Рыбный Мурман. 1998 г. Январь.

З а с л у ж е н н а я а р т и с т к а Р о с с и и Аааа ЖУРАВЛЕВА: Б ене Ф и с М О ЯЖ И ЗН Ь - СЦЕНА Л лла Ж у ра вл е ва родилась 4 августа 1937 года на Украине, в городе Луганске . Закончив Харьковский театральный институт по клас­ су “актриса драмтеатра и кино” , два года проработала в местном те­ атре . А в Мурманск она попала по счастливой случайности. В 60-е годы газета “Советская культуре?’ печатала много объявлений о приглаше­ нии на р а б от у в различные театры страны. Именно таким образом Алла Иосифовна и узнала , что прекрасный режиссер и педагог, р уко во ­ дитель театра Краснознаменного Северного флота, народный артист России Исай Шойхет (на это имя тогда съезжались многие звезды) при­ глашает актеров в Мурманск. Она написала сюда письмо и получила при­ глашение. В театре КСФ успешно проработала двадцать шесть лет, три из которых в Германии, в театре Группы советских войск. А потом А л л у Ж у р а в л е в у пригласили в областной драмтеатр. На его сцене недавно отметила она 40-летие своей творческой деятельности. - Я благодарна моему коллективу, что он решил провести мой бенефис, - сказала Алла Иосифовна. - Благодарна и санкт-петер­ бургскому режиссеру Ла ­ рисе Погосьян, которая предложила мне на юби­ лей замечательную пьесу Брукнера. Тема, когда женщина борется между властью и своим женским счастьем, всегда трудная и сложная. По-моему, Лари­ се Викторовне удалось по­ казать меня как актрису по-новому: очень интерес­ но и многогранно. - Каждыіі актер мечтает сыграть определенную роль, будь то шекспиров­ ская Джульетта или Кате­ рина Островского. Сбылась ли ваша мечта в этом плане, довелось ли вам сыграть заветную роль? - Грешно жаловаться. У меня были очень хорошие роли. Но я до сих пор так и не сыграла ничего из Чехова или Достоевского. Просто не всегда интересы театра совпадают с интере­ сами актеров. - Алла Иосифовна, творческая судьба у вас сложилась удачно. А лич­ ная, женская, судьба?.. - И личная жизнь у меня сложилась хорошо. Видите эти буклет, афишу и программку к премьер- ному спектаклю - все это сделала моя дочь. Она - художник, пошла по сто­ пам отца. Правда, мы с мужем встретились по­ здно, и это единственное, о чем я жалею. Очень хо­ роший человек. Мы с ним вместе уже 16 лет. До это­ го не все в моей жизни складывалось удачно. Но жизнь тем и интересна, что в ней бывают и черная полоска и белая полоса. Трудна, конечно, нынеш­ няя жизнь. И я не исклю­ чение в ней. Сегодня и мне нелегко. И мама у меня старенькая - 87 лет ей уже, и муж после ин­ сульта. Ну ничего - борем­ ся за жизнь, держимся за нее. Была оы только лю­ бимая работа (она у меня, к счастью, есть), а сил и желаний еще надолго хва­ тит. * * * На премьерном спектак­ ле “Елизавета Английс­ кая” (по пьесе Брукнера), который был поставлен в областном драмтеатре по случаю творческого юби­ лея артистки,- все места в зале, ложах и на балконе были заняты. А после спектакля благодарные зрители засыпали цветами сцену, на которой гордо возвышалась главная геро­ иня спектакля - заслужен­ ная артистка Российской Федерации Алла Журав ­ лева. И по всему было видно: творческих сил и актерских замыслов винов­ нице юбилея хватит еще на много лет. Высоких вам творчес­ ких полетов, Алла Иоси­ фовна! Кристина БАЗУНОВА. в ^ ол е е двадцати л ет м у рм а н с к и е те- щ \ ь а т р а л ы наслаждались сценическим м а ст е р ст в ом Л е о н и д а А л е к с а н д р о ­ вича Н и ц ен к о - в то в р ем я о д н о г о из в е д у ­ щих а к т е р о в т р у п пы М у р м а н с к о г о о б л а ст н о г о д р ам ат и ч е с к о г о т е ат р а . Е г о т в о р ч е с к а я б и о г р а ф и я н а ч а л а с ь в 19 6 8 г о д у (т о гд а Л . Ниц ен к о з а к о н ч и л в Л е н и н ­ г р а д е И н ст ит ут т е ат р а , м у з ы к и и ки н е ­ м ат о г р аф и и ) . В т ом же г о д у в г о р о д е на Н е в е с о ст о я л с я е го д е б ю т на п р о ф е с с и о ­ нальной сцене - в т е ат р е имени Л е н и н с к о ­ го к о м с о м о л а . Н о уже ч е р е з го д начинающий а кт е р п р и е х а л в М у р м а н с к и бы л принят в т в о рч е с к и й к о л л е кт и в г л а в ­ н о г о т е ат р а на М у р м а н е . З д е с ь Л е о н и д А л е к с а н д р о в и ч в 19 8 0 г о д у бы л у д о ст о е н з в а н и я з а с л уж е н н о г о а рт и ст а Р о с си и . - Леонид Александро­ вич, вспоминаете ли вы Мурманск в нашей север­ ной столице? - О Мурманске, о мур­ манчанах у меня остались самые приятные воспоми­ нания. Уверен, что именно в Мурманском областном театре состоялось станов­ ление меня как артиста, взявшегося до конца нести нелегкий крест актерского ремесла. Свыше двадцати лет на мурманской сцене - это немало. Помню добро­ желательных мурманских зрителей, заинтересован­ ность областного управле­ ния культуры, его начальника Лидии Андре­ евны Клюшевой в судьбе театра, его актеров. Разве можно такое забыть: когда в нашей семье родился сын, мне предоставили двухкомнатную квартиру. Ныне в стране время другое и нет былого доб­ росердечного отношения между людьми. Хорошо, что еще зарплату вовремя платят (хотя далеко не всем). Но, несмотря на трудное время, с Мурман­ ском связь не потерялась совершенно. Когда мне приходят квитанции на оплату междугородных те­ лефонных разговоров, то в них указаны коды двух городов - Мурманска в ос­ новном и Екатеринбурга. В Мурманске живут мои друзья, а в Екатеринбурге . Здесь же, А в 1990 -м Н и ц е н к о бы л п ри гл аш ен в т р у п п у А к а д е м и ч е с к о г о д р ам ат и ч е с к о г о т е ат р а имени В . Ф . Коми с сарж е вской - о д ­ ного из и з в е стны х и почитаемых п ет е р б у р ­ жцами т е ат р о в с е в е р н о й столицы . Я д о л г о не р еш а л с я в зят ь инт ер в ью у а к ­ т ера , т е р з а л с я : а б у д ет ли инт ер е сн о чи­ т ат е л ям “Р ы б н о г о М у р м а н а ” у з н а т ь о с у д ь б е бы вш е го их з ем л я к а ? П о с л е д о л ги х р а з д у м и й р еш и л : а п о ч ем у бы и н ет ? К о ­ нечно инт ер е сн о . И в от м о я в ст р е ч а с Л е о н и д ом А л е к с а н ­ д р о в и ч ем . П р о и з ош л а она на д н я х п е р е д спектаклем , поставленным по м от и вам по­ в е ст и А . К у п р и н а “Я м а ” , в к о т о р о м з а ­ нят артист , и пер вым в оп р о с ом интервью , что н а зы в а ет с я у рампы , бы л такой : М урМ АН Ч АН Е НА б р Е Г А Х Н Е В Ы З а с л у ж е н н ы й Артист России Л е о н и д НИЦЕНКО: МЕЧТАЮ ПРИЕХАТЬ ДОМОЙ... НА ГАСТРОЛИ - родственники, в Петербурге, в различных театрах работают бывшие мурманчане - Ефим Иоф ­ фе, Клавдия Белова, Алек­ сей Фалелеев, Елена Малыгина, Валерий Пет- рукович. Работал здесь и режиссер Григорий Ми­ хайлов. И вот когда мы встречаемся, в своих вос­ поминаниях постоянно возвращаемся в Мур­ манск. Связующим звеном является Светлана Сазоно­ ва - ведущая культурной программы Мурманского телевидения. Она часто бывает у нас, снимает сю­ жеты для телезрителей Мурмана. Мы в Питере все как свои: встречаемся, гостюем друг у друга. По­ тому что в памяти навсег­ да осталось старое, доброе. А вот питерские коллеги как-то не очень торопятся встречаться, хотя у меня с ними и сложились замеча­ тельные дружеские отно­ шения. В Мурманске люди более открыты. Видимо, суровый климат и отдален­ ность делают их такими. Словом, я благодарен судьбе, что на два десяти­ летия связала мою жизнь с Мурманском. - А почему бы вам не съездить туда на гастро­ ли? - Это, пожалуй, самая сокровенная моя мечта. Но, к сожалению, сейчас театру не поднять гастро­ ли, сделать такое стало невмоготу из-за вечных финансовых трудностей. Нынешнюю дороговизну проезда, питания, прожи­ вания в гостинице стоимо­ стью продаваемых на спектакли билетов не оку­ пить. По теперешним вре­ менам нужны богатые спонсоры, меценаты. Если у Мурманского театра та­ ковые имеются, то он мо­ жет пригласить нас на гастроли. Но, насколько мне известно, и мурманс­ кие коллеги нынче пере­ живают очень тяжкое время. - Леонид Александро­ вич, когда вас пригласили в театр Комиссаржевской, вы решительно согласи­ лись работать в нем или были сомнения? Ведь су­ ществует расхожее мне­ ние, что лучше быть ведущим актером в про­ винции, чем актером вто­ рого плана в столице. - Я не сильно тщеслав­ ный, приглашение принял без колебаний. И это нор­ мально. Наступает такой период, когда на провин­ циальной сцене становится “тесно”. Возникает твор­ ческая потребность выхода на подмостки театра сто­ личного ранга. В Северной Пальмире открылась для меня перспектива съемок на “Ленфильме”, участия в телевизионных спектак­ лях, транслируемых на об­ ширную аудиторию страны. Актеру нужна ши­ рокая известность, а при­ обрести ее он может, работая либо в московс­ ком, либо в петербургском театре. Я согласен с Алек­ сандром Абдуловым, кото­ рый как-то сказал: “Я хочу быть известным, что­ бы меня узнавали на ули­ це, чтобы со мной здоровались незнакомые люди, дарили мне цветы. Да, я для этого и живу!”. Поймите: это жизнь артис­ та, которому, как рыбе вода, нужно признание зрителя. Такова наша про­ фессия. Иначе актер оста­ навливается в творческом росте. Должен • сказать, что мне очень повезло. Когда я пришел в “комиссаржев- ку”, там художественным руководителем работал на­ родный артист СССР Ру­ бен Сергеевич Агамирзян, уникальный режиссер, ум­ нейший воспитатель, доб­ рожелательный человек. Помню, когда я был вве­ ден в первый спектакль, он после окончания заклю­ чительного акта пьесы взял меня за руку, вывел на сцену и объявил зрите­ лям, что в труппу театра принят новый актер Лео­ нид Ниценко. После этого я новичком театра имени В. Ф. Комиссаржевской уже себя на чувствовал. - Большую нагрузку в репертуаре театра вы не­ сете/ - Работать ради того, чтобы работать, репетиро­ вать - этого хотелось по молодости. Почти за 30 лет службы Мельпомене уже наработался - сыграл около сотни разноплано­ вых ролей. Теперь хочется поработать умеренно, спо­ койно. В Петербурге я по­ нял, что здесь уже определено: кто первый, кто второй, кто третий в театре. Это железно, этого не сломать. Какую бы пье­ су ни взяли для постанов­ ки, известно, что такую-то роль будет играть, скажем, Сидоров и он будет пользоваться успехом. Ты не можешь быть популяр­ нее Сидорова. Почему? Потому что уже так заве­ дено. У меня есть роли разные. Есть достаточно большие и эпизодические. Но ролей много. В этом сезоне как “покатило”! Каждое утро - репетиция, каждый вечер- спектакль. Вот только в декабре я за­ нят в восьми спектаклях: “Полоумный Журден”, “Одолжите тенора” , “Наша дорогая мадам” , “Приглашение в замок”, “Чествование” и в других. - Извините, что прерву вас. Вот, кстати, о “ Че­ ствовании” . Этот спек­ такль в вашем театре поставил народный артист России Михаил Козаков. Как с ним работается? - Спектакль “Чествова­ ние” поставлен по комедии Слэйда. Козаков - поста­ новщик спектакля и испол­ нитель главной роли. В остальных ролях - артисты нашего театра. Я занят в роли Лу Дэниэльса. Иг­ рать на сцене с Козаковым как партнером легко и ин­ тересно. А как постанов­ щик Козаков очень тяжелый. Всегда недово­ лен: то мизансцена не та, то не тот жест, то исполни­ тель роли по сцене пере­ двигается как сонная муха. И так далее. Но когда идет спектакль, Козаков игрой актеров доволен. Этот спектакль ставится у нас два-три раза в месяц и все­ гда с аншлагом. - Леонид Александро­ вич, что бы вы хотели по­ желать мурманчанам вообще, а читателям “Рыбного Мурмана” - в частности, конкретно? - Прежде всего - крепко­ го здоровья! Я преклоня­ юсь перед тружениками Заполярья, стойко перено­ сящими превратности жиз­ ни в эпоху реформ. Желаю также любить те­ атр. Когда бывает трудно, идите в театр. Ведь не слу­ чайно же наша “комиссар- жевка” открылась в самые суровые дни блокады Ле­ нинграда - в 1942 году. Тогда ленинградцам было очень трудно. С жизнеут­ верждающей силой искус­ ства людям не страшны никакие невзгоды. Многое в жизни - преходяще* а те­ атр - вечен. - Спасибо вам за теп­ лую и откровенную бесе­ ду. Успехов вам, Леонид Александрович, на сцене и благополучия в жизни! Интервьюировал Геннадий ЮДЕНКО. ’Мурман" стр. 13 9 - 1 5 января 1998 года Е С I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz