Рыбный Мурман. 1998 г. Январь.
С генеральным директором АО “Севрыба” Тишковым мы не виделись с ноября, когда шла предвыборная кампания в областную Думу. Но остались позади те беспокойные дни, Георгий Васильевич стал депутатом, а на первом заседании Думы он избран заместителем председателя. И вот первый в этом году промысловый совет в Севрыбе” . Ведет его, как обычно, генеральный директор. Но что-то изменилось в Тишкове: я увидела его таким, каким он был во времена “Севрыбы” как руководящей структуры Северного бассейна. К обычной спокойной мане] оавиласі >е вести совет доб ь новая энергия, я бы сказала, азарт, твердость. ІИ даже какая-то веселость. Так держится руководитель, уверенный, что стратегия выбрана верная и что есть силы осуществить намеченное. А еще - что есть возможность применить во благо свою власть. личность и должность DE FACTO ПРОМСОВЕТ ГОСНАЛОГСЛУЖБА России ут вердила перечень товаров, не под лежащих освобождению от обложения налогом на добавлен ную стоимость. В числе их икра осетровая и лососевых рыб, гото вая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродук тов. А к а д е м и к р а н , директор ММБИ Геннадий Матишев назна чен советником губернатора Мур манской области по науке технической политике и экологии. Н а БАЗЕ факультета менедж мента, экономики и права Мурманс кого технического университета начали работу курсы для молодых специалистов рыбной промышлен ности области. Обучающая програм ма “Менеджмент на предприятиях рыбной отрасли” рассчитана на два месяца. Занятия проводят препода ватели МГТУ и эксперты TACIS. Трое лучших слушателей будут на правлены на профессиональную ста жировку в Англию. “ Н о р в е г и я теряет по мень шей мере 3 миллиарда крон еже годно по причине того, что не уделяет достаточного внимания об работке рыбного сырья на совре менном уровне”, - говорится в докладе, подготовленном для Со юза промышленников и предприни мателей Норвегии в Институте рыболовства страны. Газета “Аф- тенпостен” со ссылкой на этот док лад утверждает, что изменение упаковки и і:порционности” произво димой продукции способно принес ти дополнительный доход в несколько миллиардов. В целом же доход от рыбного эк спорта в Норвегии составил в про шлом году 24 миллиарда крон. В прошлом номере “РМ” в информации о работе первого в новом году промыслового совета Северного бассейна я сообщала только о “необычности” этого заседания (без гидрометеороло гов, услуги которых флотам не чем оплачивать; с необычной рекомендацией ученых ПИНРО - усилить летнюю рыбалку, сни зив объемы вылова в первом квартале; с отрадной информа цией о резком сокращении нару шений правил рыболовства и пр.). И пообещала в следующем номере рассказать о проблемах некоторых предприятии. Дело в том, что, как и десятилетия тому назад, вся экономика предприя тий рыбной отрасли взаимосвя зана, проблемы одной организации выходят за рамки этой структуры, влияя на дея тельность соседей. И в то же время существуют общие для всех проблемы, которые решать необходимо всем вместе. Ч т о бы л у ч ш е п о н я т ь проблему, о которой говорили ге неральные директора тралового флота и “Мурманрыбпрома”, сна чала кратко процитирую выступ ление главного специалиста “Севрыбы” Виктора Анатоль евича Г О Р О Х О В А , который анализировал работу флотов в ми нувшем годѵ: - Вылов І997 года на 12,5 тыся чи тонн больше, чем планирова лось, но почти на столько же меньше уровня 1996 года. Превы сили результаты 1997 года Мур манский траловый флот * и “Мурманрыбпром”... Превышение вылова произошло за счет улучше ния эксплуатационных показате лей: в течение 1997 года на про мысле находилось на 13 судов больше, чем в 1996 году. АО “МУРМАНСКИЙ ТРАЛО ВЫЙ ФЛОТ”. Говорит Юрий Борисович ПРУТКОВ : - Весь прирост вылова в траловом флоте произошел за счет раооты в отда ленных районах. Но теперь к фискаль ным органам добав ляются перевозчики экипажей, которые поднимают цены по чти в два раза - до 100 тысяч долларов за вояж. Что делать? Или поселить .моряков в Мавритании и Нами бии, или прекратить полностью работу в тех з о н а х ? Ведь как известно, цены на рыбу на африканском рынке постоянно падают. В результате экономика флота просто “не тянет”. Сами мы не в состоянии решить эту пробле му. А потому, думаю, со второго полугодия, а может и раньше, сно ва начнется движение цепочки су дов в Индию на металлолом. Или все-таки можно что-то сделать кроме деклараций?.. Что касается рекомендаций ГІИНРО работать в Северо-Запад- - Да. Это не только моя задача, но и администрации города, ведь таким образом появятся рабочие места. - Согласна. Но выгодно ли это будет флотам? - Вопрос серьезный. Видимо, надо сна чала создать для судовладельцев условия на хуже западных. А уж когда это будет, то можно и власть употребить. Зачем нам быть святее папы Римского? Американцы запрещают продавать компьютеры самых высоких технологий России и странам тре тьего мира. И если производители этой техники нарушают запрет, к ним даже при меняют судебное преследование. Японцы однажды продали станки для изготовления бесшумных винтов для подводных лодок. Было крупное судебное дело. Так что вы годно-невыгодно надо рассматривать с го сударственных позиций. - Георгий Васильевич, а не пострада ет из-за депутатских нагрузок ваша “ге неральская” работа здесь? - Думаю, нет. Во-первых, в сравнении с прошлыми годами *у “Севрыбы” отпали многие функции, мы сократили поэтому несколько отделов. У нас сейчас остался только промысел на Северном бассейне. Во-вторых, в “Севрыбе” прекрасный аппа рат, грамотные, опытные специалисты, а потому круг моих обязанностей уменьшен. - Знаете, Георгий Васильевич, в свое время депутат Тюрин говорил о том, что любому вновь избранному человеку не легко втянуться в депутатскую работу. Надо изучить очень большое количество документов, довести до ума начатые за конопроекты, ну и так далее. - Дело в том, что Владимир Гаврилович пришел в Думу с капитанского мостика и ему действительно нелегко было освоить эту бумажную работу. А я-то занимаюсь ею постоянно. К тому же у Тюрина не было “под рукой” специалистов, как у меня, которые оперативно и квалифицированно подготовят любую информацию или зак лючение. Да и на предприятиях бассейна мне проще получить ту или иную справку или предложение. И самое главное - все, что разрабатывала Дума по нашей отрасли, не проходило мимо нас, а готовилось с на шей помощью. ной Атлантике... Тралфлот рабо тал там три года, результаты отри цательные. С нашими налогами там никто хорошо не сработает. О дно 20 J& S S НЬЯ ПІ И, нако- нец, о распределении квот. Это же просто издеватель ство, что к началу года мы не зна ем, сколько будем иметь, не можем заключать контракты, не можем как следует спланировать работу... Юрий Васильевич ЗА Д - ВОРНЫИ - генеральный дирек тор “Мурманрыбпрома”: - И в нашем флоте прирост вы лова в прошлом году произошел за счет работы в африканских зо нах и еще за счет вылова сельди и путассу. Если не изменится отно шение к крупнотоннажному фло ту, России придется забыть о до быче рыбы в открытой части океана, забыть, что она была ког да-то морской державой. Я полно стью согласен с Юрием Борисовичем и по этой проблеме, и по вопросу добычи рыбы в зоне Канады. Мы пойдем туда, но да вайте соотносить затраты, налоги и т. д. с целесообразностью про мысла там. Иначе никакая эконо мика не выдержит... Вот вкратце и далеко не все выступления на промсовете руководителей предприятий. Наступивший год принес им новые безрадостные вести, утяжелил и біез того тяжкий воз проблем. Когда и кто их решит-разрешит? Действи тельно, деклараций о благих намерениях - хоть отбавляй. Обещаний со стороны власть имущих - тоже. Вот конкрети ки бы побольше! - Ну вот конкретный случай, Георгий Васильевич, - проблема с перевозкой эки пажей, о которой говорил на промсовете Юрий Борисович Прутков. Можно что-то изменить/ (Генеральный директор АО “Мурманс кий траловый флот” рассказал, что с этого года почти вдвое увеличились цены на чар терные рейсы, стало быть, экономика фло та не выдержит. Последствия просто трагичны. - И. Б .) - Думаю, следует рассмотреть, кто важ ней для Мурманска и области - траловый флот или авиалинии. Наверное, надо при гласить ту и другую организации и обсу дить. Не будет флот, пользоваться услугами летчиков - последние останутся без работы и тех денег, которые до сих пор имели. Может лучше авиаторам взамен недостаю щих средств в какой-то мере облегчить на логовое бремя? Найти так называемый консенсус можно и нужно. Вообще меня удивляет стремление неко торых руководителей работать “на цене”. Идет погоня за высокоіі рентабельностью, хотя в рыночных условиях так поступать нельзя. Надо работать с оборота средств. Помните классику? Деньги - товар - день ги. Чем быстрее это колесо крутится, тем лучше живет предприятие. - Стало быть, с депутатским мандатом легче найти пути-дороги в наших эконо мических джунглях? - Кажется, да. Будем вместе работать с областной администрацией и с ее комите том по рыболовству. - Еще один вопрос: ваша позиция по отношению к береговой рыбообработке? - Она совпадает с позицией обладмини страции: сегодня ни у кого нет сил поднять весь бывший рыбокомбинат на его былую высоту. Надо сконцентрировать силы на двух-трех наиболее перспективных заво дах. Остальные пустить по воле волн: вып лывут - молодцы, нет - ну что поделаешь, надо помогать идущему. - Может, Георгий Васильевич, в заклю чение скажете что-то о том, что теперь вы с удвоенной энергией будете бороться за интересы рыбаков? - Зачем говорить? Работать надо. Впро чем, и так вся моя жизнь шла и идет среди рыбаков и для них. жизнь - СРЕДИ РЫБАКОВ И ДЛЯ НИХ - Я не ошиблась, Георгий Васильевич, в своих “психологических” наблюдени ях? - Возможно и так, - смеется Тишков. - Выборы, конечно, помогают самоутвер диться. Первое, о чем я подумал, когда узнал о результатах выборов: спасибо лю дям, поверившим в меня и в то, что я смогу что-то изменить к лучшему. - Заместитель председателя Думы на неосвобожденной основе - это что? - Значит, я буду выполнять все, что по ложено по этому статусу, а зарплату полу чать там не буду. Как депутату мне предстоит работать еще и в комитете по экономике и хозяйственной деятельности. - Что будет вашей наипервейшей зада чей? - Если выразить это общей целью - со здать правовое поле для рыбноіі промыш ленности области. Главное сейчас - сделать все для того, чтобы наши суда заходили в Мурманский порт с тоіі же легкостью, как это происходит за границей. Там как? Подошел іраулер - приходит один человек, он оформляет и пограничные, и портовс- кие, и таможенные документы. Все проис ходит быстро и без проблем. - Мне кажется, такие задачи на обла стном уровне не решить. А стоит выйти на федеральный уровень - конец всем ва шим благим намерениям. - Но и пограничники, и таможенники работают на территории нашей области. И мы, я считаю, можем сами определить пра вила “игры”, правила деятельности этих структур в нашем регионе так, чтобы все работало на благо нашей экономики. Ду маю, и администрация области, и мэрия города будут содействовать созданию пра вовых условий для этого. - Но вам потребуются серьезные эконо мические обоснования. - Естественно. И я уже говорил с господи ном Лузиным, доктором экономических ііаук, директором Кольского научного цент ра Академии наук России. Например, надо подсчитать, какие убытки отрасли принесет введение нового оброка - платы за ресурсы. Или в какие суммы выливаются потери вре мени при оформлении прихода судна? Все надо хорошо просчитать. И затем мы долж ны принять законы, способствующие разви тию бизнеса, развитию рыбного хозяйства. - Стало быть, сначала повернуть тра улеры в Мурманск? 23 - 29 января 1998 года Р І Ѵ І 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz