Рыбный Мурман. 1998 г. Январь.
г П р о м с о в е т СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО... Что-то в последнее время на промысловых советах стали раскры ваться “тайны”, доселе неведомые его участни кам. Например, на сове те, проходившем 27 января, выяснилось, что крупная треска начала свой миграционный путь еще в ноябре. А промыс ловики об этом не знали - не ведали. Вся крупная треска, начиная с декаб ря, и сейчас находится в Норвежской зоне, что, конечно же, весьма от радно норвежцам. Где же была наука? - спросите вы. Тот же вопрос был задан представителям ПИНРО на совете. Уче ные что-то говорили о слоях рыбы, о сложнос тях проведения научных исследований и прочее. А что тут говорить? По- эзд ушел. Теперь бы не проворонить возвраща- ощуюся с нереста трес ту: это будет в середине апреля. Еще один загадочный факт. Во второй декаде февраля ожидается улучшение промобста- новки на мойве. И сто личный Департамент по рыболовству разрешил цобычу ее то ли одному, :о ли трем судам. Чьи эти суда, в ПИНРО знают, но не называют, так как тайна сия велика есть. ІѴІожет, самому институту дали “добро”, вот и весь секрет? Совершенно непонят но решение Департамен та по рыболовству, требующее, чтобы на каждом судне был ориги нал разрешения рабо тать в зоне. Столько лет трудились с норвежцами в мире и согласии, имея на борту судна лишь те лекс соглашения. Новые бумажные заморочки грозят обернуться весь ма серьезными послед ствиями. МИД Норвегии уже выражает озабочен ность по поводу новше ства. Сколько придется теперь судам простаи вать в ожидании ориги нала документа, сколько тысяч долларов вылетит в трубу - пока “тайна”, но скоро все почувствуют ее “вес”. Впрочем, хватит о не понятном. Разве что в очередной раз подивить ся “глубокомыслию” стратегов экономическо го развития России. Ни в одной стране мира, ни в ругаемом нами Советс ком Союзе никогда не было такого количества контролирующих орга нов, как в России, в част ности в рыбной отрасли. Их около десятка! И каж дый имеет право приме нять штрафные и иные репрессивные санкции: налоговые инспекция и полиция, таможня, погра ничники, санитарная и ветеринарная инспекции и т.д. Что касается работы Северного бассейна, то ожидается, что добыча рыбы в январе достигнет 13 тысяч тонн, что на 5 тысяч тонн больше, чем в январе прошлого года. Хотя штормовые дни со ставили чуть ли не поло вину месяца. На совете были даны рекоменда ции по расстановке фло та на ближайшие месяцы. Инна БЕРЕЗЮК. С легкой руки какого- о аналитика по стра ницам прессы пошло гулять леденящее душу сообщение: ежегодно за рубеж по кри минальным каналам уходит рыбной продукции на четы ре миллиарда долларов. Л кое-кто пошел дальше, объявив, что, мол, такой урон наносит Отечеству один только Калининград. Понятно, что там, где речь заходит о рыбалке, без преувеличений не бывает. Но не до такой же степени, господа! Чтобы продать продукции на четыре мил лиарда, надо дополнитель но добыть около шести миллионов тонн рыбы. А для этого потребуется уве личить в полтора раза име ющийся флот и привлечь к работе дополнительно свы ше 200 тысяч человек. Конечно, было бы глупо отрицать криминализацию отрасли, но, по нашим рас четам, потери от контрабан дного сбыта продукции составляют около 200 мил лионов долларов в год. Причем на Севере стали во ровать меньше. И не пото му, что на холоде это делать труднее. Просто у нас с нор вежцами разработана совме стная система борьбы с браконьерством. Они стали предоставлять нам данные - кто сдает улов в норвежс ких портах. Среди нарушав ших правила лова были и прибалты, и украинцы, и россияне. Как только к нам стала поступать информация из Норвегии, сразу же возрос ло число возбуждаемых уго ловных дел, других видов наказаний и соответственно начался отток желающих поживиться за счет морских ресурсов. Те, кто был на строен на честную добычу, получили лицензии, осталь ным выходить в море стало опасно и невыгодно. Конечно, с браконьер ством надо бороться не только в море. Сколько осетровой рыбы продают на рынках частники! А сколь ко этой продукции добыто законно? Кто-нибудь серь езно занялся выяснением: откуда эти осетры, белуга, икра, есть ли документы на продажу? Нет, во всем ви нят представителей рыбной отрасли. Разумеется, браконьер ство имеет свои социально- экономические причины. Возьмем тот же Каспийск, о котором говорят уже как о некой столице рыбной ма фии. В советские зремена это был город, обслуживаю щий военно-промышленный комплекс. Сегодня произ водство остановилось. Куда податься квалифицирован ному рабочему оборонки, чем кормить семью? Сесть в лодку и отправиться на не законный лов рыбы - это еще не самый худший вари ант выживания для отчаяв шегося человека. Естественно, людей, жи вущих впроголодь, подби рают настоящие мафиози, те самые, что ведут и с ры боохраной, и с погранични ками настоящую воііну. После чеченских событий зона Каспия начинена ору жием. Недели не проходит, чтобы между проверяющи ми и браконьерами не про исходило серьезных столкновений. Казалось бы, сложивша яся ситуация не дает осно ваний сомневаться в верности государственного решения о передаче рыбоох раны Федеральной погра ничной службе, у котороіі и судов больше, и вооруже ния, и опыта. Я и сам бы был готов поддержать пред лагаемую реорганизацию, если бы рыбоохрана своди лась к тому, чтобы к каждо му человеку, вышедшему на промысел в море, приста вить бдительного погранич ника. На самом деле все гораздо сложнее. Во-первых, будет ли по добная реорганизация при знана международным законодательством? Дело в том, что мы сегодня осуще ствляем контроль не только в отечественных территори альных водах, но и в райо не исключительной стоящий из 350 судов, дол жен был работать. Это ведь 35 тысяч моряков, у кото рых семьи. И мы стали ис кать другой район добычи. Нашли. Дальше предстоял целый ряд совместных действий моряков, сотрудников ры боохраны, ученых, транс портников, снабженцев, авиационной разведки и т. д. Это был единый техноло гический процесс перевода целого комплекса по добы че рыбы из одного раііона в Александр РОДИН, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ В конце прошлого года в ряде изданий появи лись публикации, авторы которых б е з всяких со мнении обвиняют Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а еще точнее - Д е партамент по рыболовству РФ , не только в ма лоэффективной работе , но и в причастности к так называемой рыбной мафии. Имея отношение к руководящим структурам означенных органи заций, хотел бы кое-что пояснить читателю, малоискушенному в том предмете, о котором так рьяно взялись рассуждать некоторые авто ры. Как известно, правом выяснять отношения гражданина или группы лиц с законом наделены соответствующие органы. Я же хочу , ни перед кем не оправдываясь и тем более не гневаясь, по говорить об отношениях некоторых наших кри тиков со здравым смыслом. российской экономической зоны и за ее пределами (по анадромным видам рыб), в конвенционных раііонах Мирового океана, а также в экономзонах других госу дарств - в соответствии с со глашениями. Каким образом туда пустят пограничников в форме и с оружием? А внут ренние воды, например Бай кал, при чем здесь пограничники? Во-вторых, никто не зап рещал и не запрещает погра ничникам еще активнее бороться с браконьерами в рамках действующего зако нодательства и нынешних своих полномочий. У ФПС России достаточно прав и возможностей для эффек тивной охраны морских су дов и помощи рыбакам. В-третьих, органы рыбо охраны сами не так уж бес помощны, как это иногда пытаются представить. В 1996 году нами было прове рено 1867 иностранных су дов и выявлено 182 нарушения Правил рыбо ловства. За счет штрафов, компенсации ущерба и кон фискаций в казну государ ства поступило почти 500 миллионов рублей. А про верки отечественных судов (их было проведено около S шести тысяч; принесли свы ше 15 миллиардов рублей. И , наконец, о самом главном. Передать функции рыбоохраны орга нам ФПС это ведь не просто прибавить 28 наших судов к пограничному флоту. Надо понять: рыбоохрана - это только часть целой системы государственного контроля за рыбными ресурсами. Приведу пример. В по запрошлом году в одном из раііонов Охотского моря ловилась сплошная молодь. Надо было закрыть лов, что мы и сделали. Но флот, со другой. Разорвать такую систему, растащить ее по ведомствам - значит, сни зить эффективность отрас ли, которая, между прочим, пока еще медлен но, но верно наращивает показатели. Если в 1994 году было добыто 3,5 мил лиона тонн рыбы и мореп родуктов, то в 1996 году - уже 4,6 миллиона тонн. И за прошлый год наверняка будет новый прирост. Од нако остановить динамику развития отрасли проще простого. Для этого доста точно организовать кампа нию в прессе и начать очередное структурное пре образование. А не лучше ли предло жить тем, кто всю жизнь занимается рыбным про мыслом, свою помощь? И, надо сказать, нам сегодня действительно помогают. Мы получаем кредиты на строительство кораблей от отечественных и зарубеж ных банков, сотрудничаем с серьезными предприни мателями, учеными. Взять хотя бы эксперимент в Мурманске. Система, кото рую мы называем “этажер кой” , связывает между собой рыболовецкие суда, самолет и спутник. Таким образом мы можем постоян но знать все о местонахож дении и работе любого судна, следить за передви жением рыбы, прогнозиро вать результаты лова. Раньше бывало и так: заво зили людей, тару, соль, все необходимое в один район, а рыба появлялась совсем в другом, из-за этого рыбаки терпели большие издержки. Спутниковый мониторинг помогает увеличить добычу почти на 50 процентов - за счет эффективных методов разведки. Сейчас мы говорим: для того, чтобы от эксперимента перейти к повсеместной практике, нужно постанов ление правительства об обя зательной установке на судах специальных датчи ков, которые позволят сле дить за передвижением каждого корабля. Кто нам возражает? Как ни странно, те же пограничники, кото рые, с одной стороны, кри тикуют нашу экспериментальную систе му, с другой - хотели бы получить ее в свое пользова ние. отрасль демонополизирова на. К примеру, раньше на Сахалине было три-четыре пользователя крабовыми квотами, сейчас - 200. Ста рые промысловики жалуют ся, что сильно снижены квоты на лов. Но нам и са мим труднее стало работать: раньше мы имели дело с ра ботниками государственного сектора, которые были более дисциплинированны, их легче было контролировать, а сейчас это, как говорится,- Н о система не наша, она разработана ак ционерным обществом, если хотите, частниками. Из бюджета на ее создание не взято ни копейки. Наверное, это и есть рынок, который многие еще не хотят при нять. Отсюда множество проблем и вопросов, кото рые раньше никому и в го лову не приходили. Трудно, например, оспо рить тот факт, что в Японию уходит огромное количество краба. Но о какой контра банде может идти речь, если все это делается вполне за конно? Мало кто знает, что по существующему законо дательству подлежит декла рированию только то, что выловлено в двенадцати мильной зоне, т. е. в так называемом территориаль ном море. Все, что ловится вне этой зоны, не деклари руется. А в территориаль ном море мы ловим всего 10 - 12 процентов краба. Таким образом, если общедопусти мый улов составляет, ска жем, 67 тысяч тонн, то декларировать необходимо всего около 7 тысяч тонн. Остальные 60 тысяч посту пают на японский рынок без каких-либо нарушений за кона, ибо последний об этом ничего не говорит. Так поче му претензии к рыбакам, а не к законодателям? Рыбаки продали товар, заплатили налоги, перечис лили деньги. О чем речь? О том, что они, такие-сякие, не поставляют краба в Рос сию? Но, помилуйте, мы же с вами живем и работаем в новых, рыночных условиях. Зачем же предъявлять пре тензии к тому, кто продает свою продукцию с большей выгодоіі? Да, переход к рынку выз вал много неожиданных проблем. Сегодня рыбная частнособственническая сти хия. Я не утверждаю, что это плохо, просто конста тирую реальность. А реальность такова, что силовыми методами наве дения порядка в море се годня многого не добьешься. Да и не только в море. Взгляните на сушу. У нас уже государство не работников, а охранников! Куда ни кинь взгляд - здо ровяк в камуфляже . Все кого-нибудь или что-ни будь охраняют. Ясно, что только эконо мические механизмы в со стоянии сегодня поднять и сохранить любую отрасль. И мы приверженцы именно таких методов, естествен но, подкрепленных серьез ной законодательной базой. Что касается этой базы, то с горечью напоми наю: предложенный нами закон о рыболовстве и ох ране водных ресурсов бро дит по инстанциям уже пять лет. Недавно он был заблокирован в третьем чтении Государственной Думой. Думаю, не без по мощи тех “доброжелате лей” , которые хотели бы представить отрасль некой “рыбной мафией” . Ясно, что рыбная от расль находится сегодня на пересечении интересов мно гих людей и структур. Но почему при этом крайне мало желающих серьезно помочь делу? А помогать - это значит вникать всесто ронне и глубоко в специ фику нашей работы, предлагать то, что не при несет вреда. Увы, в последнее время отрасль оідущает на себе прессинг воинствующего дилетантства. И все-таки рыбное хозяйство - это не футбол, где разбираются и дают советы буквально все. января - 5 февраля 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz