. От сюда и равное (пополам) распределение как прибыли, так и хозяйственных забот (то же оснащение заводов оборудованием - пополам). По данным Министерства экономики РФ, сегодня наша страна готова “погло щать” иностранного капита ла в объеме 15-20 млрд. долларов ежегодно (!). Од нако, несмотря на огромную емкость российского инвес тиционного рынка, экономи ка страны продолжает оставаться в острейшем кри зисе по двум основным при чинам. Первая - отсутствие нормальной (цивилизован ной) правовой базы в Рос сии. Вторая - нестабильность общественно-политической ситуации в стране. А зару бежные инвесторы слишком прагматичны, чтоб риско вать в такой ситуации свои ми капиталами. Неудивительно поэтому, что за период с 1992 по 1996 год объем иностранных инвести ций в нашу экономику со кратился на 40 процентов, и на 1 января 96-го года общая накопленная сумма иност ранных инвестиций в России составляла всего 6,5 млрд. долларов. На Северный эко номический район, куда вхо дят Архангельская, Вологодская, Мурманская области и две республики - Карелия и Коми, из той суммы досталось только 905 млн. долларов, в том числе на Мурманскую область - 6,7 млн. долларов. Сложно и проблематично формируется инвестицион ный климат на Кольском по луострове. Спад объемов капитальных вложений здесь более чем в два раза превосходит сокращение объемов производства. Срав ните: за 1991-1996 годы объем промышленного про изводства у нас сократился на 40, объем капиталовложе ний - на 86 процентов. На фоне сокращения об щих объемов иностранных инвестиций наблюдаются уменьшение их долларовой составляющей и увеличение рублевой части. Если в 95-м году валютные инвестиции составляли 98, а рублевые - только 2 процента, то уже через год, в 96-м, это соотно шение выглядело так: 42,3 процента - доллары, 57,7 процента - рубли. Но особо ратовать за рубль сегодня не приходится - он по-прежне му остается “деревянным” . А тут еще его деноминация наступила... А иностранный партнер, решая задачу, где и каким образом разместить свои ка питалы, пытается найти от вет на два главных вопроса. Первый: как оценить сте пень риска, а проще говоря, убедиться, что его капита ловложения не будут прину дительно изъяты? Второй вопрос сводится к определению возможного уровня рентабельности инве стиций. Во Всероссийском науч но-исследовательском конъ юнктурном институте была выполнена работа по сопос тавлению действующего за конодательства об иност ранных инвестициях в Рос сии и странах ближнего за рубежья, включая Балтию. В национальных законода тельствах были выделены те положения, от которых прежде всего зависят эффек тивность применения право вых норм, их привлекательность для по тенциальных иностранных инвесторов. Самым существенным не достатком российского зако на “Об иностранных инвестициях” является от сутствие в нем каких-либо гарантий его изменения. Это и порождает неуверенность у инвесторов. В российском законе ничего не говорится о возмещении морального ущерба иностранным инвес торам, если необходимость в возмещении такого ущерба возникает. Нет в российском законе и специальной главы, из ко торой было предельно ясно, какими льготами (на логовыми, таможенными и прочими) могут и имеют право пользоваться иност ранные инвесторы. Недостаток российского законодательства усугубля ется практикоіі последних лет. С 1987 года, когда зако нодательством было разре шено совместное предпри нимательство, и до последне го времени налоговый ре жим для совхчестных и иностранных предприятий часто менялся, причем изме нения, как правило, не улуч шали налоговый режим для инвесторов, а ухудшали его. Где же выход из российс кого правового тупика? Ино странные инвесто ры считают, что в России необходимо создание местных органов по разви тию совместного (взаимовыгодно го!) предпринима тельства, в состав которых входили бы правоведы, фи нансисты, специа листы-практики, в обязанности кото рых и вменялась бы подготовка не зыблемых законов инвестиционной политики. БОИТЕСЬ ДАНАЙЦЕВ __ Не помню, к т о из русских писателей говорил об уникальности российского пространства : можно ехать неделями - и все одно и т о же... Природа меняет ся, но образ жизни людей, их восприятие жизни о с т а ю т с я п о ч ти неизменны ми и сегодня. П очти неизменен и хозяйственный уклад: все замы кается на ЦЕНТРЕ, в т о м числе и региональные нарезки. Д есятилетиями сложилось ни кем не оспариваемое “разделение тр уд а ”: Север - поставщ ик сырья, Западная Сибирь - топлива (валю тный цех страны ), Урал - металла и вооружения (вне зависимости о т военного положения страны ), Средняя Азия (до распада СССР) - хлопка (уровень производства ко то р о го никак не отражался на количестве, качестве и разнообразии текстильны х изделий), европейский центр - тяжелого машиностроения, химии и т .д . Такая, с позволения сказать, “специализация” прикрывалась красивыми фразами о едином на роднохозяйственном комплексе страны , о социально-экономической общ ности советского на рода. Достижение э ти х целей тяж ким грузом лежало на регионах. Особенно наглядно э т о видно на примере нашего Северо-Запада, а на примере Кольского полуострова - еще нагляднее. Б азвитие эконо мики Кольского полу острова происходило в годы советской власти и было со риентировано на нужды су пердержавы, поэтому нынешний переход к рыноч ному укладу экономики се верянам дается сложно. Новая внешнеэкономи ческая политика сделала российский Север весьма привлекательным для инос транного капитала, но пока его объем здесь невелик (около двух процентов от всех иностранных вложений в стране), в научных разра ботках многих современных авторов іірослеживается идея о безоговорочной пользе привлечения иност ранного капитала для осво ения наших территорий. Обоснование это нередко ведется по схеме: важно не кто использует, а как ис пользует ресурсы. Очень опасный тезис! Тем более что речь идет не только об эксплуатации месторожде ний минерального сырья и топлива, лесных и рыбных ресурсов, но и о перераба тывающих предприятиях, строительном комплексе, о грандиозных превращениях материковых районов Севе ра в мощный узел междуна родных транспортных линий. Принимаются серь езные меры для преобразо вания Северного морского пути в транзитную магист раль. Оосуждается вопрос об открытости воздушного пространства Севера. Разра батывается проект построй ки туннеля под Беринговым проливом и дальнейшего со единения его с рельсовыми путями Канады и США. Заманчиво? Конечно. Верно и то, что Север станет оживленным перекрестком мирохозяйственных связей. Очевидны и непосредствен ные выгоды в виде притока денег и товаров, появления новых рабочих мест, новых технологий, обустройства территории. Все так. Но следовало бы подумать о последствиях, которые неизбежно появят ся: зависимость от чужезем ной политики, снижение активности отечественного предпринимательства, при нижение чувства нацио нальной гордости в деле освоения родных просто ров. Есть и опасность поте ри ресурсов и даже части территории за огромные внешние долги. Поэтому, не забывая об иностранных инвестициях, основные уси лия по развитию региона надо осуществлять самосто ятельно. Используя свое выгодное географическое положение, Северо-Запад России, бе зусловно, не должен само- изолироваться, а развивать многосторонние отношения со своими ближайшими со седями - Скандинавскими странами. Скандинавия - это, пожалуй, та часть Ев ропы, где взаимосвязь исто рии, экономики и культуры с российским Севером наи более ощутима. Ее основу составляют географическая близость стран, общие чер ты экономического и соци ального развития, общие культурно-исторические корни и схожие подходы к решению экономических проблем. На исходе XX века Скандинавия демонст рирует один из самых высо ких в мире показателей уровня жизни. В основе благосостояния - специали зированная экономика, ори ентированная на внешний рынок. Исландия и Норве гия, к примеру, известны как экспортеры рыбы и ры бопродуктов, Дания - “жи вотноводческая ферма Европы” - славится продук тами питания, визитная карточка Швеции - сталь высокого качества и автомо били... Но конкурировать российским товарам на рынке Скандинавских стран будет трудно. Еще одна проблема: у скандинавских соседей, ко торые на протяжении мно гих лет торговали с Россией, появилось ощуще ние, что им на нашем Севе ре надо начинать все сначала - настолько запута ны наши законы, что нет гарантий безопасности их капиталов в нашей эконо мике. Компетентность и знание рынка новыми северными коммерсантами, увы, ниже всякой критики. Одним из тревожных последствий это го является возникновение нездоровой конкуренции между российскими пред приятиями, что ведет к фор мированию демпинговых цен на традиционную про дукцию нашего экспорта - рыбопродукцию и сырьевые товары, валютным потерям и дестабилизации рынка. Совершенно очевидно, что при сложившейся эко номической ситуации сырь евой характер северо-западного экспорта будет сохраняться еще дос таточно долго. Однако если доходы от него будут по просту проедаться и разба зариваться, как это происходит сейчас, не будут использованы для модерни зации промышленной базы, то это будет самым настоя щим преступлением перед будущими поколениями, а Север безвыходно останется на периферии мирового раз вития. Большую озабоченность у Северного региона - про изводителя экспортной про дукции - вызывает резкое преобладание столицы в финансовом посредниче стве, в результате чего про исходит постоянный отток финансовых ресурсов из на шего края опять в столицу. Однако жесткий фис кальный режим и одновре менно большие недоимки не позволяют проводить сколь ко-нибудь последователь ную линию ни в отношении сильных, ни в отношении слабых регионов. Осмысленная, целенап равленная региональная по литика страны возможна только при стабильном бюджетном положении, по стоянном росте его доход ной части. Развитие едерализма, в том числе и юджетного, не может дол го составлять основу регио нальной политики государства, поскольку рас ширение прав и компетен ции субъектов РФ само по себе не в состоянии устра нить территориальные дис пропорции. Наталья ЩЕБАРОВА. Валентина ИГОНИНА. С п дя по тому, как “буксуют " наши'I реформы, а , согласи какие действительно гнилые плоды мы олучаем сегодня от нашего “рынка*’ мся с авторами этих статей: бездумно ратовать за иностранные инвестиции в экономику России - все равно что делать краси вую мину при плохой игре. Во всем цивилизованном мире рынок - это в первую очередь труд! Сначала там наладили крепкое производство, обеспечили надежную поддержку оте чественным фермерам, одели и обули свой народ, накормили и напоили его. А потом, когда появились излишки, бросили их нам, следуя русскому принципу: “На тебе, убоже, что нам негоже...” А по какому принципу строится сегодня наш отечественный рынок? Купил - перепро дал. И точка! И еще один опасный в будущем, по незаметный пока сегодня момент в иностранных ка питаловложениях освещают авторы публикаций: не надо особо уповать на ооещания за рубежных инвесторов, ибо ни один здравый предприниматель не станет поддерживать и помогать развиваться своему конкуренту. Это ж все равно, что пригреть змею на соб ственной груди. Поэтому лучше следовать совету древних: бойтёсь данайцев, дары при носящих. .. И последнее. Как говорится, информация к размышлению >. На первой международной конференщи по иностранным инвестициям в Мгурманской области ( четыре года назад) было 600 делегатов. I Iа очередную такую конференцию год спустя съехалось только 300 делегатов. А на последней - осенью прошлого года - их присутствовало только 240 чело век. Цифры, как и факты, вещь упрямая... января. 1998 года 'Мурман" стр. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz