Рыбный Мурман. 1998 г. Январь.

С генеральным директором АО “Севрыба” Тишковым мы не виделись с ноября, когда шла предвыборная кампания в областную Думу. Но остались позади те беспокойные дни, Георгий Васильевич стал депутатом, а на первом заседании Думы он избран заместителем председателя. И вот первый в этом году промысловый совет в Севрыбе” . Ведет его, как обычно, генеральный директор. Но что-то изменилось в Тишкове: я увидела его таким, каким он был во времена “Севрыбы” как руководящей структуры Северного бассейна. К обычной спокойной мане] оавиласі >е вести совет доб ь новая энергия, я бы сказала, азарт, твердость. ІИ даже какая-то веселость. Так держится руководитель, уверенный, что стратегия выбрана верная и что есть силы осуществить намеченное. А еще - что есть возможность применить во благо свою власть. личность и должность DE FACTO ПРОМСОВЕТ ГОСНАЛОГСЛУЖБА России ут­ вердила перечень товаров, не под­ лежащих освобождению от обложения налогом на добавлен­ ную стоимость. В числе их икра осетровая и лососевых рыб, гото­ вая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродук­ тов. А к а д е м и к р а н , директор ММБИ Геннадий Матишев назна­ чен советником губернатора Мур­ манской области по науке технической политике и экологии. Н а БАЗЕ факультета менедж­ мента, экономики и права Мурманс­ кого технического университета начали работу курсы для молодых специалистов рыбной промышлен­ ности области. Обучающая програм­ ма “Менеджмент на предприятиях рыбной отрасли” рассчитана на два месяца. Занятия проводят препода­ ватели МГТУ и эксперты TACIS. Трое лучших слушателей будут на­ правлены на профессиональную ста­ жировку в Англию. “ Н о р в е г и я теряет по мень­ шей мере 3 миллиарда крон еже­ годно по причине того, что не уделяет достаточного внимания об­ работке рыбного сырья на совре­ менном уровне”, - говорится в докладе, подготовленном для Со­ юза промышленников и предприни­ мателей Норвегии в Институте рыболовства страны. Газета “Аф- тенпостен” со ссылкой на этот док­ лад утверждает, что изменение упаковки и і:порционности” произво­ димой продукции способно принес­ ти дополнительный доход в несколько миллиардов. В целом же доход от рыбного эк­ спорта в Норвегии составил в про­ шлом году 24 миллиарда крон. В прошлом номере “РМ” в информации о работе первого в новом году промыслового совета Северного бассейна я сообщала только о “необычности” этого заседания (без гидрометеороло­ гов, услуги которых флотам не­ чем оплачивать; с необычной рекомендацией ученых ПИНРО - усилить летнюю рыбалку, сни­ зив объемы вылова в первом квартале; с отрадной информа­ цией о резком сокращении нару­ шений правил рыболовства и пр.). И пообещала в следующем номере рассказать о проблемах некоторых предприятии. Дело в том, что, как и десятилетия тому назад, вся экономика предприя­ тий рыбной отрасли взаимосвя­ зана, проблемы одной организации выходят за рамки этой структуры, влияя на дея­ тельность соседей. И в то же время существуют общие для всех проблемы, которые решать необходимо всем вместе. Ч т о бы л у ч ш е п о н я т ь проблему, о которой говорили ге­ неральные директора тралового флота и “Мурманрыбпрома”, сна­ чала кратко процитирую выступ­ ление главного специалиста “Севрыбы” Виктора Анатоль­ евича Г О Р О Х О В А , который анализировал работу флотов в ми­ нувшем годѵ: - Вылов І997 года на 12,5 тыся­ чи тонн больше, чем планирова­ лось, но почти на столько же меньше уровня 1996 года. Превы­ сили результаты 1997 года Мур­ манский траловый флот * и “Мурманрыбпром”... Превышение вылова произошло за счет улучше­ ния эксплуатационных показате­ лей: в течение 1997 года на про­ мысле находилось на 13 судов больше, чем в 1996 году. АО “МУРМАНСКИЙ ТРАЛО­ ВЫЙ ФЛОТ”. Говорит Юрий Борисович ПРУТКОВ : - Весь прирост вылова в траловом флоте произошел за счет раооты в отда­ ленных районах. Но теперь к фискаль­ ным органам добав­ ляются перевозчики экипажей, которые поднимают цены по­ чти в два раза - до 100 тысяч долларов за вояж. Что делать? Или поселить .моряков в Мавритании и Нами­ бии, или прекратить полностью работу в тех з о н а х ? Ведь как известно, цены на рыбу на африканском рынке постоянно падают. В результате экономика флота просто “не тянет”. Сами мы не в состоянии решить эту пробле­ му. А потому, думаю, со второго полугодия, а может и раньше, сно­ ва начнется движение цепочки су­ дов в Индию на металлолом. Или все-таки можно что-то сделать кроме деклараций?.. Что касается рекомендаций ГІИНРО работать в Северо-Запад- - Да. Это не только моя задача, но и администрации города, ведь таким образом появятся рабочие места. - Согласна. Но выгодно ли это будет флотам? - Вопрос серьезный. Видимо, надо сна­ чала создать для судовладельцев условия на хуже западных. А уж когда это будет, то можно и власть употребить. Зачем нам быть святее папы Римского? Американцы запрещают продавать компьютеры самых высоких технологий России и странам тре­ тьего мира. И если производители этой техники нарушают запрет, к ним даже при­ меняют судебное преследование. Японцы однажды продали станки для изготовления бесшумных винтов для подводных лодок. Было крупное судебное дело. Так что вы­ годно-невыгодно надо рассматривать с го­ сударственных позиций. - Георгий Васильевич, а не пострада­ ет из-за депутатских нагрузок ваша “ге­ неральская” работа здесь? - Думаю, нет. Во-первых, в сравнении с прошлыми годами *у “Севрыбы” отпали многие функции, мы сократили поэтому несколько отделов. У нас сейчас остался только промысел на Северном бассейне. Во-вторых, в “Севрыбе” прекрасный аппа­ рат, грамотные, опытные специалисты, а потому круг моих обязанностей уменьшен. - Знаете, Георгий Васильевич, в свое время депутат Тюрин говорил о том, что любому вновь избранному человеку не­ легко втянуться в депутатскую работу. Надо изучить очень большое количество документов, довести до ума начатые за­ конопроекты, ну и так далее. - Дело в том, что Владимир Гаврилович пришел в Думу с капитанского мостика и ему действительно нелегко было освоить эту бумажную работу. А я-то занимаюсь ею постоянно. К тому же у Тюрина не было “под рукой” специалистов, как у меня, которые оперативно и квалифицированно подготовят любую информацию или зак­ лючение. Да и на предприятиях бассейна мне проще получить ту или иную справку или предложение. И самое главное - все, что разрабатывала Дума по нашей отрасли, не проходило мимо нас, а готовилось с на­ шей помощью. ной Атлантике... Тралфлот рабо­ тал там три года, результаты отри­ цательные. С нашими налогами там никто хорошо не сработает. О дно 20 J& S S НЬЯ ПІ И, нако- нец, о распределении квот. Это же просто издеватель­ ство, что к началу года мы не зна­ ем, сколько будем иметь, не можем заключать контракты, не можем как следует спланировать работу... Юрий Васильевич ЗА Д - ВОРНЫИ - генеральный дирек­ тор “Мурманрыбпрома”: - И в нашем флоте прирост вы­ лова в прошлом году произошел за счет работы в африканских зо­ нах и еще за счет вылова сельди и путассу. Если не изменится отно­ шение к крупнотоннажному фло­ ту, России придется забыть о до­ быче рыбы в открытой части океана, забыть, что она была ког­ да-то морской державой. Я полно­ стью согласен с Юрием Борисовичем и по этой проблеме, и по вопросу добычи рыбы в зоне Канады. Мы пойдем туда, но да­ вайте соотносить затраты, налоги и т. д. с целесообразностью про­ мысла там. Иначе никакая эконо­ мика не выдержит... Вот вкратце и далеко не все выступления на промсовете руководителей предприятий. Наступивший год принес им новые безрадостные вести, утяжелил и біез того тяжкий воз проблем. Когда и кто их решит-разрешит? Действи­ тельно, деклараций о благих намерениях - хоть отбавляй. Обещаний со стороны власть имущих - тоже. Вот конкрети­ ки бы побольше! - Ну вот конкретный случай, Георгий Васильевич, - проблема с перевозкой эки­ пажей, о которой говорил на промсовете Юрий Борисович Прутков. Можно что-то изменить/ (Генеральный директор АО “Мурманс­ кий траловый флот” рассказал, что с этого года почти вдвое увеличились цены на чар­ терные рейсы, стало быть, экономика фло­ та не выдержит. Последствия просто трагичны. - И. Б .) - Думаю, следует рассмотреть, кто важ­ ней для Мурманска и области - траловый флот или авиалинии. Наверное, надо при­ гласить ту и другую организации и обсу­ дить. Не будет флот, пользоваться услугами летчиков - последние останутся без работы и тех денег, которые до сих пор имели. Может лучше авиаторам взамен недостаю­ щих средств в какой-то мере облегчить на­ логовое бремя? Найти так называемый консенсус можно и нужно. Вообще меня удивляет стремление неко­ торых руководителей работать “на цене”. Идет погоня за высокоіі рентабельностью, хотя в рыночных условиях так поступать нельзя. Надо работать с оборота средств. Помните классику? Деньги - товар - день­ ги. Чем быстрее это колесо крутится, тем лучше живет предприятие. - Стало быть, с депутатским мандатом легче найти пути-дороги в наших эконо­ мических джунглях? - Кажется, да. Будем вместе работать с областной администрацией и с ее комите­ том по рыболовству. - Еще один вопрос: ваша позиция по отношению к береговой рыбообработке? - Она совпадает с позицией обладмини­ страции: сегодня ни у кого нет сил поднять весь бывший рыбокомбинат на его былую высоту. Надо сконцентрировать силы на двух-трех наиболее перспективных заво­ дах. Остальные пустить по воле волн: вып­ лывут - молодцы, нет - ну что поделаешь, надо помогать идущему. - Может, Георгий Васильевич, в заклю­ чение скажете что-то о том, что теперь вы с удвоенной энергией будете бороться за интересы рыбаков? - Зачем говорить? Работать надо. Впро­ чем, и так вся моя жизнь шла и идет среди рыбаков и для них. жизнь - СРЕДИ РЫБАКОВ И ДЛЯ НИХ - Я не ошиблась, Георгий Васильевич, в своих “психологических” наблюдени­ ях? - Возможно и так, - смеется Тишков. - Выборы, конечно, помогают самоутвер­ диться. Первое, о чем я подумал, когда узнал о результатах выборов: спасибо лю­ дям, поверившим в меня и в то, что я смогу что-то изменить к лучшему. - Заместитель председателя Думы на неосвобожденной основе - это что? - Значит, я буду выполнять все, что по­ ложено по этому статусу, а зарплату полу­ чать там не буду. Как депутату мне предстоит работать еще и в комитете по экономике и хозяйственной деятельности. - Что будет вашей наипервейшей зада­ чей? - Если выразить это общей целью - со­ здать правовое поле для рыбноіі промыш­ ленности области. Главное сейчас - сделать все для того, чтобы наши суда заходили в Мурманский порт с тоіі же легкостью, как это происходит за границей. Там как? Подошел іраулер - приходит один человек, он оформляет и пограничные, и портовс- кие, и таможенные документы. Все проис­ ходит быстро и без проблем. - Мне кажется, такие задачи на обла­ стном уровне не решить. А стоит выйти на федеральный уровень - конец всем ва­ шим благим намерениям. - Но и пограничники, и таможенники работают на территории нашей области. И мы, я считаю, можем сами определить пра­ вила “игры”, правила деятельности этих структур в нашем регионе так, чтобы все работало на благо нашей экономики. Ду­ маю, и администрация области, и мэрия города будут содействовать созданию пра­ вовых условий для этого. - Но вам потребуются серьезные эконо­ мические обоснования. - Естественно. И я уже говорил с господи­ ном Лузиным, доктором экономических ііаук, директором Кольского научного цент­ ра Академии наук России. Например, надо подсчитать, какие убытки отрасли принесет введение нового оброка - платы за ресурсы. Или в какие суммы выливаются потери вре­ мени при оформлении прихода судна? Все надо хорошо просчитать. И затем мы долж­ ны принять законы, способствующие разви­ тию бизнеса, развитию рыбного хозяйства. - Стало быть, сначала повернуть тра­ улеры в Мурманск? 23 - 29 января 1998 года Р І Ѵ І 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz